Ребенок левша особенности обучения. Почему человек становится левшой или правшой? Особенности развития детей левшей

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Ученые доказали, что левши существовали около миллиона лет назад. Однако современнее родители обеспокоены, если их маленькое чадо кушает и рисует левой рукой. И что же делать в такой ситуации? Пытаться переучить ребенка в правшу или просто не обращать внимания? А если пустить все на самотек, не будет ли ребенок в школе испытывать дискомфорт. Попробуем на этот вопрос внести немного ясности.

Почему к левшам такое негативное отношение?

С давних времен к «леворукости» было негативное отношение. Например, в мусульманских странах нельзя дарить подарки левой рукой, здороваться или подавать пищу. Причем такое отношение наблюдается не только в религиозных традициях разных стран, но и в сказках, в быту. Помните русские сказки: «Направо пойдешь – обретешь счастье, налево – несчастья»? А в последнее время слово «левое» имеет значение некачественного товара.

Возможно, поэтому считают, что детки-левши нуждаются в особом внимании.

Действительно ли ребенок левша?

Так задумано природой, что все в человеческом организме «зеркально» и в то же время асимметрично. То есть две ноги, две руки, одна из которых будет немного сильнее и чуть длиннее другой, два глаза, причем один из них будет ведущим, две ноздри, два уха.

Это же касается и рук, ведь совсем несложно определить, какая рука у человека ведущая.

Явление «леворукость» непосредственно связано с головным мозгом. Мозг состоит из правого и левого полушария. Каждому полушарию отведена своя роль. Так правое полушарие отвечает за работу левой стороны тела: получает информацию от левой руки, ноги, уха, глаза, а левое полушарие, соответственно, отвечает за работу правой стороны. Помимо этого, левое полушарие заведует абстрактным, логическим и аналитическим мышлением. А правое, отвечает за образное мышление, эмоции и восприятие искусства. Поэтому получается, что маленькие левши – это творческие натуры, они более эмоциональны и ранимы.

Однако не стоит делать поспешных выводов – если ребенок кушает и пишет левой рукой, то его можно считать левшой. В действительности у левши ведущая роль отведена не только левой руке, но и левой ноге, левому уху и левому глазу.

Но сделать вывод, является ли ваш ребенок левшой или нет, можно не ранее 5-ти летнего возраста, потому что до этого времени малыши одинаково используют правую и левую руку.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.

Мы живем в асимметричном мире, и каждый из нас вписывается в этот мир по-своему. Как и среди нас, взрослых, среди детей есть левши и правши.
До четырех лет, пока не сформируются межполушарные связи, определить правша ребенок или левша, довольно сложно: в зависимости от ситуации он может выбирать то правую, то левую руку.

Если же малышу исполнилось четыре года, и родители обратили внимание, что он предпочитает действовать левой рукой, можно проверить, действительно ли он левша при помощи простых тестов-методов. При этом следует соблюдать следующие правила:
– каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;
– не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;
- все предметы перед выполнением задания класть строго по центру перед ребенком.

Методы определения ведущей руки.

1. Открывание коробочки.
Предложите ребенку несколько небольших коробочек из-под спичек с яркими рисунками и попросите его найти спичку в одной из коробок.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).
На отдельном листе зафиксируйте результат следующим образом:
– чаще левая – Л;
– чаще правая – П;
– и левая и правая ПЛ.
2. Вращательные движения.
Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков или банок с закручивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия.

3. Поднимание предмета.
Положите перед ребенком мяч и попросите его поднять. Повторите процедуру несколько раз и зафиксируйте результаты: Л; П; ПЛ.
4. Развязывание узелков.
Не туго завяжите несколько узелков из шнура или веревки и попросите малыша развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
5. Переплетение пальцев рук.
Попросите ребенка переплести пальцы обоих рук. Процедуру следует повторить несколько раз. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
6. Скрещивание рук или «Поза Наполеона».
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Пусть малыш выполнит упражнение несколько раз. Обычно ребенок выполняет задание в одной и той же последовательности.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
7. Аплодисменты.
При хлопании в ладоши более активна и более подвижна ведущая рука: она ударяет по ладони неведущей руки.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
8. Тест на заводку часов.
Предложите ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука производит заводку часов, а не ведущая – держит часы.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
9. Игра «Сорока – воровка».
Вспомните стишок про «Сороку-воровку». Малыш будет «варить кашку» указательным пальчиком ведущей руки на ладони не ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
10. Тест «Погладь игрушку».
Пусть ваш малыш возьмет со стола любимую мягкую игрушку и погладит ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.

По завершении тестирования посмотрите на результат. Если большинство заданий выполняется левой рукой, можно предположить, что ваш ребенок – левша. Бывает, что дети одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких счастливчиков называют амбидекстрами.

Так, кто же они такие – эти леворукие?
Наш мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. При этом правое полушарие «обслуживает» левую сторону тела, т.е. получает и передает информацию от левой руки, ноги, уха и глаза. Поэтому леворуких детей иначе называют правополушарными. Левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, правое – за интуитивно-образное. Иначе говоря, левое полушарие «дробит» информацию на отдельные кусочки и «раскладывает их по полочкам, правое воспринимает мир целостно.
Именно поэтому развитие и эмоциональный мир детей, у которых доминирует правое полушарие, несколько отличается.
Речь
Левши сравнительно поздно начинают самостоятельно говорить. Их речь очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. Малыш часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов, не по сути, часто запинается. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее.
Двигательная сфера
У левшей хуже, чем у правшей развита мелкая моторика, координация движений (особенно несинхронных). Им трудно делать несколько дел сразу (например, рисовать и разговаривать).
Пространственные представления
У левшей плохо сформированы пространственные представления: маленькому левше трудно бывает различить правую и левую руку, научиться правильно располагать на листе рисунки, буквы, цифры. Для левшей характерно зеркальное написание букв.
Поведение
Поведение правополушарных детей отличается неустойчивостью, возбудимостью. Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений. Поэтому радость может мгновенно смениться печалью, смех – слезами.
Эмоциональный мир
Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые. Они общительны и контактны. Левши, как никто другой способны тонко чувствовать и переживать, все тонко чувствуют и переживают. Но при этом они очень ранимы, часто плачут.

Познавательная активность.
Правополушарные дети живо откликаются на все новое, их очень легко «зажечь». Познают они все с помощью тактильных ощущений (ощущений от прикосновений пальцев). С любопытством рассматривают все новинки.

Мышление.
Леворуким детям свойственно эмоциональное, наглядно-образное, спонтанное и интуитивное мышление. Они полагаются и доверяют своим ощущениям догадкам, предчувствиям, опираются на наглядные жизненные примеры.
Левша в праворуком мире.
С самого раннего детства маленький левша оказывается в праворуком мире, который не желает признавать его своеобразного, особого пути развития. Он вынужден пользоваться предметами, изобретенными правшами для правшей. В детском саду или школе учительница-правша будет учить его по программам, разработанным для детей-правшей и не всегда понятны и доступны для левши. И маленькому человечку, чтобы приспособиться к требованиям этого мира, приходится ежедневно и ежечасно искать обходные пути, которые помогут ему справиться с непослушными предметами, постичь загадочные правила правописания и хитроумные математические операции.

Поэтому очень важно, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, чтобы он постоянно ощущал ваше понимание и поддержку. Родителям ребенка-левши нужно постараться отойти от традиционных стереотипов воспитания и обучения и выработать особый стиль взаимоотношений с малышом, который поможет раскрыться удивительным свойствам его личности. Вот несколько советов, которые помогут интеллектуальному и творческому развитию вашего нестандартного ребенка.

1. Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти правополушарных детей – от настоящего к прошлому.
2. Важно:
создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу (приглушенный свет, свечи, разнообразие звуков и запахов, наглядные образы);
поскольку левши отличаются целостным восприятием, и образ у них формируется вместе с событием, ребенку нужно дать возможность погрузиться в эту атмосферу, где он самостоятельно сформирует некий образ.
3. Речь родителей должна быть образной, эмоциональной. Но речь не должна доминировать: картинка, аромат, или музыкальный отрывок скажут ребенку больше, чем слово родителя.
4. Левши плохо запоминают абстрактные термины. Поэтому желательно подыскивать образные примеры (стишки, сказки, песенки, картинки), которые помогут ему понять, о чем идет речь.
5. Учитывайте, что левше необходимо много времени для включения в образ, поэтому не торопите малыша, когда он рисует, лепит, что-то сочиняет
6. Помощь родителей в процессе деятельности ребенку не потребуется, как и не особо важно мнение окружающих, они субъективны. Если малыш не просит, родители не должны вмешиваться в работу: задавать вопросы, интересоваться чем-либо, поскольку ребенок глубоко погружается в творческий процесс.
7. Поскольку левши быстро устают, то важно найти способы релаксация: расслабление под тихую музыку лежа на ковре, погружение рук в большие тазы с водой, вдыхание приятных ароматов.
8. Леворукие дети более внушаемы, поэтому релаксацию лучше проводить с элементами суггестии (внушения), речь при этом важно использовать минимально и обязательно образно.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка писать, рисовать, выполнять повседневную работу правой рукой. Это может привести к тяжелому стрессу. У малыша может даже появиться ночное недержание мочи, он может начать заикаться. Нередко переучивание приводит к развитию дисграфии: ведь ведущая рука напрямую связана с центром восприятия речи, и если человек пишет «не своей» рукой, его мозг попросту не в состоянии полноценно воспринимать написанное.
Помните, ваш ребенок особый, не такой, как все. Возможно, с ним у вас будет больше хлопот и трудностей, но ваш малыш может очень многого добиться, если вы будете развивать то, что с избытком дано ему от природы: функции правого полушария – эмоциональность, интуицию, образное мышление, способность к творчеству.
Посмотрите, сколько левшей среди выдающихся артистов, математиков, художников, музыкантов, архитекторов! Ваш малыш может стать одним из них!
Поскольку правое полушарие отвечает за непосредственное чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление и творческую деятельность, правополушарные дети очень активны. Поэтому очень важно предоставить малышу все условия для успешной деятельности, дать ему возможность реализовать свою индивидуальность.
– Активность ребенка должна быть замечена. Нельзя допустить, чтобы он творил в «никуда». Одобряйте и поощряйте малыша за его устремления.
– Помните, что для вашего ребенка более значим сам творческий процесс, а не результат его деятельности.
– Предоставьте левше свободу выбора материала. Он может конструировать из коробок, создавать скульптуры из природного материала, моделировать из бумаги и скотча, делать коллажи из разнообразного материала (бумага, ткань, крупы, кора, деревьев, ракушки, железки и т.п.), рисовать на полу огромными кистями на рулонах обоев и т.д.
– Активизируйте процесс общения правополушарного ребенка с окружающим миром: как можно чаще водите его в лес, в театры, музеи и т.д. Когда малыш вернется домой, предоставьте ему возможность отобразить свои чувства и настроение в любом материале.
– Пусть хорошей семейной традицией станет слушание классической, этнической или фольклорной музыки с дальнейшей передачей своих эмоций в звуках, песне, танце, любых движениях, живописи.
– Важно, чтобы у малыша всегда были комфортные условия для игры и творчества, чтобы он всегда чувствовал ваше понимание и одобрение.
Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Развивать ребенка, используя и опираясь на его преимущества. И помните, что по мнению многих исследователей, существует версия об одаренности леворуких детей в разных областях творческой деятельности, не требующих чрезвычайно развитой речевой функции.
Всем нам хорошо известны имена великих левшей: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пол Макартни.
И только от вас зависит воспитание и становление будущего талантливого человека.

Светалана Кожохина

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!


Выполнение ребенком типичных действий левой рукой наталкивается на негативный отклик со стороны многих родителей, некоторые из которых воспринимают данную особенность в качестве ниспосланного свыше наказания или кармы.

Понятия леворукости и левшества

Под леворукостью понимают индивидуальную (зачастую врожденную) особенность устройства мозга, идентичную изначально дарованной природой окраске волос и темпу речи. Ее нельзя воспринимать в качестве плохой привычки или прихоти. Присущее ребенку свойство нуждается в принятии, а не в отторжении. Предпринимаемые взрослыми попытки переподчинения чреваты тяжелыми последствиями.

Левшество целесообразно рассматривать как одно из направлений развития человеческого организма. Для левшей характерно отсутствие межполушарного взаимодействия. Не прослеживается в их случае также специализация полушарий.

При изучении особенностей людей подобного типа важно помнить следующее: левши не образуют однородной массы. Термин «леворукость» ограничивается выявлением ведущей руки, а «левшество» идентифицируется с комплексным параметром, подразумевающим фиксацию большей активности со стороны правого полушария (у правшей наблюдается доминирование левого полушария головного мозга).

Выполнение малюткой преобладающей части действий левой рукой — предпосылка к констатации леворукости. Левшой малыша можно признать лишь после определения других ведущих органов: глаза, уха и ноги. Для этого придется понаблюдать за интенсивностью использования малышом парных органов. Наиболее важной в рамках школьного обучения характеристикой продолжает оставаться ведущая рука, от выбора которой зависит степень успешности освоения столь нелегкой для детей дисциплины, как письмо.

Предпосылки появления левшей

Ученые утверждают, что уникальное на первый взгляд явление по сути таковым не является. Проявления асимметрии типичны для всех живых организмов. Не входят в перечень исключений и парные органы человека, один из которых ориентирован на подчинение, а второй — на главенство. На присвоении одной из рук статуса ведущей сказываются три фактора, имеющие отношение к наследственности, воспитательным моментам и нарушениям, являющимся следствием травм, полученных в ходе родов. Как правило, прослеживается четкая связь между доминирующей рукой и противоположным полушарием головного мозга: правое полушарие обеспечивает подчинение левой руки и наоборот.

Согласно статистическим данным наличие в супружеской паре хотя бы одного левши повышает шанс рождения младенца с проявлениями леворукости в 10-12 раз. О «вынужденном» левшестве идет речь в случае невозможности выбора правой руки в качестве ведущей вследствие полученных травм. Иногда подобный выбор объясняется стойким желанием подражания близким родственникам либо друзьям. «Компенсаторному» левшеству сопутствуют разнообразные деформации участков мозга, преобладающая часть которых затрагивает левое полушарие. Перенесенные болезни и полученные травмы, как правило, приходятся на ранний период развития дошкольника. При псевдолеворукости фиксируется отсутствие доминирующего по отношению к руке полушария. В такой ситуации наблюдается приблизительно равноценное задействование обеих рук.

10 3

Едва ли не в каждой группе детей - в детском саду или школьном классе - обязательно найдется мальчик или девочка, к которому все остальные...

Особенности работы полушарий головного мозга

Полушария головного мозга обрабатывают поступающие сведения по разному. Левое полушарие идентифицируется как «логическое». Обработка данных осуществляется последовательно (путем анализа всех возможных вариантов). Рациональная половина мозга отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышления. Левое полушарие ориентировано на прием информации, поступающей с правой части тела.

Для правого («образного») полушария характерно мгновенное восприятие информации в качестве целостного образа. Одномоментность обработки составляет основу интуиции, образного мышления и эмоционального восприятия, воображения и зрительно-пространственных функций. Обслуживание левой стороны тела находится в ведении правого полушария, которому присвоен статус эмоционального.

Завершение формирования ведущих руки, уха и глаза обычно фиксируется в возрасте 4-5 лет. Об активности правого полушария свидетельствует наличие ведущей левой руки/уха/глаза. До этого периода допустимо попеременное задействование обеих рук для удержания ложки и других предметов или выполнения простых действий, имеющих отношение к рисованию, лепке, аппликации и т.д. Доминантность полушария на данном этапе не фиксируется. Ее установление должно осуществляться природным путем. Принуждение ребенка к выполнению действий исключительно правой рукой признано недопустимым.

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

Большинство психологов говорит, что дети, которые нуждаются в любви больше всех, ведут себя хуже всех. А родители недоумевают, почему в очередной раз...

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Феномен зеркального восприятия

С зеркальностью движений сталкивались многие супружеские пары, воспитывающие левшей. Некоторые дети ограничиваются зеркальным написанием слов. Буквы при этом воспроизводятся с конца: начальная, предпоследняя и т.д . Также встречаются случаи зеркального восприятия. Помимо этого дети могут прибегать к зеркальному чтению и зеркальному рисованию. Последнее нарушение сопровождается специфическим искажением рисунка, объясняемым путаницей горизонтального и вертикального, верха и низа, левого и правого. Что интересно, необычные для большинства людей изображения не вызывают у малыша ощущения неправильности.

4 1

В наши дни многие люди имеют хотя бы отдаленное представление о столь сложном понятии, как «гиперактивность». Некоторые родители, воспитыв...

Сохранение зеркальности восприятия по истечении 10 лет — предпосылка к проведению тщательного анализа воспроизводимых ребенком зеркальных движений, поиску причин подобного явления и организации тематических занятий, ориентированных на закрепление навыков самоконтроля и корректировку недостатков, имеющих отношение к сфере координации, внимания и пространственного восприятия.

Проблематично для левшей и определение времени по часам, оснащенным циферблатом. Для подобных детей типично зеркальное восприятие одной либо обеих стрелок. Не удается им избежать и ошибок метрического характера. Разница между реальным и определенным малышом временем может достигать четверти часа. Некоторые из промахов могут быть связаны с часовой стрелкой.

Среди левшей велика доля ребят, у которых фиксируются задержки в речевом развитии (как письменном, так и устном). Аналогичные проблемы могут наблюдаться в сфере чтения и вычислений. В некоторых случаях заходит речь об искажении эмоций и заторможенности конструктивных процессов. Предпринимаемые некомпетентными лицами попытки переобучения чреваты усилением начальных диспропорций.

Маленькие герои

Дети-левши вынуждены контролировать собственную психическую деятельность. В этом направлении им удается достигать впечатляющих результатов. При этом надо понимать, что для достижения поставленной цели такие дошкольники зачастую используют обходные пути, предполагающие поиск немыслимых для среднестатистического человека внутренних и внешних средств. Предсказать течение процесса, как правило, невозможно.

Окружающий мир заточен под удовлетворение нужд правшей. Обделенным в этом плане детям-левшам приходится изобретать собственные способы взаимодействия с людьми и предметами. Каждое действие и любая мысль при этом пропускаются через мозг — тончайший и поражающий своим совершенством инструмент, наделенный определенным и, что немаловажно, конечным объемом энергии. Нейропсихологи предупреждают, что у левшей может наблюдаться перерасход энергии в сфере высших психических процессов, в число которых вошли речь, счет и мышление. Базальные структуры психики (соматические, эмоциональные и т.д.) при этом оказываются обделенными. Благодаря данной особенности дети-левши нуждаются в повышенном внимании со стороны опекающих их взрослых.

Перечень табу

О переучивании левшей желательно забыть раз и навсегда. Категоричность требования объясняется невозможностью переделывания биологической природы ребенка, основу которой составляет определенная организация головного мозга. Положительное на первый взгляд намерение должно восприниматься не иначе как насилие над детским мозгом. Удержание ручки или ложки в правой руке приводит к перекладыванию врожденных функций с правого на левое полушарие, которое ведущим для левши не является. Более того, в нем отсутствует так называемая проекционная база, без которой немыслимы работа артикуляционного аппарата и осуществление пальцами тонких движений. К печальным последствиям подобных действий могут быть отнесены:

На первый взгляд, все предельно просто и понятно. Маленькие детки находятся под опекой и присмотром родителей, которые и оберегают своих наследников о...

  • задержка формирования речи и многочисленные проблемы логопедического характера;
  • невозможность восприятия музыки и совершения танцевальных движений;
  • отсутствие навыка ориентации на местности;
  • укачивание в транспортных средствах;
  • неустойчивость почерка;
  • появление навязчивых мыслей о собственной неполноценности;
  • страх перед возможными неудачами;
  • негативные изменения в сфере эмоционального состояния, в число которых вошли раздражительность, вспыльчивость, капризность, повышенная утомляемость и т.д.;
  • невротизация, проявляющаяся в виде вялости, заикания и энуреза, болей в области головы и живота, нарушений аппетита, сна и пищеварения, разнообразных неврозов и нервных тиков (подергивание носом и сморщивание лба, мигание и облизывание губ) и т.д.

Леворукость ребенка не должна восприниматься окружающими как нечто неординарное. Заострять внимание малыша на данной особенности также не следует. Несоблюдение данного правила чревато для левши ассоциированием себя с неудачником. Такие дети довольно часто страдают из-за застенчивости и заниженной самооценки.

Недопустимо и повышение голоса на левшу. Громкие крики могут повлечь за собой потерю связи с родителями. С этого шага для малыша может начаться путь к замкнутости. Матери, отцы и близкие родственники не должны забывать о том, что дети-левши ранимы от природы и склонны к повышенной впечатлительности.

Нельзя принуждать ребенка-левшу к безотрывному и правонаклонному письму. В качестве альтернативы может быть предложено прямое либо левонаклонное написание букв и цифр. Недопустимо снижение отметок детям-левшам за почерк. Соответствующее требование изложено в методических рекомендациях, изданных Министерством здравоохранения в 1985 году.

Посильная помощь

Успокоительное действие на маленьких левшей оказывают рассказы о личностях, прославившихся на весь мир вопреки наличию аналогичной особенности. Перечень принесших пользу человечеству левшей довольно обширен. В нем нашлось место для полководцев Юлия Цезаря и Александра Македонского, композиторов Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, художников Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи. Приведенный список можно расширять до бесконечности.

Доминирование левой руки предполагает учет указанной особенности в процессах обучения и общения. При поступлении малыша в детский сад или школу необходимо уведомить воспитателя и учителя о том, что на их попечении будет находиться ребенок левша. Такой подход оградит кроху от множества как мелких, так и крупных неприятностей.

Дети-левши нуждаются в изменении наклона тетради в процессе письма. Предплечья в момент занятий должны находиться в правильном положении. Аналогичное требование выдвигается и к удерживаемой пальцами ручке. Из других особенностей организации рабочего места необходимо отметить правостороннее освещение.

Приветствуются пошаговые объяснения и раскладывание действий двигательного характера на составляющие. К выполнению каждого элемента ребенок должен подходить осознанно. К положительным моментам могут быть отнесены игры, нацеленные на развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия.

Статистика говорит, что 55% детей подвергаются запугиванию, психологическому или физическому террору со стороны одноклассников эпизодически, а 10% стр...

Взрослые должны помнить о том, что отсутствие негатива в отношении леворукости способствует привитию уважения к индивидуальным особенностям личности. На примере левшей дети учатся проявлять терпимость к свойствам, не присущим преобладающей части сообщества.

На этапе обучения леворуких малышей целесообразно делать упор на чувственных ощущениях (в первую очередь зрительных и осязательных). Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют наглядные пособия, схемы, снимки и рисунки.

Левши не приспособлены к строгому следованию правилам и соблюдению регламента. Посещения детского сада, военной школы или училища могут превратить жизнь подобных детей в череду постоянных стрессов.

Родителям и учителям рекомендовано хвалить левшей даже за небольшие достижения. Левая рука не должна ассоциироваться у малыша с чем-то плохим. При общении взрослые должны избегать сравнений левшей со сверстниками. Мамы и папы не должны забывать о том, что в их семье подрастает неординарная личность, способная удивить мир уникальным мышлением и добиться определенных успехов в жизни.

9 0

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.