Консультация для воспитателей «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы). Праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Светлана Москалёва
Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста

«Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста ».

1. Введение.

2. Основные цели и задачи духовно -нравственного развития детей дошкольного возраста .

3. Разнообразие форм и методов работы.

4. Приобщение родителей.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка , так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей , во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве . Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Целостное духовно -нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач :

1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей .

5. Формирование духовно -нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Разнообразие форм и методов работы.

Развивать духовно -нравственные качества личности ребенка дошкольного возраста , в первую очередь, можно с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры .

Для формирования духовно -нравственных качеств детей , используют игры, которые учат умению общаться, помогают ребенку в накоплении социального опыта. Используют игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания .

2. Народные праздники и традиции.

Ни для кого не секрет, что русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как : Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

3. Фольклор : потешки, пословицы и поговорки, сказки.

Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка .

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает , учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются . В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы .

Например : одеваются на прогулку, медлительному ребенку говорят : «Семеро одного не ждут» , на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе : «Поспешишь - людей насмешишь» . Во время наблюдений можно использовать различные пословицы : «Весна красна цветами» , «Осень красна плодами» , «Март с водой, апрель с травой» . Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор : развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают . Например : сказки «Репка» , «Теремок» , учат детей быть дружными , трудолюбивыми; «Гуси лебеди» , «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики» . Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается - «Хаврошечка» , «Царевна Лягушка» .

4. Беседы.

Кроме всего, необходимо проводить беседы с детьми. Беседа побуждает их думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами : жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду - с помощью воспитателя - ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

Воспитание и развитие у дошкольника духовно -нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно -нравственной культуры можно использовать следующие методы :

Групповые родительские собрания;

Консультации;

Дни открытых дверей;

Папки-передвижки.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание » необходимо создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным , духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставить определенные задачи :

Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России .

Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.

Обогатить знания детей об образе жизни людей, их трудовой деятельности.

Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей .

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Если придерживаться этих задач и целей и систематически проводить беседы, игры, приобщать к народным традициям, использовать разнообразные методы в работе по развитию духовно -нравственных качеств, стараться совместно с родителями, можно будет говорить об успешном процессе духовно-нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста .

Евдакова Т.Ю. ,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

Свою статью я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством региональной экспериментальной площадке по теме: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования (в рамках многоуровневой преемственности модели Белгородской области)». Целью, которой является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного, психического и телесного здоровья.
Реализовывая цель эксперимента, перед педагогами МАДОУ были поставлены следующие задачи:
· Воспитание нравственных и эстетических чувств;
· Формирование базисных основ личности;
· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Цель и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:
· Занятия;
· Педагогических проекты («Влияние синтеза искусства на развитие личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Ты детям сказку расскажи»);
· Мастер-классы;
· Творческие объединения педагогов;
· Досуги, развлечения;
· Экскурсии;
· Конкурсы, выставки.
В своей практической деятельности педагогами используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:
· Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
· Проведение совместных праздников.
· Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
· Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
· Детская благотворительность.
· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
· Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
· Творческие вечера.
· Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживает несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· лекторий для родителей;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· индивидуальные консультации специалистов;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· экскурсии;
· визиты домой;
· ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
· индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
· совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 общеразвивающего вида г. Рассказово Тамбовской области

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Я считаю, что прежде, чем раскрывать тему « Духовно - нравственное воспитание дошкольников, необходимо открыть словарь и, для того, что бы точно знать определение ключевых слов названия темы:

«Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа-человек – отзывчивый человек. С душой – отдаваясь целиком, с вдохновением. По душам (говорить, беседовать) - откровенно».

. « Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственный человек - соответствующий требованиям высокой нравственности».

Каким мы хотим видеть наше будущее? Это во многом зависит от нас - взрослых людей, которые с самого рождения живут рядом, воспитывают, учат, и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие и включает в себя духовность и нравственность, образованность, и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении.

«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Духовно-нравственное воспитание ставит своей целью достичь результатов:

· - Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе, порядочность отношений со взрослыми и сверстниками;

· - Потребность и готовность проявлять сострадание, сопереживание;

· - Воспитание чувств патриотизма, потребности в служении на благо Отечества;

· - Приобщение к опыту православной культуры;

· - Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

· - Деятельное отношение к труду;

· - Ответственность за свои дела и поступки.

Я думаю, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание, потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала в привычную для детского сада программу, расширяет возможности индивидуального развития ребенка , не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциал.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье, на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Если результаты этого опроса будут положительны, то необходимо составлять план работы с детьми и родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона.

Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие для успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Формы работы с семьёй:

§ - родительские собрания на духовно-нравственные темы;

§ - анкетирование и тестирование родителей;

§ -наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;

§ - лектории для родителей;

§ - проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары);

§ - открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

§ - совместные с детьми праздники, спектакли, именины детей;

§ - вечера вопросов и ответов;

§ - индивидуальные консультации специалистов;

§ - помощь родителей в детском саду (участие в подготовке праздников, облагораживание территорий, мелкий ремонт);

§ - экскурсии.

§ - этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,

Это может позволить спланировать дальнейшую организационно - педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголка старинного русского быта; открытие в детском саду "Музея русского быта", комнаты духовно-нравственного воспитания и т. д.
В планировании воспитательно-образовательной работы , необходимо уделять внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в городской краеведческий музей, художественный музей, центр "Народных ремесел".Здесь же можно планировать встречи с хранителями культуры региона - песенниками, народными мастерами и т. д. Так же, необходимо проводить Дни русской кухни, опираясь на кулинарную традицию родного края. На огородах проводить посадку традиционных для нашей местности культур, впоследствии, провести праздник урожая.

На мой взгляд формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это и студийные занятия, и цикл бесед и прикладное творчество, но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.
Формы работы с детьми:

· Экскурсии, целевые прогулки по городу

· Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия)

· Беседы с детьми о правилах поведения.

· Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

· Этические беседы.

· Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).

· Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

· Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

· Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

· Проведение совместных с родителями праздников.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах, необходимо, при перспективном планировании, учитывать темы по этнокультурному развитию детей:
- цикл занятий познавательного характера: посвящение традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;
- эти занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;
- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре;
- музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;
- занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел "Ознакомление с природой". Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии;
- завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники.
Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с вами и родителями.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки" и т. д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства "разбивают" поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить играм - драматизациям. Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. К этому нужно добавить, что очень важно детям рассказывать о святых, о героях нашей истории и литературы. Дети, играя, любят отождествлять себя с различными героическими персонажами. Хорошо, если они отождествляют себя со святым Александром Невским или с Ильей Муромцем, а не с Покемоном или Человеком-Пауком.

В дошкольном возрасте главной задачей в воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по необходимости, т. е. не для себя, а для других. Что будет главным в жизни человека – служение или потребление? Этот возраст – закладка фундамента на всю жизнь. Зло для ребенка в этом возрасте отождествляется с нанесением видимого ущерба – сломанными игрушками, испорченным платьем, неудовольствием родителей. Добро отождествляется с хорошим настроением, дружелюбной атмосферой, одобрением и похвалой. Следует, насколько это возможно, углублять правильное понимание детьми понятий «добра» и «зла».

Работу по воспитанию духовной культуры нужно строить на основе приобщения как взрослых так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Необходимо давать детям первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим , близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающ. Освоение культурного наследия родного края в детском саду - это не проведение отдельных целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, необходимо ясно представлять себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив , и технический персонал, и дети, и их родители.
Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".

Предполагаю, что выпустив детей в школу, они будут смотреть на жизнь с большим оптимизмом, который в нем желательно поддерживать дальнейшим знакомством с миром классического искусства и классической русской литературы , адресованной детям, а также живым человеческим общением и ограничением времяпрепровождения у телевизора и компьютера. Также можно надеяться на улучшение поведения ребенка, смягчение характера; на позитивные изменения во внутрисемейных отношениях.
Предполагается, что ребенок станет более контактен. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

«Духовно – нравственное воспитание детей

дошкольного возраста»

(подготовительная к школе группа)

МБДОУ детский сад №2

общеразвивающего вида

г. Рассказово

Воспитатель: .

Тема: « Добро и зло»

Цель: Объяснить детям, что добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Содержание темы : Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь , помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека. Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова: добро, добрый, доброта, доброжелательность.

Практический материал : обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

Практический материал : постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», «Рассказ о неизвестном герое».

Тема: «Дружба и вражда»

Цель : Объяснить детям, что друг – такой же, как ты, человек, равный тебе, другой ты; дружбой надо дорожить, с другом ты становишься вдвое сильнее, умнее, добрее.

Ключевые слова: дружба, верность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность.

Практический материал : ресурсный круг «За что я люблю своего друга»; игры «Острова», «Пираньи», «Цветы дружбы»; тест-шутка, проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды; подобрать пословицы и поговорки о дружбе.

«Земляника для Наташи», «Большое ведро», «Жестокость», В. Осеева «Синие листья», «До первого дождя», А. Мидта «Шарик в окошке», Ю. Дорофеев «Муравей и голубка», В. Катаев «Цветик- семицветик», К. Сергиенко «До свидания, овраг», В. Дьяченко «Тайна», Н. Калинина «О хороших товарищах», Л. Толстой «Лев и собачка».

Тема: «Чистое сердце»

Цель : Объяснить детям. что милосердие, смирение, щедрость, мужество помогают человеку очистить сердце от зависти, себялюбия, жадности, лжи, упрямства, лени.

Содержание темы: Какие бывают сердца у людей? Понятие «любящее сердце», «милое сердце», «чистое сердце», «каменное сердце». Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. Заповедь любви: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? (зависть, себялюбие, жадность, ложь, упрямство, лень). Правила доброго, любящего сердца (см. приложение).

Ключевые слова: милосердие, смирение, щедрость, мужество.

Практический материал : напоминание правил доброго любящего сердца; приучение следовать им в повседневной жизни; закрепление определения понятий «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество»; игры «Волшебные следы», «Острова», «Цветы моего сердца»; тест-шутка, обсудить с членами семьи правила доброго любящего сердца.

Использование художественной литературы : О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Каменное сердце», П. Поляков «Искорки», «Христианочка», «Тайна», А. Владимиров «Моя первая исповедь», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), «Великая перемена», О. Уайльд «Счастливый принц».

Тема: « Милосердие и жестокость»

Цель : Объяснить детям, что сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Ключевые слова : милосердие, равнодушие, утешить, пожалеть, позаботиться, я тебе сочувствую, мне жаль тебя.

Практический материал : обсуждение житейских ситуаций; игры «Я тебя люблю», «Волшебный стул», «Поляна добра»; изготовление подарков для малышей; тест-шутка, показать примеры помощи, жалости, сострадания близких нам людей; рассмотреть семейный альбом; приучать быть сострадательными и внимательными к своим близким; оказать помощь нуждающимся (книги, вещи, игрушки др.).

Использование художественной литературы : «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; Библия («Притча о милосердном самаритянине»), Л. Стрелкова «Пора, пора, порадуемся», П. Поляков «Утешение», «Блаженны милостивые», «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).

Тема: « Слово»

Цель: Объяснить детям, что доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Ключевые слова : спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини.

Практический материал : показ детям: видеофильма А. Владимирова «Волшебные слова», ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой, обсуждение проблемных ситуаций, создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Использование художественной литературы : «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка», П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова»,

Тема: «Трудолюбие и лень»

Цель: Объяснить детям, что человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.

Ключевые слова : без труда нет добра, терпение и труд все перетрут.

Практический материал : игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка, предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.).

Использование художественной литературы : «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы», В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде».

Тема: «Память»

Цель : Объяснить детям, что память о родных и близких, их делах и поступках помогает человеку быть добрым, жить по правилам своего народа.

Содержание темы: Что такое «память», «памятование», «беспамятство ». Память как способность человека сохранить в своих мыслях и чувствах образы родных и друзей, их дела и поступки. След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословицы «Доброму – добрая память».

Ключевые слова : память, воспоминания, помнить родных, добрые дела, памятник.

Практический материал : памятные даты истории (просмотр репродукций, медалей); рассказ о близком человеке; тест-шутка, вспомнить об ушедших от вас родственниках, о том, какой след оставили они на земле; составить календарь истории семьи; изготовить открытки, сувениры к памятным датам родных и друзей; народный календарь, репродукции картин «Утро на Куликовом поле», «Мать партизана», «Тачанка», «Три богатыря» и др.

Использование художественной литературы : «Седой волосок», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Огонек в окне», «Жизнь», «Он придет», «Недописанное письмо». Житие святых в рассказах для детей П. Поляков «О геройстве», «Победа», Е. Горская «Колин папа».

Тема: «Совесть»

Цель: Объяснить детям, что совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Ключевые слова : совесть, совет, весть, чистое сердце.

Практический материал : постоянно советоваться со своей совестью: «а хорошо ли то, что я делаю?», рассмотреть примеры совестливых добрых поступков детей, обсудить примеры поведения и поступков близких людей.

Использование художественной литературы : «Рассказы для детей», «Стеклянный человечек», «Красивое и уродливое», «Не забывай про родник», «Заболел врач», «Рассказы для детей», «Брат и сестра», Д. Пантелеев «Честное слово».

Тема: « Правда и ложь»

Цель : Объяснить детям, что от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Ключевые слова : честность, правдивость, притворство, обман, ложь.

Практический материал : решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; игра «Острова»; тест-шутка; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу», приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

Использование художественной литературы : «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду», Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».

Тема: «Зависть и доброжелательство»

Цель: Объяснить детям: будь доволен тем, что имеешь; зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Ключевые слова : я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя, я доволен твоим успехом, я радуюсь твоему хорошему настроению.

Практический материал : ресурсный круг «Я радуюсь, когда…»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Волшебный стул»; тест-шутка; настольная печатная игра «Не завидуй», читать художественные произведения; контролировать проявления зависти у детей; напоминать правила доброжелательности.

Использование художественной литературы : Ц. Витекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», В. Сухомлинский «Трудно быть человеком».

Тема: « Послушание и упрямство»

Цель : Объяснить детям смысл фразы: делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно.

Ключевые слова : послушный, упрямый, совет, послушай.

Практический материал : игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды; тест-шутка.

Практический материал для работы дома: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения.

Использование художественной литературы: «Кому идти за дровами», А. Каралийчев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. Поляков «О послушании», Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы».

Тема: «Щедрость и жадность »

Цель : Объяснить детям, что проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т. к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.

Ключевые слова: радость, благодарность, щедрость, дар.

Практический материал : круг пожеланий и благодарения по теме «Щедрость»; обсуждение житейских ситуаций; игра «Светофор»; кукольный театр; тест-шутка, приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.

Использование художественной литературы : «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», А. Гребенщиков «Азбука мудрости», В. Печерский-Мельников «Сиротка Груня», В. Дорофеев «Жадная собака», «Бедные богатые» (японская сказка), «Кто добрее» (курдская притча), «Нищий и счастье» (арабская сказка).

Тема: «Родина и чужбина»

Цель : Объяснить детям, что Родина для человека – место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту.

Ключевые слова : род, Родина, родители, родственники, родился.

Практический материал : прослушивание песен военных лет; организация выставки рисунков по теме «Моя Родина»; тест-шутка, рассказать детям о родных, защищавших Родину, помогавшим в трудные военные годы, о стойкости и подвигах духа и сердца; репродукции известных художников по теме «Защитники Отечества», портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.; фотографии родных пейзажей.

Использование художественной литературы : новеллы «Это Родина», «Отцовское завещание», «Могилы героев», «Заповедь дедушки».

Тема: « Верность и предательство»

Цель : Объяснить детям, что человек должен стараться держать свое слово и чувствовать ответственность за исполнение какого-либо решения.

Содержание темы : Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. Предательство – измена. Как человек может совершать в жизни ошибки. Каким образом мы предаем самих себя, свою честь. Как удержать себя от предательства. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц «Открыть тайну, погубить верность», «Грехи любезны, доводят до бездны».

Ключевые слова : предательство и верность, верный друг, надежный человек.

Практический материал : решение проблемных ситуаций; драматизация сюжетов произведений; тест-шутка; придумать сюрприз для друга, доставить ему радость.

Использование художественной литературы : В. Драгунский «Друг детства», детская библия , «Две матери», «Стакан воды», «Трудно быть человеком», Б. Ганаго «Оторвали мишке лапу», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Каждый человек должен».

Тема: «Благодарность и недовольство»

Цель : Объяснить детям, что за все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Ключевые слова : спасибо, благодарю, здравствуйте, прощаю, жалею.

Практический материал : игра «Собери цветы благодарности», изготовление подарков для малышей; тренинг «Я благодарю»; приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для нас сделали, сделать своими руками подарки для близких людей.

Использование художественной литературы : «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела», Б. Ганаго «Бриллиантовые слезы», В. Осеева «Навестила», П. Поляков «Две дороги», «Радость».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.

2. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.

3. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).

4. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).

5. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).

6. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).

7. .“Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.

8. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2

9. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).

Методическая копилка

МБДОУ детский сад №2

общеразвивающего вида

г. Рассказово

Воспитатель:

Семья – это счастье, любовь и удача,



Семья – это важно!
Семья – это сложно!


Какая хорошая Ваша семья!

Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

В недружной семье добра не бывает.
***
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
***
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
***
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
***
В хорошей семье хорошие дети растут.
***
На что и клад, когда в семье лад.
***
Намеки да попреки - семейные пороки.
***
Не будет добра, коли в семье вражда.
***
Семья - опора счастья.
***
Семья в куче, не страшна и туча.
***
Хоть тесно, да лучше вместе.
***
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

***
Поговорки о маме.

Куда матушка, туда и дитятко.

Мать кормит детей, как земля людей

Кому родить, тому и кормить

Мать высоко замахивается, да не больно бьет.

Мед сладок, а ребенок еще слаще.

Пасха наступила,
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес.
Поздравляю с лаской
С богоданной Пасхой –
Праздником прекрасным,
Чудом из Чудес!

Пасха – самый лучший праздник!
Пасха – лучше именин! В этот день святой Спаситель,
Иисус, мой покровитель,
Сильный воин, неба житель
Всех нас с Богом примирил!

Проснулась я и слышу -
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется - не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха, Они нам возвестят!


Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Воистину Христос воскрес!

Ясно и солнечно в Светлую Пасху! Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе.
С Верой в любовь, в золотые года.
Вместе. Сегодня. Сейчас. Навсегда.

Расскажут птицы, река и лес:

Несется песня ввысь, до небес:

Нам светят звезды, мрак исчез.
Сегодня праздник! Христос Воскрес!
Чудесней сказок и всех чудес
Светлейший праздник! Христос Воскрес!

Храни тебя Христос
От всякого ненастья,
От злого языка,
Внезапного несчастья.
Храни тебя от боли,
Предательства, недуга,
От умного врага,
От мелочного друга,
И дай тебе Господь,
Коль это в Его власти,
Здоровья, долгих лет,
Любви и много счастья!

Христос Воскрес!
Опять святая
Настала Пасха. И златая
Глава столицы засияла,
И на душе милее стало:
Сегодня ярче светит солнце,
Сильнее ветер бьет в оконце,
И крик несётся до небес:
Христос воистину Воскрес!!!

Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вас поздравляем:
"Христос воскрес!"
Добра желаем,
Больших чудес!
Чтоб с Богом в сердце
Светлей жилось,
Он снова с нами –
Воскрес Христос!

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!

Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!

Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!

То и дело повторяются
Слова "Христос воскрес!"
Все друг другу улыбаются:
"Воистину воскрес!"
Мы вас с праздником божественным
Поздравим от души!
Настроением торжественным
Его встречайте вы.
Славься, Пасха величавая!
Глядит Господь с небес,
Как ликуют православные:
"Христос воскрес!" Скатерть белая, свеча,
Аромат от кулича,
Льется в рюмочки кагор.
Пить немного – уговор.
Разноцветие яиц,
И улыбки светлых лиц.
С праздником!
Христос Воскрес!
Доброты, любви, чудес!

Колокола звонят с небес:
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
Как обещание чудес:
«Воскрес! Воистину воскрес!»
Так пусть же этот глас небесный
Благословит душевный труд,
Пусть чувства лучшие воскреснут
И никогда уж не умрут!

Святая ночь... Залит огнями храм.
Молитвы грешников восходят до небес,
Как в алтаре зажженный фимиам...
Природа нежным трепетом полна,
Мерцают звезды в глубине небес.
Царит над грешным миром тишина…
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Как перед бурей замерла трава...
Затих пред Тайною дремучий старый лес.
Лишь ветер шепчет нежные слова:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
«Проснись, земля, - они вещали, -
Проснитесь, горы, долы, реки.
Хвалите Господа с небес.
Побеждена им смерть вовеки.
Проснись и ты, зеленый лес.
Фиалка - зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь».

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла!

Славься, Пасха величавая!
Глядит Господь с небес,
Как ликуют православные:
Христос воскрес!

Опять пришла весна. Сейчас

С Христовым Воскресеньем вас,
С великой и прекрасной Пасхой!

Прошел уже Великий пост,
А с ним – печаль и грусть, и страсти…
За возвращенье жизни – тост!
Да будем – в здравии и счастье!

В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол!
Слава вечная ему!
Побеждающему тьму!
Поздравляю всей душой
С этой радостью большой!

Во славу жизни дал Создатель
Святой случиться благодати,

Чтоб в каждый дом сошел с небес
Спасенья свет! Христос Воскрес!

Христос воскрес!
И торжествует
Жизнь, возродившаяся вновь,
Свет, тьму Зимы прогнав, ликует,
Христос воскрес!
И с ним – любовь!

Святое Воскресенье пришло!
Как на душе спокойно и светло!
Пусть будет жизнь на радости щедра!
Полна тепла, надежды и добра!

Пусть день святого Воскресенья
Благие вести принесет!
Очистит душу и теплом согреет,
От всех ненастий мир спасет!

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла!

Зазвенят колокола весенние,
И надежды в нас проснулись вновь.
Пасха - это праздник Воскресения.
Пусть воскреснут Вера и Любовь!


Весна разбросала краски,
Гимн жизни звенит до небес.
(имя), с праздником ПАСХИ –
Христос сегодня воскрес!

Ведь было тело распято,
И плач раздался окрест…
Он - жив! Учение – свято.
И златом светится крест!

Своей пожертвовал кровью.
Прошел заклятье и тьму.
Чтоб шли с огромной любовью
Все люди мира к Нему!

*****
Опять пришла весна. Сейчас
Жизнь снова стала светлой сказкой:
С Христовым Воскресеньем вас,
С великой и прекрасной Пасхой!

*****
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля", они вещали, -
проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь.

*****
Хвалите Господа с небес
И пойте непристанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос!
Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

*****
Как на Пасху, как на Пасху
Яйца всех вогнали в краску!
Кончен пост, прибавим в весе.
Добрый день! Хрисос Воскресе!

*****
Храни тебя Христос
От всякого ненастья,
От злого языка,
От боли и от недуга,
От умного врага,
От мелочного друга,
И дай тебе Господь,
Коль это в Его власти,
Здоровья, долгих лет,
Любви и снова счастья!

С ПАСХОЙ !!!

*****
Пасхальный звон колоколов
Звучит в весеннем поднебесье,
Да будет здоровье, радость и любовь,
Христос Воистину Воскресе!

*****
Светлое Христово Воскресение.
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование - "Христос воскрес!"
В праздник Вам дарю яйцо пасхальное.
Поздравляю, что Христос воскрес!
Наш разлад - явление случайное,
В Светлый праздник след его исчез.
Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес.

*****
Пришла весна - пора чудес.
Журчит родник - "Христос Воскрес!"
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос Воскрес!

С Рождеством Христовым я Вас поздравляю!
Счастья и здоровья, блага всем желаю,
Святости, лукавства - в меру чтоб всего,
Радости, удачи. Плохого - ничего!

*****
Город наш заметает порошею,
Рождество к нам приходит опять...
Мы желаем Вам только хорошего,
То, что можно друзьям пожелать.

Поздравления с Рождеством

С Рождеством Вас поздравляем
И коненечно же желаем:
Вьюга пусть на целый год,
Вам здоровья наметет,
Ветер выдует все хвори
На холодное подворье.
Снег пусть искрами кружится,
Чтоб светлели ваши лица,
А лукавая луна
В ночь любви лишит вас сна.
Пусть одна из ярких звезд
Даст талантам вашим рост,
Вашу мысль поднимет ввысь!
Пусть друзья украсят жизнь!

И Рождество как маг, волшебник,
Как драгоценный талисман.
Здоровья, бодрость и веселье,
И счастье пусть подарит Вам.

*****
Вот и снова Рождество -
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.

Глубже в небе синева,
Ярче вспыхнула звезда...
Приходила Коляда
Накануне Рождества. По сугробам снеговым
Шла, смеясь и веселясь,
И к знакомым и чужим
Под окошками стучась.
А за старой Колядой
Колядовщики пришли,
Встали шумною толпой,
Песню звонко повели:
"Уродилась Коляда
Накануне Рождества..."
Светит яркая звезда,
Глубже в небе синева...

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело...
Кое-где огни по окнам
Словно звездочки горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят;
Под оконцами стучатся,
"Рождество Твое" поют.
"Христославы! Христославы!" -
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа...

Сегодня Рождество Христово!
Мы празднуем Рожденье снова
Младенца нашего Христа. Везде такая красота!
Ликует все: душа, природа,
И хвалят Бога все народы,
И звезды льют прекрасный свет -
Небесной радости привет.
Во всех сердцах лишь изумленье,
Пред Господом - благоговенье.
Морозно, тихо на дворе
Деревья будто в серебре.
Душа поет и славит Бога,
Что милостей послал так много!

В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.

И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите - Он велик!

Вот снова к нам праздник пришёл долгожданный.
Пора для свершений надежд и желаний.
Рождественский праздник - Иисуса явленье,
Которого Бог дал нам всем во спасенье.
Великая радость на землю пришла:
Любовь и прощенье с небес от Отца!
Ликуют все ангелы, небо ликует:
Спаситель дан нам! Пусть весь мир торжествует!

Рождество - это значит радость!
Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо
Всех простить, как Христос учил.
Рождество - это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь!
Петь, играть и молиться будем,
Прославляя Христа любовь!

Наш Иисус родился
Как малое дитя,
До яслей Он смирился,
И возрастал, как я.

*****
Родителям послушный,
Примером был для всех,
Он Слово Божье слушал,
Боялся делать грех.
А сверстников, конечно,
Христос не обижал,
Он звал всех к жизни вечной,
В любви преуспевал.
Друзья, давайте будем
Иисусу подражать,
И братиков, сестричек

Не будем обижать!



И Его лучистые заветы


Предлагая людям благодать,
И сегодня и детей и взрослых
Кающихся может Он спасать.




От греха спасти и вечных мук.




Это праздник взрослых и детей

Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нём стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.

Иисус ходил под небом звездным,
Предлагая людям благодать,
И сегодня и детей и взрослых
Кающихся может Он спасать.

В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.

Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней,-
Пойте, братья, сестры! Пойте, дети!
Это праздник взрослых и детей.

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Все нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!

От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу .
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками

Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем.