Особенности и причины возникновения подростковых комплексов. Откуда берутся комплексы у девочек подростков

Наши недостатки не так страшны, как их малюют

NN

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, - то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Самое главное, что нужно подростку - это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: «Другие дети - как дети, а ты какой-то недотепа!», «Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!», «Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи», «Как ты меня достал, убить тебя мало!» - а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую-то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15-летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: «Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое».

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, ещё больше раздражалась и кричала на него: «Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!» От её криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: «Я не могу так больше жить», - и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он «моральный урод», ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно «долбят», что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, - то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что-то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно «тюкают» дочь в её недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у неё сохранится, а став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как «дурак», «оболтус», «бездельник», «бездарь» и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его «размазней» и «бабой в юбке». А сыну она говорила, что он - «копия отца», такой же «никчемный недотепа».

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался её слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили. Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов - низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки», - больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других - самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить» девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё «пятерок», я ей говорю: «Двойка - тоже отметка», хотя «двоек» у неё никогда не было, но даже если и будут, я внушаю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный «комплекс отличницы». И в школе, и в институте у меня были одни «пятерки», и когда я на 5 курсе получила «четверку» по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? «Комплекс отличницы» - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.

Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не «возомнит» о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на «подколы» одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим «Скрабом» для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у многих подростков, которые внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, - как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Подростковый возраст – это один из важных жизненных периодов каждого ребенка. В это время происходит становление личности, окончательно формируется характер человека, но также приобретается и ряд комплексов.

Возраст формирования большинства комплексов

Общее описание проблемы

При половом созревании и большой активности гормонов подросток очень уязвим к критике своей внешности, вследствие чего образуются временные подростковые комплексы, которые могут остаться навсегда уже со взрослым человеком, поэтому очень важно вовремя заметить проблему и приступить к ее устранению, также можно попросить помощи у родных или обратиться к психологу.

Последствия влияния проблемы на психологически несформированную личность могут оказаться трагическими. Нередко дети начинают употреблять алкоголь и наркотики, вступают в случайные половые связи, находя множество неприемлемых способов самоутвердиться среди друзей и почувствовать себя взрослым.

Очень остро реагируют на критику внешности

Подростки замыкаются в себе и начинают вести асоциальный способ жизни или становятся очень открытыми и дерзят, устраивая истерики и скандалы взрослым людям. Некоторые уходят в мир компьютерных игр. Все это делается либо для самоутверждения среди сверстников, либо для признания среди взрослых членов семьи. Очень часто в подростковом возрасте родственники не воспринимают ребенка серьезно, а он хочет доказать свое право на мнение. Многие дети часто страдают от того, что взрослые не берут их во внимание и даже не слушают.

Признаки

Каждый человек не любит какую-то часть своего тела, даже многие взрослые недовольны своей внешностью. В старшем возрасте такое недовольство особо не влияет на самооценку личности или превращается в интересную особенность своей внешности. Но в подростковом возрасте ощущение какой-то ущербности или выделение среди сверстников в отрицательную сторону может легко вылиться в комплекс. Для того чтобы определить ребенка, который склонен к развитию комплекса или уже имеет его, нужно обратить внимание на эти признаки:

  • если ребенок носит мешковатую одежду;
  • прикрывает рот, когда смеется;
  • закрывает волосами лицо;
  • отводит глаза во время разговора;
  • имеет идеал внешности, который ему кажется невозможно достичь;
  • постоянно фотографируется или избегает объектива камеры;
  • не верит в свои силы;
  • ему кажется, что он не заслуживает любви;
  • имеет трудности самовыражения в незнакомом окружении.

Виды комплексов

Кроме переживаний подростка по поводу внешности, когда его не устраивают одна или несколько частей своего тела, в подростковом возрасте очень популярны комплекс неполноценности и комплекс превосходства, которые часто являются попыткой скрыть свое реальное состояние. Еще специалисты утверждают, что нередко дети страдают из-за материального положения своей семьи. В школьные годы часто дети испытывают комплекс отличника/отличницы. Иногда встречается так называемый комплекс неразделенной любви.

Синдром связанный с оценками в школе

Физические комплексы, которые связаны со внешностью, очень популярны у детей и тинейджеров. Когда ребенок смотрит в зеркало, то находит у себя множество недостатков и изъянов. Он не понимает в этом возрасте, что никто не может быть идеальным. А все недостатки внешнего вида отрицательно сказываются на его самооценке. Особенно это происходит в период полового созревания, когда тело еще физически изменяется:

  • резко увеличится рост;
  • появляются прыщи, акне, черные точки и угри, которые особенно производят ужасающий эффект на девушек;
  • у парней ломается голос, что тоже не прибавляет уверенности в себе.

Недостатком во внешности легко могут стать очки, любой дефект речи, длинный нос или торчащие уши, брекеты и многое другое. Помогают развиваться такому комплексу отсутствие поддержки со стороны взрослых людей и насмешки знакомых.

Комплексы у детей по поводу неприятия своей внешности называются дисморфофобией и имеют определенные признаки.

  1. Симптом зеркала – ребенок все время рассматривает себя перед зеркалом и находит все новые недостатки.
  2. Зацикленность – подросток зацикливается на своей проблеме и постоянно о ней говорит.
  3. Симптом фотографии – неприязнь личности ребенка к своим фотографиям и нежелание фотографироваться.
  4. Носит мешкообразную одежду темных тонов, которая скрывает фигуру.
  5. Апатия, нарушение режима сна и пищи.
  6. Неспособность сосредоточиться на каком-либо занятии, потому что мозг зациклен на проблеме.

Симптоматическая картина

Комплекс неполноценности оказывает огромное влияние на развитие личности молодого индивидуума. Одним из главных признаков этой проблемы является заниженная самооценка и постоянное ощущение себя ущербным и хуже других, сопровождающееся неуверенностью в себе.

Этот комплекс зарождается в детстве вследствие воспитания и социальных контактов с другими людьми. Этим недостатком страдают дети, выросшие в неполноценной семье или нежеланные дети, которые с самого детства не чувствуют поддержку и любовь взрослых. Симптомы :

  • большая критичность к своим поступкам;
  • сильная реакция на критику;
  • зависимость от чужого мнения;
  • преувеличенная самоуверенность внешне;
  • агрессия, как защита от всего мира;
  • малообщительны и в большинстве случаев являются интровертами.

Комплекс превосходства у тинейджеров в 80% является скрытым комплексом неполноценности, сама личность это или тщательно скрывает, или даже не догадывается. Такой ребенок считает себя незаменимым, постоянно поучает и дает непрошенные советы в той или иной области, даже если плохо в ней разбирается. Индивидуум пытается доказать окружающему миру и себе, что он крутой. За унижением других людей он прячет свою неуверенность и злобу, пытаясь повысить самооценку.

Пытаясь помочь родители неосознанно развивают в детях комплексы

Финансовый комплекс напрямую зависит от уровня достатка родителей. Дети часто хвастаются зарплатой пап и мам, крутыми вещами дома, дорогими подарками и шикарным отдыхом за границей. Если семья не может позволить что-то из этого, то ребенок может комплексовать по поводу материального положения своей семьи. Такое происходит не всегда: все зависит от отношения маленькой личности к проблеме и реакции родителей на возможные насмешки по этому поводу. К примеру, часто происходят колкие фразы в адрес ребенка без телефона от его сверстников, которые имеют мобильные телефоны.

Комплекс отличницы или отличника начинает развиваться в школе, когда дух соревнования, жажда победы и желание быть первым овладевают детьми. Виновниками такого комплекса являются родители и преподаватели, вследствие чего человек ставит всегда для себя высокую планку при исполнении чего-либо. Кроме того, такие дети отличаются завышенными требованиями по отношению к самому себе и окружающим. Подросток с недостатком становится очень агрессивным, когда не может выполнить задачу идеально или соответствовать установленному себе стандарту. Эти люди часто неуправляемые и рано вступают во взрослую жизнь с наркотиками, алкоголем и сексом.

Комплекс неразделенной любви становится временным и редко перерастает в постоянный. В подростковом возрасте дети ищут не только себя, но и людей, которые их понимают. Одним из таких людей является вторая половинка. Став взрослыми, мы осознаем, что первая любовь не всегда бывает взаимной и не обязана быть одной и на всю жизнь. Но подростки этого не всегда понимают, им присущ юношеский максимализм.

И когда ребенок впервые испытывает неразделенную любовь, то он думает, что с ним что-то не так. Такое поведение переходит в детские комплексы по поводу внешности или обнаруживается нехватка финансов. Многие ребята начинают заниматься самокопанием, вследствие чего обнаруживают в себе множество других недостатков и проблем.

Методы избавления

Первые, кто может помочь чаду с борьбой комплексов – это его родители. В нелегкий период взросления дети должны ощущать поддержку своих родных, их готовность выслушать и помочь советом. И также родителям рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочери и не показывать, что дети не доросли, чтобы помогать им с решением семейных проблем.

У подростков девочек комплексы по поводу внешности происходят чаще, чем у парней. Поэтому, если вы видите, что дочке не нравится свой внешний вид, обязательно помогите ей подобрать новый стиль в одежде, изменить прическу или макияж. Лучше сходить с ребенком в салон красоты. Бывает, что проблемы внешности ребенок надумывает, тогда лучше всего пройти сеанс психолога по повышению самооценки.

Чтобы справиться с комплексом, необходимо тщательно обсудить с ребенком эту проблему. Узнать, что его беспокоит, какие эмоции он испытывает.

Скорее всего, к зарождению какого-либо комплекса привела определенная ситуация, ставшая психологической травмой.

Если комплекс связан с внешними недостатками, помогите подростку скрыть его или умело подчеркнуть, чтобы это стало его изюминкой. Если же причиной стал кто-то из знакомых, необходимо, чтобы ребенок простил его за оскорбление и перестал придавать сильное значение словам этого человека.

Заключение

Вот тут все и начинается. Часто, глядя на себя в зеркало, девушка видит, что ее маленький, аккуратный носик превращается в «картошку», расплющенную по всему лицу; непонятно откуда и зачем берутся ужасные прыщи на лбу и носу: длинные руки вылезают из рукавов любимой блузки; а рост - да она же выше всех в классе, и мальчишки дразнят ее дылдой... И постоянно при этом она задается одними и теми же вопросами: когда же это все закончится и неужто она останется навсегда те кой длинной уродиной?

О том, чтобы у девочки не возникали подобные мысли, должны позаботиться ее родители. Нужно успокоить девочку, объяснив, что все эти проблемы являются временными и пройдут, когда она станет немного постарше. Мама может рассказать, что она когда-то тоже была такой же нескладной и у нее появлялись эти противные прыщи, но со временем все прошло. Просто нужно научиться следить за своим лицом, и тогда по крайней мере угрей будет значительно меньше, они будут менее заметны; и с носа со временем спадет юношеская припухлость, он опять станет милым и аккуратным, которым будут любоваться не только родители, но и юноши. Когда дочь вырастет, ее тело станет пропорциональным, красивым и стройным, и рук не будут казаться длинными; что поделаешь, если в этом возрасте быстрее растут именно они. Мама должна убедить девочку в том, что все изменения можно не только перетерпеть, но и подкорректировать. Если дочь, считая себя худой и высокой, сутулится, чтобы казаться меньше ростом, или думает, что слишком толстая, и время от времени объявляет голодовку, мама должна объяснить, что сутулость и диета вряд ли помогут, есть только один способ избавиться от этих «недостатков» - спорт. А поскольку девочки в этот период становятся не особенно поворотливыми, даже неуклюжими, то было бы очень хорошо, если бы родители позволили дочери заниматься в спортивном зале или фитнес-клубе. Занятия шейпингом или на тренажерах полезны еще и потому, что физическим развитием девочки займутся специалисты, которые помогут ей справиться с комплексами по поводу внешности, помогут сформировать красивую осанку и гармоничную фигуру, научат пластично двигаться, избавляться от лишнего веса, если он имеется, или набирать желаемый. У девушки появится и стимул к самосовершенствованию при наблюдении за своими ровесницами, занимающимися в клубе уже давно, либо оценивании собственных успехов по отражению в зеркале и изменившемуся к ней отношению мальчиков.

Порой случается так, что близкие не могут переубедить девочку в том, что все изменения, происходящие в ее внешности, являются обратимыми. Она зацикливается на них, и никто -из родственников не может доказать, что на самом деле ничего страшного нет. В этом случае лучше обратиться к психологу или психиатру, которые помогут справиться с этой напастью, называемой на их языке дисморфофобией.

Для подростков большое значение имеет соответствие своей внешности стереотипам. Часто их представления об «идеальной» внешности нереалистичны.

Очень часто комплексы возникают у девочек-подростков в связи с размером груди, причем чаще всего их беспокоит маленькая грудь. Они с завистью смотрят на одноклассниц, которые уже носят «такие красивые лифчики». Кроме того, по их мнению, мальчишки засматриваются именно на обладательниц пышных бюстов. На самом деле это не совсем так. Мальчишки больше общаются с раскрепощенными и уверенными в себе сверстницами. Это может привести к тому, что подросток начнет маскировать свои мнимые недостатки или комплексы ложной бравадой и независимостью. При этом нередко уже в столь юном возрасте девочки начинают пользоваться косметикой, стараются одеться, как им кажется, получше, обувая туфли на высоких каблуках. А у некоторых на этой почве происходят серьезные изменения в психике. Худенькие девочки думают: раз бюста нет, то и буду вести себя, как пацан. При этом они предпочитают платьям брюки, спортивные рубашки, коротко стригутся, у них появляются и манеры, свойственные мальчикам. Заметив такие перемены в дочери. Родители должны принять срочные меры, прежде всего выяснив, чем вызваны такие перемены в поведении. В определенных случаях также требуется психологическая помощь. Девочке следует объяснить, что маленький размер груди соответствует ее возрасту, а со временем бюст увеличится. Кроме того, стоит сводить девочку в музей и показать ей скульптуры женщин времен античности. Ведь, по правде говоря, не такой уж у них был роскошный бюст по сравнению с остальными частями тела, которые можно даже назвать пухлыми, тем не менее мастера почитали за счастье сотворить копию такой женщины, называя ее богиней красоты.

Говоря о комплексах, которые можно наблюдать у девочек-подростков, следует рассказать и о таких, появление которых провоцируется неправильным отношением родителей. Если на малышку в свое время обращали мало внимания, или (бывают и такие случаи) родители никогда не скрывали, что ждали сына, а родилась она, или мама все время жаловалась на свое безрадостное существование, так как является в семье только домработницей, то девочка, выслушивая все это, не желает становиться женщиной и пытается отрицать свое женское начало. Каждой матери прежде всего не следует терять своего женского достоинства, нужно прививать это качество дочери, стремясь быть как можно ближе к девочке, больше общаясь с ней, даря любовь, ласку и заботу. Папа тоже может воспитать в девушке подобные комплексы. Это случается, когда отец ждал сына, а дождавшись дочь, все равно стал воплощать свои несбывшиеся мечты совместными мужскими занятиями типа ремонта машины, частыми походами на футбол и т. п. Девочка же, пренебрегая женскими обязанностями по дому, а также лишенная общения с матерью в силу практически постоянного времяпрепровождения с отцом и уже глядя его глазами на жизнь, также отказывается от своей половой принадлежности в поведении и интересах.

Вот таким образом у девочек-подростков и девушек мо-iyr развиваться психологические комплексы. Поэтому родителям, заинтересованным в том, чтобы их дочери росли гармонично развитыми личностями, с удачно сложившейся в дальнейшем семейной жизнью, нужно с пеленок задумываться о манере общения с ними.

Комплексы подростков являются необходимым этапом взросления. Они значимы потому, что учат ребенка работать над собой, а не опускать руки при возникновении первых неудач. Не пройдя такого серьезного периода в жизни, невозможно достичь внутреннего равновесия, научиться принимать собственную сущность. Известно, что подростковый возраст является одним из самых драматичных периодов в жизни. В это время человек учится понимать самого себя и заново знакомится с окружающей действительностью. Подросток должен сформировать в себе новый взгляд на мир, научиться выстраивать отношения со многими людьми. В эти годы все дается непросто, а главным становится вопрос недовольства самим собой.

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

Проявления комплексов подростков

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

Как избавиться от комплексов подростку

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.