Анхельс Наварро: Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Как поживает ваш мозг? - Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс. - Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически? - Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома

Как поживает ваш мозг?

Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс.

Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически?

Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается - этого нельзя избежать. Но мозг - нет!

Как это у вас получается?

Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать.

Но как?!

Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.

Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини - итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось 100 лет.

Как пользоваться книгой

Читатель должен осознать огромное значение тренировки памяти и когнитивных способностей. Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности.

Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти. Игра, вызов, соревнование - вот что мотивирует нас в любом возрасте. Важно понимать: человек усваивает лишь то, что кажется ему важным, интересным и мотивирующим, а все остальное забывает.

Уровни сложности

Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Хотя создать классификацию - задача непростая, читатель должен иметь в виду, что она представляет собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что интеллект характеризуется с разных сторон и есть разные виды интеллекта. Иными словами, то, что может быть легким для одного, для другого окажется очень сложным.

Порядок работы

Уровень сложности, указанный в каждом упражнении, позволит читателю создать собственный план тренировки памяти. Можно выполнять упражнения в предложенном порядке или переходить от более простых к сложным. Любая последовательность будет правильной. Главное - не бросать занятия. Прогресс и улучшение наступают для каждого в свое время, так как они зависят от внутреннего ритма человека.

Cоветы

Большинство упражнений содержат совет, отсылающий к техникам или методам запоминания, облегчающим читателю решение задачи. Помимо того, они позволят лучше усвоить стратегии запоминания из теоретической части книги, поскольку их можно применять в повседневной жизни.

Записная книжка памяти

Лучше ничего не писать и не делать пометок в книге. Рекомендуется завести блокнот, который, если желаете, назовите «записной книжкой памяти». В ней вы можете записывать результаты упражнений и контролировать свои успехи или же вести записи о мнемонических методах, используемых в каждом упражнении, и делать отметки о том, какой, по-вашему, тип памяти включался при его выполнении. Оценивайте работу исходя из следующих вопросов:

Вы потратили на упражнение больше или меньше рекомендованного времени?

Сколько объектов запомнили и сколько из них запомнили правильно?

Какие сложности возникли при выполнении упражнения?

Сколько повторений потребовалось для запоминания?

Учитывайте также любые другие критерии, которые посчитаете нужными.

Ответы к упражнениям

Ответы на большинство упражнений вы найдете в конце книги. Однако некоторые нужно проверить сразу же после решения, заново перечитав задание или обратившись к рисунку. Не рекомендуется смотреть в ответы при первом же сомнении.

Не сдавайтесь! Настойчивость, упорство, терпение и сила воли - вот четыре самых главных качества, стимулирующих наш мозг. Решение задачи приносит огромное удовлетворение. Во время выполнения на первый взгляд непонятной игры или упражнения на развитие интеллекта вы обнаружите, что в задании в сжатом виде содержится огромное количество информации, которая откроется вам сразу после решения. В этот самый момент вы почувствуете себя свободными от ограничений, ощутите душевный подъем и в одно мгновение перейдете от осознания собственной неуклюжести к виртуозному мастерству владения ментальными приемами. Это чувство, помимо того что оно очень приятное, чрезвычайно стимулирует мозг.

Внимательно читайте задание, тщательно концентрируясь на всех деталях.
Не торопитесь приступать к заданию. Убедитесь в том, что поняли, что требуется сделать.
Если вы поняли задание, попытайтесь найти среди прошлых событий своей жизни подобный опыт, который поможет вам решить задачу.
Каждое упражнение - это вызов, поэтому ваш психологический настрой очень важен.
Если сначала у вас ничего не получается, не теряйте присутствия духа. Не бросайте упражнение. Настойчивость, упорство и терпение - очень полезные качества для решения любой задачи. Совершенное усилие откроет ваши сильные стороны и заставит поверить в свои способности, в том числе в способность работать долго и продуктивно.
Воспринимайте сложность как отличную возможность чему-нибудь научиться. Помните: гораздо важнее проделанный для достижения результата огромный путь, чем сам результат.
В конце книги вы найдете ответы к упражнениям. Сверяйтесь с ними после того, как выполните задание. Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать! опубликовано

Упражнения


классификацию - задача не-

простая, читатель должен иметь

в виду, что она представляет

собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что

интеллект характеризуется с раз-

ных сторон и есть разные виды

интеллекта. Иными словами, то,

Наш читатель должен осознать

что может быть легким для од-

огромное значение тренировки

ного, для другого окажется очень

памяти и когнитивных способ-

ностей. Эта книга представляет

собой руководство для тех, кто же-

лает узнать слабые стороны своей

Порядок работы

памяти и научиться стратегиям

и техникам повышения ее произ-

Уровень сложности, указанный

водительности.

в каждом упражнении, позво-

ный план тренировки памяти.

учную работу о памяти и не пред-

Можно выполнять упражнения

лагает особую программу упраж-

в предложенном порядке или

нений. Техники для запоминания

переходить от более простых

преподносятся в игровой форме,

к сложным. Любая последова-

тельность будет правильной.

самый эффективный и естествен-

Главное - не бросать занятия.

ный способ тренировки памяти.

Прогресс и улучшение наступа-

Игра, вызов, соревнование - вот

ют для каждого в свое время, так

П а м я т ь н е и з м е н я е т 10 - 1 1

как они зависят от внутреннего

Сколько объектов запомнили

ритма человека.

и сколько из них запомнили

правильно?

Какие сложности возникли при

советы

выполнении упражнения?

Сколько повторений потребова-

Большинство упражнений содер-

лось для запоминания?

жат совет, отсылающий к техни-

Учитывайте также любые дру-

кам или методам запоминания,

гие критерии, которые посчита-

облегчающим читателю решение

ете нужными.

задачи. Помимо того, они по-

зволят лучше усвоить стратегии

запоминания из теоретической

ответы

части книги, поскольку их мож-

к УПражнениям

но применять в повседневной

Ответы на большинство упражне-

ний вы найдете в конце книги. Од-

нако некоторые нужно проверить

ЗаПисная книжка

сразу же после решения, заново

Памяти

перечитав задание или обратив-

Лучше ничего не писать и не де-

смотреть в ответы при первом же

лать пометок в книге. Рекомен-

сомнении.

дуется завести блокнот, который,

если желаете, назовите «запис-

Не сдавайтесь! Настойчивость,

ной книжкой памяти». В ней вы

упорство, терпение и сила воли -

можете записывать результаты

вот четыре самых главных каче-

упражнений и контролировать

ства, стимулирующих наш мозг.

свои успехи или же вести запи-

Решение задачи приносит огром-

си о мнемонических методах,

ное удовлетворение. Во время

используемых в каждом упраж-

выполнения на первый взгляд

нении, и делать отметки о том,

непонятной игры или упражне-

какой, по-вашему, тип памяти

ния на развитие интеллекта вы

включался при его выполнении.

обнаружите, что в задании в сжа-

Оценивайте работу исходя из сле-

том виде содержится огромное

дующих вопросов:

количество информации, которая

откроется вам сразу после ре-

Вы потратили на упражнение

шения. В этот самый момент вы

почувствуете себя свободными

ванного времени?

от ограничений, ощутите душев-

ный подъем и в одно мгновение

числе в способность работать

перейдете от осознания собствен-

долго и продуктивно.

ной неуклюжести к виртуозному

Воспринимайте сложность

мастерству владения ментальны-

как отличную возможность

ми приемами. Это чувство, поми-

чему-нибудь научиться. Пом-

мо того что оно очень приятное,

ните: гораздо важнее проде-

чрезвычайно стимулирует мозг.

ланный для достижения ре-

зультата огромный путь, чем

В конце книги вы найдете

для ПолУчения

ответы к упражнениям. Све-

нУжного эффекта

ряйтесь с ними после того, как

выполните задание.

от выПолнения

УПражнений


Прочитал и начал делать упражнения из книги " Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти " (Анхельс Наварро). Она, как это понятно из названия, про развитие/тренировку памяти. Сначала я скептически отнесся к произведению, первая часть книги (теория) мне показалась очень простенькой и не слишком полезной. Но когда я начал делать упражнения (они составляют примерно 2/3 книги), то быстро вошел во вкус и планирую периодически к ним возвращаться.

Общую оценку книге ставлю "4-", но если вы любите головоломки, то она скорее всего вам понравится.


Давайте посмотрим, что можно полезного взять из книги. Предисловие и начало звучит очень эффектно:
"Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности. Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти."
"Эта книга, предназначенная для взрослых людей всех возрастных категорий, предлагает читателю упражнения для тренировки памяти. Молодым она поможет улучшить внимание, концентрацию и память, людям среднего возраста - поддерживать производительность памяти в хорошем состоянии, а пожилым - уменьшить негативное влияние повреждения нервной системы, вызванного старением клеток мозга. Помимо упражнений, в книге содержится теоретический раздел, описывающий основные аспекты мнемонической науки, а также самые подходящие и эффективные методы, техники и советы для сохранения и стимуляции памяти."

Но в дальнейшем рассказывают очевидные и простые вещи:

  • Итак, в процессе старения могут произойти следующие негативные изменения памяти:
    • Снижение скорости обработки информации. Все запоминается гораздо медленнее, и ответы тоже даются медленнее.
    • Снижение внимания к деталям. Становится сложнее сконцентрироваться на какой-либо деятельности.
    • Ухудшение рабочей памяти (оперативной памяти).
    • Ухудшение декларативной памяти (имена людей, названия мест и тому подобные сведения).
    • Утрата некоторых представлений (например, знания маршрута).
    • Забывание происхождения воспоминаний (например, даты и места события).
    • Снижение способности к совмещению задач. Становится сложно быстро переключать внимание между различными видами деятельности.
    • Чем старее воспоминание, тем вероятней, что оно выпадет из вашей памяти. Также значение имеет и тип запомненной информации (имена, например, забываются довольно быстро).
    • Ухудшение пространственно- го мышления (невозможность представлять и собирать сложные конструкции, например пазлы).
  • Лучше всего действию времени сопротивляются такие функции:
    • Общее внимание почти не меняется с течением времени.
    • Речь с возрастом становится лучше, потому что расширяется словарный запас.
    • Процедурная память практически не ухудшается.
    • Рациональное мышление, способности к суждению, оценке и аргументации с возрастом только улучшаются.
    • Сила воли.
    • Творческие способности с возрастом не ухудшаются.
И дают очень простенькие советы, например:
  • Советы по увеличению объема памяти:
    • Ритм или веселая мелодия, вызывающие ассоциации с текстом, облегчают запоминание.
    • Каждый день хоть понемногу читайте книги, журналы, газеты.
    • Разбивайте списки слов по категориям.
    • Питайтесь правильно. Жирная еда и полуфабрикаты провоцируют различные заболевания (атеросклероз, диабет, повышенное давление), ухудшающие память.
    • Ежедневно выполняйте физические упражнения.
    • Будьте спокойны и расслабляйтесь. Стресс плохо влияет на память.
    • Старайтесь достаточно спать: здоровый сон восстанавливает организм.
И еще:


el Angels Navarro

па Анхельс

мять

Наварро

изм Задачи и головоe ломки

ет для развития интеллекта и памяти

Перевод с испанского

Натальи Дмитриевой

«Манн, Иванов и Фербер»

Издано с разрешения IMC Agencia Literaria, SL, Spain,

и PRAVA I PREVODI Literary Agency, Serbia

На русском языке публикуется впервые

Наварро, Анхельс

Н15 Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и па-

мяти / Анхельс Наварро; пер. с исп. Н. Дмитриевой. - М. : Манн, Иванов

и Фербер, 2015. - 160 с.

ISBN 978-5-00057-416-4

для определения слабых мест в механизме запоминания и развития памя-

ти и интеллекта.

Эта книга для всех, кто желает всегда оставаться в трезвом уме

и твердой памяти.

Все права защищены. Никакая часть данной книги

не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме

без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает

юридическая фирма «Вегас-Лекс».

ISBN 978-5-00057-416-4

Original title: El llibre de la memòria

First published by Ara Llibres SCCL

© Ara Llibres SCCL, 2010

© Àngels Navarro, 2010

© Перевод на русский язык, издание на русском языке,

оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

оглав

oсНовы ................................................................................... 7

Как пользоваться книгой................................................ 10

Ввeдениe .......................................................................... 13

Мозг и память.................................................................. 15

Виды памяти.................................................................... 17

Тpи фазы памяти............................................................. 22

Где живут воспоминания................................................ 24

Стаpение и память.......................................................... 27

Вpаги памяти................................................................... 30

Расстpойства памяти....................................................... 33

Как улучшить память...................................................... 40

УПра жНеНия.......................................................................................................................... 51

ответы к УПра жНеНиям...................................................................... 132

БиБлиография............................................................................................................. 142

- Как поживает ваш мозг?

- Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой

разницы ни в смысле подверженности заблуждениям,

ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу

на медицинский конгресс.

- Однако должен же быть какой-нибудь предел 

возможностей мозга, заложенный генетически?

- Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему

не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается -

этого нельзя избежать. Но мозг - нет!

- Как это у вас получается?

- Человеческий мозг обладает огромной

нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны

и умирают, другие реорганизуются и выполняют их

функции. Но для этого их необходимо стимулировать.

- Но как?!

- Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном

состоянии, заставьте его функционировать, и он

никогда не деградирует.

Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини -

итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской

премии в области медицины, за несколько месяцев

до того, как ей исполнилось 100 лет

что мотивирует нас в любом воз-

расте. Важно понимать: человек

усваивает лишь то, что кажется

ему важным, интересным и мо-

тивирующим, а все остальное

пользо забывает.

вать Уровни сложности

Упражнения разделены по уров-

ням: легкий, средний, сложный

и очень сложный. Хотя создать