Игры по патриотическому воспитанию для родителей. Дидактические игры для детей по патриотическому воспитанию

МБДОУ « Звездочка» ЯНАО г. Ноябрьск Гринюк Людмила Любомировна воспитатель Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей средней группы (в соответствии с ФГОС)

Дидактическая игра: «Дом, в котором я живу»

Цели:
Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал:
Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры:
Рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму(папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?
Дидактическая игра: «Помощники в семье»

Цели:
1.Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, осво- бодить от хлопот. 2.Учить детей строить отношения с другими людьми. 3. Развивать речь детей.
Материалы:
сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры:
Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? -Расскажи как ты помогаешь маме(папе, дедушке, бабушке)».
Дидактическая игра: «Родословное дерево»

Цель:
Расширить представление о семье, учить ориентироваться в родословных отноше- ниях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.

Ход игры:

2 мл. гр.
Расспросить, знают ли дети как зовут бабушек и дедушек, маму и папу.
Ср.и ст. гр.
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как ча- сто вы встречаетесь(аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья.(Информация о родословном дереве на обороте)
Дидактическая игра: «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профес- сия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с пара- шютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Дидактическая игра: «Наш город»

Цели:
1.Расширить представление о родном городе. Помочь увидеть красоту родного города. 2.Развивать речь детей.
Материалы:
фото улиц г.Ноябрьска.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть несколько фото. -Что это город или деревня? Почему? (Многоэтажные дома, дороги и тротуары заасфаль- тированы, на дороге много машин) -Узнаёте ли вы улицы?(Это улицы нашего города Ноябрьска) Давайте поиграем в игру. Я начинаю предложения, а вы заканчиваете: 1) Мы живём в северном…(город) 2) Наш город называется…(Ноябрьск) 3) Мы живём в Ноябрьске и себя называем…(ноябряне) 4) Г.Ноябрьск – это город газовиков и …(нефтяников) 5) Мы живём у полярного…(круга)
Дидактическая игра: « Подбери орнамент»

Цели:
1.Углубить и расширить знания детей о коренных жителях Ямала. 2.Познакомить с национальным орнаментом.
Материалы:
нарисованная кукла Окся, орнаменты, фото.
Ход игры:
Эту девочку зовут Окся. Она хантейка (есть манси и ненцы). Она живёт на Севере. Одета в тёплую одежду – малицу. На ногах кисы. И одежда и обувь сделаны из оленьих шкур. Малица украшена красивым орнаментом. Давайте подберём для одежды нужный орна- мент.

Дидактическая игра: «Ямал – мой край родной»

Цели:
1.Помочь детям увидеть красоту родного края, познакомить с животным и растительным миром Ямала. 2.Расширить знания детей о коренных жителях Ямала.
Материалы:
иллюстрации северной природы, растений и животных Ямала.
Ход игры:
Показ трёх иллюстраций «Наш край суровый». Уже в ноябре наступает зима. Лето очень короткое. Земля не успевает глубоко прогреться. Поэтому деревья здесь низкорослые. Но посмотрите, как прекрасна тундра в любое время года.
Дидактическая игра: «Символика нашего города»

Цель:
1. Познакомить детей с символикой нашего города. 2. Формировать элементарное представление о символистическом значении герба. 3. Развивать интерес к истории и культуре родного города.
Материалы:
Герб и флаг г.Ноябрьска, герб ЯНАО.
Ход игры:

Герб города Ноябрьска.
Основой герба служит щит. В верхней части щита расположено название города – Но- ябрьск. В нижней части щита видим вышку с керном, разбуривающим северную часть земного шара. Керн упирается в точку земного шара, указывая географическое положение города. Буровая вышка вписана в орнаментальный круг – солнце. Солнце символизирует молодость и перспективность города, а крупный орнамент – принадлежность к ЯНАО.
Флаг города Ноябрьска.
Флаг города Ноябрьска представляет собой полотнище белого цвета, символизирующие северное положение города, чистоту и открытость. В нижней части полотнища волнооб- разные линии чёрного и синего цвета, символизирующие добычу нефти и газа. В верхнем левом углу герб города Ноябрьска.
Дидактическая игра: «Российский флаг»

Цели:
1.Формировать элементарные представления о флаге. 2.Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. 3.Познакомить с символическим значением цветов российского флага. 4.Развивать речь и обогащать словарный запас.
Материалы:
репродукция В.И.Васнецова «Богатыри»; бело-сине-красный флажок; цвет- ные полоски.
Ход игры
Флаг нашей страны имеет историю. Много веков тому назад вместо флага использовали щит, привязывая к нему на верхушку пучок травы, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или города». Потом стяги стали делать из ткани, и на них стали вышивать или рисовать красками изоб- ражения святых – «знамения» («Священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Зна-
мена тогда имели различные цвета: зелёный, жёлтый, белый, красный. А затем стали ис- пользовать сочетания белого, синего и красного. Белый цвет означал мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Белый, синий, красный – цвета, которые издревна почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя, слово красный в значении «красивый». Белый, синий и красный – это цвета государственного флага России. Флаг-это отличи- тельный знак государства. Предложить детям из полосок белой, красной и синей бумаги сделать флаг.
Дидактическая игра: «Символика нашей страны»

Цель:
1.Познакомить детей с символикой нашей страны. 2.Воспитывать интерес к истории страны.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение герба. -Что вы видите на рисунке, герба нашей страны. -Кто изображен на гербе (орёл У нашего герба есть своя история. В старину люди очень почитали солнце. Они его пред- ставляли могущественным царём, который днём путешествовал по небу на колеснице, за- пряжённой двумя золотыми орлами. Крылья орла похожи на солнечные лучи. Орёл золо- той, так как этот цвет – цвет солнца. Прошло много лет и солнечную колесницу стали называть двуглавым орлом. Двуглавый, значит с двумя головами. Изображение двуглаво- го орла – теперь герб нашей страны. Герб объединяет всех людей живущих в нашей стране, объединяет нас всех. Кроме герба у нашей страны есть флаг. -Что это? -Как вы думаете, зачем стране, и всем нам нужен флаг. -Что бы объединять нас. -Когда можно увидеть флаг. На праздниках и других торжественных случаях. Воспитатель обращает внимание, что флаг красивый, яркий, обращает внимание на цветные полосы, и объясняет, что каждая полоса обозначает.
Список литературы: 1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008. 2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006. 3. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999. 4. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006. 5. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005. 6. Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008. 7. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008. 8. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006 9. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.

Дидактические игры

Задачи:

Материал:

Предварительная работа:

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Игровые действия:

Игровые правила:

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

2 вариант - «Классификатор».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Возраст:

Задачи:

Материал:

Узрост:

Задачы:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача:

Правілы гульні:

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы:

Матэрыял:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Матэрыял:

Дидактические игры

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками - 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений - 3 шт.; фигурка человечка - 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант - «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем - более удалённые.

3 вариант - «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома - поставить туда фигурку человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант - «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант - «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант - «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант - «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один - с гербом Минска, второй - с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо - с эмблемой южных стран.

2 вариант - «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант - «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант - «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте - белку, бурундука, в Волковыске - волка и т.д.).

5 вариант - «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй - по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом - соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий - узкий», «высокий - низкий», «большой - маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам - забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем - прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача - па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші - 9 шт., канверт - 1 шт., упаковачны канверт - 1 шт.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт - 36 літар, 6 слоў; другі канверт - 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

Наира Арутюнян
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников .

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно -патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в ДОУ значительное место занимают познавательно-развивающие игры.

1. Игра «Цветик – семицветик»

Цель : загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый,сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы .

2. Игра «Клякса» или «Волшебники»

Цель : увидеть с помощью рамки и вырезать изображение, напоминающего злого или доброго персонажа, героя. Учить различать добрые и злые чувства, поступки

Предлагаются цветные кляксы : у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие тона, а у злого – темные, грязные.

3. Игра «Узнай настроение по рисунку»

Цель : обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, формировать позитивный образ своего «я» .

4. Игра «Закончи предложение» (эмоционально психологический настрой)

«Я обижаюсь, когда…. И т. д.

5. «Угадай настроение»

Цель : Учить анализировать настроение по пиктограммам.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки . При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

6. Игра «Хорошо – плохо»

Цель : оценить поступки и действия с двух позиций : хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

6. Игра – тренинг “Посмотри на себя в зеркало”.

Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, посмотреть на себя и улыбнуться.

Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей : веселое, смешное и т. д.)

На что похоже ваше настроение (около зеркала воспитатель вывешивает изображение солнышка и тучки).

Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка – веселое, радостное.

7. Игра «Герб района»

Материал : фрагменты герба района (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.

Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца .

8. Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Материал : фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры : педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

9. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» или назови пословицу и их значение (русские бурятские, их сходство.

Ход игры : воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение :

10. Дидактическая игра «Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

Игра направлена для развития ума, памяти, внимания, умение слушать товарища, высказывать свои мысли.

Основные методы обучения в данной игре : наглядные, словесные.

Цель :

Формирование гендерной идентичности;

Закрепить внешние различия женского и мужского образа;

Упражнять детей в названии вещей и предметов, находить в них сходства и различия.

Поддерживать у детей интерес к участию в игре.

Способствовать формированию у детей гендерной устойчивости.

Материал и оборудование : карточки с предметами , игровое поле.

Ход игры:

Организационный момент.

Вос-ль : Что такое семья? (ответы детей)

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку : и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Вос-ль : Ребята, а вы знаете, что всех членов семьи можно разделить на группы : малышка – младенец, девочка – мальчик, мужчина – женщина.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в дидактическую игру : «Чья эта вещь и почему?»

Перед началом игры ведущий располагает в центре стола игровые поля, объясняет, что это – «шкафчики» для вещей.

Каждый «шкафчик» принадлежит малышке или малышу, девочки или мальчику, женщине или мужчине. Участники игры вместе с взрослым находят карточки хозяйки или хозяина «шкафчиков» . Ведущий показывает карточки с изображением вещей, и задает вопрос «Чья эта вещь и почему?» , а затем помогает найти и разложить карточки в соответствующие «шкафчики» (игровое поле) . Далее игра продолжается подобно лото, то есть необходимо правильно заполнить все игровое поле.

11. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель (настоящего или прошлого)

12. Игра «Почта»

Цель

13. Игра «Кто, где живет»

Цель : совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксом.

14. Игра «Я живу на улице»

Цель : формировать умение и знание детей называть улицы города Гусиноозерска.

15. Игра «Мой этаж» , «Из чего построен дом»

Цель : совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение логически мыслить, определяя последовательность построек этажей.

16. Игра «Жилое – Нежилое»

Цель : закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.

17. Игра «Иностранец» , «Кто и в какой стране живет?»

Цель : расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

18. Игра : «Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель : находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. –от какой ветки детка -гербарий)

19. Игра «Зеленая аптека»

Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

20. Игра «Кто, где живет» (по принципу доскажи словечко)

Цель : ребенок самостоятельно подбирает рифмы, согласуя окончания. Расширяет кругозор по естествознанию.

21. Игра «Внимание – окончание» (словесная)

Цель : поддерживать речевое взаимодействие, оканчивать предложение по смыслу, где надо подбирать рифму, развивать логику.

22. Игра «Наблюдатель»

Цель : развивать у детей наблюдательность, видеть интересное в окружающем мире и детально его описывать.

23. Дидактическая игра “Мое имя”.

Воспитатель обращает внимание детей, что из фотографий получился длинный поезд.

Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут нашего героя?

(ответы детей : Вика)

Вика, как называют тебя мама и папа? (Викуля, Виктория, Викуша, Виконька)

А как ее будут звать, когда она вырастет? (ответы детей : Виктория и т. д.)

Как ее будут звать Вадика? Сашу? и т. д.

Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете своих родителей?

(ответы детей : мама и папа и т. д.)

Как называют их другие? (ответы детей)

24. Составление папочки из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”

Воспитатель предлагает детям еще одну фотографию, на которой изображен ребёнок в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии. Дети угадывают.

Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы детей)

У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?

Воспитатель предлагает детям разложить фотографии последовательно и доказать,

почему так разложили : новорожденная, младенец, ходила в ясли и т. д. (варианты ответов детей зависят от фотографий) .

Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!

Что с ней происходило за это время? (ответы детей : она росла)

25. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель : развивать чувство времени у детей. Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого) . Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

26. Игра «Почта»

Цель : закрепить знания детей о городах России.

27. Игра «Собери и назови флаги» (Бурятия, Россия)

Цель : составлять по цвету в правильном порядке.

«Украсим одежду»

Цель : расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов узора.

Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже. Уже рассматривалось содержание , в котором были выделены важнейшие компоненты, ключевыми из которых являются знания и отношения к этим знаниям (чувства). Благодаря дидактическим играм по патриотическому воспитанию можно оказывать определённое воздействие на эти компоненты, решая игровую задачу. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в воспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии. Дидактические игры по патриотическому воспитанию можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную). Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.

Игра «Мой адрес»

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить знания в игре.

Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей.

Оборудование: мяч

Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

Игра «Наш детский сад»

Эта игра подходит для второй младшей группы детского сада и проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду.

Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.

Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть), повара, завхоза и т.д.).

Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т.д.).

Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.

Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.

Игра «Добрые слова»

Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т.д.).

Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Игра «Волшебные слова»

Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов.

Эта игра относится к категории словесных игр, поэтому играть в неё можно в любом месте. Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа, который не знает «волшебные слова» и дети должны ему подсказать.

Ход игры: Участники игры по очереди называют «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до свидания, приятного аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро пожаловать, разрешите, угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, приятно познакомиться, извините, прошу прощения, благодарю и т.д.). Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит таких слов.

Игра «Как я дома помогаю»

Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи

Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок

Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

Игра «Найди флаг»

Цель игры: Знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг России из числа флагов других стран.

Оборудование: набор флагов разных стран (по 4 флага для каждой страны)

Ход игры: Перед ребёнком (детьми) выкладывается набор флагов разных стран. Задание для ребёнка: найти флаг своей страны. Если играет несколько участников, то выигрывает тот, кто найдёт больше флагов. Если играет один ребёнок – выигрывает, если найдёт правильно все флаги.

Игра «Дружная семейка»

Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.

Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)

Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец)

Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём

Игра «Профессии»

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.

Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т.д.), и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т.д.

Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению.

1. Упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов.

Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города.

Вариант 1 . Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

Беречь (природу) - сохранять, щадить, оберегать, хранить.

Большой (завод) - огромный, крупный, громадный, гигантский.

Высотный (дом) - многоэтажный.

Знаменитый (человек) - известный, прославленный, популярный.

Прекрасный (парк) - красивый, изумительный.

Родина - Отечество, Отчизна.

Современный (зал) - новый, модернизированный.

Старинный (дворец) - древний.

Вариант 2 .«Скажи наоборот»

Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом.

Большой (город) - маленький, крохотный, небольшой.

Высокий (кран) - низкий.

Глубокий (канал) - мелкий.

Древний (замок) - современный, новый.

Загрязнять (речку) - очищать.

Интересный (случай) - скучный.

Красивый (вид) - безобразный, уродливый, неопрятный.

Молодой (человек) - пожилой, старый,

Разрушать (дом) - строить, восстанавливать.

Огромный (магазин) - маленький, крохотный.

Отчизна - чужбина.

2. Упражнение «Экскурсия по городу»

Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.

Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Астаны, Темиртау, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране Казахстан. Давайте расскажем ему о ней.

Наш Казахстан (какой?) - красивый, необъятный, современный, процветающий и т. д.

Казахстанцы (какие) - трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.

Наш город (какой) - красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.

Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.

Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.

Столица Казахстана- город Караганда. (Астана)

На флаге Казахстана - красный и белый цвет. (Голубой, жёлтый).

В Казахстане все разговаривают на английском языке. (На русском, казахских языках.)

В степях Казахстана водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Сайгаки, волки, зайцы, лисы и др.)

3. Упражнение «Мой город»

Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.

Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.

Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.

Я люблю свой славный (город).

Из-за тумана не видно красивого (города).

Я скучаю по своему родному (городу).

Мы украшаем наш славный (город).

Мы гордимся своим прекрасным (городом).

Я могу долго рассказывать о своем (городе).

А теперь добавим слова казахстанский, казахский.

Наша природа (казахстанская).

Наши сказки (казахские).

Национальный костюм (казахский национальный костюм).

Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.

Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача - поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.

Красивый город - (красивые города).

Широкая река - (широкие реки).

Глубокое озеро - (глубокие озера).

Зеленый лес - (зеленые леса).

Цветущий луг - (цветущие луга).

Поющая птица - (поющие птицы).

4.Упражнение. « Скажи красиво о Казахстане»

Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.

Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.

Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.

А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.

Я рад, что живу в Казахстане, потому что.

Я люблю свою страну за то, что.

Города страны становятся красивее, потому что.

Мне нравится отдыхать в Казахстане, потому что.

Я люблю свой народ за то, что.

Я горжусь тем, что Казахстан...

Я уверен, что Казахстан…

Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.

Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.

У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о Казахстане, тракторе, поле одновременно. (Казахстанские тракторы пашут поля.)

Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.

5. Упражнение «Мой Казахстан»

Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.

    Восторженно.

Небо чистое и глубокое

И степной тихий рай -

Казахстан - моя Родина,

Казахстан мой любимый край!

    Вопросительно.

Здесь домов вокруг так много,

Много улиц, площадей,

И отдельные дороги

Для машин и для людей.

Кто ответит мне, друзья,

Где живу сегодня я?

Как прекрасен рассвет в этой пуще,

Когда солнце, сырое на вид,

Разгораясь все пуще и пуще,

Меж стволов в поднебесье летит.

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

6. Упражнение «Наш дом -Казахстан»

Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание

по иллюстрации, представлению.

Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.

Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Астаны (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .

Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.

Гид - это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.

Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о

чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.

Например: «Это здание находится в центре города. Оно символизирует дерево жизни, которое своими корнями удерживает почву, а высокой и пышной кроной подпирает небо. Одновременно, вмещает в себе и символизирует подземный мир, земной и небесный.(Байтерек)

Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.

Вариант 2. «Путешествуем по Казахстану».

Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место Казахстана, не называя его.

Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.

7.Дидактическая игра «Гости города»

Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок - экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей - рассказать о том месте, которое изображено на открытке.

8.Дидактическая игра "Собери картинку"

Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.