Массаж для развития моторики. Пальчиковая гимнастика и массаж рук избавят от речевых проблем


У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.

Важность речевого развития

Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.

Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.

Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития

Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.

Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.

Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.

Логопедический массаж рук

Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.

  1. Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
  2. Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
  3. Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
  4. Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
  5. Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
  6. Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.

Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.

По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.

Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.

  1. Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
  2. По такому же маршруту, только круговыми движениями.
  3. По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
  4. Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
  5. По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
  6. В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
  7. Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.

  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.

Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.

После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

Комплекс №1

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит важный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Комплекс №2

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.

8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Всего доброго! До новых встреч!

Здравствуйте, друзья! Продолжаем цикл статей по у детей. В прошлых статьях мы с вами разобрали , а в этой статье Елена Барышева (ведущая рубрики ) поделилась с нами пальчиковыми играми, для проведения массажа пальцев и ладоней ребенка. А я решила добавить в статью массаж пальцев и ладоней массажным колючим мячиком.

Массаж пальцев и ладоней развивает , а также он очень полезен маленькому ребенку. Давно известно, что пальцы рук связаны с внутренними органами и мозгом: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

Массаж пальцев и ладоней

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,


Был здоров и не болел.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко:

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Дети кладут тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот уже друзья-цыплятки

На другую влезли грядку.

Так клюют ребятки зерна

Так же смело и проворно.

Дети похлопывают по тыльной стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот из моря вылез краб

И клешней за руку – цап!

Но не справится никак –

Слишком крепкая рука.

Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Краб обратно не ушел –

Пальчик он теперь нашел

И схватил за ноготок.

Вряд ли в этом будет прок.

Дети сжимают ноготь мизинца левой руки подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют ноготки всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Даже с этой стороны

Мы размять ладонь должны.

Чтоб крепка была ладошка,

Мы побьем ее немножко.

Дети стучат ребром правой ладони по тыльной стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Постучали, а потом

Мы ладошку разотрем.

Ты потри ее еще,

Так, что стало горячо.

Дети кладут ладонь левой руки тыльной стороной на пальцы правой и большим пальцем правой руки массируют всю внутреннюю часть ладони, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Чтоб чисты ладони были,

Славно их намылил мылом.

Три ладонями, давай,

Их от грязи оттирай.

Дети трут ладонью о ладонь, имитируя намыливание.

Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком

1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.

2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).

4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.

5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).

6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.

7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной руки в другую, постепенно увеличивая темп.

В следующей статье Елена расскажет, как рисовать пальчиками с ребенком и чем это занятие полезно для малыша.

Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Это игровой самомассаж для детей, позволяющий проводить с пользой для здоровья малыша. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.

Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

«Растирание ладоней» - трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» - растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» - указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.

Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» - указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз - в одну сторону, 9 - в другую).

А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей

Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 - 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.

Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:

  • Точка горла и гортани.
  • Козелок.
  • Точка полости носа.
  • Противозавиток.

Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.

«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 - 12 с).

«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7-10 раз.

«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 - 10 раз.

«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 - 10 с).

«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 - 7 раз.

«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 -7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 - 7 раз.

«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7-10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.

«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 - 10 с).

Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.

Комплексы упражнений для самомассажа для дошкольников

Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.

Самомассаж «Петушок»

  • Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
  • Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
  • Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
  • Красим спину (поглаживать поясницу),
  • Красим ножки (поглаживать ноги),
  • Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
  • Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
  • Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.

  • Чики-чики-чики-ща!
  • Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
  • Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),
  • Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
  • Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) -
  • И готов борщок!

Комплекс самомассажа «Маленькие волшебники» Потягивание «Лепим человечка»

1. На вдохе левой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а левой рукой - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Выдыхая и расслабляясь, ребенок произносит: «Ид-д-да-а-а».

2. На вдохе правой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а правой рукой - вверх, вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Далее на выдохе ребенок произносит «пин-гал-ла-а».

3. Обеим пятками ребенок тянется вперед по полу , а руками - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания и на выдохе ребенок медленно произносит «су-шум-м-м-на».

Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)

1. Имитируя движения тестомеса , ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз , чуть глубже, словно палочкой проверяет готовность теста.

Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

2. «Заводим машину» - вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».

3. «Машина завелась» - ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».

Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)

Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 - 6 раз).

3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),

4. «Лепит» ушки внутри - пальцами внутри раковины делает 7 - 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).

5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.

Массаж рук и ног

Малыш «лепит» руки, ноги, ловим солнечного зайчика, птичку, качает малышку (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, встряхивание, поочередное напряжение и расслабление мышц).

Самомассаж лица, головы и шеи для детей

Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.

2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. «Конкурс причесок» - ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.

Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.

«Лепим красивое лицо»

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.

2. Надавливает пальцами на переносицу , середину бровей, делая вращательные движения по 5 - 6 раз по часовой и против часовой стрелки.

3. С усилием надавливая , «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно «лепит» глаза , кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.

5. Надавливая на крылья носа , ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.

Массаж шеи (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку - «Лебедь», «Жираф».

2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

4. «Лебединая шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.

Статья прочитана 14 181 раз(a).

Занятия, развивающие мелкую моторику, состоят из интересных упражнений с разными предметами, в качестве которых могут выступать шнурки, бусинки, блестящие монеты, разные крупы, камушки небольшого размера. В последнее время некоторые педагоги стали высказывать негативное мнение по поводу игр ребенка с данными предметами, даже если все действия проходят под чутким контролем родителей.

Тренировать детские ручки можно и с помощью таких предметов, которые не несут в себе никакой опасности и являются абсолютно доступными. Родители смогут самостоятельно смастерить большинство из предложенных предметов, тем самым избавить себя от финансовых затрат. Ниже будут представлены разные варианты игр, которые окажутся полезными вам и вашему малышу для тренировки его ручек.

Пересыпание

Для этого упражнения снова пригодится крупа. Ребенку надо дать ложку и предложить ему пересыпать крупинки из одного стакана в другой. Хорошо, что данное упражнение можно выполнять и во время прогулок, играя в песочнице.

Ключик - замочек

Упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка, заключаются в выполнении несложных действий. Для этого прекрасно подойдет игра, где малышу предлагается открывать замок с помощью ключа. Если ребенок совсем мал, то занятие предполагает повторение одних и тех же действий: надо просто вставлять ключ в скважину и поочередно открывать и закрывать замочек. Если возраст ребенка больше года, то можно предложить ему несколько ключей и один замок. Он сам должен найти подходящий ключ и повернуть его в нужном направлении, чтобы замочек открылся. Наилучший вариант, если замок на чем-то зафиксирован, тогда он не будет двигаться и малышу будет намного удобнее. Родители должны проследить, чтобы все предложенные ключи не имели заостренных элементов.

Крышки и бутылочки

Для выполнения этого упражнения вам надо приготовить разные пузыречки, пластиковые бутылочки, баночки. Естественно, все они должны быть выполнены из безопасного материала и иметь закручивающиеся крышки. Отлично подойдут бутылочки, оставшиеся после детского питания. От вас требуется предложить малышу сначала открыть баночку, а затем аккуратно закрыть ее. Такая разновидность игр поможет в развитии не только моторики, но и координации, ведь малышу придется самостоятельно придерживать банку.

Развивающая подушка

Специальную подушку можно приобрести в магазине, а лучше, если родители сделают ее самостоятельно, вкладывая в нее всю любовь к своему ребенку. Лоскутки, из которых она будет сшита, должны различаться цветом и по текстуре. В основном наполнителем для нее служат крупа, фасоль, бисер. На подушку нужно пришить пуговки разного размера, липучки, в пару к пуговицам пришить петельки, а около липучек сделать кармашки для того, чтобы ребенок их закрывал. Предложите ребенку поиграть с такой занимательной подушкой, и увидите, что все ваши труды не были напрасными.

Упражнение с пуговицами

Постарайтесь заранее подобрать пуговки разных цветов, желательно, чтобы все краски были яркими, привлекающими ребенка. Также все пуговицы должны быть разного размера, но в целях безопасности не выбирайте слишком маленькие. Для занятий понадобится прочная нить, на которую и надо будет надеть все пуговки с достаточно крупными отверстиями, чтобы у ребенка не возникло трудностей. В результате у малыша должна получиться разноцветная цепочка. Поверьте, всем детям очень нравятся такие игры с разными предметами, которые они могут очень долго разглядывать, перебирать, соединять, расставлять. Так они познают окружающий мир.

Вода и игрушки

Возьмите таз большого или среднего размера и вместе с малышом набросайте в него много разных предметов. Это могут быть крышки, небольшие резиновые игрушки, большие монеты и даже грецкие орехи. После этого предложите малышу выловить все эти вещи из воды. Для того чтобы немного упростить упражнение, можно предложить ему воспользоваться ситечком.

Игры с крупой

Такие игры всегда вызывают у детей радость и интерес. Для этого упражнения родители специально рассыпают на столе какую-нибудь крупу. Это может быть рис, гречиха, горох, фасоль. После этого можно предложить малышу помочь собрать крупу обратно в банку, потом спрятать в емкости небольшую игрушку и вместе с малышом попробовать ее найти. Еще интереснее будет пальчиком нарисовать какой-нибудь простой узор или рисунок. Никакой опасности игра не представляет, ведь все крупинки маленького размера, поэтому малыш не подавится ими.

Пустые коробки

Если в вашем доме появились пустые коробки, то не спешите от них избавляться. Они могут отлично подойти в качестве тренажера для развития моторики вашего малыша. Ребенок может с удовольствием их разглядывать, складывать в них различные предметы, открывать и закрывать. Такое занятие особенно понравится деткам самого младшего возраста.

Родительские вещи

Многим родителям известна любовь детей к их вещам. Малышей всегда привлекают кошельки, косметички, мамины сумки. Что может быть интересней, чем взять мамин кошелек, самому открыть замочек и высыпать на пол все монетки? В этом и заключается данное упражнение. Дайте ребенку сумку, наполненную разными безопасными предметами. Такая игра способна на долгое время увлечь вашего малыша.

Дырявая коробочка

Если у вас есть ненужные коробочки, то из них можно смастерить для ребенка увлекательную игрушку. Родителям надо подобрать некоторое количество крышек разного размера, на коробке вырезать отверстия в соответствии с размерами крышек. В магазинах всегда можно приобрести яркую игрушку подобного типа, например логический домик, и этим доставить радость ребенку. Но имейте в виду, что такое развлечение можно сделать самостоятельно в любую минуту.

Лепим ручками

Лепить из пластилина - излюбленное занятие детей. Этот материал как раз и предназначен для развития моторики. Лучше выбрать твердый пластилин и предложить ребенку размять его своими руками. Родители могут придумать совместное творчество с малышом. Например, мама может скатать небольшие шарики из пластилина и отдать их ребенку, чтобы он прикрепил их на подготовленную поверхность. После этого все шарики можно украсить с помощью крупы.

Сортировка предметов

Возьмите крупные бусинки, пуговицы, ракушки и смешайте их вместе. Важно, чтобы все предметы отличались размером и расцветкой. Предложите ребенку помочь вам разделить все предметы по разным характеристикам. Для начала пусть он выберет только большие предметы, потом, наоборот, маленькие. Для того чтобы немного усложнить задание, предложите малышу разделить все предметы на группы по цветам. Проследите, чтобы малыш захватывал предметы, используя только указательный и большой пальцы.

Страницы из книги

В этом случае ребенку надо дать специальную книгу. Она должна быть с яркими картинками, плотными картонными страницами. Поспросите малыша пролистать книгу по одной странице. Для того чтобы вызвать больший интерес, где-нибудь в середине положите маленький подарочек. Не заставляйте ребенка, и если ему это окажется не под силу, то поначалу помогайте и одновременно хвалите его.

Всеми любимый конструктор

Конструктор должен присутствовать среди игрушек у всех детей. Его по праву можно назвать самым лучшим тренажером, развивающим моторику рук. Вспомните, что во времена детства наших родителей, бабушек не было никаких современных инструментов по типу логических кубов, шнуровок и т.п. Зато конструктор был всегда и у всех. Постарайтесь подобрать для малыша конструктор с разной силой присоединения деталей. Так ребенок сможет быстрее освоить различные степени нажима.

Шнуровка

Сейчас в магазинах предлагается большое разнообразие шнуровок. Все они очень красивые, яркие и интересные. В домашних условиях можно предложить ребенку потренироваться на его ботиночках или одежде, которая предусматривает шнуровку.

Бумажные игры

Дайте ребенку один лист бумаги, который вам не нужен. Он должен его смять или разорвать на мелкие части. Таким образом, малыш тренирует захват и силу рук. Разорванные кусочки потом также можно использовать для интересного занятия. Вместе с ребенком вы можете сделать красивую аппликацию. Другой вариант занятий заключается в том, что мама берет небольшой предмет и заворачивает его в бумагу, а потом предлагает малышу найти его, т.е. развернуть лист.