Краткосрочный проект на тему «Защитники Отечества. Мои родные – защитники Отечества

Светлана Трусова
Проект в старшей группе «День защитника Отечества»

Вид проекта : познавательно-игровой, творческий.

Образовательные области : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Продолжительность проекта : 2 недели. С 8.02.2017 по 22.02.2017г.

Участники проекта :

дети старшей группы , родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта :

Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения к Российской армии.

Задачи проекта :1. Формировать у детей представления о Российской Армии и представление об особенностях военной службы, о родах войск, военной технике.

2. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

3. Формирование у детей любви к Родине.

4. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Актуальность проблемы : Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.

В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.

Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Ожидаемый результат :

2. Проявляют интерес и уважение к армии, к защитникам Отечества .

3. Стремятся к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.

4. Дети имеют представления о Российской Армии и представление об особенностях военной службы о родах войск, военной технике.

5. Включение родителей в образовательный процесс ДОУ

Выставка детских работ «Мой папа солдат» ;

Конкурс рисунков «Рисунок солдата» ;

Выставка детских работ «Танки» ;

Фотовыставка к Дню защитников Отечества ;

Подарки для пап и дедушек;

Праздничное мероприятие посвященное «Дню защитника Отечества » .

План реализации проекта .

Социально-коммуникативное развитие :

- дидактические игры : «Подбери картинку» , «Что нужно солдату?» , «Чья форма?» , «Военная техника» , «Угадай по описанию» , «Назови войска» .

- сюжетно-ролевые игры : «Пограничники» , «Танкисты» , «Летчики» , «Военный парад» , «Мы моряки» .

- игры-соревнования : «Кто быстрее доставит донесение в штаб» , «Самый меткий» , «Разведчики» , «Пройди, не замочив ног» , «Преодолей препятствие» , «Меткий стрелок» , «Боевая тревога»

- театрализованные игры : «Награждение медалями»

Чтение художественной литературы.

«Речевое развитие»

Вечер загадок о профессиях военных.

Разучивание стихов и песен об армии и военных.

Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне»

Рассказ Ю. Коваля «На границе» .

Заучивание стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу» .

«Художественно-эстетическое развитие» :

Рисование : «Военная техника» .

Лепка «Танки»

Аппликация : изготовление поделок в подарок папе, дедушке, брату «Набор инструментов» .

Конструирование из бумаги «Оригами» :

«Пилотка» .

Аппликация с элементами рисования «Мой папа – солдат»

Творческая деятельность «Подарки для пап и дедушек» ;

Раскрашивание раскрасок на военную тематику.

Создание альбома «Наши защитники »

Прослушивание песен : «Папа может» , «Будем в армии служить» , «Бескозырка белая»

«Познавательное развитие»

Беседы :

«С чего начинается Родина?»

«День Защитника Отечества » - «Наша армия» ,

«Вредные привычки» ,

«Мой внешний вид» ,

«Беседа о мужестве и храбрости» ,

«Родственники, служащие в Армии» ,

«Профессия – военный» .

Беседы по правилам патриотических игр, безопасность в музыкальном зале.

Рассматривание иллюстраций :

«Рода войск» с рассматриванием альбомов о Российской армии

Просмотр презентации «День защитника Отечества »

«Физическое развитие»

Комплекс утренней гимнастики «Мы солдаты»

Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминуток.

Занятие по физическому развитию «Пограничники»

Беседа «Как важно быть здоровым»

Итоговое мероприятие : Праздник «День защитника Отечества » .

Взаимодействие с родителями :

Совместная работа детей и родителей «Рисунок солдата» .

Оформление фото-выставки «Мой папа самый лучший!»

Мероприятие посвященное «Дню защитника Отечества » .

Наглядная информация : Оформление стенда с работами детей.

Результат реализации проекта :

1. Дети имеют представление о празднике «23 февраля – День защитника Отечества » .

2. У детей появился интерес и уважение к армии, к защитникам Отечества .

3. Дети проявляют активность в стремлении к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.

4. Расширились представления о Российской Армии и представление об особенностях военной службы о родах войск, военной технике.

5. Родители активно включились в образовательный процесс ДОУ

Совместный проект

по нравственно-патриотическому

воспитанию

«Защитники отечества»

для детей старшей группы

Кутева А.Х.

музыкальный руководитель

МБДОУ №44

Гнусина Р.Г.

Воспитатель МБДОУ №44

Тип проекта

Информационно-познавательный, творческий

краткосрочный (1 неделя)

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Именно воспитывая любовь к Родине и желание защищать и беречь ее, мы сохраним будущее. Данный проект пополнит знания детей о Российской Армии, родах войск и военной технике.

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста осознанно

правильного отношения к Родине, чувство гордости за

свою страну и ее армию. Научить разбираться в родах

войск и военной технике. Развивать интерес к песням

патриотического характера. Развивать музыкальные и

физические способности детей.

Задачи проекта

  • Воспитывать любовь к Родине через музыкальные произведения и произведения художественной литературы;
  • развитие познавательного интереса к Российской

армии и военной технике;

  • организация работы с родителями по привлечению

их к патриотическому воспитанию детей в семье;

  • расширять знания детей о армии и военной технике.
  • развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку патриотического характера;
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения России,
  • формировать толерантность и взаимоуважения к другим людям, народам их традициям.
  • побуждать выражать свои впечатления от прослушивания музыкальных и литературных произведении;
  • создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию;
  • развивать смелость и выносливость;
  • формировать чувство товарищества, умение поддержать друг друга в трудных ситуациях.

Ожидаемый результат

  • У детей будут сформированы элементарные

Знания о Российской армии, родах войск и

Военной технике.

  • Дети пополнят знания литературных и

Музыкальных произведений о Родине, армии.

  • Дети испытают гордость и ответственность

За свою Родину.

  • Дети станут сплоченнее и дружелюбнее друг к другу.

Методы проекта

  • Беседы
  • Просмотр видео
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Слушание и исполнение песен
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание картин

План реализации проекта

этапы

задачи

мероприятия

Подготови-тельный

1.Повышение собственной профессиональной подготовки.

2.Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

3.Обогащение игровой среды

1. Подбор программно-методического материала по направлению работы.

2.Изучение программно-методического материала по направлению работы.

3. Подбор диагностического материала.

4. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий.

этапы

задачи

мероприятия

Оценочный

1.Оценка эффективности проведения работы с детьми старшей группы.

2. Оценка эффективности работы педагога

1. проверка знаний детей.

2. Презентация проекта (на педагогическом совете)

3. Определение перспектив работы

План работы.

День

Занятие и деятельность

Музыкальное занятие. Исполнение песни «Наша Армия», игра «Летчики на аэродроме»

Беседа на тему «Есть такая профессия Родину защищать»

Лепка «Щенок пограничника»

Сюжетно-ролевая игра «Охрана границы»

Заучивания стихотворения «День Защитника Отечества»

Изготовление подарков папам

Дидактическая игра «Чья форма?»

Сюжетно-ролевая игра «Летчики»

Музыкальная подвижная игра «Летчики на аэродроме»

Просмотр видео «Рода войск и военная техника»

Физкультурное занятие «Веселые старты»

Сюжетно-ролевая игра «Военный парад»

Беседа на историческую тему «Защитники Руси» и рассматривание иллюстраций на эту тему.

Дидактическая игра «Найди пакет»

Слушание музыкальных произведений на тему «Защитники Отечества»

Музыкальное занятие. Слушание песен о Родине. Исполнение песни «Наша Армия» Игра «Летчики на аэродроме», музыкально-ритмическое движение «Марш»

Чтение рассказа «Ездим, плаваем, летаем» Тюрин В

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Сюжетно-ролевая игра «Мы матросы»

Музыкально-физкультурное развлечение с родителями «А ну-ка, мальчики»

ИЗО коллективная работа «Много в Армии профессий» и выставка рисунков

Дидактическая игра «Рода войск»

Выводы .

Таким образом, организация целенаправленной работы с детьми влияет на воспитание физического, музыкального и речевого развитие детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими. Пополнился словарный запас детей новыми словами. Дети узнали новые литературные и музыкальные произведения. В результате проделанной работы у детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества, дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества.

Заключение

Гордость за свою Родину, желание быть её защитником играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.


Проект на тему «Защитники Отечества».

Подготовили и провели: Войнаровская Л.Н., Губаренко С.А.

Цель проекта:

    Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

    Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Задачи:

1.Расширить знания детейо Защитниках Отечества, уточнить представления о родах войск.

2.Вызвать желание быть похожим на сильных, смелых воинов, своих пап.

3. Активизировать в речи детей слова, обозначающие рода войск: пограничные, танковые, летные войска; морской флот.

4. Развивать у детей познавательную активность, творческие способности.

5.Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.

6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам – защитникам Отечества.

Тип проекта: информационно – практический.

Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Возрастная группа: старшая группа.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Вид проекта: групповой.

Режим работы: совместная деятельность, занятия, вне занятий.

Актуальность темы:

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.

Тема « Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к своей Родине, ее защитникам.

Итоговое мероприятие: Тематическое развлечение на тему: « Военная игра – соревнование «Зарничка».

Ожидаемый результат:

1. Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

2.Дети различают и называют представителей разных родов войск; знают о пользе, которую приносят люди военных профессий.

3.Дети стремятся быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Этапы реализации:

1.Подготовительный.

2.Основной.

3.Заключительный.

I этап подготовительный:

1.Составление паспорта проекта.

2.Подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть.

3.Изучение методической литературы по теме проекта.

4.Подбор материалов для презентации и её изготовление.

5.Подбор наглядного материала по теме.

II этап выполнение проекта:

1.Рассказ воспитателей об истории возникновения праздника, о российской армии.

2.Беседы с детьми.

3.Чтение художественной литературы.

4.Заучивание стихотворений.

5.Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр.

6.Изготовление стенгазеты – коллажа.

7.Рисование рисунков.

8.Изготовление поделок, открыток, подарков для пап.

9.Рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним.

10.Использование ИКТ.

III этап презентация проекта:

1.Тематическое развлечение «Военная игра – соревнование «Зарничка».

2.Изготовление стенгазеты – коллажа «Наша армия сильна».

3.Выставка рисунков совместно с родителями «Мой любимый папа». 4.Изготовление альбома «Военная техника».

5.Изготовление альбома « Лексическая тема «День Защитников Отечества».

Схема реализации проекта:

Работа с детьми

Рассказ воспитателя «Защитники Отечества»

Чтение худ. литературы Л.Кассиль «Твои защитники»

Разучивание стихотворения «Февраль» С. Маршака

Беседа «Будем в армии служить»

Пересказ рассказа «истребители» Ю. Гагарина

Рассказ воспитателя «История праздника»

Рассматривание иллюстраций «Военные профессии»

Чтение пословиц об армии

Загадки об армии

Рассматривание картины «Воины в гостях у детей»

Прослушивание песен на военную тематику.

Разучиваниекомплекса пальчиковой гимнастики «Солдаты»

Беседа «Для чего нужна армия?»

Чтение стихов об армии

Просмотр фильмов для детей «Военная техника", « Военные профессии»

Занятие « Армия родная»

Д/игры «Вспомни пословицу», « Закончи предложение»

Разучивание стихотворений к празднику

Д/игры «Какой праздник», « Один – много»

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Д/игры «Подбери слова» ,«Скажи по образцу»

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

Игровое упражнение «Самый меткий»

Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь»

Д/игра «Доскажи словечко»

Прослушивание песни «Солдатушки»

Эстафета « Ловкие и смелые, быстрые, умелые»

Изготовление стенгазеты - коллажа «наша армия сильна»

Конструирование из палочек«Танк», « Самолет», « Кораблик».

Графический диктант «Солдат»

Оригами «Самолет»

Аппликация «Кораблик»

Рисование «Солдат»

Изготовление закладок в подарок папе

Военная игра – развлечение « Зарничка»

Работа с родителями.

Подготовка костюмов и атрибутов для развлечения.

Папка-передвижка «День защитника Отечества»

Выставка рисунков «Мой любимый папа»

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей»

Участие пап в игре « Зарничка»

Литература:

1.Образовательная программа « От рождения до школы».

2. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа».

4. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».

6. Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».

7. Е.Ступак «Подарки к празднику».

8. Н.Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».

Калашникова Лидия

Руководитель проекта:

Фёдорова Вера Ильинична

Учреждение:

MБОУ «Mухоршибирская СОШ №2»

Данный исследовательский проект по истории (начальная школа) на тему "Мои родные – защитники Отечества" демонстрирует давно признанный факт, что горе, которое принесла война, не обошло ни одну семью и одновременно подарило каждой семье героя.


В исследовательской работе по истории (начальная школа) на тему "Мои родные – защитники Отечества" автор обращается к семейным архивным документам, а также интервьюирует членов своей семьи для воссоздания личностного портрета своего прадедушки.

В процессе исследовательского проекта по начальной школе на тему "Мои родные – защитники Отечества" ученица 4 класса составляет летопись Защитников Отечества своей семьи, знакомится с сохранившимися документами прошлого.

Школьница в рамках исследования проводит опрос своих родственников, выполняет поиск документальных источников в семейных архивах.

Введение
1. Защитники отечества в моей семье
1.1. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны
1.2. Мои родные – Защитники Отечества в мирное время
Заключение
Библиографический список
Приложения.

Введение


Тема Великой Отечественной войны – актуальна потому, что всегда будет волновать сердца людей. Идут годы, но не меркнут в памяти и сердцах благодарных людей странички былого времени.

История – это прошлое человечества. А человечество состоит из отдельных людей, и у каждого человека – свои корни. Будущее невозможно без прошлого и настоящего. Нам следует знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки каждого из нас в истории России и малой Родины.

Вот уже много лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровавая из всех бывших на земле войн. Советский народ победил в этой войне. Нелегкой ценой досталась эта победа.

Воля, стойкость и любовь к Родине помогли выстоять советским воинам, и тем, кто ковал победу в тылу врага. 9 мая мы отмечаем главный праздник – День Великой Победы. В этот светлый день мы вспоминаем всех тех, кто защитил нашу страну, отдал свои жизни в годы Великой Отечественной войны.

Для меня и моих родных – это, прежде всего, семейный праздник, потому что среди славных защитников Отечества был и мой прадед Кроме него в нашей семье помнят и других родственников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Однако полной систематизации материала нет. Поэтому я решила выполнить исследовательскую работу «Мои родные защищали Отчизну ».

Объект исследования – члены нашей семьи.

Предмет исследования – история нашей семьи.

Цель исследования – составить летопись Защитников Отечества нашей семьи.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :

  • собрать сведения о наших родственниках – защитниках Отечества через общение с бабушками, дедушкой…
  • познакомиться с сохранившимися документами прошлого.

Гипотеза: история моей семьи и героическое прошлое моей Родины – одно целое.

Этапы исследования:

  • Сбор информации о членах семьи и восстановление части родословной.
  • Поиск документов об участии в ВОВ, подтверждающих вклад нашей семьи в дело Победы.
  • Анализ вклада нашей семьи в историю Родины.

Методы исследования :

  • сбор информации путем опроса родственников;
  • поиск документальных источников в семейных архивах родственников;
  • изучение Интернет-ресурсов.

Управление образования администрации Шебекинского района

МБОУ «Белянская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Исследовательский проект

Тема: «Защитники Отечества»

Исполнители: Моисеева Диана Андреевна,

16 лет, учащаяся 10 класса МБОУ «Белянская СОШ»

Руководитель: Андрух Ольга Ивановна,

учитель истории

МБОУ «Белянская СОШ»

2014- 2015

Паспорт проекта

Название проекта

Защитники Отечества

Исполнители

Моисеева Диана Андреевна

Руководитель проекта

Андрух Ольга Ивановна

Учебный год, в котором разрабатывался проект

Цель

Воспитание гражданственности и патриотизма, привитие и уважение к историческому прошлому своей семьи и Родины.

Задачи

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, духовно – нравственных качеств у подрастающего поколения

Воспитывать гордость за свою страну, за соотечественников

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому народа.

Предмет(ы), к которому проект имеет отношение

события Великой Отечественной войны по рассказам очевидцев

Тип проекта

Исследовательский

Сроки реализации проекта

Продукт проектной деятельности

Создание по материалам исследования презентации с целью дальнейшего ее использования во внеурочной деятельности для воспитания патриотизма, любви и гордости к малой родине, чувства благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.

Введение _________________________________________________________________4

Глава 1 .Анкетирование учащихся нашей школы _____________________________5

1.1 обработка результатов

1.2 выявление проблем

Глава 2. Рассказы очевидцев _______________________________________________6-7

Заключение _______________________________________________________________8

Литература и интернет-источники __________________________________________9

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

А. Т. Твардовский

1.Введение

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах завоевателей, как в глубине веков, так и в наши дни.

Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград... Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.

Актуальность исследования : Сегодня о войне стали забывать. Нынешнее поколение воспринимает войну, как что – то далёкое и давно ушедшее. Но война продолжается и о ней забывать нельзя. Без прошлого нет будущего!!! Мы решили собрать и систематизировать информацию о наших родных, которые жили во время войны или воевали и проливали кровь во имя нашей жизни, чтобы вспомнить и понять, какое это страшное слово – война.

Цель исследования : воспитание гражданственности и патриотизма, привитие и уважение к историческому прошлому своей семьи и Родины.

Задачи исследования :

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, духовно – нравственных качеств у подрастающего поколения.

Воспитывать гордость за свою страну, за соотечественников.

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому народа. - налаживать добрые отношения между учащимися школы и ветеранами войны.

Гипотеза исследования:

Мы спросили себя «А смогли бы мы делать то, что делали эти дети и люди, вынести то, что вынесли они?»

Научная новизна исследования:

Новизна нашего исследования заключается в том, что оно основано на местном материале, на воспоминаниях живых, а так же уже ушедших свидетелей.

Методы исследования:

Теоретические:

- Изучение литературы о военных действиях в нашем крае;

Эмпирические:

Сбор воспоминаний очевидцев войны детского возраста и ветеранов войны путем социологических исследований (интервью, беседы);

Изучение семейных и личных архивов

Объект исследования: рассказы очевидцев

Предмет исследования: события Великой Отечественной войны

Глава 1. Анкетирование учащихся нашей школы

Мы среди школьников провели анкетирование. Вопросы анкетирования:

1.Что такое война?

2.В каком году была Великая Отечественная война?

3. Кто из ваших родственников принимал участие в войне?

4.Как вы относитесь к войне? 5.Помните ли вы основные события Великой Отечественной войны?

6.Назовите города-герои.

По обработке результатов выявили, что очень мало детей знают, что такое война. У многих уже дедушки и бабушки не являются участниками тех событий. Поэтому мы решили провести исследование с рассказами очевидцев.

1. Организовали встречу с ветеранами Великой Отечественной войны нашими земляками: Поленяка Григорием Петровичем, Драчёвым Николаем Тихоновичем. 2.Создали мультимедийную презентацию «Веков связующая нить». 3.Занимаемся созданием рукописной книги «Этот день мы приближали как могли» из воспоминаний наших односельчан. 4.Организовали выставку книг о Великой Отечественной войне. 5.Провели заседание музыкального клуба «Песни тоже воевали».

Глава 2. Рассказы очевидцев.

В своем исследовании я хочу привести рассказы ребят нашей школы о своих родных, которые во время войны были нашими сверстниками, им было по 14-16 лет.

Рассказ первого учащегося. «Я хочу рассказать о своём дедушке. Мой дедушка родился 1930 году. На начало войны ему было 11 лет, а по окончанию Великой Отечественной войны ему было 15 лет. Сейчас моему дедушке почти 80 лет, он мне рассказывал, что в военное время было очень трудно. Немцы придя в наше село, сжигали всё. Когда созревали поля, немцы сжигали их, чтобы людям нечего было есть. Даже в том доме, в котором сейчас живёт моя семья, жили немцы. Ещё у нас на втором дворе стоял домик, который мы недавно разрушили. Мне дедушка сказал, что там тоже жили немцы. Однажды, когда дедушка принёс им хлеба, один немец дал ему конфету и дедушка очень обрадовался и взял эту конфету. Так как в то время было очень трудно где-то найти конфету. Отец моего дедушки ушёл на фронт, по началу он присылал письма, но потом связь оборвалась и о нём не было никаких вестей… Я посвятила всем кто жил во время войны стихотворение.

Война – это много крови,

Для войны нужна сила воли,

Для войны нужно много смертей

Нет, войны не должно быть на свете.

Ведь война – это то, что плохо

Ведь война – это зло и только.

Для войны нужны ушедшие жизни,

А для мира совсем не нужно.

Но ведь мир – это всё же лучше

Чем бороться за то, что чуждо.

А вот рассказ другого ученика. « Я хочу рассказать о своём прадедушке. Мой прадед –родился в 1927 году в крестьянской семье. Мой прадедушка был третьим ребёнком в семье. Старшим был его брат 1905 года рождения. Он воевал на войне и погиб. Мой прадедушка окончил всего лишь 5 классов. Дальше учиться не было возможности, надо было помогать родителям в поле. В 1944 году, когда ему исполнилось 17 лет, был призван в ряды советской армии. Местом службы был Петровск – Забайкальский округ города Петровск. После принятия присяги присвоили звание младшего сержанта. Был начальником караула по сопровождению поезда с бомбами, оружием. Объездил почти половину всего Советского Совета, доставляя оружие на фронт.

Восемь лет мой прадедушка прослужил в армии. В 1950году так же в Забайкалье встретил свою любовь, мою прабабушку, которая впоследствии стала его женой, она работала в воинской части, где служил прадед. В 1951 году 14 января родилась у них дочь Светлана. Это моя бабушка, мамина мама. Демобилизовался мой прадед в октябре 1952г. Вместе с женой и дочкой вернулся в родной край. Началась стройка дома, работал в комбайнером в колхозе, был на целине в Акта. Когда деду было 30 лет, случился несчастный случай, была травма позвоночника. Его придавило комбайном. Так он стал инвалидом, было очень трудно. Но всё же они с бабушкой вырастили и воспитали четырёх детей, три дочери и сына. Сейчас его уже нет в живых, когда он умер, ему было 82 года.»

А это рассказ ещё одного ученика о своей бабушке. «Я хочу рассказать о своей бабушке, на начало войны ей было 16 лет. Она всю войну пекла хлеб для солдат, и прошла от Большетроицы до Берлина, делая своё маленькое, но такое важное дело. А от деда по отцовской линии, у нас осталась одна похоронка.»

Это рассказ ещё одного ученика о своей прабабушке. «Я хочу рассказать о своей прабабушке, 1922 года рождения, она жила на Кавказе с родителями, работала помощником машиниста на паровозе, и когда немцы пришли, разграбили и сожгли их дом, она с братом ушла в партизаны. Это было в 1943 году, немцы тогда рвались к Грозному и Баку, чтобы нефть захватить. Вот они помогали солдатам громить врага. Прабабушка была санитаркой, в госпитале, когда прогнали немцев с Кавказа, и проработала там до 1945 года. Она награждена Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями 40 лет победы и 50 лет Победы и она ветеран труда.»

Вот одно из интервью взятое у Земцевой Прасковье Кондратьевне 1935 года рождения нашим учащимся. Вот, что она поведала нам о тех страшных событиях, была она «ребёнком» войны. Свои воспоминания, Прасковья Кондратьевна, хранит глубоко в сердце и рассказывала со слезами на глазах…И этот рассказ я хочу прочитать от имени бабушки: « … Это было 5 мая 1943 года в хуторе Знаменка. Ребята, 9 человек в возрасте с 6-13 лет, пошли на гору к лесу и кто-то из них принёс 2 снаряда. Им было очень интересно раскрутить их и посмотреть из чего они состоят. И вдруг произошел взрыв.… Сколько времени прошло, я не знаю, очнулась – и испугалась: вся в крови, ноги побиты снарядом, а вокруг убитые мои друзья и брат. У брата была пробита голова.… Вокруг было много крови.… И эту кровь я запомнила навсегда. Потом меня повезли на тачке в больницу, бинтовали ноги и голову (4 раны были на ноге). В 1943г. шли ожесточенные бои, русские солдаты шли по лесу, а немцы – по полям к Знаменке, а другие – по окопам в поисках партизан. Когда дошли до речки к мосту – началась перестрелка. Наши солдаты убили около 70 немцев. В дальнейшем, они были похоронены около моста в сторону Сурково. Бой был страшный, ожесточенный… Кругом гремели пушки, ружья… На лошадях таскали пушки и боеприпасы. Во время войны на огороде взорвалось 2 снаряда, а на горе была подорваны коровы. Дети вместе со взрослыми прятались в подвалах, когда шли бои. В Зимовном боёв не было, и люди уходили туда прятаться, уводя с собой и коров. Там мы пробыли 2 недели, а потом вернулись домой. Был холод, но вместе с ним и голод… Немцы были одеты в летнее обмундирование. Но с наступающей зимой враги стали отбирать у жителей все вещи, накутывая их на ноги и на руки. А у русских летом была гимнастерка, а зимой – шинель. Итальянцы приходили в дома - отбирали всю еду, животных. В связи с этим, людям приходилось есть желуди, щавель, кукурузу, макуху, траву. С 13 лет дети научились копать окопы, помогая тем самым взрослым. В лесу стояли 3 русских танка, но немцы заминировали их и после они были взорваны вместе с солдатами. И после этого взрыва дорогу стали называть «танковой». В честь погибших солдат рядом с дорогой был поставлен памятник. В сторону Воронежа русские не могли идти, так как перед ними была глубокая «красная» река. Возле этой речки был убит и похоронен мой отец… Прасковья Кондратьевна хранит в своей памяти стихотворение, которое было популярно в 40 – е годы.

Люди празднуют победу

Весть летит во все концы.

С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы…

Говорит сосед соседу:

«Скоро я домой приеду,

Строить что-нибудь начну

Что разрушено в войну».

«А как я домой приеду,

Говорит сосед соседу,

Сразу в школу загляну

И колхозных ребятишек

Федек, Петек, Мишек, Гришек

Я опять учить начну».

«А как я домой приеду, -

По мне колхозы заскучают,

Третий с полки замечает,

Я живу под Костромой,

Еду я седьмые сутки.

И считая все минутки…

Скоро, скоро ли домой?».

Так солдаты скучали по родному дому…»

Заключение.

Мы родились в счастливое, мирное время, но много слышали о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и наших родных и близких. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам. Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Страшно при мысли, что война может начаться. Ведь она не может длиться вечно. Нельзя воевать беспрерывно. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде, чем начать войну. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру в людей…Я постараюсь донести до своих сверстников эти рассказы. Хочу зачитать стихотворение написанное мною. «Что такое война? Война-это ад Вам скажет любой человек, хоть он не солдат Война – это страшная боль матерей, Потерявших в бою своих сыновей…»

Литература

1. Андроников Н. Вехи Великой Победы (к 60-летию героической обороны Сталинграда) //Ориентир. - 2006, № 4.

2. Битва за Кавказ - М., 2007.

3. Дронов С.Г. История России (учебное пособие) - М., 2006.

4. Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006

5.Записи бесед – воспоминаний.