Анхельс Наварро: Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти
Как поживает ваш мозг? - Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс. - Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически? - Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома
Как поживает ваш мозг?
Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс.
Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически?
Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается - этого нельзя избежать. Но мозг - нет!
Как это у вас получается?
Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать.
Но как?!
Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.
Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини - итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось 100 лет.
Как пользоваться книгой
Читатель должен осознать огромное значение тренировки памяти и когнитивных способностей. Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности.
Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти. Игра, вызов, соревнование - вот что мотивирует нас в любом возрасте. Важно понимать: человек усваивает лишь то, что кажется ему важным, интересным и мотивирующим, а все остальное забывает.
Уровни сложности
Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Хотя создать классификацию - задача непростая, читатель должен иметь в виду, что она представляет собой лишь частное мнение.
К тому же не стоит забывать, что интеллект характеризуется с разных сторон и есть разные виды интеллекта. Иными словами, то, что может быть легким для одного, для другого окажется очень сложным.
Порядок работы
Уровень сложности, указанный в каждом упражнении, позволит читателю создать собственный план тренировки памяти. Можно выполнять упражнения в предложенном порядке или переходить от более простых к сложным. Любая последовательность будет правильной. Главное - не бросать занятия. Прогресс и улучшение наступают для каждого в свое время, так как они зависят от внутреннего ритма человека.
Cоветы
Большинство упражнений содержат совет, отсылающий к техникам или методам запоминания, облегчающим читателю решение задачи. Помимо того, они позволят лучше усвоить стратегии запоминания из теоретической части книги, поскольку их можно применять в повседневной жизни.
Записная книжка памяти
Лучше ничего не писать и не делать пометок в книге. Рекомендуется завести блокнот, который, если желаете, назовите «записной книжкой памяти». В ней вы можете записывать результаты упражнений и контролировать свои успехи или же вести записи о мнемонических методах, используемых в каждом упражнении, и делать отметки о том, какой, по-вашему, тип памяти включался при его выполнении. Оценивайте работу исходя из следующих вопросов:
Вы потратили на упражнение больше или меньше рекомендованного времени?
Сколько объектов запомнили и сколько из них запомнили правильно?
Какие сложности возникли при выполнении упражнения?
Сколько повторений потребовалось для запоминания?
Учитывайте также любые другие критерии, которые посчитаете нужными.
Ответы к упражнениям
Ответы на большинство упражнений вы найдете в конце книги. Однако некоторые нужно проверить сразу же после решения, заново перечитав задание или обратившись к рисунку. Не рекомендуется смотреть в ответы при первом же сомнении.
Не сдавайтесь! Настойчивость, упорство, терпение и сила воли - вот четыре самых главных качества, стимулирующих наш мозг. Решение задачи приносит огромное удовлетворение. Во время выполнения на первый взгляд непонятной игры или упражнения на развитие интеллекта вы обнаружите, что в задании в сжатом виде содержится огромное количество информации, которая откроется вам сразу после решения. В этот самый момент вы почувствуете себя свободными от ограничений, ощутите душевный подъем и в одно мгновение перейдете от осознания собственной неуклюжести к виртуозному мастерству владения ментальными приемами. Это чувство, помимо того что оно очень приятное, чрезвычайно стимулирует мозг.
Внимательно читайте задание, тщательно концентрируясь на всех деталях.
Не торопитесь приступать к заданию. Убедитесь в том, что поняли, что требуется сделать.
Если вы поняли задание, попытайтесь найти среди прошлых событий своей жизни подобный опыт, который поможет вам решить задачу.
Каждое упражнение - это вызов, поэтому ваш психологический настрой очень важен.
Если сначала у вас ничего не получается, не теряйте присутствия духа. Не бросайте упражнение. Настойчивость, упорство и терпение - очень полезные качества для решения любой задачи. Совершенное усилие откроет ваши сильные стороны и заставит поверить в свои способности, в том числе в способность работать долго и продуктивно.
Воспринимайте сложность как отличную возможность чему-нибудь научиться. Помните: гораздо важнее проделанный для достижения результата огромный путь, чем сам результат.
В конце книги вы найдете ответы к упражнениям. Сверяйтесь с ними после того, как выполните задание. Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать!
опубликовано
Упражнения
классификацию - задача не-
простая, читатель должен иметь
в виду, что она представляет
собой лишь частное мнение.
К тому же не стоит забывать, что
интеллект характеризуется с раз-
ных сторон и есть разные виды
интеллекта. Иными словами, то,
Наш читатель должен осознать
что может быть легким для од-
огромное значение тренировки
ного, для другого окажется очень
памяти и когнитивных способ-
ностей. Эта книга представляет
собой руководство для тех, кто же-
лает узнать слабые стороны своей
Порядок работы
памяти и научиться стратегиям
и техникам повышения ее произ-
Уровень сложности, указанный
водительности.
в каждом упражнении, позво-
ный план тренировки памяти.
учную работу о памяти и не пред-
Можно выполнять упражнения
лагает особую программу упраж-
в предложенном порядке или
нений. Техники для запоминания
переходить от более простых
преподносятся в игровой форме,
к сложным. Любая последова-
тельность будет правильной.
самый эффективный и естествен-
Главное - не бросать занятия.
ный способ тренировки памяти.
Прогресс и улучшение наступа-
Игра, вызов, соревнование - вот
ют для каждого в свое время, так
П а м я т ь н е и з м е н я е т 10 - 1 1
как они зависят от внутреннего
Сколько объектов запомнили
ритма человека.
и сколько из них запомнили
правильно?
Какие сложности возникли при
советы
выполнении упражнения?
Сколько повторений потребова-
Большинство упражнений содер-
лось для запоминания?
жат совет, отсылающий к техни-
Учитывайте также любые дру-
кам или методам запоминания,
гие критерии, которые посчита-
облегчающим читателю решение
ете нужными.
задачи. Помимо того, они по-
зволят лучше усвоить стратегии
запоминания из теоретической
ответы
части книги, поскольку их мож-
к УПражнениям
но применять в повседневной
Ответы на большинство упражне-
ний вы найдете в конце книги. Од-
нако некоторые нужно проверить
ЗаПисная книжка
сразу же после решения, заново
Памяти
перечитав задание или обратив-
Лучше ничего не писать и не де-
смотреть в ответы при первом же
лать пометок в книге. Рекомен-
сомнении.
дуется завести блокнот, который,
если желаете, назовите «запис-
Не сдавайтесь! Настойчивость,
ной книжкой памяти». В ней вы
упорство, терпение и сила воли -
можете записывать результаты
вот четыре самых главных каче-
упражнений и контролировать
ства, стимулирующих наш мозг.
свои успехи или же вести запи-
Решение задачи приносит огром-
си о мнемонических методах,
ное удовлетворение. Во время
используемых в каждом упраж-
выполнения на первый взгляд
нении, и делать отметки о том,
непонятной игры или упражне-
какой, по-вашему, тип памяти
ния на развитие интеллекта вы
включался при его выполнении.
обнаружите, что в задании в сжа-
Оценивайте работу исходя из сле-
том виде содержится огромное
дующих вопросов:
количество информации, которая
откроется вам сразу после ре-
Вы потратили на упражнение
шения. В этот самый момент вы
почувствуете себя свободными
ванного времени?
от ограничений, ощутите душев-
ный подъем и в одно мгновение
числе в способность работать
перейдете от осознания собствен-
долго и продуктивно.
ной неуклюжести к виртуозному
Воспринимайте сложность
мастерству владения ментальны-
как отличную возможность
ми приемами. Это чувство, поми-
чему-нибудь научиться. Пом-
мо того что оно очень приятное,
ните: гораздо важнее проде-
чрезвычайно стимулирует мозг.
ланный для достижения ре-
зультата огромный путь, чем
В конце книги вы найдете
для ПолУчения
ответы к упражнениям. Све-
нУжного эффекта
ряйтесь с ними после того, как
выполните задание.
от выПолнения
УПражнений
Прочитал и начал делать упражнения из книги " Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти " (Анхельс Наварро). Она, как это понятно из названия, про развитие/тренировку памяти. Сначала я скептически отнесся к произведению, первая часть книги (теория) мне показалась очень простенькой и не слишком полезной. Но когда я начал делать упражнения (они составляют примерно 2/3 книги), то быстро вошел во вкус и планирую периодически к ним возвращаться.
Общую оценку книге ставлю "4-", но если вы любите головоломки, то она скорее всего вам понравится.
Давайте посмотрим, что можно полезного взять из книги. Предисловие и начало звучит очень эффектно:
"Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности. Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти."
"Эта книга, предназначенная для взрослых людей всех возрастных категорий, предлагает читателю упражнения для тренировки памяти. Молодым она поможет улучшить внимание, концентрацию и память, людям среднего возраста - поддерживать производительность памяти в хорошем состоянии, а пожилым - уменьшить негативное влияние повреждения нервной системы, вызванного старением клеток мозга. Помимо упражнений, в книге содержится теоретический раздел, описывающий основные аспекты мнемонической науки, а также самые подходящие и эффективные методы, техники и советы для сохранения и стимуляции памяти."
Но в дальнейшем рассказывают очевидные и простые вещи:
- Итак, в процессе старения могут произойти следующие негативные изменения памяти:
- Снижение скорости обработки информации. Все запоминается гораздо медленнее, и ответы тоже даются медленнее.
- Снижение внимания к деталям. Становится сложнее сконцентрироваться на какой-либо деятельности.
- Ухудшение рабочей памяти (оперативной памяти).
- Ухудшение декларативной памяти (имена людей, названия мест и тому подобные сведения).
- Утрата некоторых представлений (например, знания маршрута).
- Забывание происхождения воспоминаний (например, даты и места события).
- Снижение способности к совмещению задач. Становится сложно быстро переключать внимание между различными видами деятельности.
- Чем старее воспоминание, тем вероятней, что оно выпадет из вашей памяти. Также значение имеет и тип запомненной информации (имена, например, забываются довольно быстро).
- Ухудшение пространственно- го мышления (невозможность представлять и собирать сложные конструкции, например пазлы).
- Лучше всего действию времени сопротивляются такие функции:
- Общее внимание почти не меняется с течением времени.
- Речь с возрастом становится лучше, потому что расширяется словарный запас.
- Процедурная память практически не ухудшается.
- Рациональное мышление, способности к суждению, оценке и аргументации с возрастом только улучшаются.
- Сила воли.
- Творческие способности с возрастом не ухудшаются.
- Советы по увеличению объема памяти:
- Ритм или веселая мелодия, вызывающие ассоциации с текстом, облегчают запоминание.
- Каждый день хоть понемногу читайте книги, журналы, газеты.
- Разбивайте списки слов по категориям.
- Питайтесь правильно. Жирная еда и полуфабрикаты провоцируют различные заболевания (атеросклероз, диабет, повышенное давление), ухудшающие память.
- Ежедневно выполняйте физические упражнения.
- Будьте спокойны и расслабляйтесь. Стресс плохо влияет на память.
- Старайтесь достаточно спать: здоровый сон восстанавливает организм.
el Angels Navarro
па Анхельс
мять
Наварро
изм Задачи и головоe ломки
ет для развития интеллекта и памяти
Перевод с испанского
Натальи Дмитриевой
«Манн, Иванов и Фербер»
Издано с разрешения IMC Agencia Literaria, SL, Spain,
и PRAVA I PREVODI Literary Agency, Serbia
На русском языке публикуется впервые
Наварро, Анхельс
Н15 Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и па-
мяти / Анхельс Наварро; пер. с исп. Н. Дмитриевой. - М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2015. - 160 с.
ISBN 978-5-00057-416-4
для определения слабых мест в механизме запоминания и развития памя-
ти и интеллекта.
Эта книга для всех, кто желает всегда оставаться в трезвом уме
и твердой памяти.
Все права защищены. Никакая часть данной книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс».
ISBN 978-5-00057-416-4
Original title: El llibre de la memòria
First published by Ara Llibres SCCL
© Ara Llibres SCCL, 2010
© Àngels Navarro, 2010
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
оглав
oсНовы ................................................................................... 7
Как пользоваться книгой................................................ 10
Ввeдениe .......................................................................... 13
Мозг и память.................................................................. 15
Виды памяти.................................................................... 17
Тpи фазы памяти............................................................. 22
Где живут воспоминания................................................ 24
Стаpение и память.......................................................... 27
Вpаги памяти................................................................... 30
Расстpойства памяти....................................................... 33
Как улучшить память...................................................... 40
УПра жНеНия.......................................................................................................................... 51
ответы к УПра жНеНиям...................................................................... 132
БиБлиография............................................................................................................. 142
- Как поживает ваш мозг?
- Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой
разницы ни в смысле подверженности заблуждениям,
ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу
на медицинский конгресс.
- Однако должен же быть какой-нибудь предел
возможностей мозга, заложенный генетически?
- Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему
не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается -
этого нельзя избежать. Но мозг - нет!
- Как это у вас получается?
- Человеческий мозг обладает огромной
нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны
и умирают, другие реорганизуются и выполняют их
функции. Но для этого их необходимо стимулировать.
- Но как?!
- Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном
состоянии, заставьте его функционировать, и он
никогда не деградирует.
Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини -
итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской
премии в области медицины, за несколько месяцев
до того, как ей исполнилось 100 лет
что мотивирует нас в любом воз-
расте. Важно понимать: человек
усваивает лишь то, что кажется
ему важным, интересным и мо-
тивирующим, а все остальное
пользо забывает.
вать Уровни сложности
Упражнения разделены по уров-
ням: легкий, средний, сложный
и очень сложный. Хотя создать