Самосожжение женщин в Афганистане - жесть (15 фото). Жизнь без паранджи

Постоянные проявления разных форм насилия в отношении женщин, низкий уровень здравоохранения и отчаянная нищета сделали Афганистан самой опасной страной в мире для женщин.

На втором места находится Демократическая республика Конго из-за ужасного уровня изнасилований и сексуальных преступлений, жертвами которых становятся женщины.

Пакистан, Индия и Сомали заняли, соответственно, третье, четвертое и пятое места по результатам глобального исследования, направленного на изучение всевозможных угроз для женщин в разных странах мира.

В число таких угроз входят домашнее насилие и экономическая дискриминация, умерщвление плода женского пола (уничтожение плода в матке), принудительное изменение половых органов и многое другое.

Обзор, составленный обществом Thomson Reuters Foundation, размещает Афганистан в верхней части списка самых неблагоприятных и опасных в мире стран для женщин.

Специалисты программы TrustLaw попросили 213 экспертов по гендерным вопросам оценить страны по общему уровню опасности, а также по шести категориям риска.

В потенциальные риски входили угрозы для здоровья, сексуальное насилие, несексуальное насилие, культурные или религиозные факторы, отсутствие доступа к ресурсам и торговля людьми.

1. Женщины в Афганистане - это практически полное отсутствие экономических прав, что представляет серьезную угрозу для жизни и благополучия. Афганский солдат использует деревянную палку для поддержания порядка среди женщин, которые стоят в очереди в ожидании гуманитарной помощи в гуманитарном центре Всемирной продовольственной программы в городе Кабул, 14 декабря 2001 года.

ООН начала свою крупнейшую в мире программу распределения продовольствия в афганской столице, раздавая мешки пшеницы более чем трем четвертям населения разрушенного войной города. 2

2. «Продолжение конфликта, авиаудары НАТО и практически полное отсутствие гуманитарной программы сделали Афганистан очень опасным местом, для женщин», рассказывает Антонелла Нотари, глава ассоциации «Women Change Makers» - группы, которая оказывает поддержку женщинам по всему миру.

На фотографии - женщина проходит мимо полиции спецназначения на стадионе Кабула, 23 февраля 2007 года.

3. Пострадавшую женщину увезли с места взрыва в Кабуле 15 декабря 2009 года. По крайней мере, четверо гражданских лиц были убиты при взрыве бомбы террориста-смертника, находившегося в автомобиле неподалеку от отеля, в котором останавливаются преимущественно иностранцы, в главном дипломатическом районе Кабула и через дорогу от дома бывшего вице-президента.

4. Афганская женщина рядом с постелью дочери в больнице города Чарикар, 11 мая 2009 года. Почти 50 афганских подростков находились в больнице после попадания неизвестного газа в школу для девочек в северном городе Чарикар, это уже второй случай массового отравления учащихся женского пола за месяц. Нападения на школы для девочек участились, особенно на востоке и юге страны.

За год до этого, группе школьниц в Кандагаре плеснули кислотой в лицо мужчины, которые возражали против их права посещать школу.

5. Почти полное отсутствие экономических прав подвергает опасности жизни жительниц Афганистана. На фотографии: женщины просят милостыню на дороге в Кабуле, в то время как падает снег, 13 января 2009 года.

6. “В Афганистане, у женщин есть один из одиннадцати шансов умереть при родах.” Афганские матери посещают клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

7. Семнадцатилетняя Шамсия, в лицо которой плеснули кислотой талибы, лежит в госпитале в Кабуле, 15 ноября 2008 года.

8. Родственница афганского заключенного плачет за пределами Пули-Чархи на восточной окраине Кабула, Афганистан, 28 февраля 2006 года.

Осада в Пул-и-Чархи, крупнейшей тюрьмы в Афганистане, продлилась несколько дней, но правительство до последнего выражало надежду на мирное разрешение конфликта, вопреки кровавым восстаниям сотен заключенных.

9. Женщины, посмевшие выделиться или претендовать на какую-то значимость, подвергаются постоянной угрозе насилия и смерти.

На фотографии - поврежденный плакат афганской женщины, решившей баллотироваться в депутаты парламента, на стене в Герате, западной части Афганистана, 8 сентября 2010 года.

10. Афганская женщина в традиционной парандже-бурке на дороге на фоне броневика с вооруженными солдатами Северного Альянса на окраине Джебель ус Серадж, приблизительно в шестидесяти километрах к северу от афганской столицы Кабула, 4 ноября 2001 года.

Северный альянс, группировка в основном этнических узбекских и таджикских бойцов на севере страны, воспринимается с подозрением и враждебностью этническими пуштунами, которые живут в других областях.

11. Афганские женщины ждут своей очереди в распределительном центре Всемирной продовольственной программы (в Кабуле, 10 февраля 2011 года.

12. Афганская девочка трогает протез ее матери в ортопедическом центре Али Абад в Кабуле, 12 ноября 2009 года. Центр, которым руководят основном инвалиды, направлен на обучение и реабилитацию жертв противопехотных мин и людей с любым типом физического уродства или неполноценности, чтобы помочь их более эффективной интеграции в общество.

Они также обеспечивают пациентов беспроцентными микрокредитами на суммы до шестисот долларов сроком до восемнадцати месяцев.

13. Афганская мать держит своего ребенка, в то время. как она посещает клинику в районе Eshkashem провинции Бадахшан, к северо-востоку от Кабула, 23 апреля 2008 года.

Женщины умирают во время родов, каждый день в Афганистане, стране с одним из самых высоких уровней в мире материнской смертности.

14. Афганская женщина в парандже со своим сыном, чьи ноги были ампутированы, просит милостыню на одной из улиц Кабула, 4 августа 2008 года

15. Женщины, которые делают попытку высказаться или взять на себя общественные роли, которые бросают вызов укоренившимся гендерным стереотипам того, что является приемлемым для женщин, в том числе, женщины, осмеливающиеся работать полицейскими или ведущими новостей, часто подвергаются запугиванию или насилию.

Женщина на фотографии приняла участие в мероприятии, чтобы обсудить кандидатов в президенты в Кабуле, 11 августа 2009 года.

16. Ошеломляющий уровень сексуального насилия на востоке Демократической республики Конго делает эту страну вторым наиболее опасным местом для женщин.

Одно из недавних исследований, проведенных американскими специалистами, утверждает, что более 400.000 женщин насилуют там каждый год. ООН признала Конго столицей изнасилования мира.

На фотографии - женщина, которая недавно перенесла операцию, лежит на больничной койке в больнице общего профиля в Дунгу на северо-востоке Конго, 17 февраля 2009 года.

17. “Правозащитники говорят группы боевиков и солдаты выбирают в качестве объектов насилия женщин всех возрастов, в том числе девочек в возрасте трех лет и пожилых женщин”, гласят данные проведенного исследования. ” Женщины подвергаются групповому изнасилованию, изнасилованию с помощью штыков, а также были случаи того, как после совершенного насилия, женщинам стреляли в половые органы.

На фотографии - люди бегут после возобновления боевых действий в деревне Кибати, 7 ноября 2008 года. Боевые действия между повстанцами и правительственными войсками вспыхнули на востоке Конго, также лидеры африканских стран призвали к немедленному прекращению огня, чтобы положить конец конфликту.

18. Мать кормит грудью своих двух истощенных детей в католическом центре гуманитарной миссии в захваченном повстанцами Рутшуру, в 70 километрах (50 милях) к северу от Гома на востоке Конго, 13 ноября 2008 года.

19. Женщина, лишившаяся крова над головой в результате войны, молится во время воскресной службы в церкви в центре Дон Боско в Гома на востоке Конго, 23 ноября 2008 года.

20. Женщина, оставшаяся без крова над головой в результате войны, находится в палатке с ребенком во временном лагере в Кибати возле Гома на востоке Конго, 13 февраля 2009 года.

Военные власти Конго утверждают, что более сорока руандийских повстанцев хуту погибли при воздушном налете По информации правозащитников в ходе военных действий погибли около ста мирных жителей.

21. Женщины из церковного хора сидят на скамейках на фоне потоков застывшей лавы, образовавшейся вследствие извержения вулкана в 2002 году в восточном конголезском городе Гома 14 августа 2010 года. 22

22. Солдат правительственных войск несет младенца на спине в Мушаке на востоке Конго, 26 января 2009 года.

23. Перемещенные в результате войны 71-няя Элен Намикано, семидесятипятилетняя Ребекка МартаКаниги, 65-няя Венанция Ндамкунзи 74-няя Атия Юджиния Мобато сидят вместе на ступенях здания в деревне Мугунга, к западу от восточного конголезского города Гома, 24 августа 2010.

Все четыре женщины уже не раз бежали от боевых действий в провинции Северное Киву на протяжении последних четырех лет, несмотря на усилия по установлению мира в Демократической Республике Конго.

24. Умирающая женщина из Руанды пытается кормить грудью ребенка рядом с сотнями трупов, ожидающих похорон в братской могиле недалеко от лагеря беженцев Муниги, в двадцати километрах к северу от Гома.

25. Пакистан занимает третье место на основе культурной, племенной и религиозной практики, которая наносит ущерб женщинам. “К числу угроз относятся нападения с применением кислоты, детский и принудительный брак и наказание или возмездие путем забивание камнями, а также другое физическое насилие”.

На фотографии женщину утешает ее мать во время ожидания медицинского обследования в госпитале в регионе Сват, расположенном в беспокойном районе на северо-западной границе Пакистана 21 марта 2010 года.

26. Дочери пакистанской христианской женщины, Азии Биби, с фотографией своей матери у своего дома в Sheikhupura в провинции Пенджаб в Пакистане 13 ноября 2010 года.

Азия Биби, христианская мать четверых детей, была приговорена к смертной казни за богохульство.

27. Мукхтаран Май дает интервью в школе в Меервала, расположенной в районе Музаффаргарх в центральной провинции Пакистана Пенджаб, 22 апреля 2011 года.

Май, пакистанка, ставшая жертвой коллективного изнасилования, санкционированного сельской общиной, стала символом угнетенной женщины страны.

28. “Пакистан имеет один из самых высоких коэффициентов убийств из-за приданного, так называемых убийств чести и ранних браков.” По словам комиссии по правам человека в Пакистане, по меньшей мере тысяча женщин и девушек умирают из-за так называемых «убийств чести» ежегодно.

На фотографии - школьники поют национальный гимн Пакистана во время репетиции в мавзолее Мухаммеда Али Джинна, основателя Пакистана в Карачи, 13 августа 2009 года, накануне Дня Независимости.

29. Индия является четвертой самой опасной для женщин страной. “Центральное бюро исследований в Индии отмечает, что в 2009 году около 90% оборота в торговле людьми произошло в стране и, что на тот момент в стране было около трех миллионов проституток, из которых около 40% составляли дети.

На фотографии - женщина плачет, сидя возле своего дома после того как полиция арестовала всех членов ее семьи мужского пола в деревне Бхатта Парсаул в районе Гаутама Будда Нагар северного индийского штата Уттар-Прадеш, 8 мая 2011 года.

30. Женщины работают на луковых полях в Pimpalgaon, около 215 силометров (133 миль) к северу от Мумбаи, 23 января 2011 года. Лук является основным ингредиентом для почти всех индийских блюд.

Резкий рост цен на продукты растительного происхождения часто вызывает уличные протесты в стране, где более 40 процентов из 1,2 миллиарда населения, живет на менее чем 1,25 доллара в день.

31. Принудительные браки и принудительный труд также добавляют опасности для женщин. “До 50 миллионов девочек, как считается, ” пропали без вести” в прошлом веке из-за убийства новорожденных девочек и абортов”, рассказывают представители Фонда народонаселения ООН.

В этой стране родители предпочитают иметь мальчиков, а не девочек. На фотографии мусульманская женщина в парандже держит плакат во время акции протеста в Нью-Дели, 16 мая 2007 года.

32. Женщина несет пустые кувшины, в то время, как вторая женщина заполняет кувшин питьевой водой из пересыхающей реки в деревне Банас Сукфур, к северу от западного индийского города Ахмедабад 12 мая 2011 года.

34. Сомали, государство, находящееся в состоянии политической дезинтеграции, отличается высоким уровнем материнской смертности, изнасилования, нанесения увечий женским гениталиям и ограниченным доступом для женщин к образованию и здравоохранению.

На фотографии - сомалийские беженцы, прибывшие в лагерь Дагахали, строят временные убежища, в Дадаабе, недалеко от Кении, граница Сомали, 3 апреля 2011 года.

35. “Изнасилования случаются на ежедневной основе, а нанесение увечий половым органам, является обязательным для каждой девушки в Сомали. Добавьте к этому голод и засуху. Добавьте к этому постоянное вооруженное противостояние… и все это означает, что вы можете умереть в любую минуту, в любой день”.

На фотографии - жители Могадишо несут женщину, получившую ранения в ходе боев между миротворцами Африканского союза и исламистскими силами в столице Сомали, 28 октября 2009 года.

37. Самое опасное, с чем может столкнуться женщина в Сомали, - это забеременеть.. Когда женщина становится беременной шансы выжить у нее пятьдесят на пятьдесят, потому что дородового медицинского наблюдения нет. Нет ни специализированных больниц, ни системы здравоохранение, нет ничего.

На фотографии - женщина держит на руках своего страдающего от истощения ребенка в больнице Банаадир в столице Сомали Могадишо, 5 мая 2009 года.

Афганистан – одна из самых древних стран мира. В 6 веке до н. э. Афганистан вошёл в состав персидской империи Ахеменидов. Страна поочередно находилась под властью индийских, греческих, арабских, иранских и монгольских правителей. В Афганистане нет официального языка, так как население в разных регионах говорит на узбекском, персидском, туркменском и многих других языках.

В стране очень слабо развито образование и медицина, а также высока женская смертность. Афганские женщины необыкновенно терпеливы, им приходится жить в нелёгких условиях, в стране действуют законы шариата. По оценкам ООН, 90 % афганских женщин страдают от насилия в семье в той или иной его форме.
До сих пор невозможно забыть историю афганской девушки Аиши Мухаммадзаи , которой в 17 лет муж отрезал уши и нос.Девушке удалось бежать и спустя некоторое время, лицо Аиши попало на обложку журнала "Time" . Афганка Аиша стала популярной на весь мир и превратилась в символ угнетенных женщин Афганистана .
Большинство известных афганок вынуждены заниматься музыкой, актёрской мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны, так как в самом Афганистане такая женщина может быть жестоко наказано. В Топ-11 самых красивых афганок вошли известные актрисы, певицы, модели и победительницы конкурсов красоты, которые имеют афганские корни.


8. Энн Мари Кхан / Anne Marie Khan (род. 1990 г Онтарио, Канада) - канадская модель и писательница, её отец - афганец, мать из Шри-Ланки.


3. Мозда Джамалзада / Mozhdah Jamalzadah (род. 7 декабря, 1985 г, Кабул, Афганистан) - афганско-канадская поп-певица.


Лет 10 назад в парикмахерской, куда я периодически наведывалась, появилась новая мастерица. У нее были огромные черные глаза, великолепные волосы и великолепные руки: она стригла и делала прически быстро, легко и красиво. Смуглая кожа подсказывала, что она приехала издалека. Однажды мы разговорились, и она сказала, что ее родина - Афганистан. Вместе с мужем она уехала, а точнее, сбежала оттуда после прихода в власти движения "Талибан". "Нас хотели убить". В прежней жизни парикмахерша была учительницей, а ее муж - врачом. Она призналась, что очень тоскует по родине, но вряд ли туда вернется - до сих пор слишком страшно.

Тогда я не успела расспросить парикмахершу поподробнее, а потом она куда-то уехала и я позабыла о ней. Тоненькая смуглая женщина с огромными грустными глазами вспомнилась мне лишь тогда, когда на глаза попались материалы о положении женщин при режиме талибов - режиме, создавшем самую изощренную систему угнетения женщин в 20 веке.

Т.наз. Исламский Эмират Афганистан, он же государство талибов, был создан в 1996 году, а к концу 2000 года движение «Талибан» контролировало около 90 % территории страны. Талибан взял власть в руки в стране, изрядно потрепанной войной и разрухой, но еще помнящей рухнувшую в 1992 году Демократическую Республику Афганистан. Можно как угодно относиться к социалистическому режиму, но факт остается фактом: 13 октября 1978 года правительством был принят декрет о предоставлении женщинам равных прав с мужчинами, в дальнейшем были введены запрет принудительных браков, возрастные ограничения при их заключении и отменён обычай калыма. Социалистическое правительство ввело единую бесплатную 10-летнюю трёхуровневую систему школьного образования для всех детей независимо от пола. Поощрялось обучение женщин в вузах, и к концу существования ДРА в стране появилась прослойка женщин-специалистов, прежде всего врачей и учителей. (В королевском Афганистане, несмотря на известную возможность встретить на улице Кабула женщину в короткой юбке, женщины с высшим образованием были редкостью).


Директорка базово-экспериментальной школы имени Мухаммеда Эти-бара в Шахре-Нау Махмуда Азиз и заведующая учебной частью Парвин Расули. Декабрь 1981 года.

Конечно, идеализировать тогдашнюю афганскую действительность бессмысленно: в провинции, особенно в горных кишлаках, все оставалось по-прежнему, но в городах и особенно в столице процесс эмансипации женщин медленно, со скрипом - но все же пошел. Гражданская война, начавшаяся после падения ДРА, его приостановила. А потом пришли талибы, исповедовавшие, по их мнению, самый чистый ислам. Религиозная доктрина, положенная в основу государственной идеологии, создала чудовищного монстра - государство, практиковавшее гендерный апартеид.

Гендерный апартеид означал вытеснение женщин из всех сфер общественной жизни, включая банальное передвижение по улицам. В число лиц, подвергаемых комплексной дискриминации, входили все лица женского пола, начиная с 8 (восьми) лет. С этого возраста им запрещалось входить в любой контакт с мужчиной, если это не муж или родственник; учиться чему бы то ни было (да и до этого им позволяли изучать лишь Коран); выходить из дому без сопровождения мужа/родственника. Им запрещали работать вне дома (исключением стали лишь женщины-медики, и то по необходимости, т.к. мужчинам-врачам лечить женщин запретили). В результате, как свидетельствует Википедия, в одном Кабуле 7793 учительницы были уволены, а 63 школы закрылись из-за острой нехватки кадров. Но талибов данное обстоятельство не смутило: зачем школы и книги, если есть Коран?

Разумеется, суровые сторонники "чистого ислама" не могли пройти мимо внешнего вида женщин. Сначала запретили яркую одежду, потом облегающую одежду, потом каблуки, потом косметику с парфюмерией, и в конце концов остановились на обязательном ношении паранджи - мешка тусклого цвета с сеткой для глаз, в которой очень "комфортно" в летнюю жару. Как заявил пресс-секретарь талибов, открытое лицо женщины может ввести мужчину в порок, даже если он «морально чист».


Стандартный внешний вид женщины при режиме талибов.

В этом заключалась одна из главных проблем режима: как минимизировать вред, причиняемый женщинами? Ведь они так и норовят ввести в грех истинного мусульманина. Положим, их почти нет на улицах, но ведь в домах за толстыми стенами они есть! И если подойти к окну и заглянуть... о, можно увидеть женщину с непокрытым лицом! Как тут не впасть в соблазн? Чтобы облегчить мужские страдания, все окна первых этажей зданий должны были быть закрашены/заделаны, чтобы женщин внутри не было видно с улицы.

Отлично, живых женщин уже не видно. Но правоверный мусульманин может случайно увидеть фотографию или портрет женщины! А это двойной грех, поскольку пророк запретил изображать людей. Потому не позволялось фотографировать/снимать на видео, их изображения были запрещены в газетах, книгах, журналах и даже дома.

Женщин заперли в домах с законопаченными первыми этажами, им запретили свободно передвигаться, работать, учиться, читать, присутствовать на любых мероприятиях, заниматься спортом, посещать бани и больницы; им запретили даже громко разговаривать в присутствии мужчины; их больше не фотографировали и не рисовали, но зато могли продать в 10 лет, как овцу, могли насильно выдать замуж; могли избить за "неподобающую" одежду или посещение подпольной парикмахерской, за попытку научиться грамоте, за попытку выжить. Известность получил случай с женщиной по имени Латифа, которую жестоко избили за то, что она одна ходила по улице. У Латифы не осталось ни одного мужчины в роду, и она вынуждена была нарушить закон, чтобы заработать на хлеб. "Мой отец был убит в сражении… у меня нет мужа, нет брата, нет сына. Как мне жить, если я не могу ходить в одиночку?». Из-за запрещения врачам-мужчинам лечить женщин и существенного сокращения женского медперсонала смертность женщин, особенно при родах, резко пошла вверх. Женщин забивали камнями и расстреливали за "подпольную" работу; отрезали пальцы за то, что ногти на них были покрыты лаком, избивали плетьми за одежду не того цвета или фасона.

Окончательно решить "женский вопрос" все же не удалось: женщины нужны были для продолжения рода, но зато получилось вытеснить их из информационного пространства и даже из языка. Все словосочетания, где присутствовало слово "женщина", изменялись, например, "женский двор" на "весенний двор". Женщины исчезли как гражданки, как специалистки-профессионалы, как горожанки, как читательницы и зрительницы, собеседницы и соседки, как пациентки и медики, учительницы и ученицы, оставшись лишь в качестве домашней прислуги и носительниц маток. Если говорить совсем коротко и нецензурно - это был полный пиздец.

Однако не стоит думать, что афганские женщины согласились на роль безмолвных жертв. В тех условиях любое банальное действие приобретало характер акта сопротивления. Накрасить губы. Украдкой прочитать старый журнал. Выйти на улицу. Некоторые женщины-учителя продолжали преподавать в «подпольных школах» в своих домах, обучая местных детей или других женщин. За это им угрожала виселица - но они не могли иначе. А где-то в горах для женщин продолжался тот же кошмар, что и в средние века. И продолжается по сей день.

Примечательно, что апартеид талибы оправдывали заботой не только о мужчинах, но и о самих женщинах. Это так знакомо, не правда ли - оправдывать угнетение заботой об угнетаемом. Так и талибы вовсе не хотели обидеть женщин, наоборот: им создавали совершенно безопасную среду, где они могли сохранить своё достоинство и целомудрие. И еще одно: осуществлением режима угнетения занималась не только религиозная "полиция нравов", но и куча добровольных помощников. Как пишет Википедия, "многие женщины подвергались публичному наказанию без участия талибов, сами же талибы выступали против того, чтобы их члены принимали участие в наказании, описывая это так: мы не можем напрямую наказывать женщин за их проступки и поэтому возлагаем эту задачу на таксистов и продавцов, которые могут удачно давить на женщин и подавлять их, чтобы те не забывали, кто является главным в патриархальном обществе".

Не стоит думать, что с падением Исламского Эмирата Афганистан все закончилось. В настоящее время Талибан фактически контролирует около 70% территории Афганистана, в том числе провинции Гильменд, Кандагар, Пактия, Урузган, Нуристан, Кунар, Бадахшан, Забул, Газни и другие. Там по-прежнему женщины лишены прав, школы взрывают, а непокорных убивают. Да и в самом Кабуле ситуация отнюдь не радует - насилие над женщинами процветает. И конца этому пока не видно:(.


В 2010 году фотография этой афганской девушки появилась на обложке журнала "Time". Нос и уши, с одобрения одного из талибских командиров, ей отрезал ее собственный муж - в качестве наказания за попытку убежать. Ее выдали замуж в 12 лет в качестве расплаты за кровную месть - отдали против воли в семью мужа – боевика-талиба.


Женщина держит на руках ребенка перед приемом у врача в поликлинике на западе Афганистана. Она по-прежнему не смеет обнажить лицо.

Исследуя взаимоотношения мужчин и женщин Афганистана, невольно начинаешь подозревать, что большинство этих людей являются поклонниками БДСМ-тематики. И не скрывают этого. Что еще можно подумать после просмотра многочисленных видеороликов, на которых афганские мужчины плетьми или кнутами избивают женщин в общественных местах? И те не сопротивляются. Может, им это нравится?

В ситуации, когда любое общение между представителями разных полов жестко регламентировано, даже побои становятся формой проявления внимания. Хоть и довольно извращенного. Единственное, что смущает, такие развлечения в стиле садо-мазо часто видят дети, они становятся невольными зрителями «соблюдения норм шариата». Насколько это опасно для неокрепшей психики подростков? Вот вопрос.

Так было не всегда

БДСМ не всегда являлось повальным увлечением афганцев. Отношения между большинством мужчин и женщин в этой стране на протяжении многих веков были довольно стандартными, как во многих исламских государствах Азии. Первые разговоры о положении представительниц прекрасного пола в афганском обществе начались еще во второй половине XIX века. А в 1919 году жительницы страны получили право голоса.

Дальше – больше. В середине прошлого века местные женщины избавились от паранджи, а в 1960 году в Конституции Афганистана появилась норма о равных правах граждан, независимо от половой принадлежности. Но начавшаяся смута и гражданская война перечеркнули позитивные перемены. Боевые действия, бедность, отсутствие социальной и юридической защищенности, вдовство и сиротство – все это сделало афганских женщин зависимыми от мужчин. А когда возникает ось «подавление – подчинение», тут и проявляются дремлющие в некоторых людях извращенные наклонности. И не только у мужчин.

В 1996 году после десятилетий кровавых междоусобиц, разоривших и практически уничтоживших когда-то процветавшее государство, к власти в стране пришло движение "Талибан". Его сторонники извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались для удовлетворения своих нестандартных потребностей. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти БДСМ-утехи талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей. И это им удалось.

К сожалению многих извращенцев духовно близкий им режим талибов потерпел поражение, просуществовав в Афганистане более 5 лет. В декабре 2001 года к власти в стране пришла так называемая переходная администрация. Но положение афганских женщин существенно не изменилось. Конечно, таких массовых зверств, как при талибах, уже не происходит, но проблем от этого не становится меньше.

Что им запрещено

Афганцы считают потенциальными грешницами 8-летних девочек. С этого возраста им запрещено видеть мужчин за исключением родственников. Выходить из дома без сопровождающего тоже нельзя. О том, чтобы водить машину, не стоит и думать. Все тело женщины, в том числе и лицо, должно быть скрыто от посторонних глаз. Возбраняется и громко разговаривать, находясь в общественном месте, чтобы своим приятным голосом не вводить случайных прохожих в искушение. Выходить на балконы своих домов и выглядывать в окна первых этажей зданий тоже возбраняется: повсюду грешники, которые только этого и ждут. Даже дома женщины не могут позволить себе нарядную одежду и косметику. Работать запрещено во избежание встреч с посторонними мужчинами.

Без права на медицинскую помощь

Одной из главных проблем афганских женщин является невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Фактически любая болезнь смертельна, если ее не лечить.

Обращаться к врачу-мужчине афганка не может, ведь это грех. А женщин-врачей в этой стране катастрофически мало, поскольку часть из них была казнена талибами за нарушение законов шариата, а другая часть бежала за границу. Новых специалистов никто не готовил, потому что исламисты категорически запретили женщинам учиться.

Богатым мужчинам проще: они могут позволить себе отвезти больную мать или сестру в соседний Пакистан, где нет такой проблемы. А бедняки вынуждены наблюдать, как родственница долго страдает, а затем умирает в муках.

Известные случаи насилия

При талибах в Афганистане работали подпольные школы и больницы. Врачи и учителя, помогавшие женщинам на свой страх и риск, в случае доноса попадали в тюрьму или на виселицу. Многие представители местной интеллигенции были казнены.

Афганкам отрезали пальцы на руках и ногах, если они отваживались делать маникюр и педикюр. В декабре 1996 года 225 женщин были избиты плетьми по решению суда: сторонники "Талибана" задержали их за нарушение исламского дресс-кода. Члены религиозной полиции ходили по улицам городов с кнутами и избивали всех встречных женщин, осыпая их оскорблениями. Подпольно работающих афганок просто расстреливали на улицах. Казни женщин, среди которых были многодетные матери, устраивались как шоу для многотысячной аудитории.

Талибы призывали таксистов и продавцов наказывать женщин прямо в общественных местах за те или иные нарушения правил шариата. Поэтому на улицах, где играют дети, можно было увидеть такую картину: мужчину с плеткой окружили дамы в паранджах, которые по очереди поворачиваются к нему спиной, а тот их нежно похлопывает, «наказывает». При этом данный тип не приходится женщинам ни родственником, ни супругом. Вот такое развлечение.

Аиша Мохаммедзаи

Правда, один случай домашнего насилия над женщиной, который стал достоянием широкой общественности, стоит особняком. В 2010 году весь мир был шокирован фотографией 19-летней Аиши Мохаммедзаи, также известной под именем Биби Аиша. Снимок был размещен на обложке журнала Time. У девушки не было ни носа, ни ушей. Их отрезал ее муж в наказание за побег из дома.

Эта афганка родилась в горной провинции Уразган. В 12-летнем возрасте ее выдали замуж за члена враждебного клана, чтобы остановить междоусобицу. Новая родня стала отыгрываться на девочке за все неприятности, причиненные ее семьей ранее. Первые два года, предшествовавшие браку, Аиша жила на конюшне. У ее мужа было 10 братьев, все они регулярно избивали невестку, издевались над ней, пользуясь беззащитностью и полным бесправием подростка.

В возрасте 18 лет, не выдержав домашнего насилия, девушка смогла сбежать от мужа и его родни. Разумеется, ее вскоре поймали и посадили в тюрьму города Кандагара. После возвращения к законному супругу на семейном совете было принято решение: отрезать Аише в наказание за побег нос и уши. Так и было сделано. Несчастную оставили одну в горах умирать, истекая кровью, но она выжила.

Сейчас у девушки все наладилось, насколько это возможно после перенесенных издевательств. Ей сделали серию пластических операций в США. Аиша живет в штате Мэриленд у приемных родителей, пытаясь справиться с психологической травмой.

Подложные сыновья

Афганская женщина оправдывает свое существование в этом мире только рождением сына. Мать мальчика поощряется обществом, ведь она подарила своему мужу наследника. Напротив, если в семье нет сына, а есть только несколько дочерей, то такую супружескую пару соседи и родственники осыпают насмешками, как неполноценных.

Во избежание сурового людского суда некоторые семьи идут на хитрость: одну из дочерей они «превращают» в сына. Просто одевают как мальчика, дают мужское имя и заставляют вести себя в обществе соответственно. Таких детей обычно называют «бача-пош». Их довольно много. Девочки быстро учатся скрывать от сверстников свой настоящий пол, они ходят в школу вместе с мальчиками, играют в футбол. Никто и не догадывается ни о чем.

Когда бача-пош подрастает, ее «превращают» обратно и выдают замуж. Такие резкие перемены могут негативно сказаться на психике, но кого это волнует? Главное, чтобы соседи больше не судачили и не показывали пальцем на супругов, которые не смогли произвести на свет сына.