Во сколько месяцев ребенок встает на ноги. Когда можно ставить ребенка на ножки с поддержкой: Комаровский

Первый шаги дочери или сыночка - это большой успех не только для малыша, но и для родителей. Каждый родитель ждет с нетерпением этого момента, а иногда и слишком стремительно. Но не стоит забывать, что все дети разные, и у каждого по-разному происходит развитие. Часто можно пронаблюдать двух малышей одного возраста, один начал ходить в 9 месяцев, но ничего не говорит до трех лет, а другой малыш опоздал с ходьбой, но в два года уже хорошо говорит. И примеров таких очень много. И к каждому ребенку нужен свой отдельный подход.

Многие родители хотят знать, в каком возрасте можно ставить малыша на ножки. Точного ответа невозможно дать, но есть моменты, которые необходимо знать. Многие специалисты утверждают, что не стоит торопить саму природу. Действительно, не следует нагружать позвоночник, иначе это приведет к последствиям. Это нужно помнить, если у малыша дефицит витамина D. Однако будет хорошо, если попытки малыша встать или сесть будут поощряться. С помощью игры, веселые и легкие упражнения принесут пользу растущему организму. Ползание очень важно для развития позвоночника. Массаж, грудное вскармливание, прогулки на свежем воздухе и любовь папы с мамой - очень полезны для полного развития малыша. И тогда малыш сам начнет учиться.

Многие ортопеды предупреждают родителей, что ставить на ноги малыша можно только после 10 месяцев, после того как окрепнет тазобедренный сустав и позвоночник, чтобы не возникали деформации скелета.

Другие врачи говорят о первых попытках встать, начиная с рождения, при этом используя шаговые рефлексы, которые начинают исчезать после 3-х месяцев. Нужно не забывать, что всегда надо учитывать особенности развития всего организма ребенка. Сколько врачей, столько и мнений, особенно о том, когда можно ребенка ставить на ножки.

При рахите нужно ограничивать попытки ребенка встать из – за искривления ножек. Недостаток витамина. Д и кальция можно привести к негативным последствиям, искривлению позвоночника и нижних конечностей. А игровая форма только поможет стимулировать попытки вставать.

При гипертонусе мышц малыша, дети совершают попытки встать раньше шести месяцев, до того момента, как начнут самостоятельно сидеть. Стопа малыша испытывает большую нагрузку из- за веса малыша и напряжения мышц, в связи с этим может деформироваться. Когда малыш стоит на цыпочках, таким образом он быстро устает. В такой ситуации необходимо отвлечь малыша, при этом поддерживать ребенка под мышки и не разрешать долго быть в вертикальном положении.

Во время проведения массажа врач частенько пересаживает и ставит малыша на ножки на некоторое время, таки образом он проверяет врожденные рефлексы. В этом никакого вреда нету. Помимо этого, массаж стимулирует формирование новых способностей и навыков и физическому развитию малышей.

В любом случае не стоит заставлять малыша вставать насильно, а лишь поддерживать его и помогать. Главное создать благоприятную и любящую атмосферу для своего малыша. Тогда ваш ребенок сможет правильно развиваться.

Любая мама испытывает радость, когда ее подросший карапуз научился самостоятельно стоять. Это очередная важная ступень развития, и кроха вот-вот сделает свои первые шаги. Но стоит ли учить ребенка стоять или он должен научиться этому сам? И в каком возрасте допустимо поставить кроху на ножки?

Большинство врачей не рекомендуют торопить развитие ребенка, а дать малышу развиваться естественно. Как только тело крохи сможет выдержать нагрузку от сидения и стояния, малыш сам начнет осваивать данные навыки. Также нужно понимать, что развитие малыша происходит индивидуально и связано с множеством факторов. К примеру, маленькие и худые детки быстрее учатся вставать на ножки, чем полненькие и крупные.

Мнение Е. Комаровского

Известный врач утверждает, что у каждого ребенка рано или поздно появляется желание стоять и роль родителей в освоении этого навыка заключается только в том, чтобы облегчить и обезопасить процесс. Учащемуся стоять ребенку не нужно надевать обувь, пусть кроха учится этому босиком.

Многие родители с гордостью заявляют, что их малыш самостоятельно встал в 4,5,6 месяцев, а ходить начал в 8,9,10. Комаровский в связи с этим хочет акцентировать внимание на том, что из-за ранней длительной нагрузки на позвоночник у таких деток возможны самые разные проблемы в будущем – искривления, радикулиты и другие.

Ребенок сам должен захотеть стоять и в возрасте до шести месяцев тренировать и обучать его стоянию совсем не нужно. Нет никакой проблемы в том, что ребенок еще один-два месяца будет лежать и ползать.

Стоит ли ставить на ножки принудительно?

Задачей родителей является лишь поощрение физического развития крохи. Заставлять ребенка делать что-либо раньше, чем он к этому готов (как сидеть, так и стоять) – огромная ошибка, способная не улучшить, а напротив, ухудшить его физическое состояние. Поощряйте ползание малыша, а вот сесть и стоять кроха должен обучиться своими силами.

Роль родителей

Что стоит делать родителям:

  • Поощрять ползание, поскольку оно укрепляет мышцы и позвоночник.
  • Делать упражнения в игровой форме, развивая мышцы малыша.
  • Не допустить дефицита витамина Д и кальция.
  • Выполнять массаж, поскольку это наиболее полезная стимуляция мышц.
  • Часто гулять на свежем воздухе.
  • Любить и заботиться, уделяя много внимания.
  • Помогать, но не торопить.

Упражнения для поощрения стояния

Многие считают, что для навыка стояния у крохи должны быть хорошо развиты мышцы рук, чтобы малыш смог подтянуться и держаться за опору. В действительности же самыми важными мышцами для освоения вставания и стояния являются мышцы бедер, спины и плеч.

В развитии таких мышц, и, соответственно, в поощрении вставания и стояния, помогут следующие упражнения:

  1. Когда малыш уже уверенно сидит, вы можете начать упражняться с ним на не полностью надутом фитболе. Посадив кроху на мячик лицом от себя, придерживайте ребенка за бедра и начинайте наклонять в разные стороны. Благодаря таким тренировкам у ребенка будет развиваться способность держать равновесие.
  2. Поставьте ребенка на стол лицом от себя и посадите его на корточки. Удерживая кроху за бедра, начните немного покачивать его назад и вперед, побуждая подняться на ровные ножки. Если ребенок еще не в силах подняться самостоятельно, значит, мышцы его ног еще недостаточно окрепли.
  3. Если кроха уже научился вставать у опоры, стимулируйте более частое использование этого навыка, привлекая малыша любимой игрушкой. Усадите кроху на пол рядом с диваном или креслом, а на возвышенность положите игрушку. Ребенок заинтересуется и захочет дотянуться к игрушке, ухватится за опору и встанет. При первых попытках обязательно страхуйте малыша от падения. И не забывайте подбадривать ребенка в его успехах.


Положите игрушку на диван, пусть ребенок сам встанет к ней

Раннее вставание на ножки

Ребенок может начать пытаться вставать еще до освоения навыка сидения (раньше шести месяцев), если у него имеется гипертонус мышц. Если разрешать такому малышу долго стоять, возможна деформация стоп. Отвлекайте малыша и не допускайте длительного вертикального положения, а также непременно поддерживайте под подмышки.

Также советуем вам прочитать статью о том, когда ребенок начинает стоять . Узнаете много интересного и будете подготовлены к этому интересному периоду в жизни малыша.

Сначала мы ждем, когда малыш начнет держать головку, затем – когда сможет самостоятельно переворачиваться, потом – когда сядет, поползет и наконец – когда встанет на ножки. Все эти, так сказать, вехи развития сугубо индивидуальны. У кого-то получается пораньше, у кого-то попозже. Так что какие-то точные даты здесь нельзя установить.

Главное – не торопитесь

Такой совет дают многие специалисты. Доверьтесь естественному развитию малыша. Он сам покажет, когда будет готов сначала попытаться сесть, а затем – встать. Для этого его позвоночник и тазобедренные суставы должны быть готовы к новым нагрузкам. Как утверждают ортопеды, ждать придется 10 месяцев – именно в таком возрасте позвоночник и тазобедренные суставы способны выдерживать нагрузку и предотвратить деформацию костей.

Убедитесь, что отсутствует дефицит витамина Д

Также важно быть уверенным, что у ребенка не наблюдается дефицит витамина Д и нарушение усвояемости кальция (См. « »). В этом случае ставить малыша на ножки тем более нельзя, потому что может произойти искривление конечностей. Почаще выносите его на свежий воздух, особенно в солнечные дни, выполняйте предписания педиатра – и проблема будет решена.

Будьте бдительны при гипертонусе

Еще одно противопоказание для ранней постановки на ножки – гипертонус мышц. В этом случае, кстати, малыш может пытаться встать еще до того, как научится самостоятельно сидеть. Следите за тем, чтобы он не делал этого. При гипертонусе стопы ребенка будут испытывать большую нагрузку из-за напряжения мышц и веса малыша и могут деформироваться. Так что сначала сделайте все, чтобы устранить гипертонус.

Готов ли малыш встать на ножки?

Ответить на этот вопрос нам поможет знание некоторых факторов, от которых зависит, в какой срок ребенок будет готов сменить горизонтальное положение на вертикальное.

Наследственность

Полученные гены сильно влияют на рост и характер ребенка. Вспомните себя и своих родственников в этом возрасте: если вы и ваши родители подвижные, активные, то вряд ли ваш ребенок будет склонным к медлительности и задумчивости, и наоборот. И если вы рано стали ползать и ходить, то скорее всего и ваш малыш рано сядет и пойдет.

Физическое сложение

Стройным детишкам гораздо легче встать на ноги, чем крупным и склонным к полноте. Последние сделают это позже. Но это ни в коем случае нельзя назвать нарушением, просто каждый ребенок индивидуален, а норма – понятие расплывчатое.

Развитие нервной системы

От этого напрямую зависит умение держать равновесия и управлять своими ручками-ножками. Так что если у ребенка были или есть неврологические проблемы, то ходить он начнет тогда, когда будет к этому готова нервная система. Все опять-таки сугубо индивидуально.

Мотивация

Ребенок должен сам захотеть встать на ножки. Равно как перед этим – сесть или поползти. Но если он этого не делает, возможно, просто пока не хочет. Заинтересуйте его! Для малышей важна мотивация. Положите яркие новые игрушки не рядышком, а поодаль – так, чтобы до них нельзя было просто дотянуться. Может быть, любопытство заставит малыша подняться и сделать первые шаги. А может быть, на прогулке он увидит, как ходят другие детки, и захочет последовать их примеру. Главное – не заставлять.

Помогаем малышу

Получается, что все зависит от природы, а от нас с вами – практически ничег? Вовсе нет! Мы не должны пассивно ждать, пока ребенок сам созреет для того, чтобы встать. Напротив, мы обязаны способствовать развитию мышечной системы малыша.

Массаж

Для этого подойдет и массаж, и побуждение к активному движению. Например, после купания не спешите одевать малютку, пускай примет воздушные ванны, и вы увидите, как бодро и весело он начнет дрыгать ручками-ножками. Прекрасная физкультура!

Ползание

Очень важно также не пропустить такой важный этап в развитии, как ползание (См. « »). Хотя многие родители считают, что вовсе не обязательно сначала научиться ползать, а затем встать на ножки, однако ортопеды придерживаются совершенно противоположного мнения: ползание необходимо для укрепления и позвоночника, и мышц. А вообще ребенку важно расти в атмосфере любви и заботы. Благодаря этому он будет нормально развиваться, проявляя интерес к миру. И в какой-то момент захочет исследовать его в вертикальном положении.

Сначала, наверное, нужно сказать о том, что конкретного возраста, когда можно ставить ребенка на ножки, не существует. Есть ограничения для ранних сроков – не младше 7-8 месяцев. Однако только малыш может показать, что готов, это проявится в его попытке удерживать равновесие и вставать на ноги с поддержкой рук.
Эта естественная стадия развития как раз и говорит, что уже можно. Нюансы этого периода жизни малыша:

Во сколько можно ставить ребенка на ножки

Общепринято считать, что первоначальная постановка ребенка на ножки может начинаться после того, как он самостоятельно научится сидеть, удерживая равновесие и твердо ориентируя голову. Иногда встречаются «очумельцы», которые учатся ходить раньше, чем сидеть или ползать, но это скорее исключение или патология развития.

Стоит иметь в виду различия между девочками и мальчиками, потому что основная нагрузка при ходьбе ложится на тазобедренный сустав и позвоночник. Девочек и , и ставить на ножки на месяц позже мальчиков.

Важным критерием решения о становлении малыша на ноги является его физическое состояние и степень физиологического развития.

При нормальном общем состоянии ножки дети ставят по-разному, ввергая мам в смятение.

Ребенок неправильно ставит ножку

Многие родители замечают, что кроха неправильно ставит ножку: внутрь, криво, подгибает пальчики, на ребро или носочек. Давайте разбираться почему так происходит и надо ли что-то предпринимать.

Изначально детские ножки в 98,6% случаев имеют характерную «О»-образную форму, при этом ступни часто развернуты носками друг к другу. Иногда это может сопровождаться классическим косолапием, когда ступня встает на наружную сторону – все это вполне естественно и нормально.

При самых первых попытках поставить на ноги он часто поджимает пальчики – это рефлекторная реакция на раздражитель (пол, напольное покрытие) – это нормальное явление, проходящее через 1-2 недели регулярных занятий. Если ребенок не перестал подгибать , стоит обратиться в поликлинику и взять направление к дерматологу и ортопеду (провериться никогда не лишне).

Часто дети (особенно девочки) ставят ноги на носок – это пример психосоматического подражания и желания расти, становясь выше. То есть это не просто естественно, а абсолютно нормально. В данном конкретном случае тревогу может вызвать скорее абсолютно правильная постановка ног без проявления всех перечисленных подражаний и рефлексов.

Насторожиться следует, если нестандартная постановка ножек продолжается более 3-х недель (при условии регулярных занятий) или происходит несимметрично (само по себе не страшно, но может быть признаком начала развития плоскостопия или косолапия).

Если это происходит не постоянно, а систематически, то это явный признак выраженности развития одной стороны (правша или левша).

Предостережения

Почему нельзя рано ставить ребенка на ножки:

  1. Ранняя постановка может привести к кривизне ног, т. к. косточки ещё мягкие, а также к излишней активности потовых желез (ноги постоянно будут потеть, что приведет к характерному запаху и множеству грибковых заболеваний).
  2. Позднее начало опасно формированием патологической походки и постановки стопы. Чтобы этого избежать следует применять шипованный резиновый коврик и несколько упражнений, которые вам покажет любой педиатр или детский ортопед.
  3. Постановкой при врожденных патологиях или приобретенных заболеваниях (ювенильном артрите, например) должен руководить опытный ортопед. Ни в коем случае не пытайтесь ставить малыша самостоятельно.

Так что мамы двухмесячного, трехмесячного и даже шестимесячного грудничка, не спешите. Ваша кроха встанет, когда придет время.

Многие родители деток возрастом от 6 месяцев наблюдают возрастающую потребность во внимании у своих чад. Поскольку ребенок этого возраста еще не может передвигаться самостоятельно, производителями детских товаров было придумано приспособление под названием Ходунки.

Раньше 6 месяцев сажать ребенка в ходунки НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Передвигающееся на колесиках приспособление для обучения ребенка до 1 года ходьбе и поддержания его в горизонтальном положении – это детские ходунки. Для опоры внутри имеется поддерживающее мягкое сидение.

Они позволили юному исследователю получить долгожданную мобильность, а взрослым разгрузить руки. Заболтивые родители начинают задавать вопросы опытным мамам, педиатрам и просто в интернете ищут информацию о том, когда можно начинать сажать ребёнка в ходунки? Как раз в этой статье рассмотрены основные моменты, на которых взрослым стоит акцентировать внимание.

Противопоказания к пользованию

  1. Наличие пониженного или повышенного ножек у детей. Устройство сконструировано таким образом, что малыш в основном передвигается на носочках. Рекомендуется тщательно регулировать ходунки и обувать малышу легкую обувь для лучшей постановки стопы.
  2. У ребенка опрелости или др повреждения кожи в местах соприкосновения с ходунками.
  3. Ребенок имеет признаки рахита.
  4. У ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата.

Нужно помнить!

  • Ножки должны стоять ровно;
  • Одевайте ребенку на ножки сандалики;
  • Отрегулировать ходунки по росту ребенка.

Когда можно использовать

Современные педиатры остерегаются давать точные сроки, поскольку развитие каждого ребенка идет в собственном ритме. Поэтому решая для себя, во сколько месяцев начать использовать ходунки, стоит учитывать совокупность следующих факторов.

  1. Самое главное, это чтобы ребенку было минимум 6 месяцев! Оптимальный возраст когда можно попробовать малыша посадить в ходунки 7 — 8 месяцев ! Это обуславливается физической готовностью мышц, помогающих ребенку поддерживать тело в вертикальном положении. Ребенок должен уметь подниматься на ножки возле опоры или с помощью взрослых.
  2. Как только малыш сможет самостоятельно сидеть, не заваливаясь на бочек, вы сразу поймете, что мышцы его спины окрепли и ребенка можно сажать в ходунки. Во сколько месяцев это произойдет — зависит от каждого ребенка индивидуально (~ ).
  3. Психологическая готовность детей. Ребенок сам своей двигательной активностью и желанием ползать, идти с поддержкой подаст старшим сигнал о готовности к новым подвигам. Если же малыш еще не пополз (), то привыкнув к ходункам, он и вовсе может пропустить эту важнейшую ступень развития.


Поговорим о мальчиках

В виду физических особенностей мальчиков многие родители опасаются их длительного пребывания в ходунках. Они аргументируют это возможностью негативного влияния на формирование мочеполовой системы мальчиков вследствие неизбежного трения промежности, сдавливания половых органов и возникновения опрелостей. Обсуждая тему, когда можно мальчиков сажать в ходунки, ортопеды и педиатры советуют придерживаться общих рекомендаций, ограничив время пребывания малыша в ходунках не больше сорока минут за сутки.

Что же девочки?

Аналогичными вопросами задаются родители всех принцесс. Дело в том, что именно девочки более подвержены риску возникновения дисплазии тазобедренных суставов. Это заболевание опорно-двигательного аппарата усугубляется ходунками, если оно не было ранее диагностировано. Прежде чем решать, со скольки месяцев девочек начинать приобщать к ходункам, стоит уделить особое внимание её физической подготовке. Любая девочка в будущем станет мамой. Потому стоит бережно относится к здоровью её тазовых костей, суставов и позвоночника.

За всеми плюсами и минусами не стоит забывать, что ребенок в ходунках сможет взглянуть на мир с другого ракурса, натренировать способности к координации, быстрее становится самостоятельным и удовлетворяет жажду познания.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Мамам же ходунки обеспечивают передышку.

Как выбрать ходунки

  • Основание ходунков должно быть широкое и устойчивое (желательно треугольное).
  • Спинка должна быть жесткая и высокая (чтобы избежать неправильной посадки ребенка. Т.к. опорно-двигательный аппарат ребенка еще слабо сформирован).
  • Широкие, и глубокие сидения из непромокаемой ткани. Не слишком жесткое.
  • Большие, крутящиеся во все стороны колеса. Чем больше колес тем лучше. Выбирайте ходунки со стопором колес.
  • Регулируемая высота.
  • Съемная столешница с игрушками, подносом или музыкальной панелью.

Молодые родители, приобретая ходунки, рассчитывают на то, что ребенок научится раньше ходить, сможет сам передвигаться, познавать самостоятельно окружающий его мир, а у них будет немного времени отдохнуть. Оправдываются ли ожидания родителей, так ли уж практичны ходунки, какие последствия от их использования – рассмотрим более детально.


Положительное влияние ходунков на физиологию ребенка: «ЗА» ходунки

  • Малыш получает новые положительные ощущения и эмоции, что благоприятно сказывается на его психоэмоциональном развитии.
  • Он понимает, что может свободно передвигаться, появляется возможность самому исследовать окружающие предметы, самостоятельно добраться и дотянуться к яркой игрушке, потрогать новые предметы.
  • В вертикальном положении ребенок по-иному воспринимает окружающую его обстановку.
  • Увеличивается двигательная активность, которая разнообразит движения. В этот период физическая активность положительно влияет на развитие мышления и образование новых связей в коре головного мозга.
  • Малыша привлекают ходунки как интересная, увлекательная игрушка, к которой прикреплены передвижные кольца, шарики, звуковые кнопки, погремушки, что развивает и мелкую моторику пальцев и тактильные ощущения.

Конструкция ходунков обеспечивает неплохой уровень безопасности и устроена таким образом, что ребенок не может дотянуться до опасных мест (розетки, плита, посуда на столе). На какое-то время родители смогут «взять тайм-аут», передохнуть или сделать необходимые домашние дела.

Негативные аспекты использования ходунков: «ПРОТИВ» ходунков

  • Замедляется развитие двигательных навыков, устойчивости, отодвигается начало самостоятельной ходьбы, т.к. ребенок практически не прикладывает усилий для удержания себя на ногах в вертикальном положении. К тому же, он не ставит ножку на всю ступню, а толкается пальчиками или как бы ходит «на цыпочках», что формирует неправильное положение голеностопного сустава. В ходунках у малыша нет возможности приседать, подниматься, подтягиваться.
  • Не совсем правильное положение тела в ходунках отражается на развитии ножных мышц, положении тазобедренных суставов, приводит к преждевременной вертикальной нагрузке на позвоночник, его возможному искривлению и перенапряжению спинных мышц.
  • При использовании ходунков у малыша «выпадает» период ползания. Именно в это время укрепляются мышцы всего тела, улучшается координация и согласованность движений. Это естественная подготовка тела к ходьбе.
  • Ребенок неуверенно чувствует себя в пространстве, плохо держит равновесие, которое формируется в самой начальной стадии, когда он только еще учится стоять.
  • Отмечается негативное влияние на мозжечок, отвечающий за вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве и координацию движений.
  • У малыша не в полной мере развивается чувство опасности и самосохранения, он не умеет «правильно» падать, как это присуще детям, что иногда приводит к серьезным травмам. Учась этому в более позднем младенческом возрасте, ребенку все равно придется пройти этап «правильного падения» и осознания опасности от предметов (дверь, межкомнатный порожек, угол мебели и пр.).
  • Если положительным моментом можно считать, что ребенок в ходунках не может дотянуться до опасных предметов благодаря их конструкции, то этот же момент является и отрицательным, т.к. в возрасте до года именно через тактильные ощущения (потрогать, взять, ощутить на ощупь) проходит познание свойств предметов и вещей (горячее, холодное, скользкое, тяжелое).
  • Ходунки – травмоопасны. Ребенок может передвигаться в них довольно быстро и, несмотря на ограничители, сильно удариться непосредственно о ходунки. Иногда они переворачиваются, натыкаясь на препятствия (дверной порожек, загнувшийся угол ковра) и тогда малыш, вываливаясь из них, может получить травму.

Видео: ходунки ЗА и ПРОТИВ

Влияние ходунков на развитие малыша


Казалось бы, ходунки содействуют физическому и психоэмоциональному развитию ребенка и в то же время множество исследований доказывает обратное.

В младенческом возрасте физическое развитие напрямую связано с формированием психики человека. Педиатры и психологи утверждают, что период ползания – важный этап в развитии и формировании психики не только детей грудного возраста, но и в дальнейшей их жизни. Поэтому, желательно не ограничивать ребенку период ползания, при котором организм получает всестороннее естественное развитие.

Ходунки же, якобы предоставляя ребенку относительную свободу передвижения, изучения окружающего мира и свойства предметов, тем не менее, задерживают психоэмоциональное развитие. Такие дети на 2-3 недели позже становятся на ноги и начинают ходить. С одной стороны, у них недостаточно развивается чувство опасности и страха, с другой стороны, они испытывают неуверенность в себе при самостоятельной ходьбе и ищут поддержки родителей. Появляется пугливость, склонность к беспричинной панике.

Педиатры считают, что более целесообразным для правильного физического развития ребенка будет манеж. Он надежно ограничит ребенка от травм, от «несанкционированных» передвижений, одновременно предоставляя ему возможность делать «правильные» движения и не ограничивает физической активности (сидеть, вставать, переступать, держась за бортики, ползать). Выбор остается за вами, родители.

Мнение эксперта: С какого возраста можно использовать ходунки

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!