Ребенок хорошо лепит из пластилина. Как лепка из пластилина влияет на развитие ребенка

Любые занятия малыша, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой. Ведь рисунком или аппликацией из бумаги можно только полюбоваться эстетически, если работа удалась. В противном случае уже не удастся внести серьезные исправления. А пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.

С какого возраста давать ребенку пластилин

Иногда родители не позволяют ребенку пользоваться пластилином считая, что он еще слишком мал для этого занятия. Действительно, малыш 1,5–2 лет зачастую просто отщипывает мелкие кусочки и норовит их куда-нибудь прилепить, будь то плательной шкаф, телевизор или мягкая мебель. Однако этот возраст и есть самый подходящий для знакомства с пластилином и такое может случиться только при отсутствии контроля со стороны взрослых. Не стоит жалеть времени на занятия с ребенком, ведь ему нужно показывать даже самые простые приемы лепки.

Сначала понадобится картон, чтобы ребенок мог на нем создавать абстрактные объемные картины, просто расплющивая кусочки пластилина. В полтора года малыш только знакомится с его пластическими свойствами. Затем он сможет овладеть простыми приемами лепки и начнет скатывать из пластилина шарики и колбаски, которые будут использоваться как отдельные детали для очередной поделки. На первый взгляд, ничего особенного, но именно в эти моменты ребенок развивает сенсорную чувствительность и воображение. Слепить нечто осмысленное самостоятельно малыш сможет годам к трем, но это при условии, что пластилин попадет ему в руки гораздо раньше.

Комплексное воздействие лепки на общее развитие ребенка

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей.

Родители, прививающие любовь к лепке, поймут, как они были правы, когда их ребенок пойдет в школу. Развитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Недаром дети, занимающиеся музыкой, более успешны в общеобразовательной школе, даже если не обладают особым музыкальным даром. Лепка оказывает не меньшее влияние на мозговую активность.

Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, родители заложат прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Идеальная игрушка для детей от трех до пяти лет - это обычный пластилин. Американские исследователи давно доказали, что способствует .

К тому же, чем чаще ребенок работает пальчиками, тем раньше он начинает разговаривать, так как речевые и двигательные зоны расположены в мозгу совсем рядом.

Самый первый прием - отщипывание маленьких кусочков пластилина и присоединение их обратно. Такое занятие можно легко превратить в увлекательную игру: зеленый кусок пластилина - это травка, пусть ребенок покормит травкой игрушечную коровку или нарисованную. А кусок синего пластилина - это тучка, из которой на землю падают капли.

Разминание и шлепанье. Это поможет ребенку почувствовать материал. И шлепанье, и разминание также можно осваивать в процессе увлекательной игры, в которую ребенок включится с большим удовольствием.

Катание и раскатывание. Шарики, колбаски, жгутики. Покажите ребенку, как раскатывать пластилин на столе и между ладонями. Это замечательные способы для развития мелкой моторики рук. Теперь малыш может слепить мяч или собрать снеговика из нескольких шариков.

Сплющивание. Это один из самых интересных этапов. Сплющивая, можно сделать ушки котику, стены и крышу для домика и т.д. А еще можно создавать настоящие картины, прилепляя сплющенные пластилиновые детали к элементам рисунка на бумаге. А освоив размазывание, еще и красивый фактурный фон для них.

Размазывание. Это тоже один из приемов лепки, которому стоит обучить ребенка. Размазывать пластилин учитесь на специальной доске, а затем переносите «рисунок» на картинку. Начинайте с крупных сюжетов с минимальным количеством деталей и четкими контурами между ними.

Заострение концов, вдавливание и надавливание на материал. Заостряя концы пластилиновых заготовок, ребенок быстро заметит сходство получающихся деталей с мордочками животных, очертаниями некоторых плодов и ягод.

Эти простые приемы помогут вам научить ребенка лепить. Важно, чтобы такие занятия приносили вам обоим удовольствие.

Лепка из пластилина - это не только отличный способ занять ребенка, но и развить его моторику и абстрактное мышление. Этапы обучения. И какой пластилин лучше выбрать?


Лепка из пластилина необычайно полезна для детей. Она способствует развитию мелкой моторики, пространственного и творческого мышления, учит ребенка различать цвета и формы. В свою очередь развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи, абстрактного мышления, умение логически мыслить, координацию движений.

Как выбрать пластилин?

Давать ребенку лепить из пластилина можно уже начиная с 1 года. Конечно, в таком возрасте не стоит ждать, что малыш начнет делать осмысленные фигурки, но ему наверняка понравится мять пальчиками пластилин, а это уже улучшает мелкую моторику.

В данном возрасте малыши потянут пластилин в рот, поэтому важно, чтобы он был безопасным. Многие родители на первых порах сами готовят массу для лепки из муки, соли и лимонного сока. Для придания оттенка используют пищевые красители.

Также можно купить и мягкий пластилин. Он отличается тем, что его не нужно долго разминать, ему довольно легко придать нужную форму. Кроме того, такой пластилин предназначен именно для малышей, поэтому в его составе нет токсичных составляющих.

Классический пластилин лучше брать отечественного производства, поскольку он отвечает всем нормам безопасности и имеет низкую цену, по сравнению с иностранными аналогами.

Малышам также понравится плавающий пластилин. Из него можно вылепить различных морских обитателей, кораблики и пускать их плавать в ванной.

Для работы в стиле пластилиновой живописи понадобится восковой пластилин, он хорошо лепится к бумаге и держит форму.

Для школьников, которые идут в художественную школу и планируют в будущем стать профессионалами, понадобится скульптурный пластилин, он имеет серый или бежевый цвет и используется в качестве обучения скульптуре.

Этапы обучения лепке из пластилина.

Для малышей процесс обучения довольно простой - достаточно взять мягкий пластилин или самодельное тесто и отдать ему. Ребенок сначала с интересом будет его рассматривать, а потом начнет разминать. Не нужно сразу учить его делать фигуры, сначала пусть освоится со способностью пластилина принимать любую форму.

Когда ребенок будет готов к лепке, стоит выбирать простые и одноцветные формы - мячики, солнце, пирамиду, грибочек и т.п. После можно пробовать сочетать цвета, показывать, как из нескольких видов пластилина получается целая фигурка.

Для лепки используются различные техники, осваивать которые также нужно постепенно. Самый простой прием, с которого лучше всего начинать обучение лепке - это разминание. Оно позволяет придать любую форму пластилину. Также малышам нравится отщипывать по кусочку, с помощью такой техники можно подготавливать основу под детали.

Скатывание также является популярной техникой, которая используется для создания шариков, а если их потом раскатать, то получится «колбаска».

Более сложная техника, которой стоит обучать после того, как были освоены предыдущие, - это сжатие подушечками пальцев - оно дает возможность создать нужную форму, к примеру, вылепить лицо, уши и так далее.

Когда ребенок уже освоился с пластилином, понимает его свойства и активно занимается лепкой, можно учить его пользоваться специальным ножиком для пластилина. Несмотря на простоту и безопасность нарезки, детям часто бывает тяжело освоить данный метод.

Интересным занятием будет создание целой картины. Предложите своему ребенку придумать ситуацию, это может быть все что угодно: посиделки животных в лесу, рыбки в море, семейный обед. А теперь можно начинать потихоньку лепить каждую фигурку отдельно. А фон обустраивать на бумаге. Затем полученные фигурки расставлять по местам.

Когда картина будет готова, ребенка нужно обязательно похвалить, посоветовать, как и что можно улучшить. Ни в коем случае нельзя говорить, что он лепит неправильно, забирать пластилин и делать самим. Такое поведение может отбить у ребенка желание заниматься лепкой из пластилина.

Также можно создавать картины из пластилина. Сначала нужно также создать ситуацию, нарисовать ее на бумаге, а затем уже помещать сверху пластилин.

Это увлекательное занятие, которым малышу можно заниматься уже с 1 года. Кроме того, она способствует развитию моторики рук, которая в свою очередь влияет на развитие ребенка в целом.

Лепка – один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности.

Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости, неспособности правильно передать то, что хочется. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим.

Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.

Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.

Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.

Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.

Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.

Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.

Среди многочисленных детских забав лепка из пластилина с детьми является не просто увлекательным, но и очень полезным делом. В процессе создания объемных фигурок детки учат сочетания цветов, запоминают геометрические формы, развивают координацию движений пальцев, к тому же занятия с пластилином займут крошек на длительное время, что позволит вам посвятить свое время иным делам.

Лепить из пластилина малышам будет удобно за столом, подходящим по высоте

Подготовка к занятиям лепкой

В первую очередь, следует подготовить место для занятий лепкой. Лучше всего, если это будет уголок с напольным покрытием из кафеля, ламината или линолеума, поскольку ковровые дорожки отмывать от пластилина довольно трудно.

Немаловажным моментом станет и выбор мебели. Удобнее всего проводить занятия за столом, уровень столешницы и высота стула при этом должны соответствовать росту и возрасту малыша. Если в процессе обучения вы используете видео, постарайтесь, чтобы кроха также следил за процессом создания конструкций из пластилина, учитывайте расположение стола для лепки по отношению к экрану с видеоклипами.

Отдельного внимания заслуживает выбор пластилина, для самых маленьких деток не рекомендовано использовать обычный школьный вариант материала, поскольку он не очень хорошо мнется и противопоказан для применения внутрь. Начинать занятия лепкой стоит примерно с 1,5-2 лет, когда ребенок уже понимает, что можно, а что нельзя. И в этом случае лучше предостеречь его и выбрать безопасный, а может, даже и съедобный тип пластилина. Для этого есть два варианта:

  • готовый магазинный детский пластилин – выполнен из парафина или воска, смешанного с яркими пигментами. В зависимости от степени твердости он бывает трех видов – самый твердый предназначен для строительных работ и изготовления профессиональных эскизов, а материал средней и повышенной мягкости рекомендован для обучения малышей лепке;
  • домашний пластилин – представляет собой специальным образом замешанное тесто, обычно это смесь муки, соли и воды, благодаря чему состав получается упругим и податливым, при этом абсолютно безопасным для организма ребенка.

Выбирая пластилин для самых маленьких детей, стоит отдать предпочтение домашнему варианту, поскольку проглатывание кусочков такого материала не приведет к негативным последствиям, в отличие от попадания в организм магазинного пластилина.

Перед тем, как начинать учить малыша лепить фигурки, стоит изучить ознакомительное видео. Следуя советам опытных педагогов, вы сможете обучить своего ребенка основам лепки, что в дальнейшем поможет ему без труда научиться создавать сложные конструкции.


Помимо обычного детского пластилина в брусочках и воздушной массы в баночках в продаже имеются так называемые шарики для лепки

Виды детского пластилина

Наряду со стандартной формой пластилина для детей школьного возраста имеется несколько типов материала специально для самых маленьких. В зависимости от состава и цветового оформления вы можете выбрать:

  • моделин – мягкий эластичный материал, чаще всего поставляется в прямоугольных брусочках. Перед началом работы следует его немного разогреть (к примеру, положить на батарею), чтобы увеличить податливость;
  • масса для лепки – воздушный пластилин, очень мягкий, его можно использовать без предварительного разогрева, единственный недостаток – на открытом воздухе (т.е. без герметичной упаковки) он быстро засыхает и становится непригодным для дальнейшего использования;
  • шариковый пластилин – самый распространенный вариант для маленьких детей, поскольку его специфическая структура (пластилин представляет собой массу небольших шариков из поролона, соединенных между собой клеевой основой) позволяет не просто создавать объемные поделки, но и смешивать для них самые разные цвета и оттенки. Используемые в таком материале красители абсолютно безвредны для здоровья, а оставшиеся на пальчиках нити клея легко снимаются или смываются обычной водой.

Чтобы определить, какой именно вид пластилина выбрать, стоит изучить несколько видео наглядными процессами лепки, это позволит вам понять основные плюсы и минусы каждого материала.


Лепка из пластилина развивает у детей мелкую моторику, но помимо этого имеет и ряд других полезных особенностей

Польза лепки из пластилина

Досуг маленького ребенка должен быть максимально разнообразным. Переполненному энергией организму обязательно необходимы активные занятия, однако наряду с этим следует приучать малыша и к спокойному проведению времени.

Вместо просмотра мультфильмов и других видео на планшете (что очень популярно среди деток любого возраста) попробуйте предложить крохе заняться таким интересным и увлекательным занятием, как лепка из пластилина. Процесс создания фигурок из бесформенного кусочка мягкого материала обязательно заинтересует малыша, и вскоре он порадует вас своими первыми произведениями искусства.

Лепка из пластилина очень полезна для малыша:

  • это помогает развивать мелкую моторику, значит, у ребенка стабилизируется координация движений;
  • хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;
  • регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности;
  • благодаря занятиям лепкой у ребенка укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;
  • процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Как видно, такое нехитрое занятие, как лепка, при своей простоте и финансовой доступности оказывает немалое действие на формирование основных навыков у малыша, к тому же помогает нормализовать его психическое состояние и развивает всестороннее мышление.


Чтобы создавать более сложные композиции, ребенок должен сначала освоить основные навыки: научиться скатывать шарики, колбаски, изготавливать плоские элементы

Основные упражнения лепки из пластилина

Обучать деток лепке из пластилина проще всего на основе готовых видео – уроков, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента.

Если под рукой нет обучающего видео, для начала вы с крохой можете потренироваться создавать самые элементарные геометрические фигурки:

  • шарики – отрывая руками кусочки материала, скатывайте из них шарики между ладошками. В процессе создания формочек можно показать ребенку, как создать другой оттенок – возьмите два разных по цвету куска пластилина и разотрите их друг с другом;
  • колбаски – пластилиновые шарики раскатываются на столе руками по типу обычного теста до образования продолговатых трубочек;
  • плоские элементы – для этого пригодится пластиковый нож и округлая палочка. Придавливая палочкой готовый шарик на поверхности, формируйте нужную вам плоскость, после чего обрежьте лишние части ножом.

Из таких элементов можно создавать сложные и необычные конструкции, комбинируя простые детали между собой, совершенствуя и дополняя их.

Видео уроки лепки из пластилина

Похожие материалы