Что делать в 17 лет парню. Психологические особенности детей в подростковом возрасте
Особенности психологии подростка - 16 лет
Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.
Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.
Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.
Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:
На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;
В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;
Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;
Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;
Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.
Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.
Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.
В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.
Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.
Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.
Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.
В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.
Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.
16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.
Человек находится на пике своего эмоционального развития.
Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.
Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...
Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.
Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".
Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.
Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.
Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.
Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность
Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»
Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.
Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.
Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.
На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.
Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны
А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.
Источник МедВести.
В 17 лет подростки максимально отделяются от своих родителей. Много внимания уделяется размышлению о будущем, образовании, карьере. Некоторые в этом возрасте даже создают собственные семьи.
В этом возрасте резко повышается уровень половых гормонов, в связи с чем происходит перестройка организма. Не для кого не секрет, что гормональный фон очень влияет на эмоциональное состояние человека. Именно поэтому психология подростка в 17 лет характеризуется перепадами настроения, немотивированной агрессией, грубостью, несдержанностью, импульсивностью и неусидчивостью. С другой стороны все может обернуться тем, что ребенок замкнется в себе.
Подростковые комплексы
Психология подростка 17 лет отличается появлением большого количества комплексов. Проявляются они следующим образом:
- непереносимость критики в отношении себя, особенно связанной с внешностью;
- крайности суждения в отношении других людей;
- показная независимость и противопоставление себя общепринятым нормам;
- полярность психики, которая выражается в одновременном проявлении, например, нежности и черствости.
Не столь важно какой именно подростковый комплекс одолел вашего ребенка, ведь комплексы есть у всех. Важно сделать все возможное, чтобы помочь ребенку с ним справиться. Психология подростка 17 лет определяет следующие методы.
- Научите ребенка прежде всего обращать внимание и ценить внутренний мир окружающих людей. Таким образом он примет, что и его внешность не так важна, как внутреннее наполнение.
- Ненавязчиво акцентируйте внимание ребенка на том, что все творения природы прекрасны и пропорциональны.
- Так же совсем нелишним будет показать ребенку, что даже у признанных красавцев есть не привлекательные черты лица, но это совершенно им не мешает.
Для родителей важно понимать, что нужно только помогать советами своему ребенку, а ни в коем случае не принимать за него решение. Иначе вы рискуете испортить сложившиеся с ребенком отношения.
Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуацию новой социальной позиции в обществе, что в свою очередь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода из школы в вуз или профессиональную практическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, актуальным становятся общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от активного участия в жизни класса и школы.
Особое значение в этом возрасте приобретают межличностные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятельности необходимо определенное соотношение стимулов, вызывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.
Основным биологическим содержанием старшего подросткового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности поведения, характерного для данного периода.
В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зеркалом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа нового созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании родителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционистами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой полностью обнаженными.
Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбрасывания энергии, которой подросток старшего возраста наполнен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Родители расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подростки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возможность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает возможность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении телефонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.
Основная форма сексуальной активности у подростков старшего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное проявление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вреда. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной активности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подростковом возрасте чисто физический. Эмоционально и морально-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влиянием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социальному взаимодействию в половом акте у подростков развивается лишь к 18-20 годам.
Психологическим содержанием подросткового периода является - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток идентифицирует себя с тем человеком, который является для него носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Повышается уровень мышления, в частности, формируется абстрактно-логическое мышление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для мышления подростков старшего возраста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Максимализм является яркой отличительной характеристикой старшего подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробование себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).
Основной задачей объектных отношений становится окончательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родителей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассматривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родителей, все больше склонен рассматривать их как разочаровывающих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приводит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотношениям.
Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверстникам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с привязанностью к детским объектам любви, - родителям, другим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фаворитами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток понимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для подростка это необходимая часть взросления.
Еще одна подростковая черта - способность к абстрактному мышлению. Начинаются философские размышления, вопросы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной стороны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменяются периодами угнетенного состояния, связанными с ощущением потери родительской любви.
Особенно трудно родителям дается признание права подростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стремятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к полному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подростка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.
У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подросток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подросток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личностные проблемы и конфликты.
В большинстве случаев бунтарское конфликтное подростковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрослых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или менее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чувства ответственности за свою судьбу, а также переход из позиции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать самому».
Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный процесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне приемлемых. Это обычно сопровождается также пониманием и сочувствием к их недостаткам и трудностям.
Часто случается, что подавленные чувства и неразрешенные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рассмотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их переживание в обстановке эмоциональной безопасности с социальным работником освобождает значительные внутренние ресурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.
Исключительно большое значение приобретает трансформация всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение существенно меняется. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда выраженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую приводящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимому учителю в форме страстного увлечения и безоглядной преданности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь существует с одним, реже двумя учителями.
В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью выяснить, существует ли между учителями и учащимися контакт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утверждали, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсутствие контакта.
По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психологический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего влияния на них.
И все же главными препятствиями, мешающими взаимопониманию ученика и учителя, являются формализация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к ответственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому старшие подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.
К тому же, общение подростков - специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.
Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Читать самые разнообразные книги, смотреть фильмы разных жанров, слушать музыку всех стилей, дабы определиться, что именно тебе нравится. Готовиться к поступлению в ВУЗ, подрабатывать, искать дело, которым хотелось бы заниматься всю свою жизнь. Проводить время с друзьями, с любимым человеком, если нет ни тех, ни других - заняться их поиском (если, конечно, вам это нужно). Гулять в парках, на набережной, изучать мелкие улочки своего города. Ходить по магазинам, пить кофе в небольших уютных кафе, посещать музеи и кинотеатры. Ходить на концерты и вечеринки. Заниматься йогой, фитнесом, танцами, любым видом спорта. Рисовать, играть на музыкальных инструментах, вязать, шить, учиться готовить. Вести дневник. Летом - купаться в реках и озерах, зимой - кататься на коньках и валяться в снегу. Ходить на лекции, посещать какие-либо курсы. Учиться фотографировать, писать стихи, лепить из глины, вырезать по дереву.
Да мало ли, чем можно заниматься в 17 лет? Самое главное - радоваться жизни и не упускать молодость.
В идеале: пробовать как можно больше разных видов деятельности и учиться общаться с разными людьми; налаживать отношения со сверстниками (разные); можно устраиваться на первые подработки, при правильном выборе это даёт очень много свежей информации о людях и устройстве общества, которую сложно где-либо вычитать; наращивать культурный уровень, умение искать объекты культуры, которые нравятся и полезны; решений с далеко идущими последствиями, по-моему, лучше не принимать, потом это и проще, и толка больше.
В реальности в большинстве случаев приходится сдавать ЕГЭ и подвергаться самому большому в жизни количеству давления со стороны старших.
Пробуйте все (в рамках закона, конечно) и как можно больше. Вообще все, я не шучу, не поверите, сколько нового можно обнаружить. Очень многие мои знакомые говорят (да и я не исключение), что сильно пожалели из-за того, что поступили прямо после окончания школы. Крайне не хватило одного года, чтобы не быть привязанным к чему-либо и заниматься только тем, чем хочется, пока есть еще возможность не заботиться о материальном положении, просто чтобы понять и определиться, в каком направлении ты хочешь двигаться по жизни. Тут не стоит идти на поводу у родителей или еще кого-либо, ибо это уже Ваша жизнь и ничья больше, поэтому выбор только за Вами. Если поступили и пожалели о выборе - не придавайте большое значение, загоны по этому поводу вообще ничего не решат, а только принесут постоянный дискомфорт. А главное, получайте знания, не плане посещения учебных заведений, а знания в целом, не сидите на месте и не откладывайте что-либо до конца сессии/лета/года/окончания учебы. Делайте здесь и сейчас, ибо только пожалеете об этом в будущем.
Гулять под липами, конечно!
В 17 лет серьёзность не к лицу,
И как-то вечером оставьте свои полные бокалы,
И шумные кафе и свет слепящих люстр
Время чтения: 7 минут
Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.
Что такое психология подростка
Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.
Возрастные особенности подростков 13-14 лет
Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.
Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний . Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.
Подростковые проблемы
Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):
- Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
- Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
- Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
- Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
- Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
- Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.
Психологические проблемы подростков
Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет .
Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.
Подростковая психология мальчиков
Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.
Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:
- беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
- неуверенность в своих силах;
- юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
- полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
- стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.
Подростковая психология девочек
Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.
Кризис идентичности
Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.
Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:
- положительная: кем подросток должен стать;
- отрицательная: кем не должен стать.
Социальные взаимоотношения
При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.
Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.
Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.
Поведение подростка в 14 лет
В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.
Как разговаривать с подростком
Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:
- Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
- Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
- Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
- Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
- Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
- Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.
Чем увлечь подростка
Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:
- Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
- Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
- Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
- Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
- Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.
Видео