Речь ребенка в один год. Что должен уметь ребенок по месяцам

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие:

  • Ребенок застенчив с незнакомыми людьми (у него часто может меняться поведение) и плачет, когда родители оставляют его одного
  • Малыш предпочитает маму и папу всем остальным
  • Он повторяет звуки за взрослыми
  • Он начинает подражать старшим во время игры

Познавательная деятельность ребенка в 1 год

  • Ребенок активно исследует объекты – игрушки - путем встряхивания, стука, разглядывания и т.д.
  • Малыш начинает использовать предметы правильно, например, пить из чашки и есть ложкой
  • Ребенок начинает правильно называть вещи, правда, коверкая названия

Речь ребенка в 1 годик

  • Малыш реагирует на простые фразы и команды, в том числе понимает слово "нет" и слово «да»
  • Говорит "папа" и "мама" – простые слова с открытыми слогами
  • Пытается подражать словам и жестам взрослых
  • Указывает на желаемый объект

Двигательные навыки ребенка в 1 год

  • Малыш ползет вперед на четвереньках (хотя некоторые дети пропускают ползание, а сразу начинают ходить). Малыш может ползти и назад.
  • Ребенок сидит без опоры на ручки
  • Тянет подол маминого платья, чтобы удержаться, падая
  • Ходит, держась за мебель
  • Может пройти несколько шагов без поддержки

Мелкая моторика ребенка в 1 годик

  • Ставит коробку в другую коробку, побольше (более точная моторика появится позже, до пятнадцати месяцев)
  • Малыш может сложить вместе два объекта (например, кубика)
  • Ребенок цепко берет что-то двумя пальцами – указательным и большим
  • Малыш пытается рисовать что-то на бумаге ручкой или карандашом

Вес малыша в 1 годик

В 1 годик вес ребенка возрастает в среднем в 3 раза. Вес ребенка в 12 месяцев достигает примерно 10 – 10,5 кг. В этом возрасте ребенка можно взвешивать 1 раз в месяц и записывать эти показатели. Начиная с года, ребенок растет и поправляется уже не так быстро, как раньше. Если до полугода и даже до восьми месяцев малыш набирал в месяц до 500 граммов, то с годика ребенок будет поправляться уже не больше чем на 250-300 граммов.

До годика малыш наберет рост до 75 см. Если рост ребенка больше или меньше – родителям не стоит расстраиваться, эти показатели для каждого ребенка индивидуальны.

Навыки ребенка в 1 годик

В этом возрасте крошка усиленно пытается ходить. Мальчики часто начинают ходить позже, чем девочки. У тех развитие проходит более интенсивно. Некоторые девочки в возрасте 1 годика даже пытаются бегать. Они много падают, поэтому ребенка можно обезопасить, поставив специальные мягкие подкладки на острые углы мебели.

Не стоит пугаться и кричать, когда ребенок падает, потому что он тоже испугается и будет бояться ходить. Тогда процесс первых шагов может затянуться надолго. Также не стоит прибегать к крайностям и заставлять своего ребенка ходить почаще, чтобы он все больше упражнялся в этом мастерстве. Ничего хорошего из этого не выйдет – ребенок переутомится и не захочет ходить вообще. К тому же, связки, суставы и кости малыша в этом возрасте очень хрупкие, поэтому не стоит переутомлять их.

Родителям не лишне знать, что дети, которые были недоношены, у которых были родовые травмы или проблемы с тазовыми костями (такое бывает, особенно у девочек), могут пойти позже своих ровесников. В этом нет ничего страшного – ребенок все равно научится ходить, и переживать за это не стоит.

Привычки ребенка в 1 годик

В 1 годик некоторые дети уже приучены к горшку. А некоторых малышей родители к нему все еще приучают. Если ребенок все еще не ходит на горшок самостоятельно, значит, вы что-то упустили в воспитании и нужно это наверстывать. Родителям понадобится максимум терпения, чтобы воспитать у детей в 1 годик полезные привычки. Чтобы выработать график посещения горшка, нужно соблюдать режим этих посещений.

Памперсы и пеленки для ребенка в годик должны быть сведены к минимуму. Ребенку будет гораздо удобнее двигаться без них. К тому же, он не захочет замочить красивые новые штанишки или платьице и станет садиться на горшок без напоминаний.

Если ребенок по-прежнему писается, нельзя на него кричать, потому что это еще больше напугает его и сломает хрупкую нервную систему ребенка. И, наоборот, при каждом удачном акте, когда ребенок вовремя попросился на горшок, похвалите его, поцелуйте и обязательно поощрите маленьким подарком. Малыш будет очень горд собой и станет стараться, чтобы оправдать ваше доверие.

Зубы ребенка в один годик

К годику у ребенка уже довольно много зубов – целых 12. Из них 4 жевательных и 8 резцов. Если у ребенка к этому возрасту зубов больше или меньше, опять-таки беспокоиться родителям не стоит. В течение месяца-двух недостающие зубки обязательно появятся. Если родителям нужна консультация педиатра или детского стоматолога, потратьте время и получите ее.

Врач может посоветовать, какие продукты лучше включать в рацион малыша, чтобы его зубки резались быстрее и более безболезненно, чтобы они были крепкими. В этот период в рационе ребенка должно быть достаточно витамина D, кальция и фосфора.

Ребенок в 1 годик уже достаточно взрослый – особенно по меркам родителей, которые отлично помнят то время, когда этот маленький комочек принесли из роддома. Для малыша теперь важнее всего ваши чуткость и понимание.

Вот и случилось в вашей семье приятное и важное событие – впервые отпразднован день рождения вашего малыша. Наверняка прошедший год был полон запоминающихся счастливых эпизодов, волнений и переживаний. Очень увлекательно и приятно наблюдать за развитием новых способностей малыша! Добросовестные родители всегда переживают, как бы не упустить что-нибудь в развитии ребёнка, и задаются вопросом: «».

Дальше мы приведём список основных умений годовалого малыша. Это среднестатистические данные и не стоит переживать, если ваша кроха не впишется в эти критерии досконально. Может быть, ваш ребенок немного отстаёт от возрастных норм, тогда стоит уделить время целенаправленным занятиям с малышом и у него обязательно всё получится в самом ближайшем будущем. Дети, чьи родители с рождения занимались развитием своих отпрысков, как правило, обгоняют среднестатистические показатели, чем неизменно гордятся родители.

Основные навыки годовалого ребенка

Вспоминая календарь развития ребёнка на протяжении первого года жизни, перечислим самые первые двигательные навыки малышей:

— сосредоточение взгляда на источниках света, слежение за ними;
— следит глазами за игрушками, прислушивается к издаваемым ими звукам;
— поднимает и удерживает голову;
— одаривает улыбкой маму;
— осваивает перевороты на живот и обратно (с живота на спинку);
— тянется за игрушками;
— сидит;
— лепечет и агукает.

Двигательное развитие ребёнка в 1 год включает уже гораздо больше разнообразных умений. Малыш может уверенно стоять без опоры и поддержки, активно ползать, в том числе перебираться по ступеням лестницы вверх и вниз. Напомним, что некоторым вполне нормальным малышам свойственно полное отсутствие навыка ползания и соответственно более раннее развитие умения ходить.

К году большинство малышей топает ножками, держась одной или двумя руками за пальцы взрослого. Некоторые умеют в этом возрасте ходить самостоятельно. С поддержкой взрослых ребёнок может переступать по лестницам приставными шажками.

В возрасте 12 месяцев развитие ребенка позволяет ему из любого положения вставать на ноги, наклониться и выпрямиться, присесть на корточки, взбираться на стулья и другие предметы мебели, спускаться с них обратно.

Познавательное развитие в возрасте 1 год

К 12 месяцам от роду малыши осваивают различные действия, повторяя их за родителями или самостоятельно.

В норме годовалые дети могут собрать и разобрать игрушечную пирамиду, построить башенку из кубиков, увлечённо играют с разными баночками и коробочками, открывая и закрывая на них крышки, помещая внутрь и извлекая наружу разные мелочи.

Развивается мелкая моторика, малыш вполне способен ухватить двумя пальцами — указательным и большим — различные мелкие вещицы типа монет или пуговиц.

Внимание ребёнка всё чаще приковывается к домашней утвари и одежде, которые также становятся частью игры. Немало времени ваш годовалый малыш проводит рядом со шкафами, открывая и закрывая дверцы, выдвигая ящики, извлекая различные вещи и складывая их обратно.

Очень нравится в этом возрасте перекатывать мяч, катить впереди себя каталку на колесиках, везти за собой машинку.

Ребёнок подражает и перенимает действия всех вокруг. Как взрослые «причёсывается», «дует на горячее», «выбрасывает мусор», «как мама наносит макияж», «говорит по телефону», в песочнице копирует действия ровесников – пересыпает и перекапывает песок, стучит, хлопает и повторяет разные другие занятия.

Малыш образно переносит освоенные умения на игрушки, в созданной взрослыми игре или самостоятельно «кормит и поит», «наказывает», «укладывает спать» плюшевых мишек или кукол.

Эмоционально-социальное развитие годовалого ребенка

В возрасте 1 года малыши эмоционально реагируют на многие вещи и события. Ребёнок ярко выражает свои чувства, обнимая и целуя родителей, знакомых, любимые игрушки. Узнаёт всех своих близких, радуется их появлению. Способен узнать хорошо знакомых людей на фото, может показать маму и папу пальчиком. В то же время присутствие незнакомого человека способно насторожить кроху и даже расстроить до слёз. Точно так же может напугать и новая игрушка, любые незнакомые предметы.

Листая книги, ребёнок с живым интересом разглядывает картинки, показывая на них пальчиком. По просьбе может указать знакомые изображения – кошечку, собачку, птичку.

Немало эмоций начинает вызывать музыка, малыши с удовольствием «танцуют» и «подпевают».

Ребёнок активно перенимает мимику взрослых, узнаёт себя в зеркале, радуется собственному отражению, играет с ним и строит ему рожицы.

На строгие замечания взрослых и запреты малыш реагирует недовольным выражением личика или плачем, криком и писком.

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Уровень речевого развития ребёнка оценивается специалистами по двум критериям:

— активная речь ребёнка;
— понимание малышом обращённой к нему речи.

Речевые умения годовалого малыша включают способность произнести по- своему с десяток слов, односложно ответить на вопросы типа «Что это?», изобразить голоса животных. Ребёнок старается повторить слова за ровесниками и взрослыми, копируя интонации.

Кроме этого малыш уже многое понимает. Знает своё имя и реагирует на обращение по имени, понимает что такое «нельзя», безошибочно выполняет простые односложные указания («дай», «возьми», «принеси», «не трогай» и тому подобные). На вопросы вроде «Как Танечка поет (прыгает, бегает)? » отвечает попытками изобразить соответствующее действие. Так же по просьбе старших малыш способен показывать определённые предметы обстановки, указать на конкретно названную картинку или игрушку, выделив одну из нескольких.

Большинство деток в год играют в «ладушки» и в «ку-ку», пряча личико в ладошки, провожают гостей, размахивая ручкой «пока-пока».

Бытовые умения и навыки детей в возрасте 1 года

В годовалом возрасте малыши с каждым днем становятся все более самостоятельными в быту. Уверенно откусывают и пережевывают хлеб, печенье, сушки, сухари, самостоятельно пьют из бутылочек или поильников. Иногда к году детки уже способны пить из кружки, удерживая ее без помощи взрослых.

Предпринимаются первые попытки самостоятельно держать ложку. Некоторое годовалые малыши вполне успешно справляются с накалыванием мягких кусочков еды на вилку, но большинство всё же едят руками, иногда помогая себе ложкой.

В ванной малыши «умываются», подставляют руки под струю воды, затем вытирают ручки и личико полотенцем.

К году детки часто помогают себя одевать и раздевать – вставляют или вытаскивают ручки из рукавов, просовывают ножки в штанины, пытаются натягивать или снимать шапки. Многие дети не любят долго одеваться и громко выражают свой протест, если процедура затягивается.

Если малыш не носит подгузник круглосуточно, то к году он начинает извещать родителей о мокрых штанишках характерными возгласами, иногда в этом возрасте малыши уже пытаются освоить горшок.

Итак, вы ознакомились с примерным перечнем навыков, по которому можно оценить развитие ребенка в возрасте 1 года . В очередной раз задаваясь вопросом, что должен уметь ребенок в 1 год , обязательно помните, что каждый малыш индивидуален и имеет полное право не вписываться в среднестатистические шаблоны.

До 12 месяцев ребенок находится в тесной эмоциональной связи с мамой и воспринимает себя как ее часть. А в год он становится более автономным, его личность начинает формироваться. В этот период у ребенка происходит первый внутренний конфликт: с одной стороны, он привык к тому, что мама всегда находится с ним рядом и исполняет все его желания, но в то же время ему хочется самостоятельности. Когда у него что-то не получается, он может начать капризничать, плакать и злиться. Родителям необходимо поддерживать малыша в его , грамотно корректируя его поведение.

Что умеет ребенок в 1 год?

Годовалый малыш способен:

  • произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
  • ходить без поддержки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
  • делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
  • комментировать то, чем занят;
  • пользоваться чашкой и ложкой.

Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.