Актуальность вопросов воспитания чувства патриотизма при формировании жизненной позиции учащихся. Актуальность патриотического воспитания в начальной школе

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цели патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

«Имею право и обязан»

Номинация: исследовательская работа.

Тема работы:

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Кононов Александр

Ученик 9 класса

МКОУ СОШ №10

Научный руководитель:

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

с.Покровское, 2016 г.

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………........8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Заключение……………………………………………………………………….10-11

Список использованных источников…………………………….………………..12

Приложение………………………………………………………………………13-15

Введение

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования : «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитаниеподрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования : процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Цель данного исследования : разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза : чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

    ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

    изучить научную литературу по данной теме;

    составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

    провести анкетирование учащихся;

    проанализировать данные анкет;

    составить модель ученика-патриота;

    составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

    представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

    проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

- теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

- эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования : исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Проанализировали разные термины патриотизма;

Изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

Разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

    анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

    анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

    Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» .

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» .

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа . Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям.

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства .

Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

В.В.Путин

Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». .

В начале нашего исследования мы выдвинули цель данного исследования – разработать программу патриотического воспитания учащихся.

Было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2-х, 6-х и 11-х классов МКОУ СОШ №10 (34 человека). Всего в анкетировании приняли участие 30 человек. Дата проведения анкетирования – 9 октября 2016 года.

На вопросы анкеты 1 (см. Приложение) ответили юные респонденты - ученики 2 класса (13 учеников)

Анкета 2 (см. Приложение) предназначена для учащихся 6 класса:

Анкета 3 (см. Приложение) была предложена для заполнения ученикам 11 класса

На основе изученной литературы и анализа анкет мы составили программу патриотического воспитания школьников «Патриот 2017».

Наша гипотеза (Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут) пока подтверждена теоретически, в июне 2017 года планируем сделать выводы по эффективности воспитательной программы «Патриот 2017».

    Программа «Патриот 2017» для школьников

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин

Выпускник школы – это не только Человек – интеллигент, семьянин, товарищ, друг, горожанин, успешная личность, ученик, здоровый человек, но Человек-Патриот . Мы считаем, что Человек-Патриот – это приоритетная образующая модели выпускника школы.

Программа «Патриот 2017» составлена конкретно для учащихся МКОУ СОШ №10 на основе анализа результатов анкетирования 2, 6 и 11 классов.

Мониторинг интернет-пространства показал, что у многих передовых российских школ уже есть подобные патриотические программы.

Основа программы «Патриот 2017» - это высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Цель программы: способствовать формированию глубоких патриотических чувств к своему Отечеству с младшего школьного возраста.

Задачи:

    Ученики начальных классов должны знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации;

    У учащихся 1-4 классов должен сформироваться навык правильного прослушивания государственного гимна России;

    Ученики начальных классов должны знать государственную символику (флаг, герб) России;

    Ученики начальных классов должны знать фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации;

    Учащиеся 1-4 классов должны знать такие понятия, как «патриот», «антипатриот», «Родина», «Отечество», «держава», «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»;

    Ученики с начальных классов должны знать такие важные даты, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года, 12 апреля 1961 года и др.;

    Ученики 4-6 классов должны наизусть знать устав школы.

Примерный план реализации программы:

    2016-2017 учебный год. Каждый понедельник линейка начинается с исполнения гимна РФ.

    2016-2017 учебный год. Важные для страны даты начинать с государственного гимна России.

    В каждом учебном кабинете начального блока разместить флаги/плакаты с флагом России.

    Ноябрь – декабрь. Мастер-классы в начальном блоке на тему «Как правильно слушать гимн России».

    Январь – февраль. Классные часы в 1-4 классах по теме

«Патриотизм = любовь + гордость + забота».

    Январь. Конкурс на лучшее исполнение гимна России среди учащихся начальных классов.

    Январь. Классные часы на тему: «Школьный устав – мини-конституция». (4-6 классы).

    Февраль. Креативная презентация школьной формы «Мой школьный имидж» (2-6 классы).

    Март. Конкурс рисунков символики (флаг, герб) России.

    Март. Просмотр серии патриотических фильмов Станислава Шуберта (талантливый молодой сценарист, режиссёр российских патриотических и антифашистских фильмов) - для 5-11 классов ().

    Апрель. Классные часы в 1-4 классах по теме «Я – здоровый гражданин» (о последствиях курения).

    Май. Конкурс на лучшее исполнение военных песен среди учащихся начальных классов (1-11классы).

    Май. Возложение цветов к Вечному Огню.

Заключение

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по вопросам патриотического воспитания, Конституционные законы РФ и зарубежный опыт в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2,6,11 классов МКОУ СОШ №10.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького гражданина большого патриота.

Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нам есть чем гордиться!

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.

С момента рождения и до самой смерти любому человеку даётся имя. Имя человека имеет серьёзное влияние на характер и судьбу его обладателя.

Имя Александр в переводе с греческого означает «Защитник людей» . Возможно, это как-то повлияло на выбор данной темы, и, может быть, в будущем у меня получится прославить свою страну спортивными или профессиональными победами. Но пока я только учусь в школе, и моя цель - прославить своё село и свой район.

Список использованных источников

1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006. №6.

2) Большой словарь иностранных слов издательство «Русский язык» 1992г. г. Москва

3) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

4) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

5) Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.

6) Коровина В. Я. Пушкин в школе. М., «Просвещение», 1978. 303с.

7) Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2004.

8) Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.

9) Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.

10) Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008, 192 с.; 1941-1945. М., Изд-во политической литературы, 1982.

11) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508, с.: ил. – (Высшее образование)

12) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. –С. 141-145.

13) Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. – Полн. ОБР. Соч., Т.37. – С. 188-197.

14) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.

15) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с.

16) Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.

17) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005. – 736 с.

18) Учебное пособие по литературе. И. О. Родин. М., ООО «Издательский дом «Оникс21век»,2003.–416с.
19) Шумилова,Е.Ф. По родному краю / Е.Ф. Шумилова. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 195.

http://ru.wikipedia.org

http://cyberleninka.ru

http://sv-scena.ru

http://www.patriot-nsk.narod.ru

http://ros-idea.ru/site/163

http://www.baltinfo.ru

http://www.pravoslavie.ru

Приложения

Приложение1

Анкета 1

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

    Что такое Родина?

    Как называется Ваша Родина?

_______________________________________________________________________

    Кто такой патриот?

__________________________________________________________________________________________________________

    Кто такой антипатриот (не патриот) ?

_________________

    Вы любите Россию? (обведите 1 вариант ответа):
    1) да

3) не знаю

Почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вы - патриот своей страны? (обведите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю
Спасибо!

Анкета 2

Просим Вас помочь нам, очень честно ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести ) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ.

Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.

    Что такое Родина для Вас? (выберите 1 вариант ответа)

    моя школа

    родной дом, семья

  1. Родное село

    мой класс

    Когда звучит гимн, Вы испытываете чувство гордости за свою страну? (выберите 1 вариант ответа)

    Как надо слушать гимн Российской Федерации?

(напишите свой ответ)

_______________________________________________________________________________________________

    Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

(выберите 3 варианта ответа)

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни


7) любовь к Родине




15) любовь к народу

5. Каким бы был Ваш выбор, если бы Вам предложили перейти в другой класс? (выберите 1 вариант ответа)

1) перешёл бы в другой класс не раздумывая, даже если он слабее моего

2) если бы мне разрешили, поучился бы немного в другом классе, а потом бы снова вернулся в свой

3) перешёл бы в другой класс не раздумывая, если он сильнее моего

4) я - патриот своего класса, ни за что бы не перешёл к другим

5) перешёл бы в другой класс, а потом бы очень сильно сожалел о таком поступке

  1. да, некоторые

7. Кому из Ваших учителей Вы больше всего доверяете? Почему?

(напишите свой ответ).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Любите ли Вы Россию? (выберите 1 вариант ответа)

3) не знаю

9. Вы - патриот своей страны? (выберите 1 вариант ответа)
1) да

3) не знаю

Спасибо!

Анкета 3

Просим Вас помочь в нашей научной работе, ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выберите 3 варианта ответа)

1) стремление к социальной справедливости

2) любовь к национальной культуре
3) любовь к своей семье, близким

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни

6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к Родине

8) любовь к родному городу, деревне, дому
9) религиозная вера, которую я исповедаю

10) возрождение традиций советского государства

11) возрождение традиций российского государства

12) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
13) любовь ко всему человечеству, гуманизм

14) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
15) любовь к народу

16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

2. Выберите наиболее подходящее, по Вашему мнению, определение патриотизма

(выберите 1 вариант ответа):

1) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. (Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой).

5) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).

3. Как Вы считаете, в чем проявляется истинный патриотизм?

(выберите 1 вариант ответа):
1) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
2) в голосовании на выборах за патриотические партии
3) в участии в деятельности патриотических организаций
4) в праздновании исторических событий и юбилеев
5) в конструктивной критике недостатков в стране
6) в работе с полной отдачей сил по своей специальности
7) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма

4. Какие из этих направлений патриотического воспитания повлияли на Вас лично ? (выберите 3 варианта ответа)

    деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных

    фестивали, конкурсы патриотической направленности

    спорт, спортивные соревнования

    пример семьи и друзей

    литература патриотической направленности

    выставки патриотической направленности

    школа, пример учителей

    встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

    военно-спортивные игры

    интернет

    молодёжные акции, традиции родного села

5. Как Вы думаете, что необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей у юных россиян? (выберите 5 вариантов ответа)
1) воспитание чувства патриотизма с детского сада;

2) воспитание чувства патриотизма с младших классов школы;

3) оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
4) введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
5) создание патриотических кружков, организаций, клубов;
6) проведение военно-патриотических игр;
7)создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
8) повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
9) улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
10) поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
11) организация досуга молодёжи;

12) личный пример, примеры героев войн;
13) развитие молодёжных организаций;
14) приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
15) финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
16) создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев

6. В каком возрасте, по Вашему мнению, эффективнее всего начать воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в юном гражданине?

(выберите 1 вариант ответа):

    с рождения-1 год

7. Где, по-вашему, в большей степени происходит воспитание чувства патриотизма?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. в детском саду

    в учреждениях дополнительного образования

    за рубежом

8. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете настоящим патриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Кого, на Ваш взгляд, называют антипатриотом? (выберите 3 варианта ответа)

Того, кто

1) Критикует власть своей страны
2) Старается избежать службы в армии
3) Не знает текста гимна своей страны
4) Равнодушен к родной природе
5) Не знает историю своей страны
6) Не ходит на выборы
7) Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
8) Уезжает жить и работать за границу

10. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете антипатриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как Вы думаете, отличаются ли жители Вашего села от жителей других регионов России? (выберите 1 вариант ответа):
1) отличаются в лучшую сторону;
2) в худшую сторону;
3) не отличаются;
4) затрудняюсь ответить.

12. Как Вы считаете, развито ли чувство патриотизма у учащихся Вашей школы?

(выберите 1 вариант ответа):

13. Являются ли, на Ваш взгляд, учителя Вашей школы патриотами?

(выберите 1 вариант ответа):

Почему Вы так думаете?______________________________________________________________________

14. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

а) Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Когда?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну? Когда?

(приведите, пожалуйста, примеры):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Напишите, пожалуйста, три первые ассоциации, которые возникают у Вас, когда вы слышите слово «Родина»:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Любите ли Вы Россию? (выберите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю

17. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? (выберите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю

Елена Онищенко
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма . Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том , что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей . Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких

Патриотизм – любовь к Родине , преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте .

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотическое воспитание – процесс освоения , наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.

Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота . С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет .

Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые : К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В наше время этой проблемой занимаются Л . А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам , особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств . Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ » ) .

Одной из основных задач ФГОС ДО, является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» .

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО .

Уважение к своему государству, к его истории, стремление изменить свою страну в лучшую сторону, сделать ее красивее, беречь и ценить родину – обычно в таком проявляется патриотизм каждого человека. Но интересно было бы узнать каков патриотизм в наше время, готовы ли те же школьники в случае чего поступить, как их прадеды, которые, будучи обычными подростками, рвались на фронт, чтоб защитить свое отечество.

В словарях, зачастую, можно встретить определение патриотизму как любви к родному языку, к земле, природе и к власти, которая оберегает свой народ. Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма.

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких. То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

  1. Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.
  2. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядах, семье.
  3. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

Истинный и ложный патриотизм - отличия

Случается и такое, что личность только стремится делать вид, что всей душой готова постоять за ценности своего государства, что она – истинный патриот. Ее главной целью является достижение личностных целей или же такая игра на публику для того, чтобы иметь хорошую репутацию. В этом проявляется ложный патриотизм.

Стоит отметить, что истинный и ложный патриотизм отличаются тем, что первый основывается на настоящей любви к родине. Человек не стремится об этом сообщать каждому прохожему, он просто знает, что способен в нужный момент постоять за свое государство. В настоящее время иногда можно встретить такое понятие как «кризис патриотизма», вызванный низким уровнем жизни населения и малоэффективной политикой в области образования и воспитания.

Для избегания зарождения новых организаций с ярко выраженным национализмом или для сокращения количества уже имеющихся, необходимо помнить, что чувство патриотизма должно зарождаться с семьи, друзей человека, с его памяти о его старшем поколении, которые отдали последние силы во благо своей родины. И необходимо помнить, что традиции, заложенные ими, необходимо каждому человеку преумножать.

Итак, патриотизм необходимо воспитывать в себе, своих детях еще с самого рождения. Ведь из-за неумелого патриотического воспитания общество получает людей с ярко выраженными античеловеческими взглядами.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Средняя общеобразовательная школа № 27 существует 18 лет. Семнадцать лет работает в ней историко-краеведческий центр “Родина”. Этот центр имеет очень разносторонние направления в своей работе: “История школ города”, “Педагогические династии”, “Балаковцы - участники Великой Отечественной войны” и т.д.

Но уже через три года стало ясно, что тема военного патриотизма столь широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так на базе одного из шести кабинетов истории возник военно-патриотический клуб “Родина”, который я и возглавил. В своей работе военно-патриотический клуб “Родина” выделяет четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба “Родина” работает по двум основным направлениям: военно-краеведческая и поисковая. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы все классы среднего и старшего звена. В результате планомерной работы был собран библиографический материал о бывшем командире белорусской партизанской бригады “За Родину”, жителе нашего города, Федоре Семеновиче Харланове. Изучая биографии знаменитых земляков, ребята установили, что имя жителя нашего города, Георгиевского кавалера И.К. Хрулькова высечено в Георгиевском зале Кремля, а имя его внука, Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина, высечено в зале Славы на Поклонной Горе. Совсем недавно мы закончили работу по изучению биографии бывшего командира 28 Псковского гвардейского минометного полка Ясюнасе Михаиле Николаевиче. Огромная роль в работе поисковой секции клуба отводится подготовке учащихся старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил, отсюда тесная связь со вторым отделом городского военного комиссариата. Несколько лет подряд мы приглашаем к нам школу бойцов балаковского ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных “горячих точках”, ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них первый командир и фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой интернациональный долг в Афганистане, защитница саратовского неба в годы Великой Отечественной войны Александра Федоровна Новикова и многие другие.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было поднято 139 останков советских солдат, часть из которых 9 мая 2006 года были перезахоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было найдено восемь “смертных” медальона, и в марте 2006 в течение недели 2 ученика работали в Центральном архиве Министерства Обороны в Могилеве, разыскивая адреса этих солдат. Двое из них оказались жителями Саратовской области. В настоящее время один из старшеклассников нашей школы находится в экспедиции в составе городского поискового отряда на “Невском пятачке” (см. приложение №3).

Но если участие в поисковой работе требует усиленной физической подготовки и выносливости, то военно-конструкторская работа этого не требует, зато привлекает мальчишек всех возрастов своей возможностью окунуться в мир крепких, мужественных и выносливых мужчин через изучение и конструирование моделей оружия и военной техники. Благодаря кропотливой работе в течение пяти лет собран материал об истории реактивной артиллерии России и история создания знаменитых “Катюш” - (БМ-13, БМ-18, и БМ-31 собран богатейший материал по истории создания различного стрелкового оружия времен Второй Мировой войны, бронетехники всех стран мира и многое другое (например, история создания спецподразделений войск СС, спецподразделений итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. Оформительский центр клуба плодотворно занимается сбором и оформлением материалов к различным военно-историческим датам и событиям. Их руками оформлены планшеты и стенды в самом кабинете.

С момента создания клуба в кабинете проводятся лекции и беседы с разновозрастными классами и группами учащихся. В старших классах лекции проводит сам учитель, а в среднем и младшем звене – ученики 9-11 классов, подготовленные по определенному разделу экспозиции.

В течение пяти последних лет стало в школе традиционным проведение месячников военно-патриотического воспитания совместно с учителями ОБЖ. Систематически проводятся литературно- художественные вечера по определенной тематике - (например, в феврале 2008 был проведен литературный вечер “И помнит мир спасенный”, посвященный 60-летию Сталинградской битвы) с просмотром художественного фильма “Звезда” и приглашением руководителя городского поискового центра “Набат” Ерохина О.А.

Большую помощь в военно-патриотической работе мне оказывает кабинет, созданный при помощи и руками моих учеников. Здесь представлены тематические планшеты, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны, экспонаты, найденные поисковиками на местах боев, макеты оружия и боевой техники времен войны.

Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы и училища МВД. 9 человек в настоящее время являются курсантами различных военных училищ и военных академий. Среди тех, кто принимает участие в работе клуба, нет ни находящихся на учете в ОППН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несет наша работа- это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.