Сценарий урока на тему «Приходила коляда, накануне рождества. Сценарий праздника«Приди Коляда накануне рождества

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики»).

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.)

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

«ЗАЖГИ СВЕЧУ НА РОЖДЕСТВО»
(Сценарий рождественского вечера)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь и не старея с годами, дарит нам надежду на жизнь вечную.

2 ВЕДУЩИЙ: 2000 лет назад в старинном городе Вифлееме, где не нашлось места в гостинице для Марии, ждущей ребенка и ее супруга Иосифа, но нашлось место на скотном дворе, где можно было скоротать ночь, и родился младенец, которого нарекли Иисусом Христом. Верующие люди считают это событие величайшим в истории человечества, а не верующие празднуют рождество как праздник семейного мира, подарков и веселья.

1 ВЕДУЩИЙ: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется зажечь свою свечу, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.

Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

Так писал Афанасий Фет о рождении Христа… Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств. Связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!

2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня вечером каждый может зажечь свою рождественскую звезду – свечу. Для этого надо только помочь сделать этот вечер интересным и запоминающимся для всех собравшихся.
Много веков назад праздник Рождества чествовался как восстановление рая на Земле. Существовало поверье, что в рождественскую ночь цветет иерихонская роза. Современная рождественская елка – это символ райского дерева.
Кто же из гостей рождественского вечера поможет мне продолжить легенду о елке?!
«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой…

Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она…

Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ! Кто лучше всех угадает продолжение легенды, получает право зажечь свою рождественскую звезду и загадать желание.

(После предложенных вариантов)

Верно! Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.

С тех пор …
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества

Первую свечу у рождественской елки зажигает…, т.е. тот, кто подсказал нам легенду о елочке.
(Музыка, зажигание свечи)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественской елке посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров. Рождественская елка никогда не отбрасывает мрачной тени. В шелесте ее иголок нам чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь».
Сегодня мы зажигаем свечу под именем Доброта! Расскажите нам о самом добром дне уходящего года, о добром человеке, о добром слове, которое спасло вас от мрачного настроения. (Интервью о доброте)

2 ВЕДУЩИЙ: Дед Мороз, который приходит к детям России в новый год, это, между прочим, рождественский персонаж, и прародитель его Святой Николас, т.е. в России – Николай Угодник.
Кто из гостей может рассказать о братьях русского. Деда Мороза, например, о Санта Клаусе, ездит ли он на тройке или запрягает оленей?

(После рассказов)

Теперь всех тех, кто поделился с нами мыслями о доброте и о Дедушке Морозе, я прошу подойти к Рождественской елочке и зажечь свою свечу, не забыв загадать желание!

(Музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать, а лучше всего инсценировать.
Мне нужна помощь – пять талантливых актеров: три юноши (мальчика) и две девушки (девочки) на роли богача и его жены, бедняка и его жены, и доброго волшебника. Вы – актеры театра пантомимы Вам нужно слушать мою сказку, которую во многих странах с разными вариациями рассказывают детям, и движением, жестом показывать происходящее в сказке.
Начинаем:
Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая без сахара, заваренного травами. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику, не зная, что он волшебник. Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг друга, спать, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда ока развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика, стал рвать на себе волосы. А жена богача стала рвать волосы и на себе, и на нем! Они облысели и от жадности умерли, т.к. этого же самого старика они не пустили к себе погреться в канун Рождества. Сказка проста и мораль в вей проста: Будьте, добры к людям!

1 ВЕДУЩИЙ: А сейчас будьте добры, улыбайтесь! Все ваши замечательные актеры зажигают свое свечи! Пусть сбудутся их желания!

(Музыка)
0
2. ВЕДУЩИЙ: Мое желание простое! Давайте поиграем в старинную рождественскую игру – в фанты! Ведущего мы выбираем с помощью простой рождественской считалки!

(Всех желающих выстраивают в большой круг. На каждое слово ведущий дотрагивается до участника в круге).
Рождество, рождество!
Это просто волшебство
Начинаем мы играть
Начинаю я считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем фанты собирать
Будем фанты собирать
Раз, два, три, четыре, пять!

(Собираются фанты другим ведущим)

«Фанту» надо быть актером
И хорошим режиссером!
Все исполнить, рассказать
Раз, два, три, четыре, пять!
В этом круге есть ведущий,
Человек он вездесущий!
Лучше всех он должен знать
Что же «фанту» приказать,
Что у «фанта» попросить
И о чем его спросить!
Я считаю: раз, два, три!
Наш ведущий выходи!

(Игра фанты)

1 ВЕДУЩИЙ: Нашему ведущему «специалисту по фантам» предоставляется право зажечь свою рождественскую свечу! Лучших исполнителям – фантам так же предоставляется такое почетное право.

(Зажигаются свечи, звучит музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Вспомним еще одну забавную рождественскую игру - гадания! Но не те гадания, когда девица сапожок бросает за порог, или воск в воду льет или слушает какое имя будет сказано, чтобы узнать про своего суженого. Это мы оставим для личного пользования. Сегодня игра – угадайка, «золотое колечко на веревочке» хороню, хороню, для своего любимого(ей), храню, храню, кто колечко достает тот меня любимой(мым) назовет».
Колечко на веревочке прячут по кругу. Человек внутри крута, если угадывает, говорит: «Ты моя(й), любимая(ый), ты красивая(ый)» и выходи за круг с тем, у кого угадал колечко на веревочке». Бели не угадывает, становится в круг, а тот, на кого он указал, выходит в центр круга м становятся ведущим!)

(После игры «Колечко на веревочке»)

Образовавшимся парам предлагается зажечь свои рождественские свечи!

(После выступления каждый участник зажигает свою свечу, если нет выступающих, должны быть приглашенные артисты на мини-концерт)

2 ВЕДУЩИЙ: Настало время потанцевать. Рождество – праздник светлый, веселый! Звучит веселая музыка, и ноги сами просятся в пляс.

(Танцевальный блок)

1 ВЕДУЩИЙ (обращаясь к ведущему) : Уважаемый… Я наблюдал, как вы танцуете, и очень хохотал(а). Вот так (пытается копировать) и эдак, и так!!! (смеется) .

2 ВЕДУЩИЙ: Я тоже могу показать, как вы танцевали. И так, и эдак, и вот так (смеется) . Между прочим, наш смех настроил меня другую рождественскую. Игру «Зеркало». Один человек стоит якобы перед зеркалом. Якобы причесывается, поправляет наряд, и даже корчит рожицы, а второй – его зеркало, подражает ему, повторяя все движения человека.

(Игра «Зеркало», зажигание свечей, музыка)

1 ВЕДУЩИЙ: Друзья, какой же рождественский вечер без подарков?!! Санта Клаус посовещался с Дедом Морозом, и послали на наш вечер нечто удивительное: рождественский чулок, очень длинный, в котором есть подарки для гостей вечера, на всех не хватит, но некоторых «удачников» мы выберем с помощью простой рождественской викторины. Тот, кто первый отвечает на вопрос, верно, получает право достать подарок из рождественского чулка!

Итак вопросы:
–Сколько лет Христу? (2000)
– Что означает имя «Иисус» (Бог Спаситель)
– «Иисус» - имя греческое, латинское или испанское? (греческое)
– От какого имени (слова) на иврите образовалось слово Иисус в своей греческой форме Jesus? (Джошуа)
–Как звали мать Иисуса? (Мария)
– Кто первым увидел Христа? (волхвы, пастухи)
– Почему русская православная церковь отмечает Рождество 7 января, а практически весь христианский мир 25 декабря? (Русские отмечают Рождество по старому календарю)
– Какие рождественские блюда популярны во многих странах мира? (из гуся)
– Где видели волхвы (мудрецы) звезду перед рождением Христа на Западе или на Востоке? (на Востоке)

2 ВЕДУЩИЙ: Верно! На Востоке! А мы живем на Дальнем Востоке, и одними из первых встречаем Рождество! (вручение подарков за ответы викторины сразу)

Слава Рождеству светлому!
Слава празднику приветному!

2 ВЕДУЩИЙ: Слава солнцу в небе высокому!
Слава человеку ясному, широкому!

1 ВЕДУЩИЙ: Слава желанному Новому году!
Слава российскому народу!
На Рождество не будем мы прощаться!
Не хочется со сказкой расставаться…
Давайте будем вместе навсегда
И пусть сияет Рождества Звезда!

2 ВЕДУЩИЙ: Свеча, что мы зажгли, частичка той звезды!
Сегодня стал добрее, лучше ты!
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!

(Музыка, лотерея, игры: жмурки, ручейки и т.д. и т.п.)

Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях. Создавать у детей праздничное настроение. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, доброжелательное отношение друг к другу. Дать каждому ребенку возможность поучаствовать в хороводах, плясках и играх со своими близкими членами семьи. Получать радость от совместных мероприятий.

Действующие лица

Взрослые:

2 пастуха

Дети - ангелы, ряженые

Атрибуты: домик, ваза с еловыми ветками, свечи, поднос, платок, ножницы, сантиметровая лента, книжка, нотная тетрадь, краски, градксник, нитки, монеты, мешок для колядующих, шумовые музыкальные инструменты, маски животных, 3 звездочки, символ коляды, угощение для колядующих.

Репертуар :

Песни: «Новогодний хоровод», «Новогодняя песня».

Танцы: «Танец ангелов», «Круговая пляска», «Пляска приглашение»

игра «Жмурки»

Гадание со свечей, гадание по профессиям.

Под музыку дети входят в хал. Их встречает Хозяйка (ведущая) в русском костюме.

Хозяйка: О, я рада, радёшенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте гости дорогие, гости званные да желанные, рассаживайтесь кому куда залюбуется, в нашей избе места всем хватит.

1-й ребенок:

Покатился рождественский вечер,

Где гаданья, надежды и встречи.

2-й ребенок :

То ни снег, ни метель рассыпается,

Рождество к нам идет, приближается,

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Хозяйка: И то верно, давным-давно это было, очень много лет назад. В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества. Украшали дома еловыми ветками и ставили свечи, чтобы их огонь согревал души. А если кто заблудится в ночи огонек свечи приведет его в наш дом. Ребята, а что такое Рождество?

Хозяйка: Это очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

Под музыку входят три ангела, танцуют танец со звездочкой в руках.

1-й ангел

Славьте, славьте,

Сами люди знаете:

Христос родился -

Мир возвеселился.

2-й ангел

Ясная ночь Тихо кругом!

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом,

Свет голубой льется из щелей.

3 - й ангел

Младенцах Чудесный лежит.

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастлив тот, кто к нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Входят два пастуха, обходят зал, встают в центре, опершись о посохи.

1-й пастух

Ох, как труден был путь,

Надо нам отдохнуть.

Вон вдали, свет струится над ним.

2-й пастух

Вот так чудо! Там овцы стояли у нас,

Почему так светло? Я узнаю сейчас.

(бежит в сторону, кричит оттуда).

что я вижу! Младенец чудесный лежит,

Мать склонилась над ним и с улыбкой глядит.

(Подбегает к первому пастуху)

Вот о чем нам ангелы пели в пути,

Надо младенцу поклониться пойти.

1-й пастух

Пойдем! Вон мерцает Большая звезда,

К Младенцу святому ведет нас она!

2-й пастух

Но что падать нам ему от души?

1-й пастух

Вот сыр, хлеб и мед, наверно нужны.

2-й пастух

Я свежего сена для ясель найду, Чтоб было тепло и удобно ему.

Пошли! (уходят)

Хозяйка: С тех пор люди стали праздновать Рождество. В каждой семье пекли пироги, печенья да булочки! А уж песни да хороводы водили - на другом конце деревни было слышно. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споем новогоднюю песню.

« Новогодний хоровод »

Слова и музыка Татьяны Крайниковой

1. Дружно за руки возьмемся,

Возле елки мы пойдем,

Возле елки мы пойдем,

Звонко песню ей споем!

2. Возле елки мы пойдем,

Звезду яркую найдем.

Ты нам руку подавай,

В хоровод скорей вставай!

3. Возле елки мы пойдем,

Гнома бойкого найдем.

Ты нам руку подавай,

В хоровод скорей вставай.

4. Ходит за окном Мороз,

Щиплет щеки нам и нос.

Водит хоровод Зима.

Нам, ребята, не до сна!

5. Дружно за руки возьмемся,

Возле елки мы пойдем,

Возле елки мы пойдем,

Звонко песню ей споем

(дети садятся)

Хозяйка: В ночь перед рождеством дети и молодёжь, нарядившись в вывороченные наизнанку тулупы, медведя, быка, барана, лисицы, Баба Яги, черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Песни эти назывались колядками. Пора и нам позвать е себе Коляду.

Дети: (хором два раза)Приди, Коляда на кануне Рождества.

Входит Коляда (на боку холщовая сумка), вместе с нею ряженые дети.

Коляда :

Кто звал, вызывал, Коляду кричал?

К вам иду, колядовщиков веду.

Звезда светит нам в пути, Каждый дом надо нам обойти!

Идут по кругу. Подходят к 1-ому дому. Их встречает Хозяюшка с миской конфет и печенья.

Кто подает пирога,

Тому двор живота!

Еще и мелкой скотинки,

А кто не дает лепешки,

Завалим снегом окошки.

Ряженные бросают вверх пшено или снежинки.

Ряженные : (хором 2 раза).

Сеем, веем, посеваем

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка 1 - го дома:

спасибо, спасибо, вот вам награда:

Печенье, плюшки - кому что надо!

С Новым годом! С Новым годом!

Открывай сундучок, подавайте пятачок!

Эй, Овсень! Эй! Овсень!

Хоть оладушек, хоть блин,

Хоть сала клин.

Двоим, троим - давно стоим!

Хозяйка 2-го дома:

Вот пышный каравай,

Его с поклоном получай!

Коляда с ряженными подходят ко 3-му дому.

С Новым годом! С Новым годом!

Хозяин с хозяйкой, слезай с печи,

Зажигай свечи, открывай сундучок,

доставай - ка пятачок!

Хозяйка 3-го дома:

Не плясали и не пели!

Угощенья захотели?

Я корову уберу,

Хлеб я припрячу в стогу,

Курочек под лавку,

Поросят в канавку.

Или уходите,

Или нам пляшите!

Коляда:

Мы плясать то мастера,

Не боимся пляски,

руки в боки, веселей,

То не пляски- сказки!

Пляши не скучай,

Рождество встречай!

Танец « Круговая пляска »

Хозяйка:

Все сюда! Все за стол!

За веселый разговор!

Вкусно да гладко, Сытно да сладко,

Прежде чем за еду приниматься

Надо интересным делом заняться!

Коляда: В рождество самым интересным делом было гадание.

Гадай, девица, гадай

Да судьбу свою узнай,

С кем петь, с кем плясать, С кем в игры играть.

Гадание со свечой

Хозяйка: (руки в боки) Это ещё что за шутки?

Хозяйка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! нечистая сила! (грозит кочергой).

Из домика вылетает валенок.

Ах так! Ну, терпенье лопнуло, уж не Чертушко - ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет за домик и вытаскивает из-за печки Черта за ухо ). Вот вам и добрый молодец с хвостом и рожками.

Черт:

я бежал да запыхался,

дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас ребят!

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадет, Тот со мной плясать пойдет!

Игра в « Жмурки »

(чертику завязывают глаза, он догоняет детей)

Коляда:

Кышь, кышь нечистая сила, убирайся к себе в лес! Кышь, кышь, кышь!

Черт убегает.

Хозяйка:

А ух вы вставайте, добры молодцы!

Да поглядите - то, какие красны девицы-

Белолицы, чернобровы, Любую выбирай

Да и пляску начинай.

Пляска - приглашение

Хозяйка:

А теперь самое заветное гадание. Подрастете, найдете себе суженого молодца или красну девицу.

Хотите узнать, кто это будет?

Гадание по профессиям (шутливое)

Всегда в Рождественскую ночь все девушки гадали на суженного ряженого, и мы с вами погадаем. А ну-ка красны девицы выходите, вынимайте из волшебного мешочка предмет и узнаете кем будет по профессии ваш суженный. (в мешочке: расческа - будет парикмахером, стилистом; самолет - летчиком; доллар - банкиром; машинка - новым русским, бизнесменом; пирожное - кондитером и т.д.)

Коляда:

Белый снег белешенький

Застелил дороженьки.

Мы пели и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Хозяйка:

Пусть свечи огонек

Согревает нас всех,

и пусть в новом году

звонче слышится смех.

Коляда:

Пусть любовь и добро

С нами рядом живут.

Ощутите друзья,

Теплоту ваших рук.

Песня « Новогодняя песня »

муз. Варламова.

Верим в детстве мы календарю,

Я к окну снежинку прикреплю.

Скоро наступает Новый год,

Значит что-то вновь произойдет.

Длинный серпантин и конфетти,

Новый год мне снова возвратит.

Пусть зеленой елочкой лесной

Луч надежды загорится мой.

В сказку новогоднюю снова загляну,

Подари сегодня мне волшебства страну.

Снежную мелодию, яркие огни.

Сказка новогодняя детство мне верни.

И не гаснут ребятни глаза,

В эту ночь все верят в чудеса.

Чтоб сбылось все в будущем году,

Загадай желание на звезду.

Всех, кто одинок и кто устал,

Пусть закружит новогодний бал.

И вернет, как добрый чародей,

Нам тепло и свет родных людей.

Хозяйка:

Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в ваших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты, и любви друг к другу.

А теперь приглашаем всех на праздничное угощение!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Приложение к Конспекту развлечения "Коляда, коляда, накануне Рождества".

Пояснительная записка

Мероприятие проводится в период новогодних каникул в музыкальном зале или групповой комнате оборудованной интерактивной доской и проектором. Показ презентации и использование интерактивной доски позволит усилить эмоциональное восприятие. Образовательное пространство необходимо распределить на три зоны: перед экраном (с учётом требований СанПиН); рабочая зона, которая включает в себя столы, стулья и оборудование для работы с тестом; свободное пространство для игровой деятельности. Структура непрерывной образовательной деятельности хорошо продумана, каждая часть направлена на решение определённых задач и достижения цели.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Расширение представлений о традициях и праздниках русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить с приёмами изготовления рождественских козуль.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из пряного сдобного теста.
  3. Способствовать формированию эмоционального отклика на русские народные песни, хороводы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей с рождественской традицией русского народа – гадание.
  2. Уточнить знания детей о новогоднем празднике и Рождестве, об их главных символах и о подготовке к празднику.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, внимание, глазомер.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к традициям русского народа.
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие свободного общения и взаимодействия с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации, интерактивная игра, художественное слово, мотивирование детской деятельности.

Предварительная работа для педагога: подбор дидактического материала, создание флипчарта и презентации.

Предварительная работа для детей: участие детей в подготовке к новогоднему празднику; разучивание рождественских колядок; просмотр мультфильма «Рождество Христово»; беседа «Что такое Рождество?», разучивание песни «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова, разучивание танца «Русский перепляс», музыка Г. Гладкова.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, флипчарт; проектор, ноутбук; глиняные горшочки по количеству детей для гадания, наполненные любым зерном; предметы и игрушки: шприц, расчёска, указка, кисть, машинка, половник, значок полицейского, скрипка, мастерок, весы; готовые козули; противень.

Оборудование для детей: пряное тесто, скалки, доски, формочки для вырезания козуль.

Планируемый результат (целевые ориентиры): ребёнок принимает активное участие в развлечении, проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет; владеет приёмами работы с тестом.

Ход развлечения

Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Чистота кругом и свежесть.
Как же хорошо зимой!
Воздух чистый и морозный,
И не хочется домой.

Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова.

Воспитатель: Ребята, в этом году выдалась снежная, морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники. Какой самый долгожданный зимний праздник вы знаете?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Молодцы! А всё ли вы знаете о Новогоднем празднике мы сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не бывает Нового года?»

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Игра проводится на интерактивной доске.

Задание

Воспитатель загадывает загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.

Дети отгадывают загадку и на экране появляется ёлочка.

Задание «Украсим ёлочку»

С помощью маркера детям необходимо развесить игрушки на ветки ёлочки, самые большие игрушки на нижние ветки, игрушки поменьше на средние ветки, самые маленькие на верхние веточки. Если задание выполнено правильно, звучат аплодисменты.

Задание

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка...

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Дед Мороз.

Задание «Колокольчики Деда Мороза»

На ладони у деда Мороза лежат 3 колокольчика. Ребёнок с помощью маркера выбирает один любой колокольчик - звучит мелодия известной детской песенки. Ребёнку нужно спеть отрывок песни. За правильный ответ Дед Мороз хвалит ребёнка.

Воспитатель: Какие вы молодцы!Со всеми заданиями справились!Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Как вы думаете, почему он так называется? А, что вы знаете об этом празднике?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

2 ребёнок:

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

3 ребёнок:

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Воспитатель: Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения! Хотите я вам расскажу, как праздновали день рождения Христа в старину на Руси?

Просмотр презентации:

Чтение стихотворения:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Дети исполняют «Русский перепляс» , музыка Г. Гладкова.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю испечь обрядовое угощение в форме животных, символизирующие плодородие, которое называется козули. Хозяйки пекли их в больших количествах, а потом угощали детей и гостей. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите за рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Прежде чем мы начнём работать с тестом, нам необходимо подготовить пальчики к работе. Пальчиковая игра «Тесто»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Разгибают пальчики обеих рук.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Козули пекутся из пряного теста, понюхайте, как вкусно оно пахнет. Помните его в руках. Какое оно на ощупь?

Дети: Мягкое, тёплое, липкое.

Воспитатель: Для изготовления козуль нам необходимо пряное тесто, скалка, формочки для вырезания теста в форме животных (коровы, бараны, петухи). Воспитатель показывает предметы оборудования, а дети называют.

Воспитатель: Раскатываем тесто с помощью скалки. Вырезаем с помощью формочки пряник и кладём его на противень.

Показ выполнения работы воспитателем. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Во время работы детей звучит песня «Рождество» слова: О. Сазонова, музыка: А. Варламов в исполнении шоу-группы «Улыбка».

Младший воспитатель относит выпекаться пряники.

Воспитатель: А пока наши козули пекутся я познакомлю вас с ещё одной рождественской традицией русского народа. На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья. А вы, хотите погадать? Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Гадание «Профессии»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят глиняные горшочки, в которых насыпано зерно. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут в хороводе вокруг стола и произносят слова:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с зерном предметы и по ним называют профессию (врач, повар, продавец, строитель, музыкант, учитель, полицейский, водитель, парикмахер, художник), которая им предначертана гаданием.

Воспитатель: А вот и наши козули готовы!

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Воспитатель:

С Рождеством всех поздравляли!
Добра, счастья всем желали,
А теперь пришла пора угостить вас, детвора!

Воспитатель угощает детей козулями.