Конспект НОД по лепке «Дымковская игрушка». Подготовительная группа
Технологическая карта
Этапы образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся воспитанников
Ожидаемый результат
предметный
УУД
1. Мотивационно-побудительный
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково). А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»
- Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
- И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
- Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
- Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – козлика, как настоящие мастера.
Дети вспоминают историю появления дымковской игрушки.
Дети настраиваются на работу.
Дети знают историю создания дымковской игрушки.
Дети мотивированы на продуктивную деятельность.
К Л П
2. Организационно-поисковый
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку козлика и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить козлика так, как это делают народные умельцы.
Объяснить, как можно сделать такую фигурку: для начала отделить от общего комочка небольшую часть пластилина для лепки головы козлика. Оставшийся комок пластилина раскатать прямыми движениями ладоней в столбик согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать её сверху столбик над передними ногами и работая пальцами сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.
Воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.
А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Разсюда, дватуда, повернись вокруг себя.
Разприсели, двапривстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый козлик: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы он стал красивым козликом. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Рога и хвост слегка оттягиваем и прищипываем».
Дети рассматривают дымковскую игрушку – козлика.
Определяют, каким способом его нужно лепить.
Ответы детей.
Дети приступают к лепке.
Совместно с воспитателем выполняют физкультминутку.
Дети самостоятельно доделывают козлика.
Зарядились положительными эмоциями.
Определили способ лепки козлика.
Дети знакомы с приемами лепки.
Дети самостоятельно лепят из пластилина дымковскую игрушку.
Дети получили заряд положительных эмоций.
Ребята вылепили из пластилина дымковскую игрушку – козлика.
П К
3. Рефлексивно- корригирующий
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся.
Выставка и анализ работ.
Дети умеют высказывать своё мнение, охотно вступают в беседу с воспитателем.
Умеют анализировать свои работы.
К Л П
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315Верхний колонтитулНижний колонтитулОсновной текстОсновной текст 2
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию для работы с детьми старшей группы.
Вот уже несколько веков дымковские игрушки доставляют радость истинным ценителям народного творчества. Яркие и красочные глиняные фигурки мало кого оставят равнодушными. Знакомство с творениями дымковских мастеров у многих детей начинается с детского сада. И это не только разглядывание игрушек и картинок, на которых они изображены, но и первые попытки собственного творчества, которые, как и всё новое и увлекательное, воспринимается детьми с большим интересом и удовольствием.
Программное содержание
- Воспитывать интерес к народным промыслам, декоративно-прикладному творчеству дымковских мастеров.
- Закреплять знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
- Развивать у детей самостоятельность, цветовое восприятие.
- Совершенствовать способы рисования кистью.
- Развивать интерес к русской культуре, традициям.
Используемые технологии : приобщение детей к истокам русской народной культуры; игровая технология; социально-личностная технология; технология развития творческих способностей; информационно-коммуникативная технология (ИКТ).
Предварительная работа . Рассматривание альбома «Дымковская роспись», дымковских игрушек, просмотр видеофильма о дымковском промысле, дидактические игры (лото «Декоративная роспись», «Подбери узор»).
Материал и оборудование : акварельные краски, кисти, баночки-непроливайки, салфетки, бумажные силуэты дымковских козликов (на каждого ребёнка), ноутбук, мультимедийный проектор, слайды.
Словарная работа : лыко, лапти, сафьяны сапожки.
Ход занятия
Воспитатель . Дети, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами побываем на родине мастеров, где живут замечательные люди, которые делают сказочные игрушки. А для начала отгадайте загадку:С бородой, а не мужик.
С рогами, а не бык.
С пухом, а не птица.
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
Дети . Козлик.
Воспитатель . Дети, посмотрите, какой чудесный сундучок! А что же в нём? Давайте откроем его. Козлик! Да какой нарядный! Вот как вертится - хочет плясать и стихотворение про себя рассказывать. А кто из вас знает потешки про козлика? (Обращаясь к дымковской игрушке, дети рассказывают потешки .)
Первый ребёнок
. Козынька-козочек
Коротеньки ножки,
Сафьяны сапожки.
Я тебя кормила,
Я тебя поила.
На ножки поставила.
Танцевать заставила!
Воспитатель . Дети, скажите, откуда появилось это чудо?
Дети . Из Дымково.
Воспитатель . Правильно. С высокого берега реки Вятки видно заречное село Дымково. И зимой, когда топятся печи, и летом, когда туман, всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка, которую назвали дымковской, или ласково - дымкой. А из чего делают эти игрушки?
Дети . Из глины.
Воспитатель
. Да, из глины лепили фигурки, и искусные мастера превращали их в весёлые игрушки. А какими узорами расписывали - просто залюбуешься! (Показывает слайды
.)
Второй ребёнок
. Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё село кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Третий ребёнок
. Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель . Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, из каких элементов составлен дымковский узор?
Дети . Из кругов, колец, точек, полос, волнистых линий, клеток.
Воспитатель . Да, дети, каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг - символ солнца, каравай - хлеба; точки - звёзды; волнистые линии - вода; прямые - дорога. А теперь назовите цвета красок, которыми рисуют узоры?
Дети . Красный, синий, жёлтый, оранжевый, малиновый, зелёный.
Воспитатель . Чтобы игрушка получилась красивой, дымковским мастерам приходится много трудиться, придумывая разнообразные узоры. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там, как и у нас, люди радуются, глядя на русские задорные игрушки. А сейчас, ребята, прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Воспитатель
(рассказывает стихотворение
.) Козушка, белоногушка,
По лесу ходила, волка дразнила:
«А я волка не боюсь!
Я серого не страшусь!
Я от серого волка
Под берёзкой схоронюсь!»
Воспитатель . (Показывает силуэты козликов .) А почему козликам невесело? (Ответы детей .) Им хочется, чтобы их костюмы были яркими, нарядными. Ребята, а вы можете им помочь? Постарайтесь расписать их так, чтобы они получились такими же красивыми, как настоящие дымковские. И не забудьте, что начинать расписывать козликов нужно с закрашивания отдельных частей (рога, оборочки на ногах, копытца), а потом рисовать узор. Правильно пользуйтесь кисточкой, красками, водой. Будьте внимательны. (Дети рисуют, затем рассматривают рисунки. Воспитатель хвалит детей .)
Воспитатель
. Молодцы! Какие козлики получились ненаглядные! И впрямь глаз от них не отвести! На душе стало празднично, радостно. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Галина Быкасова, воспитатель МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №15» г. Жуковский, Московская область
Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.
Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).
Образовательная область: художественное творчество.
Интеграция образовательных областей:
Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.
Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.
Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.
Ход занятия:
1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.
2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.
Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:
«Стоит на стройных ножках-
Вся краса в рожках» (олень)
«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)
«Что за конь! Только тронь-
С всадником вместе ускачет верст за двести»
Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.
3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».
4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).
5. Итог. С какими игрушками познакомились?
Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?
Какими получились ваши игрушки?
Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.
Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
СЛОБОДА ДЫМКОВО
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.
козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.
лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...
Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме
«Дымковский козлик»
Тема: «Дымковский козлик»
Программные задачи:
Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора
Использовать нетрадиционный прием изображения - «тычок»
Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,
ритмично чередуя их.
Развивать чувство формы и ритма
Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважение к труду
русских мастеров.
Словарная работа: дымковская игрушка, тычок, роспись, узор.
Оборудование:
а)
демонстрационный:
Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя
б) раздаточный:
силуэт козлика, подставка под кисточку, кисть, гуашь,
ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.
Предшествующая работа: Беседа «Нарядная дымка», рассматривание дымковских изделий, дидактическая игра «Нарядный платочек для барышни».
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки,
Ребята посмотрите, какие красивые игрушки пришли к нам сегодня в гости.
Какие игрушки вы видите? (барышня, индюк, лошадка)
Есть в России уголок, Курицами, индюками.
Где из труб идет дымок. Барашками игривыми.
Оттого-то деревенька Конями златогривыми,
Дымково зовется. Веселит, ласкает взор
Кто хоть раз попал туда - Пестрый, радужный узор:
Не забудет никогда, Клетки, кольца, завиточки.
Вспомнит - улыбнется. Змейки, ленточки и точки,
Знаменита деревушка Просто загляденье -
Яркой глиняной игрушкой: Всем на удивленье!
Игрушки нарядные, веселые, с разноцветным узором. Делают такие
игрушки в деревне Дымково, поэтому игрушки назвали дымковскими.
Лепят их из глины и расписывают нарядным узором народные умельцы. -
Как называются эти игрушки? (дымковские)
Воспитатель обращает внимание детей на силуэт козлика без узора:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел козлик со своими друзьями, но они
почему-то очень грустные.
- Как вы думаете, почему? (у них нет узора)
- Да, ребята, козлики потеряли свой узор, и поэтому загрустили,
- Ребята, как мы можем развеселить наших козликов? (нарисовать узор)
- Давайте поможем козликам и каждому нарисуем красивый для него узор.
- Посмотрите, как мы будем это делать.
- Наших козликов мы будем украшать кружками и точками, чередуя их. Но рисовать мы будем их не кисточкой, а ватной палочкой. Вот так. (показ воспитателя).
-Узор наш чередуется. Сначала мы будем рисовать тычком кружочки красной краской, оставляя место между ними для точек. Затем синей краской
с помощью ватной палочки мы будем рисовать точки между кружочками,
(показ воспитателя)
Воспитатель предлагает детям показать у доски, как они будут рисовать узор (показ детей на доске)
Закрепление приемов рисования:
-
Прежде чем начать работать, давайте с вами вспомним, чем мы будем
рисовать кружочки? Какой краской?
- С помощью чего мы нарисуем точки? Какой краской?
- Как мы расположим кружочки и точки? (поочередно)
Физкультминутка
На траве сидит козленок (присели)
«МЕ-МЕ-МЕ!» - кричит козленок
Ножки у него кривые, (ходьба на месте на внешней стороне стопы)
Рожки у него тупые, (ручками изобразили рожки)
Он мне молока не дал, (развести руки в стороны)
Он не жаден, просто мал.
Самостоятельная деятельность детей
Анализ детских работ, итог:
Ребята посмотрите какие красивые, нарядные, и веселые козлики у вас получились. Мы с вами хорошо потрудились, вы молодцы. Занятие окончено.
Конспект занятия образовательной области по декоративной лепке
Группа: старшая
Тема: Декоративная лепка козлика по мотивам дымковской игрушки.
Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.
Задачи:
1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;
2.Развивать чувство формы, пропорций, ритма;
3.Воспитывать интерес к традициям родной культуры.
Материалы и оборудование для занятия:
для воспитателя: образец игрушки, пластилин, стека, доска для лепки;
для детей: доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.
Ход НОД:
1. Организационный момент (1-2 мин.)Посмотрите ребята, к нам в гости пришел козлик. Какой он?
- Козлик, козлик круторогий, У него характер строгий. На ногах его штанишки, Полюбуйтесь ребятишки!
- А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?
Отвечают на вопросы:
Красивый козлик.
Хотим познакомиться.
2. Беседа о дымковской игрушке – козлике (3-4 мин.)
Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?
Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики – это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!
И грушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.
Что есть у козлика?
А какого цвета у него уши?
Какого цвета хвост и копыта?
Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?
Какие цвета в узоре на козлике?
Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!
Дети говорят хором:
Дымковская игрушка.
Дети отвечают:
У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.
Узор состоит из кругов.
3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)
Пластилин в руки возьмем,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Козлика лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Ноги – раскатаем.
Штанишки словно колокол,
Их соединяем.
Выполняют движения за воспитателем:
(сжимают и разжимают пальчики)
(показывают, как отрывают кусочки)
(движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)
(движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)
(соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)
4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)
Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.
После того, как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка – цилиндр (или столбик).
Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).
А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.
Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.
Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо - это будут ноги козлика.
На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, желтого.
Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги - шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.
Затем возьмите немного черного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.
Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.
Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.
Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.
Вытягивают на голове козлика рога и бороду.
Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.
Делают из черного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.
5. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)
Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане, Заинька - в кафтане, А всех их пригоже - Корова в рогоже.
Выполняют движения за воспитателем.
На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев.
Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)
Дети лепят игрушку из пластилина.
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)
С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?
Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.
Какие красивые игрушки у вас получились!
Кому понравилось лепить козлика?
Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!
Дети отвечают:
Дымковская игрушка.
Дети рассматривают слепленные игрушки.