Какие вопросы можно задать ребенку 9 лет. Как разговорить детей: открытые вопросы

(15 голосов : 4.4 из 5 )

«Как дела в школе?» — на этот дежурный вопрос мы часто получаем точно такой же дежурный ответ: «Нормально». Услышав это слово, родители тут же отключаются, вновь погрузившись в свои дела. А ведь за этим «нормально» нередко прячутся настоящие психологические драмы и трагедии.

Опыт показывает: наши дети не умеют или не хотят рассказывать о проблемах в школе. Многие из них считают, что так и должно быть, когда учительница кричит и обзывается, когда дети постарше отнимают конфеты и топчут учебники. Ребенка надо учить рассказывать о том, что его беспокоит, огорчает, пугает, настораживает.

Как это сделать?

Прежде всего сами родители должны демонстрировать свою заинтересованность проблемами ребенка. Ведь дети прекрасно понимают, чего от них ждут — обстоятельного рассказа или дежурного «нормально», чтобы считать вопрос закрытым.

Во-вторых, родители должны уметь спрашивать. Не устраивать сухой допрос, а формулировать свои вопросы так, чтобы у ребенка была возможность дать развернутый ответ.

Ниже мы публикуем 25 вопросов, которые можно задать ребенку, чтобы узнать, как у него дела в школе, и получить развернутые ответы на них.

1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
2. Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?
3. Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
4. Расскажи мне о самом классном месте в школе.
5. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное?
6. Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?
7. Кому ты сегодня помог?
8. Может, кто-то тебе сегодня помог?
9. Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
10. Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
11. Было ли тебе сегодня очень скучно?
12. Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
13. С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще никогда не играл?
14. Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
15. Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
16. О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?
17. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
18. С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?
19. Где ты чаще всего играешь на переменах?
20. Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?
21. Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?
23. Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?
24. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
25. Расскажи мне о трех различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.

О ни любят одеваться, как супергерои и принцессы. Они зачарованно смотрят на вращающиеся, летающие или ползающие штуки. Они маленькие.

Они танцуют так, будто никто их не видит.

Они поют, как суперзвезды.

Мне нравится проводить с ними время. Мне нравится разговаривать с ними.

Мне нравятся их вопросы. Мне понравилось, как одна маленькая девочка спросила: «А жуки потеют?»

Или когда другой однажды спросил: «Сколько лет Богу? Ему 56?»

Дети приносят радость. Я стараюсь, чтобы в моем маленьком мире всё время были дети, несмотря на то, что у меня еще нет своих детей. Я работала в младших классах, в воскресной школе, няней, репетитором, наставником и учителем балета (это при том, что я вообще ничего не знаю о балете).

Я часто провожу время с приемными детьми, и люди хвалят меня за такой «труд». Но, на самом деле, я просто хочу сказать, что, несмотря на то, что бывают и утомительные моменты, эти дети дарят мне частичку сердца Бога, не прикладывая к этому никаких усилий.

Ведь, как сказал Иисус, именно этим маленьким драгоценным людям принадлежит Царство. Им, которые были сотворены слабыми и нуждающимися в поддержке. Тем, кто так чувствителен и всё время учится. Тем, у кого есть вера внутри, и сильное стремление верить.

Будучи одним из них, Иисус пришел в мир, сияющий в темноте свет. В смирении Он принял образ беспомощного дитя и рос как простой ребенок в маленьком городке Назарете. По сути, значительную часть 30-ти лет Бога на земле Он провел как ребенок . И да, для того чтобы показать смиренное сердце Бога и поразительную реальность Бога-человека в маленьком городе, молодой отрок своим существованием провозгласил огромную ценность ребенка.

Как робкий отпрыск, Он вырос для нас.

С момента своего появления в этом мире, Бог показывал огромную ценность ребенка, Он не пропустил эту часть человеческой жизни, но Сам стал маленьким человеком.

Вот поэтому мы можем сказать, что дети тоже любимцы Бога.

И нам нужно их слушать. Потому что им есть что сказать.

Подписывайтесь:

Задавайте им вопросы. Потому что у них часто есть на них самые удивительные ответы. Может вы не знаете, что спросить? В таком случае, вот несколько вариантов для начала. Готовы?

  1. Что бы ты делал: спал на тучке или съехал вниз по радуге?
  2. Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?
  3. Какой твой любимый стих в Библии?
  4. На чем бы ты прокатился вокруг города: на жирафе или на слоне?
  5. Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?
  6. Какая твоя любимая песня?
  7. Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?
  8. Что заставляет тебя смеяться?
  9. Что тебя расстраивает?
  10. Если бы ты мог провести одни день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?
  11. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  12. Если бы кто-то дал тебе 100$, чтобы ты с ними сделал?
  13. Что бы ты хотел уметь больше: по-настоящему быстро бегать или по-настоящему высоко прыгать? Почему?
  14. Кто твой герой?
  15. Если бы Иисус пришел и сел рядом с тобой, что бы ты Ему сказал?
  16. Если бы Иисус пришел и сел рядом с тобой, как ты думаешь, что бы Он тебе сказал?
  17. Какая твоя любимая Библейская история?
  18. Если бы это был День рожденья Иисуса, что бы ты Ему подарил?
  19. Если бы Иисус подарил тебе подарок на День рожденья, как ты думаешь, что бы это было?
  20. Как ты думаешь, что Богу в тебе нравится?

Просто присядьте, посмотрите прямо в глаза этим малышам в вашем мире и откройте для себя сердце Бога в их юных лицах. Давайте позволим их радости, простоте, поразительной вере, силе духа научить нас тем вещам, которые мы склонны забывать в нашей взрослости.

3 13 025

Вспомните, насколько умнее и мудрее вы почувствовали себя, когда у вас появился маленький «почемучка». Формулируя ответы на вопросы, мы больше понимаем о себе и окружающем мире, учимся мыслить эффективнее, точнее, продуктивнее. Отплатите добром за добро! Спрашивайте ребёнка о его впечатлениях, чтобы они превращались в осознанный и полезный опыт. Для начала воспользуйтесь этим списком вопросов.

1. Какими пятью словами можно описать тебя? Вопрос обращает внимание ребёнка на то, что он знает о себе и что о нём могут думать окружающие. Для вашего малыша это может стать точкой отсчёта, из которой вырастет правильная самооценка.

2. Какие занятия заставляют тебя чувствовать себя счастливым? Возможно, вы услышите ответ: «компьютерная игра» - и расстроитесь. Не спешите! Вопрос должен направить внимание ребёнка на тот факт, что есть не одно, а несколько занятий, приносящих радость, и что можно сделать их основными направлениями своей деятельности.

3. Что ты умеешь делать настолько хорошо, что мог бы научить этому других? Вопрос подскажет, что стоит чему-то научиться по-настоящему хорошо. А главное - поможет осознать собственную ценность и компетентность в чём-то, почувствовать себя в чём-то особенным. Зная, что ему есть что предложить другим, даже очень маленький человек чувствует себя увереннее.

4. Что было самым хорошим и самым плохим из всего, что с тобой произошло? В жизни приятные известия и проблемы перемешаны. Размышляя над этим вопросом, ребёнок легче поймёт, что плохое иногда случается, но не длится вечно. Возможно, и вы получите важную информацию для размышления.

5. Что ты узнал из этих лучших и худших событий? Как говорится, опыт - лучший учитель. Пусть, отвечая на такие вопросы, ребёнок учится извлекать уроки из всего происходящего. Выводы, сделанные на основе собственных переживаний, удержат его от повторения одних и тех же ошибок в будущем.

6. Как ты думаешь, что тебе больше всего пригодится, когда ты станешь взрослым, из всего, чему ты сейчас учишься? Хороший вопрос, который сам напомнит ребёнку, что когда-нибудь он станет взрослым, самостоятельным, и ему понадобятся знания. В поисках ответа дети сами точнее любых взрослых формулируют для себя правильную мотивацию в учёбе и освоении новых навыков.

7. Если бы ты мог перенестись во времени на три года и встретиться с собой младшим, какой совет ты бы дал себе? Отличный вопрос для весёлого воображаемого путешествия! Но, однако, будьте готовы услышать о чём-то, что, вероятно, наносит вред вашему ребёнку. Из ответов можно многое узнать об осмыслении прошлого опыта, о разочарованиях и, возможно, неизжитых травмах.

8.Кому и за что ты больше всего благодарен? Есть прямая связь между чувством благодарности и счастьем. Отвечая на этот вопрос, ребёнок почувствует себя более удовлетворённым, ярче увидит светлую сторону бытия, сможет оценить разные обстоятельства своей жизни и сравнить их ценность, разобраться, что важно, а что не очень.

9. Как ты думаешь, что человек чувствует внутри себя? Дети сосредоточены на своих собственных ощущениях и переживаниях. А ответ на этот вопрос заставит ребёнка отнестись с большим вниманием к переживаниям других, научит строить отношения с людьми и поможет избежать ненужных конфликтов.

10. Если бы ты мог придумать какое-то одно правило для всех людей, какое бы оно было и почему? Всегда полезно направить внимание ребёнка на тот факт, что жизнь в обществе регулируется правилами, которые нужно соблюдать. Зачем нужны правила? Почему они такие? Что будет, если их нарушить?.. У вас есть шанс вернуть ему все вопросы, которыми он ставил вас в тупик!

Одной из самых серьезных проблем современного общества является недостаток общения внутри семьи. Согласно последним исследованиям, мамы и папы уделяют разговорам со своими детьми не более 10-15 минут в день. Это не только отдаляет близких людей в эмоциональном плане, но и может привести к тяжелым психологическим последствиям для обеих сторон. Для профилактики подобных проблем специалисты советуют ежедневно задавать малышам определенные вопросы, вызывая их на живое общение.

Психологи разработали множество пособий для детей и родителей, некоторые из которых содержат до 32 обязательных пунктов. Однако в повседневной суете взрослые не имеют возможности каждый день выполнять все необходимые требования по списку, а малышам и подросткам быстро надоедает участвовать в утомительных и малоэффективных опросах. Чтобы сделать свое чадо более открытым и счастливым, достаточно использовать лишь некоторые наиболее важные пункты. Рассмотрим, какие пять вопросов важно задавать ребёнку каждый день.

Их можно разделить на две группы:

  • Два вопроса, которые нужно задавать днём в любом порядке и в любое время.
  • Три вопроса, которые необходимо задавать ребёнку каждый вечер, создавая настоящий ежедневный ритуал.

1. «Ты счастлив?». Родители не должны забывать или стесняться задавать своему ребёнку этот вопрос. Когда вы спрашиваете малыша одного-двух лет, счастлив ли он, кроха в ответ улыбается и кивает головой. Сначала он не задумывается о смысле вопроса в силу возраста, но, став старше, будет пытаться понять, что мама имеет в виду.

В три-четыре года дошкольник может ответить, что не совсем счастлив. В таких случаях нужно спрашивать, что его беспокоит или вызывает негативные эмоции. Так малыш будет учиться идентифицировать состояние счастья и понимать, что приводит его к хорошему настроению.

Почему этот вопрос нужно задавать каждый день? Обычно родители говорят, что самое важное в жизни – это учёба, или настойчиво указывают детям, что они должны делать. Потом маленькие люди вырастают и приходят к психологам, чтобы разобраться со своей жизнью, чего они хотят, чего стоят и кем являются на самом деле. Поэтому начните задавать вопрос «Ты счастлив?» уже сегодня.

В какой-то момент времени вы удивитесь, насколько точно ребёнок начнёт отвечать, откалибровав внутри себя ощущение и состояние счастья. Взрослея, молодой человек не позволит себе быть несчастным: не будет идти на нелюбимую работу или заниматься делом, не вдохновляющим его. Будущий взрослый, создавая собственную семью или компанию и находясь в позитивном эмоциональном состоянии, сумеет сделать счастливыми всех вокруг себя.

Спрашивать «Счастлив ли ты?» можно прямо в момент пробуждения, в середине или к концу дня, но этот вопрос должен быть обязательно в вашем списке.

2. «Все ли у тебя в порядке?». Спрашивать сына или дочь о состоянии дел можно в любое время суток. Лучше всего для разговора подходят ситуации, когда малыш грустит или просто задумался, это нужно для установления контакта. Взрослый делает первый шаг навстречу, и ему стоит настроиться, что чадо ответит не сразу, но со временем ритуал войдёт в привычку. Ребёнок научиться осознавать собственные переживания и будет обращаться к близким людям для решения проблем.

Если малыш отвечает, что у него не всё в порядке, то это хороший повод начать доверительную беседу. Ничто так не сближает людей, как общие ценности, разговоры и совместно проведенное время. Дети не всегда останутся маленькими, но каждый родитель желает иметь со своим чадом хорошие отношения.

Эти вопросы показывают малышам, что родственники не только интересуются ими, но и соблюдают личные границы. Мы не угадываем, а просто ждем ответа и пытаемся наладить контакт. Ребёнок видит и слышит, что взрослые хотят участвовать в его жизни и чувствует себя значимым. Это много и мало одновременно, потому что усилий затрачивается минимум, и результат очевиден.

Малыш становится более уверенным в себе, своей значимости и семье в целом, где каждый заботится друг о друге. Он делает огромный шаг вперед для развития внутренней культуры, учится взаимодействовать с окружающими людьми.

Подходящие вопросы для вечера

Вторая группа называется вечерними. Эти вопросы нужны для начала разговора перед сном с ребенком для улучшения отношений, и помогают подрастающему поколению избавиться от накопившегося негатива и научиться что-то менять в своей жизни.

Вечерние вопросы:

  1. «Что у тебя было самого лучшего сегодня?». Иногда детям сложно дать конкретный ответ. Они говорят, что понравилось все, но это не является правдой. В этом случае мама или папа должны на собственном примере рассказать свои впечатления за день: встреча с другом, удачное завершение проекта, вкусные спагетти. Вы показываете малышу, как нужно правильно отвечать. Первые несколько дней он будет только слушать ваши версии, но со временем начнет активно участвовать в этом диалоге. Это очень хорошо сближает по вечерам. Взрослый говорит, что его наполнило радостью и что было самым удачным в течение дня. Ребёнок отвечает и учится оценивать, ранжировать значимость событий.
  2. «Что у тебя было самого плохого сегодня?». Аналогичный вопрос, где родитель спрашивает о негативной стороне дня. Ребёнок также может не отвечать, и ему следует подать пример, честно рассказав о собственных ошибках и эмоциях. Делитесь со своим сыном или дочкой, потому что искренние чувства сближают, и ответная реакция обязательно последует, если не в этот вечер, то в следующий.
  3. «Что бы ты поменял, если бы мог?». Если ребёнок не готов ответить, то взрослый должен помочь ему собственным примером, как описывалось выше. Школьник начнет задумываться, анализировать день, и со временем поверит в свои возможности. Вопрос «кодирует» подрастающего человека на право менять жизнь к лучшему.

Вечерние вопросы позволяют ребёнку избавиться от стресса, помечтать, поговорить по душам и заснуть в хорошем настроении. Ритуал ежедневного общения наполняет радостью, близкие люди делятся опытом, переживаниями. Нет ничего лучше для отношений в семье, чем тёплые отношения со своими родственниками. Смело задайте своим детям пять вопросов: три вечерних и два в течение дня. Качество жизни ребенка значительно улучшится, количество стрессов уменьшится, счастья и радости, которое он испытывает каждый день, станет больше. Он будет правильно оценивать свою жизнь, события в ней и свои силы.

Когда в последний раз Ваш ребенок рассказывал Вам о своих достижениях, поступках, новых друзьях или, наоборот, о неудачах? Многие родители уверенно махнут головой и скажут, что они знают о своем «беби» все… Но так ли это?
Современное общество привыкло к очень скомканному общению, проявляя свой интерес к собеседнику дежурным вопросом «Как дела?». Получив ответ: Нормально. Отлично! Лучше всех!, с чувством выполненного долга мы спокойно переключаемся на свои дела и заботы. Такие абстрактные вопросы ни о чем часто встречаются в общении родителей и детей.

Так что же должен Вам рассказать малыш, придя из детского сада или из школы, когда услышит вопрос: «Ну и как у тебя дела?». Наверное, родитель не раз слышал ответ «Хорошо», который его на данный момент очень устраивал. Вот и поговорили.

4 шага к доверительному общению с ребенком

1. Приучаем с детства рассказывать о своих приключениях за день.

Ребенок с пеленок привыкает к тому ритму жизни, что задает ему семья. Это касается и общения. Если мама, папа будут рассказывать о своих делах, советоваться друг с другом, решать совместно семейные вопросы, тогда и ребенок будет открытым и разговорчивым со своими членами семьи.

2. Научитесь слушать и слышать то, о чем рассказывает ребенок.

Если у Вас растет общительный ребенок, тогда наверняка Вам достаются все прелести его веселых перлов о подробностях прошедшего дня. Часто уставшие мамы, слушая свое дитя, иногда вставляют вялое «ага» и «угу», не вникая в суть эмоционального рассказа. Эта большая ошибка может многого стоить, так как с возрастом такие рассказы «сойдут на нет», так как ребенок не будет видеть от Вас интереса и поддержки.

3. Поддержка и похвала.

Хвалите малыша за его рисунки, поделки, за новые достижения и навыки. Учитывайте интересы ребенка, когда выбираете ему подарок или кружок (секцию) для времяпровождения. Согласовывайте с ним его досуг, поддерживая в важных решениях. По необходимости предлагайте свою помощь в реализации его планов, но, не ущемляя интересов ребенка.

4. Научитесь правильно разговаривать с детьми.

  • Не осуждать за ошибки
  • Не сравнивать с другими детьми
  • Не унижать словами и поступками
  • Больше времени проводить вместе за разговором и совместным досугом.

Дети – очень эмоциональны, поэтому очень часто они запоминают такие вещи, которые взрослые не могут даже увидеть. То, что для нас обычно и не вызывает ничего, кроме зевоты, у ребенка может вызвать волну восторга и умиления.

Дети очень быстро переключаются с одного дела на другое, одна эмоция так же быстро сменяет другую. Но, они обладают прекрасной памятью, и запоминают многие моменты, унося их в далекое будущее.

Поэтому следует задавать ребенку наводящие вопросы, приглашая его к разговору. Итак, какие вопросы задавать ребенку?

Какие вопросы задавать ребенку?

Та как дети живут в основном эмоциями, значит, уделяйте внимание таким вопросам:

  • Что было самым вкусным на обед?
  • Какой смешной случай с тобой сегодня произошел? А что неприятного с тобой сегодня произошло?
  • Что запомнилось тебе на занятиях по рисованию, математике, чтению?
  • В каком платье сегодня пришла «Настенька»? А чем оно тебе приглянулось?
  • Что сегодня ты узнал нового на уроке истории?
  • Как ты думаешь, за что тебя сегодня можно похвалить?

Такие вопросы задают нить к очень познавательной беседе, в которой Вы больше узнаете о радостях или переживаниях своего ребенка. Мудрый родитель сделает выводы из услышанного от ребенка и будет в курсе его жизни. И тогда ничто Вас не удивит и не насторожит, когда малыш будет «превращаться» со временем в подростка. Ведь у Вас с ним нет секретов.