Традиционные осенние праздники русского народа. Материал (старшая группа) на тему: Осенины фольклорный праздник

Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества.

Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.

Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени. И, как многие народные праздники, кроме традиционной истории имеют еще и религиозную, православную составляющую.

История праздника

Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. Осенины начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца . В этот день начинались проводы лета и встреча осени.

Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Например, Пресвятой Богородице молились в этот день те, кто хотел завести ребенка, но не мог.

Последний, третий праздник Осенин отмечался 27 сентября и был связан с православным праздником Воздвижения Креста Господня . В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины.

Традиции праздника

Осенины имеют старые народные и церковные традиции и обряды.

Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.

В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.

С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.

По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.

Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.

С Рождеством Богородицы , православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.

В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие . Удачи и успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.09.2017 06:56

Масленица - один из самых любимых праздников года. Народные приметы о символах праздника помогут лучше...

Хозяинова Татьяна Геннадьевна

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ОСЕНИНЫ НА РУСИ»

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи, Осень, это праздник твой!

Песня «Осень наступила» Есауленко

Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам!

В старину далёкую мы вас приглашаем.

Об осенних праздниках много мы узнаем.

Наши прадеды родные свято завещали -

Помнить их традиции в веселье, и в печали.

Чтоб трудились хорошо, веселились вольно.

Чтоб была Россия наша богатой и довольной.

Да, русские люди умели трудиться, всякий труд в почёте был. Но уж как праздники приходили – то веселились все от мала, до велика - широко, весело, от всей души. Так и говорили в народе «Умеешь трудиться – умей и веселиться!». Вот мы сегодня и повеселимся. Собран урожай с полей, садов и огородов. Погреба ломятся от осенних даров. Не страшно и в зиму пойти. Ведь как в народе говорили «Осень – запасиха, зима – прибериха!» Давайте сегодня осень благодарить, и славить её своими песнями да плясками.

В старину Осень в народе любили, праздновали долго и весело. У осени праздников много было: Осенины, Дождинки,Капустница, Кузьминки, Покров. И у каждого этого праздника были свои традиции. О них мы сегодня и вспоминать будем.

На Семёнов день отмечали первые Осенины. С этого дня начиналось Бабье лето. Осенины – праздник урожая. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, варенье из ягод, блины, сметана, картофель в мундире, всё, чем осень щедро одарила. После сытной трапезы заводили игры и хороводы, пели песни, благодарили осень за щедрость.

Ещё один осенний праздник «Капустницы” - это девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму. Нарядно одетые девушки-крестьянки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. И рубили вместе, и квасили дружно. Целыми кадками квасили. А как это делали – мы сейчас покажем.

ПГ «МЫ КАПУСТУ РУБИМ»

1. Много осень нам подарков

С собой в корзинке принесла,

И теперь, царевна Осень,

Будем чествовать тебя.

2. Осень, осень, в гости просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем. (МОЖНО ХОРОМ)

Заведём мы хоровод,

И споём про огород.

Песня «Осень щедрая пришла».


Посмотрите – ка, ребятки,

Что растёт на нашей грядке?

(выходят дети в масках овощей)

Белая и хрусткая, зовут меня капусткою.

Вкусная, полезная, прогоню болезни я.

Я и в супе, и в салате, в пирогах я, и в оладьях.

Ты меня попробуй, крошка! Я – всем нужная картошка!

Я – лук, я – Чипполино, весёлый, озорной.

Простуды и ангины не справятся со мной.


Очень красная морковка . От моркови много толка.

Витамины, сок и вкус – кушай смело, карапуз!

Я пузатый кабачок,

Лёг под кустик на бочок.

Словно белый поросёнок,

К солнцу поднял пятачок.

Дети «ОВОЩИ» занимают свои места на импровизированной «грядке». К ним подходит мальчик «Ваня». Имитирует прополку, поливку «овощей». Затем уходит на задний план и укладывается отдыхать на лавку.

Наш Ванюша очень занят –

У него не счесть забот.

Грядки полет нынче Ваня,

Поливает огород.

Тяжела его работа,

Тело ломит, бок болит.

Ох, устал он от чего – то.

И теперь он крепко спит.

Ванюшка, на работу пора! Долог день до вечера, коли делать нечего!

Инсценировка «Гости ходят в огород» (нынче Ваня очень занят)

Суть инсценировки в том, что, пока Ваня спит, в огород наведываются гости (Петух Петрович, Гусак Гаврилыч, Коза Козловна, Баран Бараныч, Бычок Богданыч) и «съедают» весь урожай. В инсценировке у каждого участника своя вокальная линия, это, своего рода, мини – опера, где каждый ребёнок может проявить свои музыкальные и артистические качества.


Ведущий: Да, так тоже иногда случается. А мы сейчас посоревнуемся. Покажем своё трудолюбие и сноровку.

Осень много подарила фруктов, овощей.

По корзинкам их, ребята, разберём скорей

КОНКУРС «Раздели овощи и фрукты»

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, ведро из пластика и корзина.

Суть конкурса: разобрать овощи (в ведро) и фрукты (в корзину).

Участвуют 2 ребёнка. Конкурс можно повторить несколько раз.

КОНКУРС «Картошечка»

Оборудование: 2 обруча, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (бежит и кладет обруч).

2-й участник «сажает картошку» (бежит и кладет картошку в обруч).

3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).

4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Конкурс «Едет с поля урожай»

В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на полу разложены муляжи овощей (лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого). В игре участвуют 2 ребёнка.

Вариант 1: По сигналу дети везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Вариант 2 (с усложнением): перевозить по одному овощу.

В огороде побывали.

А теперь заглянем в лес.

Ведь в лесу осеннем тоже

Много водится чудес.

А вот и ребятишки с лукошками.

Ой, ребята, где вы были?

ДЕТИ: За грибами в лес ходили.

А грибы – то все съедобны?

Дети: Наверно!


Как так? Ну – ка, посмотрим.

Сыроежки и волнушки,

Грузди и опята.

Полные корзинки

Принесли ребята.

Я про грибы загадки знаю.

И вам сейчас их загадаю.

ЗАГАДКИ ПРО ГРИБЫ.

Разместился под сосной этот гриб,

как царь лесной.

Рад найти его грибник,

это – белый боровик.

Этот миленький грибок

выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь – ка,

ведь съедобна сыроежка.

На пеньке сидят братишки,

все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

называются опята.

Ну, молодцы, хороших грибов набрали.

Про грибы мы песню знаем,

Вам сейчас её споём.

Песня «За грибами»

«Пляска грибов и девочек»



Эй, девчушки, а вы где были.

За малиной в лес ходили.

Песня «По малину в сад пойдём». (девочки ср. группа)


А вы, ребятки, что мокрые такие?

1. Мы на улице гуляли.

И под дождик все попали.

2. Только нас дождём не испугать.

Завтра снова все пойдём гулять.

Песня «Дождик» (группа девочек подготовительной группы)


Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

1-й ребенок:

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

2 –й ребёнок:

Клевер здесь растёт и кашка.

Но милей всего ромашка.

Сердцу цвета нет милей,

Весь народ поёт о ней.

Хоровод «РОССИЮШКА» (взрослый и 8 девочек)

Ведущий: Ещё один замечательный осенний праздник «Покров» считался первым зазимьем. Говорили: В Покров до обеда осень, а после обеда зима. Если встанешь на заре – крыша в белом серебре.

Кончились осенние заботы, пора и зимними делами заняться. А это значит, пришло время праздновать “Кузьминки”, или как по-другому называют, праздник Козьмы и Демьяна. Люди отдыхали от осенних хлопот, наступало предзимье, надо было начинать к зиме готовиться. Давайте и мы к зиме хорошо подготовимся. Парни пусть ложки режут, а девушки - рукодельем займутся. Ведь умелые руки никогда не знают скуки.

Небольшая пантомимическая сцена под попурри на тему русских народных песен.

Девочки надевают на голову «якобы» вышитые ими платки, а мальчики демонстрируют «якобы» вырезанные ими ложки.

Ай, да чудо мастера!

Чудо – мастерицы.

Ложки нам зимой сгодятся

И платок сгодится.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Ложки резали мы сами,

Из березы и ольхи.

Их с любовью расписали,

А на ручках петухи.

Ложки, ложечки резные,

Зазвенят в один момент.

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент.

Чтобы дети не скучали,

От зари и до зари.

Песни петь для вас готовы,

Наши чудо - ложкари.

ОРКЕСТР «ЛОЖКАРИ»


Благодарим мы Осень за подарки,

Но расставаться нам пора пришла,

Ведь в ноябре снега падут на землю,

Настанет холод, и придет зима.

«Спасибо, Осень!» - скажем мы все вместе

И праздник завершаем доброй песней.

Общая песня «ОСЕНИНЫ НА РУСИ»


Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

ПОДЕЛИЛИСЬ

Праздник осеннего равноденствия на Руси широко отмечался вплоть до 19-20 века, ведь после него , на него гремели самые широкие и богатые ярмарки. Кроме того, он был связан с окончанием основных полевых и земельных хозяйственных работ – наступала пора веселья и относительной праздности (заметьте, слова праздность и праздник однокоренные).

Работы мужские и женские перемещались с леса, поля, огорода всё более в дом – наступало время побыть с семьёй и заняться воспитанием отпрысков – уж под родительским доглядом от работы не отлынишь! Вот поэтому и начинается до сих пор путь в ученики осенью.

А еще можно было мужчине наняться теперь в работники – дома все основные дела сделаны, можно и денежку для семьи заработать. Но самое главное, что в самом празднике кроется связь с космическими ритмами Вселенной.

Как празднуют славяне Новолетие

До указа Петра 1 крестьяне отмечали начало нового аграрного года весной – 21-24 марта и называли этот праздник Великъднем или Масленицей. Связан он был с значительным видимым увеличением светового дня и началом подготовки к земельным работам: на юге уже начинали готовить землю, а на севере пока еще только орудия, но уже белили ткани на ярком солнце и снегу, чтобы шить покосные рубахи.

А вот начало Лета – астрономического года, соотносили с нарождением нового солнечного цикла и завершением самой длинной ночи года – 21 декабря. – так именовали Бога Солнца- младенца, который рождался в этот период. И Новое Лето начинали вести отсчет с 24 декабря. Именно «лето», т.к. слово «год» является заимствованным и появляется в те же петровские времена.

В связи с идеологической борьбой против староверов и старообрядцев, ведущих своё исчисление по старому стилю, позже произошёл раскол, и часть традиции стала именовать Новолетьем Осенины (21-24.09), а часть оставило начало счисления календаря (ведь само его название происходит от имени Бога Коляды) – от Новолетья Коляды (21-24.12).

Но самое главное, что дни весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния, лунные циклы, оказывающие на нас огромное влияние – это астрономические события, с которыми синхронизировано биологическое время, биоритмы всего живого на Земле, в том числе и человека.

Узнаешь из материала «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».

Так как же праздновали этот праздник?

Праздник Осенин на Руси

Во многих родах, когда люди приходили на поляну, предназначенную для праздника, или центральную площадь деревни, или к храму, капищу, их должны были встречать Стражи . Они были по-разному одеты, т.к. один страж символизировал лето, второй – зиму. Людям они загадывали загадки.

Пропуск на праздник для детей и молодёжи – это умение отгадать не менее трех-пяти загадок, а для более взрослых – принести и продемонстрировать сотворённое или начатое в честь Богов рукоделие. Для бездельников вход на праздник был заказан: «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест».

Далее их встречали сестры Жива и Лада – для изображения Богинь выбирали загодя не самых красивых, но самых рукодельных, с хорошим, не сварливым характером, многодетных женщин. Образу Богини Живы и Дажьбогу был посвящен сей праздник: они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.

В этом празднике Богиня Лада символически прощается с людьми, так как лето завершается и сменяется благодатью осени – время Богини Живы и Дажьбога. В семейном мифологическом аспекте молодые супруги превращаются в мужика и бабу, т.к. «живой», «важенкой», «рогатой» (а именно такой головной убор у Богини Живы) называли бабу беременную, брюхатую.

Так ведь и Великая Богиня, единая во всех своих ипостасях, уже тяжёлая Колядой. И это радостная весть: свет и Боги уходят на Небо, близится зима и время тьмы, но с нами молодой Бог, пусть еще и не рождённый. Поэтому ещё на этом празднике чествовали Рода и Рожаниц – особенно к ним обращались те, кто мечтал о детях.

В потеших текстах скоморошьего театра говорилось: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, также хорошо вы должны поработать духовно».

Люди пели честь Богиням Ладе и Живе, одаривали их дарами, благодарили Живу за ниспосланный урожай. А еще в этот праздник считалось, что перед Живой обязательно нужно бахвалиться, сколько за лето вы успели сделать, демонстрирую полные явствами столы, одевая богатую одежду, украшая дом вышитыми бранницами.

Кроме того, на этот праздник было принято сажать мальчиков, достигших трехлетнего возраста на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних на настоящего – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.

Считалось, что это конь это символ Бога Овсеня или Туасень, который Коляду ищет и который потом привозит на себе Коляду. Кроме того, обряд был своеобразным пожеланием здоровья : хорошо пережить зиму.

А девочки обычно наряжали ряженого коня, кормили, водили поить. Конь мог упираться, их задача – уговаривать, завлекать, проявлять женскую смекалку. А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.

После славлений Богам, обрядовых мистерий, наступал период гуляний, игр, где каждая из них и каждый хоровод имел своё символическое значение.

Например, одним из часто встречающихся хороводов был «Плетень». Он символизировал единство и сплочённость рода. Кроме того, считалось, что «помогает жить достойно, родичей не бояться, со всем миром тесно объединяться-сплетаться, а тем от зимы и стужи защищаться. А кто на кого обижается, тот узлом на родовой силушке вяжется».

А ещё с осени наступала пора свадеб, но еще до свадьбы молодые стремились проверить друг друга в хороводах: ладно ли идти рядом, попадаете ли в такт, тянет ли душу вновь в хороводе встретиться.

Такие хороводы, как «Ручеёк», песни «Вьюн над водой», «Утку селезень гонял», «Горелки» (песни-игры) проверяли молодых на умение слушать другого человека (неважно кто по полу), различать свои чувства при встрече, чувствовать душу человека, а не своё настроение.

А такие игры как «Хрен», «Капустка», «Салки» и др. помогали проиграть разные семейные ситуации: для молодых пар – снять напряжение, для ещё несемейных – намотать на ус.

С детьми часто не только на этот праздник, но и всю зиму играли в игру «Заинька». Образ зайца в осенний период очень важен в фольклоре — он — образ Луны и летом на ней стережёт Богиню Мару, а осенью его стража кончается и Богиня Зимы спускается на Землю, а в наказание насылает на людей «заичьи» чувства — страхи. А поскольку лучшая борьба с ними — веселье и танец, то осень и зимние праздники ими изобиловали. Такую же цель (проработка страхов) выполняли игры с участием «волков» и «лебедей», «козлят», «гусей» и т.п.

А поскольку с осени начинался период женских посиделок и рукоделия, и это было не просто необходимость житейская в одежде и ткани — работая с полотном женщины меняли судьбу рода, то старались женщины вышить узоры счастья и благости.

А образом хорошей умелой боярыни-рукодельницы была еще и тетёра — жена тетерева — их изображали на боярских поясах, фибулах, гривнах. А также в танцах и хороводах: танец «Тетёра», игра «Ткачиха», «Ниточка» и др.

В общем, Осенины, как и любой русский праздник, был наполнен не только весельем, шутками, гуляниями и пиром, но ещё и глубоким смыслом каждого действа.