Что нужно для ребенка в 3 месяца. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца

Недавно появившееся в семье создание из маленького пищащего комочка постепенно начинает превращаться в младенца с осмысленным взглядом. Говорить о каком-то воспитании в период 3-х месяцев еще рано – это этап рефлекторного восприятия мира. Основная работа родителей на данной фазе – обеспечить достаточный уход новорожденному и приучить к режиму.

Физиологическое развитие: питание, сон, рефлексы

Малыш уже более активен в движениях и начинает проявлять повышенный интерес к окружающему миру. Зрительное сосредоточение на предметах длиться теперь порядка 8 сек. 3-х месячный малыш внимательно наблюдает за движущимися перед ним предметами и различает их, выделяя новые объекты. Правда, новизна в данном возрасте пока что вызывает не интерес, а тревогу, иногда провоцируя испуг.

Ребенок 3 месяца требует активного развития и полноценного ухода, исходя из физиологических особенностей.

Развитие. В этот же период идет и цветовое восприятие, но на уровне условно-рефлекторных связей. Пространственные же ощущения (в частности – глубины) младенцу этого возраста еще не знакомы. На основе этих восприятий идет познавательное развитие, которое контролируют взрослые. Чем разнообразнее будет среда обитания, тем полезнее это для психологического развития младенца.

Гигиена и питание. Уход за новорожденным до 3 месяцев включает в себя ежедневные процедуры, обеспечивающие чистоту тела, носовых ходов, ушных раковин. Особое внимание уделяется режиму питания, ведь от него зависит не только здоровье, но и умственное развитие малыша.

Сон. Отрегулировав процесс питания, легче будет наладить режимы сна и бодрствования. В этой возрастной категории грудничок уже не засыпает сразу после приема пищи, а продолжает познавать мир. Поэтому желательно выработать четкие ритуалы последовательности действий.

Эти ассоциации начнут рефлекторно впитываться подсознанием малыша, что в дальнейшем обеспечит родителям спокойную размеренную жизнь.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком?

Уход за ребенком в 3 месяца включает в себя гигиенические процедуры, которые позволяют содержать малыша чистым и здоровым, а значит, спокойным. Рефлекторное восприятие новорожденным гигиенических особенностей автоматически в дальнейшем сыграют свою роль в выработке определенных привычек.

Все процедуры, входящие в гигиену, выполняются в одни и те часы либо сопряжены с другими действиями. Например, купание проводится перед 10-часовым кормлением (вечерним), и это станет постепенно сигналом к последующему сну.

Помимо купания малыша следует регулярно подмывать, и делается это после каждого испражнения. При этом уход за мальчиком несколько отличается – в данном возрасте у них при обмывании половых органов ничего дополнительно не следует предпринимать, чтобы избежать заражения крайней плоти.

У девочек же подмывание производится тщательно и рассматривается, как обязательная гигиеническая процедура. Каждой конкретной части тела необходимо уделять определенное внимание.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком:

  • после водных процедур (купаний и обмываний) ухаживают за кожей малыша, защитив ее от раздражений. Для этого обычно используется детская присыпка, но при достаточно сухой коже лучше взять специальное масло;
  • при возникновении опрелостей на коже 2 раза в день применяют мазь «Траумель С», нанося ее тонким слоем;
  • во время купания моются ушки. При этом очищаются только раковины, и не затрагивается слуховой проход;
  • здоровые глазки в особом промывании не нуждаются, а вот с закисью нужно сразу же бороться, используя препарат «Окулохеель»;

Носик. У новорожденных носовая полость снабжена хорошей системой самоочищения, позволяющей удалять грязь и слизь с помощью чихания. Если же нос забит, и слизь мешает дышать грудничку, ее удаляют аккуратно ватной палочкой во время купания, увлажнив физиологической жидкостью типа «Эуфорбиум композитум С».

Ногти. Периодически обрезаются ноготки, и проводится эта процедура, пока малыш спит и расслаблен. При этом пользоваться следует не маникюрными ножничками, а щипчиками.

Ухоженный малыш и психически спокоен, и физически более здоров, поэтому активнее вовлекается в различные игры.

Игры и гимнастика

Младенец на 3-м месяце жизни достаточно подвижен и подобным образом начинает ощущать окружающий мир. Наиболее развито движение рук, которыми малыш тянется к предметам, прикасается к маме или просто активно размахивает ими в воздухе.

Способность тактильного восприятия поможет сделать общеукрепляющую гимнастику частью воспитания ребенка и духовно, и физически. Подобные действия, превращенные в своеобразную игру, доставляющую малышу удовольствие, подсознание рефлекторно воспримет, как естественный способ изучения мира.

Поэтому уход за 3 месячным ребенком обязан включать в себя игровые действия укрепляющей гимнастики, цель которой – научить младенца ощущать свое тело.

Ура! Нам 3 месяца! Вот уже целых 12 недель малыш приспосабливается к новой обстановке и радует родителей своими достижениями. Развитие ребёнка в 3 месяца наиболее ускорено по сравнению со всеми остальными периодами первого года. Это этап активного роста (до 3 сантиметров) и максимальной прибавки в весе (до 1 килограмма). В этом чудесном беззубом возрасте у малыша уже должен почти закрыться малый родничок.

Если малышу стукнуло 3 месяца, значит в его достижения входит достаточно много навыков.

Норма и патология развития

Кожа здорового трёхмесячного малыша в норме имеет нежно-розовый оттенок, на ощупь бархатистая. На тельце, особенно на ножках, ярко выражены кожные складки. Они должны быть симметричными на обеих конечностях. Асимметрия бедренных складочек чаще всего свидетельствует о врождённом подвывихе или . Это заболевание формируется на втором месяце маминой беременности и внутриутробной диагностике не поддаётся. Лечится довольно успешно у большинства ребятишек безоперационным методом вплоть до наступления 5 летнего возраста. Если ягодичные и бедренные складочки у вашего маленького отсутствуют или выражены незначительно - это может быть свидетельством гипотрофии или заболевания ЦНС.

Кожа ребенка, как персик, мягкая и нежная.

Изменения плотности, влажности, эластичности кожи говорят о нервных или соматических заболеваниях. Если вы заметили любой из вышеперечисленных симптомов, необходимо незамедлительно посетить педиатра, ортопеда и невролога.

Полезные навыки

Если с рождения малыш находился в пелёнках, то именно сейчас наступает та самая пора, когда надо потихоньку приучаться к ползункам. Надевать маленькие штанишки или ползунки лучше во время бодрствования крохи, а на время сна запелёнывать его. Свобода движения способствует правильному и полноценному развитию младенца.

К 3 месяцам кроха начинает различать запахи. Почувствовав приятный для него запах, малыш замирает, затем оживляется, может даже улыбнуться. Неприятные запахи - повод для недовольной гримасы и чихания. Примерно в этом возрасте грудничок начинает различать и вкусы.

В три месяца ребенок может сойти за профессионального дегустатора.

Возрастают и слуховые способности маленького карапузика. При возникновении какого-либо звука он сначала сосредотачивается, а спустя пару секунд поворачивает голову туда, откуда донёсся интересующий его треск, шуршание, голос или звон.

К трем месяцам малыш способен различать звуки, реагировать на них.

Интервалы бодрствования тоже увеличиваются: теперь малыш может не смыкать глазок в течение полутора-двух часов.

Что умеет ребёнок в 3 месяца? Малыш начинает активно играть со своими ручками и тянуть их в рот, осмысленно гремит погремушкой. Кроха с большим удовольствием и усердием будет пытаться захватывать подвешенные перед его глазками игрушки, постарается притянуть их к себе. Это занятие сейчас его очень увлекает. Грудничок способен из положения «на спине» на любой бок. Хорошо сам держит головку. Если кроха находится на животике, то может немного приподняться, опираясь на локотки.

Как бы дотянуться до любимой игрушки!

Вот и первый диалог

Малыш также уже может отвечать на ваши фразы типа «агу» слогами «эгх» или «акгх». В ответ на мамину речь или улыбку беззубик тоже улыбается. В 3 месяца ребёнок должен осознанно реагировать на ваши прикосновения. Допустим, если вы легонько дотронетесь до его глаз - малыш зажмурит их и потянется к ним своей маленькой ручкой, прикоснётесь к ладошке - сожмёт её в кулачок.

Прикосновения мамочки очень много значат для малыша.

Во всех новых умениях ребёнка проявляется одно уникальнейшее свойство грудничкового возраста - крайне тесная взаимосвязь и взаимозависимость двигательной моторики и психики (телесного и душевного). Интерес к окружающему его миру, положительные переживания стимулируют развитие жестов и других движений и, наоборот, двигательная активность благоприятно влияет на правильное развитие психики.

Одним из самых важных навыков, который должна привить мама своему малышу является . Учить ребенка пережевывать пище следует постепенно. К возрасту 1,5 лет малыш должен уметь есть самостоятельно, это необходимо для того, чтобы попасть в садик.

Маленькие дети проявляют огромный интерес ко всему, что видят в тарелке или кружке своих родителей. Что делать, если ваш малыш пытается попробовать чай? На вы узнаете можно ли давать этот напиток ребенку.

Мамин голос успокоит

Читать маленькому небольшие сказки или стихи с яркими картинками просто необходимо. Чтение надо комментировать , показывая пальцем и озвучивая название наиболее крупных и красочных объектов. Благодаря книгам, он, с вашей помощью, не только откроет для себя массу всего нового, но и приучится позднее сам искать интересующие его ответы.

Спокойные песни, особенно в исполнении мамы или бабушки оказывают на ребёнка успокаивающий эффект, а вот громкая ритмичная музыка может спровоцировать истерический плач. Когда малыш бодрствует и находится в приподнятом расположении духа, можно спеть ему что-нибудь весёленькое типа «Антошка», при этом пройтись перед его кроваткой пританцовывая. Грудничок в это время будет с большим вниманием следить за вашими движениями и поворачивать вслед за мамой головку.

Важные манипуляции

Для полноценного развития малышу важно регулярно делать массаж:

  • ножек;
  • ступней;
  • ручек;
  • спинки;
  • груди;
  • животика.

Техники массажа основываются на движениях:


На конкретных комплексах массажа заострять внимание не будем. Массажные техники открыты для всеобщего доступа в любой специализированной или справочной литературе.

Помимо массажа, с ребёнком надо проводить ежедневные занятия физкультурой. Очень хороший эффект дают - большом надувном мяче.


Правильный уход и режим дня

Уход за малышом 3 месяцев почти такой же, как и в предыдущие 2 месяца. Единственное, надо ежедневно начинать чистить ушки и носик , поскольку активизировались слёзные железы. Тщательно следите за чистотой игрушек , ведь сейчас малыш норовит всё попробовать «на зуб».

Регулярно прочищайте ушки крохи.

В должны входить обязательные прогулки на свежем воздухе. Если на улице достаточно холодно, то вам с малышом можно ограничиться парой 15 минутных выходов на воздух, если жара - гулять по утрам и вечерам (до купания), когда нет палящих солнечных лучей. Комаровский советует приучать грудных детей к режиму сна и бодрствования: «Чтобы выспаться ночью не бойтесь разбудить своё чадо днём чуть раньше».

Прогулки на свежем воздухе будут полезны как мамочке, так и ребенку.

Грудной малыш в 3 месяца наиболее подвержен развитию - страшного костного заболевания. Для профилактики рахита мама должна пить витамин «D» (при ГВ) или давать его малышу вместе со смесью (по назначению педиатра). Полезны прогулки на ласковом солнышке.

Грудных детей с первых дней жизни мучают колики и газы. Помочь в решении этой деликатной проблема может . Этот препарат можно давать ребенку с первых дней жизни. Основу лекарства составляют семена фенхеля, абсолютно безопасные для организма крохи, оказывает успокаивающее воздействие.

Очень часто у маленьких деток встречаются совсем не детские болезни. Например, многие малыши мучаются от . О причинах развития заболевания и способах его лечения расскажет специалист.

Что делать, если ваш годовалый ребенок кашляет без остановки. Перейдите по этой ссылке и узнайте, как помочь своему малышу.

Опять недоволен

В 3 месяца кроха капризничает по разным причинам:

  • колики в животике;
  • боязнь, что мама уйдёт;
  • хочет спать, а уложиться сам не может;
  • требует маминого внимания;
  • перевозбудился;
  • неврологические проблемы;
  • реакция на жару или смену погоды;
  • (у некоторых детей уже лезут в этом возрасте).

В свои три месяца малыш найдет повод для беспокойства и плача.

Поводов для капризов может быть много. Как бы там ни было, ребёнка надо , лучше всего взять на руки и спеть мелодичную песенку (только не грустную, а то плача будет ещё больше).

Проблемы в 3 месяца

Соня:

«Подгузники сынуле меняю часто, но на коже всё равно есть и опрелости. Что делать»?

Отвечает практикующий педиатр:

«Давайте коже малыша «дышать» без подгузника (хорошо, если он днём будет спать без него), купайте в Череде, пользуйтесь не присыпками, а кукурузным или картофельным крахмалом. Никакие мази не используйте».

Гуля:

«У нас проблема: Карина в свои 3 месяца очень напряжена вся и с трудом сгибает и разгибает ручки и ножки. Это что такое может быть»?

Отвечает врач невролог:

«Скорее всего у вашей малышки . Он бывает у каждого новорожденного в разной степени выраженности. У многих малышей он проходит сам собой. Если тонус ярко выражен, то лечением для малышки будет специальный массаж и травяные ванночки. Делайте вместе с дочкой ежедневную гимнастику и купайтесь подольше».

Екатерина:

«У нас на тельце белые пятнышки, похожие на угри. Педиатр сказал, что всё в порядке, а я беспокоюсь» …

На третьем месяце жизни малыш все еще стремительно развивается во всех направлениях. Буквально каждый день приносит что-то новое: новые открытия, новые умения и события. Все больше вещей приносят крохе радость, он открыт для мира и прежде всего для людей.

Он уже способен вести диалог со взрослыми. Нет, это естественно еще не слова, но мимика и гуление в такт голосу, можно даже отследить интонацию, с которой малыш общается.

Таблица развития

Сколько времени должен спать малыш?

С каждым днем все меньше и меньше в режиме дня у новорожденного занимает сон. Теперь ночной сон составляет всего 10 часов, причем перерывы на кормление так же сокращаются до двух – трех. Дневной сон так же укорачивается до трех раз по часу – полтора.

Но это и не удивительно, ведь вокруг столько интересного, и все нужно изучить, попробовать на вкус, потрогать ручками. Где уж тут выделить время на сон?

Развитие органов чувств в этом возрасте

Зрение

Малыш уже не просто радуется, когда видит маму. Теперь эта радостная улыбка одаривает все вокруг, но особенно лица. И неважно, людские или нарисованные – на улыбку ребенок незамедлительно отвечает улыбкой.

Наблюдение за предметами по-прежнему остается основным способом изучения мира, только оно постепенно меняет свой характер. Если раньше малыш просто смотрел за движением или ярким пятном, то теперь он всматривается, изучает и запоминает не только общий образ игрушки, но и мелкие детали, различия в цвете.

Слух

Слух также совершенствуется. Появляются новые умения: например, под любимую песенку ребенок может начать гулить, как бы подпевая. Кстати, теперь у него уже есть любимые песни и стишки, поэтому позаботьтесь о том, чтобы малыш слушал хорошую музыку. Знакомые или понравившиеся звуки спокойно вычленяются из всех остальных, а их источники легко находятся взглядом.

Обоняние

Да, уже в три месяца у малыша появляется новый орган чувств – обоняние. И теперь даже во сне он может опознать маму по запаху . Поэтому не рекомендуется кормящим мамочкам пользоваться духами или кремами с сильным запахом. Ребенок может не узнать ее и даже отказаться от еды. А еще резкие химические запахи могут спровоцировать аллергическую реакцию.

Тактильные ощущения

Теперь малышу мало объятий и рассматривания предметов. Мир познается через прикосновение к ладошкам, подтягивание и посасывание. Не стоит переживать, что ребенок все тянет в рот – это естественный процесс изучения окружающих предметов.

Внимательно следите за тем, что малыш изучает. По незнанию он может засунуть в ротик мелкий предмет, а это уже чревато серьезными опасностями. Также необходимо как следует мыть детские игрушки во избежание попадания в организм нежелательных бактерий.

Что умеет ребёнок в 3 месяца?

К трехмесячному возрасту, малыш уже совершает довольно много действий, обладает многими навыками. Он активно общается с родителями, улыбается лицам вокруг, взаимодействует с различными предметами.

Кроватка начинает ограничивать его активность, так как появляются новые возможности для контакта с миром.

Ребенок уже умеет держать головку самостоятельно поэтому, если вы положите его на животик, он попытается приподняться на ручках, отрывая от поверхности не только головку, но и плечики с локотками. Это позволяет ему более внимательно изучать лежащие перед ним предметы.

Перевороты со спинки на животик и обратно тоже не доставляют ему больших трудностей.

Уделите вопросу безопасности самое пристальное внимание. Сейчас малыш начинает проявлять физическую активность, и без должного контроля легко может травмироваться. Ни в коем случае не оставляйте его одного на пеленальном столике или диване, помните, теперь кроха может спокойно перевернуться и упасть.

А еще кроха теперь может долго лежать на спинке и изучать собственные ручки. Разводить их в стороны, посасывать пальчики, просто рассматривать. А некоторые детки уже в этом возрасте пытаются дотянуться и до ножек.

Вы можете помочь малышу быстрее освоить приобретенные навыки . Для этого существует целый ряд упражнений.

    Во время привычной утренней гимнастики стимулируйте в ребенке желание переворачиваться. Для этого, пока он лежит на спинке, возьмите в свои руки правую ножку и перекиньте ее налево, как бы придавая импульс всему телу для переворота. Позже малыш освоит это действие самостоятельно.

    Педиатры предлагают комплекс упражнений для гимнастики с малышом в этом возрасте. Не игнорируйте их, выполняйте тщательно. Гимнастика поможет укрепить мышцы и обеспечит гармоничное развитие тела, а значит, и новые действия будут осваиваться легче.

    Чаще выкладывайте кроху на животик. А чтобы физкультура приносила ему удовольствие, воспользуйтесь игровыми развивающими ковриками.

Как играть с ребёнком в 3 месяца?

Чем же занять трехмесячного кроху? Используйте время бодрствования для изучения новый предметов, навыков.

Превратите привычный массаж в интересную игру. Например, полезный пальчиковый массаж можно сопроводить песенками и прибаутками

Пример: чи – чи - чи сорока, кашку варила, деток кормила... Разминайте каждый пальчик и проговаривайте стишок. И не забывайте улыбаться.

Игры с погремушкой – то что нужно в трехмесячном возрасте. Предлагайте малышу различные кусочки ткани, шуршащие бумажки. Попробуйте поместить его ручки в миску с горохом или крупой. Только следите внимательно, чтобы он не засунул мелкие предметы в ротик. Такие игры способствуют развитию моторики и помогают в познании природы материалов.

Показывайте яркие, крупные картинки животных или птиц, нарисованные рожицы. Обязательно проговаривайте вслух все, что видите. На стене рядом с кроваткой тоже можно разместить такие картинки, малыш с удовольствием будет рассматривать, и изучать их.

Наденьте на ножки или ручки малыша яркие носочки или колокольчики. Он будет изучать их, двигать ручками и постепенно научится управлять ими так, чтобы они постоянно попадали в поле зрения.

Предложите ребенку куклу или зверушку с лицом, хорошо, если кукла будет улыбаться. Он сначала будет долго разглядывать ее, а потом начнет улыбаться ей в ответ и пытаться общаться.

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.