Конспект занятия тифлопедагога во второй младшей группе. Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита

Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Любовь Леонтьева
Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

Конспект

Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

Программные задачи :

Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

Тренировка амблиопичного глаза;

-формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

-формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия

Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

Зрительная гимнастика.

Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

Золушка рассыпала бусы

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

7 гномов перепутали вещи –

Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

Звучит песня «Где водятся волшебники»

Сюрпризный момент.

Мария Борило
Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией.

Цель занятия: развитие зрительного восприятия.

Задачи :

Закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные»;

Учить воспринимать изображение разной модальности;

Развитие ориентировки в пространстве, умения понимать и употреблять предлоги ЗА, ПОД, В;

Развитие центрального зрения, отвечающего за восприятие цвета;

Тренировка аккомодационного аппарата;

Развитие сохранных анализаторов;

Развитие мелкой моторики рук, согласование речи с движением;

Воспитание положительной установки на участие в занятии;

Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование :

Презентация на ИАД (интерактивной доске); магнитофон; магнитная доска; картинки осенних деревьев; разноцветные листья для букета; листики для листопада, корзинка; «Чудесный мешочек» (мышка – рюкзачок); карточки для инд. работы (дикие животные и подарки для них) ; простые карандаши; цветные подкладки (в зависимости от зрительного диагноза); натуральные фрукты; упаковки с соком (тетрапаки 200мл); искусственная ель; указка.

1. Орг. момент. Ребята, отгадайте загадку!

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

Дети: Это бывает осенью!

Погода осенью очень переменчива. Помогите мне закончить предложение!

Если светит солнце, то она называется (солнечная )

Если на небе тучи, то она называется … (пасмурная )

Если идёт дождь, то она называется … (дождливая )

Если дует ветер, то она называется … (ветреная )

Слышится звук сильного ветра. На ИАД – картинка осеннего леса.

2. Упр. «Большой - маленький»

Педагог задаёт вопросы детям, добиваясь ответа предложением

Где мы с вами оказались? Мы оказались в осеннем лесу .

Что вы там видите? Я вижу деревья, кусты и т. д

Какие деревья растут в нашем лесу? В лесу растут берёзы.

В лесу растут дубы.

На ИАД – поочерёдно появляются картинки больших и маленьких деревьев

Появление картинок с эффектом «шахматы». Цель: стимуляция подкорковых отделов ГМ.

Педагог даёт образец предложения, дети составляют предложения самостоятельно.

В нашем лесу растут большие дубы и маленькие дубочки.

В нашем лесу растут большие берёзы и маленькие берёзки.

В нашем лесу растут большие сосны и маленькие сосенки.

3. Дыхательная гимнастика.

Что происходит с деревьями осенью?

Осенью на деревьях желтеют и опадают листья. На деревьях созревают плоды.

На ИАД – картинка листопада.

Ребята, а когда падает с дерева сразу много листьев, как называется это явление природы? Это называется листопад.

Давайте устроим листопад сами! Подуйте на эти листики!

Детям предлагаются маленькие листики из тонкой бумаги.

Вспоминаются правила правильного выдоха. Дети сдувают с ладони листики.

4. Согласование речи с движением.

Давайте поиграем с листиками!

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся Плавно приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо – влево

Будто опять закружиться хотят! Поднимаются, кружатся

Что делали наши листики? - Листики кружились, шуршали, ложились, шелестели.

5. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, сколько под ногами разноцветных опавших листьев!

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы в кулак .

Будем листья собирать! Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальцы в кулак

Листики тополя, листья осины, начиная с большого

Листики дуба мы соберём,

В садик осенний букет отнесём! Шагают на месте.

6. Упр. «С какой ветки детки?»

На полу лежат разноцветные листья деревьев.

Давайте соберём из них букет! 1 ребёнок собирает жёлтые листики. 2 ребёнок собирает оранжевые листики. 3 ребёнок собирает коричневые листики.

Дети собирают листья по цвету в соответствии с инструкцией.

Ребята, посмотрите на свои букет! Какие по форме ваши листики? Листики по форме разные.

Почему они разные? Потому, что упали с разных деревьев.

На магнитной доске картинки с деревьями.

Давайте найдём и назовём деревья, с которых они упали. Как называются листики?

Дети определяют с каких деревьев их листья и называют их.

Мои листики упали с клёна. Они называются кленовые.

Мои листики упали с дуба. Они называются дубовые.

Мои листики упали с каштана. Они называются каштановые.

Давайте положим их в корзину и потом сделаем из них гирлянду. Дети отдают свои букеты педагогу.

7. Зрительная гимнастика. На ИАД.

Подул ветер и наши листики опять полетели! Посмотрите, куда они полетели!

Кленовый лист полетел вниз и направо. Дубовый лист полетел вниз и налево.

Берёзовый лист полетел вниз и направо. Каштановый лист полетел вниз и налево.

8. Упр. «Найди животное».

Ребята, а кто может жить в нашем лесу? В лесу живут дикие животные и птицы .

Где же они? Они, наверное, спрятались от нас .

Давайте их поищем!

На ИАД – ч/б картинка со спрятавшимися животными (видна часть тела).

Я нашел зайца. Он сидит под кустом.

Я нашёл белку. Она спряталась в дупле.

Я нашёл лису. Она спряталась за деревом.

Я нашла волка. Он спрятался за ёлкой.

Я нашёл ежа. Он спрятался под грибочком.

Я нашёл мышку. Она спряталась в норке.

9. Работа в индивидуальных карточках. Упр. «Проведи линию»

Звери спрятались, потому, что испугались нас. Но мы не будем их обижать!

Давайте угостим лесных жителей! Садитесь за столы и раздайте подарочки!

На столах карандаши, листы бумаги с изображением животного и «гостинца», между ними дорожка. Дети проводят карандашом дорожку от животного к подарку.

Скажите, чем вы их угостили? На ИАД – по очереди появляются изображения животных.

Дети смотрят на доску – на свою карточку и соответственно картинке отвечают.

Я угостил зайца капустой. Я угостил белку орешками.

Я угостил лису рыбкой. Я угостил волка колбасой.

Я угостила ежа грибочком. Я угостила мышку сыром.

10. Д/игра «Чудесный мешочек». Мышка – рюкзак с фруктами.

Лесные жители очень вам благодарны и решили тоже вас угостить!

Давайте отгадаем, что принесла вам мышка? Расскажите про свой подарок.

Дети на ощупь определяют, что принесла мышка, называют, достают.

Мне подарили яблоко. Оно красное, круглое, твёрдое.

Мне подарили грушу. Она жёлтая, мягкая, ароматная.

Мне подарили апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный.

11. Упр. «Делаем сок»

Как можно назвать одним словом яблоко, грушу и апельсин? Это фрукты.

Что можно из них приготовить? Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье .

Какой сок можно сделать из яблока? Из яблока можно сделать яблочный сок.

Какой сок можно сделать из груши? Из груши можно сделать грушевый сок .

Какой сок можно сделать из апельсина? Из апельсина можно сделать апельсиновый сок .

Раз, два, три, свой сок получи! - детям отдаются маленькие пакеты сока.

12. Итог занятия.

Ребята, пора возвращаться в детский сад! Слышится звук ветра.

Ой, опять этот ветер! Мы возвращаемся в детский сад! Вам понравилось путешествие в осенний лес?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию руки и зрительного контроля у дошкольников с проблемами в развитии Тема: Рисование дуг Цель: закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии; развивать ритмичность двигательной функции кисти.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

В коррекционной работе в первом месяце летне-оздоровительного сезона я провела ряд мероприятий согласно перспективному комплексно-тематическому.

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Цели:

    1) развитие зрительно-пространственной ориентировки в свободном пространстве на вертикальной плоскости (во 2-ой зоне глубины видимого пространства, в пределах которой еще возможна конвергенция, но аккомодация отсутствует (5-6м) .

    2) продолжать учить активно оперировать пространственными представлениями (справа, слева, вверху, внизу, над, под) ; классифицировать птиц по признаку перелетности (перелетные, зимующие) ; развивать фонематический слух детей, учить выделять части тела птицы.

    3) Развивать активную речь детей: названия птиц(голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец) . Учить употреблять в речи: над, под, вверху, внизу, слева, справа. Расширение активного и пассивного словаря детей за счет доказательной речи способа выполнения сенсорной операции, описывания местоположения птицы.

    4) Воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения. Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

    Методы и приемы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц) , словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение) , практический (задачи развития зрительного восприятия осуществляются во внешнем плане, а результат решения проявляется в объяснении выбора объекта)

    Материал: сеть, подвешенная к потолку, изображения птиц (рисунок 1) , панно частей света (рисунок2) , раздаточные карточки с изображениями птичьих гнездовий и птиц (рисунок 3)

    Предварительная работа: рассматривание чучела птицы или изображения на картинке, беседа о внешних признаках птицы, способах ее питания.

    Ход занятия

    Мотивация: Из дома педагога пропала птица. Наверное, окно было открытым и она улетела. Педагог очень переживает и ищет ее. Просит детей поискать ее птицу. Может они ее найдут. Но искать нужно по описанию

    1) “Узнай птицу по описанию и найди ее”. Работа по зрительному поиску на сети, подвешенной к потолку кабинета. Педагог описывает внешний вид птицы (кукушки) по алгоритму. Дети узнают ее, объясняют, почему они так думают и показывают длинным шестом, где она находится на сети.

    Рисунок 1

    2) Дидактическая игра “Улетает-не улетает” (классификация перелетных и зимующих птиц) Дети объясняют, почему перелетные птицы улетают на юг. Если дети не могут объяснить, то объясняет педагог, что перелетным птицам нечем будет питаться (насекомых не будет) , они могут замерзнуть. Дети вместе с детьми определяют стороны света, где находится юг, показывают. Можно предложить детям вертикальный стенд на стене.

    Рисунок 2

    3) “Помести птицу в свой дом”

    Чей на дереве домишко?
    Строил я и мой братишка.
    Дверь-кружочек, нет окна.
    В доме пусто, тишина. (Скворечник)

    Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, дупло, гнездо. Нужно поселить птицу в свое гнездо: скворца в скворечник, сову - в дупло, журавля в гнездо. Дети сами проводят линии, объясняют: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что скворец живет в скворечнике. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что сова живет в дупле. Веду линию вверх к нижней картинке справа, потому что журавль живет в гнезде”.

    Рисунок 3

    Зрительная гимнастика:

    “Раз-два-три - повернись - в любую птицу превратись” Дети превращаются в птиц. “Лесничий” угадывает в какую птицу превратился ребенок. Если лесничий не угадывает, то ребенок сам объясняет в какую птицу он превратился.

    4) Дидактическая игра “Узнай кто это”

    5) Разукрашивание части тела птицы . Задание: разукрашиваем часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается (клюв) . Почему у этой птицы такой клюв? (зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щелкать зерна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достает насекомых. Сова – хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу) . Почему клюв находится сверху?

    Итог занятия. Ребята, что сегодня в занятии вам понравилось? Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.