Сказки как средство духовно нравственного воспитания. Педагогический семинар "сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи
«Международный день родного языка»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Старшая группа №1 исполняет песню «Как наша Россия прекрасна»

Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей) .

Ведущий: Мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

Ребята, а есть среди вас татары? А чуваши? А есть кто нибудь мордовской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг-друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

Ведущий: Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.

Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? (Мелле хэлзэм?) Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра) Татары? (Исэнмесез) Англичане?(Хелло)

А как звучит слово «мама»? мордва - авай, чуваш - анне, татары - әни...

А «папа»? мордва - тетей, тятяй...

Лиана Мубаракшина из старшей группы № 2 поздравит нас с днем родного языка на русском языке.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворения на разных языках.

Хузина Камилла из подготовительной группы № 2 расскажет стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим...

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Евдокия Алексеевна прочтет стихотворение на своем родном мордовском языке.

Григорьева София и Кудашов Сергей из старшей группы №1 тоже расскажут стихотворения на мордовском языке.

Сестры и Кузьмина Вика и Даша расскажет стихотворение на своем родном чувашском языке.

Асанне с кукамай.

Килтем асанне патне

Перинче эп ханана

Асанне, теп, асанне

Перре вар - ха Машанна.

Меншен вал сана ялан

Кукамай тесе ченет?

Матвеев Владик прочтет нам стихотворение на чувашском языке.

Угольникова Надя любит свой родной язык

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит колокольчик, запела гармошка.

А сейчас для вас в исполнении детского оркестра (подг. гр. №1) прозвучит татарская народная мелодия.

А сейчас прозвучит песня «Туган тел» из репертуара Зульфии Минхажевой в исполнении ребят из подготовительной группы № 2.

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы -воплощение души народа, его национальных традиций.

А сейчас русский народный танец с платками нам подарят дети из подготовительной группы №1.

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки.

Предлагаем стихотворение на молдавском языке, которую читает Раку Настя, из подготовительной группы №1.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, мой милый, засыпай!

В камышах лебедь свернулся,

Сладкий сон его коснулся.

Песик дремлет в конуре,

И лисичка спит в норе.

Хрюшенька уснул в хлеву

И оттуда - ни гу-гу!

Мишка бурый спит в берлоге,

Даже спящийочень строгий!

Зажигается звезда,

Сны на землю шлет луна.

Спи и ты, мой чемпион,

Ждет тебя забавный сон.

Баю-бай! Баю-бай!

Мамарядом, засыпай!

А сейчас ребята из старшей группы №2 покажет татарскую национальную хороводную игру «Жырлы бию».

Сегодня к нам пришла в гости Нина Егоровна. Она нам подарит песню на своем родном чувашском языке.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свойэто честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский языкваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке в исполнении ребят из подготовительной группы № 1.

У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее... (бритвы) .

Язык до Киева... (доведет) .

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь) .

Слово - серебро, а молчание... (золото)

Умные речи и слушать... (приятно) .

Человек без родины. Что соловей без... (песни) .

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (пословицы о языке)

Видна птица по перьям, а человек - по речам. (пословицы о языке)

Заговорил, так надо договаривать. (пословицы о языке)

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (пословицы о языке)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит. (пословицы о языке)

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь. (пословицы о языке)

Сказать легко, да сделать трудно. (пословицы о языке)

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. (пословицы о языке)

Умные речи приятно и слушать. (пословицы о языке)

А сейчас давайте послушаем песню «Туган тел» в исполнении гостей из 4 школы.

А сейчас послушаем песню на украинском языке в исполнении Бань Виктории Александровны, воспитателя нашего детского сада.

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

Международный день родного языка

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.

Упражнять детей в придумывании родственных слов.

Обогащать речь детей пословицами, поговорками.

Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.

Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.

Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Приобщать родителей к воспитанию у детей языковой культуры.

Место использования мультимедийного материала. Презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений для проведения досуга к Международному дню родного языка.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», проектор, ларец с книгами, деревянная ложка, деревянная иголка, камень, яблоко; маски-лорнеты для инсценировки.

Практическая значимость. Данная презентация позволяет:

привлечь внимание дошкольников и их родителей к родному языку;

решать коррекционные и развивающие задачи;

внедрять в коррекционно-образовательный процесс ДОУ мультимедийные технологии.

разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Слайд 1.

Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка.

Цените же язык чудесный свой!

Всем людям, любящим язык родной,

Родную речь любите, уважайте,

И скверным словом вы ее не засоряйте

В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Слайд 2.

Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.

А какое первое слово произносит ребёнок?

Слайд 3.

А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки - «мутер», по-английски - «мазе», по-французски - «маман». Давайте споём песню вместе с мамонтёнком о самом дорогом и любимом человеке - маме.

Слайд 4.

Каждый человек и тем более народ передаёт крики животных на свой собственный лад. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.

Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».

А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.

К сожалению, мы ещё не успели узнать, как крякают утки других народов (поищите дома со своими родителями и потом нам расскажете).

Слайд 5.

Ещё любопытнее получается с петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:

Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл-ду».

Слайд 6.

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Мамы, помогайте ребятам придумывать слова-родственники к слову «СНЕГ».

Слайд 7.

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».

Давайте поиграем в снежки (дети бросают друг в друга и в родителей снежки из пенопласта).

Слайд 8.

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот - дуга, и нос морковка,

А два глаза - угольки,

Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это?

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки)

Слайд 9.

А вот ещё загадка.

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб.

А это что такое? Молодцы, это снегоход!

Слайд 10.

Кто-то к нам в гости спешит. Появляется тётушка Пословица.

- Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте.Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!

Слайд 11.

Предлагаю вам поиграть в игру - кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!

Поспешишь - …людей насмешишь.

Не спеши языком - … торопись делом.

Что посеешь - … то и пожнёшь.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Слайд 12.

Семь раз отмерь - … один отрежь.

Глаза боятся - … а руки делают.

С кем поведёшься … от того и наберёшься.

Слайд 13.

Сам пропадай - … а товарища выручай.

В гостях хорошо - … а дома лучше.

Готовь сани летом - … а зимой телегу.

За двумя зайцами погонишься - … ни одного не поймаешь.

Слайд 14.

- Я к вам пришла короб пословиц и поговорок принесла. Что в моём ларце смотрите, пословицу с этим словом назовите.

Яблоко. Яблоко от яблони не далеко падает.

Ложка. Дорога ложка к обеду.

Иголка. Куда иголка, туда и нитка.

Камень. Под лежачий камень вода не течёт.

Слайд 15.

Знаю я, что вы подготовили сценку на тему одной пословицы. Порадуйте. Покажите её.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Действующие лица:

Мальчик—ученик

Солнышко

Птичка

Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

Слайд 16.

Молодцы, а я в моём ларце подарочки вам припасла.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, да ума придала.

Книга - лучший подарок.

Слайд 17.

- Получайте подарки - книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь!

Дети благодарят и прощаются с тётушкой Пословицей.

1 ведущий.

Ребята, вам знакома эта эмблема?

Да, это эмблема олимпийских игр. Что изображено в этой эмблеме? Какого цвета кольца? Переплетенные пять колец разного цвета, почему?

Дружба спортсменов, дружба народов, дружба пяти континентов.

— Где проводится олимпиада в этом году?

А в какой стране находится город Сочи?

Да. Спортсмены всего мира собрались в России. Россия — славная страна, со своей историей, со своим языком. Русский язык — великий язык. И мы с вами этим языком владеем.

2 ведущий.

— А как называется наша Республика, в которой мы живем?

Да, мы с вами живем в Татарстане. Живущие в Татарстане, несмотря на национальность все должны знать и учить татарский язык. Потому что в Татарстане два государственных языка. Это — татарский и русский.

Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе дә безнең өчен,

Иң кирәкле, затлы тел

1 ведущий

Знай татарский ты язык,

Знай и русский ты язык.

Оба очень нам нужны,

Одинаковы важны. Шайхи Маннур

Слайд 2 Г.Тукай

Песня Г. Тукая «Родной язык». Под. Гр. №8

Под музыку воспитатель читает русский перевод стихотворения «Родной язык»

Родной язык, святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем богатстве я постиг.

О чем это стихотворение?

Почему Г. Тукай, с такой любовью относился к своему родному языку? (потому что на этом языке разговаривали его родители).

У человека самые близкие и родные люди — это его родители. Значит и язык, на котором он говорит, называется родным. « Родной язык – это великое наше наследие, передаваемое из поколения в поколение» (Р. Гамзатов)

Слайд 3,4 День родного языка

Рассказ воспитателя о языках.

Какие бывают языки?

Почему люди учат языки других народов?

На земном шаре много языков: русский, казахский, английский, немецкий, французский и другие. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.

На любом из этих шести языков проводятся международные встречи, совещания на мировом уровне.

Конкурс «Лучший переводчик» (перевести слова и названия предметов на татарский и русский языки)

Воспитатель Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

2 ведущий Туган тел – иң татлы тел,

Туган тел – иң тәмле тел.

Тәмле дип, телеңне йотма.

Туган телне онытма!

Воспитатель Родной язык — богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Сегодня у нас праздник. А на праздник пришло много гостей: и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и удмурты, даже есть гости из Азербайджана. Все они пришли с подарками.

Давайте послушаем их. Что же они нам принесли?

Слайд 7,8,9

Выступления татар

Для татар Малой Родиной считается Республика Татарстан.

В Татарстане много очень интересных культурных и архитектурных памятников, известных музеев, театров, храмов, мечетей, парков. Достопримечательности, являются наиболее популярными среди отдыхающих.

Это национальная блюда чак-чак. А это эчпочмак. Такие вкусные!

Игра на татарском языке: «Чума үрдәк, чума каз»

Слайд 10,11,12,13

Выступления русских

«Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» — писал Белинский.

Русская национальная песня “ А я по лугу”.

Слайд 14,15,16.

Выступления чувашей

Чувашия славится своими художественными промыслами, и в первую очередь вышивкой. Вышитая знаменитым чувашским орнаментом одежда может стать прекрасным подарком. Также Чувашия славится музыкой - здесь каждый второй либо музыкант, либо певец.

Национальная песня

Слайд 17,18.19

Выступление башкир

Край Башкортостана издавна славится красотой природы. Башкирский мёд — один из лучших не только в России, но и в мире. С древних времен и сегодня славится Башкортостан кумысом из кобыльего молока.

Национальная игра «Юрта».

Слайд 20,21,22

Выступления марийцев

Марийский край можно назвать гаванью тишины, царством грибов, ягод, птиц и зверей. Марийцы народ дружелюбный, очень гостеприимный и незлобивый. Из поколения в поколение марийцы передают традиции и обычаи. И сейчас в Марий — Эле можно прикоснуться к тайнам древних языческих обрядов.

Выступления азербайджанцев

Азербайджан славится богатством сохраненных традиций и обычаев, которые хранит и почитает каждая семья.

Воспитатель

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Воспитатель
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!

2 ведущий

Дөньяда иң-иң матур ил

Ул минем туган илем.

Дөньяда иң-иң матур тел

Ул- минем туган телем.

Иң изге хисләремне мин

Туган телдә аңлатам.

Шуңа күрә туган телне

Хөрмәтлим мин яратам. Э. Мөэминова.

Ведущий 1. Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Ведущий 2. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его. В. Луговский.