Как подготовится в два года к саду. Для улицы летом

Отпуск по уходу за ребенком – счастливое время, когда мама может целиком и полностью посвятить свое время заботам о малыше. Но, к сожалению, это время заканчивается, маме приходится выходить на работу и позаботиться о том, чтобы правильно подготовить ребенка к детскому саду.

1. Плюсы и минусы

Посещение садика в первые несколько недель – это всегда дискомфорт для ребенка. Он привык проводить свое время с мамой и близкими, а там совершенно иная обстановка, незнакомые люди, другие дети. В детском возрасте привыкание к новым условиям пребывания, новым людям, новой атмосфере проходит гораздо сложнее, чем у взрослых людей. Длительный стресс может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии малыша и даже привести к проблемам со здоровьем. Поэтому привыкание к новым условиям должно проходить постепенно. Но в то же время детский сад играет важную роль в социализации ребенка, ведь именно там малыш начинает понимать, что такое коллектив, зачем нужны друзья, учится отвечать за свои поступки.

2. Психологическая подготовка к детскому саду

Чтобы процесс адаптации малыша происходил постепенно и максимально безболезненно, родители должны заблаговременно позаботиться о подготовке своего чада.

3. Подготовка иммунитета и физическая подготовка к детскому саду

Готовить малыша к детскому садику нужно не только морально, но и физически. Приучать его к двигательной активности, например: выполнять зарядку по утрам. Физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Выполнение зарядки улучшают обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет, развивает разные группы мышц, силу и выносливость, координацию движений, ловкость, дыхание.

На первых порах зарядку лучше делать с ребенком, разнообразить ее различными веселыми играми, спортивным инвентарем. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он старался каждый день заниматься зарядкой. Когда малыш овладеет движениями, то можно предоставить ему возможность выполнять зарядку самостоятельно.

Огромное значение имеет закаливание. Ежедневное проветривание детской, сон с открытой форточной даже в морозную погоду (до -15), обливание прохладной водой после теплой ванны, — всё это поможет укрепить иммунитет малыша и избежать частых простуд, которые так часто сопровождают детей в детском саду.

4. Важные моменты

Важно помнить, что и родителям, и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к пребыванию в детскому саду. Как правило, на это требуется около 2-3 месяцев.

Чтобы снизить стресс при привыкании к детскому саду, время пребывания в нем желательно прибавлять постепенно, начиная с 20-30 минут и увеличивая это время до нескольких часов в день.

Лучший возраст для поступления в детский сад — 2,5-3 года. В этом возрасте малыши уже пытаются разговаривать, а некоторые даже отлично говорят, они более самостоятельны, нежели малыши 1,5-2х лет. К тому же они начинают отличать детей и взрослых, воспринимают авторитет, прислушиваются к старшим. Адаптация в этом возрасте проходит легче и проще.

Абсолютное нормальное поведение в первые несколько дней пребывания в детсаду – слезы на глазах ребенка. Конечно, малышу непривычно, он в новой обстановке, с новыми людьми. Нужно попытаться донести до ребенка, что в группе его ждут новые друзья, разнообразные игрушки и много интересного и познавательного.

Практически все дети рано или поздно взрослеют и начинают посещать детский садик. От родителей зависит, насколько процесс адаптации будет быстрым, легким и безболезненным.

Поздравляем! Вашему ребенку дали путевку в сад, для него откроется новый мир со всеми его красками. Однако большинство родителей испытывает очень смешанные чувства радости и страха, беспокойство о новом этапе в жизни ребенка.

Как подготовить ребенка к садику? Какие чувства испытывает малыш?

Дети также могут быть грустными, тревожными, возбужденными, и им так же страшно, как и вам. Только вы можете помочь своему ребенку сделать плавный переход в измененный ритм жизни.

Детский сад - это хорошо

Перед тем как идти в детский сад, подготовьте ребенка психологически, говорите в позитивном ключе о саде. Расскажите, как вы в таком же возрасте пошли в сад, и вам там очень нравилось, что вы обрели много друзей и многое узнали в этом учреждении. Дети, как правило, любят слушать рассказы о детстве своих родителей. Подчеркните все самые интересные и захватывающие стороны, с какими будет встречаться малыш.

Не пренебрегайте днем открытых дверей

Когда идет вопрос о том, как адаптировать ребенка к садику, наиболее положительный результат дает совместное посещение сада заранее. Каждый детский сад проводит - это возможность сходить со своим карапузом в сад и познакомить его с воспитателем, а также ознакомить с атмосферой, в которой ему придется находиться большую часть времени. Сходите на детскую площадку, пусть малыш увидит разноцветные качели, горки, песочницу. После всех этих мероприятий будьте уверены: малыш непременно захочет в детский сад.

Обучите ребенка быть самостоятельным

В группе, как правило, деток много, и за всеми сразу воспитатель не может углядеть, всех обслужить. Для этого важно кроху научить необходимым вещам, которые облегчат ему нахождение в детском саду.

Как подготовить ребенка к садику?

Прежде всего, нужно до сада отучить крошку от соски. Это непростая задача, но важная, так как если он пойдет в сад с соской, неизвестно, скольким детям он даст ее пососать. А также приучите малыша спать без соски, иначе в саду он или вовсе спать не будет, либо будет, но беспокойно.

Приучение к горшку

Когда ребенок идет в садик, необходимо приучить его к горшку. Если ребенок будет проситься на горшок, это облегчит задачу как для него, так и для воспитателя, особенно в холодные времена. Таким образом, вы можете защитить его от простудных заболеваний.

Как пользоваться столовыми приборами

Когда вы задумываетесь, как подготовить ребенка к садику, необходимо вспомнить еще об одной важной вещи - обучении малыша есть вилкой и ложкой. Многие дети, пришедшие в сад, не умеют пользоваться столовыми приборами, не могут пить из чашки, так как дома пили либо из бутылочки, либо из поильника. Чтобы ваш малыш не остался голодным в саду, покажите и расскажите, как нужно есть с помощью вилки и ложки, как пользоваться салфетками.

В первый раз в детский сад

Завтра наступает тот долгожданный день, когда малыш отправится в детский сад. Вам нужно позаботиться о том, чтобы ребенок выспался. В 3-4 года детям нужно спать от десяти до двенадцати часов каждую ночь. Вам нужно принять это во внимание, чтобы знать, когда его вечером уложить и когда утром поднять. Также детки утром плохо встают и капризничают, и чтобы не опоздать, нужно будить их раньше. С вечера приготовьте одежду вместе с ребенком, сделайте так, чтобы он выбрал для себя наряд - в таком случае у него поднимется настроение, и он пойдет в сад довольным.

Социальное и эмоциональное развитие продолжается на протяжении всего детства и юности. Навыки, которые имеют важное значение для детского сада, остаются столь же важными в течение остальной жизни вашего малыша: в школе, в карьере и во взрослой жизни. Именно в детсадовском возрасте эти навыки начинают укореняться. Поэтому такой момент, как подготовить ребенка к садику, имеет большое значение и для дальнейшего его пребывания в нем и для последующего развития.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Многих родителей мысль о том, что рано или поздно надо будет отдать ребенка с садик, приводит в волнение, вызывает переживание: «А как все сложится?». Не надо переживать, надо действовать. Ведь именно от того, как родители подготовят малыша к новому для него периоду жизни, во многом зависит, как сложится эта жизнь.

Детский сад - это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребенка. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям принято называть адаптацией. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе в отсутствии матери. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

По многочисленным исследованиям ученых, самым критическим возрастом для адаптации является возраст от 7-ми месяцев до 1 года 6 месяцев. Длительная разлука с матерью в этот период несет непопровимый вред психике ребенка. На вопрос родителей, в каком же возрасте лучше отдать ребенка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3- 3,5 годам.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время на консультацию к психологу приводят детей, которые не могут адаптироваться к садику и в четыре - пять лет.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. Ослабевает иммунная система организма.

На уровне поведения ребенка родители могут наблюдать следующие проявления:

1) Нарушается сон, даже дома ребенок не может уснуть, а уснув, спит беспокойно, может просыпаться ночью с плачем и т. п.

2) Нарушаться аппетит. Ребенок может отказываться от пищи в садике и компенсировать это дома.

3) Меняется эмоциональное состояние ребенка. Дома ребенок не отпускает от себя мать, становится более плаксивым, пугливым или агрессивным. Как следствие этого могут возникнуть временные невротические проявления: сосание пальцев, энурез (недержание мочи), тики, страхи, запинки в речи, может меняться терморегуляция.

4) Ребенок чаще бегает в туалет, может происходить обезвоживание организма, если ребенка не поить, кожа становится более сухой, может появиться синюшность под глазами.

5) Наблюдается временный регресс в игровой деятельности - ребенок, который хорошо играл дома до поступления в садик, становится пассивным, либо игра его становится примитивной; могут временно утрачиваться какие - то навыки, например, до поступления в садик ребенок хорошо рисовал, а теперь еле держит карандаш в руках.

6) Меняется общая активность: одни дети становятся вялыми и заторможенными, другие - гиперактивными, это зависит от типа нервной системы ребенка.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1. Подготовительный . Задача этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему максимально безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Подготовительный этап следует начинать примерно 1-2 месяца до предполагаемого приема ребенка в садик.

Готовя ребенка к посещению садика, родителям необходимо проанализировать, насколько стереотипы поведения ребенка дома соответствуют стереотипам поведения, которые приняты и существуют в детском дошкольном учреждении. Прежде всего, речь идет о следующих важных моментах:

1) Способ кормления. В детском саду ребенку придется есть самостоятельно. Он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки. Воспитатель будет докармливать ребенка лишь в случае острой необходимости.

Если ваш ребенок пьет только из бутылочки или кружки-непроливайки, не умеет использовать ложку по ее назначению, не ест сам, то обучению ребенка способам самостоятельного приема пищи необходимо заняться в подготовительный период.

2) Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Ребенку должны быть знакомы эти блюда. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, т. к. воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую. Знакомым для них оказывается только хлеб!

3) Способ засыпания. Предполагается, что ребенок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.

Ребенку будет трудно привыкать, если домашний стереотип засыпания сильно отличается от требуемого в садике. Например, дома ребенок засыпает у вас на руках, вы укачиваете его в коляске, засыпает под определенную музыку.

4) Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребенок, тем лучше. Научите ребенка мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.

5) Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок умел пользоваться горшком.

6) Навыки общения. К моменту поступления в садик хорошо, если ребенок будет владеть элементарными навыками общения с взрослыми и детьми, привыкнет что-то делать вместе.

2. Основной этап. Начало систематического посещения детского сада.

Главная задача - создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребенке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Ребенка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

В уставах большей части детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режима». К сожалению, в большинстве случаев присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, - сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери.

В первые дни время пребывания ребенка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребенка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1 - 2 часа в день.

3. Заключительный этап. Ребенок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем - аппетит, в последнюю очередь - сон.

Принято различать легкую, среднюю и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней):

Временное нарушение сна (нормализуется а течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней,

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются,

Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Нормативно основные симптомы исчезают в течение 2-3 недель.

Средняя адаптация (этап растягивается до 40 дней). Все нарушения выражены более ярко и длительно:

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Речевая активность в течение 30-40 дней.

Эмоциональное состояние - 30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,

Функциональные нарушения отчетливо выражены, ребенок заболевает (например, ОРВИ).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 10-15% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении или полный отказ от пищи), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

1. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть ребенок помашет вам рукой из окна, или по очереди из нескольких окон. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке.

2. У ребенка увеличивается потребность в тепле, нежности, любви, уделите ему больше внимания, меньше критикуйте его и «воспитывайте».

3. В присутствии ребенка изготовьте маленькую вещицу-амулет, которая всегда будет при ребенке в садике. Это может быть маленькая куколка из ткани или какое-то существо на веревочке, чтобы ребенок мог носить поделку на шее. Скажите ребенку, что эта куколка напомнит ему маму, когда ему будет грустно, и ему станет легче.

4. Для снятия психо-эмоционального напряжения после возвращения из садика способствуйте игре ребенка с неструктурированными материалами: водой, песком, пластилином, глиной (поставьте в ванной комнате таз с водой, мойте игрушки, запускайте кораблики, переливайте воду леечкой). Постарайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Перед сном сделайте ребенку расслабляющий массаж в виде поглаживания.

5. В период адаптации нельзя разрушать любые привычки, в том числе вредные (например, сосание пальца), займетесь этим после того, как ребенок адаптируется.

6. Посоветуйтесь с врачом и применяйте адаптогены и седативные средства с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВЯЩИМ РЕБЕНКА К ДДУ.

· Настрой семьи, родителей.

При подготовке ребенка к садику очень важен ваш личный настрой и отношение семьи к этому факту. Многие родители, осознавая необходимость и неизбежность этого события, боятся его, внутренне не готовы расстаться с ребенком. Это может быть связано с рядом причин: личный негативный опыт родителей, связанный с их детством и воспоминаниями о детском саде, высокая личностная тревожность родителей и т.д.

Ваш эмоциональный настрой легко может передаться ребенку, обычно дети очень чувствительны и легко «считывают» тревогу родителей. Постарайтесь не обсуждать при ребенке, в том числе в телефонных разговорах, ваши переживания и опасения относительно детского сада, предполагаемые трудности ребенка в период адаптации. Будьте уверенны, ребенок не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное.

· Создание позитивного, но и правдоподобного образа детского сада у ребенка.

Постарайтесь создать у ребенка чувство определенности относительно детского сада. Расскажите ему, что это за место, почему детей отводят в детский сад, что дети там делают. Постарайтесь назвать какие-то привлекательные моменты в посещении детского сада, значимые именно для вашего ребенка (новые игрушки, научиться чему-то новому, найти друга, стать самостоятельным и т. д.). Покажите ребенку здание детского сада, погуляйте на участке, при возможности - зайдите внутрь, загляните в группу. Постарайтесь не идеализировать садик, но и не пугать им.

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребенком, используя имеющиеся дома игрушки. Мелкие куклы или мягкие игрушки могут быть детьми, игрушки покрупнее - воспитателем или няней. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребенку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой.

Полезно будет рассказать ребенку историю - сказку про детский сад, где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

· Тренируйте адаптивные механизмы вашего ребенка.

Адаптивные возможности людей могут очень отличаться друг от друга. Одни дети легко и просто привыкают ко всему новому, другим, для того, что бы привыкнуть, надо достаточно много времени. Наблюдая за своим ребенком в различных жизненных ситуациях, родители имеют представление о его адаптивных возможностях. Детский сад, зачастую, становится первым серьезным испытанием адаптационных возможностей ребенка. Задолго до садика начинайте тренировать адаптационные возможности своего ребенка. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно надо ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

· Тренируйте навыки общения ребенка с взрослыми и детьми.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными, однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребёнок познаёт окружающих, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Навык общения, как и любой другой навык, требует тренировки. Для расширения навыка общения с взрослыми используйте обычные бытовые ситуации. Например, войдя в транспорт, поручите ребенку обратиться к кондуктору и попросить билет, в магазине пусть ребенок попросит продавца что-то взвесить. Стимулируйте ребенка самостоятельно обращаться к взрослым, когда вы находитесь в гостях, на детской площадке. Поиграйте в детский сад, пусть вы или другой взрослый изобразит воспитателя, а ребенок попросит у воспитателя попить, скажет, что хочет в туалет и т. д.

Общаться с детьми ребенок научается постепенно, осваивая элементарные навыки, такие как: умение спросить имя, назвать свое имя, попросить игрушку, предложить свою игрушку в обмен на желаемую, просто играть рядом, не опасаясь другого ребенка. Для освоения таких навыков ребенок время от времени должен находиться рядом с другими детьми. Хороши для решения таких задач адаптационные группы, где вместе находятся несколько детей с мамами.

· Формируйте у ребенка навыки самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности у ребенка. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

· Приближайте стереотипы поведения дома, к принятым в садике.

Постарайтесь приблизить режимные моменты, существующие в вашей семье к ритму жизни садика. Это касается утреннего пробуждения, дневного сна, приема пищи, прогулок. Можно говорить ребенку: «А сейчас детки в детском саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать). Помните, чем больше расхождений, тем труднее будет ребенку привыкать к новому режиму.

Готовя ребенка к садику, особое внимание уделите рациону питания малыша. Приучите есть каши, разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле, пить компоты и кисели. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Большое значение имеют и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать.

· Для детского сада нужна удобная одежда и обувь. Возьмите ребенка с собой за покупками вещей. Выбирайте вещи максимально простые и удобные, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки.

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. А любое испытание - или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Способность ребенка адаптироваться не только в детском саду - но и в любом социуме - в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого. Удачи вам!

Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?

Плюсы от посещения детского сада

Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.

В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.


В садике ребенок получает бесценный опыт

К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:

  • Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
  • Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
  • Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
  • В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
  • Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.

О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.

Минусы

  • Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
  • Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
  • У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
  • Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.


Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там

Необходимость подготовки

Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.

Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.


Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как подготовить ребенка к садику?

Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.

Психологическая подготовка

  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
  • Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Режим

  • Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
  • Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
  • Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
  • Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.


Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

  • Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.


Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности

Врачебный осмотр

Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).

Ребенка осматривают такие специалисты:

  • Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
  • Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
  • Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
  • Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
  • Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
  • Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
  • Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.

Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.


Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад

Закаливание

Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.

Ребенку можно проводить такие процедуры:

  • Гулять дважды в день на свежем воздухе.
  • Спать на свежем воздухе.
  • Принимать воздушные ванны.
  • Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
  • Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
  • Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
  • Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
  • Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
  • Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.

О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад

Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.

Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.

Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.

Способы мотивации

Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.


Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку

Участие в психологическом настрое ребенка

Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.

Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.

Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.

Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.


Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок

Решение возможных проблем

Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».

У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.


Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело

Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.

О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.

  • Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
  • Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
  • Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.