Как выстроить с ребенком доверительные отношения. Тайная жизнь или доверительные отношения с ребенком

Отношения в семье: как завоевать доверие ребенка

Недоверие ребенка к своим родителям - ситуация, возникающая во многих семьях, - нередко влечет за собой целый комплекс проблем в жизни ребенка и его близких. Дети, потерявшие доверие к своим родителям, часто становятся замкнутыми, одинокими, неуверенными в себе, неприспособленными к преодолению жизненных трудностей. Однако, каждый родитель сможет предотвратить развитие этих качеств у своего чада, если станет для него не только воспитателем, но и близким другом. Доверительные отношения в семье являются залогом гармоничного развития ребенка и его душевного здоровья. Но как же завоевать доверие ребенка? Следование некоторым рекомендациям поможет родителям установить доверительные и уважительные отношения со своими детьми.

Самое главное в воспитании ребенка - это создание стабильной эмоциональной среды. Равновесие и отсутствие тяжелых духовных потрясений является залогом нормального физического и психического развития ребенка. Теплые отношения и взаимное уважение между членами семьи формируют в ребенке ряд положительных качеств: доброту, ответственность, внимание к другим и доверие.

Главная проблема, с которой в настоящее время наиболее часто сталкиваются молодые семьи, - это недостаток внимания, которое уделяют родители своему ребенку. Родители, слишком увлеченные своей карьерой и личными делами, не могут уделять своим малышам достаточного времени. Ребенок, не получающий от родителей должной заботы, чувствует себя одиноким, часто замыкается в себе и постепенно все сильней отчуждается от родителей. Недостаток времени, которое посвящает родитель своему чаду, не может быть компенсирован ни баловством, ни дорогими покупками. Если Вы не готовы посвящать своему ребенку столько времени, сколько требуется, то вряд ли сумеете создать с ним доверительные отношения. Чем чаще Вы будете оставлять своего ребенка одного или с посторонними людьми, тем больше он будет отчуждаться от Вас. В таких ситуациях нередко случается, что ребенок испытывает к своим родителям меньшую привязанность, чем к бабушке с дедушкой, няне или воспитателю - тому человеку, кто уделяет ему больше времени. И, напротив, чем больше времени проводит родитель со своим чадом, тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

В общении с ребенком нужно уметь проявлять уважение к его чувствам, переживаниям и интересам. Никогда не давайте понять ребенку, что его занятие кажется Вам менее значимым, чем Ваше. Очень важно показать ребенку, что Вы готовы принимать его и любить таким, какой он есть, вместе со всеми его интересами, страхами, успехами и неудачами. Не оскорбляйте чувства своих детей, не высмеивайте их желаний! Избегайте любых насмешек в их адрес и никогда не ставьте их в неловкое положение перед посторонними людьми.

Очень важным фактором в развитии ребенка является его общение со сверстниками. Если у ребенка не складываются отношения с другими детьми, и он начинает сторониться их, то родителям следует своевременно прийти ему на помощь. Нужно поговорить с ребенком, выяснить причины сложившейся ситуации и попытаться помочь ему преодолеть возникшее чувство неполноценности, обиды или вины. Участие родителей в переживаниях ребенка способствует установлению крепких доверительных отношений.

Часто недоверие ребенка к родителям становится следствием обмана со стороны взрослых. Никогда не давайте ребенку обещаний, сдержать которые Вы не можете. Ребенок может с нетерпением ждать обещанных ему сладостей или похода в зоопарк. Когда же он не получает ожидаемого, то испытывает обиду и разочарование. Если Вы дали обещание ребенку, то должны сдержать его при любых обстоятельствах, иначе Ваш авторитет начнет слабеть. Если исполнение обещанного зависит от каких-то условий, то следует заранее сказать о них малышу. Например, объясните ребенку, что Вы сможете сводить его в парк аттракционов только в том случае, если не будет дождя, а поездка в гости к бабушке зависит от ее самочувствия.

То, насколько Вы честны со своим ребенком, проявляется еще и в умении признать свою вину. Если Вы допустили ошибку, несправедливо повысили на ребенка голос или вели себя в его присутствии грубо и несдержанно, обязательно скажите ему позже, что были не правы. Только будучи честным со своим чадом, Вы сумеете установить с ним доверительные отношения.

Никогда не требуйте от ребенка слишком многого. Нередко бывает, что родители настаивают, чтобы их ребенок приносил из школы только отличные отметки, даже, если они даются ему тяжело, или заставляют его посещать кружки и секции, которые ему не интересны. В такой ситуации отношения родителя и ребенка будут напряженными. Необоснованные ограничения и завышенные требования только испортят Ваши отношения.

Помните, что у ребенка есть его внутренний мир, его желания, которые кажутся ему важными, потребности, которые он стремиться реализовать. Очень важно, чтоб ребенок занимался тем, что вызывает у него интерес. Он имеет полное право решить самостоятельно, какие кружки будет посещать. Не стоит препятствовать его увлечениям.

Каждому ребенку очень важно чувствовать себя значимым, понимать, что он необходим кому-то. Позволяйте ему проявлять заботу о Вас. Попросите его поухаживать за Вами, если Вы заболели или устали. Разрешайте ему принимать участие в Ваших делах, например, в работе по дому. Только не просите его выполнить то, с чем он не сможет справиться. Похвалите его за проделанную работу и проявленную заботу. Большим плюсом будет завести домашнее животное. Объясните, как нужно правильно ухаживать за питомцем. Уход за животными разовьет в ребенке не только чувство собственной значимости, но также доброту, чувство ответственности, способность проявлять заботу о других.

Часто перед родителями встает вопрос, как нужно правильно наказывать ребенка в случае его провинности. Очень важно исключить физическое наказание и укоризненные выговоры. Такое поведение не даст положительных результатов, оно лишь настроит ребенка враждебно против Вас, вызовет в нем чувство неполноценности, агрессию, обиду. Никогда не следует ругать ребенка при посторонних людях. Ребенок потеряет доверие к Вам, если Вы будете оголять его внутренний мир перед другими людьми, рассказывать кому-то о совершенных им ошибках и, тем более, подвергать публичному унижению.

Если Вы хотите сохранить теплые и уважительные отношения в своей семье, никогда не требуйте от ребенка того, чему сами не следуете. Ребенок не будет осознавать необходимость выполнять требуемое от него. Лишь страх наказания за неповиновение заставит его подчиниться Вашей воле. Также важно никогда не лгать людям в присутствии ребенка, даже если Ваша ложь не касается семьи. Подражая Вам, ребенок быстро поймет, что ложь, хитрость и лицемерие могут помочь ему добиваться желаемого легкими путями.

Для того чтобы воспитать в ребенке те качества, которые Вы хотите в нем видеть, нужно постоянно ему их демонстрировать на собственном примере. Будьте честны со своим чадом, уважайте его чувства и увлечения, проявляйте заботу о нем при каждом возможном случае, интересуйтесь его переживаниями и мыслями и не требуйте от него невозможного или труднодостижимого. Любите своих детей такими, какие они есть. Если Вы хотите завоевать доверие ребенка, то станьте ему другом.

Семья - это главная опора ребенка. От тех нравственных принципов, на которых держится семья, зависит будущее благополучие ребенка. Родительское воспитание формирует в значительной мере его отношение к жизни и самому себе. Именно поэтому так важно, чтобы отношения ребенка и родителей строились на взаимном доверии. А добиться этого можно только в том случае, если в семье царят честность, уважение и готовность в любой ситуации прийти на помощь и проявить заботу.

Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное. Ребенок должен не только иметь хорошую память и уметь говорить, читать, но и понимать чувства других людей, уметь налаживать с ними отношения, сопереживать. Доверие в отношениях с близкими людьми поможет малышу развить эти нужные навыки, а родители всегда будут в курсе происходящих событий в жизни ребенка, которые имеют для него важное значение.

Если родители не слишком внимательно относятся к чувствам ребенка, не спешат стать ему другом, чувства малыша «прячутся» и, таким образом, накапливаются, вытесняясь из сознания. Со временем «отдаленность» родителей может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Как наладить доверительные отношения родителей и детей? Предлагаем несколько рекомендаций.

1. Отношения родителей и детей должны быть максимально открытыми: выражайте свои чувства прямо и всегда будьте готовы к диалогу с ребенком. Чтобы выразить свое чувство, нужно, прежде всего, его осознать. Задайте себе вопрос: что я сейчас ощущаю? Ответив мысленно на этот вопрос, сообщите о нем ребенку так называемым «я-высказыванием»: я чувствую, что начинаю раздражаться, злиться, тревожиться, беспокоиться, или я очень рада, мне приятно, радостно, весело и т. д. Важно выражать все чувства, независимо от их окраски - как позитивные, так и негативные. Если родители скрывают свои истинные чувства и желания от ребенка, то он не сможет научиться разбираться в своих эмоциях.

2. Поощряйте ребенка на выражение чувств: важно, чтобы ребёнок научился выражать их не агрессивно (с истериками, разбрасыванием вещей), а спокойно, с помощью слов. Мальчикам, например, часто говорят: мужчины не плачут. Психологи не рекомендуют употреблять этот воспитательный шаблон в отношении ребенка. Благодаря слезам детям удается выбросить энергетический сгусток чувств, переполняющий душу. Постепенно учите ребенка проговаривать свои ощущения, вместо «выплакивания». Во-первых, мы отражаем факт: «Я вижу, что ты плачешь». Во-вторых, спрашиваем: «Почему? Что ты чувствуешь, объясни словами, пожалуйста. Тебе так станет легче, и я наверняка смогу тебе помочь».

3. Решайте свои психологические проблемы, не делая ребенка их «заложником». Иногда не получается установить тесную эмоциональную связь с ребенком. Причиной этому может быть незрелость чувств и характера, неуравновешенность взрослого. Такая ситуация свойственна тем родителям, у которых в детстве не было доверительных отношений с собственными родителями. В этом случае взрослым лучше обратиться за помощью к психологу, чтобы тот профессионально помог найти основную преграду детско-родительскому доверию.

4. Какую бы информацию ребенок вам ни «принес», постарайтесь сразу не оценивать, не спешите критиковать его оплошности и ошибки. Пусть он знает, что вам можно рассказать все и всегда, что вы надежный друг, который и пожалеет, и поддержит, и подскажет.

Доверие - исходное отношение ребенка к миру. Доверять родителям - значит не бояться раскрывать перед мамой и папой свою душу и быть уверенным, что любой поступок или действие будет если не одобрено, то поддержано ими.

Литература

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий, 2002.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Психология общения в детском возрасте». СПб.: Питер, 2008.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком - как?» М., 1997.

1) Будьте другом для своего ребёнка. Необходимо дать ребёнку почувствовать, что вы всегда готовы на общение. Малышу очень важно ощущать, что рядом есть тот, кому всегда можно доверить свои тревоги, да и просто рассказать, что интересного случилось с ним за день. Он будет чувствовать себя безопасно, если будет уверен, что вы всегда в нужный момент с должным вниманием выслушаете его. Кроме того, не забывайте также демонстрировать ребёнку своё доверие, делиться тайнами, и интересоваться его мнением на тот или иной счёт.

2) Уважайте чувства ребёнка. Какими бы незначительными и необоснованными вам ни казались переживания и проблемы ребёнка, которыми он делится с вами, не стоит смеяться или принижать его чувства и страхи. Принимайте всерьёз все его трудности и помогайте справляться с ними. Ребёнок будет чувствовать, что его понимают, и что впоследствии он может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

3) Совместное времяпрепровождение. Найдите общие занятия со своим малышом, попросите ему помочь вам в приготовлении еды или уборке, скажите, что без него вы не справитесь, пусть он почувствует свою необходимость. И наоборот, проявите инициативу оказать ему помощь в его делах. По возможности как можно чаще играйте и гуляйте вместе.

4) Выполняйте свои обещания. Не давайте ребёнку тех обещаний, которых не сможете выполнить. В противном случае малыш будет чувствовать обиду и разочарование, а подобные систематические ситуации подорвут доверие и ваш авторитет в глазах ребёнка. Давая обещание, лучше заранее оговаривать некоторые условия, например, что ваш воскресный поход в парк зависит не только от вас, но и от погодных условий.

5) И, наконец, главное при установлении доверительных отношений с ребёнком руководствоваться одним базовым правилом, которое называется – безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – это признавать все его достоинства, а также недостатки, любить его не потому что он послушный или талантливый, а просто за то, что он есть. Как часто, родители не задумываясь, употребляют следующие обращения к детям: «Если ты будешь смирным, я буду тебя любить», «Не подходи ко мне, пока не уберёшься в комнате», но через эти фразы ребёнку прямо заявляется, что его принимают условно, что его будут любить только если…

К тому же некоторые наши условия могут оказаться непосильными для ребёнка, и что же тогда, прощай родительская любовь? Никак нельзя, чтобы ребёнок чувствовал шаткость вашей любви, что он должен каким-то образом заслужить её, что сделай он что-нибудь неправильно, вы можете лишить так необходимого ему чувства. Учёными давно доказано, что потребность в любви – это одна из фундаментальных человеческих потребностей, а её удовлетворение – непременное условие для гармоничного развития ребёнка. Эта потребность находит удовлетворение в нежных прикосновениях, одобрительных взглядах, ласковых обращениях: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Мне радостно, когда мы вместе», «Я люблю, когда ты дома».

Возможно, вы подумаете: «Как я буду с ним ласкова, если он ещё не выучил уроки/не получил отличной отметки/не убрался в доме?» Посмею предположить, что вероятнее всего, ваш вопрос вызван убеждением: «Сначала дисциплина, а затем доброе отношение». Но вот парадокс, такая позиция ни к чему хорошему не приводит, чем больше мы ругаем ребёнка, тем неуправляемее он становится, и в ответ на критические высказывания, порицания и упрёки, вы получаете предсказуемое сопротивление, отговорки и пререкания. А все почему? Потому что сначала добрые и доверительные отношения, а дисциплина после, и только на базе них.

(7 голосов : 4 из 5 )

Почти все родители хотят, чтобы между ними и детьми были теплые доверительные отношения. Это не только приятно, но и определенная гарантия безопасности: плохо, когда родители узнают о чем-то таком последними.

Это очень обидно для маленького человечка, это ранит, причиняет боль. Маме и папе — самым близким для него людям, он оказывается безразличен. Раз за разом отмахиваясь от ребенка, родители возводят стену отчуждения, отторжения. Откуда же затем в отроческом и подростковом возрасте взяться откровенности? Тем более в юношестве, когда дети становятся особо ранимы и уходят в раковину, стремясь защитить свои чувства от грубости.

Есть еще один очень хороший способ установления и укрепления доверительных отношений с детьми: в возрасте лет от 3 и примерно до 10 многие дети очень любят рассказы из серии «Когда ты был маленьким». Они очень любят рассматривать свои фотографии, комментировать их и вспоминать. Трудно сказать, почему так, возможно, детишки ощущают более ранний период в своей жизни как наиболее беззаботный, но эти воспоминания для них очень дороги. Мои дети то и дело достают из недр шкафа коробки, в которых я храню их первые ботиночки, первые рисунки, список их первых слов и перебирают это все с большим воодушевлением и с большим удовольствием. Вместе со мной «вспоминают», как они начинали говорить, ходить, какие кроватки и коляски у них были, кто перемазался пюре, а кто попробовал откусить пластилин. Такие совместные вечера воспоминаний тоже очень укрепляют доверие. Годам к 11-12 дети уже начинают стесняться своего младенчества и даже могут отрицать его, поэтому важно успеть пройти это период с детьми, иначе будет поздно.

Очень плохо влияет на взаимоотношения между детьми и родителями небрежное отношение к чувствам детей, особенно высмеивание чего-то сокровенного. Некоторые взрослые почему-то считают, что для ребенка высмеивание — «ничего такого», но на самом деле дети реагируют на него гораздо острее, чем взрослые. Был такой эпизод в одной семье: восьмилетнему мальчику понравилась одноклассница. И он поделился этим с папой. А папа начал подшучивать, смеяться — ему это показалось смешно. Ребенок обиделся и сказал: «Я больше ничем делиться не буду». Прошло уже несколько лет, а он до сих пор помнит эту обиду и не заводит с отцом откровенных разговоров. И тем более нельзя предавать огласке то, что было сказано в личном разговоре — такие беседы не для посторонних ушей.

И в заключении следует сказать, что дети имеют право на личные секреты, и чем старше ребенок, тем больше у него этих секретов. Не стоит устраивать шмон в детской душе под девизом «Я мать и должна знать все!» Родителям нужно помнить, что откровенность не выбивают полицейскими методами. Нельзя заставить быть откровенным, как нельзя заставить полюбить. Скандалами и угрозами можно, конечно, добиться того, что сын или дочь расскажут все, но это не будет откровенностью, это будет вынужденное признание, и в следующий раз в ответ на очередную порцию криков вы услышите звук хлопнувшей двери.

Лилия Козлова

Хотели бы вы знать, что действительно думает, хочет и чувствует ваш ребенок? А также узнать, как он себя ведет и что делает. Так важно установить доверительные отношения с ребенком. Но можно ли ему верить? Многие родители озадачены, как защитить или уберечь чадо от неправильных поступков. Но как «залезть в голову» к своему ребенку? Поделюсь способами общения с детьми и техникой «Двойного доверия».

Техника «Двойного доверия»

Даже если вы в курсе, что ребенок обманывает, скажите ему: «Я знаю, что тебе можно верить. Ты у меня умный и хороший ребенок. И если ты что-то скрыл, то на это у тебя были причины, о которых ты мне расскажешь. Правда? Я доверяю тебе и твоему выбору. И ты тоже можешь мне доверять ».

Таким подходом вы сможете снять с ребенка психологическую защиту, убрать страх наказания и наставления. Ему не придется что либо доказывать. И не нужно будет оправдываться. Вы сразу почувствуете, что всем станет легче.

Почаще говорите ему: «я тебе верю » и «я в тебя верю ».

Если вы уже отругали ребенка. Вас боятся или вам не доверяют

В этом случае лучше извиниться и заявить о своих чувствах, а также о причинах своего поведения. Сообщите, что вам жаль, каким образом сложилась обстановка. Вы были вынуждены так среагировать. Обязательно скажите, что хотите на самом деле добра, переживаете и заботитесь о нем. Что расстроены. И что уж точно не хотите ссориться и доводить до такого расклада в будущем. Сообщите, что готовы понять его, а также предлагаете договориться.

Как тогда воспитывать и учить, что нельзя?

Общение важно строить не в ключе, что неправильно, запрещено, плохо или осуждается. Говорите, что нужно делать взамен (!) Что хорошо, что поощряется, отчего легче. Лучше всего работает не словесное поучение и наставление, а личный пример. Старайтесь, своими поступками показывать, как правильно, чтобы ребенок видел реальный опыт и что в итоге получается.

Как лучше общаться?

При общении лучше исключать повелительное наклонение. Вместо того чтобы говорить в ключе «делай!», расскажите, что бы вы сами сделали в этой ситуации или что будет хорошего, если ребенок это сделает.

Пример. Вместо «делай уроки!»

— «если ты сделаешь уроки, то…», например, «успеешь погулять»;

— вопрос с вдохновением: «наверное, там что-то интересное по урокам задали?»;

— «я, например, любила выполнять домашнее задание, потому что на следующий день легко на занятиях и все понятно. Мне это помогло закончить с отличием два университета и получить хорошую работу».

В просьбах о чем-то фразу можно начинать с «было бы здорово, если », «я был(а) бы рада, если ».

Замените в своем общении и поведении понятия «должен» и «надо» на «хочу» и «могу». Лучше, чтобы ребенок хотел то, что надо делать и что он должен. А для этого наша задача, как родителей, воспитать в нем желание, а не просто послушание.

Надеюсь, мои предложения помогут вам гармонизировать свои отношения с детьми и выйти на уровень доверительного общения. Удачи вам в построении таких отношений!