Основы знания о цвете. Глава I

Общие сведения о цвете

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, химии, физиологии, эстетики и психологии .

Физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.

С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.

Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов.
Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.

Цветоведение изучает основные характеристики цвета, основные, составные и дополнительные цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний и многое другое.

Наука о цвете возникла давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.

В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Выдающиеся художники и теоретики эпохи Возрождения: Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Джорджо Вазари (1511 – 1574), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Альберти и Леонардо да Винчи открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции (это изменение цвета под воздействием другого цвета), предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий – желтый, красный – зеленый. Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 – 1727), Ломоносов (1711 – 1765), Гельмгольц (1821 – 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749 – 1832) написал специальный труд «Учение о цветах».

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.

Глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят и все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить вос- приятие цвета, нам нужен источник света.
Отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза,

Рисунок 2 – Трехкомпонентность цветового зрения

информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра .

Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время – работники кино, специалисты в области рекламы, фотографы и многие другие.

Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности.

Изучение цветоведения дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

В некоторых старинных пособиях живопись нередко определяется как рисование красками. Такое упрощенное и не совсем точное определение указывает, однако, на основной признак живописи, который отличает ее от других видов изобразительного искусства, — именно на то, что живопись, прежде всего, имеет дело с красками, то есть с цветом. Цвет служит одним из основных средств художественной выразительности, а его проблематика составляет один из важнейших разделов теории живописи.

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Очевидно, эта биологическая функция цвета определяет и его роль в духовной жизни человеческого общества, непосредственно выражающуюся в способности эмоционального воздействия цвета на психику человека «Цвет вообще, — писал Гете, — вызывает в людях большую радость». И весьма замечательно, что наиболее распространенные понятия о красоте в народной эстетике связаны с цветом; они нашли отражение и в народном декоративно-прикладном искусстве и в метафорах русского фольклора, таких, как «море синее», «красная девица» и других. К. Маркс не случайно называл чувство цвета «популярнейшей формой эстетического чувства вообще».

Однако что такое цвет? Откуда он появляется, из чего состоит? В чем заключается особенность цвета как одного из наиболее сильных средств эмоционально-эстетического воздействия? Существуют ли и если существуют, то каковы закономерности восприятия и эстетического переживания цвета в природе и в произведении искусства? Каково отношение цвета к другим компонентам художественной формы, таким, как линия, пластика, светотень ? Что такое цветовая гармония? Что такое колорит? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые стоят перед теорией изобразительного искусства в области проблематики цвета.

Этими вопросами с глубокой древности были заняты умы многих ученых. От наивных, не лишенных поэзии теорий учение о цвете пришло в результате длительного пути развития к подлинно научным воззрениям на природу цвета. Иначе обстоит дело с эстетическими свойствами цвета, его ролью в изобразительном искусстве; в этой области накоплено много наблюдений, высказан ряд интересных догадок, однако до окончательного решения этих вопросов еще далеко.

Проблемами цвета и в настоящее время занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию — процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психологию — проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию — значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методики измерения цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения. Теория цвета в живописи на всем пути своего развития делала неоднократные попытки стать независимой от научного цветоведения, особой художественной теорией, но это ей не удавалось. Художникам и теоретикам становилась все очевиднее связь между естественнонаучным учением о цвете и принципами применения его в живописной практике и теории изобразительного искусства.

Между естественнонаучным изучением цвета и художественным, эстетическим освоением его имеется существенное различие. Физик может, например, выразить тот или иной цвет через длину волны, определить его качественно и количественно, но не может анализировать эстетическую природу цвета, не выходя за пределы своей науки. Красота цвета, таким образом, не может быть им постигнута как природная материя, она имеет специфически общественную природу, приобретенную в процессе продолжительной практики эстетического освоения действительности. Этим аспектом общей проблемы цвета должна заниматься теория живописи, опираясь, с одной стороны, на эстетику как методологическую основу, с другой — на научное цветоведение. Потому что как бы ни было специфично явление цвета в изобразительном искусстве, в конечном счете, оно также является природным явлением, и закономерности, проявляющиеся в искусстве, так или иначе, отражают это обстоятельство. Закономерности цветового строя в живописи есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой абстракцию цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому или по-своему. В этом смысле действительность, природа (или натура) являются для художников источником, оригиналом.

Однако попытки разработки основ теории художественной формы часто встречают возражения на том основании, что такое сложное явление, как художественное творчество, нельзя сводить к схеме, что художник творит не по рецептам, что у каждого художника имеются свои творческие принципы и тому подобное. Вероятно, поэтому на сегодняшний день у нас нет теории живописи как научной дисциплины, теории, излагающей основные принципы живописного мастерства. Такая точка зрения вытекает из неправильного представления о природе творческой интуиции как явлении необъяснимом, непознаваемом.

Действительно, в процессе творчества интуиции принадлежит весьма важная роль. Однако последняя в материалистическом понимании есть не некое таинственное озарение, приходящее к художнику неизвестно откуда, а уже ныне объясняемый наукой процесс, в котором эмоционально-чувственному возбуждению сопутствует скрытая от самого автора работа сознания, организующая и подчиняющая определенным закономерностям внешне, казалось бы, беспорядочные, случайные действия художника.

Цветоведение

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет

Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.

Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Цвет (физическое) - различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Естественный цвет тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра.

(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цвет - краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть.

(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов)

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

(Большая советская энциклопедия)



Теория цвета

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр.

Ньютон показал, что белый свет состоит из всех цветов спектра. По мере развития волновой теории света стало ясно, что каждому цвету соответствует определенная частота световой волны.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, т. е. он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. В общем спектре электромагнитных излучений видимое излучение составляет очень небольшой процент.

(видимый свет)


Цвет предметов возникает в процессе отражения и поглощения волн, главным образом, в процессе поглощения. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет создаётся при их освещении. Все живописные краски являются пигментными. Это впитывающие (поглощающие) краски, их смешение происходит по правилам вычитания.

Приверженцы опытов Ньютона понятие цвета трактуют так: цвет - это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.

Вместо ньютоновского механистического понимания взаимодействия как сложения и разложения элементов (цветов), логическая теорема Гёте моделирует диалектический синтез, намеренно используя логические конструкции, соответствующие теперь общепринятым гегелевским: "противоположности", "единство", "качество", "отрицание отрицания", "возникновения нового" и тому подобному, то есть понятия, описывающие не статику, а динамику, процесс. Учение Гёте было по достоинству оценено Гегелем, ставшим его приверженцем и адвокатом против нападок последователей Ньютона.

Классификации цветов

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические - это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки.

Иногда цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета - тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый - холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета холодные и тёплые. Например, холодный синий - ультрамарин, теплый синий - кобальт.

Холодные и теплые цвета

Характеристики цвета

Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них - различные психические, эмоциональные реакции. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность и интенсивность, чистота цвета, температура цвета.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.
Тон - количество света, заключённого в данном цвете. Тон есть степень насыщенности светом, а светлота - неотъемлемое качество любого цвета.

Цветовой тон - это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра...
Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны.

Но интенсивность - это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета - это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Гёте выделил три основных (первичных) цвета: красный, желтый и синий и три вторичных, полученных смешиванием первичных: оранжевый, зеленый и фиолетовый.


Более развернутая модель - двенадцатичастный цветовой круг содержит не только основные и вторичные, но и третичные цвета.


Цветовой круг Манселла

В 1905 г. американский ученый Манселл предложил свою цветовую систему, названную цветовой системой Манселла, определяющую три атрибута цвета: цветовой тон (hue), цветность (chroma) и величину или яркость (value). Цветовой тон у Менселла делится на пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, и пурпурный. Кроме того, каждый цвет имеет 10 градаций. Величина яркости или темноты цвета, определяется в 11 шагов от белого до черного. Цветность, то есть мера насыщенности (или чистоты цвета) разбита на 15 степеней.

В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов - цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.