Как бороться с ленью и неорганизованностью подростка. Из личного опыта

0 59 350


Мудрая китайская пословица говорит: «Если у тебя есть воля, то гора превратится в поле» . Охотно верим, только вот иногда такая лень нападает, что не только гору в поле превращать неохота, но и от дивана оторваться проблематично. Что же это за напасть такая, как побороть лень, и правда ли, что иногда не стоит с ней бороться.


Бывает, просыпаешься в тонусе и в ресурсе, кажется, что горы свернёшь и кучу дел переделаешь… «И хочется жить и трудиться, - писал Игорь Губерман, - но к завтраку это проходит». И всё откладывается на неопределенное «потом».


Знакомое состояние?
Иногда оно бывает полезно. Допустим, проволынили, не выполнили рабочее задание - а потом оказалось, что обстоятельства изменились и актуален совсем другой проект. Поленились сделать маникюр на свидание - а любимого отправили в командировку. Такие проявления называют интуитивной ленью, она экономит наши ресурсы.

Лень может срабатывать как защитный механизм и в других ситуациях. Случается, заказчики торопят - вы напрягаетесь, работаете на пределе возможностей, а в итоге выясняется, что делать-то было не к спеху, ещё и ждать потом приходится. Или за работу заплатили неадекватно затраченным усилиям - разумеется, не в вашу пользу. Немудрено, что в следующий раз в аналогичных обстоятельствах вы проявите себя как очень ленивое существо.

А если вы активно пахали за себя и за ушедшего в отпуск коллегу? Организм потребует восстановления, что тоже будет выглядеть как возмутительное ничегонеделание.

Но если откладывание всего и вся стало хроническим и изрядно осложняет жизнь? Как бороться с прокрастинацией?

Анализируем свою лень

Обычно выделяют несколько видов этого библейского порока.
  • Физическая лень .
Всем знакома ситуация, когда приходится крутиться белкой в колесе: работа, учёба, дети, родители, домашние обязанности, дача... Переутомление и вялость как последствие. Тело заявляет, что нуждается в отдыхе, а без этого с места не сдвинется.

Отнеситесь к его потребностям уважительно: возьмите отгулы, отоспитесь, расслабьтесь, подышите воздухом. Обеспечьте себе физическую нагрузку: йога, плавание, бег, тренажерный зал - но без фанатизма.


После телесных упражнений приходит приятная усталость, расслабление и восстановление.
  • Мыслительная лень
Представьте: человеку, страдающему перфекционизмом, нужно подготовить в короткие сроки серьёзный проект или усвоить большой объем информации. Отличник по жизни, здесь он понимает, что не успевает качественно выполнить требуемое, и впадает в полный ступор, мозг отказывается соображать.

В этом случае необходим отдых: сон, переключение на другую деятельность, увлекательное мероприятие и т. д.


Нередко имеет место нежелание думать. Мы не успеваем обрабатывать поступающую отовсюду информацию и постепенно перестаём анализировать. К примеру, человеку необходимо вносить данные в таблицы, производить расчёты. Он многократно повторяет эти действия, вместо того чтобы освоить новую программу и автоматизировать процесс. Или не устраивает деятельность, но лень думать, чем хочется заниматься, - проще жить по инерции.

Требуется волевое усилие, чтобы выйти из зоны комфорта и начать действовать: пребывать в осознанном состоянии, ставить новые задачи, овладевать нужными навыками.

Выработайте также привычку чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.

  • Эмоциональная (душевная) лень.
Безразличие, дежурное выполнение обязанностей, угасание чувств. Так называемый синдром выгорания. Достижения не вдохновляют, анекдоты не смешат, праздники не радуют. Ступор, апатия, в перспективе - нервный срыв, депрессия, болезнь.

Нужен эмоциональный взрыв, яркие ощущения: экстремальные развлечения, путешествия… Телесно-ориентированные психологические практики, например битьё подушки или крик в течение минимум получаса в свёрнутое полотенце (чтобы соседи полицию не вызвали).

Сначала нужно заставить себя кричать, а потом входишь во вкус, поднимаются подавленные эмоции, слезы, смех... В итоге приятная опустошенность, освобождение, подъем настроения.


По возможности смените напрягающую работу, отфильтруйте круг общения, займитесь спортом или танцами.

Учитесь переключать настроение. Проживайте сильные эмоции, читая книгу, просматривая фильмы или чемпионат мира по футболу - так вы сбросите накопившееся напряжение. И релаксируйте: созерцайте природу, медитируйте, расслабляйтесь в ванной или на массаже.

  • Духовная лень.
Самая серьёзная, следствием её является и физическая, и ментальная, и эмоциональная утомляемость. Возникает, если человек живёт не по своему предназначению, не знает, кто он и зачем, занимается нелюбимым делом, устал от жизни, потерял смысл. Невозможно мотивировать себя на что бы то ни было.

Если переживаете экзистенциальный кризис, необходимы духовные ориентиры. Кому-то поможет вера и молитва. Кому-то - хороший психолог или тренер (йога, виды единоборств с философской основой). Для кого-то будет достаточно самостоятельной внутренней ревизии.


Если ничего не хочется, но понимаете, что жить надо, - делайте хоть что-нибудь, выдергивающее из привычного состояния. Раз пришли в этот мир - выполняйте уроки, ученик! Подойдут советы из предыдущего пункта. Прислушайтесь, на что отзывается сердце. Поищите Учителя или человека, который вдохновляет. Если не удаётся разжечь потухший внутренний огонь - обратитесь к специалисту.

Выделяют также творческую лень - когда человек ставит задачу, собирает материалы, а потом бросает начинания, переключается на что-то другое. На самом деле идёт мощный мыслительный процесс, а решение может явиться внезапно, как озарение, или во сне.

И философскую лень - когда она становится убеждением: гедонизм - цель жизни наслаждение; буддизм - всё пустота, действия не имеют смысла. На наш взгляд, обсуждать здесь особо нечего. Первая лень и не лень вовсе, а способ действия. По поводу второй - ну хочется человеку жить впустую, так это его выбор, хотя бы не страдает.

Цель - действие - результат


Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Чтобы дело - любое - делалось, нужна цель, действие для её достижения и результат.

Если у вас руки не поднимаются на очередное трудовое свершение, задумайтесь:

  1. О цели . Своим ли делом вы занимаетесь, ваша ли это цель? Даже заядлый прокрастинатор, если действительно чего-то хочет, взлетит с кровати и понесётся навстречу мечте.

    Душа не лежит к нелюбимой работе? Возможно, вы давно перебороли свои истинные желания и действуете по принципу «надо» (заработать, выглядеть успешным и т. д.).

    Или находитесь на своем месте, но сдерживает страх успеха или неуспеха. Да-да, бояться можно и того, и другого. С неуспехом всё ясно: никому не хочется сесть в лужу, особенно публично. А успех страшит неизвестностью: что будет дальше, ведь если получится - от меня потребуется ещё больше?

    Когда текущая цель и вовсе отсутствует, действовать кажется бессмысленным. Еще вариант: вы выросли как профессионал, сфера деятельности вам нравится, но пора ставить более масштабные задачи, иначе накрывает скука и справляться с рутиной всё труднее и труднее.

  2. О действии. Для него требуется энергия. Возможно, на данный момент её не хватает - накопилась физическая и психическая усталость. Организм пытается восстановиться, что выглядит как самосаботаж.

    Не исключено также, что вы интуитивно понимаете: предполагаемое действие не приведет к цели, нужно придумать что-то другое.

  3. О результате. Если удаётся достичь желаемого, это служит мощной мотивацией для дальнейших свершений.

    Возможно, ранее он вас не удовлетворил - теперь боитесь повторения (об этом мы говорили в начале материала: мало заплатили - не хочется работать с конкретным заказчиком).

    Или же не понимаете, для чего нужен этот результат. Тогда вернитесь к первому пункту и поработайте с целью.

…Итак, как побороть лень? Перестать бороться. «Если лень приходит к тебе, это то, что ты должен делать - лениться», - говорил Ошо. Проанализируйте, о чем она сигнализирует, от чего предостерегает. Иными словами, разберитесь с причиной, а не преодолевайте следствие.

Если же вы нацелились на результат, но для действия не хватает решительного пинка - воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Как войти в ресурсное состояние



Очистите физическое и энергетическое пространство.
  • Верните долги: деньги, чужие книги, вещи. Заберите своё добро у других. Если то, что у вас взяли, не особо дорого или люди не имеют возможности вернуть - подарите (обязательно сообщите это должникам). Отдавайте с лёгкостью - получите сторицей. Раз и навсегда расставьте точки над i - так вы разрываете ненужные связи, по которым утекает энергия.
  • Выполните обещания, данные другим людям и себе. Или освободите себя от них. Ставили когда-то цель научиться играть на гитаре или выучить язык, но потом появились другие интересы? Старые намерения, оставшись нереализованными, продолжают оттягивать у вас энергию.
  • Составьте список намерений, которые планируете убрать с повестки дня. По каждому пункту произнесите: «Отпускаю это желание/намерение. Отказываюсь его выполнять». Можете сделать это в письменном виде, а после сжечь.
  • Приберитесь в доме. Избавьтесь от вещей, которыми не пользуетесь: продайте, подарите, выкиньте. Чтобы пришло новое, следует избавиться от хлама.
  • Наведите порядок в душе. Обсудите конфликты. Можете выговориться в письме или даже сами с собой, если человек уже недоступен. Выплесните чувства на бумагу, примените метод двух стульев, когда вы говорите сначала за себя, потом пересаживаетесь и высказываетесь от лица антагониста, постепенно приходя к согласию. Попробуйте эффективные методики прощения Александра Свияша («С любовью и благодарностью я прощаю N и принимаю его таким, каким его создал Бог…»), Лууле Виилмы, Лиз Бурбо, Луизы Хей и т. д.

    Немного усилий - и в пространстве души, как и в пространстве дома, очистится место для качественно новой энергии.

Систематизируйте дела по важности и срочности (методика президента Эйзенхауэра).

  • Важные и срочные - их нельзя откладывать, дабы не случилось непоправимого: потери работы, любимого человека, здоровья... Сделайте необходимые звонки, проведите встречи, посетите врача и т. д.

    Временами авральный режим тонизирует, но вообще не стоит доводить до такого состояния - чревато для здоровья.

  • Важные несрочные - продуктивно заниматься именно такими делами. Всё плановое, относящееся к какой-то вашей цели. Если запустить - перейдут в группу важных и срочных.
  • Неважное и срочное. Рутинная работа. Например, на днях обещают мороз, а у вас окна не вымыты. Или коллега попросил выполнить что-то за него. Длительное зависание на этих делах нежелательно - погрязнете в трясине.
  • Несрочное и неважное. То, от чего можно без ущерба для себя отказаться или свести к минимуму. Прекратите часами смотреть телевизор, висеть в соцсетях, болтать по телефону.

  1. Разбейте предстоящую работу на части. Легче настроиться на выполнение маленького этапа - груз ответственности не так давит. Можно начать с того, что кажется более лёгким.
  2. Жаворонок или сова? Вычислите время суток, когда вы наиболее активны, и самые сложные задачи планируйте на этот период (кто-то имеет больше сил в период с 8 часов утра до 12, другой, наоборот - с 18 и до 22 часов чувствует рвение к работе и т.д.). Именно на этот период перекиньте максимальную часть запланированных задач.
  3. Чтобы зарядиться энергией для выполнения очередного трудового подвига - перезапуститесь. Замрите стоя или сидя и бездействуйте. Пять минут, десять... Не включайте телевизор, не берите в руки телефон. Просто не двигайтесь. В какой-то момент вам надоест - это будет толчком к действию.
  4. Меняйте виды деятельности. Работникам умственного труда необходимо отвлекаться на физические телодвижения. Сейчас многие работодатели приглашают тренеров по йоге или массажистов прямо в кабинеты - мудрое решение!
  5. Шоковая терапия: чтобы выполнить что-то неприятное, сосчитайте до пяти и быстро приступайте. Перед тем как погрузиться в прохладную воду, мы замираем - и окунаемся. И ведь хорошо потом становится!
  6. Используйте музыку. Под бодрые ритмы легче активизироваться.
  7. Мотивируйте себя, поощряйте: сделаю это и это - потом выпью кофе с конфеткой или зайду на 15 минут в соцсеть.
  8. Фиксируйтесь на своих достижениях, не ругайте себя за слабости. Можно сказать: «Да, утром я прохалявила, зато сейчас чувствую себя отдохнувшей и легко справлюсь с заданием».
  9. Учитесь просить о помощи. Кому-то мы оказываем поддержку, кто-то нам - человек существо общественное.
  10. Следите за своим окружением: исключите общение с нытиками, пусть рядом будут люди яркие, успешные, целеустремленные.
Кто победил себя - тому принадлежит мир. И помните: иногда полезнее бездельничать, чем совершать абсурдные телодвижения. Недалёкие трудолюбивые «муравьи» могут извести себя и всех вокруг бессмысленным копошением. Тогда как умные лентяи найдут лёгкое, эргономичное решение любой трудной задачи.

Едва ли существует такой подросток, который не вызывает нареканий у собственных родителей. Самыми распространенными претензиями, предъявляемыми детям в пубертатном возрасте, являются грубость, скрытность, вранье и, конечно же, лень. «Он целыми днями просиживает за компьютером»; «Уроки совсем забросил, только и делает, что играет в видеоигры»; «Помощи по дому от нее не допросишься, а по телефону с подружками часами болтает»… Знакомые жалобы, не правда ли? В этой статье мы расскажем, можно ли исправить сложившуюся ситуацию и как это сделать.

Вы можете справедливо упрекать ребенка в полном безделье и апатии, однако психологи советуют остановиться на минутку и задуматься: а не стоит ли за этим нечто серьезное? В действительности причин у нежелания заниматься чем-то серьезным может быть масса: здесь и неуверенность в себе, и страх, и желание привлечь к себе внимание, и авитаминоз вкупе с нарушениями режима, и отсутствие мотивации, и чрезмерные физические и умственные нагрузки, и резкая гормональная перестройка, и даже депрессия .

К сожалению, большинство родителей ограничиваются тем, что следят исключительно за физиологическим состоянием своего чада. Убедившись, что он здоров, они успокаиваются, не слишком задумываясь о том, что творится у подростка в голове.

В этом, по мнению специалистов, и заключается главная ошибка. Вы видите, так сказать, лишь внешнюю сторону медали: сына, часами лежащего на диване с книгой.

Однако прежде, чем устраивать очередной скандал, попробуйте выяснить, почему он это делает. Возможно, у него отсутствует видение жизненной перспективы? Нет мотивации для активной деятельности? Помочь справиться с этим можете только вы, взрослые.

Не провоцируйте подростка

Еще одна интересная деталь: очень часто родители, сами того не подозревая, провоцируют тинейджерское безделье. Это может проявляться в стремлении защитить его от какого-то определенного вида деятельности («Мыть посуду — не мужская работа»), в высказывании пренебрежения к («Ты же не хочешь стать маникюршей и всю жизнь обслуживать других?»), в демонстрации безрадостного труда («Ненавижу свою работу, скорей бы выйти на пенсию»).

Сюда же можно отнести обвинения родителей и учителей в бездарности, бесполезности, глупости. Подумайте сами: после такого разве возникнет у ребенка желание делать что-то полезное? Не губите его активность на корню!

Старайтесь, чтобы работа не ассоциировалась у подростка с чем-то тоскливым и нудным. Наоборот, вы должны объяснить ему, что в любой деятельности возможно самовыражение, а удовольствие можно получать не только от результата, но и от процесса.

Поощряйте подростка

Конечно, самым весомым стимулом всегда были и остаются . Неудивительно поэтому, что во многих семьях устанавливается целая система «товаро-денежных отношений»: погулял с собакой — получи сто рублей, подготовился к контрольной и успешно сдал ее — пятьсот, сделал генеральную уборку в квартире — тысячу. В принципе, ничего плохого в этом нет, однако необходимо постоянно следить за тем, чтобы не перегнуть палку.

Злоупотребление материальным вознаграждением может привести к тому, что за каждое, даже самое мелкое дело, вроде покупки продуктов, ребенок будет ждать от вас денежного вознаграждения.

Некоторые родители предпочитают модифицированный вариант, предлагая сыну или дочке некое отсроченное, но очень заманчивое вознаграждение: поездку за границу летом, покупку нового планшета, разрешение сделать пирсинг… По словам психологов, такой вид стимула является более продуктивным, поскольку у подростка появляется мотивация, если он видит перед собой четкую цель.

Давайте поручения

Еще один простой способ борьбы с подростковой ленью — распределение обязанностей. Спокойно объясните ему, что вы попросту не в состоянии заниматься всей домашней работой, и договоритесь, что отныне часть дел ложится на его плечи. Это может быть поливка комнатных растений, мытье посуды, кормление домашних животных. Пусть он смирится с мыслью, что это находится исключительно в его ответственности.

Подростки очень хотят казаться взрослыми, но в действительности они еще не до конца вышли из детского возраста, а потому при желании их можно заинтересовать и увлечь, придав работе форму игры.

Например, позовите дочь вместе сходить в супермаркет за продуктами и дайте ей задание отыскать в ассортименте магазина все самое низкокалорийное. Или попросите ее разложить одежду в шкафу по цветам.

После того, как ребенок выполнит поручение, обязательно поблагодарите и похвалите его. Важно, чтобы похвалы были искренними: дети отлично чувствуют, когда вы говорите неправду. Не переделывайте за ним работу, как бы неловко она ни была сделана — этим вы подорвете и уничтожите в нем желание что-то делать в дальнейшем.

И напоследок — самое главное: запаситесь терпением. От лени, как и от любой дурной привычки, невозможно избавиться за один день. В этой борьбе вашими главными союзниками должны стать мягкость, спокойствие и настойчивость. Следуйте изложенным выше рекомендациям, и рано или поздно вы заметите, что ваш любимым подросток стал таким же активным и деятельным, как в детстве.

Когда кажется, что ребенок ленивый, мы стараемся сделать все, чтобы побороть это: наказываем, ругаем, заставляем. В борьбе с этим «недугом» важно понять, что лень - не болезнь, она взращивается из самых, казалось бы, благих намерений. Да, даже самые «правильные» методы воспитания могут «помочь» вырастить .

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: 6 ПРАВИЛ, КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы воспитать лентяя, необходимо иметь определённый набор правил, не подлежащих сомнению и пересмотру. Правила, о которых я расскажу ниже, являются универсальными руководствами к действию. Придерживаясь их, вы гарантированно получите на выходе доброкачественного лентяя.

На первый взгляд может показаться, будто эти правила, наоборот, помогают закалить в ребёнке самые лучшие качества: усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Но это не так.

Правило №1: Каждый ребёнок рождается лентяем

И если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Заставляйте ребёнка делать через «не хочу». Он привыкнет к принуждению и, в конечном итоге, станет трудолюбивым и успешным человеком. Если ребёнка не заставлять, то он превратится в тунеядца, который не готов ко взрослой жизни.

Правило №2. Ребёнок должен быть послушным

Если ребёнок не слушается, необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребёнок станет трудолюбивым, хозяйственным и дисциплинированным.

Правило №3. Лучший способ отучить ребёнка от нежелательного поведения — это наказания и лишения

Заберите компьютер, и ребёнок начнёт хорошо учиться. Запретите гулять на улице, если он плохо себя вёл, и тогда, в страхе перед наказанием, он обязательно исправится.

Если ребёнок капризничает, идя против вашей воли, то делает это лишь потому, что вредничает. Каковы причины капризов? Никакие. Просто он ещё маленький и глупенький. Лучше наказать его без вопросов и выяснений. Тогда ребёнок перестанет вредничать.

Правило №5. Задача родителей — защитить ребёнка от ошибок

Если ребёнок что-то делает неправильно, сообщите ему об этом заранее. Объясните ребёнку, что способ, которым он хочет достичь своей цели, неверный. Покажите ребёнку лучший вариант, которого он не увидел сразу. Защищайте ребёнка от подобных ошибок и тогда он возьмёт от жизни гораздо больше, чем смогли взять вы.

Правило №6. Высокие требования сделают из ребёнка настоящего человека

Ребёнок должен быть послушным, честным, умным, целеустремлённым. Должен хорошо учиться в школе, не быть эгоистом, должен помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Постоянно сравнивайте ребёнка с более успешными детьми или указывайте ему на его недостатки. Это мотивирует ребёнка стать лучше и он обязательно изменится.

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них даёт стабильный и надёжный результат в воспитании лентяя. Они как зёрна — посадите их в благодатную детскую почву и однажды маленький стебелёк вырастет в могучее дерево. Посадите все зёрна — и вы получите роскошный сад.

ПРИВИВАЕМ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И, наоборот, чем больше негатива связанно с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно, негативные переживания по отношению к учёбе тоже отбивают желание учиться.

В первую очередь, родителям рекомендуется ругать ребёнка за плохие оценки. Получил двойку — плохо, получил пятёрку — так и должно быть. За низкий балл ребёнок должен получать больше негатива, чем позитива за хорошую успеваемость. То есть, наказание должно быть более ощутимым и запоминающимся, нежели поощрение.

Вот несколько хороших примеров для наказаний: подзатыльник, ремень, запрет гулять на улице, запрет на компьютер или телевизор. Наказание желательно сопровождать чтением нотаций, подавляющих ребёнка. Чем хуже он себя чувствует, тем больше ненавидит школу.

Ругать и наказывать

Плохие оценки обязательно должны ассоциироваться с негативными переживаниями. Это постепенно убивает интерес к получению знаний. Если ребёнок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: “Родители меня за это убьют!”, значит часть воспитательной задачи выполнена. Тех, кто добился подобного результата, можно поздравить с успехом!

Заставлять

Для получения более ощутимых последствий, рекомендую заставлять ребёнка делать домашнее задание сразу же после наказания. В этом случае, подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями как подавленность, безысходность, обида и злость на родителей, а также ненависть к школе. Теперь, как только ребёнок подумает о домашнем задании, автоматически будут возникать негативные переживания и дискомфорт в теле.

Метод "дворника"

Следующий подход называется «метод дворника». Это подход, в котором родители говорят нечто вроде: “Будешь плохо учиться — на работу не устроишься. Станешь дворником или уборщиком”. Негативная мотивация является хорошим подспорьем в воспитании будущего лентяя, потому что, в большинстве случаев, действует подавляюще. Не стоит говорить ребёнку о том, что произойдёт, если он будет хорошо учиться. Позитивная мотивация не помощник в воспитании лентяя. Поэтому лучше сразу о ней забыть.

Сравнение с успешными

Напоследок ещё один приём — сравнивание с успешными. Родители, сравнивающие ребёнка с более успешными детьми, добиваются прекрасных результатов. Они дают понять ребёнку, что он хуже других. Частое сравнивание укрепляет в нём эту убеждённость.

ПРИВИВАЕМ ЛЕНЬ К УБОРКЕ

Взрослый зашёл в детскую комнату и увидел бардак. Ребёнок играется в игрушки. Что должен делать ответственный родитель, желающий воспитать лентяя? Правильно. Нужно дать распоряжение, чтобы ребёнок немедленно навёл порядок. Конечно, он будет сопротивляться и высказывать своё недовольство, но заставить его необходимо.

Не следует идти на компромисс, если ребёнок просит убрать позже. Также родителей не должно интересовать, что ребёнок занимается интересным для него делом. Уборка должна быть сделана немедленно. В случае сопротивления стоит применить любой доступный способ принуждения: накричать, дать подзатыльник или отшлёпать по заднице.

Регулярное применение данного подхода даёт очень хорошие плоды — ребёнок возненавидит уборку и при первой же возможности будет избегать её.

В подсознании ребёнка отпечатывается шаблон: я играю — мне интересно — приходят родители — заставляют убирать — ругают — у меня нет выбора — я раздражён и подавлен — я не могу делать то, что хочу — я вынужден убирать. Уборка — это плохо. Уборка — это препятствие перед любимым занятием. Как только родительский контроль ослабеет, я буду наслаждаться возможностью не убирать!

Таким же образом в ребёнке можно пробудить лень к мытью посуды или хождению в магазин. Конечное явление данного подхода — внутренний саботаж и негативные эмоции при одной мысли, что сейчас предстоит сложить разбросанные вещи, подмести и помыть пол. Когда ребёнок станет взрослым и начнёт жить отдельно, то велика вероятность, что бардак в его квартире станет нормой: вещи на стульях, мусор на ковре, пыль на мониторе и, конечно же, гора грязной посуды.

А сейчас предостережение о возможной ошибке!

Родителям не стоит убирать и мыть посуду слишком часто, так как дети впитывают родительское поведение словно губка. Если взрослые вообще не заставляют, а делают всё сами, то дети копируют их поведение. Тогда мотивация к наведению порядка становится внутренней, а не внешней. То есть, рано или поздно дети начинают самостоятельно наводить порядок если видят, что пора убрать.

Это не в наших интересах. Поэтому отвлекайте ребёнка от важных для него дел и заставляйте. Как вариант, вы можете сказать: “Мы целый день зарабатываем для тебя деньги, а ты пол дня сидишь дома и даже не убрал в квартире”. Чем больше негатива получит ребёнок от родительских нотаций, тем меньше его желание.

Также источником лени могут быть неуверенность в себе и сомнения в своих действиях. Поэтому, чтобы искоренить лень, .

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».