Мнение Е. Комаровского

Сосание языка считается в ортодонтии менее сложной вредной привычкой, главным образом потому что в меньшей степени играет роль психологический фактор.

Этиология развития вредной привычки сосание языка:
1. Генетический фактор.
2. Копирование поведенческих реакций от взрослых.
3. Механический фактор, например, при временной потере зубов.
4. Психологический фактор. Значительно меньше чем при вредной привычке сосание пальца. Психологический фактор является причиной примерно в 40 % пациентов.
5. Неврологическая природа.



Классификация BACKLUND 1963
▪ Anterior tongue thrust Выталкивание языка в переднем участке.
▪ Forceful anterior thrust Силовое выталкивание спереди.
▪ Posterior tongue thrust Толчки в заднем положении языка.
▪ Lateral thrusting in case of missing teeth. Боковые толчки при отсутствии боковых зубов.

Классификация Fletcher
A. Simple: associated with thumb sucking, open bite. Простая форма, связанный с сосанием пальца, открытый прикус.
B. Complex: associated with tonsils, URTI. Комплексный, связанный с миндалинами.

Клинические проявляния вредной привычки сосание языка:
1. Открытый прикус в переднем или боковом участке.
2. Наклон передних зубов.
3. Протрузия.
Сосание языка ортодонт должен контролировать начиная с 3 лет, психологический фактор не так сильно действует на ребенка, поэтому можно начинать раннее лечение. Важно провести дифференциальную диагностику и выявить сосание языка это вредная привычка или адаптация на период потери зубов при физиологической смене.

Другие статьи

Принципы биомеханики в ортодонтии. Типы перемещения зубов. Часть 4

Существует бесконечное множество вариантов перемещения зубов, тем не менее, их можно подразделить на четыре основных типа: наклон, корпусное перемещение, перемещение корня и ротация.

Лечение дистального прикуса скелетная форма у нерастущих пациентов.

В подавляющем большинстве взрослые пациенты с скелетным вторым классом требуют хирургического вмешательства. Аргументы за хирургическое вмешательство:

Ортогональный анализ

Стандартный прикус отличается идеальной формой дуги и идеальным фиссурно-бугорковым контактом. Идеальная линия профиля этнологически разная. Следует отметить тот факт, что для значительной группы пациентов характерны правильные трансверзальные и вертикальные соотношения, а для другой многочисленной группы пациентов характерны вертикальные аномалии при правильных сагиттальных и трансверзальных размерах.

Преимущества и недостатки дуг ТМА в клинической работе.

Разговор о дугах ТМА мы начали в предыдущей статье и сейчас рассмотрим плюсы и минусы этих дуг.

Основные преимущества дуг ТМА в работе:

Не «устают», то есть практически не требуют реактивации (нанесенных ранее реверсионных изгибов, коррекций по ширине);

Меньшая жесткость позволяет мягче и эффективнее работать с детализирующими изгибами;

ТМА - дуга выбора для активной работы с торком (торковые изгибы действуют мягче, чем на стали);

Альтернатива стальных дуг у пародонтологических пациентов.



Сосание пальцев маленьким ребенком способно превратиться в серьезную проблему. Если раньше такое поведение считали просто одной из вредных привычек, стараясь всеми силами препятствовать малышу сосать палец, то сейчас отношение к данной проблеме поменялось. Почему ребенок начинает сосать палец и как его отучить от такого действия?

Причины

Основной причиной сосания пальца является желание ребенка удовлетворить инстинкт сосания. Отмечено, что дети, у которых частота кормлений больше, сосут пальцы реже. Также те детки, которые высасывают молочко быстрее, чаще прибегают к сосанию пальца, чем малыши, сосущие молоко длительное время.

Ребенок может сосать палец, потому что:

  • Он голоден либо еще хочет пососать грудь.
  • У него режутся зубки и хочется почесать десна.
  • Малышу не хватает внимания и любви родителей.
  • Так ребенок успокаивает сам себя.
  • Ему просто скучно.
  • Его слишком рано или очень резко отлучили от груди.


Чаще всего ребенка, который сосет пальцы, достаточно рано отлучили от груди

Груднички

Чаще всего сосание пальца можно заметить у грудных малышей, и тип вскармливания влияет на развитие этой привычки.

При грудном вскармливании

Малыши, получающие мамино молоко, сосут палец довольно редко, особенно, если мама дает крохе грудь по требованию и не препятствует сосанию. Мамочка не видит, есть ли в груди молоко, поэтому дает малышу возможность сосать дольше, чем при кормлении из бутылочки.

При искусственном вскармливании

Зачастую младенцы-искусственники начинают сосать палец, если выпивают порцию смеси слишком быстро. В норме малыш должен сосать молочко из бутылочки в течение 20 минут (это время только сосания, без учета промежутков отдыха), и отверстия на соске должны быть подобраны такого размера, чтобы обеспечить сосание молока именно за такой временной промежуток.


Обратите внимание на скорость вытекания молочка из бутылочки, ребенок должен удовлетворять сосательный рефлекс, поэтому прием смеси не должен быть быстрым

Дети старше года

Ребенок очень редко начинает сосать палец в этом возрасте, обычно он был замечен в этом действии и раньше. Дети старше 12 месяцев сосут пальцы ради успокоения, когда скучают, огорчены, устали или хотят уснуть. И потому для избавления от такой привычки им нужны совсем другие меры, чем у малышей первого года жизни с сильным сосательным рефлексом.

Сосание большого пальца

В большинстве случаев дети сосут именно большие пальцы руки. Если такая привычка укореняется и ребенок продолжает сосать большой палец в возрасте старше 4 лет, существует большой риск нарушения прикуса, а также речи. Проблемой является и то, что при сосании кожа пальца огрубевает и даже может воспалиться. Длительное сосание также может привести к деформации пальца.


Сосание большого пальца становится особенно опасным после 4 лет

Влияние на рост зубов

Нередко у малышей, которые сосут палец, верхние молочные зубы спереди немного выступают вперед, в то время как зубы внизу слегка наклонены назад. Чем дольше ребенок будет сосать палец, тем более выраженным будет смещение зубов. Во многом положение зубов будет определяться положением пальца во рту во время сосания. Однако следует отметить, что данное действие никак не влияет на постоянные зубы, если ребенок прекратил сосать палец до шестилетнего возраста.

Как нельзя отучать?

В способах отучения от сосания пальца родители проявляют немалую изобретательность, однако не рекомендуется делать с малышом следующее:

  • Мазать палец соком алоэ, горчицей, горьким лаком или чем-то другим с очень неприятными вкусом.
  • Бинтовать пальцы и привязывать руки.
  • Надевать плотные варежки или пришивать их к рубашке.
  • Кричать на ребенка, заставляя его вынуть палец.
  • Угрожать наказанием или наказывать.


Для правильного отучения от сосания пальцев нужно много терпения, "быстрые" методы пойдут во вред ребенку

Почему нельзя связывать?

Связывание рук малыша и другие ограничительные меры заставляют малютку страдать. К тому же, такие действия не избавят младенца от сосания пальца. Как только мама прекратит привязывать руки или мазать палец чем-то неприятным, ребенок вернется к своей привычке и будет сосать еще интенсивнее, чем до связывания, поскольку ему нужно будет себя успокоить.

Что нужно делать?

Принимать меры в отношении сосания пальца нужно немедленно, как только родители заметили такие действия малыша. Особенно сильно нуждаются в сосании малютки первых трех-четырех месяцев жизни, а после полугода у большинства детей сосательный инстинкт начинает уменьшаться. И поэтому первые попытки сосать пальцы детки совершают до 3 месяцев. Чуть позже все малыши начинают посасывать и покусывать свои пальцы из-за режущихся зубов. Такое поведение нужно разграничивать с сосанием пальца.

Если малыш на грудном вскармливании , длительность кормлений грудью следует увеличить до 30-40 минут. В случаях, когда мама за одно кормление дает младенцу сразу обе груди, ей следует максимально долго держать младенца у первой груди. Ребенку-искусственнику нужно правильно подобрать соску для бутылочки, чтобы ребенок сосал смесь достаточно долго.

Сокращать количество кормлений у малыша, сосущего палец, не рекомендуется. Напротив, иногда требуется добавить одно кормление, которое со временем можно будет отменить.

У детей старше года следует выяснить причину такого поведения. Возможно, ребенку не хватает общества сверстников, игрушек, общения с мамой. Постарайтесь оградить карапуза от разных стрессов, а также увеличьте физический контакт мамы с малышом.


Забота, внимание, любовь и совместные игры способны отучить малыша от сосания пальчиков

Если ребенок 3-6 лет все еще сосет палец, поговорите с ним, как с равным собеседником. Сходите с ребенком к стоматологу, пусть он расскажет, почему вредно сосать палец. Также рассказывайте малышу, что подобная привычка подходит лишь маленьким деткам, акцентируя внимание на том, что переставший сосать палец ребенок становится совсем взрослым.

Находим альтернативу

Родители могут:

  • Научить ребенка успокаиваться другим способом, например, выражать собственные чувства словами, почитать книжку, посидеть в объятьях мамы.
  • Дать ребенку игрушку, которую он сможет мять пальцами, например, небольшой резиновый мяч.
  • Сделать маленькой моднице симпатичный маникюр, похожий на мамин, который не захочется испортить.
  • Малышам можно предложить прорезыватель, который станет альтернативой сосания пальцев.

С какого возраста это становится проблемой?

Сосущий палец грудничок практически не вызывает у взрослых тревоги. Если ребенку уже исполнился год, а он продолжает сосать палец, родители начинают волноваться, но переживать особо не нужно. Нередко такое сосание еще рефлекторное и нежелательная привычка быстро уходит в прошлое, если взрослые поняли ее причину и помогли малышу.

Многие детишки сами перестают сосать пальчики после года

Ситуация становится серьезнее, если палец сосет 3-4-летний карапуз. В первую очередь нужно оценить психологическое состояние малыша, ведь такое поведение может иметь весьма серьезные причины. И избавиться от пристрастия сосать палец в возрасте старше 3 лет уже сложнее, а риск отрицательного влияния на зубы и речь возрастает.

Секреты

Основной секрет – если мама уже впадает в отчаяние в своем желании отучить кроху от столь вредной по ее мнению привычки, ей следует остановиться. Сосание пальца действительно является тревожным сигналом, на который нужно реагировать. Но не нужно считать его катастрофой, с которой следует срочно справляться.

Будьте терпеливы и действуйте последовательно. Постарайтесь создать малышу максимально благоприятные условия для развития и жизни. Лишь от родителей зависит благополучие младенцев. И если мама это поймет, то шансы успешно распрощаться с привычкой сосать палец повысятся.

Если ребенок активно сосет лишь большой палец, можно предложить ему не обделять другие пальчики, а сосать и их тоже. Многие детки, пытаясь выполнить поручение, настолько устают от сосания пальцев, что перестают делать это вообще.


Отучение от сосания пальца для детей является стрессом, поэтому проявляйте понимание и любовь к крохе

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр, как и другие врачи, считает причиной сосания пальца инстинктивное удовлетворение сосательного рефлекса. Он предлагает переключить внимание ребенка на пустышку, экспериментируя с их разными видами. Комаровский уверен, что просто бороться с инстинктами – бесполезно. Если уж родители «забирают» у ребенка палец, им непременно нужно предложить крохе что-то взамен. Не искоренять это явление, а создать ему альтернативу.

Профилактика

Чтобы малыш не начал сосать свои пальцы, подойдут такие действия:

  • Грудному малышу давать сосать грудь длительное время.
  • Если у малыша сильно выражен сосательный рефлекс, приучить ребенка к пустышке .
  • В период прорезывания зубов давать малышу «грызунки».
  • Больше общаться с малюткой, играть, показывать окружающий мир.
  • Постоянно заниматься тем, что улучшает мелкую моторику и занимает руки – лепкой, играми с песком, складыванием паззлов, конструктора, мозаики и подобным.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.

Младенцы обладают природным сосательным рефлексом и многие любят сосать палец или пальцы руки даже до рождения. Это распространенная привычка у детей, которая обычно проходит сама по себе к началу школы. Тем не менее, некоторым детям и даже взрослым трудно отказаться от привычки сосать палец. В этой статье вы найдете советы, как помочь детям и взрослым перестать сосать палец.

Шаги

Как отучить ребенка сосать палец

    Выясните, является ли сосание пальца проблемой. Для многих детей сосание пальца является естественным, нормальным поведением. Они делают это для успокоения и для снятия беспокойства. Как правило, не требуется никакого специального вмешательства, если ребенок прекращает сосать палец до 2-4 лет; большинство детей отказываются от этой привычки до того, как наступает время идти в детский сад. Тем не менее, сосание пальца может быть проблемой, если вы замечаете что-то из перечисленного ниже.

    Обратите внимание на то, что провоцирует сосание пальца. Многие дети сосут палец только в определенное время, например, когда засыпают или едут в машине. Другие сосут палец, чтобы успокоиться, когда им больно или они расстроены чем-то. Во многих случаях, они могут даже не замечать, что сосут палец. Если вы поймете причину этой привычки, вам будет легче помочь ребенку от нее избавиться.

    Не обращайте внимание. Дети часто прибегают к определенным приемам, в том числе к сосанию пальца, чтобы привлечь внимание взрослых. Ребенок может также использовать привычку сосать палец как причину для борьбы за власть, показывая родителям, кто сильнее. Чем больше вы говорите об этом или привлекаете внимание к проблеме, тем больше ваш ребенок будет сосать палец. Если вы полагаете, что в этом может быть причина, попытайтесь какое-то время просто не обращать внимание. Подождите где-то месяц и посмотрите, что изменится. Вполне возможно, что ребенок сам перестанет сосать палец.

    Попробуйте прием положительного подкрепления. Положительное подкрепление- один из самых действенных приемов по изменению поведения ребенка. Хвалите ребенка за то, что он не сосет палец. Вы также можете изобрести простую систему вознаграждений. Отмечайте наклейкой в календаре каждый день, когда ребенок не сосал палец. Если ребенок не сосал палец всю неделю, дайте ему маленький подарок или приз в качестве вознаграждения- дополнительная история перед сном или маленькая игрушка. Если ребенок не сосал палец в течение месяца, подготовьте более серьезный подарок, например, поход в какое-то интересное место. Постепенно увеличивайте время, требуемое для получения награды.

    Закройте палец. Палец, покрытый чем-то будет совсем другим на вкус, чем голый палец и часто этого достаточно, чтобы отучить ребенка от привычки сосать палец. Можете наклеить на палец лейкопластырь, надеть специальную куколку для игры в театр или воспользоваться специальной насадкой. Если ребенок сосет палец в основном ночью, попробуйте надеть на палец варежку или носок.

    Отвлеките ребенка занятиями, которые требуют участия двух рук. Ребенку трудно сосать палец, если он ему нужен для чего-то другого. Мастерите что-то с ребенком, собирайте пазлы, играйте в кубики, поиграйте на свежем воздухе или найдите другие занятия, требующие участия двух рук.

    Помните о том, что нужно вовлечь ребенка в процесс отказа от привычки сосать палец. Неважно, какой способ вы выберете, у вас ничего не получится, если ребенок сам не захочет отказаться от своей привычки. Вам будет сопутствовать гораздо больший успех, если ребенок будет хотеть избавиться от привычки. Разговаривайте с ребенком о том, почему необходимо отказаться от этой привычки. Объясните ему свой план и удостоверьтесь в том, что он знает, чего ему ожидать. Спросите, что помогло бы ему перестать сосать палец; ответ может вас удивить.

    Как перестать сосать палец самому

    1. Разберитесь, почему вы сосете палец. Взрослые сосут палец по той же причине, что и дети: это доставляет им удовольствие и успокаивает их. Для некоторых, это просто дурная привычка, а для других, это механизм борьбы со стрессом. Воспользуйтесь следующими идеями для того, чтобы понять, почему вы сосете палец.

      • Ведите дневник. Каждый раз, когда вы заметите, что сосете палец, запишите это в дневник.Обратите внимание на то, что происходит в этот момент, о чем вы думаете и что чувствуете.
      • Ищите определенную структуру. В конце недели, просмотрите свои записи и попытайтесь найти определенную структуру. Возможно, что вы обнаружите, что сосете палец, когда испытываете стресс или когда вам скучно, когда вы смотрите телевизор или когда засыпаете.
      • Обратите внимание. Теперь, когда вы разобрались, что вызывает привычку сосать палец, следите за собой в этих ситуациях. Иногда это может помочь бросить эту привычку.
    2. Найдите какую-то замену. Если вы заметили, что успокаиваетесь, когда у вас что-то во рту, попробуйте что-то другое, а не палец. Попробуйте леденец на палочке, мятные конфеты, жевательную резинку или сосательную конфету.