Детский сад развивающая среда в группе. Моделирование предметно - развивающей среды группы детского сада
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-
Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Модель развивающей предметно-пространственной среды
Подготовила: Носаева И.А
Воспитатель группы дошкольного образования
С.Пересыпкино 1-е
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта;
Создавать условия для физического развития;
Создавать условия для творческого самовыражения;
Создавать условия для проявления познавательной активности детей;
Создавать условия для участия родителей в жизни группы.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Окружающая среда детей должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:
Социально-коммуникативному развитию;
Познавательному развитию;
Речевому развитию;
Художественно-эстетическому развитию;
Физическому развитию;
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
Полифункциональной;
Трансформируемой;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
1.Уголок художественной литературы:
Направлен на формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений;
Развитие литературной речи;
В уголке по художественной деятельности: книжки, литературные игры - викторины, сюжетные картинки.
2. Уголок природы:
Его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, тряпочки.
3. Уголок изобразительной деятельности:
Он вмещает много различного материала для развития детского творчества;
Здесь дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.
4. Уголок театрализованной деятельности:
- втеатре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера;
Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей;
В этом уголке находятся: куклы Би-ба-бо, костюмы, маски.
5. Уголок конструктивной деятельности:
В этом уголке представлены разные виды конструктора: мелкие и крупные лего, кубики;
Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально;
Ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их.
6. Физкультурный уголок:
- оборудованный разнообразным материалом для развития двигательной активности детей;
Он направлен на развитие двигательных качеств и способностей;
Комплектация: скакалки, обручи, резиновые мячи разных размеров, корзины для игр, кегли.
7. Центр сюжетно-ролевых игр:
В жизни ребенка дошкольных возраста игра занимает одно из ведущих мест;
Сюжетно-ролевая игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;
Игровой уголок оборудован: поликлиника, салон красоты, кафе.
8. Музыкальный уголок:
Работа в нем способствует развитию творческих способностей у детей, их музыкальности.
9. Уголок развивающих игр:
Он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи;
В нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика;
Весь материал подобран с учетом возраста детей.
10. Выставка детского творчества:
Уголок, где выставляются творческие работы детей.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.
Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. Но самое главное, развивающая среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.
Из чего состоит развивающая среда?
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:
- большой игровой площадки;
- разнообразного игрового оборудования;
- набора игрушек;
- игровой атрибутики;
- различных игровых материалов.
В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
- Социальный.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный.
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- Психодидактический.
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.
Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
- развивающие игры;
- простые технические устройства и модели;
- лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
- природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.
Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды
Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.
Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.
Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.
Как создать развивающую среду в ДОУ?
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.
- Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
- Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
- Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
- Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
- Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
Презентация на тему:
"Предметно-развивающая среда в детском саду"
В презентации показаны отдельные зоны, где дети могут проводить своё время.
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Предметно – развивающая среда, средняя группа.
Презентацию составила: воспитатель Провина Ж. А.
Слайд 2
Книжный центр , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемое в дошкольном учреждении образовательной программой. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками. Главный принцип подбора - минимум текста, максимум иллюстраций.
Слайд 3
«Демонстрационный центр»
В центре представлены предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: мебель, инструменты, одежда, игрушки, бытовая техника, профессии и т.д.
Слайд 4
Центру творчества отведено самое хорошее освещённое место в группе. Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной и творческой деятельности. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Поэтому в уголке творчества есть наборы карандашей, трафареты, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, пластилин.
Слайд 5
В центре музыки дети развивают свой эстетический вкус, упражняют музыкальные способности, которые доставляют детям много радостных минут.
Здесь есть музыкальные инструменты: бубны, погремушки, колокольчики, трещотка, свистки, музыкальные молоточки, пианино и т.д., которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.
Слайд 6
Театральный центр , в котором дети играют не только в сюжетно - ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры - драматизации.
Наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные), настольный театр, пальчиковый и куклы. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли режиссеров и зрителей.
Слайд 7
Игровой центр для девочек «Кухня», где имеются кухонная утварь, столовая и чайная посуда, бытовая техника. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представление об окружающем мире.
Слайд 8
Игровой центр «Гостиная», где расположены кроватка, диван, коляски, куклы, игрушки для кукол, конструктор для изготовления столов, стульев.
Слайд 9
Игровой центр «Салон красоты». Центр оснащён различным оборудованием: зеркало, расчёски, флаконы, шампуни, бальзамы, кремы, заколки, фен, накидка, бигуди, плойки, манекен.
Слайд 10
Игровой центр «Магазин». Данный центр оснащён разнообразными материалами: витрина, прилавок, муляжи овощей и фруктов, баночки чая, рыбные продукты, молочные продукты, корзинки, тележка.
Слайд 11
Игровой центр «Больница».
В центре имеются халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Слайд 12
Игровой центр для мальчиков. В этом центре находится всё необходимое для развития мальчиков: машины легковые и грузовые, рабочие инструменты, солдатики.
Слайд 13
Центр конструирования.
Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
В центре имеются разные виды конструкторов, «лего», кубики деревянные, большие мягкие кубики.
Слайд 14
Центр развивающих игр. Центр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Имеются настольно-печатные игры, различные виды пазлов, лото, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик.
Слайд 15
Центр здоровья – весёлое место в группе. Он пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует детскую потребность двигательной активности. Здесь дети могут заниматься физкультурой. В центре имеются кегли, мячи разных размеров, набор пластмассовых мячиков, обручи.
Слайд 16
Центр экспериментирования.
Предназначен для познавательно-исследовательской деятельности детей. В нем находятся наборы для экспериментирования с водой, с песком, природный материал, предметы из различных материалов «тонет-не тонет», сахар, соль и прочее. Также имеется наглядный материал: иллюстрации животных, птиц, рыб, насекомых, растений; серии картинок «части суток», «времена года».
Слайд 17
Центр «Правила дорожного движения».
Предназначен для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего нашего общества, обучения детей правильному поведению на дорогах, формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
В нем представлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); методическое пособие по обучению детей ПДД (макет дороги); конструкторы; детская художественная литература, рисунки.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Елена Владимировна Панина
Приходя в детский сад , к двери группы, родители видят какая тема проекта на данный момент. На каждой двери групп, находится кармашек, куда вкладывается тема.
Заходя в приемную группы, ребенок сталкивается с принципом индивидуализации. Он должен перевернуть фото лицом, а уходя из детского сада , наоборот, лицом к стене. Также на этом стенде есть кармашки для количества девочек и мальчиков и общее количество детей. На утреннем сборе считарь считает детей и вкладывает цифры в кармашки.
В приемной, как и во всех садиках, есть стенд для родителей. Но по нашей программе добавляются еще два стенда «Стихотворение недели»
«Вам письмо» . В первый стенд, мы вкладываем стихотворение, которое выучили с детьми. Родители становятся не только наблюдателями, но и участниками педагогического процесса. В кармашек «Вам письмо» мы вкладываем обращение к родителям - что принести к проекту, что сделать своими руками и т. д.
Еще мы сделали дерево благодарности. Здесь вы видите дерево с птичками, на которых фото ребенка, птичка символизирует семью. За активное участие в проектах, за помощь воспитателям, птичкам в клювик, прикрепляем нотки со словами благодарности.
На центральной стене находится стенд «Наши проекты» . Здесь мы вывешиваем все работы детей по всем видам деятельности. В течении проекта накапливается много работ, чтобы видна была вся деятельность на этом стенде, мы работы убираем в папки детей, но одну работу от каждого центра оставляем.
Когда заканчивается проект все снимается, и вывешивается в коридор садика, на специальный стенд.
Каждый шкафчик подписан именем и фамилией ребенка, с выделением гласных и согласных. Мы используем метод глобального чтения. Для поощрения детей, мы используем разноцветные нотки, которые прикрепляем на шкафчик.
В приемной находится музей «Проектоша» , куда мы выставляем все совместные работы детей с родителями к тому или иному проекту.
Еще мы оформили стену фото галерея.
Теперь я приглашаю вас в группу. Заходя в группу, родители и дети видят- кто является звездочкой недели. Этот стенд служит так же для развития индивидуализации. В течении года, каждый из воспитанников становится звездочкой. Мы используем разные критерии в выборе ребенка : за активность на занятии, за помощь сверстникам, за участие в конкурсах, самый скромный и многое другое. В середине кармашка фото ребенка, а в пяти других, мы пишем про увлечение ребенка, кто его друзья, заветное желание и другое.
Так же принцип индивидуализации виден на стенде «Дни рождения» Это четыре стенда с временами года и месяцами. Мы прикрепляем фото детей по месяцам, когда у кого день рождения
Вся группа разделена на 9 центров :
Центр литературы
Центр естествознания и науки. Центр Воды и песка Центр Математики и манипуляции. Центр Строительства. Центр искусства. Центр сюжетно- ролевой игры.
Центр кулинарии.
Есть в группе основной и главный центр информации. В нем находится информационная доска, Стенд выбора, стенд «Деловые хлопоты, стенд «Календарь погоды» , стенд «Модель трех вопросов» . Здесь проходят – утренний сбор, итоговый сбор и вечерний сбор. Приходя в садик, ребенок подходит к стенду «Деловые хлопоты» , и выбирает обязанность на целый день. На утреннем сборе дети садятся в круг и приветствуют друг друга. Далее выходит считарь,считает детей, погодник рассказывает о погоде, о сезонных изменениях, помощник выкладывает картинки. Далее воспитатель слушает 2-3 новости детей. И потом идет презентация центров, где педагог рассказывает о задании, которые подготовлены в центрах. Дети выбирают куда идти, и фиксируют это на доске выбора. На следующий день они идут в другой центр. За этим следит воспитатель или дети. Мы стараемся, чтобы дети побывали в каждом центре. Перед началом проекта мы используем модель трех вопросов. И пишется паутинка проекта.
Идет практическая часть. дети работают самостоятельно, с незначительной помощью воспитателя. Если открываем сразу пять центров, то на помощь приходят родители, специалисты детского сада . Но ежедневно на практической части присутствует помощник воспитателя.
В группе все доступно детям, все игры, материалы подписано печатным шрифтом. Дети со временем понимают, что куда на место положить. А также идет развитие глобального чтения.
В центре искусства много разнообразного материала. Так же в каждом центре есть схемы, логоритмы для самостоятельной работы.
Центр строительства.
Центр Математики и манипуляции.
Центр Естествознания и науки.
Центр искусства.
Центр сюжетно- ролевой игры.
Публикации по теме:
Моя предметно-развивающая средавоспитатель Платонова Ольга Николаевна При создании развивающего пространства в групповом помещении, я учитывала.
Каждый год к новому учебному году мы в своём детском саду "Солнышко" пополняем предметно- развивающую среду для развития наших.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский. Организация развивающей среды в.
Предметно-развивающая среда в детском саду Видео Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.
Цель: Познакомить с традициями празднования Рождества в англоговорящих странах. Вот и уже приближаются всеми любимые праздники Новый год.
Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »
Введение
Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .
Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда
Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :
1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды , что предполагает :
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор :
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .
Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .
В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :
1. Раздевалка.
2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".
10. Математическая зона.
11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .
12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
13. Центр краеведения.
14. Уголок уединения.
15. Туалетная комната.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.