Кошка с крыльями мифология значение. Образ кошки в славянской мифологии

Вернуться к списку животных >>>

Кот, кошка. В ряде мифологических традиций образ Кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст , связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой , что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).
В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.
В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения Кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (Кот как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти;
Кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с обра-зом Кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Кошка ¬ крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимос¬ти (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всеrда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают неrативный оттенок: невернoro мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину ¬ похотливой кошке. Коrда же разrневанная женщина пускает в ход свое отточенное eстeственное оружие ¬ длинные ноrти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.
Давно было подмечено, что rрациозное животное очень любит rулять при луне, поэтому в мифолоrии оно занимает место рядом с древними боrинями луны: rреческой Артемидой , римской Дианой и скандинавской Фрейей . Это отразилось и в изобразительном искусстве Peнeccaнса, rде повозку Фрейи везут две черные кошки.
В релиrии Древнеrо Еrипта существовал культ Бастет, лунной боrини Kpaсоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей rоловой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки ¬ собственной жизнью.
Смерть какой¬нибудь из кошек еrиптяне переживали как национальную Tparедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшеrо животноrо, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь rорькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную и поrребали ее на священном кошачьем кладбище. В моrилкуусопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник ¬ небольшое каменное изваяние. Современные археолоrи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Друrое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Еrипте, неподалеку от селения Бени¬хасан. Здесь археолоrи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Heтpyдно себе представить, какие чувства они испытали, коrда выяснилось, что большинство животных покоилось В золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драrоценными камнями!
В конце концов пламенная любовь еrиптян к кошкам, доходившая до раболепноrо обожания, их и сryбила. В 525 ro¬ ду до н.э. В Еrипет вторrлось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за вpeмя похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, еrипетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во вpara. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.
Практичные римляне, всеrда презиравшие релиrиозный фанатизм во всех ero проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за дoмашними мышами. В то же время ropдым римлянам импонировал независимый нрав rрациозноrо животноrо, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей боrини Либертас (персонифицированной свободы).
Если в Древнем Еrипте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в дрyryю крайность, принимая кошек за ведьм, а котов ¬ за оборотней и прислужников caмoro Сатаны. Махровые мракобесы Шпренrер и Инститорис в своем трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этоrо вида оборотничества был даже выдуман специальный термин ¬ элюрантропия. Масла в oroнь подлил и воинственный римский папа Юлий 11 (1503¬ 151З), призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Aнrлии, rде властный король Генрих VIII (1509¬ 1547), желая освободиться от rнeтущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности.
От суеверных христиан, не отставали и не менее суеверные мусульмане, которым в каждой кошке Meрещился перевоплотившийся злобный джинн . В конечном итоrе каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка ¬ предвестник беды, то для анrличан и американцев ¬ как раз наоборот. Анrлийские моряки, например, увeряли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.
На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых rонений на них не устраивали. Что же касается кошек дрyrих расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, коrда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвиrающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь С матерью¬природой, которую человек, ее неблаrодарное дитя, давно отринул и утратил.

Мифические кошачьи из разных уголков мира

Некомата и другие мистические кошки.

Почему же кошки считаются настолько таинственными. Египтяне поклонялись им, европейцы боялись их, а японцы и вовсе опасались, что кошки могут ходить на задних лапах и разговаривать. И при этом буквально во всех культурах по всему миру верят, что кошки обладают уникальной способностью чувствовать сверхъестественное.

1. Кайт ши


Кайт ши — чёрная кошка с белым пятном.

Кайт ши означает «кошка-фея». Этот кот черного цвета с белым пятном на груди вырастал до размера молодого теленка. Ирландцы верили, что кайт ши — сказочное и мистическое животное, а шотландцы считали, что это перевоплощенная ведьма.

Легенда гласит, что Кайт ши — ведьма, которая может превратить себя в кота девять раз, а после девятой трансформации она останется котом навсегда. Если черная кошка подошла к покойнику, шотландцы считали, что это кайт ши, который пришел, чтобы украсть душу покойного (прежде, чем та отправится в иной мир). В итоге люди часто 24 часа в сутки дежурили возле тела, вплоть до самого его погребения.

Существовал еще один способ отвлечь кайт ши. При встрече с этим котом ему загадывали сложную загадку, а тот останавливался и обдумывал ответ некоторое время. Также в помещении, где находилось тело, не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши. Сегодня ученые считают, что легенда о кайт ши произошла из-за шотландских кошек келлас, которые являются гибридом дикой кошки и домашней кошки. Больших и черных келлас невозможно приручить.

2. Кактусовые коты


Около 100 лет тому назад ходили истории об озорных существах, известные как кактусовые коты, которые обитали в пустынях юго-запада США и севера Мексики. Несмотря на то, что по размеру и форме они не отличались от домашних кошек, эти существа были покрыты иглами, а также их хвосты и уши оканчивались наростами, похожими на кактусы.

Питались кактусовые коты соком кактусов, но не совсем обычным способом. Они прокусывали кактусы у основания и возвращались к ним только через день, чтобы сок забродил. После этого коты выпивали его и захмелев, отправлялись бродить по пустыне, громко урча и закалывая своими колючками всех на пути. Эта привычка привела к вымиранию кактусовых котов, поскольку в пьяном виде они становились легкой добычей для ковбоев, которые охотились на них.

3. Булавохвостые кошки


Кошки с хвостом в виде булавы, если верить легендам, жили на севере США. Как и в случае с доисторическим анкилозавром, булавохвостая кошка использовала гигантский костяной шар на конце хвоста, чтобы оглушать свою добычу. Эта кошка залезала на ветви деревьев и могла прождать на них целый день, пока ничего не подозревающая жертва не пройдет под деревом. После этого кошка спрыгивала на свою жертву и забивала ее до смерти булавой на хвосте. Во время брачного сезона самцы привлекали самок тем, что барабанили своими хвостами по полым бревнам. Подобная кошка обитает якобы и в южной части США. Как и булавохвостый родственник, щепковый кот сидит на дереве в ожидании добычи. Тем не менее, у щепкового кота шар на конце хвоста гладкий с одной стороны и колючий с другой. Кот оглушает жертву, проходящую под деревом, ударом по голове гладкой стороной шара, а потом цепляет ее колючками и затаскивает на дерево.

4. Коты-тролли


Скандинавы верили, что кот-тролль был помощником ведьм, которые делали его из различных объектов, таких как палочки с обожженными концами, веретенв, завернутые в шерсть, и чулки. После создания «заготовки» тролля ведьма капала на нее три капли крови и читала специальное заклинание, чтобы вдохнуть жизнь в свое создание. Тролли-коты принимали форму либо кошки, либо подвижного шара, похожего на клубок нитей. Ведьмы в основном поручали своим троллям-кошкам проникать на соседние фермы, где те воровали молоко, высасывая его прямо из коров. Когда раздутый от молока тролль-кот возвращался домой к своей хозяйке, то срыгивал молоко в корыто.

Скандинавы верили, что если выстрелить в тролля-кота, то из раны потечет молоко. Ведьма при этом получала тот же самый ущерб, что и ее фамилиар-тролль. Этим поверьем пользовались хитрые цагане. Они подсыпали отраву скоту, а затем являлись к хозяевам, предлагая за деньги вылечить скот и поймать тролля-кота.

5. Котокролики


Котокролики или кэббиты представляли собой гибрид кошки и кролика. Впервые об этом животном упомянул Джозеф Трейн после своей поездки на остров Мэн, расположенный между Англией и Ирландией. Тем не менее, ученые заявили, что подобный гибрид генетически является невозможным, а Трейн фактически видел мэнскую кошку с обрезанным хвостом. Также эта порода кошек отличается тем, что у нее задние лапы длиннее передних (благодаря этому они подпрыгивают при ходьбе).

В 1977 году человек по имени Вэл Чапман нашел в Нью-Мексико животное, которое он счел белым «котокроликом» с розовыми глазами. Он показал это животное в торговом центре в Лос-Анджелесе и два раза приносил его на Tonight Show. Позже ученые определили, что кэббит Чепмена был обычной кошкой с генетическими аномалиями.

6. Бакэнэко


Бакэнэко — кошки из японского фольклора.

Бакэнэко — сверхъестественные кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакэнэко не отличается от типичной домашней кошки. Но с взрослением у него начинают развиваться сверхъестественные силы. После достижении определенного возраста (как правило, 12 или 13 лет), бакэнэко начинает ходить на задних лапах, как человек. Он также может говорить и понимать человеческие языки. Взрослые бакэнэко могут превращаться в человека, а также злые бакэнэко могут поглотить своего хозяина и занять его место.

Не все из этих кошек злые, некоторые из них весьма беззаботны и любят танцевать с платками на головах. Тем не менее, даже веселые кошки также могут вызвать кучу проблем. В их хвостах содержится огненная магия, способная поджечь любой легковоспламеняющийся материал, к которому волшебный кот коснется хвостом.

Старые бакэнэко также обладали возможностью поднимать зомби-рабов, поэтому хозяева кота могли проснуться и увидеть среди ночи, как мертвые соседи наливают молоко их котику у них же на кухне. Суеверные японцы иногда отрезали хвосты своим домашним любимцам, чтобы те не стали бакэнэко.

7. Некомата


Когда бакэнэко стареет, он становится еще более чудовищным. После достижения преклонного возраста его хвост раздваивается, а бакэнэко эволюционирует в существо под названием некомата. В то время как бакэнэко иногда бывают хорошими, все некоматы злые и любят полакомиться человечинкой. Они прекрасные ораторы и умеют подчинять людей своей воле.

Самое страшное из умений некомат — они обладают возможностью преследовать людей в виде их умерших родных и близких. Самые мощные из этих существ якобы живут в горах и имеют глаза кошки и тело собаки, хотя они могут превратиться в кого или что угодно. Есть люди, которые на самом деле утверждали, что видели некомат.

8. Раскалывающие коты


Раскалывающий кот (или сплинтер) якобы обитает в лесах Северной Америки. Это совершенная противоположность типичным скрытным кошкам. Сплинтеры шумные, неуклюжие, тупые и в буквальном смысле дубоголовые. Они используют свои сильные черепа, чтобы разбивать деревья. У раскалывающих котов острые когти, с помощью которых они забираются на деревья, мощные задние лапы, чтобы перепрыгивать между соседними деревьями и клиновидные морды, чтобы разбивать деревья.

Сплиттеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время ливней, когда их громкие действия заглушаются шумом дождя и грозы. Питаются эти коты енотами и пчелами, «раскалывая» деревья, чтобы добраться до пчел.

9. Стражи потустороннего


Вера египтян в мистические свойства кошек распространилась на римских завоевателей. Из Рима эту веру переняли кельты, которые начали рассматривать кошек, как хранителей потустороннего, причем не только в духовном смысле. Пещера Кошек — врата ада в Ирландии. Считается, что это врата, которые ведут через недра Земли в потусторонний мир. На Самайн (Хэллоуин), монстры выходят из пещеры Кошек, чтобы терроризировать людей ночью.

Мифы повествуют, как легендарный герой Кухулин как-то приручил диких кошек-демонов, которые появились из пещеры. Но сама пещера — вовсе не миф. Это настоящее место, которое можно увидеть в Ирландии и сегодня (правда, внутрь пещеры туристов не пускают, поскольку часть пещеры рухнула, оставив некоторые туннели заблокированными.

10. Большие Уши


В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши. Как говорят, является потомком Ирусана, мифического царя кошек. Шотландцы считали, что Большие Уши — оракул, который мог исполнять желания. Поэтому языческие колдуны проводили варварский ритуал, чтобы вызвать это существо. В течение нескольких дней они жарили живых кошек на вертеле, до тех пор, пока не появлялась армия дьявольских котов, чтобы положить этому конец. Во главе этой армии был как раз Большие Уши, который исполнял любые пожелания или предсказывал будущее. Этот ритуал проводился в 17 веке, хотя его осуждала церковь. Последнего кота сожгли в марте 1824 года.

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

Наверно, трудно представить более мистическое и загадочное домашнее животное, чем кошка. Посудите сами: собака верна, морская свинка забавна, попугай разговорчив, а кошка… Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие человеческие питомцы.

ВЕДЬМИН КОТ (Кот — (обычно — черный кот). Коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В обязанности котам вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

- подземная кошка, охраняющая клады. По легендам русских золотоискателей, одним из сторожей заколдованных кладов является земляная кошка. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «…вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы.

— волшебная киса, которая обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Сидит Баюн на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван — царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.

Кот Баюн - огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

КОТ УЧЕНЫЙ — тот самый, что из сказки Пушкина.

— дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб - важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями.

В компетенции Люба находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. Согласитесь, миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба - такого же кота, только черного и злобного.

злой дух — антипод Люба. Нелюб имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи не только в любовных утехах, но и в действиях, направленных на прибавление семейства. А это, по древнему обычаю – позор, пятно на роду.

Надо ли говорить, что Люба следовало всячески привечать. А Нелюб… что ж, он тоже не дремал, и русский фольклор не преминул отметить это. Когда сегодня, характеризуя ситуацию рассорившихся людей, говорим, что «между ними черная кошка пробежала», то ни на минуту не задумываемся, что изначально все дело было именно в нем – в Нелюбе.

Так не допустим же его подлостей! Напечем лепешек, налепим грибочков – да и в духовку. А потом – в укромное местечко, чтобы Люб наведался. И пусть сияют слова любви, будут жаркими объятия и верной – семейная жизнь. Да будет так!

ОБДЕРИХА (Банница).

В женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА). Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне. Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Известная врагиня . Сна любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками. Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой.

Почему кошек часто считают мистическими животными? Что в них есть такого, чего нет в других животных? Египтяне поклонялись кошкам, европейцы боялись их, а японцы беспокоились о том, что они начнут ходить на задних лапах и разговаривать, как люди. По всей видимости, представители всех культур мира согласятся с тем, что кошки – самые загадочные и мистические существа на планете.

1. Кайт Ши
Кайт Ши означает «сказочный кот». Этот кот – размером с молодого телёнка; он полностью чёрный, за исключением белого пятнышка на груди. Ирландцы верили, что кайт ши – сказочное животное. В свою очередь, шотландцы считали, что кайт ши – это обращённая ведьма. Согласно легенде, кайт ши – это ведьма, которая может обратиться в кошку всего девять раз. На девятый раз она останется в теле кошки навсегда.
Шотландцы верили, что если кайт ши появилась у тела покойного, значит, она пришла, чтобы забрать его душу, до того как она отправится в другой мир. Люди делали всё возможное, чтобы защитить тело умершего от кайт ши до погребения. Они дежурили возле него 24 часа в сутки. Они боролись друг с другом и соревновались в прыжках, потому что, по их мнению, это должно было отвлечь кайт ши.
В качестве ещё одного трюка они загадывали сложную загадку, поскольку думали, что кайт ши остановится, чтобы подумать над ответом. В помещении с телом не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши.

2. Кот-кактус
Около 1000 лет назад в народе ходили истории об озорных котах-кактусах, которые проживали в пустынях на юго-западе Соединённых Штатов и севере Мексики. Коты-кактусы были похожи на обычных домашних кошек, однако всё их тело, начиная от ушей и заканчивая хвостом, было покрыто иголками, как у кактуса.
Коты-кактусы питались соком кактусов, но не тем способом, о котором Вы подумали. Они надкусывали нижнюю часть кактуса и оставляли его на некоторое время в покое, после чего подбегали к следующему кактусу и делали то же самое. Спустя несколько дней схема повторялась.
Когда они возвращались к первому кактусу, сок в нём уже перебродил и превратился в спирт. Они выпивали его и отправлялись поздним вечером бродить по пустыне, громко мяукая и закалывая колючками всех, кто попадался им на пути. К сожалению, эта пагубная привычка привела к вымиранию котов-кактусов, поскольку под воздействием алкоголя они становились лёгкой добычей для ковбоев, которые любили охотиться на них.


3. Кошки с хвостом-булавой
Кошка с хвостом-булавой – это дикая кошка, которая, по слухам, проживает в северной части Соединённых Штатов Америки. С виду она очень похожа на анкилозавра. Кошка с хвостом-булавой использует огромный шар с шипами на конце своего хвоста, чтобы убивать добычу.
Эта кошка целый день может просидеть на дереве, выжидая, пока под ним не пройдёт ни о чём не подозревающая жертва. Она прыгает на неё сверху и до смерти забивает своим хвостом-булавой. Во время сезона спаривания коты этого вида используют свои необычные хвосты для того, чтобы привлечь самок: они стучат ими по полым брёвнам, издавая громкие звуки.
Родственниками кошек с хвостом-булавой являются кошки особого вида, который встречается только на юге США. Они также любят затаиться на дереве в ожидании своей добычи. У них есть длинный, как верёвка, хвост, на конце которого имеется шар, на одной стороне гладкий, а на другой – с шипами. Когда мимо проходит жертва, эти кошки сначала бьют её по голове гладкой стороной шара для того, чтобы дезориентировать, после чего добивают шипами и затаскивают на дерево.


4. Кот-тролль
В Скандинавии верили, что кот-тролль был особым помощником ведьмы. Ведьмы делали котов-троллей из различных предметов, например, палок с обожженными концами, веретён, завёрнутых в шерсть, или чулок. Они окропляли котов-троллей кровью, после чего читали заклинание, призывая Сатану вдохнуть жизнь в их творение.
Коты-тролли принимали форму либо кота, либо круглого шара, похожего на клубок ниток для вязания. Ведьмы приказывали своим котам-троллям проникать на соседские фермы, где они воровали молоко, высасывая его у коровы. Когда коты-тролли возвращались домой, они срыгивали молоко в корыто.
Иногда коты-тролли воровали шерсть, однако молоко было их главной целью. Скандинавы верили, что если выстрелить в кота-тролля, то из образовавшейся раны потечёт молоко. Если кота-тролля били или ранили, от этого страдала и ведьма, поскольку она была связана с ним.
Хитрые цыгане пользовались тем, что скандинавы верили в существование котов-троллей. Они обманывали фермеров, подсыпая отраву в корм для крупного рогатого скота и пряча «котов-троллей» в их жилищах. На следующий день они появлялись на ферме, предлагая хозяевам за умеренную плату вылечить скот и изгнать из дома котов-троллей.


5. Котокролики
Котокролик – это гибрид кота и кролика. Впервые о нём упоминается в записях, сделанных Джозефом Трейном после того, как он побывал на Острове Мэн, расположенном между Англией и Ирландией. Тем не менее, учёные решили, что такой гибрид был генетически невозможным.
На самом деле Трейн во время своего путешествия видел мэнских кошек с обрезанным хвостом, похожим на кроличий. Также у мэнских кошек задние лапы длиннее передних.
В 1977 году человек по имени Вэл Чапман обнаружил в штате Нью-Мексико, как он думал, белого «котокролика» с розовыми глазами. Он выставил животное в одном из торговых центров Лос-Анджелеса и дважды появился с ним на американском вечернем развлекательном ток-шоу «Сегодня вечером» (англ. The Tonight Show) с ведущим Джонни Карсоном.
Позднее учёные определили, что котокролик Чапмана был обычным котом с генетическими аномалиями. Однако вера в котокроликов до того момента уже успела завладеть жителями Америки. Многие из них начали утверждать, что они также видели котокроликов.


6. Бакенеко
Бакенеко – мистические кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакенеко ничем не отличается от обычной домашней кошки. Далее у неё развиваются сверхъестественные способности. И обычно на двенадцатом или тринадцатом году жизни бакенеко начинает ходить на задних лапах и разговаривать, как человек.
Взрослые бакенеко способны принимать человеческое обличие, а злые бакенеко могут съесть своего хозяина и занять его место. Но не все из этих взрослых кошек злые. Некоторые из них весьма беззаботные и любят танцевать с платками на головах.
Тем не менее, эти более добрые кошки всё равно приносят неприятности. На конце их хвостов есть магический огонь, который мгновенно подожжёт всё, с чем они соприкоснутся. Взрослые бакенеко также способны пробудить зомби-рабов. Так, незадачливые хозяева могут проснуться однажды ночью и увидеть, как их покойные соседи слизывают молоко с кухонного пола.
Суеверные японцы очень сильно беспокоились о том, что их кошки превратятся в бакенеко, поэтому иногда бросали своих питомцев на произвол судьбы. Согласно другому суеверию, кошки с очень длинными хвостами неизбежно становились бакенеко. Чтобы не допустить этого, хозяева отрезали им хвосты.


7. Некомата
С возрастом бакенеко становится ещё более чудовищной. Как только она достигает преклонного возраста, её хвост разделяется на две части. Это значит, что бакенеко превращается в некомату.
Среди бакенеко иногда встречаются хорошие особи, а вот некоматы не бывают добрыми: они все злые и не прочь полакомиться человеческим мясом. Они умеют заставить людей подчиниться их воле. Самое пугающее заключается в том, что некоматы могут преследовать людей, превращаясь в призраки их умерших близких.
Самые сильные некоматы обитают в горах. Говорят, что они имеют глаза кошки, а тело – собаки, хотя способны превращаться в кого угодно. Есть люди, которые утверждают, будто бы собственными глазами видели некомат.


8. Кошка-сплинтер
Кошка-сплинтер, если верить слухам, обитает в лесистых регионах Северной Америки. Кошки-сплинтеры шумные, неуклюжие, бестолковые и в буквальном смысле туповатые. Они используют свои крепкие черепа для того, чтобы ломать деревья.
Кошки-сплинтеры имеют острые когти, мощные задние лапы и клинообразную морду. Все эти физические особенности позволяют им легко лазать по деревьям.
Кошки-сплинтеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время сильных ливней, когда их громкие действия заглушаются шумной погодой. Они питаются енотами и пчёлами, «расщепляя» дуплистые деревья, чтобы добраться до их гнёзд.

9. Хранители потустороннего мира
Вера древних египтян в то, что кошки являются мистическими животными, распространилась на их римских завоевателей, после чего передалась кельтам, которые стали считать этих животных хранителями другого мира. Но дело было не только в духовном смысле.
Пещера кошек – адовы уста в Ирландии, физические ворота, которые ведут через недра Земли в параллельный мир. Считается, что на Самайн (Хэллоуин) из Пещеры кошек появляются монстры, которые пугают людей всю ночь.
Согласно мифологии, легендарный герой Кухулин однажды приручил диких кошек, которые напали на него, когда он был возле Пещеры. Но сама пещера – вовсе не миф. Это реальное место, которое находится в Ирландии и доступно для посещения. Однако внутрь пещеры Вас не пустят, поскольку часть её рухнула, оставив туннель заблокированным.


10. Большие Уши
В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши; говорят, что он является потомком Ирусана, мифического короля котов. Шотландцы верили, что Большие Уши был оракулом, который исполнял желания, поэтому языческие заклинатели часто проделывали варварский ритуал, чтобы призвать его.
В течение нескольких дней они жарили живых котов на вертеле до тех пор, пока не появлялась армия демонических котов, чтобы положить этому конец. Ею руководил Большие Уши, который исполнял любые желания или предсказывал будущее.
Этот ритуал практиковался на протяжении XVII века, хотя и был осуждён церковью. Известно, что в последний раз его выполнили в марте 1824 года. Процесс был описан в деталях одной лондонской газетой.