Асоциальный человек. Проявления у подростков

Встречается хорошо узнаваемый тип людей - так называемый Асоциальный тип. Главной его чертой, осью, пронизывающей всю личность, поведение, поступки Асоциального, является удовлетворение своих инстинктивных потребностей.

Но это особое удовлетворение, «без тормозов». Без внутренней борьбы мотивов, без сомнений… Не приемлющее ни в чём препятствий. Ни в выработанных веками требованиях общества, ни в общепринятых нормах морали, ни в осуждении друзей или близких, ни в возможном наказании, ни в ожидании «расплаты», угрызений совести….

Асоциальная личность проявляет себя уже в раннем возрасте. Это может быть агрессивное поведение, ранние беспорядочные половые контакты (промискуитет), особый механический взгляд на секс («приятно, полезно для здоровья»), склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотиков.

В зависимости от времени, от места жительства, окружающей обстановки, проявляются либо отдельные из перечисленных признаков, либо все в комплексе.

Человек с асоциальным ядром не имеет в себе достаточно развитой части самосознания, которая позволила бы оценивать, принимать во внимание и считаться с удобством и безопасностью окружающих. Окружающие для Асоциального рассматриваются лишь в двух позициях: источник опасности, источник удовольствия.

Собственные побуждения, рождающиеся из простых инстинктивных потребностей, чувствуются, ощущаются Асоциальным, как неотложные, задержка в реализации которых немыслима. А если задержка всё-таки случается по каким-то причинам, то Асоциальный выдаёт реакцию агрессии, в которой порой проявляется и жестокость.

Здесь может проявляться своеобразный гендерный детерминизм. Асоциальный мужчина, особенно при необременённости высоким интеллектом, может выразить свою агрессию прямо, в виде физического насилия, нанесения телесных повреждений тому, кто в чём-то препятствует, либо, круша и ломая окружающие неодушевлённые предметы. Женщина асоциального типа может проявить свою агрессию в жестокой клевете, особом изощрённом коварстве по отношению к «недоброжелателю».

Асоциальный, завязывая тесные межличностные отношения, ориентируется исключительно на себя, на получение внимания, тёплых чувств, заботы и любви. Ничего, или почти ничего не отдавая взамен.

Как результат - невозможность, неспособность человека асоциального типа к поддержанию близких и осмысленных межличностных отношений. Отношений, которые предполагают наличие качеств, отсутствующих у Асоциального.

Общаясь с Асоциальным, окружающие, со временем, обычно «прочитывают» его основные характеристики. По нарастающей испытывая ощущения: непонимания - неудовлетворённости - напряженности - раздражения и, в результате, разрывают отношения.

Лишь самые близкие родственники (родители, братья, сёстры, дети Асоциального) долго могут находиться в плену привычных иллюзий, незаметно, плавно возникших в результате длительного совместного проживания, перекошенной системы внутрисемейных отношений. Также долго объектом манипуляции Асоциального может оказаться человек Зависимого типа личности (описание см. Характеры. ЗАВИСИМЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.).

Асоциальные типы склонны к обману, к манипуляции собеседником, близкими людьми, причем, используя своё «обаяние», мнимое «доброжелательство», они искренне не видят, не способны ощутить те последствия, ту человеческую боль, которые возникают у кого-либо в результате их действий. Такова природа Асоциальных.

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» - это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, - поверхностные отношения, недолговременные связи.

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики - даже взрослого, а не только растущего человека! - обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это - личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Автор: Евгения Бессонова

Термин, вынесенный в заголовок, является довольно распространенным, употребляемым как специалистами, сталкивающимися с таким поведением по роду своей работы, так и обычными людьми. Однако ни в одном из словарей – психологическом, социологическом, философском, этическом – его нет, причем это относится ко всем советско-российским изданиям XX в. Парадокс! Но такое бывает, когда слово кажется настолько понятным и однозначным, что никто не затрудняется уточнением его дефиниции… Попробуем разобраться с этим загадочно-мистическим понятием.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. Аксиоматично считается, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным.

Асоциальное (от греч. «а» – отрицательная частица) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений. Похоже обстоит дело и с понятиями мораль – нравственность и асоциальное поведение. Все их знают, употребляют, но четкой разницы между ними невозможно найти ни в одной работе по этике, не говоря уже о том, что сами эти понятия также не имеют ясных определений. Мораль – это некое совмещение «Я» и «Ты», возможность диалога, единства. Общество обособляет, а мораль выступает своеобразной компенсацией за отчуждение. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность. К примеру, гедонистическая мораль, где основной принцип – наслаждение, эгоизм, не является социальной. Почему? Человек озабочен только собой и стремится получить максимум положительных эмоций и минимум отрицательных. Звучит заманчиво. А почему мы должны стремиться к отрицательным эмоциям? Подвох в том, что здесь имеет место озабоченность только собой, а интересы другого просто не принимаются в расчет. Отсюда базовое противоречие. Внутри своей морали человек сохраняет идеалы и ценности, а мораль выступает способом или формой их реализации. При взаимодействии с другими людьми, чьи интересы он вольно или невольно игнорирует, его поведение будет восприниматься как асоциальное.

Если рассмотреть в исторической перспективе представления о правилах человеческого поведения, то древнегреческие воззрения, которые очень стали популярны и в наше время, объясняли обусловленность норм человеческого общения общемировыми, космическими процессами и порядками. Аристотель считал позитивным поведение, устанавливающее порядок, а негативным – нарушающее, при этом основным понятием для него являлась дихотомия «справедливое-несправедливое». И асоциальное поведение для него выступало как несправедливое. В дальнейшем представления о правильном и неправильном в человеческих отношениях и поступках сопровождались формализацией неких рациональных правил, но изначально речь шла о социальной регуляции поведения, осуществляемой с помощью этих правил.

Можно посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации – дезадаптации. Тогда социальное поведение будем расценивать как адаптивное, а асоциальное как дезадаптивное. Но поможет ли это? Ведь общеизвестно, что именно неадаптивное поведение вело к прогрессу человечества. Так, ритуальные захоронения, наскальная живопись не имели никакой утилитарной, приспособительной цели. Отсюда совершенно очевидно, что дезадаптация может быть и со знаком плюс. Конечно, асоциальное поведение – это дезадаптивное поведение, но, к сожалению, кроме очевидной констатации, нам это ничего не дает в силу размытости понятия «дезадаптация», усугубляющей неясность исходного термина.

Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Отклонение от нормы называется асоциальным прежде всего потому, что социальной является сама норма.

Известный юрист В. Н. Кудрявцев понятие «социально-негативное поведение» употребляет как аналог термина «асоциальное поведение», которое представляет собой относительно распространенное явление; поэтому оно предполагает, как правило, разработку и осуществление организованных форм борьбы с ним. Такое поведение «приносит вред всему народу, отрицательно влияет на развитие личности, препятствует поступательному движению общества» 2 . В юридической литературе подчеркивается, что четкое разделение различных видов социальных отклонений не всегда возможно, например, одно и то же поведение может включать нарушение административных, моральных и эстетических норм. На уровне личности социально-негативное поведение проявляется в преступлениях, правонарушениях, аморальных проступках, нарушениях правил человеческого общежития.

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», или «преступное», поведение, но по объему криминальное, или уголовное, поведение значительно реже, чем асоциальное, которое включает и иные формы правонарушений, и аморальное поведение.

Асоциальное поведение рассматривается и как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей она выражается по-разному: физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно, но реальность такова, что не существует людей, у которых бы она полностью отсутствовала. Люди отличаются только объемом и удельным весом агрессивных паттернов в своем поведенческом репертуаре. Многочисленные теории агрессии выявляют и объясняют истоки человеческой агрессивности, ее механизмы, но ни одна из них не говорит о том, что возможно ее полное отсутствие, хотя предлагаются всевозможные способы ее контроля и коррекции. Гуманистические психологи прямо высказываются об агрессии как о форме естественной энергии, вспоминая энергию ветра, солнца, воды, которая может убить или помочь. Человек может подавлять энергию агрессии, и тогда это чревато болезнями. Другой вариант – когда волна энергии вырывается наружу в форме слов и дел, иногда конструктивных, иногда нет. Нет общего правила для выражения агрессии. Вопрос ставится о ее трансформации, об изменении мишени и формы проявления. То есть агрессивное поведение может быть деструктивным и конструктивным или креативным. Один из основателей американского крыла экзистенциальной психотерапии Ролло Мей связывает агрессию с проявлением силы, причем у каждого человека в потенциале наличествуют пять уровней силы. Первый уровень – сила жить, она проявляется в том, как ребенок плачет, добиваясь того, что он хочет, из чего он черпает свою силу и как ее реализует. Если действия ребенка не вызывают отклика окружающих, то он не развивается, и крайним проявлением такого бессилия является смерть. Сила жить – это не добро или зло, она первична по отношению к ним. И она должна проявляться в течение жизни, в противном случае человека ждут психозы, неврозы или насилие. Второй уровень – это самоутверждение. Мы не только живем, но и нуждаемся в утверждении своего бытия, отстаивая свою значимость и обретая тем самым самоуважение. Третий уровень силы – отстаивание своего «Я». Эта форма поведения характеризуется большей силой и направленностью вовне, чем самоутверждение. В нас заложена реакция на нападение, и мы готовы на него реагировать. Человек отстаивает свои и чужие интересы, причем зачастую чужие с большей энергией, чем свои, но это тоже форма отстаивания своего «Я», так как отстаивает эти интересы он. Четвертый уровень силы – агрессия, которая появляется тогда, когда нет возможности отстаивать свое «Я». И здесь человек внедряется в чужое пространство, частично забирая его себе. Если нас лишить возможности выплеснуть агрессивные тенденции в течение какого-то времени, то это выльется в депрессию, невроз, психоз или насилие. Пятый уровень силы – насилие, оно происходит тогда, когда все остальные способы отстаивания своей силы блокированы. Таким образом, у каждого из нас есть негативная сторона, которая вносит свой вклад в потенциал добра и зла, и без которой мы не можем жить. Важным, хотя не простым для осознания, является принятие того факта, что значительная часть наших успехов связана с противоречиями, порождаемыми негативными моментами. Жизнь, считает Р. Мей, это достижение добра не в стороне от зла, а вопреки ему.

Отсюда понятно, что агрессивное поведение – понятие значительно более широкое, чем асоциальное поведение; с другой стороны, они могут пересекаться. За 20 лет существования на факультете психологии специализации юридическая психология был получен солидный массив данных по особенностям агрессии лиц как с социальным, так и асоциальным поведением. Так, в дипломном исследовании Э. П. Булатчик сравнивались особенности агрессивности у лиц с разными видами асоциального поведения, а именно: лиц, совершивших кражи и убийства. Оказалось, что у убийц уровень агрессии значительно выше, особенно агрессии директивного типа, которая проявляется в установке превосходства над другими людьми в ожидании того, что остальные будут вести себя в соответствии с их интересами. При этом у убийц полностью отсутствует потребность считаться с другими людьми, принимать их в расчет. Сходные результаты оказались и при сравнении несовершеннолетних с теми же видами асоциального поведения. Когда исследовался такой вид асоциального поведения, как проституция (дипломная работа И. Волковой, 1994 г.), то оказалось, что по уровневым показателям агрессии различия между студентками и представительницами одной из древнейших профессий, обнаружились именно в агрессии по директивному типу, причем у студенток директивность значительно выше. Таким образом, нельзя ставить знак равенства между выраженностью агрессии по директивному типу и асоциальным поведением. Тем более что исследования, проведенные среди учителей и воспитателей детских садов, чье поведение абсолютно социально, показывают, что у них эти показатели значительно выше.

Зачастую уровень агрессии лиц с асоциальным поведением выше, чем с социальным, но выявилась также, что «удельный вес» агрессии в поведенческом репертуаре имеет значительно большее значение, чем абсолютные показатели агрессии. Школьники обычных и элитарных школ, студенты различных вузов, в том числе Санкт-Петербургского института богословия, учителя, врачи, воспитатели детских садов, банковские служащие, юристы, психологи – все имеют некий уровень агрессии. У кого-то он выше, у кого ниже, но таких испытуемых, у которых показатели агрессии полностью отсутствуют, не было! И конечно, как правило, разница между лицами с асоциальным и социальным поведением заключалась не в уровневых показателях агрессии, а в ее весе, в объеме и месте, которое она занимает среди других поведенческих паттернов.

Ряд исследований лиц с асоциальным поведением показал, что существует взаимосвязь между таким поведением и импульсивностью. Под импульсивностью понимается поведение без предварительного обдумывания его последствий. Еще в 1934 г. Д.Гилфордом в рамках факторного подхода к изучению личности был впервые выделен фактор импульсивности. Позднее Г. Айзенком на большой выборке испытуемых было предпринято специальное исследование факторной структуры импульсивности. Соотнесение импульсивности с основными личностными факторами выявило, что фактор импульсивности положительно кореллировал с такими факторами, как психопатия и нейротизм, и оказался слабо связан с фактором экстраверсии. Эти данные позволили Г. Айзенку рассматривать фактор импульсивности как несущий высокий психопатологический тон, который может обусловливать возникновение асоциального поведения. Вывод Г. Айзенка получил подтверждение в ряде работ других исследователей, которые отмечали, что выраженная импульсивность тесно коррелировала с различной патопсихологической симптоматикой (гиперкинез и др.), а также со склонностью к асоциальному поведению независимо от возраста. Так, в 1987 г. в США С. Хормутом было проведено исследование, в ходе которого изучались 120 преступников (совершивших преступления разной тяжести), 90 солдат и 30 рабочих. Исследование было направлено на изучение влияния асоциального поведения, на контроль импульсивных тенденций и на личность в целом. Результаты показали, что преступники по сравнению с солдатами и рабочими проявляют меньший контроль импульсивных тенденций, более агрессивны, склонны к депрессии и возникновению неврозов, более открыты и эмоционально нестабильны.

Однако не только зарубежными, но и некоторыми нашими исследователями было отмечено, что для совершавших асоциальные действия характерна импульсивность. Так, проведенное В. П. Голубевым и Ю. Н. Кудряковым исследование лиц, совершавших грабежи и разбои, показало, что им свойственны: импульсивность, застревание аффекта (ригидность), склонность к подозрительности, злопамятность, отчужденность, уход в себя, стремление к сохранению дистанции между собой и окружающим миром.

Исследования, проведенные среди преступников (убийц, осужденных за корыстно-насильственные преступления, расхитителей, воров), проведенные Ю. М. Антоняном и др., показали, что ведущими личностными особенностями большинства из них являются импульсивность, высокая агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность к межличностными отношениям, отчужденность и дезадаптация. Самая высокая импульсивность при низком самоконтроле наблюдалась у осужденных за корыстно-насильственные преступления.

Одно из последних исследований импульсивности и асоциального поведения было проведено в рамках дипломной работы И. Ю. Васильевой (2001 г.). Исследовались подростки с асоциальным поведением (мелкое хулиганство, уход из дома, склонность к алкоголизму) в возрасте 15 лет в количестве 60 человек, равно разделенные по половому признаку. В результате оказалось, что у обследуемых не существует значимых половых различий по уровню импульсивности. Исследование также показало, что импульсивность подростков с асоциальным поведением взаимосвязана с такими особенностями личности, как агрессия, директивность, тревожность, эгоцентризм, высокий уровень напряжения, страха, склонность к открытому агрессивному поведению, враждебность, высокая самооценка, высокий энергетический уровень.

Итак, под асоциальным поведением будем понимать социально-негативное поведение, нарушающее правовые и общепринятые нравственные нормы, родственное по содержанию понятию «отклоняющееся поведение» (которое, по всей видимости, является более объемным), отличающееся высокой вероятностью проявления агрессии в открытом поведении, ее высоким удельным весом среди других поведенческих паттернов, несформированностью установок на социальную кооперацию, эгоизмом, эгоцентризмом и импульсивностью.

Асоциальные личности и их проблемы

"Посеешь характер - пожнешь судьбу"
(народная мудрость)

Попытаемся рассмотреть особенную группу людей, которых называют «асоциальными личностями» (социопатами). Они безответственны, у них нет никакой морали, им совершенно неинтересны другие люди. У них безобразное поведение, направленное исключительно только на свои собственные потребности . Обычные люди уже с раннего детства знают нормы поведения и понимают, что иногда необходимо жертвовать своими интересами ради интересов другого человека, но не в случае асоциальных личностей. Они никогда не принимают в расчет интересы либо желания других людей, им важно только их собственное желание. Они стараются незамедлительно удовлетворить свои потребности, несмотря ни на что .

Следует сказать, что к людям, совершающим какие-либо асоциальные действия, термин «асоциальная личность» не относится. Причинами асоциального поведения, конечно же могут являться и преступные группировки и какая-нибудь криминальная компания, но есть люди, которые вообще не способны контролировать свои импульсы. Асоциальные личности не испытывают никаких чувств к другим индивидам: ни сострадания за причиненную ими боль, ни угрызения совести .

Еще одной характеристикой асоциальной личности является то, что они с легкостью могут солгать, они приводят себя в возбуждение, и совершенно не изменяют своего поведения. После наказания они искренне просят прощения и клянутся, что никогда так не будут делать, но все это лишь слова. При встрече, их можно чаще всего принять за интеллигентную, привлекательную личность, они легко контактируют с окружающими. Они легко могут устроиться на работу, но, как правило, долго там не задерживаются, так как их выдает импульсивность и вспыльчивость. Такие люди совсем не сочувствуют другим людям и не проявляют к ним никакого интереса, у них совсем отсутствует чувство вины и стыда .

В настоящее время различают некоторые группы факторов, формирующие асоциальную личность: биологические детерминанты, отношения родителей и ребенка, стиль мышления.

Причины асоциального поведения можно рассмотреть на генетическом уровне. Например, вероятность наследования криминального поведения у детей-близнецов очень высока.

У детей с проблемным поведением выявлены психические отклонения, вызванные последствием приема наркотиков матерью, недоедания во время беременности и так далее. Эти дети раздражительны, импульсивны, они очень активные, а в школе, как правило, они невнимательны и отстают от сверстников в учебе. Из-за плохой успеваемости возрастает риск плохого отношения родителей к таким детям.

Третий фактор - это индивидуально-психологические особенности детей. Эти детки в отношении себя ждут только агрессивного поведения и себя ведут так же, к тому же, такие дети считают, что агрессия, направленная на них, совсем неслучайна.

А вам приходилось сталкиваться с ярко выраженными социопатами?

Что такое - асоциальный человек?

  1. Евгений Усенко невежественен в этом вопросе. Рассматривает вопрос однобоко, односторонне.
    Асоциальность это факт наличия безразличного отношения к общественным нормам.
    По какой причине индивид относится безразлично к той или иной общественной норме не имеет значения. Сам факт безразличия делает его асоциальным.
    Асоциальными могут быть как высокоинтеллектуальные люди, так и малоразумные человеческие особи.
    Пример высокоинтеллектуальных асоциалов это хакеры, кибер преступники, фальшивомонетчики. Которые нарушают общественные нормы выраженные в законах, путем своих преступлений.
    Есть "бомжи" - которые плюют на общественные нормы в трудозанятости общества. Проститутки плюющие на нормы морали.

    Таким образом асоциальность это не всегда плохо и не всегда хорошо. Это просто факт безразличия к общественным нормам.

  2. КАКИМ ИМЕННО НОРМАМ? У ОБЩЕСТВЕННОСТИ МНОГО НОРМ! ЕСТЬ НОРМЫ МАРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ, ЭТИКИ, РЕЛИГИИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ГУМАННОСТИ И Т, Д..
    ВЕДЬ ЭТО И ЕСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ!
    ВЫХОДИТ, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ ЖИВУЩИХ В КАКОЙ ТО МЕРЕ АСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ?
    НА ЭТО СКАЖУ, ЧТО НЕТ ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС., СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ? ВООТ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ. НЕ ЗАБИВАЙТЕ СЕБЕ ГОЛОВУ КОРОЧ, БУДЬТЕ ПРОСТО ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ! ВСЕМ ДОБРА И БЕЗЗАБОТНОЙ ЖИЗНИ!
    ОТ 31REGION/TV
  3. Встречается хорошо узнаваемый тип людей так называемый Асоциальный тип. Главной его чертой, осью, пронизывающей всю личность, поведение, поступки Асоциального, является удовлетворение своих инстинктивных потребностей.

    Но это особое удовлетворение, без тормозов. Без внутренней борьбы мотивов, без сомнений Не приемлющее ни в чм препятствий. Ни в выработанных веками требованиях общества, ни в общепринятых нормах морали, ни в осуждении друзей или близких, ни в возможном наказании, ни в ожидании расплаты, угрызений совести.

    Асоциальная личность проявляет себя уже в раннем возрасте. Это может быть агрессивное поведение, ранние беспорядочные половые контакты (промискуитет) , особый механический взгляд на секс (приятно, полезно для здоровья) , склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотиков.

    В зависимости от времени, от места жительства, окружающей обстановки, проявляются либо отдельные из перечисленных признаков, либо все в комплексе.

    Человек с асоциальным ядром не имеет в себе достаточно развитой части самосознания, которая позволила бы оценивать, принимать во внимание и считаться с удобством и безопасностью окружающих. Окружающие для Асоциального рассматриваются лишь в двух позициях: источник опасности, источник удовольствия.

    Собственные побуждения, рождающиеся из простых инстинктивных потребностей, чувствуются, ощущаются Асоциальным, как неотложные, задержка в реализации которых немыслима. А если задержка вс-таки случается по каким-то причинам, то Асоциальный выдат реакцию агрессии, в которой порой проявляется и жестокость.

    Здесь может проявляться своеобразный гендерный детерминизм. Асоциальный мужчина, особенно при необременнности высоким интеллектом, может выразить свою агрессию прямо, в виде физического насилия, нанесения телесных повреждений тому, кто в чм-то препятствует, либо, круша и ломая окружающие неодушевлнные предметы. Женщина асоциального типа может проявить свою агрессию в жестокой клевете, особом изощрнном коварстве по отношению к недоброжелателю.

    Асоциальный, завязывая тесные межличностные отношения, ориентируется исключительно на себя, на получение внимания, тплых чувств, заботы и любви. Ничего, или почти ничего не отдавая взамен.

    Как результат невозможность, неспособность человека асоциального типа к поддержанию близких и осмысленных межличностных отношений. Отношений, которые предполагают наличие качеств, отсутствующих у Асоциального.

    Общаясь с Асоциальным, окружающие, со временем, обычно прочитывают его основные характеристики. По нарастающей испытывая ощущения: непонимания неудовлетворнности напряженности раздражения и, в результате, разрывают отношения.

    Лишь самые близкие родственники (родители, братья, сстры, дети Асоциального) долго могут находиться в плену привычных иллюзий, незаметно, плавно возникших в результате длительного совместного проживания, перекошенной системы внутрисемейных отношений. Также долго объектом манипуляции Асоциального может оказаться человек Зависимого типа личности (описание см. Характеры. ЗАВИСИМЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.) .

    Асоциальные типы склонны к обману, к манипуляции собеседником, близкими людьми, причем, используя сво обаяние, мнимое доброжелательство, они искренне не видят, не способны ощутить те последствия, ту человеческую боль, которые возникают у кого-либо в результате их действий. Такова природа Асоциальных.