Этикет занятия в детском саду. Занятие из серии «Этикет для детей»

Мною представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе «В царстве вежливых наук».

Данный конспект составлен для детей старшей группы в соответствии с разработанным мною комплексно-тематическим планированием по ознакомлению дошкольников с правилами этикета и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

В ходе образовательной деятельности происходила интеграция областей по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию; художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

· Принцип воспитывающего обучения

· Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

· Принцип сознательности и активности (поддерживалась мотивация и интерес).

· Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

· Принцип психологической комфортности (были использованы тренинговые упражнения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
  • Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
  • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
  • Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); мягкая игрушка – котёнок; лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»; презентация «Добрые слова».

Литература: Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников., Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Ход:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).

А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).

Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).

Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

Да!

Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

Как это?

Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

А теперь откроем глаза. Приехали.

Станция «Добрые слова».

Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

Привет, здравствуй.

А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

Будь здоров.

Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Здравствуйте!

Ой, кто это сказал?

Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.

Игра «Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

1-й ребенок:

Добрый день!

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок: Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок:

Здравствуйте!

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок:

Пожалуйста .

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок:

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок:

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Да.

Когда, по-вашему, это бывает?

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»

И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

Ребята, пришло время немного отдохнуть. Сделаем зарядку.

Мамам дружно помогаем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивание – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивание – руки вверх.)

Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Конечно же, это кот Леопольд.

Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

Почему вы выбрали именно эту маску?

Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

Игра «Лужа».

Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

Вот беда так беда! - спиной к луже.

Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »

Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

Товарищей не обижает?

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, не сложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

Следующая станция «Цветочная поляна».

Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

Нет!

А как бы вы его назвали?

Цветок грубости!

Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).

А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.


МБДОУ детский сад № 125

К о н с п е к т з а н я т и я

« Ч т о т а к о е э т и к е т?»

(старший возраст)

Подготовила воспитатель

Морозова Г.И.


-1-

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;

Учить находить правильные решения в различных проблемных

ситуациях;

Совершенствовать культуру диалогической речи;

Формировать навыки культурного поведения и общения у детей.

Предварительная работа:

заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

Материал:

расчёска, зеркало, заколка для волос, цветок ромашки, круги крас-

ного и зелёного цвета (по количеству детей), «волшебная» палочка.

Ход занятия.

Воспитатель:

Первые слова, которыми мы начинаем день-это «Доброе утро ». А что мы

говорим этими словами?

Дети отвечают по очереди :(желаем здоровья, счастья, хорошего настроения,

чтобы весь день был счастливым, добрым).

Ребёнок.

Здравствуйте!- ты скажешь человеку. -Здравствуйте,-улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку. И здоровым будет много лет.

Воспитатель.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим счи-

талось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие это одно из самых важных правил этикета.

А что такое « этикет »? нам расскажут дети:

1 ребёнок:

Что такое «этикет» ?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

2 ребёнок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель:


  1. ребёнок :
В садик не бери конфетки

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.


  1. ребёнок :
Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

Игрушку ты не отнимай

Возьми другую, поиграй.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

Воспитатель : ребята, давайте поиграем. Я буду называть поступки, а вы, сидя на своих местах, молча будете поднимать красный или зелёный кружок. Если поступок хороший, поднимите зелёный кружок, а если плохой-то красный.


  1. Забирать игрушки у друзей.

  2. Помогать взрослым.

  3. Кричи, громко разговаривай.

  4. Не ссорься с друзьями .

  5. Здороваться при встрече.

  6. Садиться за стол грязными, неумытыми.

  7. Следить за своим внешним видом.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и Медведь».
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей(взяла спички, не давала спать Мишке).

Воспитатель : А как бы вы поступили на её месте? (ответы детей).

Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведёт. . Дети : Потому, что она не знает правил поведения, она невоспитанная.

Воспитатель :

Сотни правил в этикете

Все не выучите враз.

Но, пожалуйста, уж, дети

Вы не огорчайте нас!

Изучайте этикет

Изучая, подрастайте,

И живите много лет!

В жизни ваше воспитание

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС - ГОСТИ»

ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету

Задачи:

Повышать уровень знаний по этикету;

- с одействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятногопсихологического микроклимата;

Воспитывать культуру этикета и общения с людьми;

Формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;

Развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.

Форма проведения: Ситуативная игра

Необходимое оборудование: таблички для игры, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный игровой материал – «баллы», 3 комплекта столовых приборов (вилка, нож, ложка, бокал, салфетка); медаль «Самые воспитанные», сладкий приз (торт, пирог или конфеты); зеленые и красные листья (из бумаги), скотч.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

Слайд 1.

«Красив тот, кто красиво поступает».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша встреча начинается со сценки. Давайте посмотрим!

Слайд 2. Сценка:

После соревнований Паша сказал Кириллу:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе айфончик покажу и планшет новый.Музычку послушаем.

Ладно, - ответил Кирилл, - приду.

Часов в 7 Паша уже перестал ждать товарища. Вдруг раздался стук в дверь.

Привет, - сказал Кирилл. - Это я.

Он прошел в комнату и стал рассматривать вещи в ней.

А у вас ничего, - подходяще. Чего это? - он схватил ретромодель автомашины с письменного стола приятеля.

Это мне подарили на память.

Здорово сделано. - Кирилл нажал посильнее и сломал.

Потом Кирилл отправился бродить по комнате.

Сколько стоит? А это где купили? - поминутно спрашивал он, трогая вазу, сувениры. -Что за барахло в доме держите? - На его лице выразилось презрение ко вкусам хозяина.

Паша в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу.Тот критически посмотрел на чай и печенье и сказал:

Ой, что-то солененького захотелось, принеси мне лучше чипсы.

Наевшись и напившись вдоволь, Кирилл взял шапку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А кинжальчик старинный, который у вас на стене висел, я взял, мне одну вещичкуобстругать надо. Отдам как-нибудь.

Воспитатель: Ребята правильно ли вел себя хозяин? Каким должен быть хозяин?

Правильно ли вел себя гость? Каким быть должен гость?

Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего занятия? Какие задачи нам нужно решить?

Слайд 3.

Воспитатель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь веков. Они зафиксированы в древнейших письменных документах и существовали еще до

появления письменности.

Слайд 4. Цицерон (106 - 43 до н.э.) в своих сочинениях - «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» - рассматривал этику как искусство правильно жить, чтобы достигнуть человеком полного счастья.

Что такое этика? С этим вопросом нам поможет разобраться Ирина Жилкина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 5. Сообщение обучающегося:

Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем Аристотелем2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию сочиненияАристотеля. В переводе с греческого «ethos» означает «обычай», «нрав», «характер».

Понятие этики сходно с понятием слова «мораль», происшедшего от латинского «mos,mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике

поведения, имеют в виду не только правила поведения и приличия в обществе, но и

нравственный облик человека.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие добрые слова, по правилам хорошего тона, необходимы нам каждый день?

- Здравствуйте. Добрый день. Доброго пути. До свидания. Пожалуйста. Спасибо.

- Правильно! Ранее вам было дано задание узнать происхождение этих слов.

Слайды 6 - 8. Сообщения воспитанников:

    Здравствуй(те) - повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе желаю» и т.д.

«Здравствуйте же многа лета» - написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.

С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас «добрый вечер», «добрый день», но им предшествовали чисто русские выражения типа «добръ здоровъ» - снова пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья.

Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Сегодня «здравствуйте» - привычная для всех форма приветствия при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и в прямо противоположных обстоятельствах – при прощании. Это ясно из корня слова: здоровья можно пожелать и при встрече, и прощаясь.

    «Здравствуйте, ребята!» - легко и просто произносит воспитатель на каждом занятии фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?», или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

На первый взгляд кажется, немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное, хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, смерть.

Какими только приветствиями не пользовались люди! Салют! Чао! Салам аллейкум! Хау ду ю ду!

А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее.

Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая руку себе самому. Молодой американец приветствовал приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются друг с другом в щеку. Кто-то обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс, другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвѐртые показывали языки.

    В поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное здравствуйте!

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте! -

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто: «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

4) Добрый день:

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути:

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь

Добрые слова:

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

    Пожалуйста:

Отметить, что ли, слово, пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите:

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду;

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Первый шаг мы с вами уже сделали и поняли, что нужно быть вежливым всегда и везде.

Слайд 9. А теперь я предлагаю вам поиграть. Правила игры:

Я читаю вопрос (вопросы дублируются также на экране ), вы обсуждаете командой свой ответ в течение 1 минуты, если ваш ответ готов раньше, чем окончилось время, вы также поднимаете табличку. Будет отвечать та команда, которая раньше всех поднимет табличку.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, если ответ частично верен, то 0,5

Итак, делимся на 3 команды (по 3 чел.). Начнем!

Слайд 10. 1 блок вопросов: Этикет приветствия

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Ответ: Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Ответ: Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.)

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен здороваться первым: Мужчина – женщина? Младшие – старшие? Начальник – подчиненный? (Ответ: Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому.)

    Кто должен первым здороваться на улице: стоящий или проходящий? (Ответ: Первым здоровается проходящий.)

    Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину? (Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.)

Слайд 11. 2 блок вопросов: К ак вести себя в помещении

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Ответ: Первой входит всегда дама.)

    Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Ответ: Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама.)

    Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ответ: Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим.)

    Если вы опоздали в кино (театр), куда нужно садиться? Нужно ли искать свое место? Если нет, почему? (Ответ: Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)

    Как нужно продвигаться вдоль ряда к своему месту? (Ответ: Только лицом к сидящим. При этом первым всегда проходит мужчина. Он должен принести свои извинения и поблагодарить вставших.)

    При посещении спектаклей, кино, концертов и других мероприятий у мужчин появляется возможность проявить такое качество, как галантность… Что это за качество? (Ответ: Прежде всего, это правильно воспитанный человек, знающий и выполняющий правила этикета. Галантный мужчина - это показатель внимательного отношения к женщине, умение красиво ухаживать за ней, оказывать знаки внимания женскому полу.)

Слайд 12. 3 блок вопросов: Телефонный этикет

Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но… до сих пор не все знакомы с

телефонным этикетом. Итак, вопросы:

    В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? (Ответ: Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не принято.)

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Ответ: Позвонивший, представившись.)

    Надо ли представляться при телефонном разговоре? (Ответ: Да. И это - просто проявление воспитанности и вежливости, которое трактуют правила телефонного разговора.)

    Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Ответ: Позвонивший.)

    Кто должен закончить телефонный разговор? (Ответ: кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.)

Слайд 13. 4 блок вопросов: В гостях

Гости бывают разные: неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие

на 5 минут и приехавшие на месяц. Правила гостеприимства и этикета требуют приветливого отношения к любому гостю.

    Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Ответ: В гости без предупреждения позволено приходить только самым близким людям. И то лучше предупредить, а то мало ли, купаюсь я, убираюсь или просто даже дома меня нет.)

    Если гости пришли без приглашения, а их визит весьма некстати, как быть хозяевам? (Ответ: Посидеть 15 минут для приличия и выпить по чашке чая, а затем, вежливо сославшись на дела и кучу проблем, извиниться перед ними и культурно попросить их на выход.)

    Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? (Ответ: Любое дарение подарка должно сопровождаться приятными для одариваемого словами. Букет преподносится цветами кверху, без упаковки. Если же упаковка – декоративная и составляет неотъемлемую часть декора вашего подарка-букета, то упаковку не снимают. Вручать цветы женщине должен только мужчина. Если в гости идет семейная пара, то по дороге цветы несет женщина, а затем отдает букет мужчине, который и должен вручить букет. Если цветы дарятся мужчине, то их может вручать любой. Дарение букета следует сопровождать правильной речью. Это может быть короткое приветствие и поздравление.)

    Как должен именинник или хозяин поступить с подарком? (Ответ: Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем, не забыв поблагодарить.)

Слайд 14. 5 блок вопросов: Сервировка стола. Поведение за столом

    Задание практическое - за 1 минуту правильно расположить приборы на столе: вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.

    Как нужно есть хлеб? (Ответ: По правилам этикета брать хлеб из общей тарелки нужно рукой (один или несколько кусочков) и кладут его на пирожковое блюдце возле себя. Едят, отламывая по маленькому кусочку.)

    У вас на тарелке - виноград, яблоко, апельсин. Как их нужно есть? (Ответ: Яблоко разрезают специальным ножом на 4 части. Каждый кусочек накалывают на вилку, счищая ножом кожицу, и удаляют сердцевину. Затем разрезают на несколько частей (количество зависит от величины фруктов) и едят вилкой. Виноград едят, держа его в руках, косточки складывают на тарелку, незаметно выплевывая их в ладонь. Нельзя выплевывать косточки прямо на тарелку. Апельсин разрезают ножиком на 4-6 частей так, чтобы разрезать только кожицу, не задев мякоть. Потом раскладывают звездочкой и аккуратно отделяют кусочки.)

    Как едят торты, пирожные, пироги? (Ответ: Кушать десертной ложечкой можно только торты, приготовленные полностью из мягких компонентов: йогуртовые, бисквитные. Испеченные же из более плотного теста (песочного, кексового, слоеного) или имеющие твердые включения (например, прослойку безе или мастичный декор), следует кушать при помощи десертных ножа и вилки. Начинать есть порцию нужно с острого кончика, именно для этого его кладут на тарелку ближе к гостю. Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные - миндальные, ореховые, которые легко крошатся, - можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; пирожки маленькие - держа пальцами.)

    Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Ответ: Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)

    Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Ответ: Из - за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.)

Слайды 15-16. Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предложу на выбор ситуации. Вы в своих командах их проанализируйте и объясните, как правильно нужно поступать в сложившейся ситуации:

Ситуация 1.

Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Галька».

А ты как его зовешь? - спросила мама.

Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Ситуация 2.

Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, пожалуйста».

Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил. Мужчина, который стоял рядом с Вовой, толкнул мальчика и наступил ему на ногу. Вова презрительно посмотрел на него и сказал громким мрачным голосом: «Вы же не один в автобусе едете?»

Ситуация 3.

На школьной переменке в конце коридора Миша увидел своего друга Руслана. Он очень громко окликнул его несколько раз, но Руслан не услышал. Тогда Миша добежал до друга и толкнул его в плече так, что Руслан чуть не упал.

Ситуация 4.

Саша на переменке побежал по лестнице вниз в школьный буфет. Растолкав всех, в

очереди стал перед малышом, затем подумал и поставил малыша позади себя. Когда

малыш стал плакать, Саша упрекнул его: «Ну, и плакса!.. Еще успеешь купить свою

булочку». Но когда пришел Ваня из 10 «Б» класса и стал перед Сашей в очереди, то он

с обидчивым выражением на лице посмотрел на Ваню, не сказав ни слова.

Воспитатель : Молодцы! Я думаю, что мы всегда теперь будем поступать только по правилам этикета.

Слайд 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего мы с вами ведем разговоры о поведении и Правилах приличия?

К тому, чтобы показать, в чем смысл и каково значение тех правил поведения, от которых некоторые из вас небрежно отмахиваются - мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? Люди пришли к этим правилам в результате большого

опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. И мы должны с вами эти правила

выполнять.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. По итогам игры медаль

«Самые воспитанные» присуждается команде…

Поздравляем победителей сегодняшней игры и разрешите вручить вам сладкий приз. Надеюсь, что победители пригласят всех участников игры попить чай.

Слайд 18. Сегодня мы постарались изложить основные правила этикета в форме вопросов, анализа ситуаций, рекомендаций. Наверняка среди вас были такие, кто не придавал значения этикету. Сейчас же, смею надеяться, что вы сможете грамотно растолковать высказывание американского юриста, судьи Кларенса Томаса: «Хорошие манеры откроют перед нами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность».

И напоследок, ребята, я вас попрошу выполнить еще одно задание:

На ваших столах лежат зеленые и красные листочки. Подумайте: если вам не понравилось, и вы без пользы провели время на нашем занятии, то ваш листочек - красного цвета. А если вам понравилось занятие, если вы получили новые знания и информацию, которую будете использовать в дальнейшем, то прилепите на доску зеленый листик.

Слайд 19. Воспитатель : До свидания, ребята! Надеюсь, что после сегодняшнего дня вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон

следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.

Слайд 20. ВИДЕО «КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГЛАШАТЬ ГОСТЕЙ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛИ:

Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у воспитанников понимания необходимости выполнения правил этичного поведения;

Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету.

- Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Это занятие я хочу начать со стихотворения Григория Остера «Вредные советы».

Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

Надо действовать умнее, говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».

Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,

Не упустит верный способ в дальних странах побывать…

Какие вредные советы дает нам Г. Остер.Следует ли так поступать. Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Правила поведения на уроке

На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

Повеселились? Предлагаю всем отправится в путешествие по стране Этикет, и первая остановка - город «Знакомск».

Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляют друг друга )

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

- Следующий город «Приветск».

- О чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, какв племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей. Давайте по японскому обычаю поприветствует нашего директора.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

- Следующая остановка - «Гостийск»

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

    Есть руками.

    Глотать большие куски.

    Не чавкать.

    Ковырять в зубах пальцами.

    Класть в рот небольшие кусочки.

    Чавкать.

    Говорить во время еды.

    Вытирать рот рукавом.

    Спешить.

    Пить залпом.

    Выплевывать косточки на стол.

    Хорошо пережевывать пищу.

    Объедаться.

    Не говорить с полным ртом.

    Чистить зубы зубочисткой.

    Пользоваться салфеткой.

    Сильно дуть на суп.

    Бросать салфетку на стол.

Теперь задачи на уважение! Если команда не может ответить, то ей могут помочь болельщики.

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос : Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ : косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос : Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ : никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Следующая станция называется… («Город Жестов»)

Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики - язык программирования.)
- Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека "body language". На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест "большой палец вверх".
- Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции - это знак - "Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!".

Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
- У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
Перечислите жесты, которые вам знакомы.
Дети перечисляют:
- приятные (поклоны, рукопожатия);
- добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);
- вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);
- обидные (пальцем у виска);
- решительные (зазывание);
- профессиональные (отдача чести у военных);
- определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

Игра "Угадай Жест".

Сейчас мы проведём игру "Угадай жест".
Выходят дети и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие дети пытаются разгадать значение жеста
. (Приветствие, прощание, одобрение, неодобрение, замолчите, пойдём со мной, позвоню по телефону).


- Остановка «РЕЧЕВАЯ»

Сценка
Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя. В третьем "Бы".
Доктор. В третьем "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек. Железно. (Берёт у Пети градусник.)
Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка - учебник "Русский язык"). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

- Остановка «Телефонный звонок» разыграть между детьми разговор по телефону.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

Игра «ШАРИК- эстафета комплиментов»

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Послушайте пословицу "Умение вести себя украшает и ничего не стоит". Объясните смысл.
- Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест "большой палец вверх".

Елена Гармаш
Конспект занятия «Этикет в гостях»

Подготовила : воспитатель 2 группы Гармаш Елена Анатольевна

Занятие «Этикет в гостях »

Цель : Познакомить детей с правилами этикета .

Задачи :

Научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями ;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.

Предварительная работа :

Проработана литература;

Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация)

Оборудование :

Ход занятия:

Вводная часть

Основная часть

Воспитатель : Поговорим об этикете . Этикет -это определенный свод правил поведения. Когда вас пригласили в гости . Нужно соблюдать правила этикета . Чтобы их вспомнить я предлагаю вам сыграть в игру «Правила этикета » .

Игра «Правила этикета »

Дети становятся возле стульев, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, дети отвечают на вопросы.

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

3. Прилично ли опаздывать в гости ? (неприлично)

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно одеваться если тебя пригласили в гости ? (красиво, нарядно)

6. Как нужно пригласить на день рождения : за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

7. Как нужно вести себя в гостях ? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

8. Как нужно вести себя за столом (не разваливайся на стуле, не клади локти на стол, ешь аккуратно, рот вытирай салфеткой, не разговаривай во время еды)

Воспитатель : Ребята вот мы и вспомнили правила этикета в гостях . Я предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм про сказочных героев.

Просмотр мультфильма «Букет цветов»

Обсуждение мультфильма с детьми.

Воспитатель : Ребята я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение.

Извини, пожалуйста,

Прости, И разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворятся!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

Волшебные слова.

Воспитатель : Ребята знаете эти слова? Какие это слова?

(Ответы детей)

Воспитатель : Эти слова добрые, волшебные, я предлагаю вам вспомнить эти слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные слова»

Дети становятся в круг и по часовой стрелке передавая мяч по кругу говорят доброе слово. Начинает игру воспитатель.

Воспитатель : Молодцы ребята как много волшебных слов знаете, значит пришло время пригласить вас за стол.

Воспитатель приглашает детей сесть за приготовленный сервированный стол.

Воспитатель :

Ребята вы сели за стол, возьмите салфетку положите ее на колени. А теперь угощайтесь.

Когда берете еду из общих блюд, нужно брать кусочек который лежит ближе к вам.

Если нужно порезать еду на кусочки, нож следует держать в правой руке а вилку в левой.

А вот если вы нечаянно уронили на пол вилку или нож, нужно извиниться и попросить подать другой прибор.

Когда вы уходите домой, нужно обязательно сказать спасибо.

Воспитатель : Конечно, главная задача гостей -не как можно больше съесть, а хозяина-откармливать гостей . Главной целью дружеской встречи является атмосфера-приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Ребята наше занятие подошло к концу и я хочу спросить вас о чем мы сегодня говорили на нашем занятии , может что-то новое вы узнали для себя?

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята научившись правильно вести себя в гостях и не доставлять хозяевам неудобств, вы всегда будете желанными гостями , куда бы ни пришли.

А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие .

Перед вами доска и три вида смайликов. Если вам понравилось наше занятие -то приклейте улыбающийся смайл на доску, не очень понравилось равнодушный а если не понравилось грустный смайлик.

Публикации по теме:

«Педагогический этикет» МКОУ «Верх-Чебулинский детский дом» 2013г Методическое объединение Тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ» Требования современного этикета складывались.

Конспект занятия «Салфеточный этикет и складывание салфеток» Тема: САЛФЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ Салфеточный этикет от доисторических времен до наших дней Цели: Ознакомление с историей салфетки. Дать информацию.

Конспект НОД по этикету для детей средней группы «Этикет для малышей» Конспект НОД по этикету для детей средней группы. Тема: «Этикет для малышей» Разработала старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Этикет с малых лет» Конспект открытого занятия в 1 младшей группе «Этикет с малых лет» Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Конспект занимательного дела «Мальчики и девочки» по недельной тематике «Этикет» в средней группе. Мораль и нравственность - один из самых основных способов регуляции деятельности человека. В детстве усвоение социальных норм происходит.