Планирование по гербовой средняя группа. Занятие по развитию речи в средней группе по программе Гербовой

Юлия Вожаченко
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «На поляне»

Цель. Помогать детям, рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картине .

Программные задачи :

Формировать умение составления описательного рассказа .

Развивать воображение и память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , физическое развитие , художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие » Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Форма проведения : игра. Методические приемы : рассматривание картины , беседа, игра.

Материалы и оборудование : картина , элементы картины , фломастеры. Ход занятия

«Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, – начинает занятие воспитатель . – Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья».

Педагог показывает детям картину , дает возможность обменяться впечатлениями. Затем напоминает : чтобы составить красивый рассказ по картине , надо рассматривать ее… (в определенной последовательности) .

«Сначала давайте рассмотрим , что происходит около палатки. Симпатичная мама в белой шляпе и ее очаровательная дочка, сидя на покрывале и кушают арбуз. Два мальчика расположились на зеленой травке также кушают арбуз. Папа большим ножом режет арбуз на дольки, на картине мы видим расположены бананы, яблоки, персики они лежат в красивой корзине. Итак, эту часть картины под названием „Около палатки“ мы рассмотрели . Остается кому-нибудь из вас объединить все сказанное в рассказ ».

Воспитатель выслушивает рассказ одного-двух детей .

«Теперь рассмотрим , что происходит недалеко от палатки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и рассказать о том , как красиво вокруг. Рядом речка и опушка леса с березками и маленькими елочками. Зеленая травка. Кругом цветут мелкие яркие цветочки.

Физминутка :

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал.

Хлопки в ладоши. А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

«А теперь давайте составим рассказ о всей картине , – говорит воспитатель. – Выдался хороший теплый день. Ребята кто из Вас может продолжить рассказ . Ребята, какой интересный у Вас получился рассказ . А теперь ребята я Вам предлагаю отправиться за столы и выбрать центры, кто, чем будет заниматься, центр конструирование будем делать палатки, центр художественно-эстетический лепка фруктов изображенных на картине , сбор разрезной картины . Рассмотрение продуктов деятельности детей. Ребята давайте сформулируем предложениями, чем одна картина отличается от другой. Воспитатель : Ребята, что мы сегодня делали? Какой рассказ мы составили ? Вам понравилось, чем мы занимались?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа (далее программа) разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с:

    Федеральным Законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Уставом ДОУ;

    Основной образовательной программой МБДОУ д/с «Колокольчик».

Срок реализации 1 год.

Цель: Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи:

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот ) более точными выразительными словами; употреблять словаантонимы (чистый - грязный, светло - темно ).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята лисят, медвежата медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п. ), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Приобщение к художественной литературе

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживатьего героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным.

Принципы:

    Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;

    Индивидуализация дошкольного образования;

    Сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений;

    Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    Продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    Возрастная адекватность дошкольного образования.

Формы реализации

Система работы включает:

Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть).

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованные игры.

Игры-забавы.

Подвижная игра со словом.

Хороводные игры.

Пальчиковые игры.

Дидактические игры.

Самодеятельные литературные концерты.

Использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

Беседа.Этическая беседа.

Литературные викторины.

Досуги.Праздники.Развлечения.

Игра-драматизация.

Работа в книжном уголке «Книжкина неделя».

Условия реализации:

Специальным образом созданная предметно-пространственная среда в группе, организованная в виде разграниченных зон (центров), оснащенная развивающими материалами.

Организация образовательного процесса предполагает проведение фронтальных занятия 1 раз в неделю по 20 минут;

Совместную деятельность педагога с детьми;

Самостоятельную деятельность детей;

Проведение контрольно-диагностических занятий -2 раза в год(октябрь-апрель)

Проведение занятий сопровождается использованием интерактивной доски;

Конструктивное взаимодействие с семьёй.

10% от учебного плана отводиться реализации регионального компонента.

Результаты:

К концу года дети средней группы могут:

    Значительно увеличить свой словарь за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

    Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).

    Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

    Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

    Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

    Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Материал : методическая литература, дидактически–наглядный материал, интерактивный комплекс, принтер, цифровой фотоаппрат

Учебно - тематическое планирование

п/п

Дата

Тема и цель занятия

Объём в часах

01.09.2015

Беседа «Надо ли учиться говорить?»

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

с.27

08.09.2015

Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

Объяснить детям артикуляцию звукаС, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).с.28

15.09.2015

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.с.29

22.09.2015

Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.с.30

29.09.2015

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон»

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.с.31

06.10.2015

Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ

Упражнять детей в произношении изолированного звука З(в слогах, словах); учить произносить звук З твердои мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ.с.32

13.10.2015

20.10.2015

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).с.34

27.10.2015

Звуковая культура речи: звук Ц

Упражнять детей в произношении звука Ц(изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. с.36

10.11.2015

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.с.38

17.11.2015

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. (с.39)

24.11.2015

Занятие по программе «Откуда Дон берет начало»

01.12.2015

Чтение и заучивание стихотворений о зиме

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.с.44

08.12.2015

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Учитьдетей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.с.45

15.12.2015

Звуковая культура речи: звук Ш

Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. с.45-47

22.12.2015

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И.Соколова-Микитова).с.48

12.01.2016

Звуковая культура речи: звук Ж

Упражнять детей в правильном и четком произношении звукаЖ (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж. с.49

19.01.2016

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.с.50

26.01.2016

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать»

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.с.52

02.02.2016

Звуковая культура речи: звук Ч

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.с.53

09.02.2016

Составление рассказов по картине «На полянке»

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.с.55

16.02.2016

Занятие по программе «Откуда Дон берет начало»

01.03.2016

Готовимся встречать весну и Международный женский день

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.с.59

15.03.2016

Звуковая культура речи: Щ-Ч

Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ и Ч. с.60

22.03.2016

Составление рассказов по картине

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.с.62

29.03.2016

Чтение детям сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

05.04.2016

Звуковая культура речи: звук Л, ЛЬ

Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.с.63

12.04.2016

Занятие по программе «Откуда Дон берет начало»

19.04.2016

Контрольно-диагностическое занятие

26.04.2016

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».с.68

10.05.2016

Заучивание стихотворений

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.с.65-68

17.05.2016

Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р(изолированно, в чистоговорках, в словах). с.69

24.05.2016

Прощаемся с подготовишками

Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.с.70

31.05.2016

Литературный калейдоскоп

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.с.71

Всего

Реализация программных занятий в совместной деятельности с детьми (в совместной деятельности или игре)

Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень» Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.с.33

28.10.2015

Чтение сказки «Три поросёнка» (пер.С.Михалкова)

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.с.35

02.12.2015

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Познакомитьдетей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр.М.Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.с.43

02.02.2016

Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».с.53

24.02.2016

Урок вежливости

Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.с.56

22.03.2016

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».с.61

13.04.2016

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.с.65

ИТОГО

Список методическолй литературы:

  1. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Васильевой. -3-е изд.-М.: Мозаика-Синтез , 2014 год.

    ГербоваВ.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.Планы занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 80с.:

    Дидактически–наглядный материал.

    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия:4-5 лет /Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М.: Оникс-ХХ I век, 2005

    Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.

    Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2011

Наталья Голикова
Перспективное планирование по развитию речи (средняя группа) В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Дата Тема непосредственно – образовательной деятельности.

Формы работы Програмные задачи

Материал Педагогические техологии Методическое обеспечение

1 «Надо ли учиться говорить?» . Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по коммуникации.

Гербова «Развитие речи в детском саду » стр. 27

2 Звуковая культура речи : звуки с и сь.

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи ) . Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

3 Обучение рассказыванию : «Наша неваляшка» .

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказать о ней при минимальной помощи педагога.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

4 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» . Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением об ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух Гербова «Развитие речи в детском саду »

5 Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» .

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

6 Звуковая культура речи : звуки з и зь.

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

7 Заучивание русской народной песенки «Тень-тень- потетень» .

стихотворений об

осени. Составление

рассказов – описаний

Приобщать детей к восприятию поэтической речи . Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога) .

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

9 Чтение сказки «Три поросенка» Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделять слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

10 Звуковая культура речи : звук ц Упражнять детей в произнесении звука ц . Совершенствовать интонационную выразительность речи . Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

11 Рассказывание по картине «Собака со щенятами» . Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

12 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

13 Чтение детям русской

народной сказки

«Лисичка-сестричка и

волк». Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

14 Чтение и заучивание стихотворений о зиме Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

15 Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

16 Звуковая культура речи : звук ш Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированного, в словах, в слогах) ; различать слова со звуком ш.

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

17 «Чтение детям русской народной сказки «Зимовье» .

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова) .

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

18 Звуковая культура речи : звук ж Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в словах, в слогах) ; в умении определять слова со звуком ж.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

19 Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

20 Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать» . Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь запомнить новое стихотворение.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

21 «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» . Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

22 Звуковая культура речи : звук ч Упражнять детей в правильном произнесении звука ч

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

23 Составление рассказов по картине «На полянке» Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

24 Урок вежливости. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

25 «Готовимся встречать весну и Международный женский день» .

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

26 Звуковая культура речи : звуки щ - ч Упражнять детей в четком произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

27 «Русские сказки» (мини-викгорина) . Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» ». Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

28 Составление рассказа по картине. Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

29 «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - Длинный нос и про Мохнатого Мишу - Короткий хвост».

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

30 Звуковая культура речи : звуки л, ль

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука л .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

31 Обучению рассказыванию : работа с картиной –матрицей и раздаточными картинками. Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

32 Заучивание стихотворения. Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» .Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

33 День победы. Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы» ».

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

34 Звуковая культура речи : звуки р, рь Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах) .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

35 Прощаемся с подготовишками. Оказать внимание детям, которые покидают детский сад , пожелать им доброго пути.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

36 Литературный калейдоскоп. Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

Описание: Занятие по развитию речи в средней группе по программе В.В.Гербовой
Тема: Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»
(обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из произведения.
Предварительная работа : Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Обратить внимание детей на героев сказки, на то что они делают, на их мимику.
Оборудование: Сундучок, книги – сказки, презентация – иллюстрации, атрибуты лисы и волка.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы пойдем в гости к сказкам. А что же это за сундучок? Воспитатель вместе с детьми подходит к сундучку. – Что же здесь? Сказка! А какая же это сказка?
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы, правильно! Давайте посмотрим, что же здесь еще?
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик - ...
Дети: Теремок.
Воспитатель : Молодцы! Как много книжек спрятались в сундучке! А это какая сказка?
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь -
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
Дети: Волк и козлята.
Воспитатель: Молодцы, дети! А эту сказку я вам еще не читала. „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку.
(Чтение сказки с показом презентации – картинки)
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.
– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.
– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!
– Где?
– Там, на возу – и рыба и воротник.
Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:
– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!!
Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:
– Здравствуй, кумушка!
– Здравствуй, куманёк!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам, да и ешь.
– А я не умею.
– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.
Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
– Битый небитого везет, битый небитого везёт.
– Что ты, кумушка, говоришь?
– Я, куманек, говорю: битый битого везёт.
– Так, кумушка, так!...
Картинки для презентации:

Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Вопросы к детям:
Кто главные герои сказки?
Кто вам понравился больше лиса или волк?
Какого героя сказки можно пожалеть?
Как ласково называет лису волк?
А как называет ласково лиса волка?
Образцы ответов детей:
Лисичка-сестричка:
хитрая плутовка, обманщица, жадная, безжалостная, кумушка.
Волк: доверчивый, глупый, куманек.
Мимическая гимнастика под музыку (движения лисички) музыка Н. В. Лысенко «Танец лисички»
Воспитатель : Молодцы, лисичку правильно изобразили.
Воспитатель : Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает атрибуты- шапочки)
Воспитатель : Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается.
Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
Итог: Что же плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как же можно ее назвать? Обманщица. А разве правильно она сделала? Нет! Обманывать нельзя! Сказка учит отличать добро от зла.
Заканчиваем занятие считалкой:
Будем пальчики считать, будем сказки называть Рукавичка,
Теремок, Колобок – румяный бок. Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят – этим сказкам каждый рад!


Валентина Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.