Зигмунд фрейд толкование сновидений pdf. Зигмунд фрейд - толкование сновидений

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие – по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,
Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.


Robert Kastor Ручка, чернила, 1925


Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Предисловие ко второму изданию

Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд.

Очень кратко Сновидение - «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.

Картина К. Брюллова «Сон монашенки»

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя - пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение - осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая - цензуру, которая искажает это желание.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся - подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание - встретиться с любимым человеком на похоронах.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение - это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения - это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция - при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) - это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы - палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук - представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка - символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение - это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные - это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения - избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина - в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса - чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон - это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную - Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Зигмунд Фрейд

Sigismund Schlomo Freud

Сигизмунд Шломо Фрейд

Родители:

отец – Якоб Фройд, родился в 1815 году в городе Тисменыця Ивано-Франковской губернии;

мать – Амалия Натансон также родилась на Украине, в городе Броды, Львовская губерния;

Интересы: психоанализ, терапия.

Образование: магистр, Венский университет, 1881.

Профессиональная деятельность: доцент Венского университета, 1885; профессор неврологии Венского университета, 1902…38; почетный доктор права университета Кларка, 1909; иностранный член Королевского Общества; основатель Венского психоаналитического общества; редактор International Journal of Psychoanalysis, Imago.

Основные публикации

1896 The Aetiology of Hysteria, 3, 187–221.

1900 The Interpretation of Dreams.

1901 The Psychotherapy of Everyday Life. 1905 Three Essays on Sexuality, 7, 135–143.

1909 Analysis of a phobia in a 5 year old boy, 10, 3-149

1911 Psychoanalytic notes on an autobiographical account of a case of paranoia (Dementia Paranoides).

1913 Totem and Taboo. 1923 The Ego and the Id, 3-66. 1925 Some physical consequences of the anatomical distinction between the sexes, 19, 243–258.

1927 The future of an illusion, 21, 3-56.

1931 Female sexuality, 21, 221-43.

1933 Femininity, 22, 112–135.

1933 New Introductory Lectures on Psychoanalysis.

1939 Moses and Monotheism. 1966 The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.

Grunbaum A. (1984) The Foundations of Psychoanalysis: A Philosophical Critique. University of California Press.

Kline P. (1981) Fact and Fantasy in Freudian Theory. Routledge.

Зигмунд Фрейд получил образование по специальности врача в Вене в 1880-х. Он публиковал статьи в области неврологии и афазии, но не имел возможности получить академическую должность из-за господствующего антисемитизма. В результате он занялся психиатрией, работал с Шарко в Париже и размышлял, сначала вместе с доктором Брейером, над идеей психоанализа.

Начиная с 1890 и до своей смерти в Англии в 1939, Фрейд играл основную роль в развитии идей психоанализа и его институтов, хотя по мере развития этого направления сюда внесли свой немалый вклад и другие ученые.

Следует иметь в виду, что психоанализ – это и теория, и терапевтический метод, основанный на ней. В этой статье я коснусь главным образом теории. Когда Фрейд впервые представил результаты своего психоаналитического метода – лечения беседой, в ходе которого пациентам, лежащим на знаменитой кушетке, предлагалось излагать свои свободные ассоциации аналитику, его встретили насмешками, скептицизмом и враждебностью. Представление о детской сексуальности, о том, что сексуальные влечения являются важной побудительной силой человеческого поведения, Эдипов комплекс и тот факт, что людьми управляет не разум, а бессознательные влечения, – все это оскорбляло европейский викторианский «дух времени». Эту обиду Фрейд интерпретировал как сопротивление мучительной истинности этих идей.

Фрейд объявил, что он открыл эти истины при помощи своего психоаналитического метода, опирающегося на принципы свободных ассоциаций и анализ сновидений. Все это составило фундамент его теории и в настоящее время весьма критически оценивается наукой.

В 20-е и 30-е психоаналитическую терапию стали рассматривать как мощное средство для лечения психических расстройств, и постепенно идеи Фрейда нашли признание, особенно со стороны образованной части общества. Слава Фрейда была так велика, что нацисты не решились ликвидировать его практику и разрешили ему эмигрировать в Англию после того, как он порекомендовал им сделать это, – ирония, конечно, но, к счастью, она спасла его. Фрейд был принят в Королевское общество и к концу жизни считался одним из величайших мыслителей своего времени и, возможно, стоял в одном ряду с Дарвином и Эйнштейном.

Психоаналитическая теория охватывает все аспекты человеческого разума и пытается описать буквально все. Это притягательно, особенно для тех, кто не имеет научной подготовки, и тех, кто жаждет объяснить всю сложность человеческого поведения и опыта. Но это является также и слабым местом психоанализа с точки зрения критериев научности Поппера. Она не может предсказывать, а дает только post hoc объяснения. По причине этого дефекта психоанализ был изгнан научной психологией в царство теорий, имеющих только исторический интерес. Айзенк был одним из наиболее суровых его критиков как за псевдонаучную методологию, так и за неэффективность психоаналитической терапии.

Хотя споры по поводу теории и терапии Фрейда не утихают до сих пор, в Соединенных Штатах и во Франции психоаналитическая терапия продолжает практиковаться, хотя и в современном облике. Это происходит потому, что, несмотря на упомянутые проблемы, идеи психоанализа согласуются с человеческим опытом и объясняют реальный мир – в отличие от современных психологических теорий, ограничивающихся рамками лаборатории.

Творчество Фрейда обширно, но основные идеи можно сформулировать кратко и четко. Наиболее существенным является тот факт, что бессознательные побуждения и желания оказывают значительное влияние на нашу жизнь и, если они не осознаны, а осознать их можно только при помощи психотерапии, контроль над ними невозможен. У здоровой личности существует динамический баланс между силами «Я», связанными с реальностью и, в значительной степени, осознанными, силами «сверх-Я», включающими моральные аспекты, и силами «Оно», представляющими хранилище бессознательных влечений и скрытых, подавленных желаний. Неврастеники управляются своим «сверх-Я», психопаты – своим «Оно», поскольку защитные механизмы их «Я» нарушены. В действительности цель психотерапии состоит в замещении активности «Оно» на активность «Я». Идея о бессознательных защитных механизмах «Я» является одной из ключевых в понимании человеческого поведения. Например, расизм можно рассматривать как проекцию скрытых желаний, неистовство защитников прав животных означает, что их чувства к животным результат не до конца вытесненного Эдипова комплекса. Существование защитных механизмов означает, что примитивные интервью и опросники, столь любимые социальной психологией, обречены на провал. Следует заметить, что в настоящее время имеются обширные экспериментальные данные в пользу защитных механизмов, и эта концепция сейчас широко используется в психологии личности в некой расширенной форме.

Фрейд хорошо известен своими идеями о детской сексуальности, проходящей через оральную, анальную и фаллическую стадии до наступления, после латентного периода, зрелой формы генитальной сексуальности. Эти идеи являются частью его теории развития, кульминационной точкой которой – в этом Фрейд видел свое основное открытие – является Эдипов комплекс, рассматриваемый им как универсальный. Мальчик желает убить своего отца и спать со своей матерью. Эти чувства подавляются страхом перед возможной местью со стороны отца, возникает так называемый кастрационный комплекс. Страх кастрации приводит мальчика к идентификации с его отцом, так формируется «сверх-Я», ребенок усваивает ценности и мораль родителей. Для девочек развитие происходит похожим образом. Здесь важен не страх перед кастрацией, а зависть к пенису, вера девочки в то, что и она была кастрирована. Эдипов комплекс глубинным образом воздействует на нашу эмоциональную жизнь и считается корнем неврозов.

Этот аспект теории Фрейда сейчас, в конце XX в., пользуется дурной славой. Современные женщины находят оскорбительным то, что их считают управляемыми завистью к пенису и низшими по отношению к мужчинам. Фрейд считал развитие «сверх-Я» и, следовательно, моральных ценностей у женщин не таким сильным, как у мужчин, так как последние управляются страхом кастрации. Кроме того, утверждение, что дети обнаруживают сексуальное влечение, рассматривается как отталкивающее в свете рассуждений о сексуальном домогательстве, которые так модны сейчас во многих типах психиатрии. Это отчасти верно потому, что Фрейд первоначально также полагал, что его пациенты подверглись сексуальному домогательству, но впоследствии отказался от этой точки зрения и пришел к выводу о воображаемой природе первоначальной травмы. Иными словами, современная психиатрия этого типа регрессировала на сотню лет, как если бы психоанализ никогда не существовал. Выражаясь словами Фрейда, это превосходный пример того сопротивления, с которым, как был уверен Фрейд, его теория всегда будет встречаться.

На ранней стадии психоанализа Фрейд разработал теорию сновидений, которая была центральной и служила основой для его достижений в терапии. Сновидения рассматриваются как «царская дорога» к бессознательному, поскольку их содержание всегда отражает подавленные желания. Эта маскировка, работа сна, служит примером работы бессознательного, первичных процессов, которые обычно спрятаны. Таким образом, анализ сновидений направлен на бессознательные влечения пациентов.

Как уже упоминалось, одной из привлекательных сторон в теории Фрейда является широта ее охвата. Исходя из относительно малого числа уже рассмотренных концепций, Фрейд мог объяснить любой аспект человеческого поведения. Вот несколько примеров, демонстрирующих такое толкование. Юмор и остроумие рассматриваются как запретные желания. Работа шутки сродни работе сна. Шутка – это агрессивное или сексуальное высказывание. Согласно воззрениям Фрейда, никаких шуток не существует. В шутках, как и в вине, содержится истина.

Фрейд также отказывает в праве на существование случайности. И оговорка, и случайно вырвавшееся слово выражают подавленные желания. Для Фрейда нет мелочей, все имеет значение. Чье письмо не отправлено, чей адрес забыт, чья посуда разбита, чья одежда запачкана томатным соусом? Эти вопросы необходимо задать и на них необходимо дать ответ, что и делает теория Фрейда. Наконец, антропология и религия: Фрейд использовал Эдипов комплекс для объяснения феноменов тотемизма и табу, для объяснения религиозных убеждений.

В заключение следует сказать о том, что теория Фрейда является одной из самых влиятельных научных теорий XX в. Недавно на ее научные положения и их применение в терапии вновь обрушилась критика, например, Айзенк считает, что она оказывает гибельное воздействие на науку психологию. Несмотря на эту критику, психоанализ продолжает развиваться и в Америке, и в Европе. Он пользуется популярностью, особенно среди образованной интеллигенции вне психологических кругов, как подход к рассмотрению человека в целом. Похоже, что современная психология не нуждается ни в полном отвержении теории Фрейда, ни в ее полном принятии, как требовал классический психоанализ. Сейчас, в связи с современными исследованиями в области генетики и биохимии, настало время перейти к научному объяснению человеческой психологии.

Пол Клайн

Из книги Очерк истории психоанализа автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Очерк истории психоанализа

Из книги Толкование сновидений автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo FreudСигизмунд Шломо Фрейд Родился: 6 мая 1856, Фрайбер, Моравия, Чехия;Скончался: 23 сентября 1939, Лондон, Англия.Родители:отец – Якоб Фройд, родился в 1815 году в городе Тисменыця Ивано-Франковской губернии;мать – Амалия Натансон также родилась на Украине,

Из книги Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла автора Дилтс Роберт

1 Зигмунд Фрейд Поиск глубинной структуры Зигмунд Фрейд (1856–1939) считается одним из самых влиятельных мыслителей XX века. Его теории о бессознательных психодинамических силах, лежащих в основе человеческого поведения, определили современное понимание работы сознания.

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Зигмунд Фрейд. Психоанализ вчера и сегодня Мой интерес к имени этого ученого проявился еще в 50-е годы, когда я был студентом. Я слышал о теории бессознательного, о методе психоанализа, но нигде не мог об этом получить исчерпывающую информацию. Все работы самого 3. Фрейда в

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Воспоминания, сновидения, размышления автора Юнг Карл Густав

Зигмунд Фрейд Наиболее плодотворный период моей внутренней жизни наступил после того, как я стал психиатром. Я начал исследовать душевные болезни, их внешние проявления без какой бы то ни было предвзятости. В результате мне удалось столкнуться с такими психическими

Из книги Как выйти из невроза (Практические советы психолога) автора Юнацкевич П И

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ Работы Зигмунда Фрейда, берущие свое начало из таких отраслей знаний, как биология, неврология и психиатрия, предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Зигмунд Фрейд и классический психоанализ Несмотря на то что, как писал один из критиков «Новых методов психоанализа», отношения «новых методов» (Хорни) и «старых» (Фрейда) представляли собой «настоящий боксерский бой в 14 раундов» (Brown, 1939, р. 328). Хорни признавала, что многим

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939) Наука не иллюзия. Иллюзией была бы вера, будто мы ещё откуда?то можем получить то, что она не способна нам дать.Иллюзии привлекают тем, что спасают от страданий и предлагают взамен суррогаты удовольствий. Поэтому не следует и роптать, что порою они

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) явился открывателем психоанализа, так сказать, вопреки своим собственным стремлениям. Его исследовательские интересы были сосредоточены на области физиологии, - конкретно, на мозге и нервной системе. И только материальные трудности

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Зигмунд Фрейд В данном случае ярко проявились тонкость Фрейда в толковании характерных деталей, умение проследить их происхождение, а также его осторожность в том, что касается некритического принятия каких бы то ни было элементов поведения или рассказа пациента. Мы

Из книги автора

Зигмунд Фрейд

Из книги автора

Зигмунд Фрейд был врачом Многие открытия в психологии и психотерапии сделаны под влиянием отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Даже те исследователи, чьи взгляды не во всем совпадают с его теорией, работают в рамках того же клинического подхода. Как врач Фрейд всю

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

OCR: Vasiliy Tomsinsky. Специально для проекта "Философия и атеизм" -

http://books.atheism.ru/.

1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

2. ВВЕДЕНИЕ.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.)

II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ.

Ш. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.

IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ.

V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ.

VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.

VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ.

3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ.

5. ПРИМЕЧАНИЯ.

Данте да Майяно - к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость,

на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась -

та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась,

желая в дар венок преподнести,

и вдруг на мне рубашка очутилась

с ее плеча - я убежден почти.

Тут я пришел в такое состоянье,

что начал даму страстно обнимать,

ей в удовольствие - по всем приметам.

Я целовал ее. Храню молчанье

о прочем, как поклялся ей. И мать

покойная моя была при этом.

Данте Алигьери - к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив,

Способны вы постичь виденье сами,

но, как могу, откликнусь на призыв,

изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив

к прекраснейшей и благородной даме,

любви, чей не всегда исход счастлив,

надеюсь я - сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна,

как я считаю, как считаем оба,

что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа

с покойницей была, а не одна,

должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери "Малые произведения"

ПРЕДИСЛОВИЕ.

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В

1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений

(сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском

ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот

мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд

действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его

творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое

место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал

шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор

теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой

молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины,

отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.:

Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе

психоаналитических теорий.

Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и

распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания

разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем

Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду

в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который

дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к

шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения

и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается

неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное

изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории

ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"),

небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая -

пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ".

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений,

что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан

теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории

сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным

в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции -

"Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы

сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу

астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что входит в моду в наши

дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя,

безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те

психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями "Толкования сновидений" являются последовательность

и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу

связующая нить" и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации,

которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более

того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории

сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что

его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное,

детализированное изложение как бы воспроизводит процесс

психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими

обобщениями, но в большей степени - с материалом, послужившим источником

для обобщений. В этом плане "Толкование" не имеет аналогов

ВВЕДЕНИЕ.

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд,

замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в

психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов,

из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые

идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое

практическое значение сновидение - как мы увидим - претендовать не может.

Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы1. Кто

не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет

стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с

той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая

тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы.

Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве,

соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема

образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии,

которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие

исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования

сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою

будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от

неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только

выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов,

пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних

затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением

невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно

связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных

подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен

но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от

аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно,

противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков

скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред

данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что

читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне

в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере

полную свободу мысли.

Предисловие ко второму изданию

Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась

потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу

специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не

дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое

должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы,

привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам

сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к

коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение

научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей

книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло

целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые

следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по

моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении

невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность

тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых

и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во

многих отношениях капитальный труд.

С удовлетворением я могу сказать, что исправлять и изменять мне пришлось

очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, прибавил

несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и

местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его

толковании, а также вытекающие из последнего общие психологические

принципы остались без изменения. Все это, по крайней мере субъективно,

выдержало испытание времени. Кто знаком с моими другими работами (об

этиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавал

неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои

утверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. В

области же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точке

зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно

колебался и менял свои взгляды; только в своем "Толковании сновидений" я

всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные

противники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной в

области проблемы сновидения.

Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью

сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений,

также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке.

Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я

сумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моего

самоанализа - реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и

тягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможным

уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно

безразлично, на каком материале он учится оценивать и толковать сновидения.

Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с

прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. (При последующих

изданиях скобки были опущены)

Берхтесгаден, лето 1908 г.

Предисловие к третьему изданию

В то время как между первым и вторым изданием этой книги прошло девять

лет, потребность в третьем издании ощутилась немного более чем через год.

Я мог бы радоваться этой перемене. Но если прежде пренебрежение моим

трудом со стороны его читателей я не считал доказательством его

негодности" то теперь пробудившийся к нему интерес не доказывает еще его

положительных качеств.

Прогресс научной мысли не оставил в стороне и "Толкования сновидений".

Когда в 1899 г. я писал эту книгу, "сексуальной теории" еще не было, а

анализ сложных форм психоневрозов только еще зарождался. Толкование

сновидений должно было стать вспомогательным средством для осуществления

анализа неврозов. Углубившееся изучение последних само в свою очередь

стало оказывать влияние на толкование сновидений. Учение о последнем пошло

по пути, который недостаточно определенно был выражен в первом издании

этой книги. Благодаря собственному опыту и работам В. Ште-келя и других я

научился правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении

(или, вернее, в бессознательном мышлении). И таким образом в течение этих

лет скопилось многое, требовавшее особого внимания к себе. Я попытался

использовать все это, прибегши к помощи примечаний и многочисленных

вставок в тексте. Если добавления эти угрожают местами переступить рамки

изложения или если не везде удалось поднять первоначальный текст до уровня

наших нынешних взглядов, то к этим недостаткам своей книги я прошу

снисхождения; они являются лишь следствиями и результатами быстрого темпа

развития нашего знания. Я решаюсь, кроме того, сказать заранее, по каким

другим путям отклонятся последующие издания "Толкования сновидений", -

если окажется в них потребность. Они должны будут приблизиться более к

богатому материалу поэзии, мифа, языка и народного быта, с другой же

стороны, они коснутся более подробно, чем теперь, отношений сновидения к

неврозам и психическим расстройствам.

Отто Ранк2 оказал мне весьма ценные услуги при подборе материала и сам

выполнил корректуру печатных листов, и я выражаю ему и многим другим

глубокую благодарность за их указания.

Вена, весна 1911 г.

Предисловие к четвертому изданию

Год тому назад (в 1913 г.) д-р А. А. Брилл3 в Нью-Йорке перевел настоящую

книгу на английский язык. (The Interpretation of dreams. G. Aleen & СУ.,

London, 1913 г.).

Д-р Отто Ранк на этот раз не только выполнил корректуру, но и обогатил

текст двумя самостоятельными статьями. (Прибавление к гл. VI.)

Вена, июнь 1914 г.

Предисловие к пятому изданию

Интерес к "Толкованию сновидений" не прекратился и во время мировой войны,

и еще до окончания ее ощущалась необходимость в новом издании. В течение

войны не было возможности уследить за всей литературой, начиная с 1914 г.,

поскольку имеется иностранная литература, она вообще не была доступна ни

мне, ни д-ру Ранку.

Венгерский перевод "Толкования сновидений", выполненный д-ром Голлосом и

д-ром Ференци выйдет в свет в недалеком будущем. В моих "Лекциях по

введению в психоанализ", изданных в 1916 - 1917 г., средняя часть,

обнимающая одиннадцать лекций, посвящена изложению сновидения; я стремился

к тому, чтобы изложение это было более элементарным и имел в виду указать

на более тесную связь его с учением о неврозах. В общем оно имеет характер

извлечения из "Толкования сновидений", хотя отдельные места изложены более

подробно.

Я не мог решиться на основательную переработку настоящей книги

соответственно современному уровню наших психоаналитических взглядов и

уничтожить этим самым ее историческое своеобразие. Я все же думаю, что в

течение почти 20-летнего существования она выполнила свою задачу.

Будапешт - Штейнбрух, июль 1918 г.

Предисловие к шестому изданию

Вследствие трудностей, связанных в настоящее время с книгопечатанием,

настоящее новое издание появилось в свет гораздо позже того срока, когда

уже ощути-лась потребность в нем; в силу тех же обстоятельств оно является

Впервые - неизмененным оттиском с предыдущего издания. Лишь литературный

указатель в конца книги был дополнен и продолжен д-ром О. Ран-ком.

Мое предположение, что настоящая книга в течение своего почти

двадцатилетнего существования выполнила свою задачу, не получило, таким

образом, подтверждения. Я мог бы сказать скорее, что ей предстоит

выполнить новую задачу. Если прежде речь шла о том, чтобы выяснить

сущность сновидения, то теперь столь же важно преодолеть то упорное

непонимание, с которым были встречены эти объяснения.

Вена, апрель 1921 г.

I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.) (До первого

издания этой книги в 1900 г.).

В дальнейшем изложении я постараюсь привести доказательства того, что

существует психологическая техника, которая позволяет толковать

сновидения, и что при применении этого метода любое сновидение оказывается

осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем

месте включен в душевную деятельность бодрствования. Я попытаюсь далее

выяснить те процессы, которые обусловливают странность и непонятность

сновидения, и вывести на основании их заключение относительно природы

психических сил, из сотрудничества или соперничества которых образуется

сновидение. Но на этом пункте изложение мое и закончится, так как далее

проблема сновидения переходит в более обширную проблему, разрешение

которой нуждается в другом материале.

Своему изложению я предпосылаю обзор работ других авторов, а также и

современного положения проблемы сновидения в науке; делаю я это потому,

что в дальнейшем буду иметь мало поводов возвращаться к этому. Научное

понимание сновидения, несмотря на тысячелетние попытки, ушло вперед очень

конце своей книги, имеется много ценных замечаний и интересного материала

для нашей темы, но там нет ничего или почти ничего, что касалось бы самой

сущности сновидения и разрешало бы его тайну. Еще меньше перешло, понятно,

в понимание интеллигентных читателей-неспециалистов.

Вопрос о том, как понималось сновидение в первобытные времена человечества

у первобытных народов и какое влияние на образование их воззрений на мир и

на душу следует приписать ему, представляет огромный интерес; поэтому я с

большим сожалением исключаю его из обработки в этом сочинении. Я ссылаюсь

на известные сочинения сэра.Дж. Леббока, Г. Спенсера, Э. Б. Таи-лора и др.

и присовокупляю лишь, что значение этих проблем и спекуляций может стать

нам понятно только после того, как мы разрешим стоящую перед нами задачу

"толкования сновидений"5.

Отзвук первобытного понимания сновидений лежит, очевидно, в основе оценки

сновидения у народов классической древности. (Нижеследующее - согласно

тщательному изложению Bus-chenschiitz"a). Они предполагали, что сновидения

стоят в связи с миром сверхчеловеческих существ, в которые они верили, и

приносят откровения со стороны богов и демонов. Они думали далее, что

сновидения имеют важное значение для сновидящего, возвещая ему обыкновенно

будущее. Ввиду чрезвычайного разнообразия в содержании и во впечатлении,

производимом сновидениями, было, конечно, трудно придерживаться одного

понимания, и поэтому необходимо было произвести различные подразделения и

группировки сновидений согласно их ценности и достоверности. У отдельных

философов древности суждение о сновидении зависело, разумеется, от той

позиции, которую они были готовы занять по отношению к искусству

предсказывать вообще.

В обеих работах Аристотеля6, обсуждающих сновидение, оно уже стало

объектом психологии. Мы слышим, что сновидение - это не послание Божие,

что оно имеет не божественное происхождение, а дьявольское, так как

природа скорее демонична, чем божественна. Сновидение вовсе не возникает

из сверхъестественного откровения, а является результатом законов

человеческого духа, родственного, конечно, божеству. Сновидение

определяется как душевная деятельность спящего, покуда он спит.

Аристотелю знакомы некоторые из характерных черт жизни сновидения; он

знает, например, что сновидение превращает мелкие раздражения, наступающие

во время сна, в крупные ("кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда

на самом деле происходит лишь незначительное согревание той или другой

части тела") и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить

перед врачом первые, незаметные признаки начинающегося изменения в теле

(Об отношении сновидения к болезням пишет греческий врач Гиппократ, в

одной из глав своего знаменитого сочинения).

Древние до Аристотеля считали сновидение, как известно, не продуктом

грезящей души, а внушением со стороны божества: мы уже видим у них оба

противоположных направления, имеющиеся налицо во всех исследованиях сна и

сновидения. Они отличают истинные и ценные сновидения, ниспосланные

спящему для предостережения или для предсказания будущего, от тщеславных,

обманчивых и ничтожных, целью которых было смутить спящего или ввергнуть

его в гибель.

Группе (Griechische Mythologie und Religionsgeschi-chte, с. 390) приводит

следующее подразделение сновидений поМакробиусуиАртемидору: "Сновидения

подразделяют на два класса. Один класс обусловлен лишь настоящим (или

прошедшим), но не имеет никакого значения для будущего; он включает

(evwua), insomnia, которые непосредственно воспроизводят данное

представление или противоположное ему представление, например, голод или

утоление его, и ((раутост^сста), которые фантастически преувеличивают

данное представление, как, например, кошмары (ночное удушье). Наоборот,

другой класс определяет будущее, к нему относятся: 1) прямое пророчество,

получаемое в сновидении (^ргц^атЮ-цб, oraculum); 2) предсказание

предстоящего события (бреема, visio); 3) символическое, нуждающееся в

разъяснении сновидения (oueipo^, somnium). Эта теория существовала в

течение многих веков".

Различная оценка сновидений определяла и задачу их "толкования". От

сновидений, в общем, ждали важных открытий, но не все сновидения могли

быть непосредственно поняты, было неясно, предвещает ли данное непонятное

сновидение что-либо важное. Этим и был дан толчок стремлению

"расшифровать" сновидение, заменить непонятное содержание сновидения

понятным, проникнуть в его "скрытый" смысл, исполненный значения.

Артемидор из \ Далтиса, подробное сочинение которого должно вознаградить

нас за утерянные сочинения того же содержания. (О дальнейших судьбах

толкования сновидений в средние века см. у Ципгена и в специальных

исследованиях М. Ферсте-ра, Готтгарда и др. О толковании сновидений у

евреев пишут Альмоли, Амрам, Левингер, а также недавно Лауэр, принявший во

внимание психоаналитическую точку зрения. Сведения о толковании сновидений

у арабов сообщают Дрексль, Ф. Шварц и миссионер Тфинкдий, у японцев -

Миура и Ивайа, у китайцев - Секер, у индусов - Негелейн).

Это донаучное понимание сновидений вполне гармонировало с общим

мировоззрением древних, которое проецировало в качестве реальности во

внешний мир только то, что имело реальность в душевной жизни. Это касалось

сновидений на утро, воспоминаний о сновидении). В этих воспоминаниях

сновидение как бы противостоит обыденному содержанию психики, привносится

как нечто чуждое, происходящее как бы из иного мира. Было бы ошибочно,

однако, полагать, что учение о сверхъестественном происхождении сновидения

не имеет сторонников и в настоящее время; не говоря уже обо всех

поэтических и мистических писателях, которые изо всех сил стараются

наполнять каким-нибудь содержанием остатки столь обширной в прежнее время

сферы сверхъестественного, покуда они не завоевываются естественнонаучным

исследованием, - очень часто встречаются чрезвычайно развитые, далекие от

всяких подозрений люди, которые пытаются обосновать свою религиозную веру

в существование и во вмешательство сверхчеловеческих духовных сил именно

необъяснимостью явлений сна (Гаффнер). Понимание сновидений некоторыми

философскими системами, например, шеллингианцами, представляет собой

очевидный отзвук твердого убеждения древних в божественном происхождении

сновидений. Обсуждение способности сновидения "прорицать", предсказывать

будущее, все еще не закончено. Хотя каждый человек, придерживающийся

научного мировоззрения, склонен отрицать пророческую силу сновидения, но

попытки психологического истолкования недостаточны, чтобы осилить

накопленный фактический материал.

Писать историю научного изучения проблемы сновидения тем более трудно, что

в этом изучении, как ни ценно оно в некоторых своих частях, нельзя

заметить прогресса в определенном направлении. Дело никогда не доходило до

возведения фундамента из прочно обоснованных результатов, на котором

последующий исследователь мог бы продолжить свою постройку. Каждый новый

сообщать, какого он был воззрения на проблему сновидения, - мне пришлось

бы, наверное, отказаться от составления общего наглядного обзора

современного состояния проблемы сновидения. Я предпочел поэтому связать

изложение с сущностью разбираемых вопросов, а не с авторами и постараюсь

при обсуждении каждой проблемы указывать, какой материал имеется в

литературе для ее разрешения.

Так как, однако, мне не удалось осилить всю чрезвычайно разбросанную и

разностороннюю литературу, то я прошу читателей удовлетвориться сознанием,

что я не упустил ни одного существенного факта, ни одной значительной

точки зрения.

сон и сновидение вместе, а обычно присоединяли сюда еще и изучение

аналогичных состояний, соприкасающихся с психопатологией, и сноподобных

явлений (каковы, например, галлюцинации, видения и т.п.). В

противоположность этому и в более поздних работах обнаруживается

стремление суживать по возможности тему и исследовать какой-нибудь один

только вопрос из области сновидений. В этой перемене я вижу выражение того

взгляда, что в таких темных вещах понимания можно достичь лишь целым рядом

детальных исследований. Я и предлагаю здесь не что иное, как такое

детальное исследование специально психологического характера. У меня нет

оснований заняться проблемою сна, так как это уж почти чисто

физиологическая проблема, хотя и в характеристике сна должно быть налицо

изменение условий функционирования душевного аппарата. Я опускаю поэтому и

литературу по вопросу о сне.

Научный интерес к проблеме сновидения сводится к следующим отдельным

вопросам, отчасти скрещивающимися друг с другом.

а) Отношение сновидения к бодрствованию. Наивное суждение пробуждающегося

человека предполагает, что сновидение, если и не происходит из другого