Методика раннего развития по сесиль лупан. Занятия по методике Сесиль Лупан: инструкция на каждый день

Вслед за Гленом Доманом, Сесиль Лупан считает активные занятия физкультурой в раннем возрасте залогом успешного развития интеллекта. Чем больше времени родители уделяют массажу, плаванию, физкультуре, динамической гимнастике, тем быстрее ребенок начинает сидеть, ползать, ходить. Он существенно опережает своих сверстников, что, по мнению Лупан, только на пользу ребенку. Однако у этого мнения есть и противники.

Зачем ускорять физическое развитие ребенка?

Чем больше времени родители уделяют массажу, плаванию, физкультуре, динамической гимнастике - тем быстрее идет формирование и созревание коры головного мозга. И тем выше будут интеллектуальные показатели ребенка.

Какие упражнения можно делать с ребенком до года?

Одно из самых полезных упражнений, которые можно начинать уже в этот период - это брахиация, то есть перемещение по горизонтальной лестнице - рукоходу. Упражнение развивает объем грудной клетки и улучшает снабжение мозга кислородом. В этот период можно также учить ребенка кувыркаться (непременно научив его во избежание травм делать это правильно: поджимать голову, группироваться); ходить с ним на руках, держа за ноги и так далее. К ежедневной зарядке и занятиям на мяче можно добавить элементы динамической гимнастики для развития вестибулярного аппарата.

Как научить ребенка ползать?

Для того чтобы научить ребенка ползать как можно раньше, его нужно чаще выкладывать на живот на большой гладкий матрац или на пол и раскладывать перед ним яркие игрушки. Можно взять гладкую доску, или специальный желоб примерно метр на полтора, один конец слегка приподнять (сантиметров на двадцать). Тогда центр тяжести малыша сместится вперед и ему будет легче сделать первые движения и поползти вниз, используя силу гравитации. Можно положить ребенка на животик на гимнастический шар с «рожками» (диаметром 60-80 сантиметров) и покатать в разные стороны.

Как заниматься с ребенком, который уже научился ходить?

Стоит по возможности отказаться от использования коляски и совершать только пешие прогулки. К полутора-двум годам тренированный малыш может пройти пять-шесть километров. В это же время можно учить ребенка прыгать - например, с нижних ступенек лестницы к вам в руки, или через порог в квартире.

Как учить ребенка ходить?

Когда ребенок научится ползать, следует поставить рядом с ним какие-нибудь крупные предметы, например стул или тумбочку, на которые он мог бы опереться, вставая на ноги. Затем эти предметы можно отставить несколько дальше друг от друга, чтобы ребенок переходил от одного к другому, делая один или два шага, и так далее.

Методика Сесиль Лупан представляет собой всестороннее естественное развитие ребенка с учетом его наклонностей, интересов и индивидуальности с помощью разнообразных средств познания окружающего мира. Взяв за основу методику Глена Домана, актриса упростила ее, добавив больше эмоционального, творческого развития и занимательности.

Методика Сесиль Лупан

Первый год жизни

Период от рождения до года – один из самых значимых в жизни малыша. Методика Сесиль Лупан основана на том, что время, проводимое вместе с ребенком, должно быть насыщено эмоциями и событиями, поэтому уже с самого раннего возраста нужно проводить его с пользой.

Обучение должно быть игрой, которая прекращается до того, как малыш утомится. Лучшими учителями для крохи являются родители, поощряющие его любознательность.

Развиваем слух

В комнате, где находится ребенок, не должно быть ни постоянного шума, ни постоянной тишины: важно знакомить малыша со звуковыми контрастами. Поставленные поочередно ритмичные и медленные мелодии, повышение и понижение голоса при разговоре, демонстрация звуков, издаваемых различными предметами – все это способствует полноценному развитию слуха малыша.

Развиваем зрение

Безопасное детское зеркальце, разноцветные лоскутки ткани, картинки с черно-белыми узорами, карточки с крупными геометрическими фигурами – все это поможет малышу фокусировать взгляд.

Стимулируем осязание

Подбираем разные по фактуре ткани и поочередно вкладываем их в ручку малыша. Также можно сшить тканевые мешочки, наполнив их различным содержимым: крупой, горохом, пуговицами и т.д.

Физическое развитие

Массаж, плавание, динамическая гимнастика и физкультура – залог полноценного интеллектуального развития ребенка.

Следует часто выкладывать кроху на животик, помещая перед ним множество ярких погремушек, качать его на гимнастическом мяче. Стимулируя малыша к ходьбе, нужно ставить рядом с ним стулья для опоры, постепенно отдаляя их друг от друга.

После того, как ребенок научится ходить, Сесиль Лупан рекомендует отказаться от коляски, а гулять только пешком.

Развитие речи

С самого рождения необходимо разговаривать с крохой, следя за правильностью, четкостью и выразительностью собственной речи. Повторение звуков за малышом, проговаривание названий окружающих предметов и процессов позволяет установить диалог и прекрасно стимулирует развитие речи.

Чтение стихов и пение песенок будут способствовать развитию памяти. После двух лет малышу можно показывать коротенькие мультфильмы, комментируя происходящее на экране.

Учимся читать

Малыша до трех лет не стоит учить читать целенаправленно. Занятия должно быть интересными, с использованием красочных материалов, веселых песенок и забавных стишков. Сесиль Лупан предложила вариант карточек с буквами, облегчающих процесс их запоминания, где буква изображается крупно, а рисунок – тонкими красными линиями.

Учимся считать

Данный процесс должен быть наглядным: при любом удобном случае пересчитывайте предметы вместе с малышом, перекладывая их. С трехлетнего возраста ребенок уже в состоянии освоить математические действия, меры объема, длины и времени. Важно, чтобы малыш сперва освоил счет: в этом помогут карточки с изображением цифры и соответствующего количества предметов.

Изучаем иностранный язык

С полутора — двух лет малыша можно начинать знакомить с иностранным языком. Произношение названий предметов, игрушек, процессов, рассматривание словаря с картинками, заучивание коротеньких стишков и песенок – все это будет способствовать запоминанию малышом иностранных слов. Если кроха не хочет повторять, настаивать не стоит – пассивное изучение не менее важно.

Основные плюсы и минусы методики

Как и любая другая, методика Сесиль Лупан имеет как положительные стороны, так и недочеты.

Плюсы методики:

  • одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;
  • наиболее полное развития ребенка через органы чувств;
  • развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Минусы методики:

  • родители довольно много времени должны уделять малышу;
  • необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;
  • не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Большой популярностью пользуется книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя «. В ней она дает практические рекомендации по развитию детей, рассказывает о себе и своей семье.

Придерживаясь этих принципов, Сесиль Лупан разработала методику со своими собственными играми и упражнениями для детей, которые и описала в книге «Поверь в своё дитя».

Ведущие тезисы её работы:

  1. Малышам не нужна излишняя опека, им нужен неподдельный интерес. Повышенное опекание ребёнка лишь вредит его развитию, отключает творчество и мешает формированию самостоятельности.
  2. Все дети – разные. В этом Сесиль Лупан убедилась на примере двух своих, совершенно разных, дочерей. Поэтому не следует выполнять ВСЕ упражнения из её книги, если что-то не вызывает интерес конкретно у вашего малыша. Выбирайте то, что подходит именно вам.
  3. Главный принцип воспитания счастливого ребёнка – это любовь. Никакой метод не сработает, если маленький человек не будет уверен в том, что его любят и ценят. Объятия, поцелуи и похвала также развивают крох, как и обучающие занятия.

Методика раннего развития Сесиль Лупан затрагивает многие области: историю, музыку, географию, искусство, письмо, логику, счёт, иностранные языки и даже плавание.

Отличия от методики Домана

Несмотря на то, что истоки системы Сесиль Лупан именно в методике американского врача, она имеет ряд отличий:

  • нет строгих возрастных рамок и графиков развития, используется метод следования за ребёнком;
  • развиваются врождённые склонности, а не навязываются интересы извне;
  • родитель учит ребёнка не собирать информацию («это стул»), а обрабатывать её («это стул, на нём сидят, стул делают из дерева, а ещё из железа» и т.д.);
  • учиться должно быть интересно и радостно как детям, так и их родителям.

Примеры занятий с детьми до 1 года по Сесиль Лупан

Воспитание малыша до года базируется на решении 4-ёх задач:

  1. Стимуляция 5 органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
  2. Развитие двигательной активности.
  3. Обретение ребёнком положительного восприятия себя и окружающих.
  4. Закладывание основ языка.

Все упражнения опираются на принцип от простого к сложному (методика поэтапного обучения).

Какие же конкретные игры предлагает Сесиль?

Например, для развития зрения полезно строить разные гримасы при общении с малышом. Хорошей тренировкой для маленьких глазок будет фокусирование на цветных объектах внутри кроватки: мобиль, специальные картинки (они же иллюстрированные карточки Сесиль Лупан).

Слух отлично развивается благодаря материнскому пению и включению музыкальных произведений для прослушивания. Даже самый маленький ребёнок способен воспринимать красоту классической музыки.

Для улучшения осязательных ощущений Лупан советует заворачивать деток в различные материалы (шерсть, бархат, шёлк и т.д.). А также массаж и поглаживания различными предметами: пёрышком, губкой, кисточкой.

Для самостоятельной игры ребёнку предлагаются игрушки и вещи из домашнего обихода, выполненные из различных, желательно натуральных, материалов: деревянная ложка, металлический колокольчик, старый журнал и т.д. Не давайте малышу больше 3 предметов за раз и меняйте всякий раз, как старый набор наскучивает ребёнку.

Важно выполнять специальную гимнастику для укрепления всего тела малыша. А от манежа желательно отказаться совсем, ведь он ограничивает физическую активность.

Чтобы пополнять пассивный словарный запас малыша, важно как можно больше с ним разговаривать, озвучивать все ваши действия, во время массажа акцентировать внимание на названиях частей тела. Полезно придумывать различные истории с участием всех вещей из обихода и малыша.

Игры и упражнения для детей старше года

Помимо игр важно соблюдать несколько ключевых правил в общении с ребёнком:

  • общаться с малышом следует как можно больше, живая речь должна сопровождать ребёнка в течение всего дня;
  • не стоит ограничивать кроху в свободном перемещении по дому, помните лишь о безопасности малыша;
  • поощряйте любознательность ребёнка.

Для развития двигательной активности Сесиль советует:

  • долгие пешие прогулки,
  • обучение прыжкам и бегу,
  • после двух лет можно учить ребёнка ритмическим танцам,
  • а также любым другим видам спорта: коньки, верховая езда, лыжи.

Речь развивается с помощью:

  • чтения стишков и потешек,
  • проработки слогов,
  • изучения мифов, басен и сказок,
  • походов в детский театр (или организации домашнего театра),
  • совместного изучения книг.

Счёт можно объяснять малышу в ежедневных ритуалах: при кормлении считать ложки, во время одевания – пуговицы и кнопки. А цифры Сесиль Лупан предлагает вводить лишь после отличного изучения счёта.

После этого можно переходить к изучению времени и мерам.

О плюсах и минусах методики

У методики Сесиль Лупан, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки.

  • внимательные читатели книги отметили, что Галя, одна из дочерей Лупан, научилась читать лишь в 4 года, то есть, методика себя не оправдала даже в семье автора системы;
  • в книге не описаны упражнения на развитие мелкой моторики;
  • не даются подвижные игры для малышей;
  • многое, описанное в книге, интуитивно понятно родителям и без изучения методики: пение колыбельных, чтение потешек и пр.;
  • в книге слишком большое внимание уделено личным эмоциям Сесиль, которые она иногда выдаёт за индивидуальный подход к детям.
  • чужой личный опыт часто бывает полезен для неопытных мам;
  • Лупан в своей методике обращена к обычным матерям, без педагогического образования, поэтому её система, лишённая сложной терминологии, понятна любым родителям;
  • список упражнений, предложенных автором, действительно велик.

Рассмотрим идеи домашней педагогики Сесиль Лупан. Найдем ответы на вопрос: Как правильно самостоятельно в домашних условиях заниматься с маленьким ребёнком.

Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, много и четко разговаривает с ним, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное. (С. Лупан)

Домашняя педагогика Сесиль Лупан

Книги родителей, рассказывающие о воспитании своих детей, — явление уникальное, хотя и вполне естественное: кто же лучше знает о желаниях и способностях малыша? Что побуждает любящих мам и пап браться за перо, описывая собственные открытия в семейном обучении? Конечно же, любовь ко всем детям, чувство сопереживания с родителями, которые либо испытывают определенные трудности в воспитании, либо сталкиваются с проблемой впервые.

Сегодня таких книг-исповедей написано немало, и лучшие из них стали бестселлерами. В ряду таких изданий и книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Молодая мама, используя личный опыт воспитания дочерей, попыталась наилучшим способом развить их интеллект и вместе с тем сделать малышек психологически здоровыми людьми.

Основой индивидуального подхода стала для Сесиль методика американского врача Глена Домана. Однако это не было копирование определенной системы, пусть и очень популярной. Лупан полностью трансформировала методику американского педагога, хотя вначале точно следовала ее принципам.

В отличие от Глена Домана , который наблюдал сразу многих детей и поэтому не мог проникнуть в душевный мир каждого из них, Сесиль Лупан, наблюдая только двух своих дочек, постаралась тонко их почувствовать и дать именно те знания и именно в тот момент, когда они были к этому расположены.

И еще одно отличие: у Домана более четко все расписано по возрастам «среднестатистических детей», у Лупан же программы строго индивидуальны, с учетом наклонностей малышей и их интереса к тому или иному занятию. Домашний педагог гармонично, более индивидуально подбирала и методы обучения. Она составила целые программы по изучению истории, географии, истории искусств, музыки и других областей знаний для малышей и дошкольников.

Основная идея, которую предложила Лупан, заключается в том, что дети требуют не внимания- опеки, а внимания-интереса, который могут дать им только родители. Эта модель воспитания ребенка содержит и определенную жизненную философию.

Она адресована прежде всего тем, кто считает, что богатство человеческой личности должно выражаться не просто в поддержании постоянного и однообразного комфорта, а в том, чтобы «превзойти самих себя».

Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет с неизменным успехом выступала на бельгийской сцене. В 1981 году Сесиль уехала с крошечной дочерью к мужу в США, где преподавала актерское мастерство. Побывав однажды на семинаре в Институте развития человеческого потенциала (BBI), Лупан начала заниматься с восьмимесячной дочкой по методике, разработанной Гленом Доманом и его коллегами. Так молодая мать открыла для себя завораживающий мир раннего обучения и развития детей и с тех пор целиком посвятила себя этой деятельности.

Рождение второй дочери выявило, насколько дети бывают не похожи друг на друга и как важно в обучении быть чутким и гибким. На основе личных наблюдений и выводов Сесиль Лупан написала книгу. Вслед за одним из мудрецов она искренне поверила в то, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Сесиль не ставила экспериментов на детях, не работала в детсадах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих дочерей, подвергала осмысленной критике и органично адаптировала существующие методики развития. Не претендовала она и на формирование каких-то идей, не давала советов по взращиванию «гениев» и не представляла никакой школы. Ее книга — это рассказ о жизни, практическое пособие для родителей, которые хотят открыть для своего ребенка мир с самого раннего детства.

По сути, советы Сесиль Лупан — это рекомендации обычной мамы, увлекшейся идеей раннего развития. Однако неожиданно даже для самого автора книга «Практическое руководство "Поверь в свое дитя"» прибрела огромную популярность, и сегодня многие родители и педагоги охотно следуют ее принципам.

Большой интерес вызвала книга и на постсоветском пространстве, ведь у нас, кроме супругов Никитиных и их немногих последователей, почти никто не писал о специфических условиях и возможностях развития детей в семье, а не в детских садах.

В своей книге Сесиль Лупан приходит к парадоксальному выводу: дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую следует прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы малыш был в определенном смысле «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще и еще».

В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому в книге постоянно повторяются рекомендации — не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются.

Сесиль Лупан уверена, что родители — лучшие учителя для своего малыша: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?» По словам Лупан, «главный недостаток книги состоит в том, что она не может воспроизводить веселый детский смех, не может излучать торжествующих и лукавых взглядов».

«Лента времени» и понимание пространства

Большое внимание Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии. История — самый непростой для малышей раздел знаний. Дело в том, что они пока с трудом ориентируются во времени. Для них понятия «сто лет назад», «во II веке до н. э.» и «вчера» значат примерно одно и то же. С учетом такого восприятия Сесиль Лупан разработала свой метод объяснения малышам сложных вещей.

На первом этапе она предлагает изучать «прошлое ребенка», его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот только родился, вот научился сидеть, пошел и т. д.).

Следующий этап — история родителей, а затем бабушек и дедушек. Когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории, например к динозаврам. К слову сказать, Лупан очень верно говорит, что «динозавр» для малыша звучит не сложнее, чем «бегемот». Поэтому не стоит бояться сложных названий и терминов. Главное — дать им правильное и понятное объяснение. Ну а дальше можно уже разбираться в мировой истории.

Для этого Лупан сочиняет «исторические» песенки, отображая в каждом куплете какое-то важное событие таким образом, чтобы детям было интересно и весело. Этим советом вполне могут воспользоваться мамы, склонные к творчеству. Ведь для малыша в подобных песенках не важны отточенные рифмы: любые сочинения он воспримет с восторгом, заодно узнавая о тех или иных исторических событиях.

В изучении географии на первый план выступает умение ребенка почувствовать пространство. Здесь можно вовлечь малыша в различные географические игры: составление планов каждой из комнат и квартиры, увлекательное знакомство с картой, «путешествия» по странам и континентам, карты-пазлы и др. Для подобных игр, конечно, понадобится много картинок, изображающих различные страны, горы, моря и другие географические объекты. Они помогут малышу лучше представить то, о чем ему рассказывают.

Сесиль Лупан и здесь предлагает зарифмовать какую-то информацию, например названия столиц тех или иных стран, и даже приводит свои варианты таких стихов.

Индивидуальность прежде всего

Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: если каждый день заниматься всем понемногу, жизнь малыша может превратиться в тяжкую повинность, а желание узнать больше будет пропадать все чаще. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя.

Имеет смысл составить расписание занятий, которые надо проводить с ребенком. Такая программа будет служить определенным эталоном, которого, разумеется, не всегда возможно придерживаться: кому, как не родителям, доподлинно известно, что жизнь с крохой — это сплошные непредвиденные обстоятельства?

Так, если в течение одной недели что-нибудь из задуманного не выполняется, всегда есть возможность сделать это на следующей неделе. Не стоит добиваться эффективности любой ценой и требовать от себя и ребенка непременно использовать каждое мгновение «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо заняться с ребенком чем-то развивающим, это может плохо отразиться на отношениях с ним. Моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения и единения, чем периоды напряженного внимания.

Занятия стоит организовывать таким образом, чтобы, не тратя времени на подготовку, иметь возможность проводить «урок» в любых условиях. По мнению Лупан, различные знания, полученная в повседневной жизни информация гораздо эффективнее ежедневных «занятий». Уроком для ребенка будет то время, когда он систематизирует полученные знания или использует их на практике. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, необходимо прекратить уроки на несколько недель или даже месяцев. В этом нет ничего страшного: необходимо время, чтобы знания «отстоялись», считает Лупан. Когда после перерыва занятия возобновятся, ребенок с лихвой восполнит все, что было пропущено.

Принципы Сесиль Лупан

♦ Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители.

♦ Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему.

♦ Не ограничивайте кругозор вашего ребенка.

♦ Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.

♦ Никогда не проверяйте своего ребенка.

♦ Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Не забывая о душе

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые, по мнению Сесиль Лупан, забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, на которые в погоне за знаниями просто не остается времени. Помимо объема информации важно, в какой атмосфере проходят занятия. Надо аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству, а в случае неудач сочувствовать и никогда не высказываться неодобрительно о творческих попытках малыша.

У ребенка не должно возникнуть ощущение, будто родителям надоели его «почему» и «отчего». Всем своим поведением мама и папа должны показывать, что им нравится его стремление познать мир. Кроме того, необходимо чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личного пространства.

Как считает Лупан, очень важно учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого родителям необходимо с пониманием и терпением относиться ко взглядам окружающих, даже если они резко отличаются от их мнения. Поэтому родителям надо внимательно следить за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии маленького человека. Родители должны открыто выражать свои чувства к ребенку, не бояться лишний раз приголубить, обнять, поцеловать. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир.

Понятно, что не каждый взрослый готов проводить с малышом целый день. Отдавая ребенка в детский сад или поручая заботу о нем няне, помните: ваши взгляды на воспитание и развитие крохи должны совпадать. Иными словами, речь идет не только о воспитании ребенка, но и о педагогическом развитии самих родителей.

В домашнем воспитании, по методике Лупан, родители должны каждую минуту быть готовы целиком и полностью отдаться своему малышу, а не отмахиваться от него игрушками и нянями. Конечно, далеко не все мамы и папы готовы так самоотверженно трудиться на благо своего чада, как это сделала Сесиль Лупан. Тем не менее она преподала хотя бы начальный урок воспитания молодым и будущим мамам, ведь уже давно доказано, что личность формируется еще в утробе матери.

Угасание родительской инициативы — одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она заключается в том, что современные родители в лучшем случае склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка другим людям, пусть и компетентным. Доля времени, посвящаемого семейному общению, слишком мала, из-за чего теряется преемственность традиций домашнего воспитания, а потому вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

Сесиль Лупан доказала, что раннее развитие дает положительные результаты не только для ребенка. Молодые мамы тоже могут развивать свои творческие способности, что делает семью семьей в полном смысле этого слова. Лупан и сегодня вдохновляет родителей использовать преимущества домашнего воспитания, обратившись к педагогическому потенциалу семьи.

Сесиль Лупан не просто мать двоих детей, она женщина, которая, написав книгу, открыла новую грань в завораживающем мире детской психологии. Теперь каждая мама может с легкостью и, главное, с удовольствием подготовиться к самому главному в своей жизни — образованию любимого и неповторимого малыша.

И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

    Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

    С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

    С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

    Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

    Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

    Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

    Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

    Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

    Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

    Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

    Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

    Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

    Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

    После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

    Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

    Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

    Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.