Как развивается ребенок 3 месяца. Новорожденный ребенок на третьем месяце жизни

Итак, вашему малышу уже три месяца, и все домашние уже привыкли к тому, что буквально ежедневно вас ожидают приятные новости. Каждый раз, как вы наклоняетесь к кроватке, можно видеть, что ребенок радуется вам и любому предмету. Это неудивительно — ведь к этому возрасту ускоряется нервно-психическое и физическое развитие. Поведение малыша становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Ребенок может сделать паузу, и вы прекрасно это поймете. Его улыбка стала постоянным спутником – он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам. Очень нравится ему рассматривать собственные ручки.

Кажется, что малыш напряженно пытается узнать о себе все — кто он, где, что чувствует. Ощупать ротик, носик, подбородок, личико и похлопать, пощипать или даже поцарапать. Физиологический тонус постепенно исчезает, и движения становятся мягкими и расслабленными, или энергичными и активными. Малыш на третьем месяце стал тяжелее на 700-800 граммов, вырос на 2, 5 см. Кстати, обязательно измеряется и объем грудной клетки. Так вот, у девочек на 3 месяце эти показатели в среднем меньше — 40 см, когда как у мальчиков – 41,5 см.

Развитие ребенка в 3 месяца (что должен уметь)

Кроме рассматривания своих ручек, в этом возрасте малыши открывают их и с другой стороны – они сжимают и разжимают пальчики, наблюдают за движением руки. Он начинает осознавать, что это его собственная рука, и он может ею управлять. Он трогает, хватает, удерживает погремушки, шарики, колечки и пытается подносить их ко рту. Все вещи в руках он воспринимает как продолжение тела, а не как отдельные предметы и не беспокоится, когда они выпадают из руки. Попытки все трогать означают развитие тактильных ощущений, укрепление пальчиков, познавательный интерес.

Также он меняет способ сосания – теперь он способен вертеть головкой в поисках соска, затем ухватывает его губами. Все что оказывается него во рту, он начинает сосать — собственный пальчик, мамину одежду, пеленку или погремушку. Но для малыша очевидна разница — утоление голода или простые сосательные движения. Он охотно сосет пустышку в сытом виде, но выплевывает ее, если голоден. В возрасте 3 месяца малыши начинают контролировать движения головы, хорошо держат головку на руках у взрослых, слегка поворачивают ее в стороны. Лежа в кроватке, они переворачиваются с боку на бок, пытаются сгибать колени – первые попытки ползания.

Малыш легко поднимает над головой ручки. Большинство детей этого возраста осознают то, что они слышат и видят. Например, они поворачиваются на звук колокольчика, чтобы увидеть его. Зрительные и слуховые способности продолжают совершенствоваться. При возникновении незнакомых звуков он сначала замирает, но потом начинает двигаться. Он различает телефонные звонки, шорох при движении, даже шелест занавесок. Ладошками он исследует окружающие вещи, замечая разницу между твердым и мягким предметом. Ему нравится, если в ладонь попадает что-то мягкое. Так постепенно накапливается информация об окружающем мире.

Уход за ребенком в 3 месяца

1. Умывание. Уход за малышом начинается с ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро нужно умывать малыша — протирать тампоном, смоченным в простой теплой воде. Меняйте тампоны, потирайте ему глазки — у малыша уже работают слезные железы.

2. Чистите ватными жгутиками ушки и носик. Остригайте ногти по мере вырастания, закругляйте х, чтобы малыш не царапался.

3. Купание. Процедуры должны проводиться ежедневно до кормления, при температуре 36 – 37 градусов, с мылом нужно мыть только 1-2 раза в неделю.

4. Проводите закаливающие процедуры и массаж, обтирания, обычно с такими упражнениями знакомят в детской поликлинике.

Питание ребенка в 3 месяца

Если малыш находится на грудном вскармливании, проследить количество съедаемой пищи трудно, примерно это должно составлять 800 — 850 г. При 6-разовом кормлении это 120 — 140 г. за один раз. Необходимое количество молока рассчитывается таким образом: вес ребенка делится на шесть. Если есть необходимость, ребенка нужно докормить, используя специальные молочные смеси. Дополнительно назначается витамин Д.

Нельзя кормить малыша молоком или кефиром из обычного магазина — там слишком много микробов. Лучше обратиться на молочную кухню, и обязательно проконсультироваться у педиатра. В 3 месяца начинается первый прикорм – 1 ложечка фруктового пюре и сока, после кормления, 2 раза в день. Сок вводить по капелькам и внимательно следить за состоянием ребенка. Начинать прикорм рекомендуется с яблочного пюре.

Режим дня ребенка в 3 месяца

После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16 — 17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5 — 2 часа. Количество кормлений остается прежним — 6 — 7 раз в сутки. Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе — 5- 6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.

Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.

Занятия с ребенком в 3 месяца (как развивать)

Трехмесячный малыш стремится все потрогать, подвигать кистью, и в этом скрывается большой развивающий момент. Это и укрепление мышц пальчиков, тренировка тактильных ощущений. Чтобы был простор для такой деятельности — помогите ему.

1. Используйте подвижные игрушки, но укрепите их между прутьями кроватки. Малыш с удовольствием будет задевать их ножками или ручками, чтобы услышать знакомый приятный звук.

2. Тактильные ощущения развивайте, вкладывая в ручку разные ткани — мягкие, шершавые, жесткие. Можно скрепить кусочки бархата, вельвета, мешковины бельевой прищепкой. На разной высоте развесьте твердые и мягкие предметы.

3. Развивайте и зрительное восприятие — наденьте крохе манжетки или носки на одну ногу или руку, затем поменяйте, и наконец, оденьте на ноги и руки.

4. Подражайте звукам ребенка, глядя ему в глаза. Пойте ему песенки во время купания, упражнений.

5. Физические упражнения — укрепляйте ножки и ручки младенца. Положите его на спинку, и двигайте ножками (упражнение велосипед), ребенок сам начнет подталкивать ваши руки! Удерживая за ножки, приподнимайте малыша. Подтягивайте его за ручки – это первые навыки садиться.

Игры и игрушки для детей в 3 месяца (как развлекать)

Трехмесячный ребенок примерно 3-5 минут может воспринимать стишки или музыку. Игрушки и привлекают его, он тянется к ним, пытается схватить. Играйте с ним, давайте ему в руки предмет и тяните, будто забираете. Рассказывайте ему на прогулке все, что происходит вокруг, если он не спит. Очень любят малыши потешки, которые достались нам в наследство от бабушек — например, «сорока-белобока».

Смастерите двухстороннюю куклу-тарелку, на которой с разных сторон нарисуйте рожицы с разным выражением лица. Малыши любят наблюдать за сменой рожиц, когда вы поворачиваете тарелку перед глазами. Он должен видеть и печальные и радостные выражения. Эта игрушка будет очень интересна малышу. Показывайте ребенку картинки, называйте предметы, сопровождайте звуками животных их изображения. Помните главные правила — чистые игрушки и отсутствие острых краев.

Медицинское наблюдение в 3 месяца

В три месяца врач должен внимательно осмотреть ребенка и оценить развитие органов и систем. Малыш приподнимается на локтях, удерживает головку, оживляется при приближении к нему. Отчетливо сосредотачивается, прислушиваясь, гулит. Кроха захватывает кисти и подолгу рассматривает свои руки. Если к окончанию третьего месяца малыш не интересуется своими руками — сообщите об этом педиатру – это повод провести дополнительные исследования.

Врач осматривает соответствие развития, дает рекомендации, при необходимости направляет к другим специалистам. Обсуждается проведение прививок и лечебно-оздоровительных мероприятий (массажа, упражнений). Если вы по каким-то причинам не можете посетить врача (например, из-за болезни), врач может сам прийти к вам и провести необходимые измерения.

Маленький член семьи уже более трех месяцев живет в доме, и родители могут расслабиться и забыть о том, что ребенок еще совсем маленький, плохо воспринимает шум и большое количество людей. Помните, что нервная система малыша еще не окрепла и не стоит устраивать шумные вечеринки и включать очень громко музыку или телевизор. Повышенная возбудимость может выражаться в плаксивости, изменении мышечного тонуса. Но гостей все же приглашать стоит и лучше, если одним из них будет такой же малыш. Они обязательно заметят друг друга, к тому же интересно будет пообщаться и обменяться опытом.

В возрасте 3 месяца время ночного сна составляет около 6 часов. Что делать, если малыш плохо спит, часто просыпается, плачет? Саму маму это может очень угнетать, так как она не высыпается, чувствует себя постоянно уставшей. Некоторые укладывают детеныша спать рядом с собой — это успокаивает его и облегчает контроль. Прекрасно, если малыш при этом успокаивается.

На самом деле беспокойный сон может иметь причину.
— Боли в животе, колики. Особенно обостряются во время перехода к искусственному вскармливанию.
— Прорезывание зубов.
— Аллергия на пот — ребенок ощущает зуд при потнице.
— Простудные заболевания. Нужно померить температуру и потрогать лоб.

Если какая-то из причин не проходит – нужно вызывать врача. Иногда малыш капризничает только потому, что ему холодно или жарко. Чтобы определить, что он замерз, потрогайте носик и складочки на ногах и руках — если они теплые, ребенку не холодно. Слишком кутать также не рекомендуется, так как могут возникнуть опрелости и потница, с которыми придется бороться длительное время.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

3 месяц принесет тебе массу положительных эмоций. В этот период ребенок делает огромный скачок в своем развитии, поэтому буквально каждый день ты будешь все больше удивляться тому, как быстро растет твое чадо.

Развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок 3 месяца жизни уже вполне осознанно смотрит на этот мир. Маленький исследователь прислушивается к знакомым и незнакомым звукам, долго и внимательно рассматривает окружающие его предметы, лица людей. Он очень рад, когда кто-то склоняется над его кроваткой, потому дарит осознанную улыбку взрослым. Хоть речевые навыки ребенка еще не развиты, он, активно познавая мир, уже проявляет первые способности к разговорной речи: может произносить отдельные слоги, буквы. Развитие тактильных ощущений и основных рефлексов в этот период приводит к тому, что ребенок уже может не только схватить ручкой погремушку, но и удерживать ее. Итак, что умеет ребенок в 3 месяца?

Что должен уметь ребенок в 3 месяца:

  • весело смеяться вслух;
  • капризничать и хныкать на разные интонации;
  • привлекать внимание родителей;
  • крепко удерживать игрушки в кулачках и тянуть их в рот;
  • поворачиваться со спинки на бок, а также, лежа на животе, приподнимать голову, опираясь о локти;
  • крутить головой;
  • группировать тело, когда его берут на руки.

Нормы веса и роста детей в 3 месяца

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Прибавка в весе в этот период жизни малыша должна составлять 750 – 800 г. Рост крохи обычно увеличивается на 2,5-3 см. Согласно статистическим показателям, объем головы у мальчиков в три месяца обычно составляет около 41 см, а объем их грудной клетки – примерно 41,5 см. А у девочек такие показатели немного меньше: объем грудной клетки и головы трехмесячной малышки – 40 см.

Хотя следует понимать: то, сколько должен весить ребенок в 3 месяца - условные усредненные показатели. И если твой малыш не совсем вписывается в указанные нормы, при этом его рост и вес пропорциональны, сон аппетит и настроение - в норме, не стоит сильно переживать.

В три месяца также продолжает совершенствование двигательного аппарата и ЦНС. Хотя кости ребенка еще очень хрупкие. К концу третьего месяца ножки и ручки крохи становятся более подвижными. Ребенок легко тянется к игрушкам, свободно разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у взрослых он уже хорошо удерживает голову. Он также легко может поворачивать голову во все стороны. В трехмесячном возрасте ребенок хорошо реагирует на звук, уже может улыбаться, пытается поднять головку, когда лежит на спине, сам меняет позы во время сна.

Режим дня ребенка в 3 месяца

К третьему месяцу у малыша постепенно вырисовывается более-менее четкий режим дня. По-прежнему очень много времени отводится на сон (около 15 – 18 часов). Постепенно увеличиваются промежутки между кормлениями, в идеале они должны составлять по 3 часа. А ночью перерыв между кормлениями должен быть около 5 – 6 часов. Таким образом, за день у малыша получается около 6 – 7 приемов пищи. После каждого из них ребенок засыпает, но уж не так надолго, как раньше. Где-то через час малыш проснется, и вы сможете вдоволь наиграться, прежде, чем снова пора будет подкрепиться.

Сон и прогулки

Выше мы уже приводили, сколько должен спать ребенок в 3 месяца. Однако разные дети по-разному распределяют это время в течение суток: кто-то дольше спит ночью, и меньше - днем, а кто-то делает более равномерные перерывы на сон. Не столь важно, сколько спит ребенок в 3 месяца, как то, как он спит и как чувствует себя в периоды бодрствования. В любом случае, в 3 месяца уже намного глубже, чем у новорожденного.

Как и в раньше, малышу важно много времени проводить на свежем воздухе. Он может сладко спать в коляске, а проснувшись с интересом наблюдать окружающий мир. Ведь кроха уже достаточно подрос для получения впечатлений.

Ежедневно следует устраивать по две прогулки: летом – по 2 – 3 часа каждая, а ограничиться часовыми «выходами». Важно правильно одевать ребенка зимой: эталонным подходом утепления считается такой: лежащего в коляске малыша одевай, как себя, но только на 1 слой больше.

Летом важно защитить ребенка от попадания прямых солнечных лучей. Да, известно, что витамин D синтезируется только на свету. Но для этого достаточно рассеянного света в тени деревьев. Да и вообще летом гулять лучше в часы наименьшей солнечной активности – с утра до 11:00 и после 17:00 до вечера. Вне зависимости от того, какое лично у мамы отношение к солнцезащитной косметике (считаешь ты ее неприемлемой или наоборот необходимой), обязательно следует обеспечить защиту от солнца: если ребенок гуляет в коляске, расправь козырек, если носишь малыша в слинге, надень ему на голову шапочку или панамку. И выбирай тенистые маршруты.

Уход за ребенком в 3 месяца

Уход за ребенком в 3 месяца ничем кардинально не отличается от уже привычного распорядка. По-прежнему каждое утро умывай кроху теплой водой с помощью ватных тампонов. Нос, пожалуй, уже можно прочищать ватными палочками – теперь они смогут пролезть в узкие отверстия. Моя уши, обрабатывай только наружные части ушных раковин – нельзя проникать ватной палочкой внутрь слухового прохода. Так же часто, как и раньше, следует подмывать ребенка и менять подгузники.

Из новшеств – едва исполнится малышу 3 месяца, с его рук уже можно снимать варежки-царапки. Движения младенца перестают быть настолько неконтролируемыми, как раньше, и он уже не может сам поцарапать себе лицо. Освобождение ладоней открывает широкие возможности для развивающих занятий с крохой. Мама может почаще вкладывать в руку ребенку . Он даже в состоянии удержать их. Для детей такого возраста выбираются игрушки, которые легко мыть теплой водой с мылом. А вот плюшевых зверят отложи до тех пор, пока малыш не подрастет – сейчас из-за своей высокой способности к концентрации пыли, они могут представлять вред и вызывать аллергию.

Купание ребенка

Кроху, как и раньше, купают каждый день. Обычно для этого выбирают время вечером. Хотя подобная традиция, скорее, продиктована житейскими обстоятельствами: только вечером к купанию малыша может присоединиться папа, проработавший весь день.

Однако, не принципиально, чтобы малыш купался именно вечером. Если семье удобнее, купание можно перенести на другое время. Особенно, если ты заметила, что водные процедуры бодрят ребенка, и после ему трудно засыпать.

Продолжительность каждого купания уже можно немного увеличить – до 15 минут. Особенно, если вы используете не детскую ванночку, а надеваете на малыша круг-воротник и запускаете его во взрослую ванну.
Если малыш занимается настоящим грудничковым плаваньем (в поликлинике или специальном спортивном центре), тогда у домашнего купания остаются только гигиенические цели, и его можно проводить намного быстрее.

Воздерживайся от искушения начать ребенка уже сейчас и не снижай температуру воды в его ванне. Она по-прежнему должна быть на уровне 36 – 37 градусов.

Купать малыша следует ежедневно, за исключением случаев, когда он заболел (даже незначительно повысилась температура), а также после прививок (обычно, медики предупреждают, сколько дней не рекомендуются прогулки и купание после каждой прививки). В дни, когда купание противопоказано, ограничься подмыванием малыша.

Питание ребенка в 3 месяца

За сутки малыш третьего месяца жизни съедает приблизительно 800 - 850 мл молока. Чтобы рассчитать, сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, следует его массу тела разделить на 6.

Наших мам учили уже с третьего месяца вводить прикорм в виде фруктовых соков и пюре. Сегодня же ВОЗ рекомендует здоровым детям, пребывающим на грудном вскармливании, не предлагать ничего, кроме грудного молока (в том числе и воду) до исполнении 6 месяцев. И уж точно в первые 3 месяца ребенку не следует предлагать прикорм.

Материнское молоко – это и полноценное питание, и питье, и лакомство и антидепрессант для малыша. Введение же каких-либо дополнений невольно снижает потребность ребенка в молоке и, таким образом, выработку последнего. Вот почему, даже если тебе показалось, что ребенку недостаточно питания, не стоит спешить вводить докорм смесью, а нужно просто увеличить число и длительность прикладываний малыша к груди.

Подробнее о том, как узнать, и насколько обоснованы материнские страхи по этому поводу, мы рассказывали ранее, в описании 2 месяца развития малыша. Надеемся, ты помнишь, что такое «тест на мокрые пеленки». Если нет, открой описание предыдущего месяца и перечитай.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Развивай у ребенка интерес к игрушкам и картинкам. Вырежь, нарисуй или купи изображения животных, забавных рожиц, фигурок и показывай ребенку. Рассматривая детали, малыш учится сосредотачиваться на определенном предмете. Объясняй ребенку – что нарисовано на картинке. Он, конечно, тебя еще не поймет, но общение, в любом случае, принесет ему пользу, а мамин голос – радость и успокоение. Кроме визуальных впечатлений важны и тактильные. Вырежь небольшие кусочки разных типов ткани – шелк, вельвет, шерсть, и давай потрогать малышу. Можешь повесить такие тканевые полоски над кроваткой ребенка, пусть он хватает их, тем самым тренируя пальчики. Чтобы ножки малыша привыкали к движению, осторожно возьми их и двигай наподобие движений велосипедиста. Смотри ребенку в глаза, рассказывай стишки, целуй его и почаще бери на руки.

Малыш воспринимает эмоции

Убедится в этом просто. Попробуй поиграть с малышом в такую вот игру. Мама должна сесть на стул у кроватки малыша так, чтобы ребенок не видел ее. А вот сама мама должна хорошо видеть лицо крохи. Убери все предметы, которые могут отвлекать ребенка. Дальше тебе стоит немного напеть грустную мелодию и понаблюдать за малышом. Услышав такое пение, обычно ребенок прекращает движения, лежит тихо, прислушивается к мелодии. Но потом его лицо может стать обиженным, плаксивым и даже грустным. Не доводи малыша до слез, смени грустную мелодию на веселую. Исполняй мелодии с одинаковой громкостью. Посмотри: при исполнении веселой песенки лицо крохи станет сосредоточенным. Он может начать двигать руками и ногами, улыбаться. Поиграйте еще так с ним несколько минут.

Исследуем маму

Когда ты кормишь малыша, его руки должны быть свободны. Важно, чтобы ребенок мог «исследовать» маму, касаться ее. Помоги крохе ощупать твое лицо, нос, волосы. Говори ему при этом ласковые слова.

Зеркало

После купания поднеси . Ему будет интересно смотреть на свое отражение. Пощекочи ему животик. Пусть засмеется. Да и вообще все ваши занятия и упражнения должны доставлять малышу радость.

Меняем пеленки

При этом также можно играть. Положи ребенка на спину и дотронься до различных частей его тела. Говори: «шлеп» при каждом прикосновении. Кроха будет улыбаться и ждать каждого твоего нового прикосновения. Называй части тела, к которым ты прикасаешься.

Кукла для малыша

Сделай для малыша куклу из бумажной тарелки. Пусть вместо ручки у нее будет палочка. Нарисуй веселую рожицу на одной стороне, а на другой - печальную. Поворачивай тарелку перед глазками ребенка с разных сторон. Ты скоро заметишь, что крошке нравится смотреть на игрушку. Он может даже начать с ней разговаривать.

Что мы рассматриваем?

Чаще гуляй с малышом на руках. Обращайте вместе внимание на предметы яркого цвета или загадочной необычной формы. Это должно заинтересовать малыша. Кстати, когда он в кроватке, ему также необходимо что-то разглядывать. И вот тут-то и пригождаются всевозможные мобиле. Если раньше они радовали скорее маму, то теперь ребенок действительно заинтересуется подвешенными игрушками, двигающимися под музыку.

Развивающие игры для ребенка в 3 месяца

Три месяца ребенку – это уже немало. Твой ребенок постепенно приобретает нужный “опыт” игр с руками. Кроха учится захватывать ручками предметы, удерживать их, “не отдавать” их маме, бросать, а также - целенаправленно тянуться к игрушке. Он также пробует предметы губами, пытается потрогать их язычком. Рот малыша становится таким же инстументом познания мира, как и руки.

Игра: «А мы слушаем!»

Вводи ребенка в мир разнообразных звуков. Пусть в течение дня кроха слышит звуки телефонов, дверного звонка, компьютера, телевизора, пылесоса, стиральной машины, фена, звон посуды, столовых приборов и т.д. Даже во время сна днем не оставляй ребенка в абсолютной тишине. Просто немножко приглуши громкость, чтобы никакой резкий звук не напугал ребенка. Обязательно называй источники звука, и, если этот предмет находится в твоей квартире, покажи его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в разнообразном мире звуков. Включай детскую музыку, подбери произведения, которые предназначены специально для малышей. Пой песенки, танцуй с ним на руках под музыку – ребенку это обязательно понравится! Такие игры направлены на развитие детского слухового восприятия, мышления и чувства ритма.

Игра “Отдай”

Предложи малышу деревянную ложечку, расписанную яркими красками. Вложи ее в маленькую ручку - пусть он ее схватит, потом ласково потяни ложку к себе, приговаривая при этом: “Ну… отдай”. Кроха выпустит ее – а ты нежно погладь его и скажи: “Спасибо”. Повторяй эту игру, располагая ложку все дальше и дальше от малыша, стимулируй его тянуться к этой игрушке в разные стороны. Такая игра учит ребенка удерживать некоторое время новый предмет в своей ручке, развивает силу его хватательных движений, а также помогает следить за предметом под разными углами. Кроме того, игра налаживает контакт со взрослыми.

Приятных вам открытий!

В этой статье:

Новорожденный, которому уже исполнилось два месяца — это уже далеко не беспомощное существо. Теперь тело его окрепло, личико приобретает осмысленное выражение, а реакции на окружающий мир изменяются. Быстрое развитие будет происходить весь первый год жизни, и разница между двух и трехмесячным ребенком значительна.

Психическое развитие

Третий месяц жизни новорожденного знаменуется тем, что он начинает узнавать голос матери, различать предметы и слышать запахи. Потому реакции маленького ребенка уже приобретают смысл: он плачет, когда ему плохо и улыбается, смеется – когда хорошо, но если что-то малышу не нравится, то он начинает резко громко кричать.

Теперь и общение с родителями и бабушками – дедушками становится двусторонним: на слова взрослых новорожденный отвечает своими словами, но пока еще агуканьем. Ребенок начинает понимать, что комфортнее всего ему находится на руках у родственников, потому может начать требовать этого все чаще и чаще.

В три месяца новорожденный любит слушать музыку, потому рекомендуется повесить над кроваткой музыкальную игрушку, которая будет крутиться, чтобы ребенок мог устанавливать взаимосвязь между тем, что слышит и что видит.

Меняется и характер плача и родители теперь могут определить, что беспокоит их малыша:

  • голодный плач начинается с громкого всхлипа и быстро перерастает в громкий крик;
  • если ребенок трет глазки и вертит головой, при этом плач его с капризными нотками, то он просто хочет спать;
  • плач от боли начинается резко, он непрерывный и пронзительный;
  • если у ребеночка повышено внутричерепное давление, то он может монотонно и регулярно плакать по вечерам, что должно заставить родителей обратиться к врачу.

Физическое развитие

Происходит развитие 3 месячного ребенка в физическом плане скачкообразно. Можно ежедневно замечать, как крепнут его ручки ножки. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на бочок и держится в этом положении. Делает он и попытки сидеть, но при этом его нужно немного придерживать за попу.

Теперь ребенок поворачивает голову, следя за мамой глазами, делает попытки схватить игрушку, а лежа на животе вместе с головкой поднимает и плечи. Если придерживать ребенка за подмышки, то он уже способен опираться на ножки, что обычно ему нравится делать. Но использовать этот прием как постоянное упражнение не желательно, так как двигательный аппарат далеко не готов к таким нагрузкам.

В этом возрасте новорожденный играет со своими ручками, тянется к погремушкам, подносит предметы ко рту и личику, учится хлопать в ладоши.

Основные игры новорожденного ребенка в 3 месяца :

  1. «Перекличка» с мамой, то есть родители говорят с ребенком и ждут от него ответа. Ласковые слова мама произносит медленно и четко, таким образом, маленький человечек вслушивается в ее речь. Слова произносятся плавно, можно использовать для этого потешки и песенки. Монолог мамы продолжается около минуты – полторы, а затем малыш должен издать ответные слова – звуки. При этом лучше приговаривать слова со многими тянущимися гласными, так новорожденному будет легче их понять и попытаться повторить.
  2. Упражнение, которое развивает хватательный рефлекс и учит удерживать предметы. В качестве игрушки нужно использовать яркую шумящую погремушку, которая будет потихоньку перемещаться около ребенка, то приближаясь к нему, то отдаляясь на столько, чтобы он захотел ее схватить. Когда это получится хотя бы раз, малыш уже с удовольствием и усиленной энергией будет пытаться это сделать снова и снова.
  3. Разговор с мамой начинается с проговаривания ему еще одной песенки или стишка, причем все слова и звуки проговариваются очень выразительно, с разными необходимыми интонациями, побуждая ребенка повторять за мамой движение губами. Так он учится координировать движение губ и произносить звуки.

Режим дня и прогулки

Когда исполняется ребеночку 3 месяца, он все меньше спит и много и активно бодрствует. Потому к гимнастике, массажу и плаванию в ванной рекомендуется понемногу добавлять еще и закаливание при помощи воздушных ванн.

По – прежнему необходимо соблюдать режим 3 месячного ребенка. Ночной сон должен занимать 8-10 часов, возможно, с периодическими просыпаниями на еду. Приэтом в течение дня малыш может спать еще несколько раз по 1,5 – 2 часа.

Желательно на этот период выходить с ним на свежий воздух, что и ребенку и маме полезно. К тому же прогулки должны занимать в день не менее 6 часов, в любую погоду, за исключением сильного дождя и крепкого мороза.

Утро малыша начинается с умывания, а при потребности с очищения ушек и носика. Обязательны гигиенические процедуры в течение для после туалета. Но, основное купание – ежевечернее, которое приносит массу удовольствия и 3 месячному младенцу, и его родителям. В ванночку можно добавлять отвар ромашки или череды.

Питание

Основной продукт питания новорожденного в трехмесячном возрасте остается грудное молоко, а вот разнообразные прикормы добавлять не следует. Приемов пищи за день у малыша должно быть не менее 6 с примерным перерывом в 3, 5 часа.

Если материнского молока не хватает, то после консультации с педиатром, можно добавлять детские смеси, но все же лучше пытаться повысить лактацию всеми доступными средствами. Конечно, детские смеси производятся в соответствии со всеми ГОСТами, но они дольше усваиваются организмом и способны вызывать аллергические реакции.

Учитывая развитие ребенка 3 месяца жизни, необходимо помнить, что он уже подрос, научился переворачиваться и освоил хватательный рефлекс, потому все окружающее его пространство необходимо освободить от различных ненужных ребенку предметов.

Каждая игрушка теперь будет пробоваться на вкус, поэтому все, что может попасть к маленькому человечку в руки, а после и в рот, обязательно моется теплой водой с мылом и тщательно ополаскивается.

Ребенок в три месяца уже интересуется окружающим миром и родители должны помочь ему в этом. Также нужно следить, чтобы нервная система малыша не перегружалась, потому капризы и плач не должны быть составляющей жизни ребенка, родители всегда могут взять свое дитя на руки, прижать его к себе, покачать и успокоить.

Полезное видео о развитии ребенка в 3 месяца

В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?

Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир

Развитие ребёнка в 3 месяца жизни

В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.

В этом возрасте младенец должен уметь:

  • захватывать и крепко держать в руках игрушку;
  • реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
  • концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
  • уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
  • лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
  • пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
  • рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.

Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.

Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.

Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»

В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.

Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.

Признаки отклонений

Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.

Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять

Особое внимание заслуживают следующие состояния:

  • не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
  • держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
  • отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
  • ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
  • попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.

Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.

С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть

Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:

  • зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
  • поглаживают животик по часовой стрелке;
  • делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
  • вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.

Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.

Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.

По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.

Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.

А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.

Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.

Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.

Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.