Развитие речи от 1 до 3 лет. Как формируется речь у детей раннего возраста

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!

Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст

Достижения

12-14 месяцев

Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь

14-18 месяцев

Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках

18-20 месяцев

Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов

В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения

2 года 4 месяца

Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»

2 года 6 месяцев

В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 242 раз(a).

В этой статье:

Речь - это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5 года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления - это единый процесс.

Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи. У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых. Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.

Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.

Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.

Особенности речи полуторагодовалого ребенка

В 1,5 года в речи детей уже достаточно слов (около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!». Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них.

Слова в активном словаре малыша - это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:

  • названия и имена игрушек;
  • имена родных;
  • названия животных.

Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!

В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», - мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращения или выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.

Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.

Как развивать речь полуторагодовалого малыша?

В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон». Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона. Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором». Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.

Когда малыш привыкнет играть в эту игру и начнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.

Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года - приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых - это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.

Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками. Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек. Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.

Увлекательные игры для развития речи крохи

Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложить поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».

А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.

Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.

Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок. Ребенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».

Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая. Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха). Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.

Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша

Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именно
поэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.

Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.

Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.

Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.

Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года - это игры с кинетическим песком. Вместе с
малышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.

Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.

С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша. Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки. Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.

Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка - это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой. Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки. Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Особенности развития речи у слабослышащих детей

Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом. Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способны
овладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети. Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.

В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут. Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть. С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.

Подведем итоги

Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.


Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка ). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

«Ы?»

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.
  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»