По вине твоего отца Он ещё не решил, как убьёт её Анастасия Константинова. По вине отца


Игровой тренинг по саморегуляции

(снятию психологической усталости и поднятию настроения)


  1. Приветствие, объяснение целей и задач данного занятия - 7 мин.

  2. Разминка: «Мыльные пузыри», работа на сближение - 5-10 мин.

  3. Игра «Горячий стул» - сплочение коллектива, выплеск эмоций 5-10 мин.

  4. Игра - «Борцы Сумо» - снятие стресса - 5 мин.

  5. Релаксация – улучшение самочувствия, расслабление - 5-10 мин.

  6. Подведение итогов - 10 мин.

Вступительное слово ведущего.

XXI век – век огромных скоростей. Не каждому человеку удаётся успевать за жизнью, нас преследуют стрессы. Люди спасаются по–разному: одни находят отдушину в различных добрых увлечениях, другие – в алкоголе и наркотиках. Что бы научиться справляться со стрессом и усталостью мы предлагаем вам принять участие в игровом тренинге с релаксацией. Мы поможем вам выплеснуть всю отрицательную энергию и получить положительные эмоции.


  1. Меня зовут... Я предлагаю игру «Мыльные пузыри» . Итак, я выбираю одного человека, который начнёт эту игру. Он - маленький мыльный пузырик. Его задача - создать один большой пузырь из всех участников игры. Он ловит одного человека, они берутся за руки, и, не расцепляясь, ловят следующего. В конце концов, собирается очень большой круг, который постарается поймать последнего участника.
Обсуждение.

  • Понравилась ли вам игра?

  • Какие эмоции вы испытывали?

  1. Я предлагаю вам следующую игру «Горячий стул». Все вы ее знаете. Эта игра на выбывание – кто не успел сесть на стул, тот выбывает. Но сегодня мы изменим правила: кто не успел сесть на стул, тот садится на колени сидящего. Можно садится на колени того, кто уже сидит на коленях. Далее – труднее. В результате все сядут на оставшийся стул, ваша задача – продержаться на нем 5 секунд. Но еще сложнее и веселее нам будет, если каждый, садясь на колени, будет выкрикивать свое имя, а потом, сидя на одном стуле, все должны прокричать сое имя друг за другом. Спасибо.
Обсуждение.

  • Какие чувства вы испытывали?

  • Какие трудности возникали у вас в игре?
5. Я предлагаю следующую игру «Борцы Сумо». Все вы знаете, что такое японская борьба сумо. Толстенькие дяденьки сначала раскачиваются, чтобы устрашить соперника, потом пытаются схватить и уронить противника. С вами мы остановимся на этапе пугания. Итак, на 1й-2й рассчитайтесь. 1 номера встают в круг лицом внутрь круга. 2-е номера встают к ним спиной, образуя 2-ой круг. Начинаем разминаться, качаться из стороны в сторону. По моей команде (хлопок) все резко в прыжке разворачиваются лицом к противнику другого круга и страшно кричат, чтобы напугать. Это выходит из вас всё плохое.

Обсуждение.


  • Ваши ощущения в этой игре?

  • Чем понравилась игра?
6. Упражнение «Релаксация» позволяет человеку улучшить свое состояние, расслабиться.

Я предлагаю всем участникам по желанию либо сесть, либо лечь на коврик поудобней, расслабиться, закрыть глаза, и представить что вы на пляже у моря, слышится шум прибоя, у вас хорошее самочувствие, хорошее настроение.

Я буду произносить слова, а вы должны повторять их про себя:


  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

  2. Мои глаза закрыты.

  3. Мышцы лица расслаблены.

  4. Все лицо расслабленно, спокойно.

  5. Мой лоб приятно прохладен.

  6. Я совершенно спокоен.

  7. Я отдыхаю.

  8. Я чувствую себя хорошо.

  9. Я расслаблен.

  10. Мои руки расслабляются и теплеют.

  11. Мои руки полностью расслабленные, теплые...

  12. Мои ноги расслабляются и теплеют...

  13. Мои ноги полностью расслабленные, теплые...

  14. Мое туловище расслабляется и теплеет.

  15. Мое туловище полностью расслабленное...теплое...

  16. Моя шея расслабляется и теплеет.

  17. Моя шея полностью расслабленная... теплая...

  18. Мое лицо полностью расслабленное... теплое...неподвижное...

  19. Я чувствую приятный покой (небольшая пауза).

  20. Я чувствую себя отдохнувшим, набравшимся сил.
21. Откройте глаза. Можно потянуться.

Анализ упражнения

– Изменилось ли ваше самочувствие?

Данное упражнение можно ис­пользовать для того, чтобы успокоиться, восстановить силы.

7. Подводя итог занятия, хочу отметить, что атмосфера нашего общения изменилась, мы как будто стали ближе друг другу, спокойней, уверенней, появился заряд бодрости и хорошего настроения. Желаю вам сохранить это состояние надолго. Большое спасибо.

Цель : развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Необходимое время : около 20 минут.

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Перерыв 5 минут.

Упражнение «Горячий стул»

Время проведения: 1,5 часа

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Перерыв 15 минут

Упражнение «Стена»

Цель : объединение группы в общей деятельности.

Время проведения 40 минут.

Этапы игры . По среди комнаты натягивается веревка. Участникам предлагается инструкция: «Все вы один большой и дружный город, но вас известили о том, что надвигается ужасная лавина с гор, которая ни кого не оставит в живых. Единственный путь на спасение – перебраться через высокую стену. Выжить должны все. По одному действовать не разрешается».

Веревка натягивается так, чтобы ее невозможно было перешагнуть, дотрагиваться к ней не разрешается и перебираться «на ту сторону» под ней тоже. По ходу игры активных участников тренер может сделать «ранеными», чтобы усложнить задание и заставить или дать другим возможность проявить инициативу.

Обсуждение игры :

    Что вы чувствовали во время игры?

    Что было сложно?

Завершающее упражнение Упражнение «Коровы, собаки, кошки» Время проведения 10 минут.

Ведущий . Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала.

По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».

Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке.

Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

Заключительная этап тренинга, рефлексия, обсуждение.

– Что такое боб?

– С какой скоростью ехал Незнайка от Огурцовой реки в Солнечный город?

– Незнайка ехал от Огурцовой реки в Солнечный город со скоростью один грих.

– Что такое нюш?

– Сколько бобов в одном часе?

– Между бульваром Васильков и Солнечным городом 120 михов.

– Что такое мих?

– 1 боб = 2 лизам.

– Незнайка ехал от бульвара Васильков до Солнечного города со скоростью 0,8 грих.

– Сколько михов в одном километре?

– Что такое лиз?

– Между Цветочным городом и Солнечным городом 1500 нюш.

– Боб – это единица времени.

– В одном километре 10 михов. (1 км = 10 мих).

– От Огурцовой реки до Цветочного города расстояние в 500 нюш.

– Мих – это единица для измерения расстояния.

– Какое расстояние между Цветочным городом и Солнечным городом?

– Незнайка всегда ведет машину с постоянной скоростью.

– В одном часе два боба. (1 час = 2 боба).

– Незнайка проехал расстояние от Огурцовой реки до Солнечного города за время в одну пятую боба.

– 1 нюш = 10 михам.

– Какое расстояние между Солнечным городом и бульваром Васильков?

– Что такое грих?

– Какое расстояние между Огурцовой рекой и Цветочным городом?

– Незнайка ехал из Цветочного города к Огурцовой реке со скоростью 25 нюш/лиз.

– 1 грих = 25 нюш/лиз.

– Маршрут путешествия Незнайки – прямое шоссе от Цветочного города через бульвар Васильков и Огурцовую реку до Солнечного города.

Тренер объявляет команде, что ей предстоит в течение 40 минут решить некую логическую задачу. Задача записывается на доске в виде вопроса:

«Сколько времени заняла поездка Незнайки от Цветочного города до Солнечного города?»


Цель: предоставление участникам возможности поближе познакомиться друг с другом и попрактиковаться в задавании вопросов в рамках группового контекста.

Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый участник имел возможность сказать то, что он хочет.

Методика: участники выполняют следующие инструкции.
Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле».
Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы.
Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю».
Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы.
Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле».

Оценивание: делается два «круга». В ходе первого круга все участники но очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, в ходе второго – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в процессе оценивания и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.

Упражнение 73. Самоописание

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: предоставление участникам возможности исследовать образ собственного «Я».
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: все участники разбиваются на пары. Задача одного из них состоит в том, чтобы описать себя своему партнеру, причем это описание должно быть сделано в третьем лице. Начать можно, например, так: «Джеймс Джонсон - мужчина тридцати четырех лет, который...»

Участники описывают себя таким образом 5 минут. Далее происходит обмен ролями в парах и то же самое задание выполняется еще в течение 5 минут. Затем вновь образуется общий круг, и тренер, выступая в качестве фасилитатора, проводит обсуждение данного упражнения. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения в качестве одного из членов группы.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и что заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

По вине твоего отца

Он ещё не решил, как убьёт её


Анастасия Константинова

© Анастасия Константинова, 2017


ISBN 978-5-4485-3836-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В не столь далёком будущем, когда эра космонавтики переживала свой новый расцвет, произошла эта история.

Всё началось с того, что человек с чёрными глазами ухмылялся над злившимся следователем. Как бы не лез из кожи вон служитель закона, не плевался в припадке ярости, размахивая руками и тыкая толстым пальцем на свидетельские показания некого Шмита… Однако человек с напомаженной головой смотрел на него, как на шута и надменно щурился, показывая всем своим видом, что следователь Будко изрядно повеселил его своими ситцевыми доказательствами. Следователь и так переступал через свой страх, посмев сказать ему в лицо о том, в чём же повинен брюнет, сидевший в комнате для допросов, а тот ещё и демонстративно принимал следователя за полного идиота. Даже лысый и продажный адвокат брюнета кривился в усмешке.

– Посмотри! Он снова смеётся над ним! – возмущался младший следователь Борис, стоявший перед затемнённым стеклом потайной комнаты.

Седоголовый психиатр-криминалист недовольно хмурился. На его лице отпечатались морщины присущие людям, обладающим исключительным умом. Мужчина напоминал мудреца, а не человека, которому осталось ещё десять лет до пенсии. Такая у криминалиста была нервная работа. Чутьё мужчины не позволяло ему верить и единому слову брюнета:

– Он лжёт! Он знаком со Шмитом.

Мужчина за стеклом продолжал:

– Я же говорю вам, что впервые слышу об этом человеке. Кажется у вас не важный слух, если вы переспрашиваете меня снова и снова. Вы намереваетесь услышать что-то другое, а не правду. Сожалею, но более мне нечего сообщить вам по интересующему вас вопросу, – улыбался брюнет. – Двенадцать человек могут подтвердить, что меня не было в городе. Двенадцать – против одного господина Шмита. Самое нелепое, что он и не приводит конкретные обстоятельства, указывающие на меня. Как вы, человек со стажем, столь невнимательно читаете показания? Вот в этой части гражданин Шмит описывает следующее: «Мне казалось , что ранее я слышал голос этого человека…». Что уж там ему показалось? Я думаю, что и продолжать этот разговор не имеет смысла. Клевещет ваш многоуважаемый господин Шмит. – Мужчина сидел, скрестив ноги, и перекинул одну на другую. – А ведь я могу обвинить вас в оговоре. Вы приписываете мне сумасшедшее преступление. Я похитил человека? Да ещё и подверг сексуальному насилию! Боже упаси! Какая выдумка! Вам самому не смешно, господин Будко?…. – Мужчина продолжал вести непринуждённую беседу. Тем временем за стеной следователи значительно приуныли:

– Эх! Зубы бы ему повыщёлкивать! Герасим Фёдорович, не выйдет вывести на чистую воду эту гниду. Он и бровью не повёл, увидев показания Шмита. Он прав. Наши доказательства голословны. Шмит не видел преступника. У этого рогатого скота алиби. Что мы можем ему противопоставить?

– Это он, – настаивал на своём криминалист. – Он знает, что мы его раскусили, и наслаждается своим превосходством…. Но…. Нужно его отпускать.

Когда самодовольно ухмыляясь, брюнет в длинном зимнем пальто вышел в коридор и распрощался со своим адвокатом, то встретился лицом к лицу с Герасимом Фёдоровичем. Смотря на бородатого криминалиста сверху вниз, мужчина улыбнулся, ожидая действий старика, желающего порвать глотку этой самодовольной роже на месте, при этом использовав собственные зубы. Уступив здравому смыслу, а не желанию, криминалист протянул руку для рукопожатия:

– Примите наши извинения, Виктор Викторович. Мы лишь следовали показаниям потерпевшего.

– Что же, я принимаю их, – пожав руку, мужчина довольно улыбнулся и прошёл мимо криминалиста.

– Как бы там не было, – продолжал криминалист, смотря в спину господина Картова. – Но в этот раз убийца проиграл нам. Мы нашли Шмита раньше, чем эта нелюдь убила его.

Картов остановился. Даже не удостоив криминалиста своим поворотом к нему, он произнёс:

– Я поздравляю служителей закона. И искренне рад за господина Шмита. Надеюсь на его скорейшее выздоровление, – процедил сквозь улыбку Картов. – А так же надеюсь, что вам удастся обезопасить наше благородное общество и отдать вашу нелюдь в объятия правосудия. – Мужчина уверенно пошёл вперёд и больше не намеривался говорить с этим неприятным типом.

Криминалист знал! Знал, что Шмит был прав, и серийный убийца, которого ловили почти десять лет сейчас уходил от ответственности за свои преступления, торжествуя от своей безнаказанности! Выходил сухим из воды! Снова! Ну, уж нет! Он просто так не уйдёт:

– Глупец! – воскликнул Герасим Фёдорович. От неожиданности Картов повернулся. Мужчине показалось, что обращаются именно к нему. Добившись желаемого эффекта, криминалист продолжал: – Смешно! Этот слабоумный думает, что мы его никогда не поймаем! Но Шмита-то мы нашли! Как не крути, а проигрыш всегда остаётся проигрышем, – самодовольно подвёл он итог. Многозначительно посмотрев на Картова, мужчина подмигнул ему: – Не сомневайтесь, Виктор Викторович, скоро мы его обязательно прищучим, как вонючего клопа.

– Хе-хе. Желаю вам удачи в вашем нелёгком деле…. М-м-м, – немного замешкавшись, Картов улыбнулся. – Кстати, а вы не напомните мне своего имени?

– Васильев Герасим Фёдорович.

– Герасим Фёдорович, я уверен, что фортуна прибудет на вашей стороне.

– Не сомневайтесь. Уж мы с коллегами не упустим её, – сказал криминалист, скрываясь за дверью комнаты для допросов.

Картов направился в сторону лифта и зашёл в кабину с улыбкой на устах. Лишь оставшись один на один с самим собой, он сжал зубы до скрипа.


После посещения криминалистической лаборатории господин Картов по своему обыкновению отправился к себе домой. Он всегда возвращался в своё поместье и никогда нигде не задерживался, кроме своей горячо ненавистной работы. Не так давно ему исполнилось тридцать восемь лет, однако он по-прежнему жил один среди леса и шоссе, за трёхметровым забором под силовым напряжением. Вернувшись в пустой коридор, первым делом мужчина привёл себя в порядок, ибо его педантичная натура не допускала и малейшего расслабления даже в стрессовой ситуации.

Он был расстроен, по-настоящему разозлён своей неудачей и всем сердцем жаждал непременного реванша. Мужчина вздохнул, оказавшись в белом почти совершенно пустом кабинете, где и находиться было страшно, потому что кабинет был огромен и даже в тех случаях, когда кто-то открывал рот, чтобы высказать слово, то в кабинете раздавалось эхо. Пригласить друзей или родных, чтобы скрасить своё раздирающее одиночество, Картов не мог, потому что у него не было ни тех и не других. Он жил совершенно один в этом мире, и если бы не его работа и многочисленные увлечения, правда сопряжённые с одиночеством, то господин Картов непременно сошёл бы с ума до такой степени, что и не узнал бы себя в зеркале. Рядом с Картовым не было ни одной живой души, кроме гигантского серого лабрадора, который даже не встречал его, потому что пёс чуял, что любви от хозяина не могло удостоиться ни одно живое существо. Из-за такого поведения своего питомца мужчина не переставал причитать в голос, непременно ухмыляясь, что его не жалует даже дворняга, которую он кормит. Уже не раз и не два господин Картов задумывался о замене своего питомца на кого-нибудь менее слюнявого и более преданного. Однако пока Картов не придумал, с кем будет попивать чай у камина. Но он был всерьёз озабочен этим вопросом.

Уже было, что мужчина намеривался пустить слезу грусти, как на его измученные глаза попались серебряные флеш-карты, крутившиеся в свете ламп от лёгкого потока воздуха, наконец дошедшего до них. Сквозняк проник в кабинет ещё с того времени, когда господин Картов в него вошёл. Рот брюнета вытянулся в кривую дугу, а его красивое и спокойное лицо сделалось отвратительным. До того мысли охватившие голову мужчины в тот момент, были злы, что даже смогли изуродовать внешность. Однако лицо его изменилось вновь, когда он отчего-то растерялся, подбежал к подвешенным на ниточках флешкам, и стал судорожно их вертеть, читать обозначенные на них фамилии и почти дрожать. Одной фамилии не хватало! От осознания сего факта, господин Картов рухнул на стол. Его не смутила даже сильная боль, полученная им тогда, когда он ударился о ребро прозрачного стекла. Он ощущал себя человеком измученным и опустошённым. Несколько минут он тяжело дышал и сверлил пустым взглядом шкаф.

Вдруг на него нахлынула не контролированная злоба. Картов вскочил, закричал как ополоумевший, схватил со стола бронзовую статуэтку беркута, и стал крушить ей стеклянный стол, который тут же рассыпался на кремовый ворс ковра. За стеклом на ковёр последовали все устройства, ручки и даже документы. Ещё несколько минут, мужчина метался по комнате как раненый. Он всё хватал своё лицо, тянул волосы и бессвязно бормотал, проклиная старика-криминалиста! В коем веке решил Картов что-то изменить в своей жизни, а тут его ожидала такая подлянка!

Отче, отвечая на вопрос Юлии «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня ) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

- Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

- В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

- Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).