Развенчивают ли в костеле. Развенчание церковного брака: причины и процедура

Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?

Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

Важно! Ответственное решение о расторжении венчанного союза может принять только высокий церковный чин.

Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею . В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.


Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя , так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны , но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

Причины для расторжения союза

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке . Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.


Церковь позволяет развод в следующих случаях:

  • измена одной из сторон : вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
  • переход мужа или жены в другую веру;
  • жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
  • бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
  • диагностированный алкоголизм или наркомания : обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
  • насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
  • неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание , к примеру, СПИД или сифилис;
  • диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
  • сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
  • длительное тюремное заключение;
  • новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
  • пропажа без вести на срок более 3 лет.

Совет! Если ваши причины не входят в список выше, не стоит отчаиваться – подавайте прошение со своими аргументами. Православная церковь милосердна и старается входить в положение всех без исключения своих чад.

Как расторгнуть?


Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак , подтверждающую это бумагу, и сможете . Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.

Документы


В церковь с собой стоит взять:

  • паспорта;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о венчании;
  • письмо архиерею;
  • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.

Развод в других религиях

Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.

Важно! Процедуре будет предшествовать разговор с духовником, а в случае с католической церковью и целый церковный суд, но в конечном счёте разводящимся всё равно пойдут навстречу.

Есть ли развенчание в церкви у католиков?

Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

После единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.


Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.

Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.

В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.

Можно ли разводиться у мусульман?

Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после , особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.


Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.

Важно! Семья в исламе священна, брак означает союз двух семей, а потому разводы так редки и применяются они лишь как крайнее средство.

Полезное видео

Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:

Заключение

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

Как развенчаться после развода? Тема достаточно щепетильная и интимная. Поэтому многие люди стараются скрыть тот факт, что после заключения брака вовсе решили совершить такой ответственный шаг, как повенчаться в церкви.

Когда влюбленные, окрыленные светлым чувством, вступают в брак, то достаточно легкомысленно начинают относиться к процессу венчания. Ведь они уверены, что проживут вместе счастливую жизнь и всегда будут вместе. Но, как показывает практика, многие пары, которые расстаются по объективным причинам, только тогда понимают, насколько безответственно они подошли к такому священному деянию.

Поэтому у некоторых после процедуры официального расторжения брака возникает вопрос о том, можно ли развенчаться после развода. Ответ на него положительный.

Что это за процесс?

Развенчание церковного брака представляет собой достаточно сложный и долгий процесс, который происходит в той церкви, где он совершался, и тем батюшкой, который проводил обряд. Если же по каким-либо причинам обратиться в эту святыню невозможно, то можно пойти в местную.

Первый этап, который необходимо пройти бывшим супругам, это собеседование с настоятелем. Только после этого разговора необходимо идти и писать прошение в епархию. В этом документе должна раскрываться вся жизнь брака, партнеры приводят свои домыслы и доказательства. Все это нужно, чтобы аннулировать обряд венчания.

Документы

Также для проведения этой процедуры должны быть предоставлены следующие документы:

  1. Копия расторжения брака.
  2. Копия документа, который подтверждает проведение этого обряда.
  3. Готовое заявление от супруга, который уже смирился с неизбежностью и не выступает против расторжения венчания.
  4. Все документы отправляются, в том числе и прошение, в епархию.

Причины

Как правило, одного официального расторжения брака недостаточно, чтобы провести развенчание церковного брака. Должна присутствовать хотя бы одна причина из следующего перечня:

  1. Измена.
  2. Аборт, сделанный женщиной против воли мужа или тайно. Если только здоровью женщины не угрожала прямая опасность.
  3. Заболевания, передающиеся половым путем.
  4. Наркомания, алкоголизм.
  5. Намерение вступить в новый брачный союз.
  6. Избиение супруги.

Решения

Обычно самой серьезной причиной становится именно намерение вступить в другой брак с новым партнером. Если одна из вышеперечисленных причин является основанием для прошения расторгнуть брак, то настоятель или епископ имеют право развенчать супругов в одностороннем порядке.

Если священнослужители посчитают перечисленные причины недостаточно весомыми, то они имеют полное право отказать в прошении.

Что будет после развенчания?

Мы разобрались, как развенчаться после развода. После проведения процедуры оба партнера могут снова решиться на этот ответственный шаг с другими людьми. Отметим, что если все же человек решается на обряд венчания повторно, то новоиспеченным супругам не возлагают венцы.

Благословение можно получить только в том случае, если человек не считается виновником прошлого разрыва. Если же человек, который повторно решился пройти венчание, считается виноватым, то он сможет пройти через него после полного покаяния в своих грехах. Поэтому перед тем, как решиться на развенчание, стоит подумать, нужно ли это партнерам.

В третий раз венчание разрешается только в том случае, если человек овдовел и у него есть маленькие дети.

Прежде чем развенчаться после развода, стоит осознать, что этот шаг является окончательным и бесповоротным разрывом всех связей с нынешним партнером. Поэтому если любовь, уважение и все самые светлые чувства угасли и их невозможно вернуть, то только в этом случае необходимо решаться на это.

Разумеется, такая сложная процедура не может пройти бесследно для обеих, когда-то дружных, половинок. Особенно тяжело это дается женской половине, которая часто впадает в депрессивное состояние и не в силах продолжать дальше полноценную жизнь.

В этом случае нельзя стесняться обращаться в случае надобности к психологу за консультацией. Он проведет необходимую терапию и сможет помочь человеку построить свою жизнь заново. Как правило, в данной ситуации очень хорошо помогает самоанализ. Поэтому тем людям, которым разрыв кажется просто непереносимой утратой, стоит обратиться за помощью как можно быстрей.

Для того чтобы развенчаться с бывшим супругом или супругой, необходимо осознать всю глобальность возникших проблем во взаимоотношениях, и, прежде чем решаться на такие экстремальные меры, лучше попробовать все способы, чтобы суметь спасти брак. Но, с другой стороны, если осознание пришло к обоим партнерам, не стоит затягивать, чтобы не делать друг другу еще больнее.

Вообще, в нынешнее время молодые люди, вступающие в брак, не спешат совершить обряд венчания, так как боятся брать такую ответственность на себя. Они понимают, что этот шаг намного серьезней, чем просто провести свадебную церемонию и жить долго и счастливо. Венчание подразумевает под собой мистическое таинство союза, который должен жить вечно.

Поэтому перед тем, как молодожены решатся на обряд и подадут соответствующие заявления в церковь, настоятель охотно рассказывает все плюсы и минусы данного деяния. Многие бывшие супруги после такого стресса прекращают вовсе общаться и дружить, хотя и знают друг друга. Этот нелегкий период действительно меняет жизнь людей, которые прошли через обряд развенчания. Кто-то замыкается в себе и старается пережить стресс, выпавший на его долю, а кто-то влюбляется снова и уже спешит пройти через обряд венчания.

Заключение

Теперь вы знаете, как развенчаться после развода. Как видите, это непростая процедура. Поэтому думайте тщательно над каждым своим решением в жизни.

На сегодняшний день таинство венчания нередко отличает то, что пара, которая решается на этот шаг, скорее следует моде, нежели действительно желает соединиться друг с другом на небесах. Очевидно, именно поэтому и возникает так много вопросов о том, как пройти развенчание церковного брака.

Понимание церковного брака

Прежде чем разобрать понятие "развенчание церковного брака", следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, - это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак - это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

Таинство венчания как начало супружеской жизни под Божьей защитой

Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви. Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке. В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.

На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака - это союз навсегда, даже после смерти. Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить. Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.

Само же таинство происходит после обручения будущих супругов. Они должны прийти в церковь с зажженными свечами, стать перед аналоем. Стоящий перед ними священник начинает церемонию с вопросов о твердости их намерений. Если получен утвердительный ответ, то венчание продолжается. Пара благословляется, читаются молитвы, возлагаются венцы на их головы. Далее вновь читаются молитвы, супруги трижды обходят вокруг аналоя вслед за священником.

Следует заметить, что венчание не совершается во время постов, святок, пасхальной недели, во вторник и четверг (среда и пятница считаются постными днями).

В каких случаях можно просить о расторжении церковного брака?

Для расторжения союза нужны веские причины. Развенчание церковного брака возможно в следующих случаях:

  • измена одного из супругов;
  • вступление в брак одного из супругов;
  • отлучение от православия одного из супругов;
  • невозможность родить детей в браке;
  • долгое отсутствие супруга без вестей;
  • психическая болезнь одного из супругов;
  • опасность или уже совершенное насилие в браке над кем-либо из супругов или детей;
  • сильное пристрастие или зависимость от алкоголя или наркотиков и др.

В целом этот небольшой перечень может быть еще дополнен, так как ситуации бывают разные.

Как происходит эта процедура

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут. Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Кто может вновь вступать в церковный брак

Теперь вы знаете, как происходит развенчание церковного брака. Во второй раз венчаться может только не виновный в расторжении предыдущего брака супруг. Тот же, кто был в этом повинен, может вступить в новый союз только после покаяния и епитимии, которую накладывает священник в соответствии с канонами.

Само же венчание уже происходит не так торжественно, как в первый раз. Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.

Заключение

Как видим, развенчание церковного брака - это совсем не сложная процедура. Однако прежде чем решиться на это шаг, следует задать себе вопрос: все ли вы сделали, чтобы спасти свой союз? Ведь брак не должен быть игрушкой, нельзя пожить сначала с одним человеком, а потом вдруг решить, что он тебе не подходит. Храните семейные ценности, держите свое слово, данное перед алтарем. Если же нет возможности жить с этим человеком и строить отношения, то обратитесь за разводом, обосновав причины. Если они будут найдены весьма убедительными, то вы его получите.

Если с процедурой стандартного бракоразводного процесса все более или менее понятно, то с венчанием не все так однозначно, как хотелось бы бывшим супругам. Как развенчаться в церкви после развода и разрешено ли это делать по церковным обычаям разберем в данной статье.

Венчание - это не просто красивый обряд, а важное и ответственное событие в жизни молодоженов или супругов. Согласно церковным традициям брак, заключенный в церкви, заключен перед господом Богом, а значит, только он вправе решать, когда этому браку суждено закончиться.

В православном мире проводить обряд венчания можно девушкам, достигшим шестнадцатилетнего возраста и молодым людям старше 18 лет. Венчание подразумевает под собой благословение брачующихся, на вечную семейную жизнь на земле и на небе. Поэтому у церкви просто нет такого понятия, как развенчание. Брак может быть только один.

Возможность все же есть

Несмотря на то что на вопрос можно ли развенчаться после развода церковные традиции дают однозначный ответ -нет, возможность всё-таки существует, но называется она несколько по-иному, а именно повторное венчание. Данная процедура фактически и является развенчанием. А вот кому можно венчаться второй раз после развода и в каких случаях разберем далее.

Причины расторжения церковного брака

Так как развенчаться после развода можно, значит, есть и некий перечень проступков, совершенных одним из супругов, порицаемых церковнослужителями. Так, церковь не будет против церковного развода в случае:

  • измены одного из супругов;
  • развод, зафиксированный документально (но не во всех случаях)
  • наличия у одной из стороны заболевания, передающегося половым путем (венерическая болезнь);
  • наркомания, игромания или алкоголизм у одного из супругов;
  • психические отклонения у супруга или признание его недееспособным согласно решения суда;
  • принятие противоположной стороны другой веры (в том числе отречение от православия);
  • создание противоположной стороной нового брачного союза (юридически оформленного);
  • уголовная ответственность одного из супругов;
  • применение насильственных действий в отношении детей или второй половинки (зафиксированное документально);
  • признание одного из супругов решением суда без вести пропавшим более 5 лет;
  • аборт, без согласия мужа (если данная процедура не была необходима для сохранения жизни матери или по другим медицинским показателям);
  • попытка самоубийства одним из супругов, что послужило невозможности дальнейшей семейной жизни по причине неполноценности, пытавшегося свести счеты с жизнью супруга;
  • принуждение одной из сторон к вступлению в брак, против ее воли;
  • отсутствие возможности иметь детей;
  • подтвержденный факт двоеженства;
  • брачная связь между кровными родственниками (инцест).

Образец решения суда Образец постановления суда Образец постановления о признании человека пропавшим
Образец постановления мирового суда о разводе

Стоит понимать, что для получения разрешения на повторное венчание (развенчание) недостаточно заявить об одном из выше перечисленных фактов священнослужителю, необходимо предоставить документальное подтверждение данного факта (решение суда, заключение психиатрической экспертизы и т. п.).

Можно ли венчаться второй раз если ситуация не подходит ни под одно описание выше? В каждом конкретном случае церковь принимает решение индивидуально, но если причина разрыва банальна (не сошлись характерами или недостаточный заработок одного из супругов) скорее всего, вам откажут в благословении на развод после венчания с бывшей женой или с мужем.

Типовые требования церкви

А что насчет виновного? Как развенчаться с женой или с мужем, если в причине разрыва виноват ты? В зависимости от степени тяжести совершенного проступка и непосредственно лояльности церковного служителя есть возможность на получение благословения, если виновник разрыва изъявил желание провести обряд венчания повторно.

Скорее всего, перед получением благословения необходимо будет раскаяться и понести епитимью.

Епитимья - вид церковного наказания грешника, заключающееся в исполнении им благочестивых дел.

Процедура

Как развенчаться в церкви супругу, который не виноват в разводе? Для этого есть несколько вариантов.

Первый подразумевает обращение в ту церковь, где проходил обряд венчания и именно к тому священнослужителю, который и проводил данный обряд. Скорее всего, он разберется в причинах, и если, по его мнению, они недостаточно весомы предложит супругам примирится и принять друг друга такими, какие они есть.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

Чистый бланк свидетельства о венчании Чистый бланк свидетельства

На основании изложенных фактов и представленных документов им будет составлено прошение в Епархию Русской православной церкви, где и будет принято решение относительно данной просьбы.

Можно ли венчаться второй раз или нет определит данная Епархия и выдаст соответствующий документ.

Что касается второго варианта, то тут необходимо обратиться в любую церковь и подать прошение ее управляющему, который также проведет все процедуры, указанные в первом случае. Если его удовлетворит объяснения супругов и представленные ими документы, он подаст соответствующий рапорт в ту же инстанцию. В рапорте будет указано его непосредственное отношение к данному факту.

Как развенчаться в церкви если один из супругов против этого? Скорее всего, никак так как церковь с большей степенью вероятности будет против. Хуже всего, если одна из сторон, не получив благословения на повторное венчание обманет церковных служителей, и примет участие в данном таинстве. Это серьезный грех, и отвечать человек будет перед Богом.

Еще один нюанс, венчаться после развода с мужем или супругой разрешено, но если этот обряд проводится повторно, венцы над головами брачующихся уже не возлагаются.

С особым трепетом церковь относится к повторному венчанию бывших супругов, так как считается, что брак воссоединился, а значит препятствий никто такому союзу чинить не будет.

Третий раз

До этого речь шла о венчании во второй раз, а что церковь думает о проведении данного таинства в третий раз? Считается, что проводить обряд венчания более трех раз тяжкий грех и ни один священник не пойдет на это. Что касается третьего раза, то он разрешен только в том случае, если супруг или супруга является вдовцом (вдовой) при наличии несовершеннолетних детей. Во всех остальных случаях батюшка не даст благословение.

Венчальное кольцо

Венчальное кольцо после развода не стоит выбрасывать, а уж тем более дарить кому бы то ни было. Если женщина больше не планирует вступать в брак, то не возбраняется ношение данного кольца. В случае если планируется повторный брак, целесообразно просто убрать данное кольцо в сейф или шкатулку, чтобы оно не будоражило чувств новоиспеченного избранника.

Итак, процедура развенчания (повторное венчание) возможно, но с большими оговорками, поэтому прежде чем решиться на такой серьезный шаг, как свадьба в церкви, несколько раз подумайте, а тот ли это человек, с которым вы готовы прожить всю оставшуюся жизнь не только на земле, но и на небе…

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Пропал ты, брат.

– Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.