Методика Глена Домана – как воспитать гения. Гении очень плодовиты

Перед тем, как стать родителями и представляя, каким вырастет наш ребенок, мы думаем не только о его здоровье и благополучии, а и о его интеллектуальных способностях. Каждый родитель хотел бы увидеть в своем чаде гения.

К счастью, новорожденные дети похожи на чистый лист бумаги, где родители в состоянии нарисовать ту картину, которую представляют. Просто не всегда под рукой есть необходимые инструменты. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Конечно, не каждый ребенок вырастает Эйнштейном, но все-таки на многие факторы в развитии своего ребенка родители могут повлиять.

Стоит учесть, что это огромный и кропотливый труд, в процессе которого вы не только сможете воспитать гения, но и вам придется воспитать себя.

Придерживаясь не сложных правил для воспитания, Вы поможете вырасти своему ребенку умным, стимулируя его интеллектуальный рост.

1. Предоставьте Вашему ребенку ранний старт!

Согласно результатам исследования Гарвардского университета, процесс обучения следует начинать с манежа. Рональд Фергюсон (создатель и директор научно-исследовательского проекта по улучшению школьного образования) рекомендует следующими действиями поддерживать раннее развитие ребенка: увеличьте количество любящих откликов, тем самым уменьшая напряжение и стресс, как можно больше разговаривайте с малышом, пойте различные песенки или мелодии, много жестикулируйте, применяйте игры с использованием чисел и ритма, поощряйте и одобряйте малыша, тем самым культивируя в нем любовь к обучению. Вовсе не означает, что обязательно нужно водить ребенка в кружки раннего развития (это индивидуальный выбор родителей), малышу очень важно Ваше внимание и присутствие рядом, именно Ваша любовь помогает ему набирать темпы развития.

Начинать можно даже тогда, когда он еще не понимает слов. Раннее чтение стимулирует развитие языковых навыков. Есть мнение, что дети которые любят читать, склонны хорошо учиться в школе, а во взрослой жизни добиваются большего успеха. Чтение является одним из наиболее важных направлений деятельности, которое помогает воспитать гения и развить творческие способности.

3. Больше разговаривайте с Вашим ребенком

Обязательно слушайте вашего ребенка, когда он говорит. Если вы всерьез решили воспитать гения, тогда наберитесь терпения и позвольте малышу высказать свою мысль полностью, не перебивайте его, поддерживайте разговор с ним, как если бы он был взрослый. Это способствует укреплению силы общения и увеличению словарного запаса. При этом важно быть честным в общении с ребенком, старайтесь не лгать ему даже в незначительных мелочах.

4. Чаще взаимодействуйте с ребенком

Увлекайтесь игрой вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя любимым. Исследования показывают, что те дети, которых не обнимали, не играли с ними и проявляли мало любви, имели замедленное развитие мозга. Также ученые отметили, что младенцы, которых не брали на руки и они не получали положенного им внимания, хуже росли, чаще болели и стали подавленными. С другой стороны, когда ребенка любят, обнимают, взаимодействуют и играют с ним, — это оказывает очень сильное влияние на развитие его интеллекта. Любящая связь и взаимодействие между вами и вашим ребенком тет-а-тет, создают надежный фундамент для его навыков и мышления более высокого порядка.

5. Развивайте у ребенка любовь к чтению

Именно чтение дает ребенку массу преимуществ — это то важное качество, которое вы можете развить в своем ребенке для него, чтобы вырасти умным. Чтение развивает аппетит ребенка к знанию. Чем больше уроков ребенок извлекает из чтения, тем больше он хочет знать. Будучи ранним читателем, ребенок способен хорошо освоить сложности математики, физики, истории и других наук, которые пригодятся ему в жизни. Любовь к чтению является одним из ключевых элементов развития интеллекта, которое поможет Вам воспитать гения.

Игра — это ведущий вид деятельности ребенка. Когда ребенок играет, он создает фонд для своих интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Когда он играет с другими детьми, он учится объединять идеи, впечатления и чувства с событиями и мнениями других детей. Покупайте ребенку развивающие игрушки, которые помогут развить его логическое и пространственное мышление. Это могут быть всевозможные пазлы, сортеры, кубики, детские головоломки. Ваш ребенок будет играть и развиваться одновременно.

7. Воспитывайте в ребенке любовь к спорту

Мотивируйте ребенка тренироваться. Физические упражнения не только помогут ребенку стать сильным, но они также сделают Вашего ребенка умным! Физические упражнения увеличивают приток крови к мозгу, что способствует построению новых клеток головного мозга. Занятия спортом полезны для умственной деятельности взрослых, а для развивающегося мозга ребенка это оказывает более длительный эффект. Детям заниматься спортом даже намного полезнее, чем взрослым.

8. Сделайте музыку частью жизни Вашего ребенка

По результатам исследований, прослушивание музыки способно повысить память, внимание, мотивацию к обучению. Музыка снижает напряжение, которое является разрушительным для детского мозга. Обучение игре на музыкальном инструменте оказывает влияние на пропорциональное развитие полушарий головного мозга и пространственно-временное мышление, которые закладывают основу абстрактной математике.

9. Личный пример

Позвольте вашему ребенку наблюдать, что Вы сами делаете умные вещи. Дети учатся, моделируя поведение взрослого. Если малыш будет видеть, что Вы читаете, пишете, рисуете, любите хорошую музыку и т.д., то он будет подражать и, в процессе, будет стремиться стать умнее.

10. Ограничьте телевизионный просмотр Вашего ребенка

Детям не рекомендуется смотреть телевизор до 2-х летнего возраста. Телевидение отвлекает ребенка от более важных для его развития мероприятий, таких как игра, социализация, чтение книг. Малыши легко подвержены зависимости от ТВ. Лучше предусмотреть это сразу, нежели потом запрещать.

Благоприятные компьютерные игры учат Вашего ребенка азбуке, математике, логике, музыке и также помогут вам воспитать гения из вашего ребенка. Компьютерные игры развивают его зрительно-моторную координацию и готовят малыша к технологиям будущего. Что еще более важно, ребенок изучает их, пока играет. Обучение и веселое времяпрепровождение — лучший метод развития ребенка.

12. Позволяйте Вашему ребенку скучать и ничего не делать

Джулия Робинсон, руководитель образования по подготовке кадров Независимой Ассоциации Подготовительных школ, считает, что скучать очень полезно для ребенка. Вашему ребенку нужно научиться пользоваться «тишиной для размышлений» вместо того, чтобы заставлять себя заполнять паузы бездумными действиями.

13. Разрешайте Вашему ребенку рисковать и терпеть неудачу

Дети, которые не рискуют, испытывая неудачу или боль при падении с велосипеда, или сложно переживают проигрыш на соревнованиях, — могут развить в себе низкую самооценку и фобии, будут сами препятствовать своей креативности и процессу обучения для себя. Кроме того, не стоит слишком быстро бросаться на помощь ребенку. Оцените ситуацию и позвольте ему решить проблему самостоятельно. Таким образом, ребенок учится на своем опыте.

14. Правильное питание

Стоит обратить внимание на питание, еще когда малыш находится внутри матери. Правильное питание является залогом развития мозга. Детям необходима пища богатая белком (яйца, рыба, мясо), она улучшает внимательность, бдительность и мышление. Углеводы — это топливо для мозга, которое придает ему дополнительные силы для развития. Лучшими углеводами считаются те, которые происходят из зерновых и фруктов. Обработанные углеводы и сахар оказывают негативное влияние на продолжительность концентрации внимания, способность сосредотачиваться и на уровень активности. Не менее важным является употребление витаминов и минералов.

Много исследований проводилось в отношении сна и они показывают корреляцию в сумме сна и бодрствования. Следует учитывать это, чтобы у ребенка не возникало проблем. Если продолжительность сна долгая, то это может вызвать нарушение сна, так же как и его недостаток.

16. Хвалите ребенка за конкретно проделанную работу, а не за то, что он «умный»

Похвала помогает Вашему ребенку рассматривать себя как управляющего своим успехом. Похвала ребенка за то, что он умный может демотивировать его выполнять трудные задачи, потому что провал может находиться в противоречии с его самоимиджем «умного». Кроме того, периодическая похвала не должна базироваться только лишь на вознаграждениях. По мнению психотерапевта Джо Брюстера поощрения должны строиться таким образом, чтобы ребенок стремился стать лучше и был мотивирован на рост, а не фиксировался на достижении. Тогда неудачи будут стимулировать его, как возможность совершенствоваться.

17. Общайтесь с Вашим ребенком на равных

Избегайте лишнего нянченья с ребенком. Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос лидером, то относитесь к нему как к равному. Создайте атмосферу доверительных отношений между вами. Давайте ребенку задания, которые требуют терпения. Так ребенок научится справляться с определенными дисциплинами в будущем и вы воспитаете в нем уверенность в своих силах.

18. Используйте метод «взяточничества» в наборе инструментов воспитания

Эксперты утверждают, что «оплата» — это хороший стимул для мотивации ребенка на выполнении определенных задач (получить хорошую оценку в школе или помощь по дому). Обязательно договоритесь с ребенком, что именно он предпочитает в качестве платы, как стимула. Не всегда речь может идти о деньгах или материальных вещах, это могут быть, например, условия для отдыха или дополнительное время для видеоигры и т.д. НО! Вы не должны использовать «взяточничество» для управления своим ребенком ради личных интересов или для того, чтобы остановить его недопустимое поведение. В такой ситуации лучше применять другие воспитательные меры.

19. Не принуждайте ребенка соблюдать жесткие графики и режимы

Согласно результатам докторских исследований в университете Колорадо, дети, которые менее структурируют свое время, показывают более высокие уровни исполнительного функционирования, и наоборот. По мнению Юко Мунаката, профессора психологии и нейробиологии, помогает детям в повседневной жизни, во всех видах деятельности гибко переключаться между различными действиями, вместо застревания на одной задаче. Благодаря исполнительной функции ребенок способен находить новые нестандартные решения в разных ситуациях. Не просто заучивать правила, а понимать их структуру. Исполнительная функция в детстве оказывает влияние на такие результаты, как успеваемость и достижения в будущем.

20. Не ограничивайте творческие порывы ребенка

Воспитывайте креативное мышление и любовь к творчеству. Используйте для творчества ребенка различные подручные материалы: крышечки, баночки, песок, листочки и т.д. Одним словом все, что вас окружает и из чего можно делать поделки и аппликации. Освоение техники оригами также полезно, чтобы развивать логику и пространственное мышление.

Вовлеките ребенка вместе в вами готовить на кухне. Это не только поможет ему обрести определенные навыки приготовления пищи, но и изучить форму, цвет, счет и даст доступ к новым тактильным ощущениям.

22. Разделите процесс воспитания поровну с отцом ребенка

Как бы ни был занят папа на работе, его влияние и участие в воспитании оказывает несомненно положительный результат. Такое взаимодействие важно как для мальчика, так и для девочки. Гармоничная атмосфера в семье и в отношениях между ее членами поможет Вам воспитать гения, которым вы сможете гордиться.

Вы можете дополнить этот список правил или исключить некоторые пункты из него, все зависит от Вашей концепции воспитания и от результатов, которые вы хотите получить. Удачи вам!

Практически каждая мама хочет, чтобы ребёнок рос умным, даже гением. Но среди всего многообразия методичек и инструкций по воспитанию нет той, которая бы помогла сделать из ребёнка – вундеркинда. Но как тогда в еврейский семьях вырастает такое количество гениев? В чем секрет еврейских мам? Давайте разберемся в этом вместе! Вот их основные принципы воспитания!

1. Поощряем самостоятельность

Большинство мам считает, что успешность ребёнка в будущем будет зависеть от того, насколько хорошо мы поможем ему осознать простую истину: «Я всё могу».

А вот в еврейских семьях учат детей похожему, но немного другому понятию: «Я всё могу сам». И разрешают им делать всё самим. Поэтому не удивляйтесь, если в кафе увидите малыша, который самостоятельно нарезает мясо в тарелке, хотя его физических сил для этого явно не достаточно.

2. Все начала трудны

Наши мамы бережно относятся к детским неудачам, оберегая их от возможных последствий. А стоит делать как представительницы Израиля, поддерживать и подбадривать каждое начинание малыша.

И если у их детей что-то не получается, то они не бегут сломя голову им помогать, а говорят: «все начала трудны».

3. Доверие лучше любой похвалы

Мы привыкли контролировать каждый шаг ребёнка, даже в тех делах, которые ему по силам. А у евреев поощряют детей доверием. И если им дали что-то делать самостоятельно, то не ходят рядом с поучениями, а всецело доверяют. Ведь они уверены, что он справится с возложенными на него обязанностями.

4. Чистота и опрятность - не главное

Любая мама придёт в ужас от внешнего вида еврейского малыша. На прогулке их мамы совершенно не заботятся о том, как они выглядят: грязные лица, испачканные руки, разорванные штаны на коленках. Нет, они не грязнули, просто не хотят тратить время на то, чтобы содержать малыша в идеально чистом виде. Ведь такое занятие отнимает много сил и времени, а малыш все равно выпачкается за считанные минуты.

5. Неряшливость ребёнка – это нормально

Хаос и неряшливость, которая царит вокруг детей, совершенно не беспокоит еврейских мам. Они знают, что маленький ребёнок только учится, поэтому у нег может что-то падать, ломаться, просыпаться.Наши мамы приучают к чистоте и зацикливаются на порядке. А стоит просто постепенно рассказывать детям об этом, не обращая внимания на небольшой хаос, царящий вокруг них.

6. Ребёнок должен «сажать свои батарейки»

Когда наши дети проявляют излишнюю активность, то многие специалисты ставят клеймо – «гиперактивный ребёнок». А ведь раньше такого понятия не было, а у еврейских мам нет до сих пор. Если ребёнок носится как угорелый, бегает, прыгает, то мама не станет кричать: «Не бери», «Стой», «Перестань так делать», «Слезь оттуда», «Успокойся».

Ведь непоседы должны вырабатывать всю энергию, которая в них накапливается за время отдыха.

7. Свобода в разумных пределах

Еврейские мамы позволяют своим детям многое. Они не ругают малыша за очередную картинку на любимых обоях, а наоборот, преподносят его рисунок как художественный шедевр. Но что касается уважения, тот тут установлены строгие рамки, за нарушение которых можно получить не просто выговор, а серьёзное наказание.

8. Папа и мама - главнее всех

Помимо уважения к старшим, которое в еврейских семьях прививается с самого детства, их учат тому, что папа с мамой главные. И то, что они делают, тоже важно.Их дети не будут висеть на шее родителей, требуя что-то для них сделать. Вместо этого сами попробуют починить машинку, зашить куклу или завязать шнурки.

9. Приучаем к самоконтролю с детства

Еврейские мамы не наказывают детей с помощью лишений. Они стараются создать такие условия, при которых ребёнок будет понимать, что правильные поступки принесут выгоду. Поэтому он старается корректировать своё поведение.

Он не станет выливать папин одеколон на кота не из-за того, что боится наказания. А потому, что понимает, вместо покупки нового одеколона папа купит что-то важное, например коробку конфет или ящик фруктов.

10. Замечаем каждое достижение ребёнка

Во всех европейских журналах для мам пишут о том, что ребёнка нельзя перехваливать. А вот в еврейских семьях поощряют любое детское начинание, даже незначительное.

И если ребёнок принес непонятный обрывок бумаги с каракулями и подарил его маме, то та с восхищением будет разглядывать шедевр малыша и даже похвастается им перед соседями.

Как воспитывать ребёнка — это личное дела каждого родителя. Но иногда стоит брать примеры с тех, кто смог достичь значимых результатов в воспитании. И пусть какие-то моменты могут казаться вам неприемлемыми, не стоит сразу отбрасывать их, просто взгляните на такие методы с другой стороны.

Говорят о том, что залог развития умственных способностей – это их собственный опыт познания в первые три года жизни - период интенсивного развития клеток головного мозга. Современные исследования показывают, что к трем развитие мозговых клеток завершено на 70-80%. Это означает, что родителям с самого рождения ребенка нужно направить свои силы на раннее развитие головного мозга до трехлетнего . Это не , что после этого возраста ребенка бесполезно развивать. Такие зрелые способности, как потребности, мышление, чувства, творчество, развиваются после трех лет, но они используют базу, которая уже сформирована к этому возрасту.

Раннее развитие ни в коем случае не предполагает насильственное детей фактами и цифрами. Главное – это введение «вовремя» нового опыта. Всегда будьте внимательны к своему ребенку, чтобы не упустить этот момент и помочь освоить новый опыт или заинтересовавшую его информацию.

Чтобы малыш развивал свои потенциальные возможности, члены семьи должны стать ему друзьями-наставниками. Научитесь терпеливо выслушивать ребенка . Развернуто отвечайте на его вопросы, общайтесь доброжелательно, а не командным тоном.

Не заставляйте ребенка что-либо без желания, как в игре, так и в учебе. Процесс обучения должен радовать его. Читайте и играйте вместе, чтобы заинтересовать его. Интерес – один из стимуляторов в воспитании малыша, даже если его внимание иногда перескакивает с одного предмета на другой. Любопытство детей безгранично, но оно является важным условием познания мира и необходимо им для умственного и интеллектуального развития.

Приобретайте для ребенка развивающие игры, книги и игрушки. Развесьте в детской комнате или в игровом уголке малыша плакаты с цифрами и алфавитом, карту мира, таблицу умножения и др. Сначала он просто будет созерцать, а потом начнет задавать вопросы.

Организуйте ребенку место для творчества: комфорт для игр на полу, удобство для лепки и рисования за столом, место для экспозиции его поделок и рисунков. Для рисования как можно раньше используйте пальчиковые краски, а затем мелки, кисти, карандаши и фломастеры. Ваш малыш любит рисовать на обоях? Пожертвуйте для его живописи одной стеной в комнате, зато другие стены и мебель останутся чистыми.

Чтобы понять, что вызывает интерес у ребенка и на что он способен, предлагайте ему разные игры. Иногда обычные бытовые вещи могут стать любимой игрушкой малыша. Не жалейте кастрюль, если ребенок непременно хочет с настоящей посудой, а не игрушечной. Обеспечьте наличие достаточного количества и разнообразие материала для творчества и конструирования (коробки, старые вещи, нитки, камушки и т.п.).

Любое достижение малыша должно быть замечено и выставлено на всеобщее обозрение (картина помещена в рамку и повешена на стену, новая поделка или конструкция занимает видное место на полке и т.д.).

Стимулируйте музыкальные способности ребенка , прослушивайте с ним классическую и фольклорную музыку, играйте на импровизированных инструментах, пойте песенки и т.п.

Прочитала статью и хочу рассказать о своей истории. Как-будто все привратности моей жизни точно соответствуют описанному. Согласно СВП получается, что я типичный "звуковик", мои родители типичные "анальники".
В дошкольные годы и первые школьные меня родители часто ругали: за плохо помытые руки, за неубранные игрушки, за неаккуратный почерк итд. У меня случались истерики, а родители начинали мне тогда говорить, какие они гуманные: мил, Мишу за такое наказывают ремнем, Степу тоже и Верке достается итд. Ругая за почерк, за одну ошибку в диктанте, за которую я получила 4, за плохой рисунок на 3, они мне постоянно говорили, вот будешь так учиться начнутся двойки. И они начались. Первую двойку схлопотала уже во 2 классе. Неужели они были так правы. "Ну вот, что мы говорили"-это стало началом длинной лекции о моем будущем, где я буду подметать мусор. Я проревела всю ночь. Кончилось тем, что я пыталась, правда неумело, скрывать двойки, ведь двойки были доказательством родительской правоты. А родители удивлялись. Мне постоянно читали нотации не только о том, что я позорю семью и буду подметать мусор, но и о том, как плохо скрывать двойки. И вот однажды, в 4 классе, после очередной плохо скрытой двойки они мне сказали: "Мы не понимаем, зачем тебе это надо - скрывать двойки? Ведь мы тебя за двойки не бьем. Вот других за двойки бьют, но они не скрывают" Я спросила: "Если их бьют, то почему они не скрывают?"-"А потому что они хотят быть честными"-был ответ-"но если они такие честные, такие хорошие, то почему их бьют?"-не унималась я-"потому что двойки от лени, от безделия, получив ремня они берутся за дело"-"то есть, по-вашему, ремень это хорошее средство?!-удивилась я-Но ведь вы сами сказали, что за двойки меня не бьете! Вы же сами себе противоречите!"-"Но ведь у тебя истерика когда мы тебя ругаем"-удивились родители-"то есть вы, получается только ругаете, а не боритесь с моей ленью таким хорошим средством, как ремень? Вы же сами говорите это хорошее средство и при этом даже не пытаетесь его применить? А вдруг бы это действительно помогло бы мне бороться с ленью?"-"Но ведь ты скрываешь двойки от нас"-"Может потому и скрываю, что вы только ругаетесь и не помогаете бороться с ленью эффективно"-"Хорошо доча, значит ты сама считаешь что за двойки нам следует тебя не ругать, а наказывать ремнем?"-"Да"-ответила я-"Хорошо, раз ты сама это понимаешь, значит, из тебя еще может получиться что-то дельное. Хорошо, давай тогда договоримся: ты больше не будешь скрывать двойки, но за каждую двойку мы тебя будем наказывать ремнем. Ты сама будешь снимать штаны и ложиться на кровать..." Не помню, сколько прошло времени после разговора, но получив двойку, я действительно это не скрыла. Увидев двойку в дневнике родители, на этот раз лишь немного упомянув про лень и дурь в голове спросили: "Ты помнишь, мы с тобой договорились, что за двойки мы тебя будем наказывать ремнем?"-"Помню"-"Договор все еще в силе?"-"Да"-ответила я и почувствовала, что столбенею-"Ну что-ж, раз так-снимай штаны и на кровать" Первое наказание ремнем было, помню, не очень сильным, сразу после наказания мне сказали "Подойди". Взяв за подбородок спросили "Ты понимаешь, что мы тебя любим и хотим чтобы ты хорошо училась, закончила институт и была счастлива? Но ты ленишься и поэтому тебя надо было наказать. Мы тебя справедливо наказали?"-"Да"-ответила я-"Ты ведь не хочешь подметать улицы?"-"Нет"-ответила я-"Ну ладно, иди и делай уроки". После порки я действительно начала упорно учиться, пошли отличные оценки, но хватило ненадолго. И вот мне снова приходится снимать штаны, ложиться на кровать и подставлять попу под ремень. Вот так и пошло: получаю ремня-начинаю во-всю учиться-снова "развинчиваюсь"-снова ремень. Так продолжалось почти до конца школы. Причем вот что любопытно: в первый раз меня пороли несильно, а вот после 2-3 раз ерзала, когда садилась. По-видимому, это как у Достоевского, первое убийство Раскольникову далось с трудом, а уже перейдя эту грань, он легко решился на второе. В итоге школу закончила с медалью, а вот из института дважды чуть не вылетела. Все удивлялись, как медалистка могла так плохо учиться в институте. Скажу сразу, никаких увлечений в духе БДСМ у меня нет и никогда не было. СВП мне помогла понять что же было на самом деле. Сперва с точки зрения моих родителей. В глубине души они как типичные "анальники" были "за ремень", но боялись, что если они меня побьют, это может меня от них отдалить. Ведь даже, когда они меня ругали, это приводило к истерикам. Это было своего рода "плотиной", удерживавшей их от ремня. После разговора в 4 классе "плотина" была "прорвана" и они уже не опасались, что я буду на них обижаться за "справедливое наказание". И вот, наконец, "свершилось": "провинившаяся" дочь лежит на кровати с голой попой и получает "по заслугам" Неужели это произошло? Остается только убедиться, что она понимает "справедливость" наказания и что они ее любят и хотят ей добра. А дальше-по Достоевскому. А с моей точки зрения? До разговора в 4 классе родители меня "морально пытали". А ведь для "звуковика" это хуже ремня. И ремень стал для меня своего рода спасением и защитой от моральных пыток. Но я вовсе не жаждала получать ремня, поэтому после каждой порки начинала усиленно учиться, но, поскольку я "звуковик", этого хватало ненадолго.Прочитала статью и хочу рассказать о своей истории. Как-будто все привратности моей жизни точно соответствуют описанному. Согласно СВП получается, что я типичный "звуковик", мои родители типичные "анальники".
В дошкольные годы и первые школьные меня родители часто ругали: за плохо помытые руки, за неубранные игрушки, за неаккуратный почерк итд. У меня случались истерики, а родители начинали мне тогда говорить, какие они гуманные: мил, Мишу за такое наказывают ремнем, Степу тоже и Верке достается итд. Ругая за почерк, за одну ошибку в диктанте, за которую я получила 4, за плохой рисунок на 3, они мне постоянно говорили, вот будешь так учиться начнутся двойки. И они начались. Первую двойку схлопотала уже во 2 классе. Неужели они были так правы. "Ну вот, что мы говорили"-это стало началом длинной лекции о моем будущем, где я буду подметать мусор. Я проревела всю ночь. Кончилось тем, что я пыталась, правда неумело, скрывать двойки, ведь двойки были доказательством родительской правоты. А родители удивлялись. Мне постоянно читали нотации не только о том, что я позорю семью и буду подметать мусор, но и о том, как плохо скрывать двойки. И вот однажды, в 4 классе, после очередной плохо скрытой двойки они мне сказали: "Мы не понимаем, зачем тебе это надо - скрывать двойки? Ведь мы тебя за двойки не бьем. Вот других за двойки бьют, но они не скрывают" Я спросила: "Если их бьют, то почему они не скрывают?"-"А потому что они хотят быть честными"-был ответ-"но если они такие честные, такие хорошие, то почему их бьют?"-не унималась я-"потому что двойки от лени, от безделия, получив ремня они берутся за дело"-"то есть, по-вашему, ремень это хорошее средство?!-удивилась я-Но ведь вы сами сказали, что за двойки меня не бьете! Вы же сами себе противоречите!"-"Но ведь у тебя истерика когда мы тебя ругаем"-удивились родители-"то есть вы, получается только ругаете, а не боритесь с моей ленью таким хорошим средством, как ремень? Вы же сами говорите это хорошее средство и при этом даже не пытаетесь его применить? А вдруг бы это действительно помогло бы мне бороться с ленью?"-"Но ведь ты скрываешь двойки от нас"-"Может потому и скрываю, что вы только ругаетесь и не помогаете бороться с ленью эффективно"-"Хорошо доча, значит ты сама считаешь что за двойки нам следует тебя не ругать, а наказывать ремнем?"-"Да"-ответила я-"Хорошо, раз ты сама это понимаешь, значит, из тебя еще может получиться что-то дельное. Хорошо, давай тогда договоримся: ты больше не будешь скрывать двойки, но за каждую двойку мы тебя будем наказывать ремнем. Ты сама будешь снимать штаны и ложиться на кровать..." Не помню, сколько прошло времени после разговора, но получив двойку, я действительно это не скрыла. Увидев двойку в дневнике родители, на этот раз лишь немного упомянув про лень и дурь в голове спросили: "Ты помнишь, мы с тобой договорились, что за двойки мы тебя будем наказывать ремнем?"-"Помню"-"Договор все еще в силе?"-"Да"-ответила я и почувствовала, что столбенею-"Ну что-ж, раз так-снимай штаны и на кровать" Первое наказание ремнем было, помню, не очень сильным, сразу после наказания мне сказали "Подойди". Взяв за подбородок спросили "Ты понимаешь, что мы тебя любим и хотим чтобы ты хорошо училась, закончила институт и была счастлива? Но ты ленишься и поэтому тебя надо было наказать. Мы тебя справедливо наказали?"-"Да"-ответила я-"Ты ведь не хочешь подметать улицы?"-"Нет"-ответила я-"Ну ладно, иди и делай уроки". После порки я действительно начала упорно учиться, пошли отличные оценки, но хватило ненадолго. И вот мне снова приходится снимать штаны, ложиться на кровать и подставлять попу под ремень. Вот так и пошло: получаю ремня-начинаю во-всю учиться-снова "развинчиваюсь"-снова ремень. Так продолжалось почти до конца школы. Причем вот что любопытно: в первый раз меня пороли несильно, а вот после 2-3 раз ерзала, когда садилась. По-видимому, это как у Достоевского, первое убийство Раскольникову далось с трудом, а уже перейдя эту грань, он легко решился на второе. В итоге школу закончила с медалью, а вот из института дважды чуть не вылетела. Все удивлялись, как медалистка могла так плохо учиться в институте. Скажу сразу, никаких увлечений в духе БДСМ у меня нет и никогда не было. СВП мне помогла понять что же было на самом деле. Сперва с точки зрения моих родителей. В глубине души они как типичные "анальники" были "за ремень", но боялись, что если они меня побьют, это может меня от них отдалить. Ведь даже, когда они меня ругали, это приводило к истерикам. Это было своего рода "плотиной", удерживавшей их от ремня. После разговора в 4 классе "плотина" была "прорвана" и они уже не опасались, что я буду на них обижаться за "справедливое наказание". И вот, наконец, "свершилось": "провинившаяся" дочь лежит на кровати с голой попой и получает "по заслугам" Неужели это произошло? Остается только убедиться, что она понимает "справедливость" наказания и что они ее любят и хотят ей добра. А дальше-по Достоевскому. А с моей точки зрения? До разговора в 4 классе родители меня "морально пытали". А ведь для "звуковика" это хуже ремня. И ремень стал для меня своего рода спасением и защитой от моральных пыток. Но я вовсе не жаждала получать ремня, поэтому после каждой порки начинала усиленно учиться, но, поскольку я "звуковик", этого хватало ненадолго.

Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...

Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. "Понятия не имею, что это такое, - басит подросток. - В первый раз это вижу". Так стоит ли игра свеч?

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают "мама" из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года... Гениальность или дрессировка?

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трехлеток - чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?

Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает?). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

Краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

Конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

Спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

Ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

Музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

Мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

ЧТО ПОЧИТАТЬ О РАННЕМ РАЗВИТИИ
Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка"
Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя"
Мария Мантессори "Руководство для родителей"
Никитины "Развивающие игры", "Резервы здоровья наших детей"
Масару Ибука "После трех уже поздно"
Евгений Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников"