Правила игры. Музыкальная гармония – краски музыки Пособие по гармонии для чайников

Гармония (другое название гамма) - это набор звуков, который гармонически вписывается в аккорд, звучащий в данный момент на гитаре. Это набор звуков, которые "не режут слух", то есть допустимы для данного аккорда, другие звуки использовать нельзя. Зачем Вам надо выучить гармонии? Работа эта, на первый взгляд может показаться монотонной, но поняв как располагаются допустимые ноты для того или иного аккорда, Вы в дальнейшем без проблем будете сами собирать любые аккорды. Итак, здесь представлены две гармонии. Для простоты восприятия, начинать гармонию будем с басовой ноты, которая будет располагаться на 6 струне , заканчивать гармонию будем на 1 струне .

Начальная и конечная точки - есть основная нота данного аккорда. Здесь представлены Соль мажор и Соль минор . Для простоты мы обозначили ноты по номерам, двигайтесь от начальных номеров к конечным, это и есть гармония. Заучите гармонию, старайтесь так разместить руку, чтобы она не перемещалась по грифу, работать поочередно должны все пальцы левой руки. Зажимайте по одной струне и перемещайтесь к более высокой ноте, когда дойдете до последней возвращайтесь назад таким же образом.

После того, как Вы поймете как расположены "допустимые ноты" данных двух аккордов, проделайте тоже самое со всеми семью аккордами, находя их главную ноту на Шестой струне гитары.

Сергей

добавлено: 28.01.2018 04:48 [Сообщение N 17]

Здравствуйте Александр,

хочу поблагодарить вас за ваш сайт и терпение с которым вы разъясняете как возможно обучаться игре на гитаре без чтения нот. Я в школьное время закончил музыкальную школу по классу фортепиано с нотами, сольфеджио и хором, но когда заглянул в ноты для гитары... дело не заладилось. На пиано это просто видишь ноту - жмёшь клавишу, но... Одним словом пройдя студенчество и армию я научился подыгрывать на гитаре на традиционном наборе аккордов. Былая подготовка пальцев позволили освоить переборы быстрее чем бой по струнам. Но сколько я не пытался что то начать с нотами, так и не смог. Видимо пиано разбаловало . Теперь же увидев вашу методику воспрянул духом и полон желания углубиться в освоении гитары.

И всё равно, что всякие теоретики от музыки пишут, у них свой путь, большинству обычного народа данная методика будет весьма интересна.

Ещё раз благодарю вас за подаренную мне надежду.

С уважением

Сергей Савенков

Анастасия

добавлено: 25.11.2016 19:31 [Сообщение N 16]

Здравствуйте! Прочтите, пожалуйста, что достаю глупыми вопросами, но вы не могли бы объяснить, что означают эти цифры?! я перечитала все, что написано "до", но так и не вникла. Я понимаю, что здесь показаны совместимые с аккордами струны, но я не понимаю, что это означает, как играть и т.д.
молю об ответе

Ответ: Первая струна на рисунке выше других. Шестая струна на рисунке ниже всех. Гитара показана так, как на неё смотрит гитарист. Возьмите гитару и посмотрите на неё, когда Вы на ней играете, то есть когда она у вас в руках. Вы увидите, что так мы и рисуем на картинке гитару.

Цифры - это места, где зажимаются струны.

на данных картинках - это показаны ГАММЫ, то есть те места, которые ДОПУСТИМЫ в данном случае СОЛЬ мажор (верхний рисунок) и СОЛЬ минор (нижний рисунок)

Игра на гитаре. Музыкальная теория и гармония - Часть 1 (Ноты на грифе гитары) May 13th, 2014

Добрый день коллеги музыканты и все те, кто хочет приобщится к игре на гитаре.

Научившись играть аккордами популярные песни, и узнав простые аккордовые формы, часто встает вопрос а что дальше?
Возникает желание сыграть сольную партию на последовательность аккордов или выяснить зачем нужен аккорд А6/9.
Но возникает множество вопросов:
- какие ноты играть;
- почему одни ноты звучат под аккомпонемент - а другие режут слух;
- почему в до-мажоре всегда играют ре-минор и в очень редких фа-диез минор;
- чем отличаются гаммы до-мажор и до-минор и в каких композициях их обыгрывать;
- какими аккордами играть блюз и джаз, хард-рок или хэви-метал;
и множество других как, зачем и почему.

А если есть желание играть в группе - то на репетициях часто можно услышать:
"Эту песню мы играем в соль-мажор, последовательность I-VI-IV-V (первая, шестая, четвертая и пятая)"
Какие аккорды из последовательности мажорные, а какие минорные и что тут аккорды?? а ведь "во дворе" про это никто ничего не говорил)))
Поэтому современному музыканту просто необходимо знать и разбираться в теории музыки и музыкальной гармонии, в не зависимости от того жанра, в котором вы уже играете или хотите изучить.

Многих гитаристов пугает перспектива обучения нотной грамоте. И наверняка у многих есть друзья музыканты, которые учились в музыкальной школе, но не закончили обучение именно из-за трудностей в с нотной грамотой. Часто от них можно услышать, что ноты - это скучно и трудно. При этом ставятся в пример музыканты, которые не знают нот, но тем не менее стали звёздами и превосходно играют на гитаре. И отчасти это правда. Но не многие учитывают тот факт, что эти люди обладают абсолютным слухом и имеют неоспоримый музыкальный талант.
Многие известные музыканты не учились в консерваториях и музыкальных колледжах. Однако все они приложили много усилий, обучаясь самостоятельно. Самообразование порой бывает не менее эффективным, чем в школе, но для этого требуется большое стремление и самодисциплина.
Многие самоучки-гитаристы не знают нот, и легко играют на слух. Достигается такое обучение по книгам, различным пособиям и самоучителям, видео урокам, а также благодаря общению с другими опытными гитаристами и музыкантами в целом. При подборе музыки на слух, постепенно можно развить свои навыки до высокого уровня.
Вместе с тем знание нот будет очень полезным навыком, которое даст намного больше свободы творческих действий. Так например всемирно известный гитарист Стив Вай проводит много времени в разлётах, и находясь в самолоте он написал много превосходной музыки. Потому что чтобы творить ему достаточно лишь вдохновения и нотной тетради.

Начинать обучение игры на гитаре необходимо с изучения нот на грифе гитары. Это основа - как алфавит в языке.
Вы не сможете прочитать слова, не зная букв из которого оно состоит.
Так же в музыке - зная ноты, можно построить гамму. Из гаммы можно построить аккорды. Взяв последовательность аккордов, можно сыграть или подобрать любую композицию.
Применяя различные лады - можно "окрасить" композицию соответствующим настроением, от глубокой печали до яркой и радостной окраски.

Советы
1. Ваша гитара должна быть отстроена!!! вне зависимости от того какая у вас гитара, Custom Shop или стандартный инструмент. Я рекомендую обратится хорошему гитарному мастеру. Он отстроит "мезнуру" гитары - это крайне необходимо, чтобы ноты звучали правильно, вне зависимоти от того на каком ладу они были взяты. Так же, в процессе обучения, мозг будет запоминать правильные интервалы, а на не настроенной и не отстроенной гитаре в голове образуется "каша". Отстройте высоту струн над грифом - вам должно быть комфортно их зажимать и это не должно отвлекать вас от игры. Если вы планируете использовать тремоло, то после его использования гитара должна держать строй, иными словами после повышения или понижения струны должны возвращаться к первоначальному строю.
2. Настраивайте гитару по тюнеру. Сейчас его можно купить в любом исполнении - будь то педаль или клипса на гриф гитары. Можно купить тюнер со встроенным метрономом, которой не будет далеко не лишним для самостоятельных занятий.

Теория
Ноты в музыке обозначаются первыми семью буквами латинского алфавита - а именно:
A (ля) B (си) C (до) D (ре) E (ми) F (фа) G (соль).

В отечественной музыкальной литературе нота си часто обозначается как Н , а пониженная на пол тона си-бемоль В . Чтобы избежать путаницы, будем использовать международную систему записи нот.

Изучение нот на грифе в стандартном строе начинаем с изучения нот на открытых струнах:
1-я струна - нота Е (ми)
2-я струна - нота B (си)
3-я струна - нота G (соль)
4-я струна - нота D (ре)
5-я струна - нота A (ля)
6-я струна - нота Е (ми)

Следует отметить что нота Е (ми) на 6-й струне находится на две октавы ниже, чем таже нота на 1-й струне.

Упражнение (горизонтальное движение по одной струне)
Последовательно играем ноты на 1-й струне Е (ми) начиная с открытой струны вверх по грифу:


затем вниз по грифу в обратном порядке.

Обратите внимание, что нота Е (ми) на открытой струне отличается от ноты Е (ми) на 12-м ладу на одну октаву. Для удобства на грифе гитары на 12-м ладу нанесены две точки.

переходим ко 2-й струне В (си):


так же играем последовательно, сначала вверх, затем вниз по грифу.

3-я струна G (соль)

4-я струна D (ре)

5-я струна А (ля)

на 6-й струне Е (ми) играем ноты на тех же ладах, как и на 1-й струне

Теперь можно объединить ноты со всех шести струн в одну диаграмму и расширить ее на всю поверхность грифа:

На начально этапе обучения всегда удобно иметь подобную схему под рукой в распечатанном или электронном виде в качестве шпаргалки.

Изучаем самостоятельно
Итак мы изучили расположение основных нот на грифе гитары без знаков альтерации.
Обратите внимание, что расстояние между соседними нотами 2 лада или один тон, исключения составляют пары нот E (ми) F(фа) и B (си) C (до) - между ними расстояние в один лад или пол-тона.
Возникает вопрос - какая нота(ы) находится на втором ладу между нотами С (до) 1-й лад и D (ре) 3-й лад на 2-й струне?
Вы наверняка что-то слышали из школьных уроков музыки про знаки "диез" и "бемоль" и что в пределах одной гаммы есть 7 нот и 12 звуков.

Знак # (диез) - повышает ноту на пол-тона
Знак b (бемоль) - понижает ноту на полтона
В нашем случае, на второму ладу 2-й струны будут соответствовать нота С# (до-диез) или Db (ре-бемоль), в зависимости от выбранной тональности и музыкального лада. Например в гамме соль-мажор появится нота F# (фа-диез), а в гамме фа-минор - ноты Ab (ля-бемоль) Bb (си-бемоль) Db (ре-бемоль) и Eb (ми-бемоль).
Таким образом, мы можем дополнить пропущенные лады нотами повышенными или пониженными на пол-тона соответственно.

В следующей части, изученные ноты выстроим в гамму до-мажор и изучим ее расположение на грифе гитары в различных позициях.

to be continued...

«Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
Теоретические положения курса в основном заимствованы из «Учения о гармонии» Ю. Тюлина (изд. 1937 г.). Некоторые из них разработаны автором самостоятельно. Текст книги представляет собою обработку рукописи 1938 года.
Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Холодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.

После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов—исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане — к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету, объем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желании ученика.
В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
Книгу в целом образуют;
Основной курс (изложенный в форме 30 уроков),
Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки),
Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).

Урок 1. Введение. Голосоведение в мажоре
Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
Урок 3, Голосоведение в мажоре (окончание)
Урок 4. Голосоведение в миноре
Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций).
Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы
Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
Урок 10. Основные аккорды минора
Урок 11. Аккорды натурального минора
Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
Урок 13. Теория модуляции
Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора.
Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через домпиаптсептаккорд
Урок 23, Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства и мажоре и в миноре
Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
Урок 29. Побочные доминанты в миноре
Урок 30. Тональные планы
Дополнение
Приложение, Аккордика
Методические замечания

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

Дмитрий Низяев

Классический курс гармонии основан на строго четырехголосной фактуре, и это имеет глубокое обоснование. Дело в том, что вся музыка в целом - и фактура, и форма, и законы построения мелодии, и все мыслимые средства эмоциональной окраски - происходит от законов человеческой речи, ее интонаций. Все в музыке - от человеческого голоса. А человеческие голоса делятся - почти не условно - на четыре регистра по высоте. Это сопрано, альт (или "меццо" в вокальной терминологии), тенор и бас. Все бесчисленные разновидности человеческих тембров - лишь частные случаи этих четырех групп. Попросту есть мужские и женские тембры, и есть высокие и низкие среди тех и других - вот четыре группы. И, как это ни покажется странно, четыре голоса - разных голоса - это именно то оптимальное количество, необходимое для озвучивания всех существующих в гармонии созвучий. Совпадение? Бог знает... Так или иначе, примем, как данность: Четыре голоса - это основа.

Любая фактура, как бы сложно и громоздко Вы ее ни создали, по сути будет четырехголосием, все остальные голоса неизбежно будут дублировать роли основных четырех. Интересная справка: в четырехголосную схему прекрасно вписываются и тембры инструментов. Даже диапазоны нот, доступные им, практически совпадают с диапазонами человеческих голосов. А именно, в струнной группе: роль сопрано играет скрипка, меццо - альт, тенор - виолончель, бас - контрабас, естественно. В группе деревянных духовых, в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных: труба, валторна, тромбон, туба. Я неспроста все это перечисляю. Вы теперь можете спокойно заменять тембры одной группы на другую, не заботясь о высотном диапазоне, не переписывая мелодий. Можно запросто передать музыку для струнного квартета такому же квартету духовых, и при этом музыка не пострадает, так как роли голосов, структуры их мелодий, технические ограничения, эмоциональные окраски - соответствуют друг другу так же, как у человеческих голосов.

Итак, правило первое: мы будем все делать четырехголосно. Во-вторых, поскольку мы не преследуем целей аранжировки, а только изучаем взаимодействие созвучий (как математика не подразумевает под цифрами физические яблоки или ящики, а оперирует числами вообще), то нам не нужны никакие инструменты. Вернее, сойдет любой, способный издать четыре ноты одновременно, по умолчанию - фортепиано. Кроме того, ради чистоты и прозрачности нашего мышления примеры и упражнения будем писать в так называемой "гармонической" фактуре, то есть, вертикальными "столбами", аккордами. Ну разве что изредка можно будет привести более развитый фактурно пример, чтобы показать, что изучаемый закон имеет силу и в таких условиях. Правило третье: упражнения или иллюстрации по гармонии пишутся на фортепианном (т.е. двойном) нотном стане, причем голоса распределяются по строкам поровну: на верхней - сопрано и альт, на нижней - тенор и бас. Правописание штилей в данных условиях отличается от традиционного: независимо от положения головки ноты штиль направлен всегда вверх у сопрано и тенора, и всегда вниз - у остальных. Дабы голоса в Ваших глазах не перепутывались. Четвертое: если нам нужно назвать многоголосное созвучие словами, ноты перечисляются снизу вверх с указанием знака (даже если он есть в ключе), договорились? В-пятых - это ОЧЕНЬ важно - никогда в гармонии не подменяйте, скажем, до-диез ре-бемолем, хоть это и одна и та же клавиша. Во-первых, эти ноты имеют все-таки разные смыслы (относятся к разным тональностям, имеют разное тяготение и т.д.), а во-вторых, несмотря на общепринятое мнение, они в действительности имеют даже разную высоту! Если у нас зайдет речь о темперированном и натуральном строе (пока что я не знаю, случится ли это), то Вы убедитесь, что до-диез и ре-бемоль - ноты абсолютно разные, ничего нет общего. Так что договоримся пока: подобная подмена одного знака другим может случиться только "по причине", а не по желанию. Это называется "энгармонизм" - такая тема у нас еще будет впереди. Ну-с, приступим, помолясь...

СТУПЕНИ

Все закономерности, изучаемые гармонией, абсолютно точно повторяются в любой тональности, они просто не зависят от названия тоники. Поэтому, чтобы выразить то или иное соображение, годное для любой тональности, мы не можем пользоваться названиями нот. Для удобства звукоряд любой тональности снабжается номерами, которые заменяют названия нот, и вот эти условные номера и называются ступенями. То есть, самый первый, главный звук гаммы - безразлично, какая именно это нота, и какой это лад - становится первой ступенью, дальше счет идет вверх до седьмой ступени (в до-мажоре, например, это "си"), после чего следует снова первая. Номера ступеней будем изображать римскими цифрами "I - VII". И уж если мы обнаружим, что, например, между ре и фа (II и IV ступени до-мажора) интервал малой терции, то можете не сомневаться, что такой же интервал окажется между II и IV ступенями любого мажора, какие бы невозможные знаки там ни оказались при ключе. Удобно, не правда ли?

ТРЕЗВУЧИЯ

Мы уже знаем, что трезвучие - это сочетание из трех нот, расставленных по терциям. Чтобы Вы чувствовали себя вольготно среди трезвучий, советую потренироваться в построении трезвучий от произвольных нот и вверх, и вниз. Причем, хорошо бы уметь это делать просто мгновенно, сочетая три способа: нажимать их на клавишах (хотя бы и на воображаемых), петь их, чтобы наизусть запомнить их окраску, и петь их же молча, в воображении. Так воспитывается "внутренний слух", который поможет Вам иметь звучащую музыку прямо в голове, продолжать работу прямо на улице, и вдобавок подарит Вам мало кому доступную возможность "вести", "петь", отслеживать в уме сразу несколько мелодических линий одновременно (ведь голосом-то Вы не охватите больше одной мелодии за раз!).

Вам уже рассказали, что трезвучия бывают четырех видов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Но это только слова, имена. А вот ассоциируются ли эти слова в Вашем сознании с окраской? Какие эмоции вызывает у Вас слово "уменьшенное"? Вот тут внутренний слух к Вашим услугам, и Вы чувствуете относительную "минорность" (из-за обилия ма-а-а-леньких терций) и режущий "по живому" диссонанс (уменьшенная квинта). В итоге - печальная, щемящая, полная боли, и одновременно попахивающая восточной экзотикой окраска. Вам также рассказали, что такое лад. Мы уже знаем, что если "отобрать" для работы среди абсолютно одинаковых полутонов несколько, расположенных определенных образом на клавиатуре, то появляется понятие тоники, появляются тяготения, словом, неравнозначные взаимоотношения между выбранными нотами. Лад - это и есть весь набор тяготений, устойчивостей некоего конкретного набора звуков. Введем теперь новый термин - "диатоника". Это нечто вроде системы координат, внутри которой у нас происходят все события. То есть, мы имеем дело только с семью клавишами из двенадцати в каждой октаве, а остальные пять как бы не существуют для нас. Эти семь клавиш - это и есть диатоника, диатонический звукоряд, текущая система координат для данных тональности и лада, это понятно? Любой звук, не принадлежащий к этому звукоряду, считается уже не "диатоническим", а "хроматическим" (в данной тональности). И вот теперь вернемся к нашим трезвучиям. Из уроков по теории Вы знаете, что мажорное трезвучие состоит из большой и малой терций, верно? Но это - вне тональности. А вот в пределах диатоники того же до-мажора на первый план выходит уже сочетание ступеней лада и их тяготений, интервалы же между ними теряют всякий интерес. Например, мажорное трезвучие от ноты "фа" действительно состоит из большой (фа-ля) и малой (ля-до) терций, и это еще ни о чем не говорит, это безликое и неокрашенное определение. И если мы нажмем трезвучие "фа - до - ля", то оно окажется состоящим из квинты и сексты, и не подойдет под это определение! А вот в условиях тональности до-мажор, наше трезвучие обретает смысл: это субдоминантовое трезвучие, независимо от расположения нот внутри него. В нем становятся заметны характеры и желания каждой ноты.

"Фа" - довольно твердо стоит на ногах, но не прочь пойти в "ми". Потому что "фа" - прима, основной звук аккорда, и если его разрешить в "ми" - оно станет всего лишь терцией нового аккорда - а любому ведь приятнее быть первым парнем на деревне, чем мелкой сошкой в городе! "Ля" - звук неустойчивый и нерешительный, хоть и улыбается. Судите сами: "ля" и тут не является лидером, и после разрешения ему не светит ничего лучше, чем быть от тоники дальше всех. Однако "ля" - все-таки мажорная, большая терция, поэтому излучает оптимизм. "До" - совсем другое дело. Она выше всех, она на верном пути, ей предстоит стать королевой (то бишь, тоникой) и при этом и пальцем шевелить не придется. "До" останется на своем месте, а почет и уважение придут к ней сами. Вот Вам событие "фа-ля-до... ми-соль-до", содержащее сразу множество эмоций и приключений. Вы можете догадаться, что в условиях другой тональности, когда фа-мажорное трезвучие окажется на другой ступени, каждая его нотка будет иметь совсем другие краски и эмоции, по-другому тяготеть. Сделаем такой вывод - узнать, как строится тот или иной аккорд еще мало! Самое интересное с этим аккордом будет происходить только в тональности. И с точки зрения гармонии любое трезвучие должно именоваться не мажорным или минорным - это теперь совсем не главное - а трезвучием той или иной ступени, или той или иной функциональной группы. Тем более, что построить его можно отнюдь не только по терциям, согласны?

Теперь просто проследим, какими трезвучиями мы располагаем в мажоре и миноре. Не думаю, что это следует заучивать, это запомнится постепенно само по себе; просто проследим. Для этого возьмем натуральный (то бишь, основной, неизмененный) мажорный звукоряд, и от каждой его ступени отмерим трезвучие. Нас не должно волновать, большие там или малые терции получаются, мы должны только отмерять ступени через одну, оставаясь в данной диатонике, о-кей?

И так далее. Построив все, что можно, мы получим такой список для мажора: I ступень-мажорное; II - минорное; III - минорное; IV - мажорное; V - мажорное; VI - минорное; VII - уменьшенное. А для минора: I ступень - минорное; II - уменьшенное; III - мажорное; IV - минорное; V - минорное; VI - мажорное; VII - мажорное.

Обобщим: в обоих ладах трезвучия основных ступеней (I, IV, V) совпадают с основным ладом. Медианта и субмедианта (III, VI) имеют противоположный лад. Трезвучия же вводных ступеней (это II и VII, соседние с тоникой) нужно просто запомнить, они не вписываются в симметричную схему. Чтобы Вам не пришлось возвращаться к вопросу, где и какие трезвучия в тональности располагаются, потренируйтесь:

1. Отыскивать тонику от трезвучия (например, трезвучие "си-бемоль - ре - фа, мажорное: в каких тональностях может встретиться; какова тоника, если данное трезвучие является VI ступенью? Или III-й? Или IV-й?).
2. Строить трезвучия любых ступеней в любой тональности. На время! Советы: трезвучия стройте пока что в классическом виде, как учились на уроках теории музыки. Не измышляйте пока всяких обращений. Пока задача: узнавать, из каких нот состоит аккорд, а расположение нот, даже в какой октаве - пока неважно. Во-вторых, постарайтесь не привыкать слишком к до-мажору, пытайтесь работать в любых тональностях. От Вашей гибкости и независимости от количества ключевых знаков зависит вообще, сумеете ли Вы хоть что-то применить в жизни. Никакие сведения у Вас в голове не должны сохраняться в виде названий нот. Иначе, зная, что "до-ми-соль" - мажорное трезвучие, Вы не признаете такого же трезвучия в нотах "ля-бемоль - до - ми-бемоль", понимаете? Будьте универсальнее! На следующем занятии, когда Вы будете уже щелкать эти ступени и трезвучия, как орешки, мы поучимся их соединять между собой и попытаемся раскрасить ими какую-нибудь мелодию.