Совместные игры воспитателя и ребенка. Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

    Игры (ежедневно)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры)(ежедневно)

    Анкетирование

  • Семинары

    Практикумы

    Собрания

    Экскурсии (1 раз в месяц)

    Беседы (ежедневно)

    Чтение художественной литературы

(ежедневно)

    Заучивание стихотворений(1 раз в 2 недели)

    Слушание сказок в аудиозаписи (ежедневно)

    Слушание музыки(2 раза в неделю)

    Театрализация, драматизация, инсценирование(1 раз в неделю)

    Рассматривание картин, иллюстраций и пр. (ежедневно)

    Праздники, досуги; вечера развлечений(2-3 раза в неделю)

    Игры-забавы(для детей младшего возраста)

Художественно- творческая деятельность(лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование и пр.)

(2 раза в неделю)

    Физкультурные упражнения (двигательная активность детей, игры-упражнения в уголке ФИЗО, соревнования(1 раз в неделю);

подвижные игры, игровые упражнения (ежедневно)

    Художественно-продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, а в старших группах и ручной труд) (2 раза в неделю)

    Индивидуальная работа

    Трудовая деятельность (уборка групповой комнаты во всех возрастных группах -1 раз в неделю, починка книг, пособий);

    Мытьё игрушек (ежедневно);

    Экспериментирование (опыты, эксперименты, исследования предметов)

II половина дня (вечер)

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов».

Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр, а в старших группах – и для приобщения детей к труду.

Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр. (1слайд)

Вторая половина дня предусматривает:

    самостоятельную игровую

    и совместную деятельность детей, прогулку.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, игры-драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы, сюжетно-ролевые игры. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом и делом.Также необходимо уделять время играм – забавам и хороводным играм. (2слайд (игры-забавы, с констр., сюж.рол.)

Чтение(слушание) художественных произведений

В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Всё это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе.

1 раз в 2 недели организуется заучивание стихотворений.

Один раз в месяц, начиная со старшей группы, планируются этические беседы и литературные викторины.

Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, сказок, рассматриванием иллюстраций. (3 слайд (чтение с фланелеграфом)

Праздники, развлечения, досуги

Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра.

В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп. На нём они читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.

Игры-упражнения в уголке ФИЗО

Также в вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, игры-упражнения в уголке ФИЗО, для развития двигательной активности детей.

Художественно-продуктивная деятельность

Во всех возрастных группах организуется художественно-продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т.д.

Театрализованная деятельность

Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложного занятия или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями на разных занятиях: по развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни. При планировании педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ (инструктора по труду, музыкальный руководитель и т. д.), которые записываются в тетради «Взаимосвязи с воспитателями»

Трудовая деятельность

Отводится время и для трудовой деятельности. Раз в неделю во всех возрастных группах организуется уборка групповой комнаты, дети стирают кукольное бельё, убирают в шкафу. Ежедневно вместе с воспитателеммоют игрушки, складывают строительный материал и т.д. Дети младших только помогают группвоспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством.В старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей. Они вместе с ним могут изготовить различные игрушки- самоделки для игр.

Воспитатель может также организовать починку книг, пособий.

В младшей группе он выполняет эту работу сам, привлекая детей к посильной помощи: подать бумагу, подержать книгу. В старших и подготовительных группах ребята под его руководством мастерят сами. Организуются игры «Переплётная мастерская» или «Мастерская игрушек».

Во всех группах воспитатель может также давать детям различные трудовые поручения.

Выделяют четыре вида детского труда:

    Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

    Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

    Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);

    Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.);

Осуществляется трудовая деятельность в трёх формах:

    Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).

    Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).

    Коллективный труд (общий и совместный).

Самостоятельная деятельность детей

С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно-образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников.

Иными словами в процессе самостоятельной деятельности дошкольников будут решаться образовательные задачи.

Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей, созданная в условиях созданной взрослыми предметно – развивающей среды. Среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечитькаждому ребёнку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми).

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и другие.)

Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией.

Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого либо позиция равнодушного созерцателя, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса. (видео с/р игры)

Подвижная игра

Этот вид игр любим дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада.

Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей. Показателями самостоятельности ребенка в подвижной игре является:

Знание способов сбора сверстников на игру;

Знание способов распределения ролей;

Эмоционально - положительное отношение к подвижной игре;

Умение самостоятельно выбрать подвижную игру;

Умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;

Умение объяснить сверстникам новую игру, правила в знакомой игре;

Умение подчиниться правилам, оценить своё поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.

С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм её организации отображается с помощью моделей.

Карточки-схемы подвижных игр в самостоятельной деятельности ребёнок может использовать при условиях:

Ребёнок умеет играть в подвижную игру(она ему знакома);

Ребёнок знает компоненты и алгоритм организации подвижной игры;

Карточки-схемы представлены в предметном пространстве группы, на участке, в спортивном зале и доступны детям.

Дидактические игры

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей.

Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематическойоснове и принципе интеграции образовательных областей.

Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога.

Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т.д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок.Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.

Художественно-продуктивной деятельности

В самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников отведено место и конструированию.

В самостоятельной конструктивной деятельности дети с удовольствием конструируют различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. Дети старшего возраста понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат.

Насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретённый познавательный и художественно-эстетический опыт

Работа с родителями

Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребёнка, настроение, даёт советы о воспитании детей, Также можно дать рекомендации родителям по рациональному питанию, закаливанию, режиму дня, массажу, гимнастики. Причём, советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных детях.

Подробности Игры

Анализ литературы, посвященной совместным играм для детей, позволяет предположить, что существует ряд подходов, которые могут использовать воспитатели, чтобы усложнять и добавлять разнообразие к детским играм.

Предметы

Более широкий диапазон реалистичных реквизитов послужит стимулом для социально-драматической совместной игре мальчиков. Предпочтительно иметь более одного предмета форменной одежды (например, пожарного и строителя), чем несколько разных предметов, принадлежащих представителю одной профессии, поскольку это позволяет легче построить и развить групповые сценарии и избежать конфликтов из-за обладания ценным предметом одежды.

Многие из предметов, которые предоставляются для детских игр, призваны отражать стереотипное поведение и особенности, поэтому, как правило, приводят к совместной игре дошкольников одного пола. Между тем, существуют явные преимущества для случаев совместных игр мальчиков и девочек, особенно для мальчиков - с точки зрения языкового развития и социальных навыков.

При планировании использования игровых площадок важно сосредоточиться на предметах, которые позволят проводить смешанную гендерную игру с ролями, приемлемыми и удобными для всех. Точно так же следует уделять внимание предоставлению переносных, а не фиксированных или тяжелых предметов для игр. Дети должны быть в состоянии без труда переставлять игровые предметы и быстро обустраивать совместные игры.

Коллекция картонных коробок, пустых пластиковых бутылочек, контейнеров т.д. является более богатым ресурсом для совместной игры, чем покупной конструктор, отмечает igrushkovo . Детские игрушки СССР в этом смыле более приспособлены для детского творчества, чем их современные аналоги. Диапазон потенциальных игровых сценариев для детей значительно возрастет, если расширить пространственно структурированные рамки вокруг традиционных игровых зон.

Стратегии вопитателя

Исследования показывают, что воспитатели участвуют в спонтанной совместной игре детей только в 1-2% случаев, и что менее 20% этих вмешательств оказывают положительное влияние на эпизод игры. Воспитателям нужно время, чтобы внимательно наблюдать за игрой и быть уверенными, что любое вмешательство, которое они делают, окажет положительное влияние на игру.

Случай из практики 1

Однажды утром в детском саду группа из пяти мальчиков играла вместе в песочнице. Они построили вулкан и разработали сложную сюжетную линию, используя динозавров и других пластмассовых животных. По мере развития сюжета один из динозавров спасался от извержения вулкана. В этот момент Боря прыгнул на вершину вулкана и громко закричал: «Спасите, спасите!». После этого крика воспитатель строгим голосом сделал Боре замечание о недопустимости подобного поведения. Несмотря на то, что Боря и другие мальчики пытались объяснить, что они призывали к спасению, их объяснения были проигнорированы, в результате чего развитие сценария богатой фантазией игры остановилось.

Внимательное наблюдение воспитателя за игрой может дать возможность улучшить сценарий - не за счет прямого вмешательства игру, а за счет тонкого добавления дополнительных предметов.

Случай из практики 2

В детском саду учитель наблюдал за группой детей, разыгрывающих совместную деятельность в песочнице по строительству дорог и домов. Игра начинала терять направление и фокус. Воспитательница подошла к складу и достала пару дорожных конусов. Затем она зашла в гардеробную и взяла три строительных жакета. Ничего не сказав группе детей, играющих в песочнице, она поместила конусы и жакеты на ограждение песочницы - на некотором расстоянии от игры, но в поле зрения детей. В течение двух минут дети включили конусы и жакеты в свою игру, в которой теперь начались серьезные дорожные работы, и двое детей вошли внутрь песочной конструкции, чтобы сделать знаки «остановка» и «дорожные работы».

Учителя могут также в групповом режиме использовать рассказы различных историй, чтобы побудить детей к собственным рассказам в рамках социально-драматической игры. Дискуссии облегчают детям понимание структуру, лежащей в основе повествования и драматического представления, которое они могут начать встраивать в свою собственную игру.

Существует ряд других вмешательств воспитателей, которые положительно влияют на совместную игру детей. Способность играть роль в подчиненной роли, а не в роли режиссера, позволяет воспитателю предлагать свои варианты, которые дети могут принять или отклонить. Этот тип вовлечения позволяет начать обсуждение различных точек зрения на различные роли в сценарии.

Окружающая среда - это живая, меняющаяся система. Это больше, чем физическое пространство, она включает в себя то, как структурировано время и роли, которые мы должны играть. Она обусловливает то, как мы чувствуем, думаем и ведем себя; и это в значительной мере влияет на качество нашей жизни.

Название игры: «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом

Возраст: 3-4 года

Материал: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики)

Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры воспитатель фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Название игры: «Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие

Возраст: 5-6 лет

Ход игры: Дети стоят в полукруге. Один ребенок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.



Название игры «Вопрос - ответ»

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Возраст : 5-7

Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).


Название игры: Обзывалки

Цель : развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст : 4-5 лет.

Необходимые приспособления : мячик .

Ход игры : детям предлагается , передавая друг другу мячик , обзывать друг друга необидными словами , например названиями овощей или фруктов , при этом обязательно называть имя того , кому передается мячик : «А ты , Лешка - картошка », «А ты , Иришка - редиска ». Обязательно предупредить детей , что на эти обзывалки нельзя обижаться , ведь это игра . Завершать игру обязательно хорошими словами : «А ты , Маринка - картинка », «А ты , Антошка - солнышко » и т. д.

Мячик передавать нужно быстро , нельзя долго задумываться .

Комментарий : перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах , о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться .

Название игры: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

Цель : развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст : 3-4 года.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».


Название игры: Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет .

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул .

Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Название игры: «Салют»

Цель : Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения, развивать умения снятия напряжения, воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

Возраст: любой

Материалы : лист цветной бумаги, салфетки, ножницы.
Ход игры : Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки(либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.

Игра: «Ладонь на ладонь»

Цель : Обучать детей эффективному взаимодействию,

развивать умения согласовывать действия с партнером, воспитывать чувство коллективизма.

Возраст: 4-5 лет

Ход игры: Педагог объясняет детям правила.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаться по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок. Итог : дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

Игра: «Меняемся пуговицами»

Цель : Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать, воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Возраст: 5-6 лет

Материал : 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».


Название игры: «Давай поговорим»

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой .

Количество играющих: 2 или больше человек.

Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.В конце можно спросить,кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Лукьянчикова А.Г., инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.) , надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка.

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть, прежде всего, обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Дети обычно очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними. Эксперименты, проведенные в детском саду, показывают, что большинство дошкольников даже предпочитают игру со взрослым игре с игрушками и со сверстниками. Опишем кратко экспериментальную ситуацию. Детям предлагалось на выбор: поиграть самостоятельно с игрушками, поиграть со сверстниками, поиграть с экспериментатором, который прежде уже неоднократно играл с ними. Большая часть 5-летних детей выбрали игру со взрослым. Почему? На этот вопрос одна из девочек ответила: «А так интереснее. Наталья Петровна умеет придумывать новые игры, знает, как играть».

Но далеко не всем взрослым так «везет». Если у ребенка не было опыта совместной игры с тем или иным конкретным взрослым, то на первых порах даже со знакомым ему ранее человеком он испытывает определенные трудности при включении в игру - это проявляется в некоторой растерянности, скованности. Их удивляет и даже настораживает поведение дяди или тети, вздумавших прокатиться верхом на палочке, как на лошади. Иногда даже предложение взрослого: «Давай поиграем» - вызывает ответ ребенка, в котором чувствуется внутреннее сопротивление: «А вы разве умеете играть?»

Причем такое поведение свойственно детям старше 3 лет. В раннем детстве таких реакций нет: дети заинтересованно наблюдают за действиями взрослых и легко включаются в их игру.

В чем же дело? Как показывают исследования, дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игровую деятельность от других, «настоящих» дел. Для детей раннего возраста такой дифференциации еще не существует У дошкольников уже сложились представления о разных сферах деятельности взрослых и детей: работа и серьезные дела - для пап и мам, игра - для детей. Кроме того, дети осознают неравенство своих позиций с позициями родителей, воспитателей: взрослые главнее, их надо слушаться, делать то, что они велят, учиться у них и т. п. (Конечно же, осознание не всегда определяет реальное поведение ребенка, но это уже другой вопрос.)



Действия взрослого, направленные на включение ребенка в серьезную деятельность, понятны ему. Другое дело - вторжение взрослого в сферу игры. Это для многих детей необычное явление, им нужно к этому приглядеться: «А в самом ли деле он играет, или только притворяется?» В таком случае залог успеха взрослого - смена им позиции «превосходства» на позицию «равного», взаимная свобода в отношениях с ребенком.

Итак, взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка. Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же - испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний. Вроде бы это простое дело - включить ребенка в игру. Но даже у профессиональных воспитателей в детском саду такое простое дело не всегда ладится. Казалось бы, все воспитательница обдумала: на стройку дома детей сводила, показала им, как работают строители, игрушки, необходимые для игры, есть, роли распределены, а игры не получается. Дети действуют только по подсказке стоящей «над ними» воспитательницы- ни собственной инициативы, ни фантазии, ни творчества. А все оттого, что воспитательница не смогла избавиться от позиции «учителя» и игру превратила в урок, обязательное занятие.

Переход из одной сферы деятельности в другую связан для любого человека (и взрослого, и ребенка) с некоторой перестройкой внутреннего состояния. Трудность или легкость перехода от одной деятельности к другой определяется в значительной мере предшествующей практикой, мерой удовольствия, свободой отношений, а также владением способами деятельности, к которой нужно перейти. Во всяком случае взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому - их поведение в ситуациях «деловых» или организационно -деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально для взрослых, для того чтобы активизировать их творческие возможности в сферах производства, управления коллективом, обучения студентов. В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные субординационные отношения (руководитель может оказаться «по сюжету» игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным. В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность (конечно, поначалу, пока они не освоятся с новым положением), ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры со взрослым.

Каким образом взрослый может подойти к игре ребенка, не вызывая реакции протеста, и освоиться с позицией «равного партнера»? Это можно сделать через подключение к игре, которую ребенок уже начал сам. В этом случае успех совместной игры будет зависеть от того, как взрослый поймет, разгадает замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» детскую игру, незаметно для ребенка понаблюдать за ним, а потом уже попробовать включиться в игру («Давай я тоже с тобой поиграю»).

Только после того, когда взрослый в глазах ребенка получил статус «умеющего играть», он может сам предлагать и начинать игру, «втягивая» в нее ребенка. Здесь уже надо пояснить ребенку свой замысел (во что вы предлагаете играть), заинтересовать его, «погрузить» в игру.

Но если взрослому трудно «погрузиться» в стихию игры, ребенку трудно из нее выйти, переключиться на повседневные, порой скучные дела. Родители часто сталкиваются в таких ситуациях с детскими капризами, непослушанием или жалобными просьбами: «Мамочка, ну я еще чуть-чуть, я еще компот дочке не дала. Сейчас она все доест, и я пойду умываться» или: «Я еще в космосе, вот приземлюсь и пойду гулять», «Я не могу сейчас идти, мы с бабушкой в поезде едем, она еще без меня вывалится» и т. п. «Не буду, не хочу есть»,- кричит, плача ребенок. И не потому, что он действительно есть не хочет (через 5 минут с аппетитом будет есть), просто ему трудно сразу прервать игру. Чтобы предотвратить такие отрицательные эмоциональные реакции, взрослый может подготовить ребенка к окончанию игры: «Мы сейчас будем с тобой заканчивать игру. Ты пока уложи всех «детей» спать, а я пойду ужин готовить. Закончишь, приходи мне помочь»; «Давай - машины уже поехали в гараж, уже ночь. А завтра будем детей на дачу перевозить» и т. п.

Положим, вы нащупали пути «погружения» в игру и стали для ребенка привычным партнером по игре. И тогда перед вами должен встать основной вопрос: во что и как с ним играть? Ведь понятно, что делаете вы это не просто для собственного удовольствия. Отчасти- для удовольствия ребенка, но тогда достаточно «подстроиться» под его игру - играть так, как играет он. Но все же основная цель совместной игры с ребенком - научить его новым способам построения игры, так чтобы игровая деятельность в полной мере выполняла развивающие функции, чтобы ребенок мог содержательно играть самостоятельно - один или со сверстниками.

Целенаправленное формирование игры тем и отличается от простого упражнения в ней, что взрослый осознанно передает ребенку все более сложные способы построения игры.

В педагогике разработаны приемы, позволяющие взрослому делать это наиболее эффективно и экономно, играя время от времени с ребенком.

Основным средством, позволяющим взрослому формировать игру у ребенка, является сюжет. Развертывая сюжет особым образом, взрослый может ставить ребенка перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры, т. е. переводить ребенка от условных предметных действий к ролевому поведению и взаимодействию, а затем к комбинированию, придумыванию новых последовательностей событий. При этом тематическое содержание игры может быть очень разнообразным, но должно быть близким и понятным ребенку.

Но что значит - развертывать сюжет игры? Может быть, просто рассказать ребенку, во что и как можно поиграть? Оказывается, что рассказ, объяснение здесь не годятся. Ребенок осваивает новый способ в «живом» процессе совместной игры. Развертывать сюжет нужно, играя вместе с ним. Овладение новым способом произойдет быстрее, если взрослый предложит ребенку особые игры (особые не по своему тематическому содержанию, а по форме), которые заставляют маленького партнера почти полностью отвлечься от привычных, уже ранее освоенных способов в пользу новых.

Хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.

Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения - принципы формирования сюжетной игры:

1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка

49. Понятие о комплексном руководстве игрой дошкольников .

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике. Существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры, или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип - организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Второй принцип : воспитатель должен играть с детьми ни протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получает название метода комплексного руководства игрой . Он был предложен Е.В. Зворигиной и С.Л. Новоселовой.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений педагогическая поддержка самодеятельных игр дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам: обогащение детей знаниями и опытом деятельности; передача игровой культуры ребенку; развивающая предметно-игровая среда; активизация проблемного общения взрослого с детьми.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач – ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды , подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе – позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.

Первое требование , обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.

Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
  • Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
  • Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.

Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.