Содомия с подростками. Половые различия и гомосексуализм у детей

Транзиторный (то-есть, преходящий) подростковый гомосексуализм - частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Примерно у 10% подростков наблюдается гомосексуальная влюбленность в сверстника (или сверстницу). Обычно с возрастом проходит.

В период пробуждения полового влечения оно ещё мало дифференцировано, с чем и связаны транзиторные гомосексуальные наклонности.

Подростковый гомосексуализм проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, оральным сексом. У мальчиков возможна имитация мужеложества. Гомосексуальные контакты в виде орального секса могут служить способом унизить другого подростка и показать свою власть над ним.

Клинический пример.

Владимир Ш. 16 лет.

Родители страдают алкоголизмом, отец отбывает заключение, мать лишена родительских прав. С 9-летнего возраста воспитывался в детском доме.

По характеру всегда был «трудным», никому не подчинялся, дерзил старшим, обижал тех, кто слабее. Но мог затеять драку даже с тем, кто сильнее его. Всегда был крайне злопамятным, мстительным и жестоким. Не переносил, если кто-то посягал на его «авторитет».

Ночное недержание мочи до 5 лет. С 8-летнего возраста у него бывают судорожные припадки с потерей сознания, прикусом языка и недержанием мочи. Припадки сравнительно редки, 1-3 раза в год. Ранее никогда не лечился.

В 10-летнем возрасте его решили «наказать» за то, что он однажды обозвал старшего воспитанника, а когда тот в ответ ударил его, Владимир подставил ему подножку, сбил с ног и этим вызвал смех своих ровесников над упавшим.

Трое ребят, которые были старше и гораздо сильнее его, в том числе и тот, кого он так унизил, затащили в туалет, силой поставили на колени и заставили заниматься оральным сексом с каждым по очереди. Когда он не подчинился и укусил того, кто попытался разжать ему зубы, его жестоко избили, били даже ногами, он потерял сознание и потом три месяца лежал в больнице. У него были многочисленные повреждения органов брюшной полости и сломаны два ребра. С тех пор «возненавидел весь мир».

Вернувшись из больницы в детский дом, заготовил небольшой обрезок металлической трубы и постоянно носил его с собой. «Обидчиков», избивших Владимира, строго наказали воспитатели, и те больше его не трогали, считая, что достаточно «проучили» его.

Владимир подговорил двух своих ровесников «отомстить», те вначале боялись, но потом согласились, так как сами не раз были унижены аналогичным или иным способом. Они долго выслеживали «обидчиков», но те ходили обычно втроем, и «месть» не удавалась.


Но однажды им удалось подкараулить одного из них, когда тот выходил из хозяйственного блока, который был на территории детского дома, но стоял позади основного здания. Они догнали его и навалились на него все втроем, сбив на землю. Владимир несколько раз ударил его заготовленным куском трубы, а потом они оттащили подростка за здание хозблока, и когда тот пришел в себя, заставили проделать то же самое, что он и его приятели хотели сделать с Владимиром, пригрозив, что в противном случае он не отделается тремя месяцами в больнице, а останется на всю жизнь инвалидом, так как этим металлическим предметом они по очереди будут бить его в область паха и половых органов. Тому ничего не оставалось, как подчиниться. Все трое унижали его, пока он им по очереди исполнял требуемое.

После этого случая Владимир и его приятели всем рассказали о своей «мести», вся троица обзавелась таким же орудием, как и Владимир, везде ходили втроем, их все боялись и никто не трогал. Став старше, Владимир не раз аналогичным способом «наказывал» тех, кто не желал ему подчиняться. В любом коллективе он стремился к лидерству и не терпел ослушания.

В возрасте 14 лет сбежал из детского дома, бродяжничал, воровал. Несколько раз его ловили сотрудники милиции и помещали в детский приемник, но он бежал и оттуда. Когда его очередной раз поймали, у него развился судорожный припадок, и его перевели в психиатрическую больницу.

В подростком отделении постоянно нарушал режим, никому не подчинялся, унижал более слабых. Персонал отделения, который состоит из одних женщин, с трудом с ним справлялся, мог замахнуться даже на медицинскую сестру.

Прогноз в этом случае неблагоприятный. Больной страдает эпилепсией, а у таких больных часты нарушение влечений, различные сексуальные перверзии - гомосексуализм, садизм и другие.

M.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 c.
ISBN 5-86825-023-0
Скачать (прямая ссылка): pshlg_pdrstka.pdf Предыдущая 1 .. 210 > .. >> Следующая
511
Транзиторный подростковым гомосексуализм. Эта девиация является ситуативно обусловленной - его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - подражанием, соблазном, иногда - понуждением со стороны старших. Or взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят к взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - даже к педерастическим актам - введению penis в anus партнера. У подростков мужского пола транзиторный подростковый гомосексуализм встречается чаще, чем у девочек.
Причина транзиторного подросткового гомосексуализма состоит в том, что периоду становления полового влечения свойственна его малая дифференцированность, что отметил еще Л. Moll (18915). В отличие от истинного при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В- присутствии представителей противоположного пола своего возраста, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут.
Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встреча-ется среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых (пассивная форма).
Первые проявления истинного гомосексуализма также падают на.
подростковый возраст. Дифферешпадльно-диагаостическими признаками зарождения истинного гомосексуализма в отличие от транзиторного подросткового служат полное отсутствие влечения к сверстникам противоположного пола, даже чувство отвращения при представлении о физической близости с ними, эротические сновидения во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (общественные бани, туалеты и т.п.). Женственная внешность у юношей и, наоборот, маску -линизированность у девушек сами по себе еще не свидетельствуют о гомосексуальных склонностях. ... j
Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом
*
возрасте. Сюда относятся более редкие случаи вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом, особенно гениталиями противоположного пола), эксгибиционизма (выставление напоказ
512
собственных обнаженных гениталий, у мальчиков - обычно эрегированного полового члена), манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т.п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения.
Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подрост-нового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола.
Типологические особенности сексуальных девиаций. Разным типам психопатий и акцентуаций характера присущи неодинаковые особенности текстуальных девиаций. У гипертимньгх подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может встречаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с самоугрызениями, самоукорами, самонаказаниями, тайными зароками и клятвами его прекратить и т.д. Сексуальная жизнь шизоидного подростка обычно покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам могут сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью - с интенсивным онанизмом и

соответствующими фантазиями, или влечение может прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, где их могут увидеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т.д. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству. Сексуальные девиации неустойчивьгх более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой они принадлежат.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Термин «суицидальное поведение», распространившийся в последние годы , объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказьшания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием.
513
С 60-х годов нашего столетия суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой в развитьгх капиталистических странах. В США на долю подростков до 1958 г. приходилось 8 % суицидных попыток, а после 1960 г. - более
20 % . Во многих европейских странах самоубийства подростков занимают 2-3-е место среди причин смерти в этом возрасте [Самоубийства..., 1977].
Отмечается, что до 13 лет суицидные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19лет . По нашим данным, 32 % попыток приходится на 17-летних, 31 % - на 16-летних,

В раннем возрасте мальчики обычно считают, что они могут рожать детей, а девочки тоже хотят иметь пенис. Подобные мысли не являются признаком глубоких психологических расстройств. Они всего лишь свидетельствуют о вере детей в то, что они смогут все, чего захотят. Если хочешь пенис - пожалуйста, будет тебе пенис!

Осознание половой принадлежности развивается под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Два главных гормона - тестостерон и эстроген - определяют, будет тело развиваться как мужское или как женское, а также оказывают воздействие на развивающийся мозг. Мужской головной мозг отличается от женского, но такие половые различия, как уровень агрессивности или степень овладения речью, по своим проявлениям намного слабее, чем чисто индивидуальные различия между людьми. Другими словами, существует множество чувствительных и спокойных мальчиков, также как и немало решительных и задиристых девочек.

Как ребенок осознает свою половую принадлежность

Люди склонны восхищаться ловкостью маленьких мальчиков и красотой девочек. Девичьи платьица предназначены для того, чтобы взрослые говорили: «Какая ты красивая!» В каком-то смысле это, конечно, нравится девочкам, но одновременно они привыкают к мысли о том, что их ценят главным образом за внешность, а не за достижения.

На картинках в детских книжках мы часто видим, как мальчики что-то строят, переживают какие-то приключения, а девочки наблюдают за ними или играют в куклы. Девочек обычно предупреждают, чтобы они не лазили по деревьям или не залезали на крышу гаража, так как у них меньше сил и они быстрее могут пораниться. Мальчикам дарят игрушечные машинки, конструкторы, спортивные принадлежности, а девочкам кукол, наборы для шитья, детскую посуду и украшения. Сами по себе такие подарки никакого вреда принести не могут, особенно если ребенок хочет их получить. Хуже, когда взрослые постоянно подчеркивают эти различия, внушая детям, что девочки (или мальчики) предназначены для того, чтобы заниматься только определенными видами деятельности.

Мальчикам поручают работу в гараже, в подвале или в саду. Девочки занимаются хозяйственными заботами по дому. Конечно, ведение домашнего хозяйства важно для всей семьи, и к нему нужно относиться с должным уважением, но если им занимаются только женщины, а мужчинам отводятся более престижные виды деятельности, то важность такой работы принижается в глазах представителей и одного, и другого пола.

Мальчики часто скрывают свое ощущение неполноценности, дразня девочек и говоря, что они не умеют быстро бегать, бросать мяч, и поэтому они не возьмут их в команду. К сожалению, некоторые родители и педагоги тоже внушают девочкам, что они по своей природе никогда не добьются больших успехов в высшей математике или физике и не смогут работать инженерами. Уже к подростковому возрасту многие девочки убеждены, что они стоят на ступень ниже мужчин в таких областях, как абстрактное мышление, комплексное планирование и эмоциональный контроль. Эти ложные убеждения сами по себе подрывают уверенность девочек в себе и могут повлечь за собой дальнейшее ухудшение способностей, которые, как утверждают, у женщин якобы и без того слабее, чем у мужчин.

Гомосексуализм и гомофобия у детей

В нашем обществе от 5 до 10% взрослых мужчин и женщин относят себя к гомосексуалистам - геям и лесбиянкам. Поскольку гомосексуализм до сих пор рассматривается как своего рода клеймо, многие гомосексуалисты скрывают свою сексуальную ориентацию, и в связи с этим точный процент определить трудно.

В настоящее время геи и лесбиянки стали более заметны в сфере поп-культуры. Их можно увидеть в кинофильмах, журналах, по телевидению. Такие заметные в обществе фигуры, как музыканты, дизайнеры моды, спортсмены и даже политики, все мосексуальных наклонностях. Несмотря на это, а может быть, именно из-за этого многие люди все еще испытывают неоправданные страхи по отношению к гомосексуализму. Этот страх называется гомофобией. В своей самой распространенной форме она сводится к опасениям гетеросексуалов, что они сами могут стать геями или лесбиянками, а также к убеждению, что гомосексуализм - это патология. Эти опасения приводят к тому, что из гомосексуалистов уже сделали козлов отпущения, обвинив их в распространении СПИДа, и к тому, что родители запрещают своим детям вступать в контакты со взрослыми геями и лесбиянками. В своей самой острой форме гомофобия приводит к преступлениям, направленным против гомосексуалистов, и к принятию законов, ограничивающих права и свободы представителей сексуальных меньшинств.

Некоторые родители полагают, что если ребенок общался с гомосексуалистом, то и сам может стать таким. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что на основании чужого примера ребенок может изменить свою сексуальную ориентацию. В последнее время получено множество данных, что уже при рождении люди предрасположены к гомосексуальной или гетеросексуальной ориентации. Совершенно очевидно, что первичная сексуальная ориентация закладывается в самые первые годы развития ребенка. Никакие поощрения или запреты не могут изменить эту ориентацию в зрелом возрасте.

Если ребенок в 6 лет или старше задает вам вопросы относительно гомосексуалистов или если вы ведете с ним разговор на тему сексуальных отношений, то, на мой взгляд, ему следовало бы просто разъяснить, что некоторые мужчины и женщины влюбляются в представителей своего пола и живут с ними.

Если гомосексуализм считается грехом в вашей религии, то к этому вопросу надо подойти с особой деликатностью, когда существует вероятность, что ваш ребенок вырастет гомосексуалистом. В этом случае разговор на подобные темы следует вести таким образом, чтобы ребенок не боялся признаться вам в этом и мог без стеснения обратиться за поддержкой.

Опасения по поводу половой идентификации

Когда родители замечают, что их маленький мальчик слишком женственный или в их девочке проявляются мужские черты, у них сразу возникает опасение, что ребенок вырастет гомосексуалистом. В связи со сложившимися в обществе предрассудками по поводу гомосексуализма это может вызвать у родителей сильное беспокойство и тревогу. Однако сексуальная ориентация - гомосексуальная или гетеросексуальная - не имеет практически ничего общего с половой самоидентификацией (о чем мы говорили выше). То, что девочка или мальчик хотят играть с детьми противоположного пола и им нравятся их игры и игрушки, ни о чем не говорит в плане их сексуальной ориентации. Небольшой процент детей, независимо от их половой самоидентификации в детском возрасте, вырастают гомосексуалистами, а большинство сохраняют гетеросексуальную ориентацию.

Не вижу никакой патологии, если мальчик в своих играх любит готовить, убирать квартиру и нянчиться с куклами, а иногда даже выступает в играх в роли мамы или младенца. Но если мальчику нужны только платья и куклы и он предпочитает играть только с девочками, то стоит задуматься о его половой идентификации. Я считаю, что большинство, если не все случаи, когда ребенок чувствует себя несчастным в своем половом обличье, объясняются физиологическими или генетическими причинами, которые нам в настоящее время пока доподлинно не известны. Но какова бы ни была причина, такая ошибочная самоидентификация может стать в будущем источником сильных переживаний для ребенка и больших забот для его родителей. В данном случае необходимо проконсультироваться со специалистами.

Если девочка любит играть с мальчиками и время от времени высказывает желание стать мальчиком, то это, скорее всего, реакция на насмешки со стороны мальчишек по поводу того, что девчонки ни на что не годятся, что им не хватает силы или ума. Возможно также, что она пытается таким образом идентифицировать себя с отцом или братом. Однако если девочка хочет играть только с мальчиками и постоянно говорит о своем нежелании быть девочкой, то следует проконсультироваться по этому поводу со специалистами, которые помогут выяснить причину и окажут необходимую помощь и ей, и ее семье.

Надо ли разделять роли по половому признаку?

Основное, что заставляет мальчика чувствовать свою принадлежность к мужскому полу, - это не подаренные ему игрушечные машинки или ковбойский костюм, а прежде всего позитивная связь с отцом в раннем возрасте, которая побуждает его вырасти похожим на него.

Если отец отказывается купить своему сыну куклу или каким-то другим образом выражает свою обеспокоенность девичьими вкусами сына, это вовсе не усилит мужскую ориентацию ребенка. Наоборот, мальчик может почувствовать, что и его собственная ориентация, и ориентация отца несколько сомнительны и неадекватны. Если отец уверен в своих мужских качествах, то он поддержит желание сына поиграть с куклами, чтобы тот познакомился и с «женской» составляющей настоящего отцовства.

Точно так же девочка видит в матери образец для подражания. Мать, которая поощряет желание девочки освоить как можно больше навыков, не ограничивая себя какими-то рамками, и которая сама поступает точно так же, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Но если мать сама чрезмерно озабочена своей женственностью и сексуальной привлекательностью в глазах мужчин, то это проявится и в формировании характера дочери. Если она дарит ей только кукол и детскую посуду и постоянно одевает в нарядные платьица, тем самым она внушает девочке искаженное представление о роли женщины.

Для девочки также очень важно установить положительную связь с отцом. Если отец обращает мало внимания на дочь или вообще игнорирует ее, отказывается играть с ней в мяч, не берет с собой в походы и на рыбалку, этим самым он закрепляет сложившиеся ролевые стереотипы и внушает девочке осознание ее второстепенное.

Желание маленьких мальчиков играть с куклами совершенно естественно, так же как и стремление девочек играть с машинками. Не надо запрещать им этого. Мальчик, играющий с куклами, проявляет не женственные, а родительские черты своего будущего характера. Это поможет ему стать хорошим отцом. Нет ничего плохого, если мальчики и девочки хотят носить одинаковую одежду, например джинсы и майки. Если же девочка предпочитает носить платья - что ж, таков ее выбор.

Что касается работы по дому, то и мальчикам и девочкам полезно давать одинаковые задания. Точно так же для мужчин и женщин разумно было бы совместно выполнять какие-то работы как в доме, так и вне его. Мальчики могут не хуже своих сестер заправлять постель, убирать комнату и мыть посуду. Девочки тоже способны работать в саду и мыть машину. Речь идет не о том, что обязанности между мальчиками и девочками должны распределяться строго поровну и они не могут заниматься ничем иным. Необходимо лишь постараться, чтобы в этом распределении заданий не проявлялась очевидная дискриминация. Пример родителей может при этом сыграть важную роль.

Главная > Документ

У обследованных нами подростков мужского пола с психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций регулярная половая жизнь до 16 лет отмечена лишь в 9 %. Подростковый промискуитет . Частые половые сношения с непрестанной сменой партнеров встречаются в некоторых асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек (Илешева Р. Г., 1978). В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других - наступает пассивная подчиняемость более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации. У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной перверзии. Транзиторный подростковый гомосексуализм . Эта девиация является ситуативно обусловленной - его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - подражанием, соблазном, иногда - понуждением со стороны старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят к взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - даже к педерастическим актам - введению penis в anus партнера. У подростков мужского пола транзиторный подростковый гомосексуализм встречается чаще, чем у девочек. Причина транзиторного подросткового гомосексуализма состоит в том, что периоду становления полового влечения свойственна его малая дифференцированность, что отметил еще A. Moll (1893). В отличие от истинного при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей противоположного пола своего возраста, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут. Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых (пассивная форма). Первые проявления истинного гомосексуализма также падают на подростковый возраст. Дифференциально-диагностическими признаками зарождения истинного гомосексуализма в отличие от транзиторного подросткового служат полное отсутствие влечения к сверстникам противоположного пола, даже чувство отвращения при представлении о физической близости с ними, эротические сновидения во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (общественные бани, туалеты и т. п.). Женственная внешность у юношей и, наоборот, маскулинизированность у девушек сами по себе еще не свидетельствуют о гомосексуальных склонностях. Примером транзиторного подросткового гомосексуализма может послужить поведение Николая К. (см. стр. 64), становления истинного гомосексуализма в подростковом возрасте - Анатолия П. (см. стр. 196). Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте . Сюда относятся более редкие случаи вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом, особенно гениталиями противоположного пола), эксгибиционизма (выставление напоказ собственных обнаженных гениталий, у мальчиков - обычно эрегированного полового члена), манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т. п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения. Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подросткового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола. Типологические особенности сексуальных девиаций . Разным типам психопатий и акцентуаций характера присущи неодинаковые особенности сексуальных девиаций. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может встречаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с самоугрызениями, самоукорами, самонаказаниями, тайными зароками и клятвами его прекратить и т. д. Сексуальная жизнь шизоидного подростка обычно покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам могут сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью - с интенсивным онанизмом и соответствующими фантазиями или влечение может прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, где их могут увидеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. д. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству. Сексуальные девиации неустойчивых более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой очи принадлежат.

Суицидальное поведение.
Термин «суицидальное поведение», распространившийся в последние годы (Stanley E., Barter J., 1970), объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием. С 60-х годов нашего столетия суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой в развитых капиталистических странах. В США на долю подростков до 1958 г. приходилось 8 % суицидных попыток, а после 1960 г. - более 20 % (Stevenson E. et al, 1972) Во многих европейских странах самоубийства подростков занимают 2-3-е место среди причин смерти в этом возрасте (Самоубийства..., 1977). Отмечается, что до 13 лет суицидные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет (Otto U., 1972). По нашим данным, 32 % попыток приходится на 17-летних, 31 % -на 16-летних, 21 %-на 15-летних, 12 % - на 14-легних и 4 % - на 12-13-летних. По одним данным, суицидные попытки более часты у мальчиков (Michaux L, 1953), по другим - у девочек «(Otto U., 1972). Во Франции 0,4 % подростковой популяции совершают суицидные попытки (Davidson F., Choquet M., 1978) Обследование юношей перед призывом в армию в Швейцарии показало, что 2 % из них в подростковом возрасте совершали суицидные попытки и еще у 24 % хотя бы однократно появлялись суицидные мысли (Widmer A., 1979). Частота суицидов и суицидных попыток, видимо, от года к году подвержена значительным колебаниям. В Чехословакии в период с 1961 по 1969 г. величины завершенных суицидов в возрасте 15-19 лет на 100 тыс. общего населения были в разные годы от 13 до 36 для мужского и от 6 до 15 для женского пола. Соответственно число незавершенных попыток было от 80 до 158 и от 192 до 386 (Drdkova S., Zemek P., 1978). Суицидальное поведение у подростков - это в основном проблема «пограничной психиатрии», т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера. Лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии - 20-30 %, а все остальное - на так называемые «подростковые кризы» (Michaux L., 1953; Otto U., 3972). По нашим данным, среди совершивших попытки подростков соотношение числа психопатий и акцентуаций характера приблизительно одинаково. Лишь в 10 % у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи». Неслучайно 80 % попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т. е. крик этот адресован к ближним прежде всего. Частота завершенных суицидов по сравнению с попытками в подростковом возрасте относительно невелика. По американским данным (Jacobziener H., 1965), завершается лишь 1 % попыток, по скандинавским - 25 % у мальчиков и 3 % у девочек (Otto U., 1972). Величина, указанная для мальчиков, несомненно представляется завышенной. Суицидные действия у подростков часто носят «несерьезный», демонстративный характер, могут приобретать черты «суицидального шантажа» (Michaux L, 1953). Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена. Нашим сотрудником А. А. Александровым (1973), наряду с истинной суицидальностью и демонстративным поведением, у подростков выделен особый тип «неясных» попыток, где все действия определялись необыкновенно сильным аффектом при угнетении рассудочной деятельности. В силу этого отнести эти попытки к истинным, обдуманным или к демонстративным часто бывает совершенно невозможно. Малоопасный для жизни способ мог быть выбран чисто случайно. Например, 14-летний подросток в суицидных целях принял несколько таблеток пипольфена - попытка могла быть расценена как несерьезная, однако выяснилось, что несколько лет назад от одной таблетки пипольфена у него развилась тяжелая аллергическая реакция и он посчитал несколько таблеток «верным средством». Известным французским детским психиатром L. Michaux (1953) было выделено пять типов суицидных попыток (импульсивные, гиперэмотивные, депрессивные, паранойяльные и шизофренические) и 3 типа «суицидального шантажа» (истинный, аффективный и импульсивный). Построенная на интересных наблюдениях, эта классификация все же трудна для практического использования. Критерии разграничения разных типов недостаточно четки, отсутствует единый принцип выделения типов. Наш материал свидетельствует о том, что суицидальное поведение является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и при непсихотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера в подростковом возрасте. Среди 300 обследованных нами подростков мужского пола суицидальное поведение отмечено у 34 %. Из них демонстративное поведение констатировано у 20 %, аффективные попытки - у 11 %, истинные, заранее обдуманные покушения - лишь у 3 % (от общего числа суицидных попыток это составляет соответственно 59, 32 и 9 %). Демонстративное суицидальное поведение. Это - разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей (например, наказаний за совершенные правонарушения или проступки), или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов, при аресте - властям и т. п. Примером могут послужить демонстративные сцены, разыгранные Алексеем Б. (стр. 14) и Никитой Б. (стр. 17). Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств. Аффективное суицидальное поведение. Сюда относятся суицидные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается. Тем не менее здесь обычно имеется большой или меньший компонент демонстративности. Существует целая гамма переходов от импровизированного на высоте аффекта суицидального спектакля до почти лишенного всякой демонстративности истинного, хотя и мимолетного желания покончить с собой. В первом случае речь идет о демонстративном поведении, но развертывающимся на фоне аффекта - аффективная демонстрация (см. Владимир Б., стр. 113). В других случаях аффективная суицидная попытка может быть обрамлена демонстративными действиями, желанием, чтобы смерть «произвела впечатление» (см. Михаил Б., стр. 18). Наконец, истинное покушение на самоубийство может совершаться также на высоте аффективной реакции интрапунитивного типа (см. Александр О., стр. 127). Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали». В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких (см. Юрий П., стр. 103). Социально-психологические факторы играют важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Например, в мае 1968 г. во время «молодежного бунта» во Франции суицидные попытки среди подростков почти исчезли. Среди социально-психологических факторов на первое место выдвигается семейная дезорганизация (Otto U., 1972). Подчеркивается значение утраты родителей, особенно в возрасте до 12 лет, распад семьи вследствие развода. Отец в семье вообще часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. Обращается также внимание на «школьные проблемы», на роль дезадаптации в учебе и труде, особенно у мальчиков, на утрату контактов с товарищами (Otto U., 1972). Эти проблемы часто возникают у подростков, у которых невысокий интеллект сочетается с выраженной сенситивностью. «Сексуальные» проблемы обычно бывают дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства собственного достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность, встречающаяся у подростков из разбитых семей или у эмоционально-лабильных подростков, которые в родительской семье ощущали эмоциональное отвержение (см. Анатолий П., стр. 196). Стыд из-за раскрывшейся мастурбации, обнаружившейся беременности, импотенции, страх стать гомосексуалистом («гомосексуальная паника») также может толкнуть на суицидную попытку (Glaser К., 1965). L. Zumpe (1959) нашел, что суициды у подростков 11 -16 лет, выросших без отца, чрезмерно привязанных к матери, чаще связаны с проблемами, обусловленными половым созреванием. В возрасте 16-19 лет больше встречается выходцев из полных семей, но в которых не было хорошего контакта. Трудности этих подростков более сопряжены с социальной адаптацией, отсутствием близкого человека, который мог бы послужить им моральной опорой. По мнению Л. Я. Жезловой (1978), «семейные» проблемы более значимы в препубертатном, а «сексуальные» и «любовные» - в пубертатном возрасте. По нашим данным, значение разного рода «проблем» неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения. «Семейные» проблемы послужили причиной при демонстративном и аффективном суицидальном поведении в 51-52 % и только в 13 % - при истинных покушениях на самоубийство. «Сексуальные» проблемы оказались в основе истинного суицидального поведения в 61 %, а при аффективном - в 28 % и при демонстративном - в 24 %. При истинном суицидальном поведении речь шла, как правило, вовсе не о неудачной любви, а о переживании своей сексуальной неполноценности. «Школьные» проблемы в наших условиях занимают сравнительно небольшое место: 29 % аффективного, 26 % демонстративного и лишь 12 % истинного суицидального поведения было связано с ними. Угроза наказания за делинквентность толкнула на демонстративные действия в 12 %, на аффективное суицидальное поведение - в 4 % и ни разу не побудила к истинным покушениям. У мальчиков «развязывающим» фактором для суицидального поведения может послужить алкогольное опьянение: по нашим данным, при истинном и аффективном суицидальном поведении алкогольное опьянение имело место в 26-27 %, а при демонстративном - в 16 %. Наиболее частыми способами, к которым прибегают подростки как при истинных, так и при демонстративных попытках, раньше считались отравление у девочек и повешение у мальчиков (Michaux L., 1953). Последние зарубежные данные указывают на то, что как у девочек, так и у мальчиков более 90 % попыток совершается путем отравления (Otto U., 1972). По нашим данным, способы, выбираемые подростками мужского пола, тесно связаны с типом суицидального поведения. При демонстративном поведении чаще всего используются порезы вен, затем отравление неядовитыми лекарствами и реже изображение попыток самоповешения, дефенестрации и т. п. При аффективном суицидальном поведении скорее прибегают к попыткам самоповешения или отравления и гораздо реже - к порезам вен. При истинном суицидальном поведении чаще других используется самоповешение. В выборе способов попыток немаловажную роль играет реакция имитации - подражание поступкам сверстников, услышанному или увиденному, особенно недавно. У подростков обнаруживается определенная склонность к повторению суицидных попыток и особенно суицидальных демонстраций. Среди наблюдавшихся нами 92 подростков с суицидальным поведением у 34 % в анамнезе уже были те или иные проявления суицидального поведения. Катамнестические исследования в Швеции (Otto U., 1972) выявили определенные особенности подростков, пытавшихся совершить суицид. По сравнению с общей подростковой популяцией достоверно чаще были в последующем направление в исправительные школы (т. е. делинквентность), уголовные преступления, агрессивные акты. Отмечена также склонность относительно рано - в 17-18 лет - вступать в браки и большая частота разводов. При призыве на военную службу среди юношей, совершивших суицидные попытки, было признано негодными 46 % по сравнению с 7 % в не совершавшей суициды популяции. И, несмотря на это, число досрочно уволенных с военной службы среди совершавших суицидные попытки до призыва превышало таковое в контроле в 50 раз! С типом личности, в значительной мере определяемом типом акцентуации характера, у взрослых также связаны особенности суицидального поведения (Амбрумова А. Г.,1981). По мнению U. Otto (1972), среди подростков, совершавших суицидные попытки, преобладали истероиды (36 %) и инфантильные эмоционально-лабильные субъекты (33 %), еще у 13 % отмечены астенические черты. Шизоиды и циклоиды встречались крайне редко. По нашим данным, частота, с которой встречаются разные типы психопатий и акцентуаций характера, существенно отличаются от того, имело ли место демонстративное поведение, аффективная попытка или истинное покушение. При демонстративном суицидальном поведении 50 % оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого, гипертимно-истероидного типов, в 32 % - эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного типов и лишь в 18 % - были представители всех других типов, причем шизоидных, циклоидных и сенситивных подростков не было вовсе. При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37 %), на втором месте были другие варианты истероидного типа (23 %), по 18 % пришлось на сенситивный и конформно-неустойчивый типы и лишь 4 % на эпилептоидный. Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63 %) и циклоидного (25 %) типов. Обращает внимание чрезвычайно низкая суицидальная активность шизоидов в подростковом возрасте.

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Первую из классификаций психопатий, получившую широкую известность, дал Е. Kraepelin (1915). Ее недостаток состоял в том, что она не охватывала все наблюдаемые типы и изобиловала бытовыми названиями (чудаки, спорщики и т. п.). Однако именно эта классификация послужила отправной точкой для создания более полных и совершенных. Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления. Первое из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики K. Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкина (1933). Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для построения классификаций. Все богатство клинических проявлений оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики этого направления отличались подкупающей, на первый взгляд, простотой - два - четыре типа, но на практике они всегда оказывались недостаточными. Так, например, Е. Kretschmer (1921) пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции - астеникам и пикникам. О.В. Кербиков (1961, 1962) и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павлова о типах нервной системы (темпераментах). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы - возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможным. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Но по-прежнему оставшиеся от первоначальной идеи О.В. Кербикова возбудимый и тормозимый типы представляют собой сборную группу. Сохранение этих типов, видимо, оправдано в судебно-экспертных целях у взрослых, но для задач реабилитации и психотерапии требуется их большая дифференциация, особенно в подростковом возрасте, когда для каждого из вариантов возбудимых и тормозимых требуются особые дифференцированные реабилитационно-психотерапевтические программы (см. «Заключение»). Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат F. Homburger (1926), М. Tramer (1949), L. Michaux (1953), Г. Е. Сухаревой (1959), Н. Stutte (1960). Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г. Е. Сухаревой (1959) развивает в отношении детского возраста систематику П. Б. Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться еще в детстве (аутисты, т. е. шизоиды, истероиды) или в младшем школьном возрасте (неустойчивые, психастеники, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах. Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем изложении, в основном исходит из классификаций типов психопатий по П. Б. Ганнушкину (1933) и Г. Е. Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Leonhard (1968). Однако наша систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще не видны: циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, конформный. Во-вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т. е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т. е. варианты нормы. В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Leonhard в 1968 г., вторая разработана нами в 1977 г. (опубликована в первом издании данной книги). В. В. Юстицкий (1977) сопоставил классификацию К. Leonhard и нашу. Однако во втором издании книги К. Leonhard (1976) его классификация была несколько видоизменена. Сопоставление с нею, сделанное нами, приводится ниже:

Тип акцентуированной личности по К. Leonhard (1976)

Тип акцентуации характера по нашей классификации

Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
То же Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астеноневротический
В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б. Ганнушкину (1933), а застревающий тип - паранойяльному - оба они в подростковом возрасте практически не встречаются. Далее будут описаны следующие типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) астеноневротический, 5) сенситивный, 6) психастенический, 7) шизоидный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) конформный. Циклоидный и конформный типы встречаются только в виде акцентуаций. Паранойяльный тип в подростковом возрасте проявляется чрезвычайно редко, он раскрывается в 30-40 лет в период полной социальной зрелости (Печерникова Т. П., 1979). Астеноневротический и психастенический типы будут представлены относительно кратко, как типы акцентуаций, на основе которых преимущественно могу г возникать соответствующие неврозы. В табл. 3 приводятся сведения о частоте указанных типов в трех группах подростков мужского пола: 1) при психопатиях, 2) при акцентуациях характера, потребовавших обследования в психиатрической больнице в связи с нарушениями поведения или реактивными состояниями, 3) в популяции здоровых подростков - учащихся ПТУ (данные нашего сотрудника Н. Я. Иванова). Смешанные типы психопатий и акцентуаций оценивались по чертам типа доминирующего. Данные табл. 3 свидетельствуют, что достоверные различия (Р<0,05) в частотах в сравнении с общей популяцией обнаружены при нарушениях поведения на фоне акцентуаций и при психопатиях эпилептоидного и истероидного типов. Видимо, именно при этих типах акцентуаций наиболее высок риск нарушений поведения, приводящих к госпитализации в психиатрическую больницу. При шизоидном типе достоверное различие имеется только в отношении частоты психопатий. Неустойчивых в процентном отношении среди госпитализированных оказалось даже меньше, чем в общей популяции. Очевидно, нарушения поведения при этом типе таковы, что чаще применяются воспитательные меры (направление в специальный интернат и т. п.).

Возможно, мы догадывались об этом раньше, но боялись себе признаться. И вот однажды сомнений не остается: у моего ребенка нетрадиционная сексуальная ориентация. Большинство родителей испытывает шок. В эту минуту рушатся все их надежды на то, что у их сына или дочери будет семья и дети, что они будут счастливы и будут пользоваться уважением окружающих. Как реагировать на это новое знание? В чем нуждается наш ребенок, чем мы можем ему помочь? Прежде всего нужно поддержать сына или дочь, а для этого – как можно больше узнать о том, как «устроено» сексуальное влечение и чем отличаются друг от друга люди разной сексуальной ориентации. Свой взгляд на эту непростую для любой семьи ситуацию нам предлагают врач и психолог Игорь Добряков и советник Бюро ЮНЕСКО в Москве Тигран Епоян.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

Тигран Епоян – региональный советник ЮНЕСКО для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Реакция одних родителей бывает неоправданно жесткой («Вон из моего дома!»). Другие не хотят в это верить. Им кажется, что это возрастное увлечение, которое пройдет. Третьи бросаются на поиски психологов и врачей в надежде, что от этого можно излечиться. Но сексуальная ориентация – не болезнь и не увлечение. Сексуальная ориентация – это более или менее постоянное эмоциональное, романтическое и сексуальное (чувственное) влечение человека к другим людям определенного пола. С точки зрения воспроизводства человеческого рода единственно правильной сексуальной ориентацией является присущая подавляющему большинству людей гетеросексуальность – влечение к представителям противоположного пола. Но во все времена существовали те, кого притягивало к лицам своего пола. Сексуальные контакты между особями одного пола нередко наблюдаются и среди животных.

Сексуальная ориентация может не проявляться в реальном сексуальном поведении человека. Опасаясь общественного осуждения, а иногда и наказания, как это было в прошлом и сохраняется в некоторых обществах до сих пор, многие вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или поддерживать сексуальное поведение, не соответствующее их реальной склонности. Нередко мужчины и женщины, замечая за собой влечение к представителям своего пола и даже вступая в однополые отношения, не считают себя гомосексуальными. Они могут состоять в браке или находиться в долговременных отношениях с представителем другого пола и воспринимать себя «нормальными» гетеросексуалами или признавать свою бисексуальную ориентацию. Последняя не означает одинакового и одновременного влечения к своему и противоположному полу: желания, фантазии и сексуальные предпочтения могут меняться с течением времени и в зависимости от разных обстоятельств.

В 1993 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней и заключила, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Этому заключению предшествовали годы исследований, которые показали, что среди гомосексуалов эмоциональные отклонения и психические заболевания встречаются не чаще, чем среди людей с обычной ориентацией.

Эксперименты подростков

В подростковом возрасте на фоне физиологической гиперсексуальности многие экспериментируют с гомосексуальностью. Еще в 1948 году основоположник исследований сексуальности Альфред Кинзи утверждал, что гомосексуальные контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин*. Подростки чаще всего обсуждают секс в однополой среде, тем более что сверстники того же пола физически более доступны, чем противоположного. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, иногда может приводить к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу).Практика показывает, что временные сексуальные контакты разной степени выраженности между девушками встречаются чаще, чем у юношей. Возможно, это связано с более терпимым отношением общества к взаимным поцелуям, объятиям девочек. Если девушки-подружки спросят у родителей разрешения лечь спать в одну кровать, чтобы «пошептаться перед сном», это вряд ли вызовет удивление и возражение. Желание же юношей спать вместе, скорее всего, вызовет недоумение и протест окружающих. Двойственное отношение общества к мужским и женским гомосексуальным контактам нашло отражение в законах и правоприменительной практике многих стран, в том числе России и других стран СНГ. В Украине до 1991, а в Российской Федерации – до 1993 года мужеложство каралось лишением свободы, а женщин за гомосексуальные контакты не преследовали.

Тревога взрослых по поводу возможной гомосексуальности подростков при выявлении у них однополых контактов или подозрении, что таковые имели место, понятна, но часто чрезмерна. Однократные или эпизодические сексуальные контакты между подростками одного пола необязательно приводят к гомосексуальной ориентации (и не свидетельствуют о ней). Но из-за них у некоторых подростков может остаться чувство вины и комплекс неполноценности, навязчивый страх «стать геем». Бестактность и резкая реакция взрослых, узнавших о таких отношениях, не только усугубляет комплексы, но может стать причиной острого стресса и даже попытки суицида. На этом фоне может развиться депрессия. Самостоятельно справиться с ней иногда пытаются при помощи алкоголя, наркотиков.

Как возникает гомосексуальность

Существует довольно много разнородных теорий, пытающихся объяснить феномен гомосексуальности. По-видимому, это говорит, с одной стороны, о многообразии причин этого явления, а с другой – о невозможности выделения типических личностных черт, отличающих гомосексуалов от людей с гетеросексуальной ориентацией. Когда психологам предъявили информацию о жизни мужчин (гомо- и гетеросексуалов), сходных по возрасту, образованию и уровню интеллекта, они не смогли определить, какие данные относятся к гомо-, а какие к гетеросексуалам, в результате чего сделали вывод о том, что «гомосексуальность как клиническое явление не существует»**.

Одна из версий объясняет возникновение гомосексуальности отклонениями в эмбриональном развитии. В период, когда формируются половые органы эмбриона, в гормональном обеспечении сексуальных функций происходит сбой, который оборачивается предпочтением лиц своего пола. Однако эта теория полного подтверждения не получила, равно как оказалась безуспешной и попытка выделить «ген» гомосексуальности, с тем чтобы утвердить ее исключительно врожденную (или передаваемую по наследству) природу. Зигмунд Фрейд полагал, что в обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути, однако считал, что от природы люди бисексуальны, чем объяснял наличие как гетеро-, так и гомоэротических фантазий. К 5–6 годам у мальчиков формируется понимание невозможности эротической связи с матерью. Отдаляясь от нее и имея перед собой пример отношений мужчины и женщины, мальчик приступает к поискам «своей» женщины. Чрезмерные нежности, поцелуи, объятья, сон матери с сыном в одной постели могут стимулировать сексуальность мальчика (чего, как правило, женщина не замечает). При этом сформированный внутренний запрет на сексуальные отношения с матерью вступает в противоречие с направленными на нее сексуальными желаниями, что может тревожить мальчика и приводить к распространению запрета на секс с матерью на всех представителей женского пола, повышая интерес к гомосексуальным отношениям. Девочка к пяти годам должна преодолеть влечение к отцу и идентифицироваться с матерью. Если этого не происходит, то возможно нарушение ее сексуальной ориентации.

Фрейд считал гомосексуальность неким вариантом сексуального развития, не видел причин стыдиться ее, считать болезнью или предметом гордости. Он писал: «Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, – это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития. Преследовать гомосексуалов не только крайне несправедливо, это преступно и жестоко»***.

Может быть, виноваты родители?

Насколько существенно влияние и роль родителей, когда речь идет о сексуальности ребенка? Могут ли они «исправить» природные склонности или, наоборот, способствовать формированию нетрадиционной ориентации? Изучая семейную жизнь своих пациентов, гомо- и гетеросексуалов, психоаналитик Ирвинг Бибер (Irving Bieber) выяснил, что у многих гомосексуалов были чересчур властные матери и слабовольные, пассивные отцы. Он предположил, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола****. Шарлотта Вольф (Charlotte Wolff), изучавшая лесбиянок, полагала, что среди них много девочек, которым матери уделили недостаточно внимания и любви, а отсутствие близости с отцом лишило их возможности научиться общению с мужчинами*****. Впрочем, дальнейшие исследования показали, что гомосексуалы встречаются в самых разных семьях: благополучных и неблагополучных, в семьях, где доминирует мать, и в семьях, где главенствует отец, в семьях, где мать чересчур строга, и там, где у отца очень близкие и хорошие отношения с детьми. Многие родители считают себя виноватыми в том, что их ребенок «другой», и мучительно ищут ответа на вопрос: «Что мы сделали не так?» Современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность возникает в результате неправильного воспитания******.

Тем не менее полностью игнорировать фактор родительского влияния нельзя. Там, где один или оба родителя недовольны полом ребенка (что, между прочим, отражает их собственные сексуальные проблемы), могут возникнуть проблемы. Например, мать Оскара Уайльда мечтала о дочери, родившегося сына долго одевала в девчачью одежду. Похожая история случилась и с популярным российским певцом-геем Борисом Моисеевым, который так вспоминает о своей матери: «Она меня вообще любила наряжать. Иногда – в платьица и бантики, потому что она хотела девочку. А родился я. Тогда она так и сказала: «Родила девку с яйцами…» Она ждала девочку! Покупала все эти розовые кофточки, шапочки… Она так надеялась: голубые глазки, белокурые волосы, длинные реснички и так далее. А родился – я! Наверное, тогда все и случилось» («Птичка. Живой звук», АСТ, Астрель, 2007).

Иногда формированию фемининных личностных черт у мальчиков способствует отсутствие образца мужского поведения. Это может быть в полных семьях, в случае, если отец не обладает маскулинными чертами в достаточной мере, или же в случае дисгармоничных отношениях родителей, при которых сын и мать очень близки, а отец практически не занимается воспитанием и нередко ревнует сына к жене. Но чаще такое встречается в семье, где ребенка воспитывает только мать, а рядом нет никого, кто мог бы быть для мальчика примером мужского поведения. Практически одной матерью без отца воспитывался лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид. Он не скрывал своей гомосексуальности. Многие герои его романов также имели нетрадиционную сексуальную ориентацию. Из этого отнюдь не следует, что одинокая мать не может воспитать мальчика с маскулинными чертами личности, хотя это, разумеется, труднее сделать, чем в полной семье.

Подросток и взрослый: диалог о том, как жить дальше

Открыв свою гомосексуальность, подросток чувствует страх, одиночество, вину. Как взрослый может его поддержать? Два письма из книги психолога Владимира Леви*.

«Доктор, мне нужен совет, это вопрос жизни и смерти. Мне 17 лет. Я испытываю влечение к людям своего пола. Когда мне было 15, я ждал очереди к окулисту в поликлинике, а рядом был кабинет сексопатолога. Я подумал: «Мне же туда...» Но не смог... Какими глазами посмотрит на меня врач? Да не посадят ли меня еще в тюрьму?

Обратиться все же решился. Врач сказал, что мне мало чем можно помочь и для ослабления влечения выписал бромкамфору. В первый раз я влюбился в детском саду в мальчика из своей группы. Тогда я еще не знал, что это влюбленность. В школе один раз в третьем классе влюбился в девочку-одноклассницу, но потом снова влюблялся в мальчиков, сначала только платонически, а потом по-другому. Объясните мне, в чем причина моего порока – гомосексуализма, и как переделать свою натуру? Стоит ли дальше жить? Саша».«Саша, главное твое страдание сейчас не от того, что ты гомосексуалист, а от того, что мало знаешь. Как среди правшей рождаются левши, так всегда и всюду рождается некий процент людей с влечением не к другому полу, а к своему. (А у некоторых влечения совмещаются, как право- и леворукость у «амбидекстров ».) Вариант человеческой природы; мы не понимаем, зачем он нужен (очевидно, не для размножения), но это не значит, что мы должны считать его только пороком.

Многие гомосексуалисты отличаются великими способностями, вносят огромный вклад в культуру, творят прекрасное и прекрасны сами. Чувства, какие угодно, – не порок вовсе. Порочны только действия, если затрагивают других и оскорбляют их чувства и насилуют их природу. Такие действия могут производить и люди с обычным типом влечения...

Сосредоточь силы не на непосильной переделке своей натуры, а на одухотворении.Жить тебе предстоит дальше одновременно в двух мирах. Один – малый мир людей, в этом устроенных как ты и этим объединенных. Повсюду разбросаны сообщества гомосексуалистов, и внутри них (очень разных по духу и уровню) человек, подобный тебе (и мужчина, и женщина), может найти то, без чего не может... А другой – Большой Мир, в котором живем мы все, Большой Мир Общей Нормы и Разных Норм. В Большом Мире разные нормы враждуют в сознании людей, и не в наших силах их примирить. Задача твоя – найти в себе способ сосуществования их обоих: Большого мира и малого, части и Целого. Помни всегда, что особенности твоих чувств тебя не исчерпывают. Половое влечение – только часть человека, и от тебя зависит, стать ли его низменным прислужником, рабом, роботом – или, отдав телу телесное, а духу духовное, найти свой способ прожить достойно...»

* В. Леви «Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок» (Торобоан, 2006).

В чужой роли: природное и социальное

У некоторых детей могут довольно рано проявиться черты поведения и характера, не свойственные их полу. В этом случае и во внешнем виде у мальчиков отмечаются фемининные, а у девочек – маскулинные черты. С возрастом это становится еще заметнее: у мальчиков отмечается особая мимика, пластика движений, высокий голос, а у девочек, наоборот, голос грубоват, движения резкие, мощные. Мальчики, не сопротивляясь, носят мужскую одежду, но придают ей большое значение, очень аккуратны. Они предпочитают яркие цвета, любят украшать себя, нередко отпускают длинные волосы, делают себе прически. Девочки уделяют одежде мало внимания, любят ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках. При первой возможности (например, на карнавале) и те и другие с удовольствием «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.

Мальчики охотно помогают матери в домашних делах и свободное время проводят за вышиванием, вязанием, играют в куклы. Многие из них занимаются танцами, фигурным катанием, музыкой. Такие мальчики, как правило, послушны, не доставляют семье хлопот, однако часто вызывают неодобрение взрослых. У девочек отмечается мальчишеское поведение: они предпочитают играть в войну с мальчишками, выбирают командные виды спорта или такие, которыми в основном занимаются мальчики (восточные единоборства, стрельба и т. п.). К девочкам-сорванцам относятся значительно лояльнее, некоторые родители ими даже гордятся.

Родительское и общественное неодобрение и насмешки сверстников побуждают женственных мальчиков искоренять в себе фемининные черты, пишет социолог и сексолог Игорь Кон. Многим это удается. «Но тем, у кого «женских» задатков изначально больше, сделать это гораздо труднее, что порождает у них устойчивые, иногда на всю жизнь, сомнения в своей маскулинности. Такие мальчики уютнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение к мужскому началу, выступающему как недостижимый образец. В период полового созревания эта гипертрофированная тяга к маскулинности нередко эротизируется. Одних мальчиков влечет к старшим, более сильным, физически развитым и маскулинным подросткам и юношам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной мужественности, в которой, как им кажется, им самим отказано. Другие, напротив, тянутся к младшим, более слабым и нежным мальчикам, среди которых они чувствуют себя увереннее, чем среди ровесников. Это создает благоприятный эмоциональный фон для выбора соответствующего объекта привязанности – более старшего и сильного или, напротив, младшего и слабого. Гомосексуальность – результат внутреннего развития подростка»*******.

В зависимости от интенсивности влечения, личностных особенностей, воспитания, микросоциальной среды подростки по-разному реагируют на открытие у себя необычного влечения. Некоторые юноши и девушки не драматизируют ситуацию. Кто-то пытается отвлечься от беспокоящих желаний, начинает усиленно учиться, заниматься спортом, кто-то не пытается бороться со своей особенностью, постепенно начинает приспосабливаться к ней. Многие чувствуют стыд, вину, страх, считают себя неполноценными, испытывают растерянность и тревогу, так как не знают, как жить дальше, а посоветоваться с родителями, со старшими товарищами или с близким другом боятся или не могут.

Жизнь на грани

Можно ли предупредить формирование гомосексуальной ориентации или изменить ее? Попытки насильственно «исправить» или «вылечить» гомосексуальность ни в прошлом, ни сейчас не давали и не дают результатов. Однако в отдельных случаях удается изменить рисунок поведения ребенка, если это поведение (а также привычки, интересы и склонности) взрослые считают нетипичным для его пола. Что касается взрослых, то некоторые специалисты предлагают проводить добровольную, исключительно по желанию самого человека, «переориентирующую» терапию гомосексуалов: показано, что в некоторых случаях гомосексуальная ориентация у мужчин и женщин отчасти изменяется в результате такой терапии********. Нарастающее число исследований, подтверждающих возможность изменения сексуальной ориентации, заставило бывшего президента Американской психологической ассоциации Роберта Перлофф (Robert Perloff) заявить о том, что уважение к свободе выбора человеком своей сексуальной ориентации предполагает и уважение к желанию гомосексуалов стать гетеросексуалами. Возможно, определенные терапевтические практики и помогают людям, которые очень хотят избавиться от влечения к представителям своего пола. Но всегда есть большой риск травмировать пациента, особенно если «лечение» проводится под внешним давлением.

В силу господствующих в обществе стереотипов гомосексуальность связана с угрозой депрессии, тревожности и суицидального поведения. «Не смея жить своей собственной, единственно возможной для него жизнью, «голубой» подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любить тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Ребенок чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете. Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих»*******.

Задача взрослых – помогать расти

Поскольку специалисты не пришли к однозначным выводам о причинам возникновения нетрадиционной ориентации и возможностях ее изменения, задача родителей – создать в семье обстановку, способствующую естественному развитию ребенка, поддерживающую его природные устремления и помогающую преодолевать трудности взросления.

Если мальчик недостаточно силен и активен физически, избегает спортивных игр и сторонится других мальчишек, это вовсе не значит, что он гей или предрасположен к гомосексуальности. Важно, чтобы родители одобряли и поддерживали мужские интересы и поведение мальчика. Родители (в первую очередь отец) или другие взрослые, которые пользуются его доверием, могут вовлечь его в занятия спортом, увлечь «мужским» хобби, что облегчит мальчику общение со сверстниками. При этом маме следует отказаться от излишней опеки («тебя продует», «ты устанешь», «тебе надо поесть», «не бери, я сама донесу») и избыточного сострадания («тебя обидели», «больше с ними не общайся»), чтобы мальчик не превратился в «маменькиного сыночка» и не культивировал жалость к самому себе. А отцу предстоит завоевать авторитет у сына, стать значимым для него человеком, чему способствуют совместные поездки, походы в магазин и в кино, работа по дому, борьба-возня, в которой отец поддается, что позволяет мальчику чувствовать свою силу и тренировать ловкость. Если в семье родилась дочь, а папа, спортсмен и любитель рыбалки, хотел сына для совместных походов, не нужно из девочки «лепить» мальчишку. Равно как и матери, несчастной в любви, не стоит внушать дочери, что все мужчины негодяи, отбивая у нее интерес к противоположному полу. Не бойтесь любить и баловать девочку и поддерживайте в ней проявления женственности!

1. Постарайтесь, чтобы вашей первой реакцией не стал крик или слова о том, что он вас разочаровал, что теперь вся ваша и его жизнь пойдут кувырком. Ребенок это и так понимает. Поэтому ему так нужна ваша поддержка и ваша любовь. В том, что он «другой», нет его вины. Он рассчитывает, надеется, что вы будете любить его таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким вы его привыкли или хотите видеть.

2. Попробуйте для начала вместе разобраться в причинах, заставивших вашего сына или дочь сделать заключение о своей гомосексуальности. Возможно, это была всего лишь случайная эрекция или прилив эротического желания во время потасовки или совместная мастурбация. Возможно, вашей дочери или сыну очень нравится кто-то из одноклассников того же пола, и это чувство заставляет ее или его предполагать у себя гомосексуальные наклонности. Наконец, слабый и женственный мальчик может стать объектом не просто насмешек, а систематической травли и унижения со стороны сверстников в школе и во дворе, получить обидное прозвище и, что самое страшное, подвергнуться сексуальному насилию, и на этом основании решит, что он гей.

3. Если самим разобраться не удается, обратитесь к хорошему психологу. Избегайте тех, кто пообещает быстро и на всю жизнь избавить от этой «заразы». Подобные обещания дают только шарлатаны, подыгрывающие желаниям клиентов.

4. Не вините себя за то, что недоглядели. Даже если бы вы вовремя заметили «инаковость» вашего ребенка, это вовсе не значит, что вам удалось бы ее «исправить». Мало у кого получается надолго закодироваться от водки или сигареты – искусственно сформированной зависимости, а уж тем более изменить обусловленное природой и множеством других факторов устойчивое, непреодолимое сексуальное влечение!

5. Не зацикливайтесь на поиске причин «отклонений» у вашего ребенка. Однозначного ответа не смогут дать даже самые лучшие в мире специалисты-сексологи. В одной семье из нескольких детей от одних и тех же родителей, при одинаковом воспитании и схожем опыте социализации кто-то может оказаться гомосексуалом, кто-то иметь традиционную ориентацию, а кто-то – испытывать влечение к представителям обоих полов.

6. Если у подростка действительная, а не воображаемая гомосексуальность, ваша главная задача – остаться его другом и опорой в жизни, которая, к сожалению, будет часто напоминать ему о его «несоответствии стандартам». Полезные советы и поддержку вы можете получить от других родителей, которые имеют подобный опыт. Найти их можно через интернет на специальных сайтах и в социальных сетях.Не отчаивайтесь и не осуждайте вашего ребенка. Примите его таким, какой он есть. Проявите милосердие, мудрость и терпение. И вы вместе сможете пережить этот самый трудный и драматический момент в жизни вашего ребенка.

Что могут сделать родители?

Однажды на прием женщина привела своего 9-летнего сына. Мальчик был послушным, любознательным, хорошо учился. Но ее беспокоило то, что он растет женственным, изнеженным, обидчивым, часто плачет, предпочитает играть с девочками. Мальчика удалось вдохновить на посещение групповых занятий по игровой психотерапии, в процессе которых решалась задача формирования маскулинных черт личности и поведенческих реакций. Занятия с группой, состоящей из мальчиков и девочек 9–11 лет, проводили два психотерапевта: мужчина и женщина, которые демонстрировали сотрудничество, но разные формы поведения. Одновременно ребенок стал заниматься фехтованием под руководством тренера-мужчины. Кроме того, мама рассказала сыну о певце и поэте Владимире Высоцком, дала послушать некоторые песни в его исполнении. На сына этот образ произвел очень сильное впечатление. В результате мальчик изменился, он приобрел новые черты, улучшились его отношения с одноклассниками. И. Д.

Сайты для родителей необычных детей:

  • doktor-urolog.ru/gay_stat23.php
  • two-mums.ru
  • my-gay-son.org
  • comingoutspb.ru/ru/home
  • lgbtnet.ru
  • gay.org.ua

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.