Лечебная педагогика – учитесь на здоровье. Кёниг Что такое Лечебная педагогика

Лечебная педагогика - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика - это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской невролгией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и специфически-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главный принцип лечебной педагогики - тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы .

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конституции о правах ребенка, максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

7. Ко всем детям, особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокойно, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка - профессиональная тайна специалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.

Таким образом, выстраивая систему уроков, следует особое внимание уделить таким аспектам: обеспечение мотивационной стороны деятельности ребенка; формирование психологической базы речи; развитие различных форм познавательной деятельности.

В последние годы в России растет интерес к лечебной педагогике, все больше организаций обращаются в своей работе к лечебно-педагогическому подходу. Но откуда это понятие появилось, и что стоит за этими, уже почти привычными, словами?

Лечебная педагогика в России имеет давнюю и драматичную историю. Появилась она, как и в странах Европы, во второй половине XIX века. Большой вклад в ее становление внесли Иван Васильевич Маляревский (1844-1915), врач, известный детский писатель, один из ведущих организаторов службы детской психиатрической помощи, создавший в 1882 году первое в России врачебно-воспитательное заведение, а также Александр Федорович Лазурский (1874-1917), работавший в педагогических учреждениях с психически больными детьми. Меры, направленные на обеспечение достойной жизни детям с психическими нарушениями, постепенно начинали складываться в систему, в которой применение современных медицинских и педагогических знаний сочеталось с гуманным отношением к ребенку.

Бурный научный прогресс, с одной стороны, и исторические катаклизмы, пережитые Россией, – с другой, привели к разделению единого направления на много разных дисциплин: дефектологию, детскую психиатрию, клиническую и возрастную психологию и т.д., которые стали успешно развиваться. Однако целостный подход к ребенку был утрачен, его «разделили» между несогласованными областями науки и изучали проблему по частям, при этом практика безнадежно оторвалась от теоретических знаний.

Огромный потенциал, накопленный в научных школах Л.С. Выготского в области психологии и дефектологии, А.Р. Лурии в нейропсихологии и И.А. Аршавского в возрастной физиологии, в силу многих причин не мог реализоваться в рамках существовавших образовательных форм. Остро ощущалась необходимость вернуться к изначально свойственному лечебной педагогике комплексному подходу, который позволил бы синтезировать современные знания и выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития.

Радикальные изменения, произошедшие в России в конце 80-х годов XX века, сделали возможным создание организации, которая объединила накопленные наукой знания с реальной практической помощью детям. В1989 г. в Москве появился Центр лечебной педагогики, который с самого начала обладал всеми чертами профессиональной организации, был восприимчив к знаниям, как традиционным, так и самым современным, и при этом создавал для детей доброжелательную среду жизни и общения, обладающую терапевтическими свойствами.


Специалисты, работающие в Центре, еще в первые годы совместной работы свое видение современной лечебной педагогики сформулировали в следующих принципах:


Ребенок должен жить в семье. Только воспитание в семье дает ребенку возможность максимально развить свои способности. Воспитание вне семьи – в интернатном учреждении – ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую – катастрофически. Необходимо делать все возможное, чтобы ребенок воспитывался в семье либо в среде, максимально приближенной к ней.

Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.

Залог успешной помощи ребенку – понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. Даже весьма квалифицированный специалист без должного отношения к ребенку может нанести вред его личностному росту. Манипулятивные методы недопустимы.

Работа «в команде» значительно эффективнее работы специалиста-одиночки. Построение общего языка, плодотворное сотрудничество между педагогами, медиками, психологами и другими специалистами позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку. Врачебное наблюдение играет прежде всего поддерживающую и супервизорскую роль. Эпизодические консультации и медикаментозное лечение не могут заменить регулярных психолого-педагогических занятий.

Опора на собственную активность ребенка. Недирективные методы способствуют пробуждению самостоятельности и интереса ребенка к занятиям.

Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает. Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие. Важное свойство такой среды – побуждение к усилию; излишний комфорт препятствует развитию.

Интеграция – базовый принцип организации образовательного пространства. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями – с нарушениями развития и без таковых – жили и взаимодействовали в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребенку максимально раздвинуть границы мира, в котором он может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Ступенчатость и вариативность образования – важные составляющие интеграционного подхода.


В настоящем издании собраны статьи, иллюстрирующие реализацию этих принципов в деятельности Центра. Через призму конкретного опыта различных специалистов, дополняющих и поддерживающих друг друга, можно увидеть целостную картину работы Центра лечебной педагогики. Основная часть этих статей публиковалась ранее в сериальном издании «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи», которое выходит с 1998 г. и обобщает научный и практический опыт специалистов, работающих в сфере помощи детям с нарушениями развития.

Эта книга посвящена памяти Антонины Андреевны Цыганок, которая с первых лет существования ЦЛП и до последних дней своей жизни руководила научной работой Центра. Антонина Андреевна принимала живое участие во всех его начинаниях и разработках не только как Председатель Экспертного совета, но и как старший товарищ, которому было небезразлично все, что происходит в Центре. Практически все идеи и тексты сотрудники обсуждали с Антониной Андреевной. Этот сборник также появился благодаря ей.


А.Л. Битова, Р.П. Дименштейн,

руководители Центра лечебной педагогики

Лечебная педагогика - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и кор­рекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика - это комплексное воздействие на орга­низм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умст­венного и физического развития, коррекция имеющихся отклоне­ний в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий сле­дует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медици­ной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разра­ботке специальных индивидуальных и групповых методов и про­грамм, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личност­ное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также пси­хотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разра­боткой индивидуализированных программ семейного вос­питания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обуслов­ливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие пе­дагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо спе-цифические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

121Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с ис­пользованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, об­щего уровня физического и умственного развития, возраста, степе­ни социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать по­ложительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается осо­бый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию раз­вития ребенка. Если же происходит еще и снижение социаль­ного статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ре­бенком, то семейный психологический конфликт может углуб­ляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обу­чение матери специальным коррекционным приемам и при­влечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к ра­боте с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важным принципом лечебной педагогики является необхо­димость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.

Важным принципом лечебной педагогики является «прин­цип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъ­являемые больному ребенку, должны соответствовать состоя­нию его здоровья, его физическим и психическим возможно­стям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положитель­ное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на началь­ных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что бу­дет способствовать повышению его эмоционального тонуса.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умствен­ное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных за­болеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии рез­ко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходи­мость создания специальных условий для возможности успеш­ного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклоне­ниями в развитии, различными неврологическими, психи­ческими и хроническими соматическими заболеваниями. Уве­личивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и дви­гательными дефектами, неконтактные дети, больные с хрони­ческими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой сомати­ческой ослабленностью и повышенной склонностью к различ­ным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составля­ют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонения­ми в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтакт­ные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями по­ведения, больные психическими и неврологическими заболева­ниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложны­ми нарушениями в развитии, у которых имеется несколько от­клонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних ор­ганов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоя-

123щее время установлено, что рано начатые и проводимые систе­матически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение мо­гут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе и детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприя­тий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специ­альных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хрониче­скими соматическими заболеваниями, которые часто сочета­ются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклоне­ниями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умст­венная работоспособность, недостаточность концентрации вни­мания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмо­циональная неустойчивость, отставание в развитии речи, огра­ниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии про­странственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая актив­ность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная вы­раженность познавательных интересов, нарушение и замедле­ние приема и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматическо­го заболевания, а также генетически обусловленными особен­ностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с от­клонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечеб-

но-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые системати­ческие лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интен­сивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных ме­роприятий эти стереотипы изначально сформированы и закре­плены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как пре­одоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреж­дение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травма­ми, приводящими к возникновению особых болезненных со­стояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста - неврозов. Чем младше ре­бенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические кор-рекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклоне­ниями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреж­дения социального обеспечения. В настоящее время положе­ние изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педаго­гики показывает высокую их эффективность при раннем при­менении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хо­рошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педа­гогики. Особое внимание мы обращаем на роль правильно орга­низованного эмоционально-развивающего взаимодействия мате­ри и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важ­но, чтобы мать больного ребенка овладела основами лечебно-

125педагогической работы со своим малышом и проводила ее сис­тематически в процессе эмоционального взаимодействия с ним. При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специали­стам важно соблюдать следующие основные принципы.

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Кон­венции о правах ребенка, максимально стремиться к реализа­ции права на образование, направленное прежде всего на раз-, витие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей инди­видуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклоне­ниями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивиду­альную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравни­вать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на пре­дыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, фор­мировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка реально представлять дальнейшие возможности разви­тия и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углублен­ного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагоги­ческим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохран­ные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опе­реться в педагогической работе.

7. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокой­но, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со сни­жением концентрации внимания, ухудшением двигательной ко­ординации, является нарушение сна. При переутомлении ребе­нок часто плохо засыпает или, наоборот, быстро засыпает, но

потом скоро просыпается и может не спать всю ночь. При пе­реутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раз­дражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком должен соблю­дать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны спе­циалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уни­кальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развиваю­щую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, рас­кованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в са­мооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения опираться на общие и спе­цифические закономерности возрастного развития как в нор­ме, так и при отклонениях в развитии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к вос­питанию и обучению: создавать специальные условия для обес­печения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуа­лизировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все про­дуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.

В коррекционной работе использовать особые приемы и ме­тодики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды про­дуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. При

проведении лечебно-педагогической работы в преддошкольном и дошкольном возрасте необходимо научно-практическое обос­нование каждого вида занятий в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей и особенностей данного ребенка: индивидуальных, подгруппо-вых, фронтальных, а также дифференцированного использова­ния различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инс­ценировок, музыкально-ритмических и др.

Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги пони­мают правильно его проблемы и при этом семья и особенно мать сохраняют душевное равновесие. Только такая мать ста­новится активным помощником педагогу и прежде всего сво­ему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам спе­циалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за сво­им малышом. Ведение дневника очень важно не только для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка.

Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекват­ное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в ква­лифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих.

Для развития здорового и особенно больного ребенка боль­шое значение имеете его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникативное поведе­ние, имеющее важное значение для всего дальнейшего психи­ческого развития.

Мы уже отмечали, что стресс матери, возникающий при ро­ждении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скована, на­пряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и не­ровна в обращении с малышом. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических ме­роприятий, направленных на коррекцию имеющихся наруше­ний и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он растет нервным, возбу­димым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи.

Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощни­ками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе,

а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводи­ли в него и ребенка, постоянно расширяли его контакты с окру­жающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходи­мо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполно­ценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраня­ла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда усту­пал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как боль­ного, так и здорового ребенка, а также на психологическом кли­мате семьи.

Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы ро­дители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо нака­зывали его, ставя при этом в пример здорового брата или сестру и не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.

При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслужива­ния, включать его в жизнедеятельность семьи.

Родители больного ребенка должны быть в своей семье не только специалистами по лечебной педагогике, но и психотера­певтами. Создать нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, помогают объединения родителей в ассоциации. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, расширяется сеть ассоциаций родителей детей с отклонениями в развитии.

Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребен­ком, имеющим отклонение в развитии - нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естест­венно, каков бы ни был у него дефект.

Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекци-онных мероприятий зависит от возможности правильной совме­стной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

Важной составной частью лечебно-педагогических мероприя­тий является раннее восстановительное и стимулирующее раз­витие лечение. Раннее применение специального лечения стиму­лирует развитие и способствует предупреждению необратимых

129изменений в нервной, мышечной и костной системах. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются в раннем комплекс­ном лечении, в котором участвуют специалисты разного профи­ля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.

Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.

Большую роль в лечении ребенка раннего возраста с откло­нениями в развитии играют родители. Они должны прежде все­го представлять, что лечение ребенка с поражением нервной системы и отклонениями в развитии - это длительный про­цесс, который должен осуществляться в тесной взаимосвязи с проведением специальных педагогических занятий, логопеди­ческой работы, занятий лечебной физкультурой. Мать необхо­димо научить специальным навыкам ухода за ребенком с уче­том специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, правилам ортопедического режима, прие­мам речевой терапии.130

2. Лечебная педагогика

Первые два этапа развития этой области знаний были рассмотрены в предыдущей лекции. Известно, что на рубеже 20 века развивается третий этап, который характеризуется интеграцией медицины и педагогики с формированием междисциплинарного направления.

Основатель коррекционной педагогики Всеволод Петрович Кащенко первоначально назвал ее «лечебной педагогикой», подчеркивая сочетание в ней принципов медицины и образования. При этом он отмечал, что лечебный педагог должен быть наполовину врачом и наполовину учителем. Поэтому он назвал первое такое учреждение, которое сам возглавил – «санаторий-школа».

Под лечебной педагогикой он понимал «синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом». Как в России, так и в Европе лечебно-педагогический подход был первой научной формой специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Их В.П. Кащенко назвал «исключительные дети», т.к. они имели не только аномалии, обусловленные органическими недостатками, но и функциональные отклонения при изначально нормальной психосоматической конституции (нет врожденных дефектов, отсутствие выраженных отклонений в развитии). Они часто вызывались неблагоприятными социальными условиями и неправильным образом жизни, что придавало всему развитию своеобразный характер. При этом Всеволод Петрович подчеркивал не только положительные, но и негативные компоненты отклонений в развитии.

Особое внимание он уделял необходимости «сделать любого ребенка достойным членом общества и не травмировать его существующими диагностическими штампами, предохранять его от ложного предупреждения окружающих людей». В целом, основной задачей лечебной педагогики являлось «развитие ребенка путем сенсо-моторной тренировки, медикаментозного лечения, психотерапии и воспитания тех физических, психических функций, которые имеют отклонения от нормы» (Г.Ф. Кумарина, 1997).

3. Педология

На четвертом этапе развития коррекционной педагогики (к 1924 г.) сформировался другой подход к данной сфере знаний. Ее стали рассматривать с позиции педологии («наука о ребенке») как интегральной науки о нормальном и патологическом развитии ребенка. Она объединяла достижения не только современной педагогики, психологи, психиатрии, но и педиатрии, неврологии, нейрофизиологии (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский). Педалогия была целостной наукой о ребенке, включающей в себя лечебную педагогику как частный раздел; без определенной границы между нормой и патологией.

В связи с этим В.П. Кащенко сформулировал понятие «педалогии и исключительного детства», под которым он понимал особое аномальное развитие. Причем Всеволод Петрович подчеркивал, что в этом развитии необходимо учитывать все стороны психологического становления ребенка, который должен развиваться вместе с нормальными детьми.

Однако, с 30 годов началось преследование последователей этого направления и официально был принят термин «дефектология», который характеризовал в течение всего советского периода развития этой науку.


4. Дефектология

Этот переход от педологи к дефектологии на пятом этапе развития науки сопровождался вновь разделением детей на «дефективных» (грубые дефекты развития) и здоровых. Первую группу детей стала изучать сама дефектология совместно с медициной, а вторую группу – собственно педагогика. Причем методологические основы дефектологии были предложены В.П. Кащенко значительно раньше – еще в 15-18 гг., особенно когда после революции его санаторий-школа стал медико-педагогической консультацией с педагогической клиникой. При данном учреждении были открыты курсы преподавания дефектологии. Официально стало внедряться понятие «дефективное детство».

В связи с этим В.П. Кащенко создает первый музей дефектологии, а затем и институт дефективности. В течение последующих семи десятилетий все многообразие детского развития охватывалось двумя основными понятиями: дети нормальные – дети аномальные (дефективные); как и соответствующими разделами научного знания: общая педагогика – дефектология» (Г.Ф. Кумарина, 1997).

Основоположником советской дефектологии считается Л.С. Выготский, который после В.П. Кащенко стал директором института дефектологии. Под дефектологией он расширенно понимал «область теоретических знаний о развитии дефективных детей и научно-практической деятельности по изучению и использованию специальных путей и средств воспитания» (1929).

Позднее дефектология определяется как раздел педагогической науки и психофизиологических особенностей развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Происходит от латинского «дефектус» - недостаток и греческого «логос» - наука. Поэтому дефектология изучает все формы недостаточной функции систем у детей, т.е. дефект. При этом акцент обычно делался на грубых органических дефектах, часто врожденного характера (слепота, глухота, олигофрения и т.д.). К таким детям относились как к «дефективным», изолировали их от общества в специальных учреждениях интернатного типа. В настоящее время известно, что подобная депривация у ряда детей вызывает выраженные вторичные отклонения в развитии.


Все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, ...

Своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, ...

2) Охарактеризуйте уровни диагностической деятельности: медицинский, психологический, педагогический. 3) Для чего педагогу дошкольного или школьного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики? 4) Разработайте рекомендации (советы) начинающему педагогу по проведению психолого-педагогического диагностирования детей. Литература для самостоятельной работы 1. Диагностика...

Развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач: Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их...

На первый взгляд может показаться, что тема «Лечебной педагогики» касается узкого круга людей, имеющих то или иное отношение к специальному образованию детей с особенными потребностями. Однако сегодня уже смело можно говорить о том, что это мнение ошибочное. По данным Всероссийской диспансеризации: «число практически здоровых детей в России снизилось до 32,2 процента, а во многих регионах здоровых детей не выше четырёх процентов». За время учёбы в школе, только седьмая часть, от общего количества поступивших в школу здоровых детей, остаются такими же на момент получения аттестата. Таким образом, на сегодняшний день в образовательном сообществе проблема сохранения здоровья молодых людей выходит на первый план. Перед школой ставится задача не только обучения и воспитания подрастающего поколения, а в первую очередь сохранения здоровья и будущего нации. И, несмотря на то, что спецификой лечебной педагогики является коррекционная направленность образовательного процесса, ее принципы сегодня можно успешно использовать в общеобразовательном процессе массовых школ.

Лечебная педагогика – суть и принципы

В энциклопедическом словаре педагога можно прочитать следующее определение «лечебной педагогики» - «ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика – это педагогика, способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств» . Именно благодаря правильному и рациональному подбору педагогических инструментов можно предотвратить либо скорригировать физические и психические недостатки в развитии ребенка. А учитывая тенденцию к инклюзивному и интеграционному процессу в общеобразовательной среде, современный педагог просто обязан знать и опираться в своей работе на принципы лечебной педагогики, а именно:

1. Личносто-ориентированный подход в обучении детей

Дети все разные, со своими психическими особенностями и умственными возможностями, и не учитывать эти отличия в обучении, значит не давать возможности развиваться, порождать комплексы, и как следствие способствовать развитию тех или иных заболеваний психического и соматического характера. Это касается и способа восприятия учебного материала. Учащиеся, зачастую, воспринимают материал либо целостно, выделяя затем отдельные части, такой тип восприятия называется аналитическим, либо фрагментарно, в последующем выстраивая целостную картину, в таком случае говорят о синтетическом типе усвоения информации. Учителю необходимо знать: как именно усваивает информацию ребенок, какой анализатор работает эффективнее, и, исходя из этого, выбирать методы обучения. Поэтому на начальном этапе (при поступлении ребенка в школу) рекомендуется провести его обследование, используя, например, методику быстрого тестирования модальности (KQM), которая дает представление о доминирующем анализаторе ученика. При использовании данной методики необходимым условием является умение ребенка считать до 30.

2. Индивидуальный темп организации обучения

Для каждого из нас характерен свой темп обучения и дети не являются здесь исключением. В связи с этим учитель обязан учитывать данный принцип в своей работе. Педагог, ориентированный на способность более сильного учащегося усваивать материал, не дает возможности ребенку со средним и низким темпом работы до конца разобраться и понять тему. В итоге ученик остается неудовлетворенным своей деятельностью, не чувствует ситуации успеха и как следствие возникает нервозность, причина многих соматических заболеваний, и нежелание учиться. Грамотный учитель не станет пенять на медлительность учащегося, он понимает: для овладения знаниями ему необходимо чуть больше времени, и построит урок так, чтобы дать возможность и «сильным детям» не скучать, и «слабым» усвоить учебный материал.

3. Использование на уроке игровых методов обучения

«Игра вР‚" это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра вР‚" это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил Сухомлинский.

Многие дети, приходят в школу с достаточно незрелой познавательной активностью. И основным мотивационным компонентом познания у них остается игра. Поэтому опытный педагог, всегда использует игру как неотъемлемый элемент урока, и это касается не только учащихся младшей школы. Игру можно использовать на любом этапе урока и вводить ее необходимо так, чтобы понимание учебного материала стало средством в достижении цели игры. Так, например, на уроке чтения можно поиграть в «Почту», в этом случае читать и писать ребенку нужно будет не для учителя, а для успешной реализации себя в игре.

4. Принцип последовательности в освоении материала

Данный принцип характерен не только для лечебной педагогики, но и для педагогической науки в целом. Любое занятие необходимо начинать с того уровня знаний, который имеется у ребенка на данном этапе, что создаёт позитивный настрой на работу и служит стимулом к сотрудничеству между учителем и учеником. Однако, зачастую, педагог игнорирует этот принцип по отношению к учащимся, пропустившим урок по той или иной причине, и не усвоившим материал. В итоге «незнания» у ребенка растут, как снежный ком, и как следствие нервозность и неудовлетворенность от процесса обучения. Единственным выходом в данной ситуации может стать индивидуальный подход к ученику.

5. Развитие психологических предпосылок, для усвоения знаний

Известно, что любой навык в своей основе имеет те или иные психологические предпосылки, обеспечивающие его успешное формирование. Следовательно, прежде чем приступать к формированию определенного навыка, учитель должен знать степень готовности школьника, к овладению учебным материалом. Так, например, для формирования орфографического навыка, ребенок должен уметь абстрактно мыслить, устанавливать аналитико-синтетические взаимосвязи, обобщать. При несформированности данных психических процессов, ученик не сможет успешно овладеть умением грамотно писать, и будет получать от этого процесса негативные эмоции.

Личность учителя – залог успеха лечебной педагогики

Ну, и конечно, как короля играет свита, так и школу делает учитель. А говоря о необычной школе, и личность педагога должна быть креативной и нестандартной, поэтому учитель, который в своей практике использует принципы и методы лечебной педагогики должен обладать рядом качеств:

  • Владеть методами диагностики и коррекции;
  • Быть терпеливым и сдержанным, готовым столкнуться лицом к лицу с трудностями как учебного, так и поведенческого характера;
  • Уметь строить отношения с ребенком не на принципе принуждения, а полагаясь на свой багаж знаний и умений, заинтересовать ученика;
  • Уважать внутренний мир маленького человека, с пониманием относится к его интересам.

Примеры успешного использования «лечебной педагогики»

Ни кто не станет спорить, что нововведения требуют апробации и имеющийся опыт стаёт опорой для внедрения инноваций.

Одним из ярких представителей, работающих по принципам лечебной педагогики, можно считать Вальдорфскую школу . Её кредо – образование и воспитание подрастающего поколения на основе здорового развития.

Еще один пример – это московская школа «Планета здоровья XXI века», где принципы лечебной педагогики давно стали образом жизни её обитателей. Здесь не просто рассказывают о том, как быть здоровым, тут учат сохранять здоровье, укреплять его и передавать эти знания другим. Особое внимание уделяется профилактике нервно - психических заболеваний, снижению зрения, изменению осанки.

И помните, слова великого поэта Генриха Гейне «Единственная красота, которая существует, - это здоровье».