Виды и типы любви. Виды любви: какая бывает любовь

Любовь многолика. Приходя к людям, она приобретает отпечаток их личностей. И потому нет одинаковой любви. Однако, на протяжении истории культуры (а значит, и истории любви) человечество неоднократно предпринимало попытки выделить некие типические ее проявления, ее различные виды. Одним из первых это сделали греческие мыслители.

Так, Платон в своем понимании любви шел от мифа об андрогине. В соответствии с ним, изначально люди делились на три пола - мужчины, женщины и андрогины. Андрогин - существо, округлое по форме, обладающее удвоенным числом частей тела и двумя повернутыми в противоположные стороны лицами. Эти создания были настолько хорошо приспособлены к жизни, что боги решили ослабить их совершенство, разделив каждого надвое и вызвав мучительную тягу к воссоединению. Древние греки полагали, что это взаимное тяготение выражает себя в четырех основных формах. Первая из них - эрос.

"Эрос" - любовь-страсть, безумное по силе чувство, которое стремится "вобрать в себя" свой объект. "Эротическая любовь", прежде всего, включает в себя чувственное влечение и ревность. Она выражает полярность мироздания и непреодолимую тягу к ее андрогиническому преодолению. Этот вид любви находит свою персонификацию в боге Эросе (Эроте). В мифопоэтической традиции он - сын Афродиты. Это ослепительно прекрасный, но жестокий мальчик, ради забавы вселяющий в сердца людей муку любви. По Платону же, Эрос - сын Бедности и Богатства, унаследовавший от родителей не самые лучшие качества - не знающую преград жажду обладания, капризный эгоизм и силу воления. Его колчан со стрелами - символ любовных терзаний, наносимых не только людям, но и богам. При этом эротическое чувство недолговечно: уничтожая своего носителя, вместе с ним оно уничтожает себя.

"Филиа" - любовь-дружба. Она чрезвычайно многогранна: именно к этому виду любви относятся дружба равноправных граждан в полисе, преданность Отечеству, стремление к свободе, к добродетели, к наслаждению искусством (филомусиа). Что объединяет все эти разнообразные эмоции? Понятие связи. Филиа - в первую очередь, означает связь людей, обусловленную социальным или личным выбором. Это любовь, выросшая из совместных взглядов и взаимопонимания. Несмотря на отличие филии от эроса, можно найти в них общий исток. Оба эти чувства зиждутся на необходимости воссоединения, слияния, дополнения. Только в случае филии предполагается дополнение не по принципу противоположности, а по принципу подобия.

Третий вид любви - "сторге". Сторге во многом пересекается с филией: так, и то, и другое чувство, например, свойственно родственным отношениям. Однако, они различаются нюансами, оттенками. Сторге - это органическая любовь, имеющая, скорее, отношение не к индивидуально-личностному, а "родовому" чувству. Это глубокая привязанность, имеющая началом инстинктивное ощущение тождественности.


И, наконец, вершина вершин - "агапе". Это гармоничная, интеллектуальная, "аполлоническая" любовь. Она основана не на страсти, а на разумной воле к взаимопониманию. Не случайно у ранних христиан именно этим термином выражалась новозаветная любовь: "агапами" назывались их братские трапезы.

В средневековье любовь трактуется как высшая форма блага, доступного человеку. Соответственно этому пониманию Аврелий Августин выделяет три формы любви:

· любовь человека к Богу (amor Dei ). Это священная любовь, ибо своим предметом она имеет высшую Истину - Господа как нетленное и совершенное первоначало мироздания. Потому любовь к людям истинна в первую очередь, когда она существует во имя Бога, а не во имя конкретного человека.

· любовь к ближнему, возможная в силу того, что он - подобие Божие. Что касается земной любви, то "это вожделение является не благом супружества, а необходимостью для продолжения рода, позорным пятном на браке", "слугой" брака" .

· любовь Бога к человеку. Бог есть любовь. Но поскольку Он непостижим, постольку непостижима и Его любовь к смертным. Ее нельзя познать, можно лишь почувствовать. Ведь именно посредством любви Бог сотворил все сущее и постоянно дарует человеку отпущение от грехов.

К Новому времени любовь обогатилась новыми ипостасями. Так, в трактате "Любовь" А. Хейнлинк (17 в.) разделяет ее на два подвида - чувственную и действенную. Чувственная любовь сама по себе не хороша и не плоха: важно, скорее, то, какое содержание в нее вкладывает сам человек. Чувственная любовь выражается в страсти и желании, причем, страсть порождается душой, а желание - телом.

Действенная любовь являет себя в трех формах. Первая из них - любовь-уважение. Именно она формирует нравственность и разумное начало человека. Вторая, любовь-доброжелательность, в своих истоках исходит от Бога: именно так Бог относится к своей пастве. И, наконец, любовь-стремление имеет наиболее действенно-нравственную выраженность.

Р.Декарт в трактате "Страсти души" утверждает, что любовь "есть волнение души, вызванное движениями духов, которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть воление, вызванное духами и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными" . Обратим внимание на характерное для Нового времени рациональное отношение к любви: она понимается, в основном, как стремление к приятному. Но при этом в своей классификации видов любви Декарт находит место и для модификации греческого понятия "эрос". Любовь, по Декарту, выражается в трех формах:

· Желание добра любимому. Главная черта такой любви - способность на самопожертвование. Самый яркий ее пример - отношение родителей к детям.

· "Любовь-вожделение", связанная с желанием обладания. Однако, при этом она может содержать в себе черты любви как "желания добра".

· Всепожирающая огненная страсть, являющаяся началом человеческих заблуждений и страданий. Эта страсть проявляется не только в эротическом чувстве. Так, и честолюбец, и скупец, и пьяница, и насильник стремятся к обладанию предметами их страстей. При этом Декарт отмечает, что сам по себе предмет любви для них не значим: он важен лишь в одном качестве - как инструмент, служащий удовлетворению желаний. Если такая любовь носит сексуальный характер, то объект страсти понимается столь же утилитарно- не как цель, а как средство.

На почве пропагандируемой моралистами Просвещения идеи равенства вырастает еще одна форма любви - любовь-дружба. Несмотря на то, что ее исток - в греческом понятии "филиа", "нововременная" дружба имеет характер не только взаимосвязи и взаимодополнения, но и доверия, понимания. Потому она гораздо более личностна. "Главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении сердца от переполненности и надрыва, которые вызывают и причиняют страсти", - писал Ф.Бэкон . В этом понимании любовь-дружба полярно противостоит любви-Эросу. Не случайно Ж.Лабрюйер утерждал, что любовь и дружба исключают друг друга. Другие "плоды" дружбы - раскрытие разума в беседе, в рассуждении, помощь и участие в делах и заботах.

Роль любви-страсти, любви-томления в этот период снижена: мужская дружба представляется куда более продуктивной силой. И это не случайно. В час политических, социокультурных, экономических изменений, в час воцарения нового мироотношения, страстная любовь воспринимается, скорее как помеха. Женщина считается недостаточно разумным и идейнным существом, для того, чтобы быть товарищем мужчине. Не случайно Ф. де Ларошфуко в своих "Максимах" пишет: "Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью" . Что касается физической любви, то в среде просветителей она признается неизбежным злом. Неизбежным - поскольку физиологическая страсть неподвластна контролю и не отменима декретом. Злом - потому что человек, призванный властвовать над миром, оказывается в огромной зависимости от этого глубоко неразумного, подтачивающего его созидательные силы чувства.

Рубеж 18-19 вв. "реабилитировал" физическую сторону любви. Уже у Лессинга и Гете любовь "распространяет" Божественное дыхание по дольнему миру, а потому является священной в самой своей чувственной природе. Отныне, помимо "чувственной" и "духовной" любви, появляется третий ее образ - "чувствительная любовь", которая является своеобразным посредником между ними.

Наиболее известную типологию видов любви в 19 в. создал Стендаль в работе "О любви":

· Любовь-страсть (такой была любовь Элоизы и Абеляра).

· Любовь-влечение, свойственная аристократии при дворе Людовика ХV. "Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета" . Это холодная и красивая миниатюра, в первую очередь, основанная на самолюбовании.

· Физическая любовь, по-прежнему отождествляемая с Эросом. В этом понимании влюбленный - никто иной, как охотник, подстерегающий добычу.

· Любовь-тщеславие. Огромную роль в ней играют соображения престижа, в силу которого мужчина желает обладать яркими, популярными в его среде женщинами. Такая любовь немногим отличается от азарта, с коим владелец конюшни приобретает все новых и новых скаковых лошадей. Что касается тщеславных дам, то для большинства из них мужчина без титула не является мужчиной.

Как мы видим, любовь в понимании Стендаля имеет по преимуществу утилитарный характер, где объект любви тождествен объекту желания, тщеславия, игры.

20 в. создает новые типологии любви. Так, Э.Фромм в работе "Искусство любви" превыше всего ставит "братскую любовь" равноправных. Именно из нее, по Фромму, и проистекают все иные типы любви. В качестве особой формы любви Фромм также выделяет "материнскую любовь". Главное ее наполнение - попечение, ответственность, привитие ребенку ощущения радости бытия. Оба эти типа не ограничены единственным любимым, ведь может быть несколько братьев, несколько детей. Третий же тип - "эротическая любовь" - есть исключительное предпочтение одного всем. Но при этом истинная эротическая любовь по своей сути космична: она возможна лишь как любовь ко всему человечеству в лице одного человека.

Одну из наиболее ярких типологий любви 20 в. создал английский литературовед, философ, автор всемирно известных "Хроник Нарнии" К.С.Льюис.

Типология Льюиса зиждется на разграничении двух основных форм любви - любви-нужды (типичным примером которой является испуганный ребенок, кидающийся к матери) и любви-дара (наиболее ярко выражающейся в жертвенном и щедром отношению матери к ее детям). Обе они истинны. Но если вторая дается от Бога, то первая - следствие Бедности (нехватки). Третья, интегрирующая форма любви, выделяемая Льюисом, - любовь к тому, что вне человека: к природе, понимаемой не как набор ландшафтов, а как праобраз Божественного мира; к своей стране и т.д.

В работе "Четыре любви" на основе этих основных форм автор выделяет четыре вида любви.

Самая смиренная и неприхотливая любовь, по Льюису, привязанность : именно этот характер имеет любовь молодого ученого к старой няне, хозяина - к домашнему животному. Мы можем гордиться другими видами любви - влюбленностью или дружбой. Привязанности мы можем даже стыдиться. Чаще всего мы начинаем различать достоинства милых нам людей, когда их с нами нет. Тем не менее, влюбленность без привязанности может существовать очень недолго. Привязанность обусловливает глубину и умение любви. Потому поистине любит людей лишь тот, кто привязан к своим каждодневным спутникам. Но привязанность подчас оборачивается своей недоброй стороной - "хищной любовью"- вымогательством, ревностью, грубостью по принципу "с родными незачем церемониться". Став богом, любовь становится бесом. Потому привязанности как таковой недостаточно. Необходима более глобальная любовь, лежащая в основе привязанности.

Может быть, это - дружба ? Ведь недаром в старину именно ее считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Увы, современный человек мало ценит дружбу. Причина этого - то, что дружба наименее инстинктивна, наименее естественна. Она не имеет под собой биологической необходимости. Без влюбленности никто из нас бы не родился, без привязанности никто из нас бы не вырос, а без дружбы - сколько угодно. Дружба - сугубо культурное изобретение: она соединяет не индивида с индивидом, а личность с личностью. От других видов любви дружбу отличает ее несамодостаточность: ее целью является не она сама как таковая, а то дело, которое объединяет людей. Потому в дружбе исключительно важен элемент оценки: человека любят за его достоинства. Но при всех ее замечательных качествах дружба, как и привязанность, не идеальна. Хорошего человека она сделает лучше, а плохого хуже. Дружбе свойственна отгороженность от мира, порой даже презрение к людям "не нашего круга".

Но если не дружба, что же является "основой основ" любви? Возможно, влюбленность ? Говоря о влюбленности, Льюис, прежде всего отличает ее от вожделения. Вожделеющему нужно удовольствие, невозможное без женщины. Влюбленному же нужна его возлюбленная, а не наслаждение, которое она может ему дать. Вожделение без влюбленности связано с самим вожделеющим, влюбленность - с предметом любви. Влюбленность уничтожает разницу между словами "брать" и "давать". Потому в браке судьба влюбленности часто неутешительна. Его опасность - в комарином рое каждодневных забот, отрывающих влюбленных друг от друга и их влюбленности. Влюбленность выводит за пределы самости, и в этом смысле она - весть из другого мира. Но все же она - не изначальная, не первичная Любовь. Ведь Любовь есть предельное Добро, а влюбленность может привести и ко злу, она нередко пожирает человека ревностью, подозрениями, досадой и т.д.

Так где же она, истинная Любовь? Льюис находит ее в милосердии . Ведь только в милосердии естественное наполнение любви облагорожено образом Бога. Через веру в Бога возникает вера в человека - в то, что человек создан по Его образу и подобию; в то, что если земная любовь наполнена Божественным сиянием, она не кончается "отныне, и присно, и во веки веков". Кроме того, Бог дает нам еще одну любовь - любовь к себе. Это не эгоизм, а вера в беспредельность собственного совершенствования, к которому человек стремится не только ради себя, но и - главным образом - ради других людей.

Человек - очень сложное создание, а если этот факт помножить на наши индивидуальные физические и психические особенности, генетический набор и собственный жизненный опыт, то окажется, что совершенно правы ученые, утверждающие, что нет на земле двух идентично схожих людей. Отсюда можно сделать вывод, что и область наших чувств так же разнообразна, а видов любви насчитается - ровно по количеству людей на планете Земля. Но все же, при таком великом множестве индивидуальных вариантов, есть некие обобщающие рамки, в границах которых мы можем говорить о нескольких, конкретных, видах любви. Не будем рассуждать о любви к родителям, друзьям, Родине и зарплате. Поговорим о видах любви романтической.

Первое, что приходит на ум - любовь платоническая. На мой взгляд, это любовь без намека на сексуальность или желание обладать любимым человеком. Несколько абстрактная любовь, как бы со стороны. Предполагаю, что платоническая любовь не нуждается во взаимности.

Любовь романтическая - идеализация любимого человека, при которой мы готовы прощать ему все ошибки. Слепая любовь и очень нежная. Нуждается в постоянном внимании, бережном к ней отношении в стадии взаимности. В то же время, влюбленный свернет горы и совершит подвиги на этапе завоевания сердца любимого человека. Романтическая любовь заставляет людей вздыхать при луне, писать лирические стихотворения, томиться, плакать и смеяться без причины, совершать глупости и безумства.

Следующий вид любви - страсть, или физическое влечение. Это сильное желание обладания любимым человеком. Хорошо, если чувство взаимное, тогда все удовлетворены и счастливы. А вот безответная страсть может обернуться большими проблемами для здоровья и психики одержимого ею человека.

Еще один вид - любовь-уважение. Такое медленное кипение чувств, при котором любимый человек дорог, как близкий друг или кровный родственник.

Респектабельная любовь - образцово-показательная, усердно афишируемая, "любовь" на глазах у посторонних людей. Что скрывается на самом деле за респектабельной любовью - не хочется даже представлять.

Виртуальная любовь - уси-пуси и нежные признания, не выходящие за рамки виртуального пространства, смс сообщений или телефонных разговоров.

Любовь продажная - собственно даже и не любовь, а эскорт или сексуальные услуги за определенную сумму денег. Сюда же можно отнести "любовь" альфонсов и содержанок.

Вы сами, наверняка, вспомните еще много других видов любви. Собственно не так важно, какой у любви вид. Важно чтобы она была в наших сердцах - большая, искренняя и чистая, а главное у каждого - своя особенная.

Дарина Катаева

Любовь… Одно слово, и столько смысла. У каждого человека с ним связаны самые разные впечатления и ассоциации. Это чувство очень нежное, приятное, неуловимое и всем знакомое. Для кого-то это обыденность, для других – вся жизнь. Но какое есть значение у любви? Зачем она нужна мужчинам и женщинам? И как ее выявить в своем сердце?

4 вида любви

С давних времен люди, испытывающие новое и непонятное для них чувство, пытались найти ему объяснение. Одни искали причины, другие стремились определить ее тип. Наиболее распространенной классификацией является та, что была предложена Аристотелем – древнегреческим философом.

Этот тип любви философы и психологи называют самым благородным. Само слово «агапе» или «агапи» — греческое. Аналога в русском языке ему нет, поэтому переводчики агапе заменяют или на «любовь», или оставляют в прежней форме.

К отличительным чертам агапе относится:

— Самопожертвование. Ради объекта своей любви человек готов на все, даже в ущерб себе.

Тесная связь ума и сердца. Если указывают на задействование эмоций и мимолетных ощущений, агапе подразумевает задействование разума. Однако она – не бесчувственная любовь, ведь в данном случае агапе стала бы холодной справедливостью.

— Одаряющая любовь. Агапе – это чувство, которое побуждает делать, а не принимать. Проявляя данное чувство, у вас и мысли не возникнет об ожидании чего-то взамен.

— Твердость принципов. Проявление чувств в агапе необязательно. Даже если объект любви не заслуживает этого, агапе побуждает не отступать от своих принципов и по-прежнему проявлять любовь. По сути сама агапе – это принцип по жизни.

Сфера проявления агапе довольно широка. Она нашла свое воплощение в отношениях с другими людьми, в философских понятиях, в литературе и даже в религии. Во всех своих проявлениях агапе остается возвышенным, прекрасным чувством, проявлять которое не так просто. Иногда даже приходится учиться, чтобы проявить любовь агапе. Хотя для некоторых данный тип является олицетворением отрицательных качеств и принципов. Некоторые руководствуются тем, что принесет им выгоду и начинают любить что-то или кого-то.

Любовь-филия находит ярко проявление в . Это долговечное качество, которое является осознанным выбором человека.

К отличительным характеристикам филия относится:

— Не основывается на внешнем. Филия делает акцент на положительных качествах личности.

— Не безгранична. Агапе долговечная и прочная любовь, так как ее основа – принципы. Филия часто возникает между личностями, привлекающими друг друга своим характером и поведением. Поэтому если человек изменится и перестанет нас удовлетворять в эмоциональном плане, от филия не останется и следа.

— Возникает со временем. Чтобы любовь филия появилась между людьми, требуется время. Необходимо узнать друг друга, понять, насколько схожи ваши мнения, и в чем они расходятся.

— Руководствуется разумом. Филия обусловлена личным выбором человека, она не спонтанна, ее можно контролировать.

— Отсутствие двойных стандартов. У филия нет лицеприятия и лицемерия. Она не снисходительна по отношению в друзьям, будучи строгой по отношению к другим людям.

При переводе слова «филиа» с греческого языка на русский часто встречаются выражения: «Насколько ты мне дорог?», или «Я тебя уважаю!». Это указывает на разумную привязанность, которая существует между друзьями.

Какое счастье принадлежать . Узы, объединяющие ее членов, довольно крепкие. Древние греки их называли сторге. Данная любовь неразрывно связана с родственными чувствами.

К отличительным характеристикам сторге относится:

— Проявляется даже тогда, когда человек этого не заслуживает. Сторге – довольно крепкое чувство. Его испытывают матери даже к тем детям, которые этого не заслуживают.

— Привычка. Сторге входит в число тех качеств, которые вырабатываются со временем в кругу семьи. В итоге появляется сильная привязанность между родственниками.

— Нежность. Сторге свойственно проявление заботы, внимания и нежности к родному человеку, даже в ущерб себе.

— Полная открытость. Сторге не меняется, даже когда мы знаем все о другом человеке, даже его недостатки.

Недостаток сторге выражается в том, что женщины делают аборт или бросают детей, другие испытывают нежелание заботиться о престарелых родителях. В последнее время все реже сторге замечается в сердцах людей.

Чувственная любовь – вот главная отличительная черта эрос. Всепоглощающая, необъемлемая и бесконтрольная. Эрос свойственна молодым людям, которые в силу своей неопытности с головой уходят в объект своей безудержной любви. Это любовь между мужчиной и женщиной.

К отличительным характеристикам эрос относится:

— Бесконтрольное чувство. Любовь эрос приходит внезапно и не покидает даже при усилиях разума.

— Не долговечна. Хотя эрос возникает между мужчиной и женщиной, данный тип любви быстро покидает пару.

— Может переходить в другой тип любви. Если партнеры испытывают чувственную любовь по отношению друг к другу, то следующий этап – любовь-дружба. Они узнают друг друга, их все устраивает, и в результате они заключают брак. Однако лучше, чтобы в отношениях было наоборот, так как чувственная любовь слепая.

— Закрывает глаза не недостатки.

— Непостоянная. Эрос то возникает, то утихает. Ей не свойственна стабильность.

Это 4 главных вида любви, которые были выделены в греческой философии.

Дополнительные виды любви

Древнегреческие философы выделили 3 дополнительных виды любви:

Мания. Эту любовь еще называют одержимостью. Она не свойственна нормальным взаимоотношениям, скорее это уход от нормы. Данная любовь основана на ревности. Человек, который ее испытывает, полагает, что только он имеет право обладать объектом своей любви. Такая любовь приводит к печальным последствиям и даже к со стороны человека.
Прагма. Эта любовь тесно связана с усилиями разума и мыслей. Люди, которые ее испытывают, больше думают не о своих чувствах, а том, насколько им выгодно или удобно их проявлять. Уже после мужчина или женщина пытается выяснить, что они получат в результате таких отношений. Такая рассудочная любовь противоестественная. Людям все же стоит к рассудку добавлять чувства, иначе любовь будет холодной и не долговечной, хоть она основана на усилиях наших мыслей. Брак по расчету – не это результат прагма. Скорее любовь по расчету. Молодых людей далеко не всегда объединяет материальная выгода в такой любви. Часто прагма появляется, если мужчина и женщина довольны другими сферами жизни, их все устраивает, и они готовы к длительным отношениям.
Людус. Еще одна из форм «ненормальной» любви, которую могут испытывать люди. Людус основывается только на половом влечении. Ни о каком рассудке или высоких человеческих качествах здесь не идет и речи.

Изменение понятия любви

Со временем началось смешение греческих слов, каждый из философов выделял разные виды любви, считая их более важными. Дж. А. Ли выделял эрос, людус и сторге как три основных вида, а агапэ, мания и прагма – чувства, которые возникают в результате смешения.

В. С. Соловьев также тщательно изучал любовь и ее виды. Он подразделил это чувство на такие три типа:

Любовь, которая дает. Главное проявление этого вида любви наблюдается у родителей, в частности у матерей к ребенку. Этот тип любви жертвенный, мать готова идти на все, ради малыша. Защита, забота, нежность – все это характеристики данной любви. Взамен родителям при этом ничего не требуется. Главное качество в этом типе – жалость.
Любовь, которая получает. Дети по отношению к родителям испытывают такую восходящую любовь. Их привязанность ответная на чувства близких людей. Этой любви присуще уважение и благоговение.
Любовь, которая и дает, и получает. Отношения между супругами – яркое проявление такого вида любви. Их объединяют и чувства, и качества, и отношения. Эта любовь довольно сложная, так как она основывается и на принципах, и на глубокой эмоциональной привязанности.

С древнего времени менялось и воспринималось окружающими по-разному, в зависимости от принятых норм и правил в обществе. Некоторые и до сих пор не могут дать четкое определения этому сложному и глубокому чувству. Для кого-то это химия, для других – неудержимая болезнь. В зависимости от объекта своей любви, силы чувства и мотивов меняется и характеристика этого понятия. Очевидно, что в чистой форме оно не проявляется в сердце, человека, скорее это пряная смесь испытываемых чувств и качеств.

17 февраля 2014

В жизни много путей, но самый долгий из них – путь к сердцу другого человека. И если вы будете противостоять этому пути и сойдете с него, вы лишь потратите время, чтобы позже попытаться отыскать его снова.

Такой человек хочет любить и быть любимым, чтобы ощущать себя целостной и гармоничной личностью.

Из-за этого он может стать навязчивым и ревнивыми любовником, чувствуя, будто он отчаянно нуждается в своем партнере.

Мания проявляется особенно ярко, когда объект любви не отвечает взаимностью либо его ответные чувства неравнозначны.

6. Прагма или прочная любовь

Прагма – это любовь, которая проверена временем, но продолжает созревать и развиваться.

Она вышла за рамки физического влечения, превзошла спонтанность и с течением времени переросла в уникальную гармонию.

Вы можете найти Прагму среди супружеских пар, которые вместе уже долгие годы, или среди друзей, дружба которых выдерживала испытания на протяжении десятилетий.

К сожалению, Прагма не возникает как по волшебству. Мы тратим так много времени и сил, пытаясь или , но так мало времени на изучение способов поддержания отношений.

В отличие от других видов любви, Прагма является результатом усилий с обеих сторон.

Это любовь между людьми, которые научились идти на компромиссы, проявлять терпение, чтобы подталкивать отношения к постоянному развитию.

7. Филатия или любовь к себе

Греки понимали, что для того, чтобы полюбить других, человек должен сначала .

Этот вид любви к себе не является нездоровым тщеславием и самонадеянностью, которая сосредоточена на собственном эго и нарциссизме.

Филатия – это любовь к себе в здоровой форме. Как сказал Аристотель: “Все дружеские чувства к другим – это развитие отношения человека к самому себе.”

Единственный способ по-настоящему быть счастливым – это найти безусловную любовь к себе.

8. Агапе или безусловная любовь

Самый высокий и совершенный вид любви – это Агапе, иными словами, бескорыстная и безусловная любовь.

Агапе – не сентиментальное излияние, которое часто воспринимается в нашем обществе в качестве любви.

Также Агапе не имеет никакого отношения к обусловленному сексуальным влечением виду любви, часто встречающемуся в нашей сексуально одержимой культуре.

Агапе – это то, что некоторые называют духовной любовью. Это безусловная любовь, больше нас самих, безграничное сострадание, бесконечное сочувствие.

У буддистов есть соответствующее понятие – “метта”, т.е. всеобщая любящая доброта. Это чистейшая форма любви, свободная от желаний и ожиданий, существующая независимо от достоинств и недостатков других.

Виды любви. Трехкомпонентная теория любви

Согласно указанной теории, разработанной американским психологом Робертом Стернбергом, существует три компонента любви:

  1. Страсть – влюбленность и сексуальное влечение.
  2. Близость глубокое чувство привязанности и единства.
  3. Обязательства – готовность поддерживать и развивать отношения.

Эти три компонента объединяются между собой, порождая тем самым семь разных видов любви.

Виды любви Страсть Близость Обязательства
Отсутствие любви
1 Симпатия / Дружба +
2 Влюбленность +
3 Пустая любовь +
4 Романтическая любовь + +
5 Дружеская любовь + +
6 Роковая любовь + +
7 + + +

1. Симпатия / Дружба

Подумайте о человеке, которому вы можете рассказать о любом положительном или негативном событии, произошедшем в вашей жизни, включая самые сокровенные тайны.

Конечно, вы его любите. Но эта любовь является симпатией или дружбой, и не претендует на звание отношений.

2. Влюбленность (увлеченность)

Увлеченная любовь может показаться сильной и подавляющей, но она, лишенная близости и обязательств, не является долговечной.

Очень часто влюбленность завоевывает приоритет в вашей жизни, поскольку обусловлена сильнейшей тягой – сексуальным влечением.

Но вам следует тщательно оценить, насколько вы подходите друг другу, и хотите ли вы быть вместе с этим человеком продолжительное время.

3. Пустая любовь

Это любовь, которую некоторые из нас разделяют с нашей семьей и родственниками.

В этом случае вам трудно представить себе будущее без другого человека, но при этом отсутствует сексуальное влечение, а также обмен информацией, касающейся подробностей личной жизни.

К сожалению, многие браки также иногда основаны на пустой любви.

4. Романтическая любовь

Романтическая любовь заставляет вас ощущать бабочек в области живота, когда вы думаете об объекте любви, однако без обязательств такой вид любви не может длиться вечно.

Сочетание страсти и близости создает иллюзию , но без сознательной и активной работы над долгосрочными отношениями возникшее чувство не сможет перейти во что-то большее.

5. Дружеская любовь

В какой-то момент брак или долгосрочные отношения могут перерасти в дружескую любовь.

Это не так уж и плохо, поскольку близость и обязательства являются наиболее сильными из трех компонентов. Тем не менее, важно разжечь огонь и вернуть страсть на положенное место.

Пожилые люди, у которых больше нет сильного сексуального влечения, часто находятся в поисках дружеской любви.

6. Роковая любовь

Внезапно на вашем жизненном пути появляется новый совершенно замечательный человек.

Химия любви, возникшей между вами, поглощает вас целиком, и вы просто не можете удержаться друг от друга.

Все идет прекрасно, и вы абсолютно убеждены, что именно об этом человеке всегда мечтали.

Такой вывод приходит на ум, основываясь на нескольких поверхностных сведениях, которыми вы обладаете: где объект вашей страсти путешествовал, какую музыку он любит, какие фильмы и книги предпочитает и т.п.

И вы с предельной серьезностью решаете для себя, что хотите провести с этим человеком всю оставшуюся жизнь.

Но правда состоит в том, что при отсутствии близости и обмена историями из личной жизни, нельзя судить о человеке объективно, потому что в действительности вы его не знаете.

Совершенная любовь рождается в результате объединения всех трех компонентов любви. Именно к такой любви стремится большинство из нас.

Идеальная ситуация, когда у вас отличный секс, присутствует близость и взаимопонимание, и вы не представляете себе будущее без этого человека.

Заключение

Мы все хотим совершенной любви, которая, придавала бы нам силы и наполняла энергией.

И мы действительно можем найти ее, но, по мнению многих психологов, основная проблема заключается не в достижении любви, а в ее поддержании.