Проект «Юный эколог. Вопрос характеристика разделов программы «юный эколог

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологического проекта является активное привлечение к участию детей в природоохранной деятельности, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Юный помощник экологов»

(формирование экологической культуры)

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

Очень актуальной стала такая проблема, как недостаточное внимание к окружающей среде. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Что для этого нужно?

Во-первых, взрослые сами должны любить природу.

Во-вторых, показывать пример бережного отношения к природе.

В-третьих, привлекать детей к природоохранной деятельности.

Нам необходимо воспитать молодое поколение в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции воспитанников за счет наблюдений различных состояний окружающей среды, первоначальных оценок деятельности людей, выполнения предложенных педагогом правил поведения.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения активнее защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Тема проекта : «Юный помощник экологов», формирование экологической культуры.

Цель : формирование экологической культуры; научить воспитанников беречь и любить окружающую среду.

Задачи:

1.Формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2.Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

3.Расширение знаний об окружающей среде.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

5.Формирование положительного отношения к окружающей среде.

Срок реализации краткосрочного проекта : краткосрочный (6 месяцев, по полугодиям).

Гипотеза (способ реализации идеи и замысла проекта).

Мы предполагаем, что зная экологические проблемы, дети будут бережно относиться и любить окружающую среду, научатся быть заботливыми и ответственными гражданами своей земли.

Задачи экологического воспитания в условиях центра:

Все мероприятия направлены на то, чтобы воспитанники были твердо убеждены, что человек и природа - живой единый организм, и если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное.

Формы и методы реализации проекта:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность воспитанников (образовательная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников:

1.По защите окружающей среды: борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, кормление птиц прилетающих на зимовку на побережье.

2.По улучшению природной среды: уход за цветами в группе, клумбовые растения на прилегающей территории центра (дизайн и оформление).

3.По сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на творческих занятиях декоративно - прикладного творчества.

Формы работы:

  • Воспитательные (информационно-познавательные) часы на экологические темы.
  • Наблюдения, целевые экологические экскурсии.
  • Природоохранные акции.
  • Конкурсы, викторины, игры экологической направленности.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» воспитанники должны знать:

1.Основы экологической культуры.

2. Особенности природы своего края, города, поселка.

3. Значение природы для человека.

4. Охраняемые растения и животные своего края, страны.

5. Правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

1. Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.

2.Формирование бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

3.Желание защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность) .

4.Основным критерием эффективности экологического проекта явится широкое участие воспитанников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Основной

3 этап - Заключительный

Подготовительный этап:

1.Сбор и анализ литературы (методического материала) по данной теме.

2.Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей воспитанников.

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Основной этап:

1.Проведение воспитательных часов, викторин, конкурсов, игр на экологическую тематику.

2.Экскурсии в парк живой природы «До-до», в Новороссийский исторический музей - заповедник.

3.Приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы (сбор мусора; изготовление кормушек для птиц; кормление птиц, ухаживание за живым уголком; озеленение группы, оформление клумб)

4.Сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Заключительный этап:

1. Мини-выставка детской деятельности (изготовление поделок из природного материала), конкурс рисунков, выпуск стенгазет.

2. Создания буклета «Берегите природу!».

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Календарно – тематический план реализации проекта:

п/п

Дата проведения

Название планируемого мероприятия

Деятельность воспитанников

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели и задачи проекта.

1.Экскурсия в парк живой природы «До-до».

2.Новороссийский музей-заповедник.

1.Наблюдение за животными и птицами, обитающих в естественных для них условиях.

2.Знакомство с живой природой края. Пополнить свои знания о природе и животных родного края.

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Красная книга» (животные, птицы и растения из Красной книги).

Представление творческих работ

Цикл воспитательных и познавательных бесед с просмотром и обсуждением видеоматериала

1.«Как вести себя в природе». 2.«Экология нашего края».

1.Активное участие, показать сои знания и умения вести себя в природе. 2.Самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказывать свою точку зрения, знать экологические проблемы своего края.

Экологический Брейн - ринг:

«Хочу сказать».

Показать интеллектуальные способности в области экологии.

Озеленение прилегающей территории центра «Чистый двор».

Оформление клумб, уборка территории.

4 октября – День защиты животных. Акция «Помоги птицам » (целевые экскурсии)

Изготовление кормушек, кормление птиц.

«Наш живой уголок».

Ухаживание за аквариумом с черепахами, посадка и уход за комнатными растениями.

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь»

Предоставление творческих работ

«Чистый берег»

Сбор мусора на пляжах города.

Кормление птиц, прилетающих на зимовку на море.

Кормление лебедей, диких уток, пеликанов.

Конкурс «Моя группа самая-самая».

Озеленение групп: посадка и уход за комнатными цветами.

Викторина «Знай и люби родную природу».

Активное участие.

Праздник «Береги природу!».

Активное участие в празднике. Мини-выставка продуктов детской деятельности

Создание буклета «Берегите природу!»

Подбор информации, составление памятки «Берегите природу».

Презентация проекта.

Подведение итогов.

План работы по озеленению прилегающей территории центра

«Чистый двор». Оформление клумб, уборка территории.

Первый этап

Разработка проекта благоустройства территории, озеленения и рационального использования.

Второй этап

Подготовка посадочного материала (цветочные растения: петуния, астра, бархатцы, георгины однолетние, хризантема, календула, гладиолусы, пионы, тюль-паны, нарциссы, лилии, ирисы, ландыш, флокс);

Подготовка инвентаря;

Обработка почвы.

Третий этап

Уход за посадками на территории: полив, прополка

Систематическая уборка сорняков.

Четвертый этап

Сбор семян, природного материала для изготовления работ декоративно-прикладного творчества;

Осенняя обработка почвы;

Подготовка отчетов (выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала).

Работая с растениями, воспитанники знакомятся с условиями роста и развития растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют знания по биологии, полученные в школе. В процессе у детей воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца. Процесс выращивания занимает важное место у ребенка в познании природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.

Красивый, ухоженный двор (участок, клумба) воспитывает в ребенке эстетические чувства, любовь к родной природе, потребность к трудовой деятельности. Это место, где воспитанники приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства, трудолюбия. Правильно спланированный участок обеспечит большую часть работы на открытом воздухе.

Круглый год ведется работа:

1.обеспечение комнатными цветами для озеленения кабинетов, жилых комнат, рекреаций;

2.проведение бесед по природоведению;

3.вовлечение воспитанников в практическую деятельность по выращиванию растений.

Живые растения создают уют, радуют глаз своим вечнозеленым нарядом, ярким разнообразием цветов. Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.

Важное место в озеленении территории занимает дендрарий. Он насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры: полив, обрезка, побелка деревьев : каштан конский, ель голубая, ель обыкновенная, липа, береза, клен, сосна, платан, самшит, лаванда, тополь серебристый, акация, сирень, рябинолистник.

Тема занятий:

1. Ознакомление с планом работы.

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Презентация к теме.

3. Знакомство с многообразием форм клумб.

4. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, используемыми для озеленения.

5. Уход за за цветочно-декоративными растениями.

6. Посев семян. Уход за посевами.

7. Проведение Праздника Цветов.

Уголок живой природы

Уголок живой природы: комнатные растения, аквариум с рыбками, аквариум с черепашками (развитие познавательного интереса у воспитанников: кормление и уход, среда обитания, размножение, поведение).

Охрана труда

Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.

Дети и подростки допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия.

Правила техники безопасности при работе на участке.

2. Воспитанники работают в халатах и перчатках.

3.При переносе заостренных орудий (лопат, грабель, вил) воспитанники должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту детей. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста детей различных возрастных групп.

5.Продолжительность работы воспитанников устанавливается в соответствии с их возрастом (2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут).

6. Воспитанникам до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть рабочую одежду, защитные перчатки.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь по росту.

Требования безопасности во время работы

1. Выполнять все действия только по указанию воспитателя (ответственного).

2. Соблюдайте личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения воспитателя никуда не отлучаться.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю (медсестре).

2. В случае резкого ухудшения погоды, не выходить из помещения.

Требования безопасности по окончании работы

1. Проверьте исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снимите рабочую одежду, приведите её в порядок.

3. Тщательно вымойте лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите руководителю.

Литература:

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Захлебный А. Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
  3. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое воспитание

Школьников.- М., 1983.

  1. Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического

Творчества.// Начальная школа.-1989,№12, с.;0-44.


Муниципальное автономное дошкольное учреждение

РОДНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Проект

"Юный эколог"

Воспитатели группы «Радуга»

Полозкова Александра Сергеевна

Содержание:

    Пояснительная записка.

    Цели и задачи проекта.

    Организационно-методическое обеспечение проекта.

    Формы и методы занятий.

    Техническое оснащение занятий.

    Учебный план работы кружка

    Предполагаемые результаты.

    Литература

Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.

2. Цель и задачи программы:

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

Человек - неотделимая часть природы;

Природа – едина и многообразна;

Человек ответственен за сохранность природы;

Человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи

образовательные:

Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

Научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

Формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Принципы, лежащие в основе программы:

    Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

    Принцип систематичности и последовательности;

    Принцип наглядности;

    Принцип доступности и посильности;

    Принцип учета возрастных особенностей детей;

3. Организационно-методическое обеспечение проекта.

Проект рассчитан на 9 месяцев по 2 занятия в месяц, длительностью 20-25 мину.

Возраст детей 5-7 лет.

4. Формы и методы занятий.

Занятия по данному проекту важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:

Фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

Подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.).

Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий

    Мультимедийное оборудование;

    Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

    Фигурки с домашними и дикими животными;

    Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

    Групповой уголок природы, в котором находятся аквариум с рыбками и комнатные растения;

    Гербарий растений;

    Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;

    Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;

    Кормушка для птиц;

    Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)

6. Учебный план работы

1

Сентябрь

Какие они – цветущие растения?

Что цветет на нашем участке в начале сентября

Кто помогал цветам расти

Продолжить знакомство с растениями на участке д/с;

Закрепить знания о растениях способах ухода за ними;

Сбор семян растений цветника

«Юный Эколог» Стр.5,6,7

«Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6

Растения в нашем уголке природы

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды

«Юный Эколог» С. 20- 22

Дары осени.

Овощи и фрукты на нашем столе

Уточнять представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их употребления в пищу, об их значении для здоровья человека, учить готовить салат

«Юный Эколог»

С. 15

Перелетные и зимующие птицы

Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни

См.«Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9

Октябрь

Уходит золотая осень

Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ. тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения

«Юный эколог»

С.25,27

Корова и коза – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»

С. 35

Лошадь и овца – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»С.34

Наши четвероногие друзья (кошка и собака)

Формировать представление детей о том, что собака умное дом. животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным

«Юный эколог»

С. 69;77

Ноябрь

Для чего животным хвосты

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой

«Юный эколог»

С.27

Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме

Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме

«Юный эколог»

С.31

Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками.

«Юный эколог»

С.48, 49, 51, 54, 58

Декабрь

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма.

«Юный эколог.»

Стр.39

Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели?

Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели

«Юный Эколог»

С.41-42

Какой снег? Наблюдения за снежинками.

Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы.

«Юный эколог»

С.47

Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)

Показать детям свойства снега и воды

С.47

Январь

Лес – это дом для многих жильцов

Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга

« Программа экологического воспитания»

С.11

«Юный Эколог»

С.53

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе

«Юный Эколог»

С.42

Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период

«Юный Эколог»

С.45

Как люди помогают лесным обитателям?

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки

«Юный Эколог»

С.56

Февраль

Выращивание лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.

С.58,59,64,65,68

Досуг посвященный

В. Бианки

«Юный эколог»

С.59

Прошла зима холодная – (занятие)

Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках.

«Юный эколог»

С.66

март

Как люди заботятся о своём здоровье весной

Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.

«Юный эколог»

С.73

Вечер досуга «Люблю березку русскую»

С.85

Комплекс занятий «Береги деревянные предметы»

С.87

Бережно относитесь к бумаге

С..100

апрель

Божья коровка

Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру

«Юный эколог»

С. 81, 85

Весна в жизни лесных обитателей

Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны

С.82

Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)

Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

С.76, 80, 84, 102, 107, 108

Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи

Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей.

С.64

Май

Праздник юных любителей природы

Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.

С.91

Экскурсия в парк

Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса.

С.103

Как человек охраняет природу

Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга»

С.110

Весна кончается – лето начинается

Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день и т. д.)

С.111

7. Предполагаемые результаты

В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.

Литература

С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду»

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»

О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений

Выполнила: Семенихина Н.В. Воспитатель 1 кв. кат. Д.сад. №33 Киселевск 2016г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Юный эколог» .

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: один год

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
  2. развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
  3. воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Непосредственно – организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних .

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком) .

Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете» , рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Перспективно планирование

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года» , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Такой листок, лети ко мне» .

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень» .

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень» .

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» , рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» . П.И. Чайковский: «Осенняя песня» , «Октябрь» .

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок» , «Не ошибись» , «К дереву беги» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень» .

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп» .

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество. - «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений» . Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

1- «Осень золотая» (рисование) .

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях) .

2- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы) . Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание:

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие) .

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени» . Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года» ) .
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» .
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе» .
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия» .

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы» .

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке» , «Ночное путешествие в канун Нового года» .

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят) . Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года» , «Узнай по описанию» .

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём» , В.Одоевский «Мороз Иванович» , С.Маршак «Двенадцать месяцев» , С.Иванов «Каким бывает снег» , Е.Трутнева «Первый снег» , Л.Чарская «Зима» , Р.Кудашева «Зимняя песенка» , Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц» , Г.Скребицкий «Четыре художника» , «Зима» .

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима» , А.Фёдоров «Мороз» , Л.Толстой «Декабрь» .

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год» .

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года» , В.Шаинский «Снежинки» , А.Внукова «Если снег идёт» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения» .

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» .

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка) .

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация) .

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка) .

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город» .

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование) .

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование) .

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3-. Конструирование.

- «В зимнем лесу» (коллективная работа) .

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

4. Познание:

- «Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие) .

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

5Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
  2. Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях» .
  3. Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
  4. Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период» .
  5. Изготовление кормушек для птиц.
  6. Выставка «Зимняя сказка» .
  7. Подбор художественной литературы о зиме для выставки.

Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»

Муниципальное Казенное учреждение

Детский дом «Остров надежды»

Проект по экологии

«юный эколог »

г. Новокузнецк

Актуальность проекта

Каникулы - латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы - самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Каникулы - это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов .

Таким образом, летнее время препровождение - это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим :

Летом детский сад уже не имеет ведущей роли;

Летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;

Летом у ребенка меняются виды деятельности.

При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания :

Летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

У детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

Форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология - это не просто наука, это новое мировозрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство» , а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания , а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности .

7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.

Цели и задачи

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология , хронические заболевания т. д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Цель данного проекта :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,

формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,

формирование начала экологического мировозрения и культуры.

Задачи :

Проект предусматривает решение следующих задач :

Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии ;

Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;

Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры ;

Приоритетное направление в работе - привитие навыков бережного (неразрушающего)

обращения с предметами и явлениями;

Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается , что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.

Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.

Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта .

Оценка результатов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает :

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход , т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии .

Эти два направления неразрывны : чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям : формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

*знания о мире животных;

*знания о растительном мире;

*знания о неживой природе;

*знания о временах года.

Методы диагностики :

*Дидактическая игра «Маленькие помощники»

*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

*Викторина «Природа - наш друг»

*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает в себя :

*расстановку кадров

*комплектование группы, разработку документации.

II. Организационный этап :

*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

*формирование законов и условий совместной работы;

*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту .

III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта .

Педагоги, дети, общественные организации - организаторы проекта :

*познают, отдыхают, трудятся;

*делают открытия в себе, в окружающем мире;

*участвуют в проведении мероприятий;

*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

*развивать способность доверять себе и другим;

*укрепляют своё здоровье.

Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ.

Направление работы

1. Коллективно-творческая деятельность :

*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.

2. Продуктивная деятельность :

*участие детей в работе творческих мастерских;

*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.

3. Игровая деятельность :

*интеллектуальные, спортивные игры.

4. Оздоровительная деятельность :

*ежедневная утренняя зарядка;

*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;

*участие детей в различных мероприятиях;

*воздушные ванны и водные процедуры.

5. Психологическое направление :

*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;

*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.

Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.

Основными задачами педагога в данный период является :

*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;

*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

*содействовать успеху творческого поиска;

*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;

*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.

Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.

Целевая группа проекта

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка : умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проект состоит из 7 блоков . В первом блоке дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.

Во втором блоке «Маленькие огородники»

дети знакомятся с героями «Театра овощей» , которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В пятом блоке «Метеобюро : народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.

В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

Тематический план

Наименование мероприятия

Краткое описание

I блок «Лаборатория неживой природы»

Игра -беседа «Вода- волшебница»

Выявление свойства воды.

Ветер по морю гуляет

Практическая работа по выявлению свойства воздуха.

«Что в коробке?»

Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

Эксперимент «Горячо-холодно»

Определение на ощупь температуры воды, предметов.

II блок «Маленькие огородники»

Путешествие земляного червячка

Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.

Знакомься - огурец!

Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.

В гостях у синьора помидора

Знакомство с тем, что любит помидор.

Как угодить перцу?

Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.

III блок «Защитники природы»

Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»

Субботник по благоустройству территории детского дома.

Кто охраняет природу?

Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.

Спортивные соревнования «Экологические забеги »

Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)

День экологии

Путешествие по страницам : Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.

В гостях у Лесовичка

Экскурсия по экологической тропе . Знакомство с обитателями.

IV блок «Мастерская природы»

Берегиня

Изготовление поделок из бросового материала.

Творческая мастерская Берендея

Изготовление поделок из природного мтериала.

Клуб юных художников

Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.

Песочные струйки

Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»

Удивительное под ногами

Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»

V блок «Метеобюро : народные приметы»

Игра «Знатоки народных примет»

Конкурс : кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

Экологическая лаборатория . Изготовление детьми собственных книжек-малышек.

Экскурсия «Знакомые незнакомцы»

Знакомство с растениями-барометрами.

Беседа «Приборы - помощники»

Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.

VI блок «Растения- фитотерапевты»

Беседа «Жалобная книга природы»

Знакомство детей с растением мать-мачеха.

Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.

Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»

Знакомство с подорожником.

Беседа «Могучий доктор»

Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.

Акция «Необычное семечко»

Рассказ и заготовка семян календулы.

VII блок «Цветочное наслаждение»

Мастерская царицы Флоры

Составление фитокомпозиций из природного материала.

Портрет растения

Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.

Бал цветов

Музыкальное развлечение