Как научить ребенка быть собранным и внимательным. Как развить внимание у младших школьников

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником. Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным. Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста. Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик. И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся. Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться;

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр, например, выбрать можете мероприятие на https://kiev.karabas.com/rusdram-kyiv/ ;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка. Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось. Ведь не напрасно говорят, что дети - отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!

При оценке способности детей к сосредоточению необходимо рассматривать формирование и развитие разных видов и свойств внимания в онтогенезе. С рождения детям свойственно проявлять непроизвольное внимание – вызванное внешними факторами и не зависящее от воли самого ребенка.

Однако, для любого обучения необходимо произвольное внимание – способность сосредоточиться на занятиях усилием воли, по своей инициативе - которое не является врожденным качеством и нуждается в специальной тренировке. Особенно важно его наличие для школьных занятий, предполагающих достаточно высокий уровень самостоятельности, работу в коллективе и множество отвлекающих факторов.

Поэтому к 6-7 годам родителям необходимо научить детей своими силами концентрировать усилия на занятиях и предметах, развить внимательность.

Свойства внимания и их влияние на качество обучения

Различают такие свойства внимания как:

  • Объем – количество объектов, информации, воспринимаемой одновременно;
  • Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких задач;
  • Концентрация (устойчивость) – степень сосредоточенности на одном занятии;
  • Переключение – способность переносить внимание с одного объекта на другой.

Все эти свойства необходимы человеку как в быту, так и при обучении.

Если вы считаете, что у вашего ребенка есть трудности с внимательностью, для начала необходимо выяснить, какие именно свойства ему необходимо развить. Чаще всего это концентрация и распределение. Для их тренировки существует целый ряд эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка самостоятельной работе и подготовят его к особенностям школьного обучения.

Важно помнить, что влияет на детскую способность концентрировать мысленное усилие: общее физическое и психоэмоциональное состояние, особенности темперамента, присутствие интереса к предлагаемым занятиям, условия, в которых учится ребенок.

Презентация: "Развитие внимания у младшего школьника, Признаки дефицита внимания. Анкета "Мудрые мысли о воспитании"

Общие условия для повышения сосредоточенности

  • Постарайтесь избавиться от посторонних раздражителей. В помещении, где занимаются дети, должно быть тихо, необходимо убрать из поля зрения яркие или движущиеся предметы.
  • Составляйте задания как список наиболее простых действий, чтобы ребенок понял суть задачи как можно лучше. Ясность цели способствует лучшей концентрации и более быстрому достижению результата.
  • Участвуйте в занятиях наравне с детьми. Ваш эмоциональный и интеллектуальный отклик придадут им интерес к выполнению задач, уменьшат детскую неуверенность в своих силах. Постарайтесь избегать общих негативных оценок, мыслите и говорите конструктивно.
  • Необходимо избегать пауз в занятиях, если ребенок увлечен процессом. Таким образом, вы избавите его от необходимости заново концентрировать мысли на учебе раз за разом после вынужденных перерывов.

Хорошо влияет на развитие концентрации наличие у детей хобби или увлечения. Детей, с интересом выполняющих некоторые действия, легко научить переносить это умение на другие занятия, необходимые для учебы.

Также помогают постепенно повысить уровень сосредоточенности задания, немного превышающие по сложности те, что были даны раньше.

Презентация: "Развитие внимания"

Упражнения на улучшение концентрации и распределения внимания

Сюжетность и смысловая нагрузка упражнений будет зависеть только от фантазии родителей и детских склонностей, но можно выделить несколько типов занятий по общим методам, которые в них используются:

  • Упражнения на развитие памяти, состоящие в запоминании ряда предметов или слов. Родители предлагают детям последовательности и просят их воспроизвести. Длина последовательности должна увеличиваться постепенно, когда дети начинают с легкостью справляться с предыдущим уровнем.
  • Самостоятельное составление последовательностей. Это может быть восстановление событий во времени (например, по картинкам с временами года или перечисление действий, которые дети совершают каждый день перед сном), составление фигур из предметов по примеру родителей, словесные ряды.
  • Нахождение предметов по заданным характеристикам. Так, малышам можно предложить во время прогулки заметить и указать на все красные машины, а старшим дошкольникам – дополнительно подсчитать их количество.
  • Игры с текстом. Как правило, словесные упражнения даются детям труднее всего. Чтобы помочь им освоиться и снять напряжение, можно предложить найти определенные буквы в тексте или усложнить задание, попросив сказать, каких букв не хватает.

Для повышения эффективности обучения и интереса ребенка к занятиям очень важна родительская вовлеченность. Одним из самых удачных подходов является совместное решение задач, придание упражнениям характера соревновательности.

Кроме того, можно просить детей проверить, как вы сами справляетесь с предложенными задачами – такая смена ролей резко концентрирует внимание со стороны ребенка и придает занятиям новый смысл.

Проблема многих современных детей – невнимательность. Если ваше любимое чадо не может долго сосредоточиться на одном занятии, забывает про ваши просьбы – не ругайтесь, помогите ребёнку научиться быть внимательным. Сегодняшняя статья о том, как развить внимательность у ребёнка с 8 лет .

Внимание – психический процесс, когда человек концентрируется на чём-то определённом относительно других объектов и событий.

Почему важно заниматься развитием внимательности у ребёнка именно с 8 лет?

Ребёнок уже ходит в школу и у него появляются новые обязанности. В этом возрасте он способен понимать, о чём ему говорят. Начальная школа это то время, когда он должен обязательно овладеть такими умениями как внимание, память, воображение, иначе в средней школе может перейти в разряд не успевающих. Поэтому внимательность ребёнка это очень важный фактор!

Прежде чем развивать внимательность у ребёнка нужно учесть, что оно бывает трёх видов:

  • слуховое;
  • зрительное;
  • моторно-двигательное.

Внимательность у ребенка — как развить?

  1. Моторно-двигательные игры развивающие внимательность.
  • «Графический диктант» – любимая игра многих детей. К тому же она отлично развивает внимательность, поэтому очень полезна для детей любого возраста.
  • Кто не играл в детстве в игру «съедобное — не съедобное» ? Ведущий, бросает мяч игрокам, говорит съедобные и не съедобные предметы. То, что можно есть нужно поймать, а не съедобное оттолкнуть.
  • Игра «пол – нос — потолок» потребует концентрацию внимания не только ребёнка, но и вашу. Сначала нужно показывать и называть «пол – нос — потолок» в различной последовательности вместе с ребёнком. А затем, когда он привыкнет, и будет справляться хорошо, начинать его путать говорить одно, а показывать другое.
  1. Развивающие упражнения для слуховой внимательности
  • «Развитие внимательности» — читайте текст, а ребёнок должен считать слова с каким-нибудь заранее обговоренным звуком. Но при этом он должен понимать смысл читаемого текста.
  • «Повтори быстро» — ребёнок должен повторять за вами слова только в том случае, когда вы ему скажете «повтори». Нужно говорить быстро.
  • «Послушай и воспроизведи» . Прохлопайте в ладоши ритм, а ребёнок должен его повторить.
  1. Развивающие упражнения на Зрительную внимательность.
  • Предложите ребёнку назвать все предметы в комнате начинающиеся на какую либо букву.
  • Развить внимательность у ребёнка поможет упражнение с помощью карточек, для которых нужно найти пару.
  • «Что изменилось» . Разбросайте на столе несколько предметов. Дайте ребёнку немного времени рассмотреть их, а затем, завязав ему глаза, уберите или передвиньте несколько вещей. Затем он должен рассказать что изменилось.
  1. Повышаем внимательность с помощью игрушек

Сейчас в магазинах большой выбор различных игрушек. И наверняка придя в магазин ваши глаза, всегда разбегаются от такого ассортимента. Каждый родитель хочет купить своему ребёнку такую игрушку, которая была бы ему полезна и раскрывала его творческие способности.

Игрушки, развивающие внимание


Научить ребенка концентрировать внимание помогут такие игрушки как:

  • Конструкторы

Начиная с 8 лет, ребёнку можно покупать мелкий конструктор, например фирмы лего или его аналоги. Для мальчиков можно купить металлический конструктор, с помощью которого он почувствует себя настоящим мастером. Также сейчас много современных конструкторов, таких как магнитный, конструктор с подвижными деталями, трансформеры. Такие игрушки вы можете брать смело, они помогут развить внимательность у ребёнка и будут ему очень интересны.

  • Игрушки, которыми можно управлять

Играя с такой игрушкой, ребёнок будет концентрировать внимание на движущейся модели и стараться преодолевать различные препятствия.

  • Настольные игры

Не смотря на то, что сейчас появилось очень много современных игрушек и новых мультяшных героев, настольные игры никто не отменял. Они популярны и у детей и взрослых. К тому же это отличная возможность собраться всей семьёй и отлично провести время. Даже 20 минут игры хватит для тренировки внимательности.

Развивать внимание у ребёнка или нет – личное дело каждого родителя. Но если вы решили тренировать внимательность, вот несколько рекомендаций для вас:

  • Во время занятий на развитие внимания у ребёнка в комнате не должно быть ярких игрушек, они будут отвлекать его от концентрации внимания и не позволят сосредоточиться. Не начинайте заниматься, если у соседей играет музыка или в квартире шумно.
  • Все упражнения на развитие внимательности должны быть понятными и лёгкими. Оцените своего ребёнка, сможет ли он справиться с этим заданием. Оно не должно его угнетать. Тренировка внимательности должна проходить весело, ребёнок должен хотеть выполнять упражнения.
  • Во время выполнения упражнений на концентрацию внимания не хмурьтесь на ребёнка, не повышайте голос, если у него что-то не получается. Во время занятий на развитие внимательности обязательно хвалите ребёнка. Он должен ощущать себя комфортно. Тогда повысить внимательность с помощью занятий будет совсем не сложно.
  • Для детей 8 лет занятия не должны превышать 40 минут, 9 лет – 45 минут, 10 лет – 50 минут.

Повышайте внимательность с помощью развивающих игрушек, игр и упражнений и у ребёнка не будет проблем с концентрацией внимания.

А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, — какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник — в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется — знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку — это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:

  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.


А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, телевизор - какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник - в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется - знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку - это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:


  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.

Если после тренировок ребенок с трудом может сосредоточиться, то стоит обратить внимание на его здоровье. Некоторые случаи могут свидетельствовать о наличии гиперактивности или синдрома дефицита внимания. Все это не стоит оставлять без внимания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Как научить ребенка быть внимательным

Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен усидеть и досмотреть любимый мультфильм, никогда не дослушивает до конца сказку, убегает, когда вы хотите сказать ему что-то важное, забывает про ваши просьбы и поручения, небрежен к выполнению заданий, то это первые признаки того, что он растет невнимательным. Это проблема многих современных детей.


Учим ребенка внимательности


Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно.

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически. Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Внимательность как единица измерения

Педагоги и психологи отмечают, что внимательность ребенка и взрослого человека можно разделить на несколько сегментов:

  • Объем внимания. Это единица, которая определяет количество действий совершенных ребенком одновременно, например, сложить, вычесть, классифицировать, сравнить. Также этот показатель говорит о наличии логического мышления.
  • Устойчивость. Ребенок может фокусировать свое внимание на одном действии или предмете долгое время. Такие дети хорошо учатся, все доводят до конца, старательны и исполнительны.
  • Распределение внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит учитель, кроме этого видит, что делают одноклассники, успевает улыбнуться над шуткой соседа и одновременно вспоминает, что ему задали по другому предмету. Такие дети учатся хорошо, однако не потому, что они долго учат уроки и проводят много времени в библиотеке, а потому, что все запоминают быстро и без особенных усилий.
  • Оперативность переключения внимания – ребенок может быстро переключиться с одного занятия на другое, но эффективность его запоминания и работы не снизится.

Прекрасный тренажер для внимательности и усидчивости- это игры для развития внимания детей.

Упражнения и игры для развития внимания у детей

Воспитание и развитие в ребенке внимательности – это серъезная и ответственная работа родителей. Приучайте детей к порядку. Дела и обязанности формируют собранность. Для того чтобы привить это качество понадобится время, усидчивость и терпение. Игры, развивающие память и внимание детей разного возраста, отличаются.

Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его. Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание.


  • Игра для развития внимания ребенка 3-х лет

Возьмите разноцветные пазлы, разложите их перед ребенком и начните складывать. Пусть в пазлах будет несколько простых составляющих, чтобы ребенок трех лет смог складывать их самостоятельно.

Это простые, но очень эффективные занятия. Деревянные развивающие игрушки для детей, которые складываются в фигуры – отличный помощник в развитии внимательности и усидчивости.

Привить ребенку это качество в школьном возрасте намного сложнее. В первую очередь перед занятиями необходимо исключить все, что сможет отвлекать ребенка (телевизор, телефон, музыка, вид из окна). С ребенком такого возраста уже можно договориться. Психологи и педагоги советуют попросит ребенка, чтобы после того, как вы произнесете слово «внимание», он положил руки на стол и слушал вас.

Внимание детей 4-5 лет и раннего школьного возраста можно развивать, используя игру «В гости в мультфильм». После просмотра мультфильма попросите ребенка рассказать как можно больше деталей из него, во что были одеты герои, что они ели, чем занимались. Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания. Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном. Так развивается зрительное внимание у детей.

Если постоянно использовать игры и упражнения для развития внимания и усидчивости, то уже вскоре появятся первые результаты. Ребенок будет быстрее и легче запоминать, станет менее рассеянным, более собранным и самостоятельным.

Видео по теме

Как развить внимательность у ребенка

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте. На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре. Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимательности и концентрации детей

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой. После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть. Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.


8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал. Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется. Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Читать также:

Как развивать внимательность у детей

В дореволюционной России в гимназиях выставлялась отдельная оценка за внимание. Предохранение подрастающего поколения от рассеянности считалось наипервейшей заботой педагогов. Это не удивительно: способность концентрироваться на задании позволяет успешно обучаться. Обидные ошибки при письме и счёте свидетельствуют в первую очередь о плохом внимании.

Рассеянность – недостаток воспитания

Привычку к произвольному вниманию нужно специально вырабатывать. Это качество развивается «в одной упряжке» вместе с волей, целеустремлённостью. Внимательны в своей работе люди, которые ясно осознают, что и для чего они делают. Школьники, особенно младшеклассники, в большинстве своём не приучены к сосредоточенной работе. Преодоление невнимательность – долгий, но благодарный труд. Важно не упустить момент и помочь ребёнку заложить основу хорошей учёбы.

Секреты развития внимательности

  1. Систематичность. Любая работа или игра может подарить возможность тренировки сосредоточенности. Даже несколько минут в день, посвящённые развитию ребенка, превращаются в солидное вложение в его будущее.
  2. Понимание причин проблемы. Основанием рассеянности ребенка могут быть:
  • нарушения здоровья, утомление;
  • отсутствие интереса;
  • пробелы в знаниях, которые не позволяют следить за объяснением учителя;
  • слишком высокая сосредоточенность, погруженность в себя (ребёнок не следит за окружающей ситуацией).

Для начала полезно получить консультацию специалиста, чтобы исключить серьёзные заболевания. Затем вдумчиво проанализировать ситуацию и решить, что нужно ребёнку: репетитор или занятия по развитию внимания.

  1. Подбор интересных, разнообразных и полезных тренингов преодоления рассеянности. Упражнения призваны постепенно приучать ребенка «держать» произвольное внимание. Это становится возможным, если школьник осознает важность задания и заинтересован в результате. Никому ведь неинтересно тренироваться ради тренировки! Помогают научиться сосредотачиваться на действии словесные отчёты о том, что сделано, что ещё необходимо сделать.

Воспитание внимательного человека

Для детей полезны упражнения, направленные на развитие следующих качеств:

  • объём внимания (сколько объектов воспринимает одномоментно);
  • устойчивость внимания;
  • переключение (сознательное перемещение внимания с предмета на предмет);
  • концентрация (сосредоточенность на одной деятельности или предмете).
  1. Найди слово. За определенное время найти слова. среди набора случайных букв. Рекомендуется 4-5 строк без пробелов. Например, такой вариант:

Чем быстрее ребёнок находит реально существующие слова, тем лучше.

  1. Счёт в обе стороны. Считать вслух от 1 до 10, но одновременно на листке бумаги писать обратную последовательность (от 10 до 1). Интервал можно увеличивать до 20, 50 и т. д. При оценивании учитывается скорость и правильность при счёте и письме.
  2. Шифр. Простейший вариант – присвоить числовое значение каждой букве алфавита, ведущий диктует слова, играющие записывают их шифром. Упражнение можно усложнять: нумеровать не с первой буквы, а с последней, шифровать при помощи придуманных символов.
  3. Копирование. Списать с образца бессмысленное сочетание букв. Для выполнения нужна высокая концентрация и устойчивость внимания. Вариант для списывания: миаормиквжуйщшсбуеаоыичмч . Можно увеличивать длину буквосочетания в соответствии с возможностями ребёнка.
  4. Помеха. Рисовать в тетради фигуры (треугольники, квадраты и т. п.) и одновременно считать хлопки ведущего. Чем больше фигур нарисовано и правильно сосчитано сигналов, тем качество внимания выше.
  5. Тень. Ребёнку предлагается стать «тенью» – повторять за ведущим все движения. Процедура развивает не только внимательность, но и двигательную память.
  6. Корректор. Вычеркивание определённых букв из печатного текста оттачивает концентрацию. Можно взять любой печатный текст, задать букву (или несколько) и как можно быстрее найти их и отметить.

Для достижения наилучшего результата надо тщательно продумать весь образ жизни ребенка. Режим дня дисциплинирует, помогает развивать волю. Растущий человек должен знать, что существуют временные рамки для выполнения определенной работы. Если делать дела не отвлекаясь, концентрируясь на выполнении, результат будет лучше. Взрослым нельзя тревожить ребенка во время работы. Запрещается дёргать, ругать, комментировать до завершения начатого. Лучше помочь примером: не затягивать с важной работой, не делать «на скорую руку». Если родители внимательны, ребенку легче вырастить в себе подобное качество.

Особенности развития внимательности у гиперактивного ребёнка

Существует категория детей, которых специалисты относят к категории «СДВГ». Синдром дефицита внимания и гиперактивность серьёзно осложняет жизнь и родителям, и самому малышу. Здесь не обойтись без помощи специалистов, синдром можно и нужно лечить. Родителям придётся набраться терпения и помочь ребенку повысить внимательность.

  1. Давайте только одно задание и назначайте срок выполнения. Мягко возвращайте к работе, если непоседа отвлёкся.
  2. Давайте подробные инструкции. Поверните ребёнка к себе лицом, смотрите в глаза. Лучше присесть, чтобы облегчить контакт. Устные инструкции подкрепляйте зрительными (картинками, предметами).
  3. Чаще хвалите и благодарите за все работы, требующие внимательности.
  4. Не допускайте сильного утомления малыша – это снижает самоконтроль. Избегайте больших и шумных компаний детей.
  5. Избыточную энергию лучше расходовать в спортивных играх. Хорошо, если родители занимаются йогой – можно учить ребенка элементам медитации и расслабления.

Будущий успех детей в руках родителей. Будьте внимательны к своим детям!

Источники: Комментариев пока нет!

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель - научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» - 53 %, «да» - только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное - 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки - 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми - 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком, например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них - любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети - в стороны, если я присяду - дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа - 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам - уходящая внутрь; профиль - ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами - сначала назвать цифры по порядку, потом - буквы по алфавиту, потом чередуя букву - цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу