Что такое половое воспитание в детском саду. Половое воспитание детей в условиях доу и семьи

Консультация для родителей для родителей детского сада
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям, его можно использовать как тему для родительского собрания.
Тема полового воспитания достаточно сложная, я знаю, что не часто педагоги решаются на подобную беседу. Она сложна в подготовке, в правильном подборе материала, слов, примеров; немаловажен и собственный настрой на выступление. Все должно быть до мелочей корректно и тактично.
Я проводила эту консультацию в подготовительной группе, когда у детей сильно возрос интерес к противоположному полу. Предварительно было проведено анонимное анкетирование родителей по данной теме. Должна сказать, что некоторые родители отреагировали спокойно, другие с недоумением, но по доброму сказали: «Ну, такой анкеты мы еще нигде не заполняли». Все зависит от того, на сколько хорошо установлен контакт с родителями, доверительные ли между Вами отношения.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Смотрите ли Вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Часто ли Ваш ребенок задает вопросы на интимные темы?
Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Ответы родителей были обработаны, и результаты озвучены на собрании.
Цель консультации: Помочь родителям осознать свою роль в половом развитии ребенка.
Ход консультации:
Психолог (педагог): Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас на родительском собрании. Тема нашей встречи «Половое воспитание дошкольников».
Тема достаточно серьезная и неслучайная. Причиной этого выступления послужил повышенный интерес мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам в Вашей группе. Давайте сегодня наберемся храбрости, и поговорим об ЭТОМ.

Половое воспитание, как и любое другое, необходимо начинать как можно раньше. В 3 года ребенка уже считают личностью, он хорошо осознает свою половую принадлежность и четко отвечает на вопрос мальчик он или девочка. Конечно, беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" достаточно сложно. Родители не всегда сразу могут подобрать нужные слова, беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или наоборот, слишком мало. Как уловить тот самый нужный момент, чтобы все произошло во время. Сложность вопроса состоит еще и в том, что нас, взрослых, обычно не готовят к таким беседам, а самим спросить неловко, а иногда и не у кого, потому что так в народе принято – эта тема стыдная и говорить о ней неприлично.
Сегодня мне хочется сломать этот стереотип и призвать Вас к обсуждению такой важной и нужной темы.
Наблюдая за детьми, Вы можете видеть, как они играют в «маму и папу» сами или с куклами, как часто они вкладывают в эту игру поведение конкретных взрослых, имитируют их поступки, раздеваются сами или раздевают кукол, укладываются вместе «спать» или укладывают кукол, обследуют друг друга или кукол. У взрослых в такие моменты нарастает негодование, возникает ощущение, что у ребенка какие-то проблемы сексуального характера и начинают запрещать, кричать, ругать или еще хуже наказывать детей. А этого делать категорически нельзя. Сексуальных проблем у ребенка нет, есть чисто познавательный интерес, любопытство, познание окружающего мира и людей в нем. Он просто физиологически еще не созрел для сексуальных проблем. Детей интересует: «Почему мы отличаемся, почему у девочки длинные волосы, а у мальчика короткие, почему я в платье, а он в рубашке и шортах, почему девочка не может писать, как мальчик, стоя и так далее», на все эти и другие вопросы дети должны увидеть ответ. У них нет такого жизненного опыта и умения как у взрослых, получать, в случае надобности, информацию из книг или каких-то других источников. Наша задача: помочь получить им этот опыт правильно, не наделав самим взрослых ошибок.

Вы помните, я предлагала Вам заполнить анкету. Хочу поблагодарить всех родителей, которые приняли участие в анкетировании и помогли мне тем самым построить сегодняшнее выступление. Реакция на предложенные вопросы была у всех разная. Я предлагаю сейчас всем вместе разобраться в основных моментах этой анкеты.
Вопрос 1. Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Уважаемые родители, сейчас ни для кого не секрет, что жилищные условия не всегда позволяют ребенку иметь отдельную комнату, но Вы можете продумать, где сделать ему отдельный угол и спальное место. Почему это так важно? Дети могут стать свидетелями того, что происходит между супругами ночью и зачастую не говорят Вам, что они что-то видели, но когда приходят в детский сад рассказывают и показывают все в подробностях другим детям, не понимая смысла. Я думаю, это в Ваших интересах обезопасить свою личную жизнь и защитить интересы ребенка.
Вопрос 2.Смотрите ли вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Почему был задан этот вопрос?! Некоторые дети в группе обсуждают сцены из фильмов, где «дяденька и тетенька валялись на кровати и напрыгивали друг на друга». Мамы и папы, помните, что даже самые маленькие дети, которые, как Вам кажется, еще ничего не понимают, должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса или страха. Я рекомендую ограничить просмотр телевизора в целом, особенно тех каналов, на которых часто показывают ужастики и фильмы для взрослых. Вообще, я должна сказать, что телевидение в последнее время стало неотъемлемой частью дома и семьи, ребенок стал получать гораздо меньше родительского внимания. В результате Вы получаете двойную порцию капризов и истерик. Отсюда правило: телевизор – не член семьи; дети заслуживают Вашего внимания гораздо больше, чем он.
Вопрос 3. Часто ли вам дети задают вопросы на «интимные» темы?
Если да, то Ваши ответы обязаны соответствовать действительности. Ответы: "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" больше отражают Ваше смущение и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ответы должны быть адаптированы возрасту и сознанию ребенка.
Дети могут задать вопрос: «Почему мама и папа спят вместе». Вы можете ответить, что обычно родители все дела делают вместе: воспитывают ребенка, ведут хозяйство, спят и так далее. Главное в таких вопросах не теряться и сохранять спокойствие. Старайтесь не повышать голос и не прибегать к наказаниям за повышенное любопытство. Ребенку интересно: «Раз я есть, значит, я откуда-то взялся».
Если Вы понимаете, что ребенок застал Вас врасплох с вопросом, просто спокойно скажите ему: «Дай мне немножко времени, я подумаю, как тебе ответить» или «Подожди чуточку, я закончу свои дела и обязательно отвечу тебе». Так Вы выиграете несколько минут для обдумывания. Если же у ребенка такие вопросы пока не возникают, то лучше самим разговор на эту тему не начинать. Любую информацию мы должны давать детям своевременно и в определенных количествах соответственно возрасту.
Вопрос 4. Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Первое, о чем нужно подумать в этом вопросе – о доверии между Вами и ребенком. Если оно есть – замечательно, если оно утрачено, надо его восстановить, иначе ответы на волнующие вопросы ребенок пойдет искать в другом месте, и не известно какие ответы он там получит.
Итак, если вопросы появились, то с чего начинать? Лучше с пояснения различий между мужчиной и женщиной. Можете привести в пример образцы поведения мужчины и женщины, или какие дела женские, а какие мужские. Применить описательные характеристики: она - нежная, кокетливая, использует косметику, украшения, ведет домашнее хозяйство и так далее; он – сильный, выносливый, решает проблемы семьи, разбирается в технике и так далее. Вы можете привлечь ребенка к описанию мужчины и женщины.
Наблюдая за родителями в повседневной жизни, дети учатся вести себя с противоположным полом. Будущая семейная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.
Вопрос 5. Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Давайте с Вами определимся, что такое онанизм – это раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы. В детском саду педагоги это наблюдают постоянно. Поэтому задача родителей, если такая проблема появилась, понять причину.
Причины онанизма.
Медико – гигиенические:
- тесная одежда,
- сужение крайней плоти у мальчиков,
- глисты,
- несоблюдение личной гигиены, особенно у девочек,
- хронические или хирургические причины (паховая грыжа)
Психологические причины:
- недостаток внимания близких людей,
- когда ребенок часто остается один,
- ситуации эмоционального дискомфорта,
- неблагополучие в семье,
- насильное кормление,
- подражание старшим братьям, сестрам, друзьям.
Иногда родители сами провоцируют проблему, например, очень долго подмывают ребенка, акцентируют на этом внимание. Относитесь к половым органам ребенка, как к любому другому органу и, скорее всего, Вы избежите проблемы.
Если есть медицинские проблемы - обратитесь к врачам, психологические – задайте себе вопрос «Что я делаю не так?» Ни в коем случае не угрожайте ребенку, Вы можете ему навредить. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать гигиену и правильно за собой ухаживать. Займите его разнообразными интересными делами, дайте «пищу» мозгу, чтобы он развивался, как человек мыслящий. Если Вы все-таки застали ребенка за занятием онанизмом, возьмите себя в руки, скажите ему, что он уже большой и должен играть в другие игры и обязательно покажите какие.
Вопрос 6. Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Правду говорить стоит, но только ту часть, которую ребенок способен воспринять адекватно. Сейчас огромное множество литературы по половому воспитанию, Вы можете ею воспользоваться. Но… не берите первую попавшуюся книгу, а внимательно ознакомьтесь с предлагаемым автором материалом, если Вас все устраивает - покупайте.
Вы можете сами рассказать о том, откуда берутся дети.
(Здесь педагог может показать короткую презентацию или видеозапись).
Нашим родителям я приводила личный пример.
Когда у моего сына появился интерес к тому, откуда он взялся, а ответ «Я тебя родила» уже не устраивал (ему было почти 5), мне пришлось основательно подготовиться к беседе. Сначала я рассказала, как мы с папой познакомились, затем показала свадебные фотографии, показала на прогулке ЗАГС, где мы поставили подписи, что муж и жена. Потом сказала, что нам стало вдвоем очень скучно, и мы захотели, чтобы у нас появился малыш. У женщины в животе есть специальные клеточки, в которых зарождается малыш, но надо, чтобы мама и папа друг друга сильно любили. Папа маму обнимает, гладит животик, и малыш начинает там расти, живот становится большой, малышу становится там тесно и врач помогает маме родить ребенка. Мама и папа берут малыша на руки и все счастливы. Так появилась на свет твоя сестричка и ты.
Сын эту информацию выслушал и остался доволен ответом, по крайней мере за уточнениями он больше не обращался.
Ну и последний вопрос, которого не было в анкете, но он очень важный.
Что делать, если мой ребенок жалуется на то, что другие дети пристают к нему, пытаются трогать за определенные места?
Здесь совет только один, попытайтесь научить ребенка привлекать к себе внимание окружающих, когда такое происходит. Дети обычно стесняются и всячески отворачиваются. Дайте понять ребенку, что нужно остановить все нехорошие действия других детей и чем громче он (она) об этом заявит, тем меньше посягательств будет в дальнейшем.
Как привлечь к себе внимание? Нужно громко сказать: «Мне неприятно, когда ты меня трогаешь», если не помогает, ребенок может сказать: «Если ты еще раз меня тронешь - мои родители будут разговаривать с твоими родителями» - это касается не только детского сада, но и общения с дворовыми ребятами. Ребенок должен хорошо понимать, что у него есть защита и эта защита – Вы и взрослый, находящийся рядом.
Есть ли ко мне вопросы по данной теме?
Спасибо за внимание!

Во время консультации родители могут задавать вопросы по любому пункту, вступать в диалог, спрашивать конкретного совета; Вы можете высказывать свое мнение, знакомить их с мнениями авторов книг по половому воспитанию, но принимать решение как поступать родитель должен сам.
Перед родительским собранием, уважаемые педагоги, Вы можете оформить выставку книг, пособий, буклетов, распечаток по теме. Раздаточного материала должно хватить на всех родителей.
Дайте понять мамам и папам, что Вы готовы побеседовать с ними с глазу на глаз, если возникнет такая потребность. Могу сказать из личного опыта, после проведения этой консультации уровень доверия между мной и родителями группы повысился. Сейчас мы можем говорить с ними практически на все темы, но, хочу предостеречь педагогов от ошибки, если человек доверил Вам личную проблему, ни в коем случае не обсуждайте ее со своими коллегами, нянечками и другим персоналом детского сада. Авторитет и уважение заработать сложно, а потерять можно в считанные минуты.
Желаю успехов в Вашем труде!

Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с конспектом консультации по половому воспитанию, очень хотелось бы узнать Ваше мнение о прочитанном. Заранее благодарю.

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема эта сложная и неоднозначная, но надеюсь, что эти материалы помогут родителям найти ответы хотя бы на часть детских вопросов .

Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?

А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-человек?

А у кошек и собак тоже бывает любовь?

А папа может родить?

Эти и похожие «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он чувствует доверие, в любой неподходящий момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.

Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников.

Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, затронула и эту деликатную проблему. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Задавая специалистам вопрос на данную тему: «Надо ли разговаривать с детьми на «взрослые темы»? Кому, когда и как? Можно получить такой ответ: «Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Проявлять же инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя!

Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией отчественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь».

Что интересует малышей?

Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола. Детские вопросы можно классифицировать следующим образом:

Ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;

3-4-летний малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;

В 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;

В 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.

Такая любознательность обусловлена тем, что дошкольник не только наблюдает события - он хочет понять их сущность. Ему интересно узнать, что вокруг происходит и почему именно так, а не иначе. Ребенка все волнует, на все он стремится получить ответ. Поэтому и беспокоит взрослых бесконечными вопросами: «Откуда я взялся?», «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», «Как я появился на свет?» И т.п. Прав Януш Корчак, известный польский педагог, утверждая: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними».

class="eliadunit">

К сожалению, в литературе для родителей половые темы стыдливо обходят.

Коммуникация взрослого с дошкольником на половые темы

Вне всякого сомнения, дошкольники должны получать ответы на свои вопросы вообще и в частности по половой тематике в интимной, доверительной беседе с ближайшими родственниками: матерью или отцом, бабушкой или дедушкой. Так оно и бывает в большинстве морально здоровых семей, где отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимной любви, духовном единстве поколений, где понимают, что любые вопросы ребенка продиктованы стремлением понять непонятное, неизведанное. Родители там не унижают сына или дочь подозрениями в болезненном интересе и распущенности, и не смущаются «пикантностью» темы, а интеллигентно и доходчиво помогают ребенку понять разные стороны жизни. Однако, к сожалению, не во всех семьях царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания. Не все родители имеют и соответствующее образование или желание приобрести нужные знания.

Поэтому на вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. Популярная среди старших поколений версия о «капусте и аисте» полностью себя дискредитировала. Представьте, что почувствует ребенок, узнав правду. Оказывается, взрослые его обманули, и попробуйте доказать потом, что это - единственная озвученная тобой неправда. А ответа: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.

Атмосфера готовности ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение тактично объяснить самые сложные из них - важное условие эффективного общения с дошкольником. Зато антипедагогические попытки обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Придет время... А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если узнает в циничной форме?

Врач, публицист Владимир Леви считает, что «святой ложью» в половых сообщениях взрослые могут психически покалечить ребенка, и приводит пример, когда родители, стремясь защитить «детскую чистоту», придумали для своего сына сказку о том, что «в лесу бывают такие цветочки, прекрасные, из которых вырастают маленькие человечки», в которую парень верил до 12 лет и при этом горячо любил родителей. К тому моменту, пока соседский парень в грубой форме не «просветил» его по этому вопросу. И вот печальный результат - психическое расстройство у ребенка и отчуждение от родных.

Чтобы знания, которые касаются пола, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Взрослые должны быть готовы к вопросам на половые темы от детей. Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует - существуют неприличные ответы». Ведь дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Кстати, ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.

Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», Можно использовать такую ​​ возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».

Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Естественное поведение взрослых, обычный тон разговора - одно из самых легких и одновременно самых сложных условий общения с ребенком при этом. Часто бывает, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети - тонкие психологи: они сразу чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Глубокий вздох, длинная пауза, озадаченность или подчеркнутая многозначность вроде «Как хорошо, что ты наконец об этом спросил!» дают ребенку основание для вывода, что в этой теме есть что-то необычное, недозволенное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно сникают, говоря об этом.

Если же до четырех-пяти лет ребенок не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, то это не значит, что такие мысли даже не приходят ей в голову. Дело в том, что хотели того взрослые или так получилось случайно, но у ребенка могло сложиться впечатление, что эта тема запрещена. Возможно, когда он впервые проявила интерес к «деликатной» проблеме, панический крик матери «Чего это ты вдруг спрашиваешь о ТАКОМ?» навсегда отбил у малыша желание быть откровенным с ней и подтолкнул к мысли о недопустимости обсуждения с родителями этой темы вообще. В таком случае ребенок может надеяться получить необходимую ему информацию от воспитателя. Он может поставить косвенный вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить его реакцию.

Половое воспитание - дело обыденное

Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».

Например, если дома или в детском саду есть животные, за которыми дети ухаживают и наблюдают, у них появляется возможность естественно ознакомиться со всеми сторонами их жизни: кормлением, спариванием, рождением малышей и их вскармливанием. Правдивая информация в ответ на детские вопросы и объяснения взрослым этих процессов формируют в малышей понимание того, что в животном и растительном мире существует закон продолжения рода, которому подчиняется все живое. Это единственно правильная и относительно безопасная система полового воспитания, которая помогает избежать и ханжеских умолчаний, и в какой-то степени отвлекает необходимость специальных, можно сказать, опасных бесед на подобные темы. Воображение ребенка искажает не объективный правдивый рассказ, а неосведомленность, что создает информационный вакуум и почву для домыслов.

В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Ведь картинки в книжке не передадут ощущение любви, не раскроют смысла зарождения человеческой жизни. Поэтому не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в половую реляцию чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.

Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить иммунитет от скабрезности и циничности при общении на половые темы, научиться в будущем самостоятельно, из литературных источников черпать необходимые каждому человеку знания.

Rating: (0 Rating)

Пожалуйста, посоветуйте что делать? Мой сын ходит в обычный детский сад. Недавно он нам с мужем рассказал шокирующие вещи! В их группе есть один мальчик, мой сын рассказал нам, что этот мальчик «ставит всем в группе уколы». На наш вопрос - как? Он нам сказал, что он пихает пальчик детям в попу, также он постоянно показывает в туалете свои половые органы и попу. Я стала выяснять у воспитателей в чем дело. На что они пояснили, что было такое, на вопрос зачем он так делает, мальчик ответил, так ему делают мама и папа, тоже самое они делают друг другу. Также воспитатель рассказала, что этот ребенок показал «чем занимаются его родители» причем на другом мальчике, завалив его на пол. Этот ребенок на протяжении всего времени в саду ведет себя плохо, не слушается, обижает всех детей. На замечания воспитателей он отвечает - «молчи женщина, придут мои родители и тебе будет хана» и т.п.

При разговоре воспитателя с отцом этого мальчика, отец заявил, что он мальчик и должен себя так вести. Наши воспитатели бьются как могут, пытаются заложить в этого мальчика что-то хорошее, но в этом совсем нет смысла, так как дома все это рушат родители. Я просто боюсь за своего сына!

Подскажите, что делать? Куда обратиться, но так чтобы не пострадали наши воспитатели?!

Надежда.

Ответ: Здравствуйте! С проблемой, о которой Вы пишете, сталкиваются многие родители. Но не все готовы об этом говорить. А говорить необходимо! Каждый ребенок в определенном возрасте проходит необходимый этап развития, в котором маленький человечек начинает проявлять интерес к вопросам пола: «есть мальчики и девочки», «чем мальчики отличаются от девочек», «как появляются дети». Это период начального этапа психосексуального развития малыша, в котором закладываются очень важные основы полового развития и половой культуры личности. От полового воспитания дошкольника зависит будущее благополучие.

Эти вопросы заслуживают особого внимания в процессе воспитания любого ребенка. И поэтому вопросы полового воспитания родители должны взять в свои руки (как бы не было тяжело вам начинать этот разговор и, конечно, все разговоры в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок начинает сам задавать такие неожиданные вопросы, то не теряйтесь, не делайте вид, что это страшные и неприличные вопросы. Ваша реакция, с одной стороны, напугает малыша, с другой стороны, озадачит, и все вместе приведет к тому, что он у Вас больше спрашивать не будет. И если ответов от Вас он не получит, он их будет искать в другом месте (минуя Вас). И искать он их будет с особым интересом, вспоминая Вашу реакцию. Конечно, можно отдать ребенка на половое «воспитание» интернету, двору, «коллегам» по садику, но в данном случае есть большой риск искалечить психику малыша и в будущем получить деформированную личность.

В случае же, если Вы спокойно, не выдавая особую необычную реакцию, расскажите ребенку (в соответствии с его возрастом), чем мальчики отличаются от девочек или прочитаете книжку, в которой в доступной форме рассказаны данные вопросы, то ребенок удовлетворит свое любопытство, и до определенного возраста не будет интересоваться данной темой. Для маленького ребенка не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто точно и спокойно ответить на его вопросы. По мере того, как ребенок будет становиться старше, на те же самые вопросы вам надо будет отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую вы ему уже дали. Помните, что в процессе таких воспитательных моментов Вы закладываете основы личности ребенка, его половой культуры, формируете в ребенке здоровую, устойчивую психику. Цель воспитания – сформировать личность, которая сможет благополучно и устойчиво взаимодействовать и выстраивать свою жизнь самостоятельно во взрослом мире. Закладывая в ребенке правильные основы психосексуального развития, мы с вами и растим здорового (в физическом и психологическом планах) человечка. Если в семье ребенок получает все необходимое, то выйдя за пределы дома (во двор, в детский сад, в интернет и. д.) наш малыш сможет самостоятельно устоять от негативного информационного воздействия (у него будут хорошие детские интересы и соответствующее хорошее окружение друзей).

Мы, как родители, очень беспокоимся за своего ребенка и желаем ему только добрых и приятных ситуаций. Но жизнь, как правило, преподносит свои уроки. И мы понимаем, что не сможем постоянно контролировать с кем, как и на какие темы общается наш малыш, не сможем держать его дома или постоянно менять детский сад, класс, друзей (конечно если речь не идет о психическом или физическом здоровье малыша – если здоровью и жизни малыша угрожает опасность, то, не медлить и защищать). Но мы можем помочь нашему малышу стать сильным и самостоятельным — говорить и обсуждать дома все вопросы, которые интересуют ребенка; уделять ему внимание и любить его, поддерживая дома благоприятную и открытую обстановку.

Касаясь данной темы, нельзя не сказать о неблагоприятных (тяжелых) ситуациях, которые могут случиться с ребенком. Я говорю о сексуальном насилии. Это сложная психотравмирующая ситуация, последствия которой могут быть очень глубокими и длительными. Формы сексуального насилия над маленьким ребенком могут быть различными, от демонстрации ребенку половых органов до самого насилия. Наблюдение ребенком полового акта взрослых тоже может стать травмирующей ситуацией. Особенность поведения маленьких детей в таких ситуациях заключается в том, что они долго молчат об этом. Опасаясь гнева взрослых, испытывая сильный страх, малыши на протяжении долгого времени могут подвергаться насилию и не рассказывать никому.

Если ваш ребенок рассказал вам о таком факте, не ругайте его ни в коем случае, выясняйте как можно больше подробностей и обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам (врачи, психологи).

Если ваш ребенок рассказывает о необычном поведении «другого мальчика» (другой мальчик показывает свои половые органы, имитирует половой акт), вам обязательно нужно спокойно поговорить с вашим ребенком, понаблюдать за поведением и эмоциональным состоянием вашего сына или дочки. Если малыш спокойно выслушивает вас, получает ответы на интересующие его вопросы, и в его поведении вы не отмечаете изменений, то, возможно, на сегодня ситуацию вы благополучно «закрыли». Если же вы наблюдаете изменения в поведении ребенка, он тревожен, нарушается сон, появляются страхи, он замкнулся и не общается с вами, то «бейте тревогу». Обратитесь к психологу, к социальному работнику в детском саду, говорите с воспитателями. С семьей «другого мальчика» должны обязательно побеседовать специалисты.

Если вы у своего ребенка замечаете странное поведение: чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания, поразительные для возраста знания о сексе, имитация сексуальных действий, то это должно вызвать особую озабоченность. Не оставляйте такое поведение без внимания. Поговорите с ребенком, поговорите с воспитателями в детском саду, с няней, понаблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка – возможно, оно изменилось за последнее время. Такое опережающее, неблагополучное сексуальное развитие ребенка может быть следствием сексуального насилия, развратных действий в отношении вашего ребенка. Если такие факты обнаруживаются, то спасайте своего малыша, не замалчивайте проблему, обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам.

Любящие родители, доброжелательная и открытая обстановка в семье, и осмысленный процесс воспитания – залог благополучного будущего наших детей. Много сложностей встает на этом пути перед родителями, и иногда мы теряемся в этом мире неожиданных и непредсказуемых неприятностей: Как уберечь моего малыша? Как вырастить его здоровым? Как вести себя в той или иной ситуации? Нас не учат в школе, как воспитывать детей, нас не обучают в институтах, как быть родителями. Но у нас есть любящее сердце и стремление сделать своего малыша счастливым. Главное, чтобы наше стремление было осмысленным и здравым, чтобы мы подходили к воспитанию наших детей, как к серьезному процессу, который управляется нами, и результат которого всецело зависит от нас.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.

Половое воспитание дошкольников – это направленное, систематическое медико - педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Половое воспитание надо начинать с раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне и др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.


Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Основные моменты полового воспитания

1. Половое воспитание – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Не стоит на этом заострять внимание, все должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии с возрастом ребенка.

2. Половое воспитание начинается с самого рождения ребенка, а не в период полового созревания. В раннем детстве закладывается фундамент личности ребенка, который в дальнейшем что-то исправить уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка уже в дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем мире.

3. Между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь, задавать интересующие вопросы. Ребенок должен быть уверен, что взрослые его выслушают и не накажут за это.

4. Если родители краснеют и стыдятся неловких вопросов своего ребенка, - это личные комплексы и психологические проблемы родителей, поэтому необходимо провести работу родителям, над своими стереотипами и не передать ребенку свои комплексы.

5.Поколение родителей и поколение детей отличается. Современные дети быстро взрослеют, поэтому и интерес к интимным вопросам возникает раньше, чем это было у родителей. Взрослым с этим остается только смириться и сделать все зависящее от них, чтобы их ребенок получил нормальное половое воспитание. И нельзя говорить ребенку, что в этом возрасте вы еще интересовались куклами (машинками), а не мальчиками (девочками).

Как правильно донести ребенку информацию по деликатным вопросам

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко.

Ребенку нужно дать понять, что зачатие, то есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и постыдное. Очень важно, чтобы ребенок понял, что интимная близость, зачатие происходит по любви между мужчиной и женщиной. Каким образом донести все это до ребенка-дошкольника?

Во-первых , реакция взрослых на интерес ребенка к интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам ребенок задает вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ нужно дать тут же, не откладывая его на потом. Причем надо помнить, что ответы на такие вопросы не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – короткий и четкий ответ. И конечно, ответ должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, не надо вдаваться в детали. Ребенку в дошкольном возрасте достаточно узнать об этом лишь поверхностно.

Во-вторых , можно и не дожидаться того момента, когда ребенок сам захочет узнать информацию по интимным вопросам. Но при этом не стоит ни с того, ни с сего заводить разговор, иначе ребенок обязательно спросит, почему об этом заговорили, что еще больше обескуражит родителей. Если чувствуете, что наступил подходящий момент, если это будет уместно, то начните разговор сами.

В-третьих , ребенок должен почувствовать, что вы доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя кричать, стыдить, смеяться. Если у самих родителей такое неправильное представление и отношение к интимной стороне жизни человека, то не надо свои комплексы передавать своим детям.

В-четвертых , если ребенок задал вопрос, то не надо уходить от ответа, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников – своих сверстников, которые могут наговорить такое, о чем взрослые даже не подозревают.

Значение семьи в половом воспитании ребёнка

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).

Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Из чего же складывается половой опыт у маленьких детей

Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.

Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.

У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.

Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.

Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.

Ольга Волобуева
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мне понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. В Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);

Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

Церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра, как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т. е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую мо-дель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

Девочки и мальчики

Проводя родительские собрания в дошкольном учреждении, задаем вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спрашивает: «А разве их надо воспитывать по-разному?» Хорошо, если родители-психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались для нас только своим внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особенностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним параметрам, при этом не учитывая половых признаков и темперамент ребенка. В число не укладывающихся в эти нормативы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они, мальчики и девочки. Зайдите в логопедическую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладают мальчики. В дошкольном учреждении за последнее время наблюдается такая тенденция - мальчики начинают говорить теперь значительно позже девочек, в 3 года и позже. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как развивать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родители мало разговаривают, не читают им книги. Забыты традиционные народные детские игры («Ладушки», «Сорока Дуда» идр., которые развивали руку ребенка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Поэтому у ребенка к 4 – м годам, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя сказать о речи ребенка.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира».

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые - чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память - надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

А суть - это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Используемая литература:

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. О. Клециной. - СПб. : Питер, 2003.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». - М., 2000.

4. Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. - М. : Оникс, 2006.