В каком возрасте ребенок начинает садиться самостоятельно. Когда ребенок начинает сидеть и какие упражнения этому способствуют? Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть

Все родители испытывают искреннюю радость при виде первых ощутимых успехов в жизни малыша. Особый интерес вызывает наблюдение за развитием и ожиданием того момента, когда ребенок начинает сидеть. Вначале он переворачивается в разные стороны, затем ползает на животике, после чего до нормальной посадки остается всего один шаг. Сидячее положение значительно расширяет кругозор и способствует дальнейшему изучению окружающей действительности. Появляется больше внимания к игрушкам, которыми играть сидя гораздо удобней и интереснее.

Во сколько месяцев ребенок должен сидеть самостоятельно

Существует мнение, что первые попытки к усаживанию предпринимаются где-то в . Полугодовалый грудничок вполне способен подтянуться, удерживаясь за материнские руки, и ненадолго присесть. Он выполняет эти действия неосознанно, благодаря развитому хватательному рефлексу. Малыш просто подтягивает к себе пальцы матери, как и любые другие предметы. Однако многие родители считают это желанием сидеть и пытаются усадить малыша без всякой подготовки.

Преждевременное усаживание таит в себе определенную опасность. Не стоит торопиться, если при таких попытках ребенок заваливается набок. И уж совершенно недопустимо обкладывание его подушками и другими мягкими предметами. С одной стороны, жизнь матери значительно облегчается, а для малыша открываются новые горизонты. Однако, по мнению специалистов, делать этого ни в коем случае нельзя. Слишком раннее усаживание приводит к большим нагрузкам на неокрепший позвоночник. В дальнейшем, это приводит к развитию сколиоза и деформациям костей таза. Наиболее эффективными подготовительными движениями считаются лежание на животе и ползание.

Если ребенок уже садится, необходимо строго контролировать положение всех частей тела. Голова должна быть слегка наклонена вперед. Шея и верхняя часть позвоночника находятся в разогнутом положении. Руки расположены впереди и выполняют роль опоры. Ноги разведены и развернуты наружу. Нарушенное положение приведет к быстрому утомлению грудничка. Это указывает на неполную готовность к сидячему положению, в основном, из-за не сформированных физиологических изгибов позвоночника.

Навык сидеть развивается последовательно, в течение нескольких месяцев. После полугода малыш неуверенно сидит с упором на одну или обе руки. Наблюдается частая потеря равновесия и сваливание набок. Самостоятельно сесть не может, только при подтягивании за ручки. Рекомендуется усаживать малыша лишь на несколько минут в качестве тренировки.

С , сидячее положение становится более уверенным, опора на руки уже не требуется. Равновесие удерживается даже при поворотах корпуса в разные стороны. Из лежачего положения малыш самостоятельно садится, опираясь на руки. В 8 месяцев он уже уверенно сидит, легко садится из любого положения и может свободно его изменить.

Во сколько месяцев можно сажать мальчиков

Этот вопрос волнует всех родителей. Некоторые мальчики от природы спокойные и флегматичные. Они не любят переворачиваться на животик и выражают недовольство, когда им помогают это сделать. Такое поведение свидетельствует о слабости мышечной системы и позвоночника, которые без активных нагрузок укрепляются очень медленно. В подобных случаях не стоит усаживать малыша до 6 месяцев.

Другие дети, наоборот, подвижны с момента рождения. Они начинают сами переворачиваться, поворачивают голову в разные стороны, активно двигают ручками и ножками. Все эти движения способствуют укреплению позвоночника, поэтому таких мальчиков можно ненадолго подсаживать уже в пятимесячном возрасте. Окончательные сроки подсаживания определяются врачом-педиатром в индивидуальном порядке.

Самостоятельное решение о возможности усаживания принимается, когда ребенок без каких-либо затруднений способен перевернуться со спины на живот и обратно. Он уверенно держит голову и может уверенно стоять, придерживаясь за руки матери. Удерживая пальцы, малыш может сам встать вертикально.

Важным фактором при определении сроков усаживания считается телосложение. Если грудничок очень плотный, с избыточным весом, его необходимо присаживать как можно позднее. Большая масса тела оказывает негативное влияние на неокрепший позвоночник. Худеньких мальчиков сажают уже в 5 месяцев. Общим условием является активное ползание на четвереньках, в процессе которого происходит правильное формирование позвоночного столба.

Рекомендуется избегать резких переходов от горизонтального положения к сидячему. Ребенок не должен усаживаться в подушки и оставаться в этой позе в течение 0,5-1 часа. Двигательная система и связки должны испытывать равномерные и постепенные нагрузки. Иногда возникают ситуации, когда мальчики категорически отказываются сидеть на кровати или на стульчике даже в 7 месяцев. Они плачут и пытаются лечь. По этому поводу не стоит волноваться – наступит время, и ребенок самостоятельно примет сидячее положение.

Когда можно садить девочку

Вопрос наиболее подходящего времени для усаживания наиболее актуален для девочек. Им всем предстоит стать матерью и формирование органов малого таза должно происходить без отклонений. Время усаживания девочек определяется в индивидуальном порядке. Одни могут присаживается уже в пять месяцев, а другие – только в семь или восемь. Самостоятельное усаживание становится возможным по мере готовности костной и мышечной системы. Если эта процедура выполняется слишком рано, может возникнуть деформация костей.

Организм девочек имеет собственную специфику. Поэтому нагрузка отрицательно воздействует не только на позвоночник, но и на мочеполовую систему. Кроме того, раннее усаживание приводит к патологиям внутренних органов, например, к загибу шейки матки. Девочка должна сама выйти из горизонтального положения без помощи рук и свободно сесть. Если ребенок делает такие попытки слишком рано, не следует помогать. Малышку нужно лишить возможности хвататься за что-либо. Нельзя ничего подкладывать под спинку, для искусственной фиксации сидячего положения. Вообще, не стоит торопить события, лучше подождать, пока окрепнет костная система и все произойдет само собой, по законам природы.

Как научить ребенка сидеть

Отказ шестимесячного ребенка от усаживания не является поводом для тревоги. Большинство детей осваивают это действие только в 7 или 8 месяцев, по мере их физического развития. Искусственное ускорение этого процесса со стороны родителей может привести к травмам и повреждениям внутренних органов. Единственным выходом в таких ситуациях становится укрепляющая гимнастика и выполнение специальных упражнений.

По данному вопросу не существует какой-либо методики и точных рекомендаций. Весь процесс происходит постепенно, в несколько этапов. Держать малыша на коленях можно уже с пятимесячного возраста. Поза должна быть с наклоном назад, чтобы снять нагрузку на позвоночник. Если ребенок не проявляет недовольства, то через 3 недели можно на короткое время оставлять его полулежа, зафиксировав подушками.

Постепенно ребенок пытается сам из лежачего положения сделать упор на руки и выровняться вертикально. Такие попытки свидетельствуют об определенных достижениях и необходимости дальнейших занятий.

  • Ребенок укладывается животом на плечо одного из родителей. Затем нужно покружиться сначала в одну, а затем в другую сторону.
  • С помощью кого-то из родных, малыш берется за руки и за ноги, после чего его следует раскачать, как в колыбели.
  • В начальный период обучения рекомендуется использовать подушки, чтобы избежать падений в стороны.
  • Удерживать равновесие можно научить с помощью любимых игрушек. Ребенок будет тянуться за ними из сидячего положения, укрепляя, таким образом, мускулатуру.

Это общие советы, но вопрос, когда ребенок начинает сидеть, решается строго индивидуально. В случае каких-либо отклонений от нормы, необходимо проконсультироваться у детского врача. При нормальном развитии малыша, процесс усаживания произойдет сам собой.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

Когда ребенок начинает сидеть? У специалистов есть особое мнение по этому вопросу. Можно ли торопить развитие малыша? Есть ли специальные методы, способствующие качественному физическому развитию? На все данные вопросы существуют определенные ответы и полезные рекомендации.

Первые навыки новорожденных радуют и умиляют родителей: улыбка, способность перевернуться со спины на животик, попытки к тому, чтобы самостоятельно присесть. Но развитие детей не всегда идет по общепринятым медицинским стандартам.

Мнение специалистов по данному вопросу вполне определенное – до шестимесячного возраста вертикальное положение позвоночника не является естественным для ребенка. Усаживая малыша искусственным образом, родители рискуют навредить его здоровью.

В более старшем возрасте это обернется неприятными последствиями. Если ребенок сам сядет до полуторагодовалого возраста, это тоже считается нормальным. Но даже в данном случае, ребенок не должен находиться в таком положении дольше часа.

По мнению педиатров в 6 либо 7 месяцев малыш может сидеть с поддержкой. Во сколько ребенок начинает сидеть без чьей-либо помощи? Где-то на 7-й или 8-й месяц жизни.

A в возрасте 9 месяцев ребенок может запросто садиться самостоятельно, и даже лечь из сидячего положения. Но есть детки, которые нормально могут сидеть лишь в год. Это зависит от темперамента и индивидуального физического состояния.

Некоторые дети могут сесть на месяц раньше сверстников. Это также считается нормой. А вообще у каждого малыша свой собственный путь развития и свой индивидуальный срок для определенного навыка.

Главным знаком того, готов ли ребенок сидеть сам, является – если он не заваливается набок. Если заваливается, то это ему еще делать рано. Гораздо полезней будет, если родители будут активно стимулировать его ползание.

Родителям надо обращать внимание на то, может ли малыш поднять грудную клетку из лежачего положения на животе. Это является свидетельством того, что мышцы груди и шеи окрепли и вскорости малыш может делать попытки сесть.

Когда начинают сидеть дети самостоятельно: нормы для мальчиков и девочек

В прошлом полагали, что усаживать девочек на попу следует значительно позже представителей сильной половины человечества. Мотивировали это тем, что раннее присаживание сказывается на развитии половых органов и вредно для тазобедренных костей. Сегодня педиатры отказались от такого подхода.

Когда ребенок начинает сидеть неважно, главное, чтобы он начал делать это самостоятельно.

Кроме того, пол ребенка не влияет на этот навык. Педиатры отмечают, что нормой для присаживания детей является период 6–9 месяцев. Способности ребенка в этом вопросе играют решающую роль. Ознакомиться с навыками, которыми должен обладать ребенок в зависимости от возраста можно в таблице.

Навыки детей в зависимости от возраста:

Возраст (мес.) Способности
4–6 Самостоятельных способностей пока нет. Малыш способен с посторонней помощью, короткое время находится в положении сидя. Без поддержки ребенок быстро теряет равновесие и опрокидывается на спину
6,5–7 Присаживаться самостоятельно малыш не умеет, но находясь в вертикальном положении, он удерживает равновесие без посторонней помощи
7,5–9 Малыш способен самостоятельно присаживаться из любой позиции (находясь на животике, боку, спине)

Ориентировочно малыши начинают держать корпус в вертикальном положении без помощи со стороны в 7 мес. Но есть малыши, которые осваивают этот навык лишь ближе к году. Позднее (по мнению родителей) присаживание ребенка не является отклонением от нормы и не указывает на какие-либо проблемы со здоровьем.

Этапы развития навыка

На навыки развития процесса сидения влияет несколько факторов:

  • Формирование скелета. Присаживаться на «желейные» кости малыш не может. Они должны окрепнуть, набрав достаточно кальция.
  • Формирование мышц. Пока мышечные ткани ног, шеи и спины недостаточно сформированы, ребенок просто физически не сможет присесть и удержать в таком состоянии корпус. Плохо окрепшие мышцы не способны зафиксировать корпус в позиции сидя.
  • Психоэмоциональное развитие . Малыш не будет предпринимать попытки принять положение сидя, пока у него не возникнет такая потребность. Родители должны заинтересовать малыша: новой игрушкой, животным или сменой обстановки.
  • Развитие нервной системы. Малыш не начнет присаживаться, пока мозг не отдаст приказ телу. Именно нервные импульсы заставляют напрягаться определенные группы мышц. У взрослого человека тело уже приучено выполнять команды. Мышцы же ребенка только начинают их изучать.

Когда ребенок начинает сидеть, родителям стоит быть крайне внимательными. Возможно, он еще к этому не готов.

Определить способности ребенка помогут принятые среднестатистические этапы развития младенцев:

  • В период 2–4 мес. грудничок, находясь на животе, способен оторвать голову и плечи от поверхности и на несколько минут задержаться в такой позиции.
  • В возрасте 4–6 мес. начинает предпринимать попытки переваливаться с боку набок. Он способен сменить положение, переместившись со спины на живот и в обратном направлении.
  • В период 5–8 мес. малыш способен фиксировать корпус без помощи со стороны на протяжении 20–40 сек. Потом он начинает укладываться на бок. Поскольку костный корсет и мышцы еще не окрепли, он может травмировать лицо или голову. Избежать неприятных последствий помогут подушки. Достаточно обложить им ребенка. Но оставлять малыша без присмотра не стоит. Упав лицом на подушку, у ребенка может случиться механическая асфиксия.
  • В период 6–9 мес. ребенок начинает осваивать технику ползания.
  • В возрасте 8-12 мес. малыш учится ходить с помощью опоры или взрослых.

Родителям в период бодрствования стоит внимательно наблюдать за способностями ребенка. Его навыки сами расскажут о том, что малыш уже способен самостоятельно присаживаться. Специалисты утверждают, что чем позже он научится держать корпус в вертикальном положении, тем крепче будет его здоровье.

Когда ребенок рано начинает садиться на попу, это может спровоцировать развитие у него существенных проблем в будущем.

Например:

  • Искривление позвоночника. Неокрепшие мышцы и слабый скелет под воздействием нагрузки легко деформируются. Сколиоз накладывает след не только на внешний облик малыша (портится осанка), но и приводит к развитию серьезных проблем к работе внутренних органов и спины. Что характерно, данной проблеме девочки подвержены больше, чем мальчики.


  • Деформация грудной клетки. Патологические изменения размеров, объема и формы грудины приводит к уменьшению расстояния между позвоночником и грудной клеткой. В результате нарушается положение внутренних органов. У ребенка могут начаться проблемы с дыханием и сердцем. Данное заболевание чаще встречается у мальчиков.
  • Проблемы в формировании тазобедренных костей. Неокрепший скелет пластичен и под давлением веса малыша может деформироваться.
  • Травмирование позвонков.
  • Заболевание тазобедренных суставов. Болезни такого рода способны вызвать косолапость, хромоту, плоскостопие и неустойчивость походки.
  • Трудности в психоэмоциональном развитии. Незнакомая для малыша поза, травма или испуг могут привести к боязни и нежеланию осуществлять какие-либо действия.

Многие взрослые люди не знают, что беспричинные боли в поясничном отделе после 45 лет также часто вызваны ранним усаживанием. Именно поэтому ортопеды рекомендуют родителям не присаживать малыша, пока он сам это не сделает. И не стоит водить детей за руки пока, они не пойдут самостоятельно вдоль опоры.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны проявлять к нему особую заботу и беречь его здоровье.

Каждому родителю надо знать, что нельзя делать пока ребенок не сядет сам. Поможет им в этом информация, каких действий с ребенком им следует избегать:

  • Не присаживать малыша до 2–2,5 мес. Разрешается придавать корпусу ребенка вертикальное положение на руках после 3 мес. При этом ребенок может находиться только в полусидящем положении с несильно согнутыми ногами.
  • Избегать длительного пребывания ребенка в сидячем положении, запрещено катать в коляске в положении сидя, использовать ходунки и переноски «кенгуру». Первые попытки принятия вертикального положения должны ограничиваться 1–2 мин.

Кроме того, родителям не стоит осуществлять первые попытки присаживания на полу или предметах интерьера. Ознакомление с новым навыком должно проходить на коленях мамы или папы. Находясь в такой позе, ребенок чувствует себя в безопасности. Его спина зафиксирована, и жесткое основание не травмирует копчик.

  • Не помещать малыша в стульчик для кормления или выкладывать вокруг него подушки, если он плохо стоит на ножках или не делает попыток к переворачиванию.
  • Редкое проведение оздоровительных процедур. Для укрепления мышечного каркаса, малыша следует выкладывать на животик, подталкивая его тем самым к поднятию головки и переворачиванию.

Важно также регулярно проводить легкий расслабляющий массаж и делать ежедневную гимнастику. Ежедневный массажный комплекс и легкие упражнения помогут укрепить мышцы вашего малыша.

Например, к легким упражнениям можно отнести подтягивание ребенка за руки из лежачего положения. Также можно выполнять упражнение «самолет». Для этого надо положить малыша на живот и приподнимать его двумя руками, предварительно зафиксировав руки под грудной клеткой и ножками малыша.

Родителям можно без опаски присаживать ребенка, если у него имеются следующие способности:


Часто дети не желают присаживаться, даже достигнув 7-месяного возраста. Если ребенок пытается лечь, плачет и отказывается стоять на ножках, не стоит принудительно усаживать его на попу. Когда придет время, он сам захочет познакомиться с миром под новым углом.

Правильное положение малыша во время сидения

По мнению взрослых, умение сидеть не требует особых навыков и познаний. Но в действительности, покорить данную способность не так легко, как может показаться. Зачастую дети быстрее учатся ползать, чем сидеть. Но в силах родителей помочь своему чаду освоить новый навык.

Для этого нужно его научить принимать правильное положение во время присаживания:

  • Располагаясь вертикально, голова малыша должна быть чуть-чуть склонена вперед.
  • Шея ребенка в период присаживания должна быть в разогнутом состоянии.
  • Руки малыша являются его опорой, поэтому они должны находиться спереди и упираться в твердую поверхность.
  • Спина во время сидения должна быть чуть-чуть изогнута.
  • Тазобедренные суставы ребенка смотрят вперед и располагаются в согнутом состоянии.
  • Ноги должны быть раздвинуты в стороны и как бы вывернуты наружу таким образом, чтобы опора приходилась на боковую часть конечностей.

Когда ребенок начинает сидеть, очень важно проследить за соблюдением малышом правильной позы

Если положение тела ребенка будет отличаться от описанного выше, малыш будет быстро утомляться и капризничать.

  • Прогулочных колясок. Исключение составляют образцы, у которых регулируется уровень наклона.
  • Прыгунков и переносок «кенгуру». В изделиях подобного вида малыш испытывает стресс. На неокрепшие мышцы и позвоночник идет сильная нагрузка, которая может спровоцировать появление микротравмам позвонков.
  • Присаживать ребенка в подушках. Прибегать к страховке такого рода разрешается только когда скелет малыша окрепнет и будет удерживаться в вертикально не меньше 1 мин.

Когда ребенок начинает сидеть, родители должны строго следить, чтобы он не принимал патологических поз.

Одним из опасных положений для малыша считается позиция с изогнутыми и вывернутыми назад ногами.

Данное расположение напоминает букву «W». Во время такой позиции на тазобедренные суставы и колени оказывается сильная нагрузка, которая приводит к тяжелым патологиям.

Упражнения от Комаровского, способствующие развитию навыка

По мнению известного педиатра, детям для освоения способности принимать вертикальное положение не требуется помощь родителей. Единственное, чем взрослые члены семьи могут помочь ребенку – это укрепить его скелет и мышечный корсет с помощью ежедневной зарядки. Чтобы оздоровительный процесс не вызывал дискомфорт, следует совмещать пассивные и активные занятия.

Для формирования требуемого навыка доктор Комаровский рекомендует использовать следующие типы тренировок:

  • «Качели». Малыш укладывается лицом вверх на твердую поверхность. Родители протягивают к нему руки таким образом, чтобы он захватил только указательный палец. После этого ребенка начинают медленно поднимать до такой позиции, когда его корпус окажется в полусидящем положении. Не нужно усаживать малыша на попу, достаточно чтобы его тело поднялось на 45°. После чего ребенка медленно опускают. Запрещается проводить эту тренировку в кроватке или на диване. Мягкая поверхность не обеспечивает позвоночнику правильную поддержку. Кроме того, важно медленно выполнять данное упражнение. Тогда спина и руки малыша напрягаются максимально. Доктор Комаровский рекомендует проводить тренировку «качели» не ранее 4–5 мес.
  • «Рыбка». Данное упражнение рекомендуют проводить в период вечернего купания. На малыша надевают ортопедический круг. За счет специального приспособления ребенок чувствует себя в безопасности, и его шея четко зафиксирована. Малыш помещается в ванну лицом вниз, и подталкивается родителями за ножки. Родителям необходимо совершать поступательные движения вперед-назад. После завершения упражнения не рекомендуют переворачивать ребенка на спину. Он должен постараться выполнить это сам. Если же он ленится, родители должны ему помочь. Для этого ребенка берут за руку и показывают ему как правильно перевернуться. В течение водной тренировки малыш должен совершить как можно больше поворотов. Приступать к выполнению занятия «рыбка» рекомендуют с 1 мес.
  • «Гусеница» . Во время этого занятия ребенок располагается лицом вниз. На некотором расстоянии помещается привлекающий внимание объект. Если малыш не боится, можно сделать, чтобы предмет издавал звуковые сигналы. При этом ребенок не должен дотягиваться до установленного объекта. Когда он заинтересуется предметом и попытается до него дотянуться, задача родителя надавить руками на его стопы. Таким образом, кроха инерционно будет отталкиваться и ползти. Задача ребенка добраться до цели и взять ее в руки. Прибегать к тренировке «гусеница» рекомендуют с 4 мес.
  • «Летчик». Во время упражнения малыша берут таким образом, чтобы правая рука взрослого человека обхватывала его живот. Кисть должна располагаться под грудиной. Левая рука фиксирует ноги. Поднимая малыша над твердой поверхностью, он рефлекторно будет поднимать голову, напрягать мышцы и раскидывать руки в стороны. Выдержав малыша в такой позиции, 20–30 сек., его опускают вниз. Прибегать к тренировке «летчик» разрешено с 4 мес.
  • «На мяче». Ребенка помещают на фитбол лицом вниз и совершают поступательные движения. Во время тренировки нельзя делать резких движений, малыша нужно просто немного покачивать. Затем его переворачивают лицом вверх и повторяют занятие. За счет тренировок на мяче у малыша не только укрепляется мышечный корсет, но и развивается вестибулярный аппарат. Это умение обязательно пригодится ему при освоении нового навыка, так как, располагаясь вертикально, ребенок должен уметь балансировать.

Упражнения доктора Комаровского оказывают на организм детей комплексное влияние. В первую очередь они предназначены для укрепления мышечного корсета и только потом направлены на выработку новых навыков.

Желательно перед началом упражнений проводить ребенку легкий массаж. За счет этого комплекс будет более эффективным. Не следует также заострять внимание на тренировках. Занятия следует проводить в форме веселой игры. Иначе малышу могут не понравиться проделываемые с ним манипуляции, и он станет выказывать протест.

Если ребенок начинает сидеть раньше соответствующего срока, не стоит пресекать его попытки. Ранний навык свидетельствует о том, что малыш хорошо развит. Но когда он, достигнув 7–8 мес., не старается присесть, не стоит насильно его усаживать. Лучше посетить специалиста и выяснить, какие методы способны пробудить у ребенка желание подняться.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: когда ребенок начинает сидеть

В каком возрасте ребенок начинает сидеть и как ему в этом помочь:

В возрасте пяти месяцев малыши более любознательны и активны. Они интересуются всем, что происходит вокруг. Кроме сна и бодрствования, легко переворачиваются в стороны, пристально концентрируют внимание на объекте и стараются дотянуться к любимой игрушке. Некоторые их сверстники даже проявляют умение сеть на попу, чем радуют маму и папу. Для большинства детишек такие достижения еще не по силам – этим навыкам они обучаться немного позже. Когда ребенок начинает сидеть, однозначно ответить сложно. Главное – это не пытаться ускорить освоение нового навыка. Лучше дождаться сроков, когда кроха самостоятельно обучится ранней вертикализации.

Когда ребёнок начинает присаживаться самостоятельно

Критерии развития и роста каждого ребенка индивидуальны. Однако педиатры выделяют несколько основных показателей:

  • 6 месяцев – в этом возрасте он учится сидеть при помощи взрослых;
  • 7 месяцев – в таком возрасте ребёнок сидит самостоятельно без каких-либо поддержек;
  • 7,5-8 месяцев – из любого положения может легко сесть, уверенно держит спинку и тянется к понравившимся игрушкам.

Все дети разные по характеру, темпераменту и двигательной активности. Кто-то может садиться в 9 месяцев, а кто-то на 2-3 месяца раньше. Такие показатели не являются отклонением от нормы развития. Даже врач-ортопед не скажет точные сроки, когда ребенок должен сидеть. Если он физически развит крепко и нет патологии, то особо беспокоиться не стоит. Ведь у каждого карапузика свой путь развития, который не похож на сверстников.

Можно ли ребенка присаживать специально

Некоторым родителям может показаться, что их ребенок уже готов сидеть и стараются ему в этом помочь. Если вы не уверенны в своих действиях, лучше проконсультируйтесь у своего терапевта.

Чем же опасно раннее высаживание младенца, которому не исполнилось 6 месяцев? Во-первых, мышцы спины еще хрупкие и не приспособлены к высоким нагрузкам. Если насильно усаживать грудничка в вертикальное положение – это может негативно отразиться на его позвоночнике. Это не относится к здоровым детям, старше 8-9 месяцев. В таком возрасте уже можно начинать присаживать.

Во-вторых, навязчивость одного из родителей научить малыша хорошо сидеть, приводит к получению маленьким психологической травмы. Как результат, у ребенка долгое время не получается присаживаться либо возникает чувство страха.

Если же полугодовалый малыш самостоятельно проявляет желание опереться на локотки и пробует садиться, значит пришло время и ему нужно помочь. Однако такие занятия необходимо проводить без вреда для здоровья ребенка и не более 1-1,5 часа на день.

Некоторые родители, чтоб научить грудничка сидеть раньше шести месяцев, обкладывают его подушками или подолгу удерживают на коленях. Это самая распространенная ошибка, которую нельзя допускать. Особенно, когда кроха еще не способен переворачиваться на животик либо легко заваливается из сидячего положения. Вследствие лишней нагрузки на позвоночник, начинает портиться осанка, а в будущем это может аукнуться серьезными проблемами.

Упражнения для укрепления спины

Если малыш не выявляет желания сидеть и не пытается встать самостоятельно, значит, ему необходимо помочь освоить этот навык.

Укрепить мышечный корсет помогут ежедневные гимнастические упражнения и общеукрепляющий массаж. Их обязательно выполняют на твердой поверхности. Также полезно плавание в ванночке, а с четырех месяцев – посещение детского бассейна (по возможности, хотя бы раз в неделю).

Серия простых упражнений для укрепления позвоночника, которые можно выполнять с самого раннего возраста:

  • Положите малыша на спинку. Подайте свои указательные пальцы, чтоб он ухватиться ручками. Медленно приподнимите до угла 45 градусов. Зафиксируйте в такой позе на две-три секунды и опустите в положение «лежа». Проделайте упражнение 2-3 раза утром, в обед и вечером.
  • Ребёнок лежит на животе. Подложите руки под его живот и грудь так, чтоб он упирался ножками в тело взрослого. Из-за поднятой головки у него напряжены мышцы спины, шеи и ягодиц. В такой позе удерживайте несколько секунд, после чего возвращайте в исходную позицию.

Для моторного и психического развития ребенка рекомендуется развесить над его кроваткой колечка либо музыкальный мобиль. Игровые принадлежности должны висеть на расстоянии 30-40 см от глаз крохи. Любопытство ребенка заставит тянуться к игрушкам, чтоб взять в ручки. Приподнимаясь к забаве, он будет укреплять свою мышечную систему.

Если ребёнок не садится, скорее всего, он не готов самостоятельно выполнить это действие, либо испытывает стресс. В таких случаях родителям категорически нельзя:

  • Высаживать малыша на подушки с вертикальной спинкой.
  • Садить на колени, брать на руки с согнутыми ножками и ровным позвоночником.
  • Носить ребенка сидя в «рюкзаке-кенгуру», слингах, «сумках- переносках»;
  • Возить в прогулочной коляске в сидячем положении (В целях безопасности, фиксатор спинки установить под 45 градусов).

Ребёнок первый раз садиться (смотреть видео)

Мальчики и девочки: факты и предположения

Многие родители верят, что мальчиков можно начинать приучать садиться раньше шести месяцев, в отличие от девочек. Однако мнение врачей иное. Они утверждают, что половой признак не влияет на наступление попыток у детишек сесть в том или ином возрасте. Не стоит преждевременно усаживать оба пола ранее полугода, так как это опасно для их здоровья.

Известный врач Комаровский предупреждает, если девочки начинают садиться раньше положенного времени, это может привести к искривлению костей малого таза, развитию сколиоза, а в будущем вызвать проблемы с вынашиванием ребенка и родами. Также из-за ранней вертикализации могут возникнуть и другие нарушения мочеполовой системы. Поэтому доктор «К» советует присаживать девочек только после 6-7 месяцев, когда их организм окрепнет.

Если мальчики и девочки, которые уже хорошо освоили новые навыки и садятся раньше полугода. Как правило, это подвижные сангвиники и холерики. Немаловажную роль играет генетическая предрасположенность и сами родители. Возможно, что они больше занимались с ребенком. Например, чаще делали активные и пассивные упражнения для развития шейных и спинных мышц.

Конечно, здесь все индивидуально и зависит от того, настолько кроха хорошо развита. Немалое значение имеет вес и рост ребенка. Детишки с избыточным весом менее подвижны и активны, чем худенькие малыши. В совокупности с другими факторами эти критерии замедляют развитие мышечной массы и позвоночного столба. Поэтому такие дети позже своих сверстников начинают сидеть самостоятельно.

Раннее присаживание: можно ли сажать не сидячего ребенка? (видео)

Действительно ли раннее высаживание детей может повлечь нарушения опорно-двигательного аппарата и стать причиной развития тяжелых патологий? (Смотрите видео)