Реджио — педагогика свободы. Гнездо на туристской онлайн-курс Реджио подход в развитии ребенка

Иван Шамаев и Наталья Лазуткина занимаются детскими образовательными проектами в России и строят детский сад с реджио-подходом к воспитанию. А для интересующихся родителей и педагогов Иван и Наталья организуют на родине реджио-педагогики — в Италии — обучающий тренинг на русском языке 2-5 июля 2018. Сейчас ещё можно записаться .
Нам ребята рассказали, чем же так хорош реджио-подход.

«Во время семинара будет полное погружение в работу одного из самых успешных международных детских садов Италии. Он построен по космическому архитектурному проекту компанией Benetton. Будем разбираться, как организовать такое пространство у себя дома или в саду».


Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци , на протяжении многих лет руководивший городскими детскими садами на территории Италии в городе Реджио-Эмилия. В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики и стал активно участвовать в создании новых школ и садов в послевоенной Италии. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио-Эмилия, соблюдая новые педагогические принципы. И вот в чём они заключаются.

Методика известна во всем мире как одна из самых мягких и уважительных к ребёнку : ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как любой человек - неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог.

Реджио-подход можно внедрять в любой стране, в любой культуре, учитывая местные особенности, традиции, менталитет. Подход не навязывает четких методик и инструкций, по которым необходимо вести образовательную программу.

В основе подхода — проектная деятельность , которая стала популярна во всем мире не только для образовательной деятельности, но и для успешного решения рабочих задач во многих компаниях. Проекты в детском саду – это самостоятельная деятельность детей под наставничеством взрослых. Участие в проекте позволяет малышам проявить свои способности. В ходе работы ребёнок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения задач, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Реджио-подход — это подход открытых вопросов. Это значит, что начиная рассказ о новой теме, мы сначала спрашиваем детей, что они уже знают об этом? Так мы способствуем развитию у них креативности и критического мышления.
Главная задача педагогов — задавать как можно больше открытых вопросов, а не закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет». Важно — побудить ребёнка подумать, предложить своё видение темы.

Основа реджио-воспитания – это работа детей в малых группах (2-4 человека). Дети сами решаютпроектные задачи.

Пространство детского сада само становится как бы воспитателем. Детям в саду должно быть спокойно, тихо, тепло. Сами стены призваны воодушевлять ребёнка на познание, общение и сотрудничество. Эстетика пространства имеет в реджио-подходе огромное значение.

Реджио-подход направлен на выстраивание дружественных равнозначных отношений . Родители являются полноценными участниками процесса познания и приглашаются к активному участию в совместных занятиях, событиях и обсуждению того, что можно улучшить в детских садах.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Сегодня речь пойдет еще об одной, совершено уникальной методике детского развития — Редджио Эмилиа. Рано ли, поздно ли, но каждый сознательный человек обязательно задаст себе один сокровенный вопрос – как правильно воспитывать свое чадо? В поисках этого ответа очень полезно ознакомиться с принципами методики «Reggio Emilia».


Прежде всего, стоит сказать, что методика Редджио Эмилиа — это не новомодная модель или забытая теория. Правильнее описать её как опыт совершенно иного отношения к детям и их воспитанию. Основоположником-теоретиком этого подхода стал итальянец Лорис Малагуцци, впоследствии он же разрабатывал образовательные программы Редджио Эмилиа. В основу своей идеи он положил разработки великих педагогов мира – , Пиаже, Дьюи, Выготского, Штайнера, Брунера.

Название этой методики происходит от названия итальянского города Reggio Emilia, а появилась она в послевоенные годы, приблизительно в 1963 году. Италия, изможденная фашизмом, жаждала начала новой, совершенно отличной от предыдущей жизни. Поэтому вопрос о воспитании нового поколения, не поддающегося негативному влиянию, способного самостоятельно мыслить, стоял особенно остро. Обсуждая все возможные способы воспитания, участники многочисленных дискуссий пришли к единому мнению, что детей необходимо воспринимать как равноправных членов общества. Это не только способствует развитию когнитивных (т.е. высших мозговых) способностей у детей – памяти, мышления, творческих способностей, логики, внимания и т.д., но и помогает им в адаптации и разумном понимании общественного устройства в целом.

Согласно этой методике окружающая среда играет роль третьего воспитателя, а максимальное внимание уделяется чувствам и эмоциям детей. В таком садике дети не только соучастники обучающих моментов, но и отчасти сами являются их соавторами. При написании программы обучения во внимание берутся интересы детей, а все, что является результатом творчества ребенка или его взаимодействия с окружающими, фиксируется на фото, видео и аудио. По методике Редджио Эмилиа дети воспринимаются как редчайшие и уникальнейшие сущности, у которых потенциал к обучению невероятно высок. Ведь именно интеллектуальная и творческая инициативность в раннем детстве бесценно важна для формирования личности. В детском саду, реализующем принципы Reggio Emilia, детям не дают готовых знаний, а позволяют самостоятельно обучаться, лишь направляя в нужное русло. По методике общение в коллективе ставится на первый план, именно поэтому организуются помещения с условиями для беспрепятственного общения детей с окружающими. В этом и состоит самое главное отличие данной методики.

В соответствии с философскими уставами методики Редджио Эмилиа к ребенку нужно относиться с уважением как к любому взрослому человеку, предоставлять ему множество возможностей для самовыражения и реализации. В таких развивающих группах всегда есть места со свободным доступом к материалам для поделок, с помощью которых любой ребенок сможет выразить что-то свое внутреннее, сокровенное, очень личное. Иными словами, Reggio Emilia – это целый мир эмоций и чувств, совершенно новая философия, которая заставляет задуматься над вопросом воспитания детей в их взаимодействии со взрослыми и, в первую очередь, с родителями. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально и учит относиться к любым достижениям в этой области с особым трепетом и уважением.

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.

Все три - серьёзные альтернативы традиционному обучению и источники вдохновения для передовых образовательных реформ. Рост интереса к этим методикам вызывает у специалистов и общества вопросы, какие между ними сходства и различия. Многие замечали, что взгляды на ребёнка и его развитие похожи во всех трёх подходах.

Эта статья содержит краткое описание и сравнение Вальдорфа, Монтессори и Реджио Эмилия, её цель - познакомить с ними читателей и обозначить ключевые позиции, в которых педагогики схожи и различаются. Естественно, в реальности практическое воплощение образовательной модели в каждом конкретном случае будет индивидуально. Поскольку материал предназначен для широкой публики, в нём говорится об основных задачах и принципах каждого из подходов.

История

Все три методики откровенно идеалистичны и призывают отказаться от насилия ради достижения мира и преобразования повседневной жизни. Они базируются на чётких концепциях улучшения общества через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, работающие по этим методикам, прилагают все усилия, чтобы ведущие принципы оставались живыми и не превратились в заезженные лозунги.

Вальдорфский подход придумал Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка.

Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию» («знание о настоящей природе человека»). В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия), пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников этой фабрики. Они хотели воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Новое учебное заведение отвергало принятые в то время обычаи:

  • в нём мальчики и девочки учились в одном классе;
  • принимались все дети, независимо от происхождения и знаний, не было никаких вступительных экзаменов;
  • школа была общеобразовательной (начиналась с дошкольного и кончалась полным средним образованием);
  • было независимым от внешних организаций (самоуправляющаяся административно-хозяйственная единица).

Сегодня Вальдорфские школы функционируют по общему строгому образцу, и каждая административно независима от других организаций. Насчитывается уже более 1000 школ в 60 странах мира.

Мария Монтессори была выдающейся личностью и первой в Италии женщиной, получившей диплом врача. Создав новую методику для обучения умственно отсталых детей, она в 1907 году построила и возглавила в бедном районе Рима свою Casa dei Bambini (Дом ребёнка) для детей от 4 до 7 лет.

Учение Монтессори распространилось по всему миру, особенно после того, как фашистский режим в Италии осудил этот метод и Мария была вынуждена покинуть страну. В США интерес к её системе возник в 1910-е годы, но к 20-м она уже вышла из моды и о ней надолго забыли.

Однако движение продолжало процветать в Европе и Индии. В 50-е годы деятельность Нэнси Рэмбуш привела к возрождению интереса к методу Монтессори. В США существует 5000, если не больше, школ, называющих себя «Монтессори». Из них около 20% аффилированы с одной из двух главных аккредитующих организаций - Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ) и Американским Монтессори Обществом (AMS). АМИ занимается изучением и распространением оригинальных идей Монтессори о принципах обучения и человеческом развитии. AMS поддерживает обучение по методике Монтессори в контексте современной американской культуры.

Реджо-Эмилия - город на севере Италии, где после окончания Второй мировой войны педагоги, родители и дети объединились и стали работать вместе над восстановлением общества. В итоге создали образцовую систему государственных детских садов и яслей.

Под руководством Лориса Малагуцци, директора-основателя, система переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии и стремительно набирающую популярность в Азии, Австралии, Северной Америке и других частях света.

Программы в Реджио семейно-ориентированы и рассчитаны для детей до 6 лет; большой приоритет в воспитании отдаётся детям с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не является полноценной методикой с определёнными приёмами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Взамен преподаватели в Реджио Эмилия говорят о получаемом им опыте, который является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.

Теории о развитии детей и программа обучения

Все три подхода исходят из того, что дети - активные творцы собственного развития, находящиеся под влиянием внутренних природных движущих сил, вызывающих в них непоколебимую жажду роста и познания.

Рудольф Штайнер верил в единство духа, души и тела и в то, что правильное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей. В его теории развития дети проходят через так называемую «восходящую спираль знания» - три семилетних цикла, отличающихся тем, какие знания требуются маленькому человеку для успешного развития. До 7 лет дети обучаются посредством подражания и примера.

Воображаемые игры считаются наиболее важной «работой» для малышей и той деятельностью, благодаря которой они развиваются физически, умственно и эмоционально. Основное внимание уделяется:

  • исследованию собственного тела;
  • строительно-конструктивным и творческим играм;
  • развитию устной речи;
  • рассказыванию сказок и пению.

К примеру, в течение утра малыш может петь песни, рисовать акварелью или восковыми мелками, готовить пищу, смотреть пьесу в кукольном театре, гулять на природе, работать в саду, строить башню из деревянных брусков или домик из подручных материалов и ткани. Эти занятия увлекают детей и помогают развить умение сосредотачиваться и достигать поставленной цели. Значительная часть утра отводится непрерываемой воображаемой игре.

Признание важности ритма и баланса между активными и спокойными играми ведёт к тому, что учителя придерживаются цикличного расписания с повторяющимися ежегодно, еженедельно и ежедневно занятиями, в том числе различными праздниками и сезонной пищей.

Дети 7–14 лет занимаются всегда в одной и той же классной комнате и с одним и тем же учителем, они становятся тесно сплочённым коллективом и исследуют мир, пользуясь своей фантазией или «чувственным разумом».

Учебная программа последовательна и структурирована, но для преподавания не используются учебники. В методике Штайнера поощряется целостный и мультисенсорный подход к обучению и творчеству с большим упором на слушание и запоминание. К примеру, учитель может познакомить детей с арифметическими операциями, рассказав историю, в которой персонажами будут цифры, или представить Норманнское завоевание как захватывающую историю. Дети слушают учителей, а затем используют усвоенный материал, наполняя и красиво иллюстрируя свои рабочие тетради. В сущности, они создают собственные учебники, в которых полученные ими знания сохраняются в удобном формате. Дети изучают:

  • литературу;
  • народные сказки и мифологию;
  • ритмическое движение под музыку (эвритмию);
  • полезные ремёсла;
  • естественные науки;
  • иностранные языки;
  • искусство и музыку.

На свежем воздухе они строят дома и убежища из досок, брёвен и других материалов. В старшей школе у подростков пробуждается рациональная, абстрактная сторона мышления, для них становится важна этика, социальная ответственность и овладение сложными и точными науками при помощи профильных учителей.

Подход Марии Монтессори отражает теоретическое родство с идеями об образовании европейских философов Руссо, Песталоцци, Сегена и Итара. Она верила в присущий детям с рождения ум, в котором присутствуют рациональная, эмпирическая и духовная части. Она видела развитие как череду шестилетних периодов, повторяющихся как синусоидальные волны, в каждом из которых ребёнок чувствителен к определённым вещам. Как конструктивист, она брала за основу деятельных детей, жаждущих знаний и готовых изучать, стремящихся к совершенству в жизни, игре и работе. В системе дети обычно сгруппированы в разновозрастные классы, чтобы поддерживать связь между младшими и старшими и способствовать более близким отношениям между ними.

От рождения до 3 лет длится период «несознательного впитывающего разума», тогда как от 3 до 6 - «сознательного впитывающего разума». В оба периода малышу необходимы чувственные стимулы, координация движений, порядок, свобода выбора деятельности и возможность заниматься без перерывов в спокойной и красивой подготовленной среде, помогающей делать правильный выбор. В ясельных (от рождения до 3 лет) и дошкольных (от 3 до 6) классах обычно находится несколько учителей. Чтобы ввести новую тему, педагог показывает подходящие предметы и игры, если видит, что ученик готов к их изучению. Мария Монтессори лично разработала наиболее известные материалы, с которыми и сейчас занимаются дети в Монтессори-школах.

Многие материалы создаются непосредственно в школах учителями, исходя из потребностей воспитанников. В методе практикуется индивидуальный подход к обучению, в котором, однако заметно деление на тематические области и последовательность в изучении предмета. Индивидуальный подход и специальные методики Монтессори «от письма к чтению» приводят к тому, что некоторые дети младше 6 лет уже умеют читать и писать. Дошкольники, находящиеся в садах полный день, обычно занимаются по Монтессори в утренние часы, а типичные для детсадов игры и развлечения (в том числе воображаемые игры) проходят во второй половине дня.

С 6 до 12 лет у детей появляется желание более полно изучать окружающий мир, они учатся рационально подходить к решению задач, взаимодействовать с группой, у них совершенствуется воображение и общее знание культуры. С 12 до 18 лет подростки работают над тем, чтобы стать полноценными членами общества, в этот период они считаются гуманистическими исследователями, людьми, решающими проблемы реального мира и мыслящими искателями справедливости.

Взгляды Лориса Малагуцци отражают социальный конструктивизм Дьюи, Пиаже, Выготского, Брунера. Сосредоточившись только на младенческом и дошкольном возрасте, Малагуцци счёл теорию о стадиях развития Пиаже слишком ограничивающей. Он нарисовал выразительный образ ребёнка, социального с рождения, умного и любознательного. Его теория о том, что «образованность зарождается из отношений» приводит к тому, что основное внимание в воспитании уделяется взаимодействию малыша с людьми: с другими детьми, семьёй, учителями, обществом.

Дети развиваются, учась символически выражать свои мысли и чувства с помощью «ста языков» (эмоциональных, коммуникационных и когнитивных):

  • слов;
  • движения;
  • рисования;
  • строительства;
  • скульптуры;
  • игры в тени, коллажей;
  • театральных постановок;
  • музыки и т. п.

Языков, которые они непрерывно изучают и комбинируют. Педагоги учитывают интересы малыша и не учат его специально читать и писать, однако дети научаются этому самостоятельно, просто следуя за своими мыслями и творчески перерабатывая их, а также общаясь с другими детьми. Программа обучения всегда следует какой-то цели, но она непредметна и бессистемна.

Изучение чего-либо происходит по взаимной договорённости между ребёнком и взрослым тогда, когда малыш этого хочет, и может повторяться много раз, затрагивая разные аспекты изученного. Близкие, многолетние отношения между маленьким человеком и учителем, а также с одноклассниками поощряются с помощью цикличной организации. Классные комнаты оформлены красиво, вызывают чувство комфорта и лёгкости, оснащены разнообразными предметами; в классах дети занимаются долговременными проектами на произвольные темы, помогающими научиться совместной работе.

Подход Реджио Эмилия был разработан для муниципальных детских учреждений и не предназначен для обучения детей старше 6 лет. Однако передовые педагоги в США пользуются находками Реджио Эмилия для организации учебного процесса в младших классах (особенно это касается работы над проектами и документирования).

Роль учителя

Преподаватели трёх подходов похожи в том, что они стремятся заботиться о детях и быть для них партнёрами и образцами для подражания. Тщательно подготовленная красивая среда становится одним из педагогических инструментов и сообщает детям важную информацию о сути школьной программы. Во всех трёх подходах высоко ценится сотрудничество с родителями.

Однако разница во взглядах на природу детей и сущность образования приводит к тому, что служебные обязанности учителей понимаются по-разному в каждом из подходов.

В Вальдорфской школе учитель похож на церемониймейстера , так как он проводит и придумывает многие коллективные занятия, в которых объяснение нового материала сочетается с творчеством и воспитанием духовности. Также учитель - строгий нравственный лидер, стремящийся создать в классе дружелюбную гармоничную атмосферу, насыщенную призывами заботиться о коллективе, обществе, окружающем мире. Классная комната должна быть такой, чтобы в ней дети могли легко проявить своё мышление, чувства и волю, независимо от их характеров и склонностей. Простые цвета и натуральные текстуры вкупе с тщательно подобранными материалами (многофункциональные игрушки и куклы ручной работы с минимальным количеством деталей, чтобы стимулировать воображение) - непременные составляющие лаконичных, по-домашнему уютных, живописных Вальдорфских классов.

Учителя стараются и усилить природную детскую любознательность, жажду знаний, веру в доброту и любовь к прекрасному. В дошкольных классах педагоги сдержанны, а в начальной и средней школе дают ученикам больше наставлений и поучений. В Вальдорфских садах учителя не проводят явных уроков, а преподносят знания как бы случайно, но всегда внимательно следят за тем, что происходит в классе.

В школах Монтессори гид - невидимый режиссёр , под наблюдением которого дети самостоятельно (в одиночку или небольшими группами) занимаются тем, что им интересно. Внимательно и систематично наблюдая за учениками, педагог старается создавать и поддерживать спокойную и продуктивную атмосферу, в которой дети могут легко обучаться новому, чередуя длительные периоды глубокой сосредоточенности с краткими периодами покоя.

Задача учителя - помочь ученикам и воодушевить их, дать им возможность обрести уверенность в себе и внутреннюю дисциплину, чтобы необходимость внешнего контроля была всё меньше и меньше по мере того, как ребёнок становится старше. Если он увлечённо занимается чем-то плодотворным, его нельзя отвлекать, это нарушает его поток, интерес и внутреннюю работу мысли.

С первых лет жизни малыша учителя прилагают усилия, чтобы он вступил в контакт с действительностью, для этого стараются задействовать все органы его чувств и привлекают его к практической деятельности; а в дальнейшем используют природную любознательность и восприимчивость, чтобы обучить всему необходимому.

Педагог более активно работает с младшими детьми в группе, показывает им, как пользоваться разными предметами и, тщательно оценив потребности, предлагает подходящие занятия. В подготовленной упорядоченной среде малышам легко следовать своей природной склонности увлечённо работать самостоятельно или в группе. Книги, игрушки и материалы тщательно отбираются, предпочтение отдаётся высококачественным и натуральным материалам.

В красиво оформленных книгах представлена информация о реальном мире, книги с фантазийными элементами не приветствуются для детей младше 5–6 лет. Дети движутся вперёд с удобной для них скоростью и ритмом, в зависимости от индивидуальных способностей. Школьный коллектив, включая родителей, работает над тем, чтобы ученики открыли в себе единство тела, разума, чувств и духа, являющееся базисом целостного мирного воспитания - принятие и гармоничное взаимодействие со всеми людьми и окружающим миром.

Учителя в Реджио можно назвать соавтором ребёнка, он поддерживает искусный баланс между активным участием в игре или работе малыша и наблюдением за ним. Внимательное наблюдение за детьми, документирование происходящего и дальнейшее обсуждение с другими взрослыми помогает педагогам лучше понять потребности воспитанников.

В классе работает два учителя, также поощряется сотрудничество между всем школьным коллективом. Дополнительные педагоги, специализирующиеся на изобразительных искусствах, работают вместе с учителями и детьми, помогая им научится выражать себя с помощью разнообразных средств и символических систем.

Педагоги создают среду, богатую возможностями и вызовами, в которой можно найти много интересного и решать разнообразные задачи, часто небольшими группами с бурными обсуждениями. Также в обязанности учителя входит документирование всего происходящего, что помогает детям увидеть свои прошлые слова и действия и оценить свой прогресс, другими словами, процесс обучения находит выражение в реальном мире.

Учителя подсказывают, как использовать те или иные предметы или материалы, когда это необходимо; помогают найти нужные средства и поддерживают детей, иногда изнутри группы, иногда просто внимательно наблюдая за ними со стороны. Правильное оформление помещений очень важно, обстановка должна поддерживать взаимообмен и отношения детей с окружающим миром и другими людьми; это достигается с помощью прозрачных материалов и зеркал, большого количества открытых пространств, обилия света, мягких и плавных форм и общей гармоничности. В классе царит атмосфера шутливости и веселья. Школа и общество в целом приветствуют участие детей в своей культурной жизни.

Оценка, контроль и исследования

Во всех трёх подходах для оценки знаний не применяются традиционные методы (тестирование, экзамены) и баллы. Взамен родители получают подробные описания того, как прошёл день ребёнка и что он изучил, а также принимают участие в отчётных мероприятиях или выступлениях. Родителям периодически показывают или присылают домой портфолио или другие результаты индивидуальной или групповой работы детей.

И других итальянских городах учителя создают diarios , или памятные книги, чтобы отмечать прогресс детей от рождения до 3 лет. Исследование процесса (формативная оценка) - ключевой фактор в усовершенствовании программы и контроле качества для этих подходов. Наглядным примером является стратегия документирования в Реджио Эмилия - коллективной практики, помогающей учителям увидеть и услышать детей, с которыми они работают, и при необходимости изменить программу обучения, равно как и посредством совместного обучения и размышлений способствовать профессиональному росту педагога. Документирование также жизненно необходимо для систематического наблюдения и изучения того, как в детском коллективе зарождаются идеи, теории и понимание.

Исследование долговременных результатов обучения не присуще ни одному из этих подходов. В Вальдорфе для доказательства эффективности обучения используются отзывы родителей и выпускников, также существуют исследования творческих способностей. Работники в Реджио Эмилия для сбора информации об эффективности своей программы применяли опросы родителей и интервью с ними. Тем не менее педагоги в Реджио считают педагогическую документацию скорее поводом для размышления, а не оценкой качества образовательной методики.

Из всех трёх подходов Монтессори наиболее открыт к проведению эмпирических исследований о том, каких результатов достигают ученики. Множество исследований доказывает её эффективность и позволяет увидеть, что дети быстрее обучаются чтению, математике, в целом более грамотны и мотивированы к учёбе. Американское Монтессори Общество создало Teachers Research Network для сбора наблюдений учителей о педагогической практике. Деятельность TRN также включает в себя обучение учителей совместной работе с руководителями научных исследований, интерпретации результатов, постановке вопросов, использованию качественных и количественных методов оценки и проведение совместных сравнительных исследований между различными школами.

Современные методы исследования: интервью, наблюдения, фокус-группы, анкетирование - в дополнение к новаторским методам и достоверной оценке знаний ребёнка могут применяться для изучения Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школ, учеников и их семей. Это поможет найти новые и уточнить имеющиеся данные об эффективности вышеописанных подходов, проанализировать их характерные и уникальные достоинства и недостатки и объяснить, почему так часто родители одобряют, а дети гармонично развиваются в Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школах.

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.