Развитие 2 месячного ребенка что должен уметь. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Большинство родителей беспокоятся о том, как развивается их сын или дочка, и стараются понять, действительно ли чадо обладает всеми умениями, которые доступны для его сверстников. Так, через некоторое время после обретения нового статуса мама и папа задумываются, что умеет ребенок в 2 месяца, и как проверяется уровень полученных им способностей.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Практически сразу после родов маленький человечек начинает осваивать новые умения и по прошествии 60 дней демонстрирует очевидный прогресс во всех сферах. Развитие ребенка в 2 месяца жизни характеризуется завершением периода первичного привыкания к условиям, в которых он неожиданно оказался, и заметным совершенствованием индивидуальных особенностей.

Что происходит с ребенком в 2 месяца?

Бутуз, который появился на свет 60 дней назад, в норме проявляет интерес ко всему. Если взрослый возьмет кроху на руки, он начнет крутить головкой влево и вправо, чтобы поближе рассмотреть интересные объекты. Физическое развитие ребенка в 2 месяца делает стремительный скачок. Поскольку мышцы малютки к этому моменту уже полностью расслаблены, маленький человечек начинает совершать все больше хаотичных движений конечностями. Расположившись на животике, он неплохо удерживает головку, при этом улучшается и координация – карапуз пытается дотянуться и дотронуться до погремушки.

Что понимает ребенок в 2 месяца?

Молодым родителям необходимо понимать, что осознает их крошечное чудо, и каково состояние его психоэмоционального фона. Двухмесячный карапуз уже абсолютно осознанно улыбается, увидев кого-то из близких или услышав мамин голос. Нормы развития ребенка в 2 месяца характеризуются также добавлением множества новых эмоциональных реакций и появлением отрывочных гласных звуков во время плача.

Как видит ребенок в 2 месяца?

Нередко взрослые люди задаются вопросом, предстает ли перед глазами у новорожденного малютки четкая или расплывчатая картинка. В действительности, крошечный человечек очень хорошо фокусирует свой взгляд на объекте, который остается неподвижен, и отчетливо различает его крупные части. Маленькие детальки и сложные формы младенец пока может не замечать.

Между тем, зрение ребенка в 2 месяца не позволяет ему следить за объектом, который перемещается в любом направлении. Особенно сильно малюток, которые появились на свет около 60 дней назад, привлекают лица родителей и крупные фигуры. Так, если мать в течение продолжительного времени стоит над кроваткой крохи и практически не шевелится, сын или дочка будет внимательно изучать ее черты и надолго их запомнит.


Что может ребенок в 2 месяца?

Навыки ребенка в 2 месяца кажутся незначительными, однако, для дальнейшего воспитания карапуза они очень важны. Чтобы в будущем малыш хорошо учился и развивался не хуже своих сверстников, следить за его успехами нужно с самого рождения. Так, молодым родителям нужно обращать внимание на появление у отпрыска следующих способностей:

  1. Если положить новорожденного мальчика или девочку на животик на горизонтальную поверхность, он будет уверенно удерживать головку на достаточном расстоянии от нее.
  2. Проявляет реакцию на звуковые явления – услышав отчетливый звук, крутит головой и направляет взгляд туда, откуда поступил раздражитель. Эта способность является самой важной из того, что умеет ребенок в 2 месяца, поскольку она может продемонстрировать родителям и близким родственникам, хорошо ли наследник слышит, и адекватно ли реагирует головной мозг малютки на поступающие внешние сигналы.
  3. При появлении матери или другого близкого родственника в поле зрения двухмесячное чадо начинает улыбаться, махать ручками и демонстрировать радость другими способами.
  4. Кроме того, двухмесячный бутуз уже может отличать дневное время суток от ночного. Это помогает ему быстрее засыпать вечером и крепче спать ночью, однако, совершенно не означает, что вся семья может наслаждаться спокойным и здоровым сном. Большинство деток беспокоят колики и другие проблемы, из-за которых они плачут и кричат по ночам.
  5. Еще одно очень важное умение из того, что умеет ребенок в 2 месяца, - фокусировка взгляда на крупном недвижимом объекте. Если малыш не научился этого делать, данный факт не стоит игнорировать - на раннем этапе можно исправить ситуацию, обратившись к доктору.

Достижения ребенка в 2 месяца

Среди того, что делает ребенок в 2 месяца, присутствует несколько умений, которые можно причислить к рангу достижений. В норме кроха может осваивать эти навыки до окончания первого или начала второго триместра жизни, но большая часть современных малышей уже к моменту исполнения им 60 суток уверенно владеет такими способностями, как:

  1. Активно демонстрирует который является адекватным ответом на дружелюбное и спокойное обращение взрослых.
  2. Вокализирует гласные во время произнесения различных звуков.
  3. Лежа на животе, одновременно приподнимает голову и конечности, и совершает «плавательные» движения.
  4. Находит глазами источник звука и останавливает на нем свой взгляд.
  5. с бочка на спинку.

Чем заниматься с ребенком в 2 месяца?

Любящая и заботливая семья обязательно рассматривает варианты, чем занять ребенка в 2 месяца, чтобы потраченное время пошло ему на пользу. Хотя чадо в столь нежном возрасте еще, казалось бы, совсем ничего не понимает, в действительности, это далеко не так. Даже с таким крошечным карапузом можно придумать массу веселых, забавных и интересных занятий, которые смогут сплотить молодую семью и помочь крохе освоить новые способности.

Чему учить ребенка в 2 месяца?

Молодым родителям нужно знать, чему научить ребенка в 2 месяца, чтобы его развитие протекало планомерно и размеренно. На этом этапе кроха может познакомиться с такими навыками, как:

  • дифференциация «своих» и «чужих» людей, звуков, голосов;
  • кратковременное удержание головки над горизонтальной поверхностью;
  • проявление эмоциональной активности в преддверии излюбленных процедур – кормления, купания и так далее;
  • интерес к собственным движениям;
  • в норме двухмесячный бутуз предпочитает общение с живыми людьми, а не с предметами.

Для того чтобы совершенствовать все то, что может ребенок в два месяца, матери и отцу совместно с педиатром следует продумать ежедневные занятия, которые в обязательном порядке включают в себя легкий массаж, чтение потешек, сказок, прибауток и других литературных произведений, пение колыбельных и веселых песенок, купание в теплой воде и другое. Кроме того, для улучшения физических навыков отпрыска полезно закаливать путем приема воздушных ванн.

Большинство врачей считает, что для правильного и полноценного развития младенца его достаточно кормить материнским молоком. В этой питательной жидкости содержится множество витаминов и микроэлементов, поэтому не отказывайтесь от естественного способа кормления сына или дочери, если у вас есть такая возможность. При этом следует учитывать, что не все из того, что умеет определенный ребенок в 2 месяца, должно наблюдаться у каждого малыша. Организм новорожденного индивидуален, поэтому не следует предъявлять к своему наследнику слишком серьезных требований.

Новорожденный прошел основной этап акклиматизации и готов к развитию. Работа систем и органов отлажена, что дает возможность организму тратить ресурсы на обретение новых навыков и умений. Родителям пора задуматься о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. С этого момента наступает активное физическое развитие и изучение окружающего мира.

Единственное существенное различие между мальчиком и девочкой – формирование внутренних половых органов. У мальчиков этот процесс сопровождается болевыми ощущениями, а девочек нельзя высаживать до полугода.

Основные навыки двухмесячного грудничка

  1. Держит голову. Находясь на руках в вертикальном положении, грудничок может сам удерживать голову. Желательно подстраховывать малыша, ведь мышцы еще не полностью окрепли. Ребенок может делать повороты в разные стороны, рассматривая окружающую обстановку.
  2. Поворачивает голову на звук. Развитие слуха и укрепление мышц шеи позволяют новорожденному поворачиваться к источнику звука. Он понимает, с какой стороны он доносился и осознает происходящее.
  3. Улыбка. Второй месяц жизни характерен проявлением осмысленных эмоций. Улыбка становится первым осознанным проявлением чувств, после плача. Новорожденный узнает родителей и улыбается им.
  4. Мимика, интонации. Плачь становится разноплановым. Используя интонации, со 2 месяца, ребенок может выражать различные эмоции и состояния: ему скучно, страшно, грязный памперс, проголодался. С каждым месяцем навык будет улучшаться. Мимика не ярко выражена, но зачатки положены. Кроха может нахмуриться, надуть губки или широко открыть глаза и ротик, радуясь.
  5. Фиксирует взгляд. Распознавание предметов на максимальном расстояние 50 см становится естественным явлением. На 2 месяц ребенок различает форму и цвет предмета. Новорожденный в состоянии сфокусировать взгляд на неподвижном предмете и изучать его. Больше всего любит изучать мамино лицо, но так как мама не может постоянно наклоняться над кроваткой, неплохой заменой будут специальные карусели на детскую кроватку.
  6. Звуки . Нечленораздельное гуление окрашивается гласными. Грудничок начинает произносить простейшие «а» и «у». Именно поэтому, раннюю «речь» называют «агуканье».
  7. Координация. Тонус мышц почти спал, давая возможность свободно использовать свои ручки и ножки. Важным достижением новорожденного, на второй месяц жизни, является способность тянуться к предмету. Взрослому это действие кажется банальным, но для грудничка это сложная цепочка событий. Он должен увидеть предмет, сфокусировать на нем взгляд, определить направление и расстояние, и направить свою руку в нужную сторону.
  8. Держит предмет. Грудничок способен удерживать предметы, помещающиеся в ладошке погремушка или мелкий предмет. Если дать их ему, или они окажутся в зоне досягаемости, ребенок схватит их и будет держать.
  9. Изучает конечности. Способность управлять, позволяет рассмотреть руки и ноги, попробовать их «на зуб».
  10. Все тянет в рот. Ребенок в состоянии схватить предмет. Следующим логичным действием будет узнать, что он из себя представляет. Взрослые знают материалы и их свойства из личного опыта в детстве, либо благодаря литературе и интернету. Новорожденный постигает азы естествознания единственным доступным ему образом – ртом. Это наиболее чувствительная зона. Прочие органы чувств развиты не в достаточной степени, да и сопоставление фактов об ощущениях и их источнике, еще не выработано. Все, до чего может дотянуться грудничок, оказывается во рту. Родителям следует быть особо осторожными, ведь мелкими предметами ребенок может подавиться или пораниться, о что-то острое. На 2-ой месяц, кроха отличает мамину грудь от прочих элементов окружающей среды, попавших в рот. Если он хочет грудь, его не получиться отвлечь, чем-либо другим. Он будет плакать, требуя именно ее.
  11. Все хватает. Ребенок хватает все, что попадается под руку – игрушку, простынь, мамины наушники, волосы и уши родителей, когда находится на руках.
  12. Приподнимает голову. Лежа на животе, младенец пытается поднимать голову.
  13. Плавает под водой. Рефлекс задержки дыхания все еще присутствует, поэтому, если нет противопоказаний, можно приобщить кроху к подводному плаванью. Плавательные движения заложены в рефлекс, и ребенок будет комфортно себя чувствовать, уверенно двигаясь.
  14. Долго спит. В течение 2 месяца сон все еще продолжительный – около 18 часов в сутки. Периоды бодрствования незначительно увеличиваются по времени.
  15. Отличает день от ночи. Ребенок начинает различать день и ночь. Появляется возможность наладить его режим дня, подстроив активность на дневное время.
  16. Угасают рефлексы. Врожденные рефлексы идут на спад, постепенно заменяясь осознанными действиями. К примеру — голодный ребенок будет сам тянуться и просить грудь, либо когда увидит ее.
  17. Спокойно лежит. Гипертонус мышц приводит к постоянным подергиваниям конечностей в период бодрствования. Со 2 месяца ребенок перестает испытывать «конвульсии» и может лежать без движений, даже если не спит.

Нужен ли режим дня

Первый месяц жизни новорожденного самый тяжелый и для него, и для его родителей. Организм крохи проходит тяжелую стадию акклиматизации. Работа его биоритмов не отлажена. Бывают случаи, когда вследствие неразберихи распорядка, в течении 1-го месяца, ребенок путает день с ночью и период его бодрствования припадает на темное время суток.

Перенастроить кроху будет очень сложно. Это травмирует его нервную систему, нарушит питание, сон и долгое время ребенок будет капризным, плаксивым и раздражительным. Во избежание подобной неприятности, уже на второй месяц жизни грудничка, необходимо выстраивать режим дня.

Прежде всего, мама должна понять, что домашние обязанности стоят на втором месте, после ухода за ребенком. Иногда мама приходит к выводу, что крепкий глубокий сон ребенка в течение дня, очень удобен. В это время можно справиться по хозяйству, сходить в душ, приготовить покушать и уделить внимание себе. А ночью (поздно вечером), когда ребенок просыпается, ему можно уделить все свободное время.

Во-первых – необходимо думать о пользе, которую данный распорядок принесет самому ребенку. Природой в человека заложены определенные биоритмы, и если режим дня им не соответствует, организм страдает. Если мама думает «ребенок сам так захотел, значит так надо», она заблуждается! Малыш не хочет, он изучает и исследует, подчиняясь инстинктам. Если ему в 2 года дать в руки нож, он и его потянет в рот, и не потому что «хочет», а потому что рефлекс. Задача родителей направлять врожденные потребности и рефлексы в правильное русло, помогая организму отладить свою работу.

Во-вторых – это сейчас ребенок бодрствует полтора – два часа. Дальше, время будет увеличиваться, и к полугоду ребенок будет вести активный образ жизни до 4 часов к ряду, а перевести график сна и бодрствования, означает нарушать режим питания, который в свою очередь нарушит работу пищеварительной системы. Начнутся проблемы со стулом, вес упадет, нехватка мышечной массы затормозит физическое развитие и т.д.

Для помощи в развитии и предотвращении негативных последствий, необходимо сформировать приблизительный график и следовать ему вместе с малышом:

  • время основного кормления должно приблизительно совпадать ежедневно;
  • укладывать ребенка спать на ночь, также нужно в одно и то же время;
  • для упрощения настройки режимов питания и сна, распишите нагрузку на малыша по времени.

— Купание. Заранее подготовьте все необходимое и посчитайте, сколько времени понадобится для самого процесса, сколько нужно на воздушные ванны или массаж, сколько ребенок будет есть. Допустим, это займет 45 минут. Приступайте к купанию за 50 минут до желаемого отбоя. В течение некоторого времени ребенок привыкнет, и будет засыпать быстро и глубоко. Самое главное – твердость мамы. Постоянное поддержание распорядка дня, вне зависимости от причин и возможностей, обязательно принесет свои плоды.

— Прогулки. Мамам нужно запомнить, что наиболее крепкий сон у новорожденного, в первые пол года жизни, наступает на улице во время прогулки. Ему не интересны кошечки, собачки и листики – он их попросту не видит. Он не понимает прелести цветения, так как плохо различает запахи. Свежий воздух, мерное покачивание коляски и плотный обед способствуют здоровому и полезному сну. Помня об этом, старайтесь вывозить грудничка на прогулку в обеденное время. Постепенно, организм запомнит, что после 12 часов дня, надо плотно покушать и спать. Ребенок сам начнет просить грудь и засыпать в заданный период.

Играем с ребенком

Ребенка в течение 2 месяца жизни можно заинтересовать игрушками, разного цвета и формы, а также звуками. Повесить на кроватку специальный мобиль будет простейшим решением задачи. Грудничок будет рассматривать предметы, касаться их ручками, изучая. Также, можно развесить над кроваткой или по ее бортам с боков другие игрушки.

Лучше всего, носить ребенка на руках по комнате и показывать ему различные предметы, поднося его к ним на расстояние полуметра или давать ему в ручки. Попутно описывать то, что кроха видит: это цветок, он зеленый; это часы, они коричневые; это ложка, она серая и с нее кушают. Делать это нужно как можно чаще.

В плане физического развития, применяется гимнастика для новорожденных и массаж.

«Агукайте» вместе с малышом, повторяя за ним, но с большей артикуляцией. Ребенок будет смотреть, запоминать и стараться делать так же.

Когда ребенку исполняется 2 месяца, его взгляд меняется. Он более сосредоточен, когда ребенок смотрит на что-то или кого-то. Это поведение отличается от зрительных способностей новорожденного. Сразу после рождения взгляд ребенка рассеян, а в 2 месяца уже довольно осмысленный.

Ребенок в 2 месяца уже спит гораздо меньше, после кормления сразу не засыпает, а может погулять в кроватке.

При резких звуках и ярком свете ребенок реагирует сразу же – он плачет в ответ. Родители к тому моменту уже умеют различать особенности плача ребенка и понимают, когда он плачет из-за голода, когда – от холода, а когда – от боли.

Ребенку в 2 месяца нравится слышать голос мамы или папы, он стремится к общению, но сам, кроме как плакать, сообщить о своих потребностях не может. Поэтому стоит разговаривать с малышом как можно чаще. При разговоре желательно менять тембр голоса, это поддерживает интерес малыша к разговору взрослых и постепенно он начинает сам издавать простые звуки. Их называют гулением.

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

Двухмесячные дети уже намного лучше контролируют движения своего тела. Это означает, что они могут держать головку немного устойчивее, лежа на животе или поддерживать ее в вертикальном положении.

На втором месяце жизни дети продолжают демонстрировать сильный сосательный рефлекс. Ребенку нравится сосать кулак или несколько собственных пальцев. Это один из лучших способов младенцев, чтобы успокаивать себя.

В возрасте 2-х месяцев ваш ребенок еще не имеет достаточной координации, чтобы играть с игрушками. Но ребенок может на короткое время удерживать игрушку, если ему ее дать в руки.

Сон ребенка в 2 месяца

В этом возрасте дети спят от 15 до 16 часов в сутки. Но дети в двухмесячном возрасте обычно не готовы спать всю ночь. Это особенно актуально для грудных детей, которые просыпаются ночью каждые три часа, чтобы поесть.

Вы можете помочь своему ребенку научиться засыпать самостоятельно. Для этого переложите ребенка в кроватку, когда он еще сонный, но пока не уснул.

Ребенка в 2 месяца нужно приучить спать на спине, чтобы уменьшить риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Вы можете дать ему достаточно времени полежать на животе, когда ваш ребенок бодрствует и вы можете его контролировать. Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, уберите все лишнее из кроватки ребенка: подушки, одеяла, мягкие игрушки и погремушки.

Зрение ребенка в 2 месяца

В два месяца дети могут видеть объекты и людей на расстоянии до 45 сантиметров. Это означает, что ребенку лучше видеть родителей, когда они находятся довольно близко, но лучше всего лицо матери видно ребенку во время кормления. Ребенок уже в состоянии следить за движениями мамы, когда она находится рядом.

Слух ребенка тоже улучшается. Ребенку в 2 месяца особенно понравится слушать звук маминого голоса.

Второй месяц жизни ребенка: общение

Общение ребенка состоит из плача. Но вы можете также услышать от ребенка звуки вроде булькания, хрюканья и даже воркования. Ребенок в два месяца может узнавать лицо и голос мамы и реагировать на них. Вы даже можете увидеть на личике малыша намек на улыбку – полноценно улыбаться он научится позже.

Одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать в этом возрасте, это разговаривать с вашим ребенком. Да, 2-х месячные дети не могут разговаривать, но они будут реагировать на звук голоса мамы, и это стимулирует их приступить к формированию своих первых слов в течение ближайших месяцев.

Первые месяцы жизни ребенка захватывающие и одновременно волнительные для молодых родителей. Не бойтесь обратиться за советом к врачу, когда вы в этом нуждаетесь. Ваш педиатр - лучший источник информации, но могут помочь своим опытом также семья и друзья.

Сегодня родители много ездят. В результате, дети проводят много времени в специальном кресле на автомобильных сидениях. Знайте, что маленькие дети должны иметь возможность передвигаться в различных позициях в течение дня, чтобы тренировать мышцы.

Это позволит им научиться ползать и в конечном итоге ходить. Чередуйте периоды движения вашего ребенка с прогулками в коляске, не забывайте брать вашего ребенка на руки – это лучшая терапия для него. Дети не должны постоянно спать в коляске или автокресле.

Объятия и поцелуи, а также разговор родителей очень важны в первые месяцы вашего ребенка. Не забывайте также делать массаж ребенку.

Когда ребенок кричит, попробуйте различные успокаивающие методы. Некоторые дети реагируют на тихую спокойную музыку или пение. Других успокаивает так называемый ""белый"" шум (например, монотонно работающее радио). Экспериментируйте, чтобы найти способы, которые лучше всего работают для вашего 2-месячного ребенка.

Воспитание и игры с ребенком в 2 месяца

  1. Помогайте ребенку сконцентрировать зрительное внимание на ярких игрушках. Зная особенности зрительного восприятия малыша, перед ним можно перемещать яркую куклу на расстоянии 25 см от лица. Постепенно ребенок научится следить за этой игрушкой и даже немного улыбаться. Водите игрушку сначала по вертикали, потом по горизонтали. Это позволит ребенку укреплять глазные мышцы. Когда ребенок потеряет интерес к игре, прекратите ее.
  2. Чтобы развивать слух ребенка, вешайте над ним погремушки или игрушки с мелодичным звоном.
  3. Ничего, что ребенок пока что не может говорить с вами. Пойте ему ритмичные песенки и читайте ритмичные детские стихи. Это будет воспитывать у ребенка чувство ритма.
  4. Занимайтесь с ребенком физическими упражнениями. Можно делать ему «велосипед», беря ножки в ладони и крутя ими в воздухе, как будто малыш едет на велосипеде.
  5. Купание и закаливание – очень хороший способ укрепления иммунной системы двухмесячного малыша. При обливании и растирании температура воды должна быть сначала не ниже 34 градусов, затем постепенно доводят температуру воды до 24 градусов. Градусы понижают в течение недели, уменьшая температуру воды каждый день на два градуса.

Теперь Вы узнали, что должен уметь ребенок в 2 месяца. А он уже умеет много. Научится еще большему, если родители будут уделять ему достаточно внимания.

2 месяц развития ребенка ознаменован многими достижениями. В этот период жизни малыша совершенствуются органы осязания, слуха, зрения, вкусовые рецепторы. Вы сами удивитесь, как быстро малыш усваивает новые движения, овладевает новыми умениями.

Ребенок познает мир

Важно помочь малышу развить необходимые познавательные способности с помощью специальных игр и упражнений. Кроха умеет ненадолго фиксировать взгляд на интересующем его предмете. Для дальнейшего совершенствования зрительного восприятия важно научить его не только рассматривать предмет, но и следить взглядом за его перемещением.

Упражнение «Следим взглядом» . Покажите малышу яркую игрушку размером 15–20 см. Расстояние от предмета до уровня глаз должно быть не менее 40 см. Начинайте движение игрушки только тогда, когда убедитесь, что ребенок задержал на ней взгляд. Плавно перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз. Кроха учится провожать взглядом движущуюся игрушку, слегка поворачивает голову, чтобы расширить угол обзора.

Предмет нужно перемещать медленно и плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. Вправо и влево игрушку перемещают на такое расстояние, при котором малыш сможет повернуть голову вслед за ней. Не беда, если кроха на первом занятии проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении: совсем скоро он будет следить за предметом, движущимся во всех направлениях и плоскостях.

Ручку погремушки небольших размеров можно вложить малышу в ладошку, тем самым развивая тактильные ощущения и хватательный навык. Постепенно ребенок учится удерживать погремушку довольно длительное время, подносит ее к лицу, рассматривает, касается язычком и губами.

Ближе к двум месяцам кроха различает не только основные цвета, но и их оттенки. Это отличное время для тренировки цветового восприятия. Ваша задача - обогащать ребенка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность.

Карусель, карусель…

Удачное изобретение для развития зрительно-слуховых ощущений – музыкальная карусель (ее еще называют мобиле), которая крепится на кроватку и подвешивается над малышом так, чтобы он мог рассматривать игрушки. Такая карусель развивает навыки слежения за перемещением предметов по кругу, а также слуховое и зрительное сосредоточение. Малышучится слушать мелодии, различать и воспринимать цвета и форму.

Игра «Разноцветный мир». Для такой игры подойдут небольшие разноцветные резиновые или мягкие игрушки. Например, желтая уточка, зеленый мяч и т.д. – всего 4–5 игрушек. Демонстрируя игрушку, обязательно разговаривайте с малышом, привлекайте к ней его внимание. Показав игрушку, назовите ее цвет. Такая игра развивает память, зрительно-двигательную координацию и цветовое восприятие.

Игрушку нового цвета ребенок будет рассматривать дольше, чем уже знакомую. Важно не только показать малышу игрушку, но и дать возможность потрогать ее: самостоятельно он это сделать пока не может. Возьмите ручку ребенка в свою и проведите по игрушке или вложите игрушку в ручку. Такая игра способствует установлению взаимосвязи зрительных и тактильных ощущений.

Главное, что нужно для развития зрения и мыслительных способностей в этот период, – чтобы малыш отчетливо и без напряжения видел игрушку. Поэтому мелкие игрушки подносите на расстояние 40–50 см, крупные – 60–70 см.

Для развития слухового восприятия и сосредоточения пригодятся музыкальные игрушки, погремушки, пищалки, простые музыкальные инструменты. Показывая ребенку игрушку, «озвучьте» ее. Кроха замирает и прислушивается к доносящимся звукам, сравнивает полученные слуховые ощущения. Медленно отведите игрушку в одну сторону, в другую – дитя следит взглядом за ее перемещением.

Следующее упражнение совершенствует зрительно-слуховую координацию, помогает ребенку научиться различать и сравнивать неодинаковые тембры звучания.

Упражнение «Угадай, что звучит?» Для этой игры понадобятся две яркие погремушки или музыкальные игрушки с разным звучанием. Например, одна звучит глухо, другая – звонко (погремушка и колокольчик). Сначала покажите малышу одну игрушку, позвените ей. Отведите ее, например, вправо и снова позвените. Ребенок провожает взглядом звучащую игрушку. Затем вторую игрушку расположите слева от ребенка и позвените ею. Малыш пытается определить, откуда идет звук. Он сравнивает различные слуховые ощущения, поворачивает голову в сторону другого, отличного от первого звука, рассматривает вторую игрушку. Таким образом мы одновременно стимулируем совершенствование двух сфер ощущений ребенка – зрительную и слуховую.

Для обучения малыша умению реагировать на звучание, развития зрительно-ориентировочного восприятия можно использовать не игрушку, а собственный голос, на который, кстати, малыш реагирует более активно, с повышенным интересом.

Упражнение «Где моя мама?». Ненадолго выйдите из комнаты, в которой находится кроха. Вернувшись в помещение, не подходите сразу к ребенку, а позовите его по имени. Малыш замирает, пытается повернуть головку в вашу сторону и отыскать вас взглядом.

Слуховое сосредоточение и внимание полезно развивать с помощью чтения ребенку потешек, пестушек, коротеньких выразительных стихов, пения детских песенок.

Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут–поедим
И воробушкам дадим.
Ши – полетели, на головку сели!

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Киса, кисанька, коток,
Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди детку качать.

Одновременно с развитием слуха можно совершенствовать сферу тактильных ощущений.

Упражнение «Веселая гимнастика» Во время проведения воздушных ванн, когда кроха лежит голенький, постарайтесь дать ему разнообразные ощущения: прикоснитесь к ручкам и ножкам, туловищу, животику разнофактурными предметами, например детской мочалкой, банной рукавичкой, мягким шариком-игрушкой, колючим резиновым мячиком. Естественно, поглаживания и прикосновения должны быть легкими и осторожными: так вы подарите ребенку новые ощущения от соприкосновения с разнообразными по фактуре поверхностями.

Время бодрствования ребенка еще очень мало. Кроха быстро устает, его внимание пока неустойчиво. Поэтому продолжительность развивающих занятий не должна превышать 4–5 минут.

В движении – жизнь

На втором месяце жизни движения ребенка становятся все более активными и разнообразными. Общение со взрослыми непременно вызывает у него не только радостную улыбку, но и двигательное оживление: кроха быстро и беспорядочно сучит ручками и ножками. Для ребенка это один из способов продлить контакт со взрослыми, своеобразное безречевое общение. Ласково разговаривая с малышом, улыбаясь ему, мы провоцируем ребенка энергично двигаться, а это уже является своеобразной зарядкой для маленького непоседы.

Важно выкладывать кроху на животик, способствовать тому, чтобы он поднимал головку, укрепляя мышцы шеи и спины, и держал ее в таком положении некоторое время (не менее 5 секунд). Для этого покажите малышу яркую игрушку, то перемещая ее ближе, то удаляя. Можно привлечь внимание звучащей игрушкой. Ребенок старается приподнять головку, чтобы посмотреть на интересующий предмет. Дайте ему возможность отдохнуть от этого упражнения, нежно поглаживая спинку в области лопаток.

Упражнение «Большое путешествие» Осторожно придерживая головку малыша, возьмите его на руки в вертикальное положение. Походите по квартире, обращая внимание ребенка на разные предметы интерьера: блестящую кухонную утварь, зеркало, комнатные растения, часы. Расскажите ему об этих предметах. Пусть кроха осваивает новые пространства пока с помощью близких, учится рассматривать и слушать. С помощью такого упражнения мы не только обогащаем мозг ребенка разнообразными впечатлениями, но и способствуем укреплению мышц спины и шеи, развиваем способность крохи удерживать головку.

Работу по тренировке мелкой моторики, т.е. тонкому движению пальцев рук, можно начинать уже сейчас. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик по отдельности, сгибайте и разгибайте его, массируйте «подушечки» круговыми движениями.

Следующая игра отлично развивает тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие пальцев рук.

Игра «Возьми – отдай» Вложите в ручку ребенка яркую атласную ленточку или деревянную палочку (например, стержень от пирамидки). Когда кроха рефлекторно сожмет кулачок, обхватив ленточку, слегка потяните за нее. Забрать предмет у малыша не так-то просто: он сожмет кулачок еще крепче, удерживая игрушку.

Отличным занятием для малыша являются упражнения на большом надувном мяче – фитболе. Положив кроху животом на мяч, осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, придерживая ребенка в области лопаток и ягодиц. Упражнения на мяче полезны для укрепления мускулатуры. Ритмичные покачивания с разной амплитудой тренируют также вестибулярный аппарат крохи, отвечающий за ощущения равновесия и движения. Впоследствии эти умения пригодятся малышу, когда он начнет осваивать ходьбу.

Учимся общаться

Известно что социальное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослыми (мамой, папой, старшими детьми и другими родными). В процессе такого взаимодействия происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. На протяжении второго месяца жизни малыш все чаще начинает отвечать на улыбку и обращенную к нему речь близких осознанной улыбкой. Такой двусторонний контакт со взрослыми способствует формированию у младенца привязанности к близким людям.

Упражнение «Страна эмоций» Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации голоса попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, обиду, гнев, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям голоса. Возможно, он даже скопирует выражение лица. А это значит, что он воспринимает и узнает изображение лица, радуется этой встрече, что, безусловно, способствует социально-эмоциональному развитию.

Вместе с тем на этом этапе возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека», например с куклой. Для показа подойдут 2–3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика было нейтральным или жизнерадостным.

Игра «Знакомимся с куклой» Покажите ребенку куклу, расскажите немного о ней: как ее зовут, какого цвета ее платье, покажите глазки, носик, ротик, части тела. Возьмите ручку малыша в свою и проведите ею по платьицу, волосам.

Можно подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать перчаточную куклу, надев ее на руку и «оживив».

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животных или птиц, – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).

На этом возрастном этапе происходит усвоение речи. Не забывайте, что дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других людей, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

Ответная реакция ребенка не заставит себя долго ждать: малыш будет отзываться на «своем» языке – оживленно двигать ручками и ножками, гукать, произносить простые отдельные звуки. Чаще всего на втором месяце это звуки и их сочетания: гласные «у», «а», «и», и согласные «г», «к», «х», а также их сочетания: «кх», «гх», «гу» и т.д.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, наблюдает за движением губ, изучает, а потом подражает вам. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не только слышал ваш голос, но и видел ваше лицо.

Малышам очень нравится ритмичная речь. Читайте крохе стихи, произведения детского фольклора (песенки, пестушки, потешки). Ребенок пока не понимает смысла стихов, но на яркие речевые интонации реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает также слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Важно произносить слова отчетливо, достаточно громко, стараясь выделять ударный слог, проговаривая все звуки, соблюдая интонацию.

Наблюдать за тем, как растет ваш малыш, участвовать в его развитии – что может быть приятнее для молодых родителей. Каждый день дитя учится чему-то новому, осваивает разнообразные движения, изучает окружающее пространство. Благодаря активному двустороннему взаимодействию каждый день будет непременно приносить новые открытия для малыша и его родителей.

Важные достижения второго месяца

К этому возрасту ребенок обычно обладает следующими умениями:

  • фиксирует взгляд на предметах;
  • поворачивает голову, отслеживая взглядом перемещение предметов;
  • предпочитает смотреть на новые предметы, рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров;
  • переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу;
  • замирает при появлении нового звука на фоне других;
  • увереннее держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • лежа на животе, поднимает голову на 45° и держит ее не менее 5 секунд;
  • издает звуки, произносит отдельные звуки «а», «ы», «кх», «и» и др.;
  • узнает голос близких: оживляется, смотрит в их сторону, улыбается в ответ на вашу улыбку.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.