Детская игра ку. Больше, чем забава: зачем играть с малышом в «Ку-ку

Трудно представить более простую игру: мама закрывает лицо ладонями, а потом убирает их и говорит «ку-ку!». Позже, когда ребенок немного подрастет, взрослые будут прятаться от него за шкаф, дверь или подушки. А пока вот такой незамысловатый вариант. Малышам очень нравится такая игра, и они смеются от удовольствия. Но забава нужна не только ради радостных эмоций: для малышей игра в прятки – способ познания окружающего мира.

В «ку-ку» играют во всем мире

Игра в «ку-ку» широко распространена в мире. В «ку-ку» играют везде: в Европе, Америке, Японии, Бразилии, Индии, Южной Африке, Малайзии, Иране, Турции, Корее, и т.д. Играть с ребенком в «ку-ку» рекомендуют не только российские пособия для родителей – такие советы есть и в англоязычной литературе. Во Франции и Польше развлечение практикуют в яслях.

Это интересно. В США способность малышей играть в «ку-ку» включена в Денверский скрининг-тест развития (DDST), разработанный для выявления задержек психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Аналогичный критерий используется также во Франции, в частности и для диагностики некоторых состояний, например, аутизма.

Игра в «ку-ку»: полезная забава

Навыки игры в «ку-ку» помогают малышам знакомиться с большим миром. Встретившись с чужими людьми или оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок закрывает лицо руками и таким образом «заставляет» исчезнуть пугающую его обстановку. Для маленьких детей первые «прятки» являются своеобразным способом оказаться в безопасности и снять напряжение без крика и плача. Но вскоре любопытство все же заставляет кроху преодолеть свой страх. Карапуз начинает робко выглядывать из «укрытия». И если незнакомые люди в этот момент сами начнут играть с ребенком в «ку-ку», то все малышковые страхи будут быстро позабыты.

Это интересно. Таким образом, игра в «ку-ку» способствует познанию мира, развивает чувство юмора, учит правильному восприятию реальности и сложных жизненных обстоятельств. У маленьких детей еще не развита долгосрочная память – они воспринимают только то, что видят. И игра показывает малышу, что предметы сами по себе не исчезают и не появляются, и, если что-то исчезло из поля зрения, это еще не означает, что оно пропало навсегда.

Это факт
Играя в «ку-ку», малыш учится понимать, что, когда мама выходит из комнаты, она не исчезает насовсем и может снова вернуться, если он ее позовет. Это занятие совершенствует сложные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление – и формирует уверенность в себе, чувство безопасности и доверие к миру.

Как играть в «ку-ку»?

У зрительного восприятия есть особое свойство, которое в психологии называется константность или постоянство объекта (от лат. constans – постоянный). Понятие описывает относительную независимость восприятия объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по размеру при изменении удаленности от наблюдателя. Аналогично форма объекта не меняется, если на него посмотреть с другого угла зрения. А цвет объекта инвариантен по отношению к спектральному составу света, падающего на него, хотя оттенки и хроматические характеристики отражаемого все же меняются.

У детей такое свойство формируется только после 6 месяцев, а до этого карапуз видит любые объекты, будь то игрушка или родитель, только когда они попадают в его поле зрения. А то, что не попадает, кроха не видит. Такие вещи для него просто не существуют. Способность видеть и воспринимать объект в целом, а не какие-то отдельные его части (например, только улыбку мамы или только ее руку), проявляется у малыша после 8 месяцев. Поэтому-то именно в этом возрасте у младенцев может появиться страх при появлении чужих людей.

Таким образом, благодаря особенностям развития малыш будет готов играть в «ку-ку» в возрасте старше 6–8 месяцев, когда его психика созреет и будет готова к проработке надежности (константности) объектов. Ребенок постепенно начинает осознавать себя отдельно от мамы, и ему важно понимать, что мама, как заботящаяся о нем фигура, является постоянным объектом: она продолжает заботиться о нем даже тогда, когда он ее не видит.

Это интересно. Родители должны помнить, что в развитии детей первого года жизни для каждого навыка существует свой период, и в младенческом периоде главным элементом воспитания и развития становятся игры. Взрослые просто обязаны находить время для занятий, включать фантазию и играть вместе со своими детьми, чтобы помочь им быстрее и лучше усвоить все аспекты человеческого общения и взаимодействия.

Не только игра в «ку-ку»

Возрастные навыки годовалого малыша – это в первую очередь ходьба и речь. И, перешагнув рубеж 12 месяцев, кроха почти всю свою энергию тратит на их совершенствование. У детей старше года процесс продолжается и наблюдается активное развитие двигательных и вербальных возможностей (словесного и речевого общения), а также сенсорного восприятия (получения информации с помощью органов чувств). И наступает время для других игр. Особенно полезны подвижные. Это могут быть прыжки, бег, ходьба с разной скоростью, развлечения с мячом. Важно при этом все время разговаривать с ребенком, четко называть ему окружающие предметы и просить повторить эти слова.

Это интересно. После года малыши изучают размер, форму и текстуру предметов, поэтому родители должны создать яркую и достаточно разнообразную обстановку вокруг крохи. Она будет стимулировать интерес к познанию, изучению и тем самым способствовать развитию малыша и формированию у него новых полезных навыков.

  • Важно начать играть в «ку-ку» вовремя, не опаздывая, но и не опережая события. Карапуз должен уже многое понимать. Например, если мама уже вышла на работу, то вряд ли сможет появиться в ответ на «ку-ку» крохи. И тогда малыш испугается, что мама пропала насовсем.
  • Показывая малышу первый раз, как играют в «ку-ку», не ждите быстрого ответа. Малыши, даже самые сообразительные, довольно медлительны. И не пытайтесь помочь карапузу, взять его кисти в свои и спрятать под ними глазки. Не спешите, кроха сам все поймет. Он внимательно рассмотрит каждое движение, осмыслит все действия, запомнит их последовательность и повторит, когда будет готов.

Вы действительно готовы состряпать побольше печенья для всех, кто вас окружает, но никто не хочет пробовать вашей стряпни. Первая партия испеченных печенек отправляется в мусорку. Соседский петух едва ли хочет прикасаться к нему. Поэтому вам нужно хитрее подойти к процессу создания печенек: их нужно печь и продавать для того, чтобы покупать новые товары и апгрейды. У вас есть магазин, в котором видно, сколько у вас денег, и что на них можно купить.

Как играть?

Печется печенько очень просто: вам нужно всего лишь нажимать на большое коричневое печенье в левой части экрана. При нажатии появляются маленькие печеньки с +1 (с одним баллом). Количество печений прописывается сверху. Здесь же фиксируется число баллов за секунду: per second. Чем больше вы кликаете, тем больше баллов зарабатываете, и тем дальше продвигаетесь в игре. Постепенно вам становятся доступны агрейды!
Игра многоуровневая, и для попадания на следующий уровень требуется триллион печенек. При наведении мышкой на действия: Buy (Купить) или Sell (Продать), появляется надпись о том, что можно использовать клавишу Control для покупки оптом или продажи 10 зданий (Buildings). Или если вы хотите осуществить подобное действие со 100 зданиями, нажимайте на Shift.
Чем больше кликаете по печенью, тем дальше продвигаетесь.

«Где Оля? Я ее не вижу! Ну куда же ты спряталась? Ай-яй-яй, даже представить не могу! Где бы эта умная девочка могла быть?» Лицо малышки прикрыто тонким платком, девятимесячная Оля затаила дыхание. Внезапно мама открывает ее личико: «Ку-ку!»

И оно освещается улыбкой. Но тут мама закрывает свое лицо руками, и любимые глаза исчезают. «А где мама?» – спрашивает знакомый голос. Полностью увлеченная игрой, с широко распахнутыми глазами и открытым от удивления ротиком, Оля ждет. «Ку-ку! Я здесь!» И любимое лицо появляется вновь. Оля смеется. Они с мамой сыграют в эту игру еще не раз. И всегда взрыв смеха и радости обеспечен.

Для того чтобы правильно оценить значение этой игры для малыша, необходимо знать особенности его развития. Ребенок только в 6–8 месяцев начинает осознавать собственное существование, отделять себя и свое тело от мамы и окружающих предметов. Он пока нечетко представляет возможности, свои и мира вокруг него: малыш считает, что если он закрыл лицо руками, то мир и мама исчезли.

Малыш начинает познавать окружающий мир: с его разлуками, встречами и необъяснимым ритмом. Он закрывает глаза ручками, и любимая мама куда-то исчезает. Страшно! Но тут рядом слышится ее голос, близкий и любимый: «А где же Саша?» Саша открывает глаза. И видит, что мама опять здесь. Малыш радостно смеется. Еще бы: он управляет событиями, может заставлять этот мир то появляться, то исчезать и даже возвращать маму! Умение воздействовать на окружающее приводит его в восторг, рождает веру в свои силы. А удивление мамы и ее веселый смех только усиливают радость от «управления ситуацией».

Я тебя не вижу, но ты есть

Малыш закрыл глаза, и мама исчезла. Но голос ее, такой родной и знакомый, звучит совсем рядом. Значит, мама никуда не пропадала! Вот мы и подошли к новому открытию. 8–10 месяцев – возраст, когда ребенок делает гигантский шаг в восприятии окружающего мира. Он открывает, что предметы и люди, окружающие его, продолжают существовать, даже будучи невидимыми. Теперь он способен мысленно представить себе отсутствующий предмет, например спрятанное лицо мамы. Именно поэтому игра в прятки имеет большое значение в этом возрасте. Она позволяет малышу убедиться, что один, и два, и двадцать два раза исчезнувший предмет способен вернуться обратно Значит, он никуда и не исчезает!

Обладает эта игра и еще одним достоинством. Она проста и консервативна. И фразы, и весь ритуал игры незамысловаты и могут изо дня в день оставаться неизменными. А для детей, которые только начинают приобретать уверенность в себе и ощущение постоянства в окружающем мире очень важно.

Лекарство против страха

Конечно, закрывать глазки страшно. А вдруг мама больше не появится? Стоит ли рисковать? Но игра предоставляет возможность пережить страх одиночества, научиться воспринимать отсутствие мамы и представлять ее возвращение, находясь в спокойной обстановке. Ведь это всего лишь игра. «Ку-ку» помогает ребенку легче переносить чувства разлуки, тоски, потери, страха, он как будто играет с этими ощущениями и учится управлять ими.

Навыки игры в «Ку-ку» используются детьми и для безболезненного знакомства с большим миром. Столкнувшись с чужими людьми и незнакомой обстановкой, они закрывают лицо руками или прячутся за маминой спиной, заставляя пугающий мир исчезнуть. Для них это способ снять напряжение без крика и плача, немного отдохнуть в безопасности. Но любопытство берет верх, и, учась преодолевать свой страх, малыши робко выглядывают из укрытия. А если незнакомые люди в этот момент начнут играть с ними в такое знакомое «Ку-ку», лед отчуждения растает, и дети с радостью начнут общаться.

Маленькая Маша (1 год) выходит во двор. Она еще не совсем освоилась в этом новом для нее жизненном пространстве: во время прогулок мама часто укладывала ее спать в коляску. Маша осматривает двор, видит бабушку, сидящую на скамейке, и радостно направляется к ней. Ведь это ее любимая бабушка, с которой всегда спокойно и легко. Маша подходит ближе и видит, что бабушка – чужая, незнакомая. От испуга и неожиданности Маша опускает голову ей на колени, зарываясь лицом в ее юбку, и замирает. Незнакомка удивлена и растрогана таким неожиданным проявлением нежности со стороны малышки. Она не догадывается, что Маша в этот момент борется с чувством страха. Девочка не расплакалась, а просто заставила пугающий мир исчезнуть и таким способом сняла свое напряжение.

И, наконец, игра в прятки – замечательная семейная традиция, сближающая и доставляющая большую радость всем участникам. Если папа обучится этой нехитрой игре, то малыш будет встречать его веселым «Ку-ку». Это так здорово – радоваться вместе с папой, по которому он скучал весь день! Пройдет время – и ребенок будет встречать его «более взрослым вариантом», прячась под столом и в шкафу. А еще через какое-то время он смело выйдет во двор, чтобы поиграть в прятки со своими сверстниками.

Игра в прятки – великолепный способ познания окружающего мира и возможность научиться легче переносить боязнь остаться в одиночестве.

Месяц за месяцем

Малыш в первый год своей жизни делает потрясающий скачок в развитии. И игра в прятки способствует этому прогрессу. Она напрямую связана с развитием его способностей к восприятию, общению и двигательной активности.

    • К 2–3 месяцам жизни внимание младенца привлекают перемещения знакомых предметов и новые неподвижные. Малыш улыбается при приближении маминого лица. Прислушивается к звукам, поворачивает голову на их источник. Активно реагирует на слова мамы, которые вызывают у него положительные эмоции.
    • В 4 месяца, если объект увеличивается, малыш понимает, что он приближается. Реагирует на яркие движущиеся предметы, радуется звукам музыки, человеческой речи. Определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Узнает маму и радуется ее появлению.
    • К 5 месяцам ребенок умеет фокусировать изображение в зависимости от расстояния. Неожиданно появившаяся в поле зрения мама не застанет его врасплох.

  • К 6 месяцам малыш ищет глазами спрятанный предмет. Способность различать объекты особенно ярко проявляется в отношении к людям: при виде знакомого взрослого малыш улыбается, приветствует его звуками; к незнакомым остается безразличным либо хмурится и отворачивается.
  • В 6–8 месяцев малыш осознает свое тело и отделяет его от внешней среды. Если знакомое лицо или предмет частично не виден, он его узнает.
  • В 7 месяцев малыш долго рассматривает игрушку, перекладывает, стучит, размахивает, бросает. На вопрос: «Где?» старается отыскать предмет, подолгу активно лепечет. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Страх в этом возрасте сменяется познавательным интересом.

В 8 месяцев малыш узнает и различает близких людей на фотографии. При назывании предмета, у которого есть постоянное место, и вопросе: «Где он?» – ребенок ищет и находит его. Теперь, когда ребенок играет в прятки, он сам обожает убирать от лица ручки, чтобы обнаружить себя.

Игра – это неотъемлемая часть обучения малыша. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи.

Он специально роняет предметы, чтобы увидеть, как вы их поднимаете, или понаблюдать, куда они упадут.

Лепет, пускание пузырей и хихиканье – его способы общения. Именно в этом возрасте пора познакомить малыша с интересными играми, одновременно развлекающими и обучающими.

«Ку-ку»

Игра заключается в том, что вы закрываете лицо ладонями, чтобы спрятать его от малыша. Секунд через 10-20 убираете руки, открыв лицо, и говорите: «ку-ку!».

Большинству малышей очень нравится такая игра, они смеются и хотят повторить. Все дело в том, что у совсем маленьких детей не развита долгосрочная память, для них существует лишь то, что они видят.

Игра «ку-ку» показывает ребёнку, что если что-то исчезло из поля зрения, оно, возможно, исчезло не навсегда и ещё может появиться. Это не просто развлечение, но и способ научить малыша правильному восприятию реальности. Более того, такая игра учит ребёнка отличать себя от других людей.

Дайте ребёнку один небольшой кубик. Лучше деревянный, достаточно маленький, чтобы ребёнок мог взять его в руку. Какое-то время малыш будет держать его в руке и рассматривать. Он может ударить им о поверхность или потянуть в рот.

Несколько минут спустя дайте ему ещё один кубик. Скорее всего, он схватит кубик второй рукой и, возможно, не будет знать, что с ним делать дальше. Понаблюдайте за малышом.

Действия с кубиками или другими небольшими игрушками развивают зрительно-моторную координацию, укрепляют мышцы рук и учат решать задачи с несколькими предметами.


Тянемся и хватаем

Положите малыша на пол на живот. Рядом, но чуть за пределами его досягаемости, поместите привлекательную игрушку, чтобы он попытался до нее дотянуться. Ребёнок может подтягиваться руками, чтобы добраться до игрушки.

Приложив определенные усилия, малыш сможет дотянуться до красивой игрушки. Скорее всего, он схватит ее и станет рассматривать, либо потянет в рот.

Несмотря на простоту игры, она хорошо развивает мышцы ребенка и зрительно-моторную координацию. Такое подтягивание на полу впоследствии поможет быстрее и легче научиться ползать .


Ладушки

«Ладушки» - весёлая интерактивная игра, улучшающая координацию младенцев и развивающая речевые навыки.

Как играть в ладушки? Да очень просто!

Садитесь рядом с малышом, берете его ручки в свои руки и начинаете приговаривать:

Ладушки, ладушки! (хлопаем ручками малыша в ладоши)
- Где были? (хлопаем в ладоши)
- У бабушки! (хлопаем в ладоши)
- Что ели?
- Кашку! (показываем ручками, как ели)
- Что пили?
- Бражку! (показываем, как пили)
- Тут гули прилетели, на головушку сели! (прикладываем руки малыша к голове, показывая, куда сели гули).
- И ладушки запели! (повторяем все сначала).

В таком возрасте ребёнок ещё не может говорить, но игра, где задействовано многократное повторение слов, развивает умение слышать и понимать речь.

Даже если малыш ещё не сидит без поддержки, вы можете положить его на кровать или одеяло на полу и хлопать его ладошками, напевая ритмичную песенку с повторяющимися словами. Рано или поздно ребёнок сможет сидеть самостоятельно, хлопать в ладоши и петь вместе с вами!