Как развлечь ребенка в 3. Корыто или надувной бассейн


На извечный вопрос, чем занять дома трёхлетнего ребёнка, большинство родителей давно уже знают универсальный ответ - включить мультики, и на пару часов малыш будет увлечен интересным времяпрепровождением. Однако педиатры и психологи давно уже установили, что долгое сидение перед телевизором очень вредно для детишек. Гораздо лучше предложить любимому чаду иное занятие, тем более что детских развлечений и игр придумано множество.

Домашний театр

Независимо от того, кто растёт в семье - мальчик или девочка, домашний театр окажется беспроигрышным вариантом. Можно выбрать любимые ребёнком сказки или придумать новые и подготовить мини-спектакль. В процессе его создания помимо родительской фантазии нужно дать свободу идеям юного режиссёра, принимая во внимание следующие советы:

  • Сказочных персонажей можно делать из лоскутков, картона и прочих подручных материалов.
  • Желательно сделать игрушки, легко надеваемые на палец , которые изображали бы людей и зверушек.
  • Чтобы отгородить сцену, нужно сделать большую ширму или просто натянуть кусок ткани между стульями.
  • Дети сами любят превращаться во время спектакля в любимых героев. Можно выбрать тему, где есть 2-3 персонажа, сшить костюмы для себя и ребёнка и переодеться с ним в соседней комнате. Такую простую сказку можно показать остальным членам семьи, которые наверняка будут в восторге.

Мамин помощник

Большинство трёхлетних детей любят подражать родителям, поэтому их наверняка заинтересует любое «взрослое» занятие:

  • помыть овощи для салата;
  • полить цветы;
  • раскатать тесто и украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • навести порядок, разложив свои носки и рубашки и т. д.

При этом важно похвалить малыша перед всеми домочадцами. Задания нужно давать посильные, чтобы ребёнок не разочаровался в своих способностях.

Рисование

Малышу нужно предложить лист бумаги и пальчиковые краски, чтобы он нарисовал на нём картину для украшения интерьера. Ему следует показать, как делается цветок, после чего он с увлечением возьмётся за творчество. Произведение «художника» нужно повесить на видном месте. Некоторые малыши настолько любят процесс рисования, что быстро могут превратить квартиру в художественную галерею.

Лепка из пластилина

Это классическое занятие для трёхлетних малышей. Можно купить набор пластилина, включающий 10-12 цветов. Лучше брать качественный пластилин, а не дешёвый, который может оказаться токсичным. Пусть малыш попробует слепить овощи, фрукты, кошку или собаку, героя сказки. Начинать лучше вместе со взрослым с самых простых фигур, чтобы не разочароваться, а со временем ребёнок сможет работать один. Лучшие детские работы можно выставить на видном месте, чтобы их видели все домочадцы и гости. К тому же вылепленных героев можно тут же использовать в домашних постановках.

Новогодняя гирлянда

Малышу можно предложить украсить вместе с ним квартиру к Новому году. Нарезать узкие полоски из цветной бумаги можно доверить самому малышу, если он уже может уверенно обращаться с ножницами. Из полосок затем нужно склеивать колечки, предварительно продевая полоску в склеенное раньше колечко. Всего за 15-20 минут можно сделать небольшую разноцветную гирлянду.

Малыши ежедневно проводят в детском саду по 8-10 часов. Пока их родители находятся на работе, воспитатели кормят детей, развлекают, укладывают спать, ...

Показ моделей

Это занятие больше всего подходит девочкам, которые уже уверенно научились снимать и надевать одежду. Дочке можно предложить много вещей, меняя которые, она устроила бы настоящее представление. Юбки, шляпы, парики и накидки нужно выбирать такие, в которые проще переодеваться. А чтобы еще больше увлечь кроху, фотографируйте его на каждом дефиле, и тогда ребенок будет еще больше стараться, чтобы показать свои успехи потом бабушкам и дедушкам.

Раскраски

Это замечательное занятие, помогающее в развитии фантазии, усидчивости и мелкой моторики. Начинать лучше с книжек-раскрасок, содержащих крупные рисунки, чтобы вызвать у ребёнка первоначальный интерес. Полезны сюжеты из любимых сказок и мультфильмов. Если юный художник научился справляться с крупными площадями, то можно перейти к рисункам с более мелкими деталями. Не следует покупать толстые книжки-раскраски, поскольку малыш устанет перелистывать их страницы. Можно подходящий рисунок найти в интернете и распечатать на принтере, а ребёнку останется придать ему цвет.

Аппликация

Потребуется клей, картон, ножницы, старые журналы и цветная бумага. Чтобы малыш вник в задание, стоит начать с простейших картин. Пусть малыш рвёт руками кусочки цветной бумаги, если он ещё не научился пользоваться ножницами.

Поиск нужной игрушки

Можно попросить малыша найти барабан, мячик, пару зайчишек. Часто после этого малыш так увлекается перебором своих игрушек, что на длительный период находит себе занятие.

Пещера

Накрыть одеялом стол, а под него положить подушки и много игрушек. В таком «убежище» малыш будет готов провести много времени.

Смастерить подарок

Нужно предложить ребёнку сделать подарок кому-то из родственников. Для этого нужно обмазать тонким слоем ПВА-клея стакан, рюмку, чашку или пластиковую бутылку, а рядом насыпать немного крупы (гречка, рис, просо), гороха, кофейных зёрен и показать, как можно получить из этого красивую вазу.

Кинетический песок

Трёхлетнего малыша игры с «живым» песком могут занять надолго, исподволь тренируя его воображение и моторику. Песок приспособлен для домашнего применения - не рассыпается и не пачкается.

Чтение книг

Если малыш просит почитать книжку, то ему нельзя отказывать. Ведь психологи уверены, что во время чтения ребёнок должен испытывать разные эмоции, вызываемые жестами, мимикой, паузами и хлопаньем в ладоши. В этом возрасте дети больше ориентируются не на сюжетах, а на персонажах, их переживаниях и поступках . Лучше брать книги, расширяющие детский кругозор, способные вывести его за пределы привычной для него окружающей среды.

Просмотр мультфильмов

Хороший, добрый мультфильм заметно помогает в развитии ребёнка. Мультяшный герой является для малыша авторитетом и примером для подражания. Он способен научить ребёнка сопереживать, испытать чувство справедливости, взбудоражит его воображение. В мультфильмах представлены и добрая и злая стороны мира, но плохие герои там обычно легко перевоспитываются. Часто прослеживается мысль, что персонаж был плохим только потому, что не имел друзей.

Что делать с детьми, когда мамы нет дома, и бабушка и няня тоже отсутствуют. Даже заботливому папе в такой ситуации становится не по себе. Ребёнок, ос...

Игры для 3-летних детей

«Остров сокровищ»

Суть состоит в следующем:

  1. Нужно взять несколько ярких коробок , шкатулок или сумочек, и внутрь каждой из них положить небольшой сюрприз: открытку, пупсика, яблоко или конфету.
  2. Пояснить ребёнку, что сейчас он не в квартире , а на таинственном острове сокровищ, а от него требуется отыскать все спрятанные коробки и сундуки с «сокровищами» внутри.
  3. «Клады» нужно прятать не слишком далеко , чтобы малыш быстро их нашёл.
  4. С помощью этой игры малыш минимум на полчаса будет занят , и при этом будет ещё тренировать мелкую моторику рук.

«Меткий стрелок»

Это совместная игра, для которой понадобятся бумажные шары и пара пластмассовых вёдер. «Ядра» можно сделать из мягкой бумаги вместе с малышом. Задача игры состоит в том, чтобы попасть в корзинку бумажным мячом с 2-3 шагов. Расстояние нужно подобрать посильное для меткого броска малыша, чтобы он не испытывал разочарования, а после окончания игры следует вручить приз «меткому стрелку».

«Самый ловкий»

Эта проста игра способна развлечь ребёнка. Пусть он пронесёт по всей квартире в столовой ложке подходящий предмет (теннисный шарик, орех и т.п.). Между детьми можно устроить соревнование - кто первым обойдёт все комнаты, тот получает приз.

«Сила ветра»

С помощью это игры можно развивать глубину дыхания, она приносит хорошее настроение. Малышу нужно слегка поддаваться, чтобы он иногда также побеждал. Для игры потребуются бумажные мячики, ватные шарики и мыльные пузыри. Нужно набрать в лёгкие как можно больше воздуха, чтобы выдуть большой мыльный пузырь или сдуть со стола небольшие предметы. Чтобы игра не надоедала, нужно в разные дни чередовать пузыри с шариками, а также привлекать к игре домочадцев.

«Найди пару»

В первом варианте нужно разбросать по полу чистую обувь: тапочки, туфли, сапоги и подготовить 3-4 коробки или корзины. Пусть ребёнок рассортирует обувь в соответствии с её видом , при этом не складывая в коробку один предмет, а вначале найдя ему пару.
Во втором, упрощённом варианте можно просто предложить ребёнку, ничего не перепутав, разложить обувь по местам. Поначалу ему нужно показать пример, а после завершения сортировки похвалить за работу.

«Обведи руку»

Это простую игру любят девочки. Дочке нужно показать, как обвести карандашом пальцы и ладонь. Затем нужно вместе вырезать контур руки, нарисовать на его пальцах колечки и браслетики, покрасить «ногти».

Ситуативные игры

Дети-трёхлетки обожают ролевые игры, развивающие воображение. К таким играм относятся хорошо известные «дочки-матери», «школа», «магазин», «больница», «парикмахерская» и т. д. Реквизит можно изготовить самостоятельно или купить набор игрушечных инструментов. Девчонки и мальчишки в 3 года с одинаковым удовольствием играют в пластмассовые сковородки, кастрюльки и чашки. С помощью ролевых игр у детей развиваются навыки общения, речи, внимание к посторонним.

Задача как накормить большую семью стоит перед многими жёнами и не выглядит такой уж простой. Когда в семье присутствуют 3 поколения, то кому-то обяза...

«Угощение для зверят»

Пусть малыш накормит своих любимых зверушек - заек, мишек, верблюда и т. д. Весь зверинец нужно усадить за стол, на котором разложить заранее вырезанные из бумаги капусту, морковь, яблоки, бананы, сделанную из цветной бумаги траву, колосья и т. д. Ребёнку следует рассказать, что любит есть каждый «гость». «Натюрморт» можно дополнить найденными в холодильнике и помытыми продуктами, которые также любят звери. Заодно малышу можно объяснить, почему нужно мыть фрукты, овощи и руки.

Игры для развития логического мышления

  • Показать малышу картинку, где нарисованы несколько диких животных , среди которых затерялось одно домашнее. Пусть он найдёт его и объяснит, почему оно является здесь лишним.
  • Нарисовать двух деток, два домика и две запутанные дорожки между ними . Пусть малыш определит, кто в каком домике живёт.
  • Дать малышу картинку с расположенными вразброс парными предметами (разделочная доска и нож, стул и стол, ключ и замок), и попросить ребёнка найти все пары и мотивировать свой выбор.

Онлайн-игры для трёхлетних детей

Интернет предлагает трёхлеткам различные онлайн-игры: рисование, раскраски, пазлы, развивающие внимание, логическое мышление и цветовое восприятие.
В 3-4 года важно подметить, к чему малыш тянется, и поощрять эти занятия. Если он проявит талант, то родители должны правильно его поддержать и отдать на соответствующие занятия, где бы он смог совершенствовать свои способности.
Как видите, существует очень много увлекательных развлечений и игр для 3-летних малышей. Делами ребёнка нужно интересоваться искренне, не жалеть времени на прогресс его умений.

7 0

На извечный вопрос, чем занять дома трёхлетнего ребёнка, большинство родителей давно уже знают универсальный ответ - включить мультики, и на пару часов малыш будет увлечен интересным времяпрепровождением. Однако педиатры и психологи давно уже установили, что долгое сидение перед телевизором очень вредно для детишек. Гораздо лучше предложить любимому чаду иное занятие, тем более что детских развлечений и игр придумано множество.

Домашний театр

Независимо от того, кто растёт в семье - мальчик или девочка, домашний театр окажется беспроигрышным вариантом. Можно выбрать любимые ребёнком сказки или придумать новые и подготовить мини-спектакль. В процессе его создания помимо родительской фантазии нужно дать свободу идеям юного режиссёра, принимая во внимание следующие советы:

  • Сказочных персонажей можно делать из лоскутков, картона и прочих подручных материалов.
  • Желательно сделать игрушки, легко надеваемые на палец , которые изображали бы людей и зверушек.
  • Чтобы отгородить сцену, нужно сделать большую ширму или просто натянуть кусок ткани между стульями.
  • Дети сами любят превращаться во время спектакля в любимых героев. Можно выбрать тему, где есть 2-3 персонажа, сшить костюмы для себя и ребёнка и переодеться с ним в соседней комнате. Такую простую сказку можно показать остальным членам семьи, которые наверняка будут в восторге.

Мамин помощник

Большинство трёхлетних детей любят подражать родителям, поэтому их наверняка заинтересует любое «взрослое» занятие:

  • помыть овощи для салата;
  • полить цветы;
  • раскатать тесто и украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • навести порядок, разложив свои носки и рубашки и т. д.

При этом важно похвалить малыша перед всеми домочадцами. Задания нужно давать посильные, чтобы ребёнок не разочаровался в своих способностях.

Рисование

Малышу нужно предложить лист бумаги и пальчиковые краски, чтобы он нарисовал на нём картину для украшения интерьера. Ему следует показать, как делается цветок, после чего он с увлечением возьмётся за творчество. Произведение «художника» нужно повесить на видном месте. Некоторые малыши настолько любят процесс рисования, что быстро могут превратить квартиру в художественную галерею.

Лепка из пластилина

Это классическое занятие для трёхлетних малышей. Можно купить набор пластилина, включающий 10-12 цветов. Лучше брать качественный пластилин, а не дешёвый, который может оказаться токсичным. Пусть малыш попробует слепить овощи, фрукты, кошку или собаку, героя сказки. Начинать лучше вместе со взрослым с самых простых фигур, чтобы не разочароваться, а со временем ребёнок сможет работать один. Лучшие детские работы можно выставить на видном месте, чтобы их видели все домочадцы и гости. К тому же вылепленных героев можно тут же использовать в домашних постановках.

Новогодняя гирлянда

Малышу можно предложить украсить вместе с ним квартиру к Новому году. Нарезать узкие полоски из цветной бумаги можно доверить самому малышу, если он уже может уверенно обращаться с ножницами. Из полосок затем нужно склеивать колечки, предварительно продевая полоску в склеенное раньше колечко. Всего за 15-20 минут можно сделать небольшую разноцветную гирлянду.

Малыши ежедневно проводят в детском саду по 8-10 часов. Пока их родители находятся на работе, воспитатели кормят детей, развлекают, укладывают спать, ...

Показ моделей

Это занятие больше всего подходит девочкам, которые уже уверенно научились снимать и надевать одежду. Дочке можно предложить много вещей, меняя которые, она устроила бы настоящее представление. Юбки, шляпы, парики и накидки нужно выбирать такие, в которые проще переодеваться. А чтобы еще больше увлечь кроху, фотографируйте его на каждом дефиле, и тогда ребенок будет еще больше стараться, чтобы показать свои успехи потом бабушкам и дедушкам.

Раскраски

Это замечательное занятие, помогающее в развитии фантазии, усидчивости и мелкой моторики. Начинать лучше с книжек-раскрасок, содержащих крупные рисунки, чтобы вызвать у ребёнка первоначальный интерес. Полезны сюжеты из любимых сказок и мультфильмов. Если юный художник научился справляться с крупными площадями, то можно перейти к рисункам с более мелкими деталями. Не следует покупать толстые книжки-раскраски, поскольку малыш устанет перелистывать их страницы. Можно подходящий рисунок найти в интернете и распечатать на принтере, а ребёнку останется придать ему цвет.

Аппликация

Потребуется клей, картон, ножницы, старые журналы и цветная бумага. Чтобы малыш вник в задание, стоит начать с простейших картин. Пусть малыш рвёт руками кусочки цветной бумаги, если он ещё не научился пользоваться ножницами.

Поиск нужной игрушки

Можно попросить малыша найти барабан, мячик, пару зайчишек. Часто после этого малыш так увлекается перебором своих игрушек, что на длительный период находит себе занятие.

Пещера

Накрыть одеялом стол, а под него положить подушки и много игрушек. В таком «убежище» малыш будет готов провести много времени.

Смастерить подарок

Нужно предложить ребёнку сделать подарок кому-то из родственников. Для этого нужно обмазать тонким слоем ПВА-клея стакан, рюмку, чашку или пластиковую бутылку, а рядом насыпать немного крупы (гречка, рис, просо), гороха, кофейных зёрен и показать, как можно получить из этого красивую вазу.

Кинетический песок

Трёхлетнего малыша игры с «живым» песком могут занять надолго, исподволь тренируя его воображение и моторику. Песок приспособлен для домашнего применения - не рассыпается и не пачкается.

Чтение книг

Если малыш просит почитать книжку, то ему нельзя отказывать. Ведь психологи уверены, что во время чтения ребёнок должен испытывать разные эмоции, вызываемые жестами, мимикой, паузами и хлопаньем в ладоши. В этом возрасте дети больше ориентируются не на сюжетах, а на персонажах, их переживаниях и поступках . Лучше брать книги, расширяющие детский кругозор, способные вывести его за пределы привычной для него окружающей среды.

Просмотр мультфильмов

Хороший, добрый мультфильм заметно помогает в развитии ребёнка. Мультяшный герой является для малыша авторитетом и примером для подражания. Он способен научить ребёнка сопереживать, испытать чувство справедливости, взбудоражит его воображение. В мультфильмах представлены и добрая и злая стороны мира, но плохие герои там обычно легко перевоспитываются. Часто прослеживается мысль, что персонаж был плохим только потому, что не имел друзей.

Что делать с детьми, когда мамы нет дома, и бабушка и няня тоже отсутствуют. Даже заботливому папе в такой ситуации становится не по себе. Ребёнок, ос...

Игры для 3-летних детей

«Остров сокровищ»

Суть состоит в следующем:

  1. Нужно взять несколько ярких коробок , шкатулок или сумочек, и внутрь каждой из них положить небольшой сюрприз: открытку, пупсика, яблоко или конфету.
  2. Пояснить ребёнку, что сейчас он не в квартире , а на таинственном острове сокровищ, а от него требуется отыскать все спрятанные коробки и сундуки с «сокровищами» внутри.
  3. «Клады» нужно прятать не слишком далеко , чтобы малыш быстро их нашёл.
  4. С помощью этой игры малыш минимум на полчаса будет занят , и при этом будет ещё тренировать мелкую моторику рук.

«Меткий стрелок»

Это совместная игра, для которой понадобятся бумажные шары и пара пластмассовых вёдер. «Ядра» можно сделать из мягкой бумаги вместе с малышом. Задача игры состоит в том, чтобы попасть в корзинку бумажным мячом с 2-3 шагов. Расстояние нужно подобрать посильное для меткого броска малыша, чтобы он не испытывал разочарования, а после окончания игры следует вручить приз «меткому стрелку».

«Самый ловкий»

Эта проста игра способна развлечь ребёнка. Пусть он пронесёт по всей квартире в столовой ложке подходящий предмет (теннисный шарик, орех и т.п.). Между детьми можно устроить соревнование - кто первым обойдёт все комнаты, тот получает приз.

«Сила ветра»

С помощью это игры можно развивать глубину дыхания, она приносит хорошее настроение. Малышу нужно слегка поддаваться, чтобы он иногда также побеждал. Для игры потребуются бумажные мячики, ватные шарики и мыльные пузыри. Нужно набрать в лёгкие как можно больше воздуха, чтобы выдуть большой мыльный пузырь или сдуть со стола небольшие предметы. Чтобы игра не надоедала, нужно в разные дни чередовать пузыри с шариками, а также привлекать к игре домочадцев.

«Найди пару»

В первом варианте нужно разбросать по полу чистую обувь: тапочки, туфли, сапоги и подготовить 3-4 коробки или корзины. Пусть ребёнок рассортирует обувь в соответствии с её видом , при этом не складывая в коробку один предмет, а вначале найдя ему пару.
Во втором, упрощённом варианте можно просто предложить ребёнку, ничего не перепутав, разложить обувь по местам. Поначалу ему нужно показать пример, а после завершения сортировки похвалить за работу.

«Обведи руку»

Это простую игру любят девочки. Дочке нужно показать, как обвести карандашом пальцы и ладонь. Затем нужно вместе вырезать контур руки, нарисовать на его пальцах колечки и браслетики, покрасить «ногти».

Ситуативные игры

Дети-трёхлетки обожают ролевые игры, развивающие воображение. К таким играм относятся хорошо известные «дочки-матери», «школа», «магазин», «больница», «парикмахерская» и т. д. Реквизит можно изготовить самостоятельно или купить набор игрушечных инструментов. Девчонки и мальчишки в 3 года с одинаковым удовольствием играют в пластмассовые сковородки, кастрюльки и чашки. С помощью ролевых игр у детей развиваются навыки общения, речи, внимание к посторонним.

Задача как накормить большую семью стоит перед многими жёнами и не выглядит такой уж простой. Когда в семье присутствуют 3 поколения, то кому-то обяза...

«Угощение для зверят»

Пусть малыш накормит своих любимых зверушек - заек, мишек, верблюда и т. д. Весь зверинец нужно усадить за стол, на котором разложить заранее вырезанные из бумаги капусту, морковь, яблоки, бананы, сделанную из цветной бумаги траву, колосья и т. д. Ребёнку следует рассказать, что любит есть каждый «гость». «Натюрморт» можно дополнить найденными в холодильнике и помытыми продуктами, которые также любят звери. Заодно малышу можно объяснить, почему нужно мыть фрукты, овощи и руки.

Игры для развития логического мышления

  • Показать малышу картинку, где нарисованы несколько диких животных , среди которых затерялось одно домашнее. Пусть он найдёт его и объяснит, почему оно является здесь лишним.
  • Нарисовать двух деток, два домика и две запутанные дорожки между ними . Пусть малыш определит, кто в каком домике живёт.
  • Дать малышу картинку с расположенными вразброс парными предметами (разделочная доска и нож, стул и стол, ключ и замок), и попросить ребёнка найти все пары и мотивировать свой выбор.

Онлайн-игры для трёхлетних детей

Интернет предлагает трёхлеткам различные онлайн-игры: рисование, раскраски, пазлы, развивающие внимание, логическое мышление и цветовое восприятие.
В 3-4 года важно подметить, к чему малыш тянется, и поощрять эти занятия. Если он проявит талант, то родители должны правильно его поддержать и отдать на соответствующие занятия, где бы он смог совершенствовать свои способности.
Как видите, существует очень много увлекательных развлечений и игр для 3-летних малышей. Делами ребёнка нужно интересоваться искренне, не жалеть времени на прогресс его умений.

7 0

Основы математики и чтения, знакомство с природными явления, миром флоры и фауны, первые представления о морально-этических нормах – малыши готовы впитывать любую информацию, при условии ее правильной подачи. Единственно верной и беспроигрышной тактикой обучения младших дошкольников считаются игры для детей 3-4 лет.

Развивающие игры 3-4 года

Буквально все интересно 3-4-х летнему карапузу. Он готов рисовать, лепить, собирать конструкторы и пазлы, учить стишки и песенки. Систематизировать досуг ребенка и направить возрастные особенности в нужное русло помогут родителям игры для развития детей 3-4 лет. Они эффективно обучают кроху, развивают интеллект, кругозор, память, совершенствуют речевой аппарат, вырабатывают усидчивость, способность концентрировать внимание.

Логопедические игры для детей 3-4 лет

Словарный запас трехлетки насчитывает более 1500 слов, ребенок хорошо запоминает стишки и песенки, постоянно задает вопросы. Проблемы могут возникать с произношением некоторых звуков, с окончаниями и предлогами, грамотным составлением рассказов. Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков считается несовершенство артикуляционного аппарата, который включает гортань, язык, губы, челюсти. На устранение таких недочетов направлена для детей 3-4 лет. Придать занятиям игровой окрас можно с помощью наглядных картинок.



Расширяют словарный запас ребятишек, развивают наблюдательность, учат обобщать, находить предметы по их описанию, классифицировать, видеть несоответствие игры для детей 3-4 лет в слова. Среди интересных и занимательных можно выделить следующие:

  1. «Скажи какой?». В коробку кладутся разные предметы, ребенок поочередно достает их, и называет признаки.
  2. «Кто, что умеет?». Крохе называют предмет, животное, человека (профессию), а он должен ответь, что тот умеет делать.
  3. «Лишний». Для забавы подготавливаются разные по цвету геометрические фигуры. Задание может быть различным, например, малыш, должен определить, что красный квадрат определенно лишний среди фигур зеленого цвета.

Познавательные игры для детей 3-4 лет

Всестороннее развитие малыша подразумевает его знакомство с природными явлениями, процессами и изменениями, которые происходят вокруг него. Особенно важно в этом возрасте научить ребенка замечать и восхищаться разнообразием форм и буйством красок природы. Для дальнейшего изучения и правильного восприятия дошкольник должен знать основные сенсорные эталоны – это системы мер веса, величины, длины, направления, фактур, звука, запаха, цвета и геометрических фигур. Донести и закрепить этот фундаментальный материал, можно используя сенсорные игры для детей 3-4 лет:

  1. «Разложи по цвету». Для игровых действий необходимо подготовить предметы и фигуры различных цветов. Задание малыша заключается в их сортировке по цвету.
  2. «Что в сумочке?». В небольшой мешочек нужно поместить предметы, отличающиеся по форме и размеру, разные на ощупь. Ребенок, закрыв глаза, должен попытаться определить, что именно попалось ему в руки.

В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания – самое время. Чтобы крохе было легче принять себя, как единое целое с окружающим миром, он должен: хорошо ориентироваться во времени, знать причины и следствия природных явлений. Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3-4 лет:


Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет

Умение логически мыслить, анализировать, считать – высшее превосходство человека. Оно заложено генетически, но требует развития. С ранних лет с ребенком нужно заниматься в данном направлении. Математические игры для детей 3-4 лет знакомят малышей с основами счета, цифрами, понятием больше-меньше:

  1. «Накрываем на стол». Игра позволяет совместить два дела сразу – помочь маме на кухне и научиться считать. Ребенок может приготовить необходимое количество столовых приборов, принести две морковки, три яблока – задания можно придумывать на ходу.
  2. «Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.

Логические игры для детей 3-4 лет побуждают ребенка находить решения поставленных задач, сравнивать, сопоставлять:

  1. «Листопад». Для этой игры для детей 3-4 лет понадобятся листья деревьев, можно взять кленовые, дубовые, березовые. На бумаге обводится их контур. Кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.
  2. «Поваренок». Забава, не требующая затрат и специальной подготовки. На полу раскладываются все имеющиеся в доме кастрюли, рядом на кучу кладутся крышки. Дошкольник должен подобрать недостающую деталь каждой емкости, учитывая цвет и размер.
  3. «Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим. Ролевые игры для детей 3-4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло:

  1. «Дочки-матери». Вневременной сюжет – крошкам-принцессам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
  2. «Праздник». Игры для детей 3-4 лет, посвященные праздничной тематике нравятся мальчикам и девочкам. Карапузы с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
  3. «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки - примеряют роли главы семейства.

Пальчиковые игры для детей 3 4 лет

Тренируя ручки малыши развивают мышцы, мелкую моторику, память, внимание, положительно сказываются такие упражнения на речи. Пальчиковые игры (3-4 года) представляют собой инсценировки рифмованных историй, сказок, где главными героями выступают пальчики. Последние выполняют незамысловатые движения: сгибаются, разгибаются, соединяются между собой, следуя сюжету.




Настольные игры для детей 3-4 лет

Счастье и радость дарит ребенку времяпровождение со взрослыми. Для совместного досуга отлично подходят настольные игры для 3-4 лет:

  1. «Ходилки». Вариаций такой забавы множество, но суть одна, каждый игрок подбрасывает кубик, и в соответствии с выпавшим значением, шагает к цели.
  2. «Джанга». Из серии тех игр для детей 3-4 лет, которые интересны всем членам семьи. Правила очень просты – из деревянных брусочков строится башня, каждый ее уровень состоит из трех составляющих, этажи укладываются перпендикулярно друг к другу. Это подготовительный этап, после которого начинаются игровые действия. Они заключаются в следующем: игроки за один ход вытаскивают по одному брусочку из нижних уровней и выкладывают его поверх верхнего (с него брусочки вытягивать нельзя). Так продолжается, пока башня не упадет.

Музыкальные игры для детей 3-4 лет

Полезные и увлекательные занятия для малышей могут быть разноплановыми. Особенно нравятся ребятишкам игры для детей под музыку. С их помощью крошки учатся контролировать свои движения и чувствовать заданный ритм. Забавы предполагают соревновательный элемент, поэтому больше подходят для больших групп деток. Дома с ребенком можно просто помузицировать и познакомить его с музыкальными инструментами:

  1. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести посредством кубиков звук дождя, но уточняет, что тот будет то сильным, то маленьким. Малыш должен уловить темп и высоту звучания.
  2. «На каком инструменте играет кукла?». Родители готовят музыкальные инструменты на них будет играть кукла - называют каждый, воспроизводят звук. Затем игрушка прячется и поочередно играет – ребенок угадывает на каком инструменте.

Дидактические игры для дошкольников 3-4 лет

Наличие игровой ситуации, правил, оценок, определенной последовательности отличает дид. игры для детей 3-4 лет от других забав. Младшие дошкольники легко вовлекаются в такой учебный процесс и непроизвольно запоминают нужную информацию. Дидактические занятия организуют ребят, учат их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


Игры Монтессори для 3 4 лет

Методика Марии Монтессори подразумевает активное участие ребенка в бытовых делах. Можно предложить малышу помочь подмести пол, вытереть пыль, полить цветы. Увлекательными покажутся ему и другие

  1. «Веселые прищепки». Заранее вырезанные из картона заготовки (солнышко, ежик, елочка) ребенок должен дополнить иголками из прищепок.
  2. «Волшебное сито». Отделить манку от риса с помощью сита по силам младшему дошкольнику. Такое занятие доставит ему массу удовольствия, а результат будет приравнен к настоящему фокусу.

Спортивные игры для детей 3-4 лет

Гармоничное развитие детей невозможно без физической активности. Хорошо, если дома имеется шведская стенка и турник, где кроха может позаниматься и выплеснуть накопившуюся энергию. Но даже этого недостаточно для маленьких непосед в этом возрасте. Обязательными для них считаются ежедневные прогулки на улице, утренняя гимнастика. Необходимо между играми для детей 3-4 лет проводить разминку. Летом пребывание малышей на свежем воздухе нужно максимально увеличивать, совмещая прогулку с полезной для развития деятельностью. Таковой считаются спортивные занимательные игры для детей 3-4 лет.

Подвижные игры для малышей 3-4 лет

Соблюдать правила, достойно проигрывать, придерживаться заданной линии поведения, это не о младших дошкольниках. Ребятишки данной возрастной категории еще не готовы к такой деятельности, поэтому в вопросе организации интересного досуга остро нуждаются в помощи взрослых. Альтернативным решением для последних считаются активные игры для детей 3-4 лет, например:

  1. «Поиски игрушек». На площадке мелом рисуется таблица на 6-8 ячеек, в них схематически изображаются имеющиеся игрушки. Взрослый прячет эти игрушки, а ребенок ищет и раскладывает по соответствующим ячейкам.
  2. «Преодолей препятствия». Из пластиковых бутылок, игрушек, брусков сооружается полоса препятствий, которую малыш должен преодолеть, объезжая преграды на велосипеде или самокате.

Танцевальные игры для детей 3-4 лет

Для организации детского праздника или просто для приятного досуга хороводные игры для детей 3-4 лет станут настоящей находкой. Одно умиление наблюдать за крошками, которые водят хоровод вокруг новогодней елочки, или весело распевают песенку поздравляя именинника. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед. В современной интерпретации хороводы выглядят примерно, так:

  1. «Обезьянки». Малыши образуют кружок, в центре которого становиться взрослый. Задача маленьких танцоров - как можно точнее скопировать движения ведущего.
  2. «Медленно и быстро». Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.


Оздоровительные игры для детей 3-4 лет

Сохранять и укреплять здоровье ребенка – вот основная задача заботливых родителей. Справиться с ней им помогут оздоровительные игры для дошкольников, которые включают комплексы упражнений, направленные на выработку ровной осанки, красивой походки, выносливости, быстрой реакции. Посредством такой игры для детей 3-4 лет уже к 6-и годам малыш освоит основные виды движений и физически будет готов к школьному образу жизни.


Скорее всего, что к этому возрасту ваш малыш уже многое умеет и знает. Однако останавливаться на достигнутом совершенно точно не стоит, следует и дальше уделять внимание развитию ребенка. А так как познавать новое и закреплять освоено детишкам легче всего в игре, будем развивать и играть.

Не перекладывайте задачу по развитию малыша на детский сад, занимайтесь с ребенком и дома!

Давайте посмотрим, какими могут быть развивающие игры для ребенка в 3 года. Помните о том, что в течение дня вам необходимо играть в разнотипные игры, чтобы давать ребенку знания в разных сферах.

Учимся считать в 3 года

2. Игра в мячик: бросаем мяч ребенку и произносим «один», малыш бросает мяч вам и говорит «два» и т.д.

3. Вместе считайте игрушки, предметы в доме, деревья на улице.

4. Чтобы освоить счет не только самых простых цифр - 1, 2, 3, 4 и 5, а пойти дальше, удобно взять наглядное пособие. Ранее были счетные палочки, можно взять какие-то другие небольшие предметы, например, 20 (подойдут фасоль, яблоки и т.д.).

5. Если есть карточки или кубики с цифрами показывайте ребенку, как выстраивать их в нужном порядке, а затем попросите малыша сделать то же самое.

6. Просите ребенка принести вам 3 яблока, 4 кусочка хлеба и т.д. Благодарите и хвалите, если он правильно выполняет поручение.

Учимся читать в 3 года

Развиваем мелкую моторику рук

  • играем мозаикой;
  • нанизываем бусины, пуговицы на леску (без иглы);
  • разбираем смешанные в одной миске крупы, макароны;
  • лепим из пластилина, соленого теста, глины;
  • рисуем вместе;
  • застегиваем пуговицы;
  • играем со шнуровкой;
  • вязжем узлы;
  • играем конструктором;
  • делаем поделки.

Общее развитие, познание мира

1. Учим прилагательные. Малышу подаем игру под названием «какое это?»

Игра учит сравнивать, обобщать свойства предметов, улавливать смысл таких понятий, как высота, ширина, длина, классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопрос задает взрослый, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться местами. Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) можно сравнить - что выше.

Что бывает долгим? (Коротким)

Что бывает широким (узким)?

Также в игру можно играть немного иначе. Спросите у ребенка: какое дерево? Не низкое, а...? Ребенок отвечает «высокое». И т.д.

2. Ищем лишний предмет. Игра учит детей классифицировать предметы по признакам.

Например, вы говорите ребенку: собака, нос, кошка. Ребенку нужно выбрать лишнее слово, им окажется нос, так как это часть тела, а собака и кошка - животные.

Игры для физического развития ребенка в 3 года

Полоса препятствий (можно и дома, и на улице выкладывать различные преграды для преодоления их ребенком). А также:

  • ходьба на четвереньках;
  • ходьба «гусиным шагом»;
  • ходьба с предметом на голове (книгой, миской, игрушкой);
  • занятия на детском спортивном комплексе/шведской стенке;
  • волейбол воздушным шариком;
  • прыжки на одной ноге, двух ногах;
  • танцы под музыку;
  • игра в гимнастов - кувыркаемся, делаем березку и т.д.;
  • шагаем по натянутой на полу нитке.

Дети в три года уже отлично играют в ролевые игры (в доктора, куклами, в школу и т.д.). Вы можете обыгрывать любое новое знание. Например, вы учите с ребенком правила безопасного поведения на улице. Проиграйте каждое из правил с малышом на куклах. Детям всегда легче запомнить что-либо в игре, потому что просто сказать - этого мало.

Играйте со своим трехлетним ребенком, получайте от этого удовольствие!

Вы можете предложить ребенку всевозможные игры на интеллектуальное развитие. С помощью игр, представленных ниже, можно развивать память, внимание, воображение и мышление малышей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности. Игры, ориентированные на интеллектуальное развитие ребенка, можно условно подразделить на следующие группы:

Игры, которые направлены на развитие восприятия. Благодаря таким играм ребенок учится анализировать предметы по форме, цвету и величине. Малыша нужно научить ориентироваться в основных цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также различать их оттенки. Ориентированы подобные игры также на знание основных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Малыш в игре учится подбирать предметы вышеперечисленных форм по образцу или по названию. И наконец, познание величины предмета выражается в расположении одинаковых предметов различной величины по возрастанию и убыванию;

Игры, направленные на развитие внимания. С их помощью малыш учится сосредоточиваться на той или иной деятельности;

Игры, направленные на развитие памяти. Они помогают ребенку запоминать предметы и действия, тренируя его память и готовя малыша к более взрослой жизни.

К развивающим играм относят и игры на развитие речи. Основное средство развития речи малыша 2 — 3-летнего возраста — это его общение со взрослыми. Общаться с ребенком вы можете, не отрываясь от домашних хлопот, С более маленькими детьми можно общаться «в фоновом режиме», комментируя свои действия. При этом вы будете знакомить ребенка с реальным миром вещей, событий и явлений. Для развития речи малышей важно читать им книги, понятные для детей того или иного возраста.

Во многие из подобных игр малыш может играть самостоятельно или с вашим участием.

Катаем предметы

Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге.

Одежда для кукол

Эта игра позволяет сформировать у ребенка понятия большое-малое. Предложите малышу одеть кукол. Для этого дайте ему большую и маленькую кукол и два комплекта одежды. Поставленную задачу ребенок должен решить самостоятельно. Сначала малыш может распределить вещи неправильно. В этом случае обратите его внимание на то, что одежда велика для маленькой куклы (мала для большой), и пусть подумает еще. Для того чтобы усложнить задачу, дайте ребенку три куклы разных размеров.

Строитель башни

Эта игра позволяет выработать у малыша понятия устойчивости и неустойчивости. Для нее потребуются кубики разных размеров. Малыш должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу необходимо расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.

Воздушные шарики

Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать.

Сравнение

Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики).

Что лишнее?

Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр.

По порядку

Для этой игры вам потребуются рисунки, связанные тематически. Например, на одной картинке изображено семечко растения, на второй — росток, на следующей — цветок или дерево, а на последней — плод. Положите карточки перед малышом в произвольном порядке и попросите его определить, что произошло раньше, а что — позже. Пусть ребенок правильно разложит рисунки.

Что может быть...?

Посредством такой игры малыши учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Также с помощью этой игры ребенку проще освоить значение таких понятий, как ширина, высота и длина. Сначала вы задаете вопросы, а ваш малыш на них отвечает. Потом малыш задает вопросы вам. Например, вопросы могут быть следующими.

Что может быть высоким?

Что может быть длинным?

Что может быть коротким?

Что может быть широким?

Что может быть узким?

Что может быть круглым?

Что может быть квадратным?

Что может быть треугольным?

Что может быть черным?

Что может быть белым?

Что может быть мягким?

Что может быть пушистым?

Что может быть зеленым?

Что может быть холодным?

Что может быть теплым?

Отыщи такой же

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Предложите ребенку выбрать из 4—5 мячиков (домиков, кубиков и пр.) такой же, как образец. Чтобы усложнить игру, увеличьте количество похожих предметов.

Ошибки

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности.

Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности.

Играем в магазин

Эта игра ориентирована на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (комнату с игрушками) и принести оттуда 1—2 предмета. Постепенно количество предметов увеличивают до 4 — 5. Попросите у ребенка, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: принести маленького зайчика, большого мишку и рыжую белочку.

Кто кем будет?

Эта игра удобна тем, что в нее можно играть вдвоем с малышом, занимаясь своими делами. Задавайте друг другу вопросы. При этом обязательно следите, чтобы ребенок правильно отвечал. Примерный список вопросов вы можете расширить на свое усмотрение.

Кем будет яйцо? (Птенцом, змеей, черепахой.)

Кем будет цыпленок? (Курочкой, петухом.)

Кем будет мальчик? (Мужчиной.)

Кем будет девочка? (Женщиной.)

Кем будет жеребенок? (Лошадью.)

Чем будет вода зимой? (Льдом.)

Чем будет семечко? (Цветком, деревом.)

Чем будет мука? (Пирогом, блинчиками.)

Проведите также обратную игру «Кто кем был?». Играть в нее следует по тому же принципу.

Кто что любит?

Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей.

Одним словом

Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети.

Назови слова

В эту игру вы можете играть с ребенком, параллельно занимаясь делами по дому.

Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр.

Наоборот

Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ.

Что где находится?

Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя.

Найди перемены

Перед началом игры подготовьте различные мелкие предметы и разложите их на столе. Позовите ребенка и предложите ему посмотреть на предметы в течение 1 мин и запомнить их расположение. Когда ребенок отвернется, поменяйте предметы местами. После этого ваш малыш должен сказать, что изменилось. В такую игру вы можете играть, занимаясь домашними делами: вместо мелких предметов используйте овощи и фрукты, посуду и салфетки на кухне, а на туалетном столике задействуйте флаконы с духами и кремами.

Докрась

Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам.

Складываем узоры

Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Эта игра способствует развитию внимания и памяти.

Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно.

Играем в обезьянок

Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений.

Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом.

Определи на ощупь

Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром.

В очереди

Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка.

Играем в цифры

Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры.

Что ты слышал?

Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр.

Где звенит?

Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание.

Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик.

Что это шумит?

Задача этой игры заключается в развитии слухового внимания малыша. Вам потребуются различные предметы, которые производят характерные звуки, такие как ложка, колокольчик, кастрюля, стеклянный стакан, барабан, бумага, книжка. Называйте предметы, привлекая внимание малыша к издаваемым ими звукам. После чего попросите ребенка воспроизвести эти звуки с помощью предметов. Постепенно количество предметов можно увеличивать.

Телефонные беседы

Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам.

Каким бывает?

Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким.

Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы:

Что бывает острым?

Что бывает жидким?

Что бывает горячим?

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает пушистым?

Что бывает квадратным?

Что бывает розовым?

Что бывает белым?

Что бывает прыгучим?

Что бывает мокрым?

Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен.

Сначала и потом

Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как:

Сначала ты просыпаешься, а потом...

Сначала наливают чай, а потом...

Сначала курочка откладывает яичко, а потом...

Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить.

Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака».

Вопросы, вопросы...

Задавайте малышу как можно больше вопросов, интересуясь его впечатлениями, проблемами, прошедшими событиями, мнением по поводу того или иного явления или предмета. Пусть малыш каждый вечер рассказывает вам о том, что произошло у него задень, что он видел и во что играл, что ему понравилось, а что не очень. Ребенку при этом нужно помогать наводящими вопросами.

Когда ребенок увлечен игрой с игрушками, интересуйтесь у него целью игры, спрашивайте, что будет дальше и пр.

Что с чем можно делать?

Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать».

Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает.

Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их:

Солнышко светит, сияет, греет, а еще...

Чайник свистит, кипит...

Автобус едет, гудит, светит...

Дождь — идет...

Собачка — бегает, ходит, лает, спит...

Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают.

Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое).

Что у нас есть?

Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы:

Что у нас есть на кухне?

Что у нас есть в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат кастрюли?

Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы.

Что растет в лесу?

Кто сидит на ветке?

Кто ползает в траве?

Кто прыгает с травинки на травинку?

Кто сидит в дупле?

Где сидит бабочка?

Что там, внутри?

Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи.

Больше-меньше

Поставьте ребенку следующую задачу: вы называете что-либо или кого-либо, а малыш должен назвать животное или предмет, больший по размеру, чем названный. Например, слон — дом; мышка — собака; карандаш — кастрюля; телевизор — диван. Также можете играть в игру «наоборот»: вы называете больший предмет, малыш должен назвать что-либо, что будет меньше названного.

Один и не один

С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе.

Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе.

Уменьшаем и увеличиваем

Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него.

Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр.

Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр.

Одним словом

Предложите малышу такую игру. Вы описываете что-либо, а ребенок называет описанный предмет одним словом. Например: «Вечерняя еда — ужин» и пр. Потом предложите малышу поменяться ролями. Если у ребенка поначалу не получится создать описание, обязательно помогите ему.

В подобную игру можно поиграть и с описаниями. Предложите малышу одним словом описать предмет. Например, вы говорите «чашка для чая», а малыш должен сказать «чайная» и пр.

Как узнать...

Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы:

Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.)

Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.)

Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.)

Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.)

Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.)

Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.)

Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.)

Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.)

Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.)

Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.)

Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.)

Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.)

Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.)

Как сказать по-другому и наоборот

Эта игра подготовит разум вашего малыша к восприятию синонимов и антонимов. Игра построена на примерах. Скажите малышу, что есть слова, означающие одно и то же. Например: блестеть — сиять; враг — противник; жесткий — твердый; печальный — грустный; сердиться — злиться; смелый — храбрый.

Пока вы произносите одно из подобных слов, пусть малыш подумает, как то же самое назвать другим словом. А потом скажите ребенку, что существуют и слова, означающие противоположные понятия. Например: белый — черный; говорить — молчать; горький — сладкий; добро — зло; друг — враг; жара — холод; закрывать — открывать; здоровый — больной; ложиться — вставать; смеяться — плакать.

Предложите малышу самостоятельно подобрать к словам антонимы. Пусть ваш ребенок тоже придумает вам задание, которое вы будете выполнять.

Найди лишнее

Эта игра давно известна. Вы называете четыре слова, а ваш малыш должен выбрать лишнее — слово, которое имеет другое значение. В такую игру гораздо проще играть, если использовать картинки. На слух ваш малыш может не сразу сориентироваться. Ведь ему придется хорошо запомнить все слова, понять, что не вписывается в общий ряд. Для начала играйте в эту игру по более простому сценарию.

Назовите малышу признак, по которому следует выбрать лишнее слово. Например, предметы, с помощью которых можно есть: ложка, вилка, тарелка, телефон. Малыш сразу же поймет, что телефон вряд ли поможет в приеме пищи, и даст вам верный ответ.

Тренируясь с ребенком, попытайтесь предлагать ему разнообразные признаки, объединяющие слова (назначение предметов, цвет, размеры, материал, мягкость-жесткость, прозрачность-непрозрачность, тепло- элод и пр.). Можете называть животных, объединяя их по признаку места обитания, способа передвижения, пищевых пристрастии и пр.

Усложняя игру, перечисляйте три слова, из которых одно — лишнее. Но при этом не называйте признака, которым они объединены, и пусть ваш малыш догадается самостоятельно. Например: туфли, сапоги, стол.

Продолжи рассказ

В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например:

Принцесса неожиданно проснулась, потому что...

Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...

Развиваем фонематический слух

Предложите малышу хлопать в ладоши, когда они услышат слово с заданным звуком, и перечисляйте разные слова. Произнесите несколько слов с общим звуком и поинтересуйтесь у малыша, какой он.

Предложите малышу несколько заданий на сообразительность. Например, подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТУЛ; вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова СЫР; подобрать слово, первый звук которого К, а последний А; назвать предметы, расположенные в комнате, с заданным звуком.

В такую же игру можно играть, используя различные картинки.

Пошутим-пошутим

Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в ГРЕЧКУ мячик.

Тихо, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух.

Учим буквы

В современное время детей начинают обучать читать практически с пеленок. Мы не настаиваем на том, чтобы вы следовали новейшим методикам. Но в возрасте 2 — 4 лет ребенка лучше готовить к восприятию букв.

Ваш малыш уже умеет сравнивать предметы, находить похожие. Подготовьте лист ватмана, напишите на нем разные буквы. Буквы должны повторяться. Пусть ваш малыш соединит похожие буквы линиями. Чтобы усложнить задачу, рисуйте буквы фломастерами разных цветов. То же самое вы можете проделать и с цифрами.

Постепенно задачу можно усложнить. Если ребенок начал учить алфавит и счет, предложите ему соединить буквы в алфавитном порядке, а цифры — в порядке возрастания. Такое задание способствует тренировке мышления и памяти, а также помогает вашему малышу запоминать буквы и цифры.

Игры с лентами

Развивающие игры с лентами — это не только развлечение для вашего малыша. Они способствуют обучению через подражание, учат ребенка действовать одновременно обеими руками, отрабатывать новые движения и развивать фантазию. Благодаря таким играм ваш малыш становится более ловким, учится манипулировать самыми разными предметами. Конечно, сначала вам придется показать ребенку, как действовать.

Изготовьте ленты из цветной бумаги длиной до 40 см. Возьмите несколько бумажных лент разных цветов в руку. Подойдите к ребенку и начните играть с лентой таким образом, чтобы она в ваших руках извивалась. Ваш малыш заинтересуется и захочет к вам присоединиться. Предложите ему выбрать одну из лент и покажите, каким образом он может держать и двигать ленту. Когда малыш научится управлять бумажной лентой, покажите ему, как «рисовать» лентой в воздухе различные фигуры. Можете предложить ребенку заниматься с лентами разных цветов, действовать одновременно двумя руками, двигаться под музыку.

Катаем шарик

Эта игра способствует развитию пространственного ориентирования ребенка. Поставьте дощечку под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от импровизированной горки проведите черту. Дайте малышу шарик и попросите его спустить с горки таким образом, чтобы шарик остановился у черты. Такая задача увлечет вашего малыша на достаточно длительное время.

Паровоз

Эта игра ориентирована на развитие логического мышления ребенка. В ней поначалу вам придется принимать непосредственное участие. Также вы можете объяснить малышу правила и впоследствии проверять, насколько верно он их понял.

Для игры вам потребуется десять картинок одинакового размера. Все картинки должны быть разными. Каждая картинка — это отдельный вагончик. Прежде чем приступить к игре, объясните ребенку, что паровозик необходимо не просто собрать. Поезд должен быть составлен из вагончиков в определенной последовательности. Ведь у настоящего поезда вагончики соединяются между собой, чтобы на ходу не отцепиться. Вагончики-рисунки тоже нужно скрепить. А делается это следующим образом. Например, ребенок положил картинку с чашкой. Следующим должен идти вагончик с ложкой, потому что и чашка, и ложка — это посуда. Потом поставьте картинку, например, с книжкой. Следующей пойдет вагончик с тетрадкой, потому что оба изображенных предмета сделаны из одинакового материала — бумаги. Когда ваш ребенок поймет принцип, пусть займется составлением поезда. Справившись с заданием, он должен будет объяснить вам, почему составил поезд таким образом, а не иначе.

В такую игру постепенно можно добавлять новые рисунки самых разных тематик.

Запомни

В эту игру ребенок может играть с вами или с друзьями. Попросите ребенка повторять за вами движения. Для начала пусть это будут простые движения: например, вы вытираете тарелку, а малыш должен жестами изобразить то же самое. Подметаете — ребенок делает вид, что тоже подметает пол. Постепенно задачу можно усложнять. Например, расставьте на столе несколько чашек в произвольном порядке и проведите между ними запутанную дорожку, попросив ребенка внимательно за вами наблюдать. Потом попросите малыша повторить «пройденный путь». Такая игра способствует развитию памяти ребенка.

Половинки

Для этой игры на бумаге в клетку нарисуйте какое-либо несложное изображение. Это может быть елочка, например. Только не целиком, а половину. Попросите малыша дорисовать картинку, ориентируясь на клетки.

Постепенно вы можете усложнять задачу. Нарисуйте более сложное изображение по клеточкам, раскрасьте его в разные цвета. Пусть малыш дорисует вторую половинку. Ребенку можно сказать, что художник успел нарисовать только одну часть рисунка. И малышу придется закончить картину художника. Только вторая половина картинки должна быть точно такой же, как и первая.

Найди общее

Для такой игры вам потребуются картинки с изображением различных предметов: посуды, игрушек, музыкальных инструментов, растений и пр. Попросите ребенка рассмотреть рисунки и разложить их по группам по смыслу. Поначалу такое задание может показаться сложным вашему ребенку. Но постепенно, когда малыш начнет с легкостью справляться с поставленной задачей, можете ее усложнять. Добавьте картинки с новыми предметами.

Игра в словосочетания

Предложите ребенку такую игру. Вы называете любое существительное, а ваш ребенок должен быстро добавить глагол, подходящий по смыслу. Например, «кот мяукает», «снег вдет», «гром гремит», «листья шуршат». Эта игра способствует развитию внимания, памяти и логических связей.